Без этого культового фильма, подарившего миру одного из архизлодеев жанра и неимоверное число сиквелов, вряд ли обойдется хотя бы один список величайших фильмов ужасов. Оно и понятно: более влиятельный хоррор еще нужно поискать. За формирование нехитрых канонов пресловутого жанра слэшер – таких, какими мы привыкли их видеть – стоит благодарить именно создателей «Кошмара» и вышедшей за несколько лет до него «Пятницы, 13». Но в отличие от прозаической и по сегодняшним меркам довольно неизобретательной «Пятницы», история про убийцу из сновидений идет дальше и осмысляет уже знакомую зрителю сюжетную конструкцию поочередных убийств распутных юнцов в мистическом ключе.
Одним из главных достоинств «Кошмара» определенно можно считать его центрального антагониста. Фредди Крюгер, ставший одним из самых запоминающихся образов в истории хорроров – не бездушный убийца вроде Майкла Майерса, но эдакое воплощение всего подчеркнуто мерзкого (интересно, что хлещущая из него зеленая кровь сейчас выглядит чуть ли не обязательным элементом трэш-фильмов). К тому же Фредди играет с жертвами, выдумывая для каждой новый способ умерщвления. Как умрет следующий персонаж? В этом как раз и состоит главная соль слэшеров – и режиссер (он же сценарист) Уэс Крэйвен не дает зрителю спуску, изобретая для каждого из героев одну смерть ужаснее другой.
Дополнительного накала фильму добавляет постоянное балансирование персонажей на грани реальности и сна. Эта условность развязывает авторам руки и позволяет из сцены в сцену вводить зрителя вместе с героями в состояние постоянной тревоги и страха от взаимопроникновения двух этих миров. А жутковатый и минималистичный электронный саундтрек Чарльза Бернстайна в этом здорово помогает.
А еще здесь свою первую роль сыграл Джонни Депп – и фильм стоит смотреть хотя бы ради его очаровательного персонажа в смешном коротком топе, раз за разом засыпающего в самый неподходящий момент.
Да, сценарий – это не самая сильная сторона «Кошмара» и в нем хватает как логических дыр, так и типичных для жанра глупых и опрометчивых поступков; и многие рукотворные эффекты уже скорее выглядят неотъемлемым элементом жанра, чем правда пугают. На мой взгляд, главное в фильме – это дух того самого «ужастика из 80-х», способного даже спустя почти четыре десятилетия развлекать, принося старое доброе (guilty?) pleasure от убийства одного за одним всех центральных персонажей. Мистическим образом картина с помощью изобретательных спецэффектов, зловещей атмосферы и жуткого антагониста приковывает внимание к заученной формуле слэшера и на протяжении всего фильма, вплоть до изящного финального твиста, дает ощутить какое-то первобытное удовлетворение от осознания того, что Фредди не раз еще вернется – со своими обязательными металлическими когтями и шляпой – и новыми убийственными трюками на потеху зрителю.
Про этот фильм уже столько написано, что даже добавить практически нечего. Но попробую описать лично свои ощущения.
Нэнси - обычная школьница. В свободное время тусуется с друзьями, встречается с парнем из их компании. Но ей начинают снится кошмары, о преследующем ее страшном человеке с лезвиями на пальцах. Позже выясняется что этот кошмар снится не только ей одной. А может это вовсе не сон? И обожженный человек с лезвиями реален?..
Ну не буду объяснять как впервые увидел этот фильм. По моему у всех это происходило одинаково. Видеомагнитофон. Кассета. Одноголосый перевод Леонида Володарского. Боязнь потом уснуть, после просмотра. Понятное дело Фредди оставил отпечаток на всех детях той поры. Мне же довелось еще смотреть последующие продолжения в видеосалонах. Но сфокусируемся именно на первом, оригинальном фильме. Отмечу только плюсы и минусы.
Плюсы.
