Антагонистами выступают сельские жители. Полиция — хорошая, она за закон и порядок, против кровопролития. В полиции и русские, и якуты, и никаких межнациональной розни, хотя это по идее та идея, ради которой затевался фильм. И все как на подбор подтянутые, молодые. Даже майор — это деятельный персонаж, а не кабинетная вошь. Просто загляденье, а не полиция, такой бы участок в каждую деревню.
Бросается в глаза, что создатели старались не показывать социального расслоения и бедности. В нищей республике сельчане не только не сводят концы с концами, а вполне зажиточно живут, имея у себя дома кучу оружия и техники, но еще и сами управляют своим поселением. Администрация выглядит растерянной, идущей на поводу у «газетчиков» и местной жителей, центра ('меня с шести утра мордуют… оттуда»). Это про какую-то другую страну, но не про Россию. В общем, реализм на три с минусом. Только про деревянные дома и «дороги размыло» — попадание в точку.
Конфликт в фильме — высосанный из пальца. Можно было обыграть тему поинтереснее, а не так прямолинейно, как мне кажется.
Итого минусы:
-слишком вылизанные персонажи (черное/белое);
-нелогичная 'исповедь' в конце (зачем вообще было огород городить?);
- слабая фабула (один твист, да и тот предсказуем с середины фильма);
-обилие темных тонов и слабое освещение (но частично играет на создание атмосферы безнадежности и страха).
Плюсы:
-первый фильм на такую тематику провинциального, не московского производства. Для начала неплохо, по крайней мере, проблема названа и обозначена как критическая для национальных окраин России.
«Айта» — якутский оммаж Быкову и Пон Чжун Хо о хрупкости межнационального баланса в одной отдельно взятой деревне
Вряд ли где-то в России за пределами мастерской Сокурова снимают столь классное региональное кино. Якутия уже освоила жанр этнохоррора ('Иччи'), научилась снимать остросоциальные комедии ('Чувак'), патриотические драмы ('Рядовой Чээрин'), сложные руральные истории ('Нуучча', 'Ыт'), исторические боевики ('Тыгын Дархан'), даже сурвайвалы ('Черный снег').
Теперь благодаря пиару от запретительных прокатных служб вся страна узнала об 'Айте' - хитром подражании сразу и корейским детективам (первым приходит на ум 'Воспоминания об убийстве'), и русской чернухе ('Майор' Быкова), и современным отечественным попыткам поиграть в нуар ('Казнь' Кватании или сериальный 'Фишер')
'Айта' сделана с темпоритмом пикового Финчера, но с полным арсеналом современных операторских и режиссерских приемов. С фантастической легкостью этот фильм можно было продать практически на любой артхаусный фестиваль, при этом при качественном прокате он бы собрал достойную кассу. Степан Бурнашев - еще один режиссер-отличник, который многому учится у великих, по сути, наблюдая за ними не вживую, а через экран. Если хотите еще одну аналогию, то ближайшей мне кажется Хлоя Чжао с ее 'Номадлендом'.
Сама история 'Айты' радикальна своей простотой. В забытом Богом якутском селе случается страшное - изнасилована школьница Айта, она пытается совершить суицид. Девочка в реанимации, балансируя между жизнью и смертью. Ненадежные свидетели в один голос утверждают, что Айту в злосчастный день подвозил русский полицейский Афоня, приехавший на край земли из Воронежа на заработки.
К тому же в предсмертной записке жертва четко пишет имя обидчика, которое, конечно же, совпадает с потенциальным подозреваемым. Дело ясно, вся деревня устраивает травлю семье Афони, а его самого требует выдать на народную расправу.
За этим незамысловатым процедуралом скрывается не просто жесточайшая и всё еще существующая в национальных регионах дихотомия 'свой-чужой', но и безапелляционные рассуждения о человеческой природе. Прописные истины, которые стоило бы давать комплектом с уроками по обретению демократию, что власть и мнение большинства очень часто ведут туда же, куда почти все благие намерения.
