Перед глазами зрителя предстает неспешная, немногословная и тяжелая драма в декорациях Дикого Запада, поднимающая всевозможные проблемы того периода. Многими любимый Вигго Мортенсен решил воплотить в себе, наверное, один из главных стереотипов о Юлии Цезаре и усидеть на нескольких стульях сразу, поэтому не только сыграл главного персонажа, но также выступил в амплуа режиссера, продюсера, сценариста и композитора данной работы. Оказалась ли успешной такая многозадачность? Сейчас попробуем выяснить.
Фильм рассказывает нам историю двух влюбленных, совершенно разных по характеру и мировоззрению людей, которые изо всех сил стараются жить тихо и спокойно на отдаленном ранчо. Но драма не была бы драмой, если все шло бы как по маслу. Такие факторы, как жестокость внешнего мира, детские психологические травмы и личные убеждения главных героев мешают обрести им счастье.
Поначалу зрителя может запутать необычный порядок сцен. Постоянно происходят скачки между временными линиями. Однако, такой ход потрясающе раскрывает трагичность показываемых событий. Согласитесь, крайне интересно видеть сначала результат, а потом по крупицам получать намеки, постепенно собирая пазл в единое целое. Наиболее удачный и известный пример описываемого приема – «Мементо» Кристофера Нолана, который использует его по максимуму.
За что стоит пожурить картину, так это за обилие заимствований из других работ. Избалованный, беспричинно жестокий отпрыск богача, строящий козни положительным персонажам? Присутствует. Коррупция, препятствующая свершению правосудия, и люди, все прекрасно осознающие, но не в состоянии что-либо сделать? На месте. Почему же тогда я достаточно высоко оценил фильм? За потрясающую химию между Хольгером (Вигго Мортенсен) и Вивиан (Викки Крипс) передающуюся в первую очередь во взглядах. Чего только стоит сцена ужина после возвращения Хольгера с войны. Любимый момент, вызвавший неподдельные эмоции. Герои настолько разные, но идеально дополняющие друг друга. Она привносит красок в его жизнь, он – поддержку и внимание, необходимые ее непростому характеру. Про визуальную и музыкальную составляющие фильма долго говорить не буду. И то, и то выполнено на хорошем, качественном, но не на выдающемся уровне.
Поговорим о вероятных причинах невысоких оценках картины. Во-первых, большинство рассчитывало получить классический вестерн с массовыми перестрелками и захватывающими погонями. Могу понять их разочарование, ведь за весь хронометраж прозвучало всего пару выстрелов. Как оказалось, в первую очередь это драма, и только потом уже вестерн. Второй причиной я назову отсутствие критической новизны. Все темы, представленные здесь, давно и по нескольку раз обыграны другими представителями жанра. Описанное не делает фильм плохим, но может оставить не самое приятное впечатление.
Подводя итог, скажу, что одна из первых работ Вигго в режиссерском кресле скорее удалась, чем нет. И главной изюминкой этого кино, безусловно, является взаимодействие главных героев. Садясь за просмотр, рассчитывайте именно на драму и все черты, присущие жанру. В таком случае вы не будете жалеть о паре потраченных часов своего времени.
– правильный перевод названия «Мертвые не вредят», т. к. именно это является лейтмотивом истории
– из-за кривоватой аннотации можно ошибочно настроится на что-то про превозмогание сильной женщины в стиле Преисподняя (2016), но тут главный герой – это шериф, в исполнении Вигго Мортенсена. Сюжет крутится именно вокруг него и именно он претерпевает эволюцию.
По своей структуре – это классическая камерная драма в сеттинге вестерна, с несколько перетасованной структурой, в частности кульминация перенесена в начало и имеется некоторая чехарда в части подачи информации пролога, из-за чего поначалу можно немного запутаться, но где-то через пол часа сюжет выравнивается и все встает на свои привычные места.
Повествование крайне неспешно выстраивает экспозицию, из-за чего может показаться что тут ничего не происходит, но это как раз и выделяет ленту из общей массы. Создателям удалась отличная эмуляция жизни городка, в котором живут только второстепенные персонажи, прорисовка характеров которых может быть разная, но от этого их суть не меняется – как второстепенные персонажи они являются частью декорации и единственный, кто может по законам драматургии, изменить Статус-кво – это протагонист и как писал выше – главный герой тут шериф, и хоть значительную часть времени он отсутствует, но это именно его история и только он претерпевает метаморфозы.
В результате получился отличный, крайне неспешный, классический вестерн, в котором акцент сделан на эволюцию протагониста, а не на залихватский экшен в стиле спагети-вестернов. Любителям классической драматургии совершенно точно стоит обратить внимание.