Оригинальный сценарий и заглавный злодей. На такую тематику еще ничего не сделанно, ни до, ни после. Уэс Крэйвен с нуля создал персонаж, который впоследствии стал культовым.
Отличная режиссерская и операторская работа. Ну тут понятно. Снимали явно не новички, а уже заметные (на тот момент) лица.
Неплохой каст. Актеры отлично вписались в свой роли и претензий к ним нет.
Визуальные эффекты. Сейчас это конечно выглядит не интересно и слабо, но для середины 80-х это просто бомба.
Минусы.
Из огня да в полымя. Нам не объясняют историю происхождения и мотивы главного героя, почти до конца фильма. Я как то с детства привык, что обычно зрителя знакомят, хоть и кратенько, с историей персонажа. А тут с ходу мясорубка начинается.
Много нестыковок в сюжете. Особенно некоторые поменты не вяжутся с дальнейшими продолжениями. Но и в самом фильме их много. Писать не буду, ибо спойлеры. Но их достаточно много.
Ну а в остальном, Уэс Крэйвен подарил нам отличного, яркого, запоминающегося персонажа на века.
Я, как большой любитель американских ужасов 80ых (и вообще американского кино в целом этого периода) решил вставить и свои 'пять копеек'.
Сюжет, конечно уж, все знают без исключения потому рассказывать его тут нет никакого смысла. Покуда всё в 80х-90х к нам попадало в виде лазер-дисков, а потом в последствие переводилось моими любимыми переводчиками в один голос и перекладывалось на видео, эта участь и меня коснулась в том числе. И до сих пор этот прекрасный фильм я могу смотреть только к исполнении замечательных дикторов в один голос. Как бы ненавидим большинством он не был.
Если углубиться в смысл - то в фильме он есть, а не просто бездумные убийства о постоянно 'недобитом' маньяке. Причем если попытаться понять героев - то у них действительно присутствует необъяснимая тревога не только перед сном, а даже перед тем, что они не могут вразумительно рассказать чем они обеспокоены.
Также отдельно хочется отметить как Крейвен работает с композитором в этом фильме. Как я понял он справедливо посчитал, что убийства в фильме должны сопровождаться тишиной и это будет дополнительным фактором к нагнетанию атмосферы. Именно так. Насколько я помню фильм - ни одна из сцен убийства не сопровождается музыкой. Это потрясающе добавляет в фильм реализма. Зато в далёком детстве я делал звук потише потому что очень долго боялся этого страшного звука в сцене со звонком отключенного телефона.
Насколько я знаю, потомственный композитор - сын легендарного Элмера Бернштайна, так и не создал больше ни одной гениальной музыкальной темы в кино. И до и после фильма работал в сериалах.
Недавно с удивлением узнал, что, студия New Line Cinema фактически 'родилась' с этого фильма. Это был её второй проект после фильма 'Один в темноте'. На только что появившуюся студию отправился Уэс Крейвен со своим сценарием, за который никто не хотел браться. И, поскольку, студия была только-только зарождающейся, боссы позволили Крейвену снять этот фильм, но сразу оговорились, что режиссера он будет искать сам. Поскольку у того имелся уже постановочный опыт - сценарий свой Крейвен воплотил сам.
Также интересный факт - у студии не было даже как такового логотипа. Как вы помните, фильм на видео шёл сразу с эпизода, когда Крюгер конструирует перчатку. Уже потом на DVD он вышел со знаменитыми летящими кусочками киноплёнки. Кстати этот логотип студия разработала только в 1987 году. Кстати в период съёмок третьей серии франшизы. Правда тогда он был статичный.
В завершение расскажу историю, которую прочитал в одном американском журнале об ужасах. В период кастинга, дочь продюсера Роберта Шея стала периодически куда-то пропадать. Однажды он узнал, что дочь ходит слушать в какие-то полулегальные клубы рокеров-самоучек. Через какое-то время он увидел её с невзрачного вида пареньком с 'собачьими глазками', как он выразился. То был будущий Джек Воробей. Шей в то время как раз искал партнёра для Нэнси именно такой фактуры - не 'качка' спортивного вида, но и не хлюпика. Не красивого, но и не страшного. Крейвен с ходу одобрил будущего актёра.
