Действие проистекает в 1971 году, когда глэм-рок обретает популярность. Благодаря этому Брайан Слейд становится центром внимания и совместно с рокером Куртом Уайлдом из Америки покоряет мир. В 1974 году Брайан, находясь на пике своей популярности, решает инсценировать свою смерть, дабы сбежать от надоевшей популярности.
Проходит десять лет после его исчезновения. В 1984 году журналисту Артуру Стюарту удается раскрыть это дело и добраться до истины. Эти события происходят во время пика сексуальной революции в Великобритании, который сопровождается массовыми беспорядками, молодежными волнениями, концертами рок-музыкантов, напоминающими ад с морем кокаина.
Талантливый режиссер Хейнс, на мой взгляд, воплотил мечту своей юности, изобразив в своей третьем полнометражном труде, собственное виденье музыки 70-ых. Также не обошёл вниманием проблемы молодежи, некоторые социальные аспекты, однако, всё же главным приоритетом, было желание предоставить на показ «золотую жилу» музыкальной эстетики той эпохи.
Собрав вместе с тем, актёрский ансамбль из актёров, чьи имена в будущем, будут греметь на афишах кинотеатров: Джонатан Риз Майерс, Юэн МакГрегор, Кристиан Бэйл. Ребята собрались громко ударить по струнам электрогитар, не забыв внести частицу своей души, и это у них вышло изумительно, красиво, в какой-то степени даже божественно!
«Бархатная золотая жила», — чуть ли не самый лучший мюзикл, рассказывающий о периоде, расцвете глэм-рока, чьи два часа полны возбуждения и максимального движения без остановок. Может с некоторой стороны странно, но фильм умеет к себе приковать внимание, держа тебя до конца. Его бунтарская атмосфера, передаваемая шикарной музыкой, со всей атрибутикой, свободой, эпатажем, гомо-эротикой имеющей рамки, не показанной безвкусно, а наоборот вполне себе художественно, вызывает долю восхищения, эмоции и ощущение причастности к тем событиям.
Пускай они выдуманные, но не сложно заметить, в них, прямой намёк (более того) на легендарную эпоху, когда на сцене блистал фееричный фантаст Дэвид Боуи, и безудержный мятежник Игги Попп. Вдобавок, всему этому есть дополнение в лице Placebo, играющих гимн всему тому поколению!
Мне грустно, автор. Я люблю это время (безнадежно люблю), я хочу быть там – внутри, в кадре или за кадром, неважно, хочу погладить меховое пальто, абрикосово-пурпурно раскрасить личико, ну и спеть тоже, вторя Зигги Стардасту перед экстатической толпой. Пока мы в гримерной, подай вот эти ботфорты на платформе, и боа обязательно, и напудренный парик. Голый субъективизм будет, да, другого не жди.
Часть I. Артур Стюарт
В распахнутые двери восприятия ранние 70-е врываются гомоном улиц, сексуальными свободами и, конечно, ничего не понимающими предками! Долой стереотипы и скучные шмотки, снова на несбывшееся свидание с собственным гендером. Девочки смотрят презрительно, да ведь можно обойтись без них: либидо диктуется модой, манит к усыпанной блестками (голубоватой) сцене. Нелепейший – значит, с ролью справляется, – накрашенный Кристиан Бэйл беззаветно пополняет армию фанатов начинающих рок-звезд, а главная-то из них возьми и умри. Через десять лет он журналист в престижной газете, остепенился, ведет расследование той мнимой смерти. Квазидетективная фабула просто предлог: там, в Прошлом, подростковые восторги, но там и попытки обрести себя истинного, вырваться из цепких лап пресного, морально устойчивого Сегодня. Камера работает крупными планами, будто поддразнивает: вот «До», а вот «После». Найди десять отличий. Сценарий соткан наспех, узлами наружу, флэшбэками да флэшфорвардами. Так что лавина воспоминаний быстро порвет нитку жемчуга на груди инфернального андрогина, и покатятся бусины, покатятся, только собирай... Автор! Ты здесь? Давай собирать вместе. Мне – направо, тебе – в позавчера...