'Айта' существует в мире вечного ливня, постоянной тьмы и глубокого психологизма. Имя реального преступника, сама история - всё уходит на второй план (популярный прием для того же Пон Чжун Хо). Прежде всего, мы смотрим фильм о людях, об их мышлении в критические моменты. Как поведет себя человек в ситуации, когда все принципы попраны? Останется верным правилам или поступит по чести?
Одна из самых сильных черт якутских фильмов - их изолированность от больших поток. Застывшее время, точка, куда если и пришел Христос, то лишь чтобы остановиться там на ночлег - бич любого края света. Там, где когда-то существовала мечта об Эльдорадо, всегда следом шло бесправие и дискредитация правил человеческой стаи. Впрочем, говорить о дискредитации чего-либо на материалах 'Айты' могут лишь люди, вероятно, не досмотревшие ее до конца.
Пожалуй, ничто так не сплачивает чужих, как общая боль. За исключением, признания общих ошибок. И здесь 'Айта' выглядит суперклеем, она справляется на уровне больших кинотекстов на сломе эпох. Применительно к нашей стране - 'Ассы', 'Иглы' и прочих околоперестроечных шедевров.
Как итог, 'Айта', как и сам феномен якутского кино, это грандиозный успех моей страны и ее людей. Почему так вышло? Почему искусство дало ростки там, где заканчивается земля? Может быть, когда ты оторван от мира непогодой, географией и кучей часовых поясов, ты нежнее лелеешь мечту о прекрасном.
Чтобы услышать голоса в завываниях якутского ветра, нужно быть либо гениальным визионером, либо улавливать этот звук поколениями. И очень круто, что эти камлания привели в итоге к расцвету кино, а не чего-то другого, куда более дискредитирующего
Посмотрел 'якутское' кино за авторством Степана Бурнашева и неожиданно остался в восторге. Опять 'мы' смогли. Опять хочется аплодировать стоя и ставить в пример 'наш' кинематограф. Не нужны многомиллионные бюджеты и аляпистые пиу-пиу-спецэффекты, чтобы сделать крепкое жанровое кино с горьковатым послевкусием и пищей для ума. Так почему сложились карты? Удача или хорошая режиссура?
По жанру мы имеем триллер, детектив, драму и, оба-на, нуар. Да-да, на повестке дня вышел чуть ли не первый на моей памяти 'якутский нуар' со всеми вытекающими стилистическими приемами: ночь, улица, фонарь, аптека, дождь, безнадега и криминал. Вот только нет здесь задушевного блюза и томных монологов Роршаха за кадром, что 'этот город боится меня, я видел его истинное лицо'. Зато есть форма как в плане аудио-визуальных решений, так и в плане сценария. Мне понравилось, как фильм выглядит: прекрасная работа оператора, который отлично выбирал планы и ракурсы. Много крупных, в меру средних, мало общих и, бах, съемка сверху вниз, чего в наше время редко увидишь. Последний раз было такое у Гаспара Ноэ, либо я что-то не то смотрю. Вроде бы и ночь, но все прекрасно видно - зачет работе с освещением. Отличный монтаж, хоть и без длинных планов. Я считаю, что если бы снимали на пленку, то был бы вообще отвал всего. Хотя итак вполне на уровне. Знаете, такое чувство, что Финчер со Скорсезе прилетели на отпуск в Якутию и научили местных ребят снимать круто.
На управляющей идее суть презумпции невиновности в декорациях малонаселенного поселка, где закон в принципе не работает и есть только номинально. Кино дает ясно понять, что если твой город - не миллионник, а регион или даже ПГТ, то пиши-пропало: как минимум все застряло в 90-х, как максимум 'человеки' дальше аула не выходили. В этом и вся соль: вроде бы и все друг друга знают, брат за брата, когда все хорошо, но стоит случиться форс-мажору или тем паче горю, то ты один против всех, но не факт, что ты не прав. Кто провинциал, тот поймет, что посмотрел жизу. В очередной раз.
Актерские работы порадовали, хоть и все для меня - ноунеймы, оттого и норм, потому что никто не торгует лицом. Смотрел в оригинале, поэтому готовьтесь вкусить как якутский, так и по минимуму русский языки.
