Классическая история о молодых людях, оказавшихся не в том месте, не в то время. Проклятье, таинственные смерти, сканы газетных статей по первым ссылкам из Гугла, болтливый персонаж aka «шут», разделение в моменты опасности, внезапные прозрения в последний момент. Обкатанная формула, работающая как часы, заигрывает с ныне вновь актуальной темой — Таро, критиковать которую я не рискну, дабы не быть заколотым шестёркой мечей.
Разбавляет столь стереотипную картину визуальное представление местной «опасности». Тут действительно специалистам по эффектам пришлось проявить неплохую фантазию. В общем и целом, это технически качественно сделанный сезонный кинотеатральный хоррор со скримерами и звуками «бу» для неискушенных зрителей. Подойдёт, например, для первых свиданий или квартирных посиделок. Без таких фильмов, считаю, индустрии не обойтись.
В 2024 году на экраны вышел хоррор с многообещающим названием 'Таро: карта смерти'. Проверим, что он из себя представляет?
Итак, начнем с кинематографической составляющей. «Таро» снят типично для современного хоррора: прилизанная сочная картинка (кончилось то время экспериментов с домашними камерами), «крупняки», показывающие ужас персонажей, «наезды». Доминируют статичные планы. Нет ничего лишнего в кадре, нет прорывающийся в объектив «жизни». Смотреть на картинку приятно. Вероятно, создатели вложились более всего в «визуал», чем во все остальные составляющие кинокартины.
Теперь поговорим про то, как «зло» действует в хронотопе фильма. В ленте отсутствует и Бог, и Дьявол, равно как в другом современном хорроре «Два, три, демон приди!», но при этом мотив «продажи души» остается. Демонстрируется сделка через особый кровавый ритуал. В отсутствие Бога и Дьявола в человеческий мир вторгаются сверхъявственные силы.
Паранормальные существа проявляют себя в мире обывателя через «медиумы» (магические предметы, связывающие два плана бытия), а также через захват тел (одержимость, подселение). Мотивы таких пришельцев человеку непонятны. Да и встреча с ними грозит опасностью. Подобное изображение сверхъестественных сил напоминает рассказы Лавкрафта, где опасность исходит от не-человеческих созданий со своими намерениями, неведомыми обывателю.
«Злу» в мире «Таро» не требуется соблюдать человекоразмерное пространство и время. Совсем необязательно, чтобы человек находился рядом с магическим предметом или одержимым. Сверхъестественные силы активны и самостоятельно находят жертву. Также любопытен тот факт, что современные датчики фиксируют присутствие «зла» (что является дополнительным доказательством реальности кошмара), но при этом вторженцы не пользуются технологиями. Способы убийства, выбираемые сверхъестественными силами, оригинальны, но не используют потенциал «эры нейросетей».
Отдельно стоит сказать о том, как в фильме пользуются клише. С одной стороны, создатели пользуется стандартными для ужастиков приемами: двоемирие, почтенный возраст зла, клишированные герои в клишированных обстоятельствах… В «Таро» даже используют структуру сюжета, описанную в книге «Философия хоррора» Ноэля Кэррола, «начало-раскрытие-признание-противостояние». Но, с другой стороны, «Таро» умело разбивает некоторые клише. Приведу один пример. Всем известен сюжетный ход, когда для того, чтобы убить персонажа, антагонисту требуется отделить жертву от остального стада. Зло действует подобно зверю на охоте. Однако в «Таро» сверхъестественным силам не обязательно сеять раздор, панику или каким-то другим образом рассредотачивать группу. Не-человеческие существа способны убить жертву на глазах у всех.
В «Таро», помимо всего прочего, наличествует «психологическая мораль». Давать жизненный урок и проводить терапию травм – одна из самых ярких тенденций в жанре ужасов сегодня. Мораль в фильме проста – Судьбу можно изменить. Человеческие усилия сильнее, чем Фатум, а любовь побеждает смерть. «Таро» не хуже любого другого фильма в жанре объясняет основы поп-психологии.
Кажется, создатели фильма хотели воодушевить зрителя, дать ему возможность поверить в свои силы. И это могло бы получится, если бы не концовка, оставляющая в недоумении. Возможно, создатели подразумевали «открытый финал», а возможно они просто допустили грубую ошибку в синхронизации визуальной и сюжетной составляющих. Как бы то ни было, «Таро» является неплохим хоррором, который лучше смотреть в компании.