Часть II. Брайан Слэйд
Когда в твоих глазах загораются сердечки, можешь не сомневаться насчет своего продюсера: у него там загорятся доллары. Все подсчитано: каждый грамм кокаина в постель, каждый килограмм перьев для сцены. Жизнь и смерть глэм-рока параллельна истории певчего бисексуала, что любил невзначай обменять не нужных уже людей на более удобных и покутить в свое звезднопыльное удовольствие. Эх, старина Боуи! И ты когда-то был искренним. Если надо, спал. Если надо, обесцвечивал. Каждый альбом аккуратно подпирал свежим скандалом, труженик вельветового андеграунда. Не то теперь: респектабельный джентльмен, ты плюешь на перевранный байопик, даже песенки свои не пожертвуешь режиссеру-либертину. А ведь тот все помнит (он, может, и голубым стал из-за тебя!) и соблазняет на рандеву с ностальгическим винилом, иронично завернутым в меха венер. Звукоряд великолепен, да и снимать клипы он умеет, да и…
…Джонатан Риз-Майерс как старается, посмотри. Сам перепевает шлягеры (мило), ловко шаркает ножкой (ловко). Вот вам идол поколения, который потерял самого себя. Камера работает дальними планами, причем здесь лицо, надо показать шею, торс, ноги. Отличный женский халат, Брай, тоже такой хочу! Чем ярче звезда, тем шикарнее апартаменты. Стиль все больше сбивается в ультрамодную эклектику, котирует рокайль, порочно-барочное почти-что-порно, пижонские смокинги леопардовой расцветки – очевидно, что без пестрящего визуала икону не нарисовать. Где-то в глубине полуночных оргий мелькает испуганное лицо начинающей костюмерши – такие обычно важнее музыкантов и звукооператоров, ангелы-хранители (имиджа) в суровом мире шоубиза... Примерно с середины фильма многозначительные диалоги начинают тиражировать утонченные истины а-ля Оскар Уайльд: красота ради самой красоты.
Часть III. Курт Уайльд
Что есть свобода? Ох, автор, мы тут еще и философией балуемся? После косячка самое оно. Здесь не до костюмов: нагое тело – храм искусства (камера, переставай работать). Тьфу! Прости мне морализаторство, но этот МакГрегор как нырнул в «Транспоттинге» в унитаз, он так для меня и не отмылся. Слепленный из рок-звезд разной величины, как и комбинаторный Зигги, его персонаж подозрительно смахивает на… Впрочем, для Кобейна слишком много (по времени еще открытая рана – 1998), для Оскара – слишком мало (но Бози-Боуи рядом). Не важно, кто он – бунтарь-одиночка с детскими незалеченными травмами. Хотел свободы – получил. Творил, пел, безумствовал – все на экстремумах, все ради людей. Искусство чистое, как героин? Да ладно, ничего чистого тут не предвидится. Итого: брошен, как плюшевый мишка. Но, даже прощая бесстыжей бестии Браю иссушающую жажду славы, подумаешь невольно: ведь была любовь, пускай не отличимая от похоти и самолюбованья. Где-то глубоко внутри трепыхалась же пернатая, просилась из золоченой клетки, а ее сразу бархатной тряпицей сверху: не шуми! Нету никакой свободы, не знаю, чего вы там собирались менять. Тоже мне революция. Рок-н-ролл, а поверх слой губной помады. Слушайтесь режиссера: все показал, объяснил, как вы такие уродились, расплодились да и кончились, эпитафией припечатал. Вот пройдут годы, и жить вы будете (существовать!) только воспоминаниями: эта ваша goldmine душой звалась, да вся вышла…
---
Как тихо. В гардеробной психодела идет снег. Или глиттер? Медленно смываю грим, переодеваюсь, массирую усталые пальчики на ногах. Прощаю тебе сумбурность и чудовищное многословие, автор: было красиво. Пластинку я заберу с собой, если позволишь. Ведь все ради музыки затевалось, да?
- Что в этом плохого?