'Айта' - это отличный представитель жанрового кино отечественного розлива. Пир для глаз. Непродолжительный, и оттого увлекательный, хорошо написанный и приторно-горький нуарный триллер, который придется по вкусу всем, кто уважает 'авторский сегмент' среди нашего кино-проката. Мои рекомендации.
Фильм «Айта» я посмотрел весной и хотел написать на него рецензию, но поленился. Сейчас, из-за нашумевшего запрета его Роскомпозором, всё-таки попробую. Кино это мне не понравилось, и вот по какой причине. Он совершенно БЕЗЗУБЫЙ. После просмотра я остался разочарованным – на такой шикарной фактуре создатели фильма умудрились сделать абсолютно проходной материал, осторожно обойдя все острые углы.
Тема национализма это богатый материал. Если бы режиссёр хотел – он бы ввёл в сюжет реальные жёсткие диалоги, конфронтацию, конфликты. Я вырос в такой среде, и не понаслышке знаю, что такое национализм, причём как с одной, так и с другой стороны. Не думаю, что создатели фильма «Айта» не знают, возможно, приезжий исполнитель главной роли не знает, но не он же делает фильм.
Хорошее кино – это острое кино. Если все проблемные места сглаживать, и показать только верхушку айсберга – у зрителя остаётся чувство недосказанности. Хочется сказать: «Не верю!» создателям фильма «Айта», потому что если представить ситуацию, описанную в нём, в реальной жизни всё будет значительно жёстче и страшнее, хотя бы на уровне диалогов персонажей.
Фильм «Айта» сознательно выглажен, вычищен и осторожно-аккуратен. Могу предположить, что это вызвано тем, что снимался он на бюджетные деньги (а платит, тот и танцует). Государству не нужны лишние провокации, вот и получается выхолощенное, бесхребетное, откровенно слабое кино. Но даже в этом варианте РКН умудрился его запретить.
Сегодня с утра я уже услышал: «Раз запретили, значит хорошее кино, надо посмотреть». Боюсь, замах будет на рубль, а удар на копейку. Не получаешь от фильма «Айта» того, чего ожидаешь. Остаётся только верить, что якутский кинематограф когда-нибудь будет иметь не бюджетное финансирование, и будет снимать по-настоящему мощное, жёсткое кино, а не проходняк, в котором действительно серьёзные проблемы задеваются лишь мимоходом, озвучиваются полутонами.
С первых же минут бросается колоссальное отличие фильма от других отечественных картин.
В фильме нет экшена, взрывающихся на замедленной съёмке автомобилей, закрученных пуль, крутых спецэффектов и прочей яркой и динамичной картинки.
Этот фильм не про это. Этот фильм про забытые идеалы.
Внешне - это обычная история из рабочих будней полицейского из маленького городка. Но внутри всё оказывается намного глубже.
Казалось бы, ведь ничего не предвещало, но автор вдруг поднимает актуальную проблему мирового пространства: истоки и становление национализма, а также его последствия. Кажется привычным, что национализм - это не про нас и нас уж точно не коснётся, но вдруг видится что-то нечто похожее и знакомое во фразах и поведении героев.
Конечная трансформация героев хоть и проходит стремительно, но впечатляет. Мне особенно отложилось ввиду того, что несколько месяцев назад семья друзей пережила похожую утрату.
Фильм совсем не похож на всё то, что снимаю за государственные средства. Думаю, это именно то, что не хватает отечественному кинематографу - смыслов и морали.
Борьба с местечковым национализмом здорового человека
В якутской глубинке вешается школьница Айта. В нехорошем подозревается русский приезжий полицейский Афоня, который её недавно подвозил и имя которого указанно в предсмертной записке. Имя такое во всём городе одно единственное, но прямых доказательств нет, следствие только началось, а люди уже требуют расправы...
Хорошее серьёзное кино про самосуд и местечковый национализм, которое эти вещи прекрасно высвечивает и порицает.
Фильм не пытается быть оригинальным, тема сильно избитая, а нападение линчевателей на полицейский участок обыгрывалось сотни раз. Но у авторов хорошо получается предостеречь и обличить некоторые моменты нашей суровой постдружбанародной действительности. Хотя такой сюжет мог произойти в любой стране, местный колорит чувствуется.
