Марса не существует - это умственная конструкция!..
До того, как настоящие космонавты-астронавты-тейконавты-марсонавты действительно окажутся на поверхности Красной планеты, её досконально, во всех подробностях, исследуют кинорежиссёры. Исследуют настолько тщательно и скрупулёзно, что настоящим учёным останется лишь разводить руками, ибо авторская фантазия безгранична, и то, до чего у Творца Вселенных - Абсолюта 'не доходят руки', с великой радостью восполняют творцы кинореальностей. Мартин Вильнёв дебютировал как режиссёр невероятно атмосферной 'ретрофутуристической' медитативной лентой 'Марс и Апрель', в которой даже название является своеобразной семантической загадкой. (Фр. Mars & Avril, игра слов, где 'Mars' — это и месяц март, и планета Марс, а 'Avril' — и месяц апрель, и имя главной героини.)
С первых же кадров, когда Солнечную систему показали в виде струн с нанизанными на них нотами-планетами, зрительский интерес пополз вверх, обещая, как минимум, неординарное кино. Таковым оно в полной мере и получилось. Лирическая фантастическая драма предстала в виде многослойного фильма, в котором псевдореальности не столько 'путают' зрителя, сколько настраивают на определённый лад абсолютно не подвластной разуму человека истинной Реальности, познать которую в этой жизни человеку не дано. Фильм невероятно красив, изобилует яркими спецэффектами и зрелищами футуристических технологий. Но наибольшее впечатление производит даже не Монреаль 2060 года, а необычные музыкальные инструменты, на которых играет квартет известных музыкантов.
Композитор Бенуа Шаре сумел создать такой удивительный музыкальный ряд, что в происходящее на экране веришь легко. Музыка, атмосфера футуристического концерта со зрителями, одетыми в невероятные наряды и с такими же 'космическими' причёсками, создают удивительное ощущение сопричастности. Сценарий насыщен грамотными научными и яркими лирическими диалогами. Множество произносимых фраз - это почти афоризмы, либо квинтэссенция научной мысли. Всё это в целом создаёт стойкий 'привкус' красивой, необычной но очень и очень интересной фантастики. Фильм словно пронизан поэзией, 'истекающей' с уст героев и из визуальной составляющей. Он невероятно музыкален, хотя самой музыки не так много, зато она постоянно упоминается и будто бы присутствует в кадре.
Работа оператора поистине уникальна, ибо Бенуа Больё нашёл настолько удивительные ракурсы, что в отдельных сценах сумел буквально 'трансформировать' обнажённое женское тело в марсианский пейзаж - невероятно красиво и очень поэтично. Работа группы из пяти художников тоже впечатлила ярким и насыщенным визуальным рядом, буквально 'втягивающим' зрителя в происходящее на экране. И пусть сценарий отчасти путанный, и драматизм превалирует над лирической составляющей, зато по своей структуре картину никак не отнесёшь к 'попкорновому' бездумному зрелищу. Здесь нужно думать, нужно разгадывать многослойный ребус авторского видения собственного творения. И даже если сам этот процесс довольно утомительный, зато 'послевкусие' картины просто неповторимое...
P.S. В 2013 году 'Марс и Апрель' участвовал в двух канадских фестивалях. Номинаций у него было много, но в основном - по техническим разделам (спецэффекты, грим, декорации) и только одной номинацией отметили сценарий Виллинёва. К сожалению, ни в одной номинации фильм награды так и не взял, что можно считать обидным фактом для такой необычной претенциозной картины.
Безмерно благодарна одному незнакомцу за настоящий подарок — ещё один любимый фильм! Невероятно, но в какой-то степени «Mars et Avril» описывает эпизоды моей жизни. Я музыкант, в детстве часто снились астрономические сновидения и путешествия сквозь Солнечную систему, один из персонажей до боли похож на любимого человека.
Тяжело описывать сюжет этого метафорического фильма, полного музыки, снов и размышлений о природе реальности. События разворачиваются в футуристическом городе, где метро заменила Монреальская Телепортационная Служба, жизнь продлевается за счёт частичного превращения в голограмму, а люди всё ещё мечтают ступить на песок Марс. В центре сюжета три гения — музыкант, проектировщик духовых инструментов по образу и подобию женщины и одиозный космолог-экспериментатор. Каждый из них остро нуждается во вдохновении, в дыхании жизни и однажды обретает девушку по имени Avril.
Мне бы так хотелось увидеть цельный сериал! Идей в полутора часах «Mars et Avril» хватило бы на множество прекрасных серий!
P.S. Мартин Вильнёв, режиссёр и автор сценария, оказался братом Дени Вильнёва. Хотя я люблю фильмы последнего, но работа Мартина впечатлила до глубины души. Сценарий — золото! И отдельно порадовало мелочи, которые оживляют выдуманный мир. К примеру, в местных барах предлагают коктейли под очаровательными именами (Нефтяная мечта, Антифриз).