- Ничего. Пока не смотришь вокруг…
Мир уродлив, сер, убог. Но всегда были, есть и, хочется надеяться, будут люди, которые пытаются делать его ярким и красочным. Существует пара отличных способов добиваться этого – создавать прекрасное и быть не как все.
Великие люди, как правило, используют оба способа, и мир действительно становится лучше. Но жизнь есть жизнь, и рано или поздно (чаще рано) все возвращается на место, и мир снова погружается в грязь и серость.
Эпоха глэм-рока – эпоха великих людей. И никому ни раньше не удавалось, ни, думаю, в будущем не удастся лучше Тодда Хэйнса изобразить ее.
Velvet Goldmine прекрасен всем. Музыкой, актерами, декорациями, диалогами, сценами… Всем, чем может быть прекрасен киношедевр.
Он меняет взгляд на гомосексуализм, заставляет слушать ту музыку, которая раньше казалось неинтересной, заставляет понять (или еще раз переосмыслить), что великое не забывается, и что ведут за собой толпу не те, кто хотят деньги и власть (или не только они), а те, кто хочет творить ради искусства и ради любви, и что любовь – понятие многостороннее.
Ни в одном другом фильме Джонатан Рис Майерс не раскрылся так полностью как здесь, Бэйл погрузился в героя вполне в своем духе, Эвану Мак Грегору просто Браво, как и Игги Попу, Velvet Underground, Лу Риду, что там, даже Placebo, и, конечно же, невероятному Тодду Хейнсу!
В недалеком 98-м году Тодд Хейнс продолжил традицию по производству фильмов на основе музыкальных эпох, в данном случае – глэм-рока. Радужный макияж на лицах, яркие цветастые наряды экстравагантного вида и открытая пропаганда бисексуализма, все это – «Бархатная золотая жила», фильм, по праву заслуживший носить звание достойного авторского кино. Здесь начинали и продолжали карьеру знаменитые актеры, атмосфера пропитана мелодичными композициями и музыкальными номерами, а Юэн МакГрегор творит на сцене такое, что ни за что не позволил бы себе сделать сегодня. Но за весельем и беззаботностью кроется другая сторона: наркотики и стресс, разрушающие личность. И над всем над этим возвышается таинственная брошь, принадлежащая когда-то Оскару Уайльду. От последнего, кстати, субкультура многое переняла.
Бесконечные сексуальные связи, откровенные оргии, плевание на общественную мораль – правильно ли все это? «Жила» поначалу убеждает в этом, но впоследствии жестко критикует – будут слезы, обиды и расставания. В конце концов, это был лишь период, когда молодежь могла выразить себя в этих бескрайних черных буднях, но время проходит, унося за собой безрассудство, и оставляя зрелый тип мышления. В этом плане фильм очень хорош. Но тема выбрана крайне специфическая и не каждому она придется по вкусу. На то оно и авторское кино.
Первый фильм Тодда Хейнса, увиденный мной, был «Меня там нет». Он, к сожалению, меня не впечатлил и показался даже несколько затянутым. Сегодня же я посмотрела киноленту «Бархатная золотая жила», режиссером которой также выступил вышеназванный Хейнс. Однако «Velvet Goldmine» оказался, по крайней мере для меня, более интересным, захватывающим и поглощающим. Он окунает нас в мир блесток и мишуры, соблазнов и развлечений; в мир, который скрыт за пеленой мерцающего света и сверкающих нарядов; в мир, в котором, кроме перманентного карнавала, есть чувства, страхи, слезы, грязь, ложь и одиночество.
Интересна сама идея того, как создатели «вписали» Оскара Уайльда в повествование о жизни Брайана Слейда. Подталкивает к размышлению сопоставление великого, на мой взгляд (и думаю, не только), Уайльда – писателя, поэта, денди, декадента и эстета с Брайаном Слейдом. Другой век, другие нравы, новые технологии, НО сущность человека всегда остается той, что много лет, веков, тысячелетий назад.