Снято бюджетно, но при этом вполне неплохо. Фильм меланхоличный, с долгими планами, бесконечным дождём и нарочито без каких либо красот природы и вообще как будто без фона, максимально концентрируясь на людях, ход спорный, но работающий. Впрочем, ближе к концу уже смотрится чуть ли не на одном дыхании. Можно даже назвать фильм нуаром. Есть простенькие пострелушки. Персонажам вполне сопереживаешь, они очень жизненные без выпячивания чёрного или белого. Главные роли сыграны хорошо, но многим второстепенным этого не скажешь.
Главная проблема фильма в том, что местами есть дубляж, а местами нет. И соответственно местами слышно хорошо, а местами плохо, зачастую в одной сцене. А там ещё весь фильм дождь идёт, так что изредка бывает, что ничего не слышно даже в дубляже. Даже когда герои, блин, орут. Субтитры пришлось включать. И это не их косяк, это косяк всего нашего современного кинематографа ещё с нулевых, когда заново начали учиться снимать после убийства советской школы.
Хорошее независимое кино, поднимающее серьёзные темы, которые нужно поднимать. Интересно было посмотреть что могут якуты и якуты молодцы.
Знаете те категории фильмов, которые ты вряд ли бы посмотрел, если бы не общественный резонанс? Это может быть как что-то положительное, вроде мемас, и в результате ты смотришь 'Игру в кальмара'. А может слон, раздутый из мухи в результате ты смотришь 'Матильду'. Данный фильм относится ко второй категории. Я не знаком с якутской частью российского кинематографа и вряд ли бы посмотрел данное произведение. Однако случился общественный резонанс, связанный с удалением этого фильма с площадок по решению Роскомнадзора, ссылаясь на национальную почву и разъединение народов России. Небезызвестный Бэдкамедин напрямую спросил РКН о том, где они обнаружили в этом фильме подобное и в итоге его заблокировали в их паблике во ВК, но позже разблокировали. Собственно, глядя на такой общественный резонанс захотелось посмотреть, что из себя представляет данная картина и справделиво ли удаление в связи с решением РКН.
Сюжет фильма основан на том, что в одном из якутских медвежьих углов убивают школьницу по имени Айта, находят записку, где фигурирует некий Афоня. Таким же именем зовут одного из полицейских и сарафанное интернет-радио сразу начинает подозревать его в убийстве школьницы, в его невиновность слабо верят даже коллеги, расследующие дело. Дальше сюжет развивается по классической схеме противостояние попытки самосуда и свершения правосудия.
Если говорить о положительных моментах, то сразу можно сказать о сюжете. Развивается он динамично и до конца держит в напряжении, чему способствует небольшой хронометраж. Другой плюс - это сеттинг и детали, по ходу просмотра ты понимаешь, что этот конфликт в уникален в данных обстоятельствах и в данной среде. При этом не исключается, что такая история могла произойти и в других регионах с чётким разделением свой-чужой на почве национальность. И главный плюс - это мораль фильма. Я редко апеллирую к уроку, который доносят фильмы, но в данном случае это нельзя не отметить, так как именно на национальную проблему давит запретивший орган.
Мораль в фильме, как раз, сводится к тому, что национальные (якут-русский) и профессиональные (гражданин-полицейский) предрассудки в итоге приводят к неблагоприятным последствия, делая тебе и окружающим хуже. И самое главное, жертва подобных обстоятельств не стала зеркалом своего обидчика, оставшись человеком.
Если говорить о минусах, то показалось, что некоторые линии до конца не доведены, вроде мальчика, которые давал показания. И технический минус, показалось, что звук местами тише, чем в остальном фильме и это не обусловлено картинкой.
В общем, посмотрев фильм, могу сказать, что я считаю претензии РКН необоснованными, а удаление чрезмерным. Поражает и то, что оскорбивший большинство людей 'Непосредственно Каха. Другой фильм' удалили после отзыва лицензии Минкульта России. Здесь резонанса не было, а РКН подчинён Минкульту России, которое лицензию у 'Айты' не отзывала. А если есть разжигание национальной розни, то есть полно фильмов, где та же тема поднимается и жёстче при этом к ним у контролирующих органов вопросов нет, достаточно вспомнить 'Брат' и 'Брат 2'. Надеюсь, что справедливость восторжествует и фильм 'Айта' восстановят на сервисах.