Всё, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Нильс Бор
Пока старший братец Мртина Вильнёва, Дени, раздувал свои бутафорские 'Пожары' и потихоньку топтал себе тропинку в Голливуд, вминая в рыхлый грунт своего таланта его жадные ростки, младший наскоблил немного денег и поставил у себя на родине весьма незаурядную футуристическую (псевдо)философскую драму. Жаль только, что в тени 'Прибытия' на нашу грешную огромного корабля пришельцев и в нервном хрусте попкорна, доносящегося из под ног бегущих на премьеру 'Бегущего', про фильм Мартина уже мало кто вспоминает. Впрочем, а что жаль? Не научился Мартин у брата тому, как нужно снимать коммерческое кино, и прекрасно! Должны же чем-то утолять свой интеллектуальный голод такие убогие киноманы как я.
А кушанье у Мартина Вильнёва и Робера Лепажа получилось на славу. Не шедевр, правда, но привередливому киногурману явно есть чем полакомиться: свежий сюжет, упакованный в натуральную футуристическую оболочку, нашпигованный в равной пропорции серьезными и фарсовыми сентенциями героев, ловко погруженный в тело драмы, заправленный хорошей музыкой, и, наконец, красиво поданный, оставляет долгое приятное послевкусие и способствует шевелению извилин того, что у современного человека превращается в рудиментарный орган и скоро, наверное, будет заменено на голограмму (как голова мсье Спаака в фильме). Что же, попробую разобрать отдельные ингредиенты этого блюда.
Начну с обертки. Футуристическое оформление явлено зрителю с хорошим вкусом: без кичливости, с признаками собственной фантазии, выдержанным по стилю в различных локациях. Фантастические детали не акцентируются и не концентрируются в одном углу; они разбросаны по всей картине, но поданы так, чтобы не довлеть над собственно футуристическими, причем в рисовке и тех и других нередко заметно легкое озорство авторов.
Весьма удачен музыкальный ряд ленты: 'космический джаз' изначально привязан к действию, от чего кажется, что сочинили его не для фильма, а в самом фильме. А уж на каких инструментах его исполняют! Дизайну позавидует и Шемякин, а выпускали бы такие 'сексофоны' (правильнее 'эротофоны') сегодня, маэстро Голощекин явно бы заказал парочку для своей филармонии, а заодно пригласил бы маэстро Обю на гастроли.
Но самое вкусное находится за удачными декорациями. Режиссер не дает скучать искушенному зрителю и то и дело провоцирует его сознание смесью из весьма любопытных заявлений: от совершенно абстрактных, вроде того, что 'алкоголь и сны не смешиваются' до одного из едва ли не самых полемичных в философии человеческого сознания: 'наше сознание создает реальность' - что не только озвучивает, но и тут же демонстрирует Спаак в одном из эпизодов с 'голографической гастрономией'. Сцена эта воспринимается как гротескная иллюстрация озвученного философского предположения, но в этом фильме Вильнёву-младшему удалось необычайно естественно совместить гротескные и сугубо философские детали сюжета.
В целом, мысль об определяющей роли сознания в существовании материи в картине повторяется неоднократно. Но если планеты Марс в реалии не существует может быть только в голове 'безголового' Спаака (то есть может быть она, планета, существует только в вашем сознании), то сила настоящей любви однозначно может отправить не только ваше сознание, но и тело на любую планету, а если такого небесного тела не существует, то - создать его. Иначе, переиначивая определенный выше 'антропный принцип', можно сформулировать следующую максиму: без любви нет материи. Что, лишку хватил? Ну тогда так: без любви не будет материи (и никогда не было бы).
Всё перечисленное - далеко не всё любопытное, что вы можете найти в 'Марсе и Апреле': там ещё много-много всего удивительного и занятного; в том числе и того, что я, может быть, и не приметил вовсе. Так что если вы уже обсудили с друзьями все (не)интересности 'Прибытия' и сходили на 'Бегущего', не поленитесь на досуге познакомиться с творчеством младшего брата вашего (не)любимого режиссера: надеюсь, разочарование вас не постигнет.
И да простят меня поклонники творчества Лепажа, но, право, хорошо, что в своё время тот отказался от режиссирования этого фильма, а остался только его призрачным соавтором, заодно сыграв здесь интересную полупризрачную (полуголографическую) роль: 'сила тяжести' в построенном им мире наверняка оказалась бы большей этого параметра в картине Мартина, у которого всё получилось с марсианской легкостью (F на Марсе в 2,5 раза меньше земной).
Медицинский факт: у некоторых людей шерсть животных или человека вызывает аллергию и астму как следствие, а у других напротив: расширение сосудов и облегчение дыхания, так чем же они виноваты, что хотят продлить свою жизнь? Правда в фильме перегнули палку, для этого не обязательно ложиться, многим вполне достаточно дружеских отношений. Любой человек имеет право найти такое 'животное' которое ему приносит облегчение.
В целом фильм представляет собой притчу, от которых уже наверное отвыкли, вызывает необычные ощущения у любителей экзотики.