Мне очень понравилась музыка, которая была отлично подобрана к фильму. Запомнилось выступление Placebo. Я в восхищении от безумства, нескончаемого дождя из блесток, микса из аудио-визуального содержания. Поэтому несмотря ни на что, несмотря даже на то, что Дэвид Боуи назвал сценарий «дрянью», я ставлю
Культовый фильм Тодда Хейнца про эпоху блестящего глэм-рока...Я прочла о съемках этого фильма еще в пору юности в 98 г, но посмотреть удалось лишь спустя 13 лет. Смелость того времени перенесенная на экран, сила молодости и красоты в попытках изменить этот мир-все это захватывает с самого начала и держит в напряжении до финала. После остаешься в состоянии шока, хочется пережить все то что было тогда, завидуя актерам с упоением окунувшихся в образы своих героев..Фильм потрясающий, музыка подобрана стильная, а тем более узнав что многие хиты исполнены самими актерами. Джонатан Рис-Майерс играет вымышленного героя-идола конца 70-х списанного с Дэвида Боуи. Этот образ женственного и одновременно мужественного артиста завоевавшего славу и миллионы поклонников найден очень удачно. И его решение уйти в самом расцвете славы можно понять..Ведь нет ничего хуже для работника сцены как постареть и потерять свое величие..
Могу часами смотреть на Эвана Макгрегора, его образ отличается от его арт-хаусных ролей, и кажется этот английский актер прекрасно вжился в рол рок-н-рольного бунтовщика праобразом которого был Игги Поп. Кристиан Бейл в роли скромного корреспондента сначала не вызывает никаких эмоций. Но позже, углубляясь в его воспоминания юного фаната рок-музыки и то как он теряет девственность с самим Куртом Уайлдом-понимаешь как артист с удовольтвием погрузился в роль..
Сама атмосфера эффектных костюмов, пестрых блесток и потрясающей музыки впечатляет. Полностью передано то время всеобщей увлеченности раскрепощением в музыке поведении и моде.
Хотелось бы сказать молодым любителям кино-не судите строго то время..То чего удалось достичь той молодежи нам никогда не придется пережить. Они стояли у истоков свободы самовыражения и не всегда законного..
Ставлю
10 из 10
не меньше.
P.S.хиты группы T-REX Twenty Century Boy в исполнении Брайана Молко и компании придает фильму современное звучание. Всем спасибо.
Ошеломляюще! Послевкусие после просмотра фильма обещает быть долгим.
Какое невероятное, какое красивое кино. Полное погружение в эпоху! В эпоху, когда зарождались легенды, когда царила атмосфера пьянящей свободы. Блеск, музыка, некоторая грусть, удовольствие. Лично я всегда мечтала жить в ту эпоху!
Актеры отлично сыграли, я поверила всем, я растворилась в каждом образе, утонула в пучине глэм-рока, прочувствовав до глубины своего сознания все, что хотели донести до нас создатели. До мурашек!
Молодой Юэн МакГрегор, с дикими глазами, сумасшедшими замашками, но такой нежный и ранимый. Герой Джонатан Рис-Майерса навсегда стал одним из моих экранных фаворитов, утонченный, нервный и такой талантливый.
Как же приятно увидеть Кристиана Бэйла в столь необычном для него амплуа. Достойно, невероятно, комплексы его героя так и лезут наружу.
Очень приятным дополнением для меня было увидеть Placebo в этом фильме, которые совершенно гармонично вписались в атмосферу и образы. Брайна Молко в цилиндре должен увидеть каждый уважающий себя поклонник его творчества.
А перепетая ими 20th Century Boy уже много лет является моей любимой. Музыкальная тема в этом фильме достойна высшей похвалы!
Фильм отправляется в категорию любимых и занимает достойное место в моей домашней коллекции. Я покорена навеки.
Этот фильм и актеры в нем-настоящий разгул сумасшествия среди нормального. Его нужно смотреть несколько раз (можно даже в несколько этапов) чтобы понять, и, буквально впитать его в себя.
Это не только музыкальная драма, это настоящая сказка. Падающие звезды, волшебная брошь, как маяк, и общая атмосфера сияющих огней и связанных меж собой судеб.