А сам фильм рекомендую тем, кому нравятся криминальные триллеры, фильмы Юрия Быкова и фильмы, которые показывают многонациональный колорит России. И если вы хотите разобраться в ситуации, которая недавно произошло. Это хороший фильм и в принципе этого достаточно.
Главное действующее лицо в этом фильме – поселковый следователь Николай, которого ночным звонком поднимают с постели, сообщая о ЧП местного масштаба, а вскоре к известию о суициде подшивается обвинение в насилии, и всё, о чём в этот момент думает полицейский, так это как бы уберечь подозреваемого от расправы озверевших сельчан.
При этом он даёт им много поводов для сомнений в системе, не исполняя свои непосредственные служебные обязанности по расследованию происшедшего: не допрашивает вдруг объявившихся свидетелей, не проводит обысков с понятыми, не изымает вещественные доказательства, не составляет протоколов. Неужели следователь, как и сам режиссёр, не знаком с Уголовно-процессуальным Кодексом РФ?
Разумеется, режиссёр и не обязан досконально знать правила работы следователя-криминалиста, но для того и существуют консультанты, чтобы «художественный вымысел» не выходил за рамки законом установленных норм, определяющих порядок действий 'гражданина Начальника'. Либо сценаристы осознанно пренебрегли достоверностью в пользу смоделированной ими сюжетной конструкции, где закон – тайга, а власть – своя воля, в чём буквально признаётся главный герой, примеряя чужое несчастья на свою долю. Последовавшая затем осада полицейского участка в таком контексте представляется вполне закономерным результатом бездействия полицейского начальства.
Поражают покрытые трещинами стены, будто пережившей землетрясение, полицейской избушки, на которые с портретов взирает лик министерского начальства. Убитая в хлам служебная «Нива» - это из экономии бюджета картины, чтобы потом её можно было без сожаления сжечь, или продолжение ужасного безденежья и забытья, которое, как чернила, проступает сквозь застилающую пейзаж дождливую пелену - небрежное обращение с фактурой порождает недоверие к открывающемуся к виду на городок и населяющее его сообщество.
Достоверность размывается, оборачиваясь «условной реальностью», где якуты для русских все на одно лицо, а русские для якутов, как посмотреть, все одинаковы, вместо добрососедства – изоляционизм, а вместо суда - круговая порука, в раз превращающая поселян в дикую стаю с мужиками - головорезами во главе, молниеносно впадающими в звериный раж.
Туда же – безумный штурм полицейской цитадели «оборотнем» с ярким налобным фонариком, демаскирующим мишень для естественного отбора в ряды полных идиотов, чей план рассчитан лишь на себе подобных - в пору спохватиться, какой век на дворе, пытаясь понять, почему у современников режиссёра такой туземный образ жизни. Это их выбор, норма или его личные предпочтения? Если всё, конечно, не ради последнего «красного словца» косноязычного прапорщика, обнажающего узость тематического плана авторов этого фильма, для которых глупая заварушка, оказалась превыше смысловых окончаний, на которые у них не хватило ни запала, ни ума, ни смелости.
Фильм с первых минут меня не особенно заинтересовал, несмотря на то, то я пытался раскрыть его для себя и своего восприятия буквально насильно! Так уж я устроен, не могу устоять перед претензией, авторским кино, редкими 'чешскими артхаусными картинами с карликами в чб' и так далее, если вы понимаете, о чем я... кхем.
В общих чертах, уже на двадцатой минуте мне начало нравиться. Русский мужчина в отделённой части России, которую внутри самой себя мало кто считает этой частью. Мелкая деревушка, где все живут по своим нравам и правилам, традициям и обычаям. Говорят на своём языке, а на белого парня все смотрят как на случайного пассажира. Не церемонятся, не делают поблажек, стараются вообще как-то игнорировать его существование. Статистическая погрешность!