Всем хорош Джонни. И актёр действительно превосходный. Однако он напрочь отвергает не просто эту историю, а вообще просит в его фильмографии не упоминать 'Кошмар'. Некрасиво получается, мистер Депп! Неизвестно кем бы вы были если бы не Роберт Шей и его дочь. Глядишь и не отобрал бы Стоун на эпизодическую роль в свой 'Взвод' и не появился бы в первой своей заглавной роли в фильме 'Cry-baby' - к слову, совершенно проходной. А уж в 'Эдвард - руки-ножницы' не попал бы точно. Так нельзя!
'Ловишь момент между ударами сердца и...' пишешь рецензию на этот фильм. Да, сейчас в большей степени будет ностальгическая эйфория, нежели хладнокровный разбор, но ведь это же тот самый 'Кошмар на улице Вязов'. Именно тут впервые появился Фредди Крюгер.
Из всяких интересных передач и документальных фильмов об ужастиках я узнал, что Уэс Крэйвен вообще был новатором. 'Витька новатор! Это же две нормы!' Когда все клепали всяких Майклов Майерсов и Джейсонов Уорхизов, Уэс взял и сотворил впечатляющего персонажа - Фреда Крюгера. Согласитесь, само сочетание имени и фамилии звучит. А то был бы какой-нибудь Мухаммед Ли и было бы не так интересно. Так вот, наш новый злодей оказался вполне успешным проектом, так как убивал своих жертв во сне, а это давало необъятный простор для творчества. Нет никаких рамок типа детского лагеря, заброшенного мясокомбината, леса, острова и прочих локаций. Локация одна - сон, а там можно нарисовать хоть лес на пляже, хоть мясокомбинат в детском лагере. В общем это было действительно что-то новое и потрясающе в своей пугающей силе.
По фильму, конечно, видно, что изначально он не рассчитывался на многосерийность и такую пролонгированность во времени. Потому как там начинается смешение сна и реальности, всё как-то запутывается и вообще не совсем понятно чем-таки фильм закончился и что случилось с Фредди и остальными товарищами. В других сериях как-то всё более понятно: вот тут победили, подарив Фредди зеркальце, тут родили его обратно, тут похоронили, тут взорвали и так далее. А первая часть однозначного ответа не даёт. Это не плохо, это непривычно.
А в целом, отличный ужастик, эпохальный, подаривший миру нового харизматичного злодея, который завоевал сердца множества поклонников жанра. Пусть всегда будет Фредди. И не надо нам римейков.
«Кошмар на улице Вязов» это классика жанра ужасов, а Фредди Крюгер один из самых страшных злодеев Голливуда. Обожжённая кожа лица, ухмылка маньяка, булькающий голос, зелёно-красный свитер…. и самое главное, перчатка с лезвиями опасных бритв, на конце пальцев... всё это вместе создаёт образ кошмара, кошмара который может только присниться в самом жутком сне.
История фильма наверно известна всем. Нэнси и её друзья живут на одной улице, улице Вязов, они живут беззаботной жизнью подростков, не о чём плохом не думая, но вот им начинают сниться странные и пугающие сны... заброшенная бройлерная, чья-то тень в помятой шляпе и скрип чего-то острого по металлу. Через некоторое время начинают происходить необъяснимые (леденящую кровь) события.
Режиссёр Уэс Крэйвен создал во истину запоминающийся ужастик 80ых годов, придумав не только Крюгера (собрав его личность из собственных страхов детства), но и идею про сны, в которых убивают не только в грёзах, но и в реальности. Также стоит отметить совсем молодого Джонни Дэппа который снялся (в первом своём фильме) в роли парня Ненси. И конечно не стоит забывать Роберта Инглунда, великолепно вжившегося в образ маньяка из сновидений.