Все эмоции от просмотра смешаны-радость, томительная и светлая грусть, какая-то бешеная эйфория (спасибо Курту Уайлду!), желание продолжения и чувство чего-то знакомого до боли...Вроде бы фильм взрослый и достаточно спорный, но он напоминает о чем-то из детства, особенно самое начало, первые несколько минут с космическим кораблем и Оскаром Уайлдом.
Этих героев любишь, нежно любишь всех и каждого. Так странно видеть их такими. Все актеры в жизни главы больших семей, не имеющие к бисексуальности и музыке никакого отношения.
Юэн МакГрегор-настоящий Курт Уайлд, необузданный и бешеный, но с каким-то нежным характером мальчишки-хулигана.
Джонатан Рис-Майерс, опасный, утонченный, мрачноватый Брайан Слейд, окруженный блестками собственной жизни.
Тони Коллетт, милая и родная Мэнди, такая забавная и веселая, жаль только, что она не пела в фильме. Интересно, почему?
Кристиан Бейл в роли Артура Стюарта. Забытый всеми, робкий и неуверенный, нескольки лишний среди всех других.
Эдди Изард, блестящий продюсер в полосатом костюме.
Майкл Фист, мужчина с странным именем Сесиль. Неудачливый продюсер и хороший человек.
Эмили Вуф, Шеннен. Скромная девочка, случайно попавшая в центр глэм-рока.
Мико Вестмоленд, жутковатый Джек Фейри, не произнесший за фильм ни одного слова. Он как призрак, появляется то тут, то там, загадочно улыбается и исчезает. В конце фильма прекрасно исполняет песню '2HB', жаль, эту версию не найти.
Группа 'Placebo' в роли забавных фриков, Брайан Молко, роняющий боа.
Еще хотелось бы выделить из массовки Девушку в красном.Красные волосы, красные бусы, красное платье, красные ногти и красные чулки. Поднимала настроение, когда появлялась.
В фильме присутствует волшебная музыка-Sebastian, Bitter-sweet, 2HB, Cosmic dancer, Diamond meadows, Virginia Plain, Needle in the camel`s eyes, Tumbling Down, The fat lady of Lumborg, Dead finks dont talk,The Whole Shebang и прекрасная, нежная и грустная мелодия в начале и в конце фильма- Velvet Spacetime.
Большинство песен исполняет Джонатан Рис-Майерс, и Эван МакГрегор. На долю второго пришли Gimme danger, My unclean, TV eye.
Я люблю этот волшебный фильм, прекрасную музыку, талантливого режиссера, эффектных актеров и яркую массовку. Обожаю общую атмосферу любви между героями. Есть даже не вполне стандартный любовный треугольник.
Стоит мне лишь оглянуться...И я вижу как движется твоя тень, на стене.
Позвольте себе этот фильм.
Он это называл свободой. Свободой, которую ты можешь себе позволить. Или нет?
Уже само название фильма нам подсказывает, что фильм связан с легендой рока - Дэвидом Боуи. Режиссер Тодд Хейнс задумывал фильм как биографию знаменитого музыканта, но последний наотрез отказался иметь какое-либо отношение к данной работе, как сам, так и его творчество. Тогда Хейнс не растерялся, и представил всю историю выдумкой, сохранив, однако, основную структуру. А вожделенные песни Боуи сменили другие, не менее именитые исполнители глэм-рока (T. Rex, Roxy Music, The venus in furs, etc.)
«Эпохи, места, люди - все они ускоряются, и, чтобы справится с этой эмоциональной паранойей, были выбраны странные люди, те, кто через свое искусство, могут ускорить прогресс»
Джонатан Рис-Майерс — Брайан Слэйд-Дэвид Боуи
Джонатан Рис-Майерс великолепен в роли глэм-рок исполнителя, с ярким образом, выраженным через театральную эффектность экзотических костюмов, собственную артистичность, актерский талант, плюс, конечно, андрогинный облик.
Брайан Слэйд- молодой талантливый музыкант, поймавший и возглавивший волну глэм-рока и ставший его основным символом. Брайан решил совершить сексуальную революцию, и хоть поколение поклонников битлов не знало толком, что с нею делать, музыкант легко показал пример, нацепив женское платье. Потом к платью прибавился кричащий макияж и окрашенные волосы. «Жизнь- это имидж», — говорит сам Брайан, выражая идеологию массовой культуры.