И всё бы ничего, если бы не вопиющий случай, который потряс всю деревеньку... вылезло наружу те образы общинного уклада жизни, которые в современном двадцать первом веке считаются 'варварством', 'дикостью' и архаикой. В наше время толерантности и мультикультурализма, такие традиционные общества выглядят вызывающе и маргинально. И в таких обществах свой закон, рабочий и строгий.
Однако закон самосуда и народного собрания никак не вяжется с новым правовым статусом местности, которая пребывает в федеративном статусе всей нашей любимой России. Что поделать? Надо судить как в Москве делають, закон!
Но традиция сильна и даже в моменты, когда фильм показывает её полнейшее вырождение(дети не слушают родителей, залипают в интернетах и по уши погрязли в глобалистской культуре японского аниме). Если старики, которых нам, к слову не показали, чтут и уважают сакральные законы и фундаментальные первопричины бытия своего народа, то поколение 40-летних лбов уже совершенно от этой традиции отпали. Не могут воспитать своих детей, отдавая их на попечение интернету. У следователя Коли дочка не слушает мать и всё время пялится в телефон? Ничего... 'Ты, дочка, не увлекайся...' и дальше пошёл.
Весь случай с девочкой Айтой, из-за которой и началась вся эта неразбериха, и выходит своими корнями из неподготовленности, незрелости и инфантильности. В конце фильма мать героини ясно даёт понять это своим заключением: 'Слишком сильно хотела, чтобы та подросла, а когда подросла, не заметила и упустила...'.
Традиция мертва. Вместо неё кредиты за тракторы и тик-ток. Строгость к детям кажется даже самим жителям деревеньки чем-то варварским. Интеграция новых ценностей прошла успешно, благодаря чему прерываются обычаи воспитания, тонкие моменты гендерной инициации, стадии взросления и таинства переходов между ними. Традиция мертва, а дети не знают, как взрослеть. Ведь их этому никто не научит.
Айта тоже не была научена быть взрослой, потому что её мыть совершила ошибку. Она предпочла новое вечному. И предпочтя церемониться и лишить девочку традиционного народного воспитания, получила... ничего.
Это кино отличный маркер современности. Разложение и пошлость человеческого бытия наступает всюду, даже в самых глубоких, самых запрятанных уголках нашей Родины.
Уход большинства крупных иностранных проектов из российского проката заставил кинопрокатчиков обратить пристальное внимание на 'залежи' отечественного кино. И особое внимание на себя обратил якутский кинематограф.
'Айта' стала громким отечественным релизом весны 2023 г., который должен был стать образчиком авторского кино России.
Лента представляет собой мрачный триллер, который начинается как драма, развивается как детектив, заканчивается как экшен, а в финале превращается в морализирующий романтизм.
'Айта' - это история полицейского, который руководит отделением в небольшом якутском поселении. Его вызывают на работу и там он узнает, что девочка-подросток совершила попытку самоубийства после того как ее подвез до дома полицейский.
Для всех практически моментально становится очевидно, что полицейский виновен. К тому же он русский. А значит чужак. Отец девочки и местные жители довольно быстро решают взять правосудие в свои руки и убить русского полицейского до того, как коллеги сумеют его увезти или 'отмазать' от наказания.
'Айта' - действительно достойный просмотра фильм. Он очень красиво и атмосферно снят и хотя очевидно, что это малобюджетная картина, ее качество мало отличимо от лучших мировых образцов жанра.
Но восхищение внешней формой киноленты - это единственное, что она может предложить. Центральная интрига и весь сюжет 'Айты' весьма примитивны. А финал, где все главные герои сидят за столом и разжевывают друг другу 'мораль сей басни' - это просто нелепость.
'Айта' повторяет роковую ошибку большинства российских фильмов. Не уважая зрителя и его умственные способности, создатели ленты решили в конце фильма проговорить и показать абсолютно все, что должно было составлять основу их истории. Причем мотив такого 'разжевывания' абсолютно неясен, ведь сама по себе история не предполагала многозначности и была предельно ясна.
Но если выбросить из внимания эти морализаторствующие последние минуты 'Айты', то этот фильм окажется эстетически прекрасным мрачным зрелищем, предлагающим зрителям увлекательную историю, разворачивающуюся одновременно в неизведанной и очень знакомой России.