После первой киноленты вышло большое количество её продолжений, некоторые из них были достаточно удачливы (например, мне понравились 3-4 части) другие не очень, но не одна из них не стала тем, чем стал первый «Кошмар на улице Вязов»… вехой в истории фильмов ужасов.
Этой осенью исполняется 20 лет как я являюсь страстным поклонником франшизы «Кошмар на улице Вязов» с Робертом Энглундом в главной роли! Как раз скоро я приближусь к этому двадцатилетнему рубежу.
Думаю, заочно не я один был знаком с таким персонажем как Фредди Крюгер. У нас его показывали в одной из серий «Ералаша». Образ маньяка с обожжённым лицом, в шляпе, в грязном красно-зелёном свитере и с перчаткой – орудием убийства с четырьмя заострёнными ножами на пальцах… ножами, которые по форме скорее напоминают когти.
Но история родилась здесь! Автор её – легендарный Уэс Крейвен. Она уже стала притчей во яцыцех. Как придумывался харизматичный герой я уже лишний раз не стану говорить. Скажу лишь так: из слагаемых успеха.
Сейчас легенду о Фредди Крюгере, который при жизни убивал детей и подростков, а после смерти (родители детей устроили самосуд) стал ещё страшнее (начал убивать во снах; и если он убивает во сне, то ты умираешь по-настоящему!), передают из уст в уста. Фредди Крюгер сразу отныне (с 1984 года) и присно стал номером один из прекрасной когорты киноманьяков 80-х. Фредди шутил чёрным инфернальным юмором. Заигрывал с жертвой в кошки-мышки, потом вершил своё маньячное дело на радость зрителям. А ещё считалочка эта... ('Раз-два...').
Первой жертвой (после камбэка) стала Тина Грей. И в первой части почерком злодея в шляпе было не открытое заявление о себе, а сбить следствие со следа, подставив другого. Крюгер ещё успеет открыться. Не скажу: в этой части или дальше (ну а вдруг кто-то не видел!). И – да! Лицо это прекрасное и обгорелое всё больше будет находиться в затемнении. Дабы выглядело всё страшнее.
Вообще, надо сказать, что первая часть, пожалуй, что единственная, кто отвечала жанру хоррор. Да, она сегодня кажется малость кукольной, а также, мягко говоря, неторопливой в плане продвижения. Ну, уморило меня ожидание финального рандеву Нэнси с Фредди.
Нэнси! Вот главная героиня. Отлично сыгранная отошедшей от актёрской карьеры Хэзер Лангенкамп. Нэнси - учащаяся старшеклассница, - считай, первой вступила в противостояние с Фредди.
По ходу влюбляешься в эту девушку и неприкрыто ей сопереживаешь. Вот как умели отыгрывать актёры! Настоящие… Да, они настоящие!!! (я даже слово не стал подбирать… хотел написать «настоящие живые»).
А ещё здесь Джонни Депп в дебютной роли! А ещё здесь потрясающая, будоражащая душу и проникающая во все члены музыка Чарльза Бёрнштайна.
Каких-либо твистов, сказать, крутых фильм не имеет. Имеет лишь запутанную концовку, которую под стать раскусить лишь внимательным зрителям (ну, или фанатам, потому что они затёрли этот фильм от и до).
Для меня первая часть – вне конкуренции! Но так было не всегда. Раньше я третью любил больше других. Но нынче первая для меня первая – не только потому что первая.
Осень 1984 года навсегда изменила традиционные представления об молодежном хорроре. Ряды маньяков и убийц, всевозможных оттенков и мастей, доводящих до ужаса наивного зрителя, пополнил некто зловещий со страшными шрамами на лице, в шляпе, кофте в красную полосу и перчаткой со страшными лезвиями. Его зовут Фредди. Фредди Крюгер. Именно такая фраза значится в слогане данной картины.