Дэвид Боуи узнаваем образе Брайана Слейда. Для музыканта (-ов), глэм-рок был лишь одной из ступеней в своем развитии, талант и индивидуальность позволили пройти Дэвиду (Брайану) не одну волну музыкальных перемен (от классического рока через глэм к электронике и металлу) и оставаться узнаваемым. И поэтому, по праву считается самым влиятельным музыкантом столетия.
Эван Макгрегор -Курт Уайлд- Игги Поп
Эван эпатирует, шокирует, словом ни на секунду не сомневаешься, что этот парень помешан на музыке, свободной любви и наркотиках. Его можно полюбить за роль в VG.
Курт Уайлд- американский музыкант, участник первой попытки рок-революции — трагедии леворадикальных 60-х, в ком зритель без труда узнаем Игги Попа. В 60-х же время Курт (Игги) основал гаражную группу The Rats (The Stooges),оказавшую влияние на панк-рок и хардкор как музыкально, так и имиджево. Во время своих выступлений Курт (Игги) был настоящим бесом- выступал с обнажённым торсом и расстёгнутой ширинкой, а то и вовсе без штанов. К 70-м Курт (Игги) серьезно пристрастился к наркотикам: «Раньше я употреблял героин, теперь сижу на амфетаминах, пожалуй, я смогу что-нибудь написать» — но это не основная тема.
Главной «начинкой» фильма была именно встреча Курта с Брайаном, их совместную раскрутка и запись альбомов, и любовь. Любовь дикая, необузданная, наполненная духом свежести и порочности (Где это видано, целующиеся парни во всех газетах на полный разворот?!) и толпами поклонников по всей Британии.
После разрыва с Куртом , Глэм-рок теряет свою привлекательность для Брайна,он очень страдает и, на одном из своих концертов «убивает» Демона Максвелла (так же как Боуи расправился с Зигги Стардастом, в свое время)
Так прошли 18 месяцев Глэм-рока, изменившего мир.
А что же остается? Конечно, воспоминания.
Проводником в мир былой мечты стал журналист Артур Стюарт (Кристиан Бэйл) с которым мы и совершили путешествие в 70-е.
К слову, Бэйл оказался невероятно хорош как в образе журналиста, стремящегося докопаться до правды, судорожно хватающийся за любую ниточку, ведущую к цели, так и в образе мечтательного мальчишки ищущего себя, подхваченного волнами глэм-рока и унесшегося в мир свободных отношений, музыки и удовольствия.
«Ты навлек позор на всю нашу семью»- негодует Отец. Но чего еще желать юноше, как не свободы?
Подводя итог, хочется отметить, что данная картина не претендует на достоверность. Факты и события, имевшие место быть, передаются зрителю через воспоминания, то есть приукрашенными/ приуменьшенными, чересчур вычурными или блеклыми. А ведь воспоминания сочетании с эмоциями- самая необъективная вещь на свете.
Нет, это не биография Дэвида Боуи, это фееричный глэм-рок в призме юношеских воспоминаний и шелеста газетных страниц.
Свобода действий, свобода мысли, свобода высказываний - вот что находит отражение в этом фильме в эпоху, когда все это было почти под строжайшим запретом, культура глэм-рока злоупотребляла этим во всех возможных формах. Для них не было никаких ограничителей: ни моральных устоев, ни принципов и помех в осуществлении невиданного, превращении концерта в шоу невиданного размаха. Они показали миру фантастическую красоту.
Так же этот фильм показывает не только эту красивую обертку, но и обратную сторону всей этой рок-касты. Когда предать друга, подстроить собственную смерть казалось чем-то обычном, а почему бы и нет. Мы видим всю низость духовного развития этих людей, видим их слабости и пороки.
Актеры потрясающие: Кристиан Бейл, Эван МакГрегор - они просто неподражаемы. Блистательная актерская игра, как и сама атмосфера того лихого времени. Бесподобные саундтреки.
Смотреть стоит любителям рок-музыки, да и не только... Красиво, но правдиво.