К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

До того, как настоящие космонавты-астронавты-тейконавты-марсонавты действительно окажутся на поверхности Красной планеты, её досконально, во всех подробностях, исследуют кинорежиссёры. Исследуют настолько тщательно и скрупулёзно, что настоящим учёным останется лишь разводить руками, ибо авторская фантазия безгранична, и то, до чего у Творца Вселенных - Абсолюта 'не доходят руки', с великой радостью восполняют творцы кинореальностей. Мартин Вильнёв дебютировал как режиссёр невероятно атмосферной 'ретрофутуристической' медитативной лентой 'Марс и Апрель', в которой даже название является своеобразной семантической загадкой. (Фр. Mars & Avril, игра слов, где 'Mars' — это и месяц март, и планета Марс, а 'Avril' — и месяц апрель, и имя главной героини.)

С первых же кадров, когда Солнечную систему показали в виде струн с нанизанными на них нотами-планетами, зрительский интерес пополз вверх, обещая, как минимум, неординарное кино. Таковым оно в полной мере и получилось. Лирическая фантастическая драма предстала в виде многослойного фильма, в котором псевдореальности не столько 'путают' зрителя, сколько настраивают на определённый лад абсолютно не подвластной разуму человека истинной Реальности, познать которую в этой жизни человеку не дано. Фильм невероятно красив, изобилует яркими спецэффектами и зрелищами футуристических технологий. Но наибольшее впечатление производит даже не Монреаль 2060 года, а необычные музыкальные инструменты, на которых играет квартет известных музыкантов.

Композитор Бенуа Шаре сумел создать такой удивительный музыкальный ряд, что в происходящее на экране веришь легко. Музыка, атмосфера футуристического концерта со зрителями, одетыми в невероятные наряды и с такими же 'космическими' причёсками, создают удивительное ощущение сопричастности. Сценарий насыщен грамотными научными и яркими лирическими диалогами. Множество произносимых фраз - это почти афоризмы, либо квинтэссенция научной мысли. Всё это в целом создаёт стойкий 'привкус' красивой, необычной но очень и очень интересной фантастики. Фильм словно пронизан поэзией, 'истекающей' с уст героев и из визуальной составляющей. Он невероятно музыкален, хотя самой музыки не так много, зато она постоянно упоминается и будто бы присутствует в кадре.

Работа оператора поистине уникальна, ибо Бенуа Больё нашёл настолько удивительные ракурсы, что в отдельных сценах сумел буквально 'трансформировать' обнажённое женское тело в марсианский пейзаж - невероятно красиво и очень поэтично. Работа группы из пяти художников тоже впечатлила ярким и насыщенным визуальным рядом, буквально 'втягивающим' зрителя в происходящее на экране. И пусть сценарий отчасти путанный, и драматизм превалирует над лирической составляющей, зато по своей структуре картину никак не отнесёшь к 'попкорновому' бездумному зрелищу. Здесь нужно думать, нужно разгадывать многослойный ребус авторского видения собственного творения. И даже если сам этот процесс довольно утомительный, зато 'послевкусие' картины просто неповторимое...

P.S. В 2013 году 'Марс и Апрель' участвовал в двух канадских фестивалях. Номинаций у него было много, но в основном - по техническим разделам (спецэффекты, грим, декорации) и только одной номинацией отметили сценарий Виллинёва. К сожалению, ни в одной номинации фильм награды так и не взял, что можно считать обидным фактом для такой необычной претенциозной картины.

26 января 2015 | 12:09
  • тип рецензии:

Безмерно благодарна одному незнакомцу за настоящий подарок — ещё один любимый фильм! Невероятно, но в какой-то степени «Mars et Avril» описывает эпизоды моей жизни. Я музыкант, в детстве часто снились астрономические сновидения и путешествия сквозь Солнечную систему, один из персонажей до боли похож на любимого человека.

Тяжело описывать сюжет этого метафорического фильма, полного музыки, снов и размышлений о природе реальности. События разворачиваются в футуристическом городе, где метро заменила Монреальская Телепортационная Служба, жизнь продлевается за счёт частичного превращения в голограмму, а люди всё ещё мечтают ступить на песок Марс. В центре сюжета три гения — музыкант, проектировщик духовых инструментов по образу и подобию женщины и одиозный космолог-экспериментатор. Каждый из них остро нуждается во вдохновении, в дыхании жизни и однажды обретает девушку по имени Avril.

Мне бы так хотелось увидеть цельный сериал! Идей в полутора часах «Mars et Avril» хватило бы на множество прекрасных серий!

P.S. Мартин Вильнёв, режиссёр и автор сценария, оказался братом Дени Вильнёва. Хотя я люблю фильмы последнего, но работа Мартина впечатлила до глубины души. Сценарий — золото! И отдельно порадовало мелочи, которые оживляют выдуманный мир. К примеру, в местных барах предлагают коктейли под очаровательными именами (Нефтяная мечта, Антифриз).