Режиссер Уэс Крейвен, одновременно выступает сценаристом, избрал беспроигрышную тематику. Нет, его маньяк вовсе не прячется за углом, не скрывается в тайниках старых домов, он существует во сне. Сновидения, то, что всегда побуждает воображения человечества вот уже на протяжении многих тысячелетий. Кошмары, густо заселенные самыми потайными страхами, пугают людей куда сильнее, нежели реальность, правда человек, предчувствуя кульминацию своего страшного сна, зачастую просыпается. Но вот он, созерцающий кошмар, являясь в нем главным действующим лицом, просто не в состоянии проснутся. Страхи полностью поглощают его, путешествующего своими сновидениями, вот человек теряет контроль над ситуацией, его снами управляет некто другой, являющийся символом зла абсолютного. Жестокая гибель во сне, заканчивается смертью в реальности.
На этой тонкой иллюзорно-реальной грани и балансирует господин Крейвен, внося при этом нотку некой загадки. Ибо главным персонажам непременно предстоит разгадать тайну, связанную с личностью Крюгера, они ограничены во времени, каждая ночь знаменуется все новыми жертвами, сон становится их злейшим врагом.
Автор совсем не пытается заигрывать со зрителем. Уже через несколько минут течения сюжета Фреди Крьюгер отображается во всей красоте. Нет полунамеков, полумоментов, к которым так привык современный зритель. Совсем не этим захватывает внимания своей аудитории изобретательный Уэс. Значительная часть ленты – переживания Нэнси, одной с героинь фильма. С каждой минутой граница между реальностью и сном становится все прозрачнее, пока не стирается вовсе. С каждым сюжетным поворотом чувство тревоги нарастает все больше, до той поры, пока состояния Нэнси становится параноидальным. От осознания происходящего таки становится жутко. С другой стороны фильм сделан в виде некой страшилки, несправедливо забытого жанра, что придает ему особенного колорита даже в наше время. Спорить не стану, лента на сегодняшний день воспринимается иначе, некоторые моменты вызывают улыбку, но сама идея, умноженная на детские впечатления, является достаточно ярким явлением.
Как не странно, все современные попытки создать некий перезапуск истории успехом не увенчались. Более того, каждая подобная попытка является признаком актуальности тематики, ведь интерес к образу такого себе ночного кошмара Фредди не угас и по сей день. Персонаж получился узнаваемым, и стал базисом для создания многочисленных продолжений истории.
Прошло 28 лет со дня премьеры сего удивительного фильма.
И ровно 10 лет с того момента как простая считалка «Раз, два…» стала для меня чем-то вроде кошмара, ночного кошмара.
Для более справедливой оценки пересмотрела первую часть снова вместе со своей подругой, которая о Фредди не знала ничего. И это был интересный опыт. Сразу могу сказать, ТОВАРИЩИ, которые решили посмотреть первый раз Кошмары именно сейчас, не утруждайте себя. Вы не оцените ровным счетом ничего, если Вы хотите увидеть нечто современное, слишком закрученное с огромным количеством спецэффектов. Так же как и, возможно, многие бы из Вас, моя подруга после просмотра фильма разочарованно хлопала ресницами, и заявила, что «это не фильм, а несуразица из прошлого».
Но я была потрясена до глубины души. И говорю без всякого лукавства, что это прекрасный пример фильма, который затронув твоё сердце хотя бы однажды, больше никогда его не покинет.
Сама идея очень интересна, хоть и проста. Страх бессознательно окутывает меня и по сей день, ведь беспомощность во сне невозможно ни с чем сравнить. Ты не можешь убежать, не можешь закричать так, чтобы тебя услышали извне…И вообще, сон это неизведанная область, а как известно, то, чего человек не понимает, пугает его больше всего. Выявить этот страх не сложно, но передать его во всех деталях в фильме, это сама большая заслуга режиссера.
Про игру актеров ничего положительного, как и отрицательного сказать не могу. Но определенно единственного кого нужно выделить – это Фредди (Роберт Инглунд). Хотя бы только ради игры этого актера стоит посмотреть этот фильм, тем самым, заодно окунуться в прошлое кинематографа.
Культовый фильм ужасов легендарного постановщика Уэса Крэйвена повествует о таинственном обезображенном маньяке, вторгающимся в жизнь подростков местного города через ночные кошмары, терроризируя их разумы убийственными угрозами, которые вскоре могут явится на свет...
Картина завораживает пугающей атмосферой преследования кровожадного монстра в красно-чёрной полосатой кофте, который не остановится ни перед чем на своём кровопролитном пути, желая забрать в царство теней как можно большее количество юных бедолаг.
Эта лента имеет интересный актёрский состав, состоящий из молодых на момент выхода фильма в прокат артистов, одним из которых является никто иной как Джонни Депп. Конечно, популярный в будущем актёр, прославившийся многообразием образов, здесь не может похвастаться хоть какой-то увлекательно-запоминающейся актерской работой, ведь он лишь в начале своего пути, однако его экстремально короткая футболка и умопомрачительный финал персонажа закладываются в памяти стопроцентно.
Стоит отметить, что данная картина стала первой в череде бесконечных фильмов франшизы о Фредди Крюгере и без всяких сомнений является наиболее качественно сделанной по части грамотности сюжета, проработанности основных героев и монструозности испытываемых кошмаров.
Как итог, дебют саги о когтистом маньяке сформировал увлекательное зрелище, способное напугать самых заядлых любителей хоррор-муви, при этом не забывая показать динамичную историю, переполненную неожиданными изворотами сюжета.
В длинном, даже не считая римейк-перезапуск, киносериале, фильмы по качеству очень разнятся. Первая часть, в отличие от, например, 'Пятницы, 13-го', тут оказалась удачной и для продолжений стала скорее эталоном, чем оставленной позади стартовой площадкой.
На удивление, в этом фильме Фредди совсем не харизматичен. Он выдает всего несколько реплик за фильм, и все это - тексты типичного тупого маньяка, без намека на изящную ироничность, с которой он обычно ассоциируется у зрителей. Даже в способах убийства она отсутствует. они, по большей части, довольно незатейливы. Возможно, изобретательностью в пытках авторы следующих картин пытались (успешно) компенсировать вторичность и сомнительные сюжетные ходы.
В этом-то фильме сюжет просто и целен. Минимум персонажей, простая завязка. Фредди режет не всех подростков подряд, а только детей тех, кто совершил над ним суд Линча. Вообще, характерно, что вопрос об этичности сжигания заживо маньяка, если суд бессилен (кстати, неужели в реальной судебной практике возможно то, что случилось с Фредди?), даже не ставится. Фильм прямолинеен почти как страшилка - и почти так же страшен.
Между прочим, ещё одна характерная черта сериала - альтернативная плохая концовка - здесь решена тоже по-особому. Если в прочих частях это скорее дань традиции, висящая в сюжете, как пятая нога собаки, то тут как бы и нет альтернативности. Теория Нэнси, согласно которой достаточно не бояться Фредди, и он будет бессилен (и даже все его жертвы оживут), вроде бы подтверждается, все произошедшее кажется не более, чем страшным сном - но новая реальность похожа на радужную мечту больше, чем на правду... Мы поневоле задаемся вопросом - если даже погибшие могут ожить, не происходит ли это все только в голове безумной девушки?.. И если так, то спиральное повторение кошмара (думаю, всем знакомое) вполне логично...
Спецэффекты просты и незамысловаты, зато режиссура и саспенс - на весьма высоком уровне. Вместо кровавой феерии, характерно для последующих частей, мы получаем напряженное ожидание, заставляющиее вжиматься в кресло, и это совсем не плохо.
Уэс Крейвен сумел создать один из главных образов в истории 'ужасов', хоть в самом фильме на этот образ лишь намеки. Что ж, браво ему! Как бы то ни было, это классика.