21 октября 2021 | 02:05
  • тип рецензии:

Всё, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Нильс Бор

Пока старший братец Мртина Вильнёва, Дени, раздувал свои бутафорские 'Пожары' и потихоньку топтал себе тропинку в Голливуд, вминая в рыхлый грунт своего таланта его жадные ростки, младший наскоблил немного денег и поставил у себя на родине весьма незаурядную футуристическую (псевдо)философскую драму. Жаль только, что в тени 'Прибытия' на нашу грешную огромного корабля пришельцев и в нервном хрусте попкорна, доносящегося из под ног бегущих на премьеру 'Бегущего', про фильм Мартина уже мало кто вспоминает. Впрочем, а что жаль? Не научился Мартин у брата тому, как нужно снимать коммерческое кино, и прекрасно! Должны же чем-то утолять свой интеллектуальный голод такие убогие киноманы как я.

А кушанье у Мартина Вильнёва и Робера Лепажа получилось на славу. Не шедевр, правда, но привередливому киногурману явно есть чем полакомиться: свежий сюжет, упакованный в натуральную футуристическую оболочку, нашпигованный в равной пропорции серьезными и фарсовыми сентенциями героев, ловко погруженный в тело драмы, заправленный хорошей музыкой, и, наконец, красиво поданный, оставляет долгое приятное послевкусие и способствует шевелению извилин того, что у современного человека превращается в рудиментарный орган и скоро, наверное, будет заменено на голограмму (как голова мсье Спаака в фильме). Что же, попробую разобрать отдельные ингредиенты этого блюда.

Начну с обертки. Футуристическое оформление явлено зрителю с хорошим вкусом: без кичливости, с признаками собственной фантазии, выдержанным по стилю в различных локациях. Фантастические детали не акцентируются и не концентрируются в одном углу; они разбросаны по всей картине, но поданы так, чтобы не довлеть над собственно футуристическими, причем в рисовке и тех и других нередко заметно легкое озорство авторов.

Весьма удачен музыкальный ряд ленты: 'космический джаз' изначально привязан к действию, от чего кажется, что сочинили его не для фильма, а в самом фильме. А уж на каких инструментах его исполняют! Дизайну позавидует и Шемякин, а выпускали бы такие 'сексофоны' (правильнее 'эротофоны') сегодня, маэстро Голощекин явно бы заказал парочку для своей филармонии, а заодно пригласил бы маэстро Обю на гастроли.

Но самое вкусное находится за удачными декорациями. Режиссер не дает скучать искушенному зрителю и то и дело провоцирует его сознание смесью из весьма любопытных заявлений: от совершенно абстрактных, вроде того, что 'алкоголь и сны не смешиваются' до одного из едва ли не самых полемичных в философии человеческого сознания: 'наше сознание создает реальность' - что не только озвучивает, но и тут же демонстрирует Спаак в одном из эпизодов с 'голографической гастрономией'. Сцена эта воспринимается как гротескная иллюстрация озвученного философского предположения, но в этом фильме Вильнёву-младшему удалось необычайно естественно совместить гротескные и сугубо философские детали сюжета.

В целом, мысль об определяющей роли сознания в существовании материи в картине повторяется неоднократно. Но если планеты Марс в реалии не существует может быть только в голове 'безголового' Спаака (то есть может быть она, планета, существует только в вашем сознании), то сила настоящей любви однозначно может отправить не только ваше сознание, но и тело на любую планету, а если такого небесного тела не существует, то - создать его. Иначе, переиначивая определенный выше 'антропный принцип', можно сформулировать следующую максиму: без любви нет материи. Что, лишку хватил? Ну тогда так: без любви не будет материи (и никогда не было бы).

Всё перечисленное - далеко не всё любопытное, что вы можете найти в 'Марсе и Апреле': там ещё много-много всего удивительного и занятного; в том числе и того, что я, может быть, и не приметил вовсе. Так что если вы уже обсудили с друзьями все (не)интересности 'Прибытия' и сходили на 'Бегущего', не поленитесь на досуге познакомиться с творчеством младшего брата вашего (не)любимого режиссера: надеюсь, разочарование вас не постигнет.

И да простят меня поклонники творчества Лепажа, но, право, хорошо, что в своё время тот отказался от режиссирования этого фильма, а остался только его призрачным соавтором, заодно сыграв здесь интересную полупризрачную (полуголографическую) роль: 'сила тяжести' в построенном им мире наверняка оказалась бы большей этого параметра в картине Мартина, у которого всё получилось с марсианской легкостью (F на Марсе в 2,5 раза меньше земной).

25 января 2018 | 21:03
  • тип рецензии:

Некоторые говорят: потеряешь настоящее счастье.

А кто терял настоящее счастье погладив кошку?

Медицинский факт: у некоторых людей шерсть животных или человека вызывает аллергию и астму как следствие, а у других напротив: расширение сосудов и облегчение дыхания, так чем же они виноваты, что хотят продлить свою жизнь? Правда в фильме перегнули палку, для этого не обязательно ложиться, многим вполне достаточно дружеских отношений. Любой человек имеет право найти такое 'животное' которое ему приносит облегчение.

В целом фильм представляет собой притчу, от которых уже наверное отвыкли, вызывает необычные ощущения у любителей экзотики.

04 февраля 2015 | 11:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: