Посмотрела с большим интересом! Знаю об этом путешественнике с мировым именем по книгам Юрия Сенкевича, который плавал с Туром на папирусных лодках 'Ра' (1969), 'Ра-II' (1970) и 'Тигрис' (1977-1978).
А вот как раз о первой экспедиции на плоту из бальсовых бревен 'Кон-Тики' знала мало. И фильм в большей степени заполнил этот пробел.
После его просмотра захотелось:
a) посмотреть документальный фильм об этих событиях, снятый самим Туром во время плавания, получивший премию 'Оскар' в 1951г. Думаю, он даст все ответы о быте отважных на корабле: что ели-пили, как и на чем готовили, что и сколько брали с собой, что учли и в чем просчитались. В замкнутом пространстве каждая мелочь-на вес золота. В фильме многие бытовые вопросы просто не раскрыты должным образом.
b) прочитать книгу 'Фату-Хива' об их с женой, Лив Кушерон-Торп, жизни на одноименном острове в полном(!) отрыве от цивилизации. Что должно было завладеть умами молодых и дерзких, что они получив дипломы, бросили все и умчались на край света?? Надеюсь на ответ в книге.
Сюжеты об этом удачно, по-моему, вплетены в общую канву фильма и помогают нам, зрителям, полнее раскрыть для себя характер и стремления Тура Хейердала.
А раз захотелось узнать больше, получить ответы на возникшие вопросы, расширив и свой кругозор, значит фильм затронул и заинтриговал.
Понравилась игра главного героя фильма. Верой и Волей был закален характер его персонажа, что вылилось в такое сильное Стремление познать и доказать, прежде всего себе, то, что занимало твой разум 10 долгих лет. Поставив все на карту, ОН-таки добился своего! И такому мужеству идти до конца позавидовали многие. Тогда и сейчас.
Безумству храбрых поем мы песню!
P.S. Безумно храбрым надо быть, чтоб отправиться покорять океан, не умея плавать...
Они сумели пройти все мели, и слишком мал для них был шар земной… (С)
«Кон-Тики» - это имя легендарного героя полинезийских сказаний, который приплыл из Южной Америки на острова Полинезии, дав начало местной культуре. А еще «Кон-Тики» - это фильм о том, как знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, одержимый желанием доказать состоятельность своей теории о заселении Полинезии индейцами из Перу, совершил путешествие через Тихий океан, используя для этого плот, сконструированный в точности таким же образом, какой использовали полторы тысячи лет назад мифические герои полинезийских преданий. Плот, конечно же, тоже получил имя «Кон-Тики», а компанию Хейердалу составили пятеро других энтузиастов, среди которых был и известный шведский этнограф Бенгт Даниельссон.
Казалось бы, фильм о 101-дневном путешествии через океан может вызвать интерес разве что у натуралистов и поклонников передачи «Вокруг света». Однако режиссеру и актерам удалось настолько мастерски передать эмоции и настроение героев, что, несмотря на их на первый взгляд безрассудный поступок и, казалось бы, заранее обреченное на провал путешествие, зритель от всей души переживает и за них, и даже за взятого на борт попугая. Атаки акул, неизбежные стычки, шторм, сомнения в надежности плота – все это не дает расслабиться ни на минуту. А взгляд Хейердала, провожающего исчезающий за горизонтом берег, лучше всяких слов передает страх и надежду путешественника.
Но кроме сюжета впечатляют и съемки. Во-первых, своей грандиозностью и масштабностью. Все-таки нечасто европейский кинематограф может похвастаться такой многочисленной массовкой или настолько обширной географией съемок, ведь действие развивается то на Таити, то в Норвегии, то в Перу. Во-вторых, не оставляют равнодушными кадры, снятые на море: будь то встреча с китовой акулой или с ее обычными плотоядными родственниками, появление загадочных светящихся существ в воде, а также потрясающая метафора о ничтожности и одновременном величии человека – когда камера сначала фиксирует плот, на время ставший для Хейердала и его попутчиков целым миром, а затем взмывает вверх к небу. И вот уже плот теряется среди водной глади, да и сам океан выглядит лишь бесформенным пятном на поверхности Земли. После чего объектив камеры вновь возвращается к плоту, чтобы продолжить наблюдение за путешественниками.
Подводя итог, можно сказать, что фильмом «Кон-Тики» европейцы продемонстрировали то, как можно максимально бережно перенести на экран биографическую книгу, не приукрасив при этом биографию главных героев и, вместе с тем, не сделав картину скучной или нравоучительной. И пускай, все острова давным-давно открыты и исход этой экспедиции известен, но истории о самоотверженных и отчаянных путешественниках не устанут волновать умы новых охотников за приключениями, а сердца будут вновь тревожно замирать от тревоги за исследователей.
Широко шагает в последнее время норвежский кинематограф, каждые пару месяцев выпуская в мировой прокат по очередному, крепко сбитому, ладному фильму, будь то триллер, боевик, военная драма или, даже, зомби-хоррор. Вот добрались скандинавы и до жанра приключенческого кино. Благо тема родная - главный герой Тур Хейердал, прославленный норвежский путешественник и антрополог, поддержавший во второй половине двадцатого века славу страны первопроходцев и исследователей, родины Амундсена и Нансена.
О путешествиях Хейердала советские и российские читатели знают немало, его книги расходились в нашей стране миллионными тиражами, да и несколько плаваний с Хейердалом Юрия Сенкевича на лодках 'Ра' и 'Тигрис' добавило ему у нас известности. Тем интереснее было посмотреть на экране фильм-зарисовку его первого и самого, пожалуй, известного плавания - пересечение Тихого океана на бальсовом плоту 'Кон-тики'.
Фильм захватывает первую половину жизни норвежца, когда неизвестным еще миру антропологом овладела мысль подкрепить свои теории о том, что Полинезию колонизировали древние жители Южной Америки плаванием на плоту по предполагаемому маршруту колонистов. Собрав группу из пяти таких же безумцев, из которых только один владел морским делом, заручившись поддержкой перуанских властей, Хейердал построил бальсовый плот по древнеперуанским рецептам и лекалам и, не долго думая, отправился в путешествие длиной в восемь тысяч километров и продолжительностью сто дней.
Что сказать о фильме? Прежде всего запоминается отличная операторская работа, красочные морские и подводные съемки. Режиссура и сценарий неплохи, хотя оставляют нераскрытыми ряд вопросов - мотивации спутников Хейердала, которые толкнули их на путешествие, некоторые бытовые моменты. К примеру авторы так и не объяснили зрителю - что пил и чем питался экипаж плота за несколько месяцев странствия. Ведь не увезешь с собой воду и еду на три месяца, да и пойманную в море рыбу надо как-то готовить. В самом описании плавания есть несколько больших лакун - вот плот наконец после месяца в океане выруливает на нужное течение где-то около Галапагос, и почти сразу пристает к желанному атоллу на другом краю океана. Впрочем - у желающих все узнать появляется повод прочитать замечательную книгу Хейердала.
Согласно законам жанра в подобном фильме должно быть несколько остросюжетных моментов, чтобы душа у зрителя ушла в пятки и он вдоволь поволновался за героев, как в эпизоде со штормом, акулами, или пересечением барьерного рифа. Впрочем любой более-менее подкованный зритель знает, что Хейердал успешно совершил свое знаменитое путешествие, так что особо попереживать за героев не получается.
В целом очень неплохое, качественное кино с отличными натурными съемками, неплохими актерами. В меру безумное, как и сама команда 'Кон-тики, которая вопреки всем советам решилась пересечь океан на деревяшке. Но стоящее просмотра, причем на широком экране, чтобы можно было вдоволь насладиться безбрежной синевой океана.
Ура, фильм вышел в России в широкий прокат! Я боялась, что норвежско-британский фильм будет идти у черта на куличках, но нет, его крутят в центральных кинотеатрах в удобное время. И даже постеры на входе поставили.
Говорят, фильм номинирован на «Золотой глобус», и есть за что – он выгодно отличается от современной кинопродукции. Никакого ложного пафоса, режущих глаз компьютерных кадров, морализаторских выводов, все настоящее, но красивое.
Но немного обидно, что о приезде съемочной группы в Москву почти нигде не писали – актеры и режиссер приехали в нашу столицу представить фильм. Когда Кевин Костнер пожаловал в Москву, так сюжеты об этом постоянно по ТВ крутили.
Я думаю, многие люди интересуются Туром Хейердалом и подобными фильмами еще с детства, в том числе благодаря Юрию Сенкевичу, и им было бы интересно узнать о рекламной кампании фильма «Кон-Тики».
Посмотрела в большом зале на 140 мест, заполнен он был наполовину, что совсем неплохо. Много было детей, и вели они себя тихо.
Прекрасный фильм, он меня гораздо больше зацепил, чем недавний 'Обливион'. Захватывающе, драматично, красиво, с юмором («Я спущусь! Ну да, шведа не жалко!»).
В фильме есть эпизод с очень красивой китовой акулой. Эти безобидные гиганты (больше 10 м) едят планктон на глубине и не тыкаются в плоты носами, так что зря герой перепугался. Но леску я бы тоже с собой прихватила.
Китовые акулы флегматичны, и дайверы пользуются этим, катаясь на них. Численность китовых акул во всем мире сокращается, но, к сожалению, на акул до сих пор охотятся и продают их плавники на рынках. Загарпуненная акула пугается и может разбить лодку ударом хвоста.
Я фанат путешествий, но сухопутных. Оказаться в шторм посреди океана – сомнительное удовольствие. Океан – это такая неодолимая сила! Когда я впервые увидела вблизи Индийский океан, то была поражена его мощью, энергией и величием.
Фильм погружает в приятное чувство ностальгии по тем временам, когда по ТВ в удобное время крутили 'Клуб путешественников', а дети с интересом читали про приключения Тура Хейердала.
Мне кажется, можно снять продолжение картины, ведь у Тура были и другие путешествия.
Натурные съемки удались – видно, что акулы самые настоящие, не то что в фильме «Челюсти». Хотя я все-таки надеюсь, что акулы не пострадали... Впрочем, норвежцы известны своей манерой сурово обращаться даже с китами.
В картине есть эпизод с красивыми светящимися морскими животными. Похоже, это многощетинковые черви (полихеты, томоптериды). Некоторые из них и правда огромные (3 метра), но те, что способны к биолюминесценции обычно всего 5 см длиной.
Жаль, что светящихся гребневиков не показали, это тоже выглядит фантастически.
Актеры понравились, хотя российскому зрителю они не знакомы. Полненький похож на Филипа Сеймура Хоффмана.
У прототипов героев была интересная жизнь, хотя и не у всех долгая – так, один из них умер в 45 лет от инфаркта.
Нужно быть мудрым и терпеливым человеком, чтобы на тесном плоту не разругаться с командой, и в фильме показана жизнь команды изнутри, хотя и не так подробно, как хотелось бы. Но подробности можно узнать из книг и документальных фильмов Тура Хейердала.
Итого: советую фильм всем любителям путешествий, тем более что на этой неделе ничего нового интересного не выходит (на мой взгляд). Только вот птичку жалко!
Ещё в детстве Тур Хейердал отличался своим бесстрашным характером. С годами он только окреп и, вдобавок ко всему, им овладела жажда приключений. В 1937 году вместе с женой Агнес он отправился в антропологическую экспедицию на острова Полинезии. Местные старожилы рассказали легенду о первых поселенцах островов, приплывших с востока, хотя официально было принято считать, что они заселены переселенцами из азиатских стран. Тур Хейердал изложил эту теорию в своём научном труде, но в публикации ему было отказано из-за недостаточной доказательной базы. Сдаваться было ни в его правилах и он решается на рискованную авантюру.
Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг рассказали нам лишь один эпизод из богатой приключениями биографии, которой хватит не на один фильм и надеюсь продолжение последует. Эта же история о том, как в 1947 году шестёрка бесстрашных парней в возрасте от 26 до 33 лет в составе: руководителя, штурмана, кока, двух радистов и инженера, взяв достаточный запас армейских сухих пайков, отправилась на плоту, построенном из самой лёгкой древесины бальсового дерева по чертежам инков, к островам Полинезии. Старт был взят в перуанском порту Кальяна и плот направился по предполагаемому древнему маршруту инков. Сценарий основан на воспоминаниях самого Тура Хейердала. Как там всё происходило на самом деле, нам уже не узнать, поскольку воспоминания - штука гибкая, о чём не столь давно нам поведал Энг Ли в своём замечательном фильме 'Жизнь Пи'. К тому же, у экипажа большую часть времени путешествия отсутствовала связь с землёй, рация была 'вне зоны доступа'. Впрочем, довольно скепсиса. Рассказанная история получилась весьма интересной. Львиная доля успеха здесь принадлежит операторам. Впечатляющие натурные съёмки создают достоверную атмосферу. Океанские виды так и просятся на заставку рабочего стола. Сцены с акулами дадут 100 очков вперёд различным 'Челюстям'. Никаких чучел, всё натурально. Немного не хватило экстрима, возможно, путешественникам и вправду повезло и стихия была к ним благосклонна. Хотя, уже тот факт, что Тур Хейердал совершенно не умел плавать - уже экстрим.
Актёры хорошо справились со своими ролями и прежде всего исполнитель главной роли Пол Сверре Валхейм Хаген. От его персонажа исходит некая положительная энергия. Он ни минуты не сомневается в успехе начатого дела, поскольку уверен в своих силах и своём экипаже. Эта уверенность передаётся всей команде. На Кон-Тики царит благоприятная психологическая атмосфера. Лишь инженер (Андерс Баасмо Кристиансен), переживая за прочность плота, позволяет себе сорваться. Не могу обойти вниманием жену Тура, сыгранную Агнес Киттелсен. Она идеальное воплощение хранительницы домашнего очага, полностью понимающая мужа и посвятившая себя воспитанию детей.
Несмотря на некоторые шероховатости сюжета, картина в целом удалась. Она насквозь пропитана духом романтики. К сожалению, время тех, кто готов пуститься в странствие 'за туманом и за запахом тайги' безвозвратно миновало, миром правит капитал. Спасибо кино, что хоть иногда возвращает нам приятные воспоминания. Фильм заслуженно номинирован на премию 'Оскар' в категории 'Лучший иностранный фильм'. Отличная, позитивная история. Смотреть всем.
Этот замечательный шведско-норвежско-британский фильм скандинавских же режиссёров Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга был в числе картин, номинированных на получение награды Американской Киноакадемии (сиречь «Оскара»). Увы, награды ему не досталась, но не в статуэтке счастье. А счастье в том что такие фильмы всё ещё снимают и их можно увидеть на большом экране.
О чём, а точнее, о ком эта картина, нам, рождённым ещё в СССР можно, слава Богу, и не объяснять. Да, этот фильм про первое, самое знаменитое путешествие норвежского путешественника Тура Хейердала с группой единомышленников на плоту через Тихий океан. Безумству смелых поём мы песню. Да, сейчас тоже хватает любителей путешествий и всяческого экстрима. Но Тур отправился на сделанном из брёвен плоту через океан не по приколу, не из-за пари, не ради пиара в СМИ и не ради получения очередной дозы адреналина в кровь. Он поступил как один из последних рыцарей науки. Вспоминается тут современник норвежца Хейердала – француз Бомбар… Науки и старой доброй тяги к путешествиям. Да, это была страшная авантюра. Но удача порою всёж бывает на стороне смелых. И маленький плот преодолел великий океан.
Теперь про собственно сам фильм. Да, после недавней «Жизни Пи» Энга Ли морские красоты смотрятся несколько мелкобюджетно. Хотя… Большая часть фильма Ли была по сути сгенерирована на компьютере. А европейское кино в основном сделало упор на натурные съёмки. И, скажу я Вам, та же огромная (и живая!) китовая акула дорогого стоит! Морские просторы показаны просто изумительно.
Этот фильм по жанровой принадлежности являет собою смесь классического приключенческого кино и драмы. Да, всемирно известными актёрами он не блистает. Ну и что с того. Зато фильм получился очень милый и душевный. О настоящих авантюристах (в добром смысле этого слова), простых романтиках и искателях приключений. И я очень рад что смог посмотреть его на большом экране. Очень красивое кино…
Тронуло, что фильм посвящён Ю. Сенкевичу, который совместно с Туром совершил потом несколько плаваний уже через Атлантический океан, правда, уже не на 'Кон-Тики', а на 'Ра' (и я очень надеюсь увидеть когда-нибудь фильм и об этом путешествии великого норвежца).
Человеку во все времена и эпохи нравилось путешествовать. Да и какой мальчишка ещё с самого раннего детства не грезил о том, чтобы отправиться в полное приключений и поджидающих на каждом шагу опасностей плавание – подобное тому, что когда-то удалось пережить Христофору Колумбу или Магеллану, Джеймсу Куку или Васка да Гама? Об одном из ярких эпизодов жизни известнейшего путешественника прошлого века Тура Хейердала рассказал фильм «Кон-Тики».
Норвежец-антрополог, несмотря на то, что ещё мальчуганом едва не утонул и панически боялся воды, однажды воплотил свою мечту в жизнь – воодушевившись старинными летописями и рисунками испанских конкистадоров, где были изображены плоты инков, он собрал группу из пяти энтузиастов единомышленников, чтобы вместе с ними на собственноручно сконструированном плоту паэ-паэ по имени «Кон-Тики» переплыть Тихий океан в западном направлении.
И ведь переплыл! А заодно и снял про это невероятное плавание длиной в 101 день и 8 тысяч километров документальный фильм, впоследствии удостоенный премии «Оскар».
Спустя 65 лет земляки Хейердала – Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг – решили увековечить память о легендарном путешествии, в успех которого тогда, честно говоря, мало кто верил, и создали о нём двухчасовой и теперь уже художественный фильм – причём с самым солидным за всю историю норвежского кинематографа бюджетом в 16 с половиной миллионов долларов!
Помимо Норвегии, в реализации проекта участвовали такие страны, как Великобритания, Дания и Германия. Съёмки проводились на Мальдивах и Мальте, в Таиланде и Нью-Йорке, на суше и на море, поэтому «Кон-Тики» прямо-таки переполнен приключениями: здесь будет и опаснейшая встреча с голодными акулами, и бушующий шторм, и незабываемое пересечение барьерного рифа. Причём всё это воплощено на киноплёнке с размахом и красотой, которые можно сравнить с «Жизнью Пи» «оскароносца» Энга Ли, но не хочется – больно уж фильмы разные.
«Кон-Тики», несмотря на дивной живописности картинку и впечатляющие натурные съёмки, не слишком глянцев. Повествование разворачивается неторопливо, много внимания уделяется взаимоотношениям путешественников и характерам персонажей, каждый из которых – та ещё колоритная персона. Поэтому зрителям, привыкшим к американским экшн-блокбастерам, норвежская лента может показаться скучноватой.
С другой стороны, плавание продолжительностью в три с лишним месяца не могло быть полным динамики и приключений. И превращать его в аттракцион было бы чрезмерным преувеличением.
В то же время «Кон-Тики» богат и красивостями, и напряжёнными моментами, и редким, но метким юмором. А главное, его героям искренне веришь, им сопереживаешь и понимаешь, что их стремление достигнуть цели во многом было родственно фанатизму, и если бы не истовая уверенность Хейердала в успехе своего безнадежного предприятия, он и его друзья вряд ли одолели бы этот долгий и бесконечно трудный водный путь…
Результатом титанической и, безусловно, талантливой работы режиссёров-норвежцев стали номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» – за лучший фильм на иностранном языке. Причём, по слухам, когда объявляли претендентов на «Оскара», из всей великолепной пятёрки «иноязычных» лент наибольшую симпатию публики, выразившуюся в несмолкающих аплодисментах, вызвал именно «Кон-Тики». (Хотя награду так и не получил).
Мировой успех «Кон-Тики» поднял дуэт Роннинга и Сандберга на новый профессиональный уровень. Очередное (и очень заманчивое!) предложение из Голливуда поступило от компании «Legendary Pictures» – там в ближайшее время собираются подписать с дуэтом контракт на постановку проекта «Спектральный анализ» (Spectral).
Будущий фильм уже называют «Мистическим «Чёрным ястребом» с задатками франшизы, так что мне не остаётся ничего иного, кроме как пожелать Хоакиму Роннингу и Эспену Сандбергу попутного ветра и семи футов под килем.
Все ученые считают, что мир должен их выслушать (с)
Наша фантазия меркнет перед настоящими историями, происходящими с людьми, рискующими своими жизнями ради науки и искусства. Таких мало, зато их судьбы неповторимы, а имена остаются навечно в истории человечества.
Путешественник Тур Хейердал отправляется в экспедицию, чтобы на небольшом плоту переплыть Тихий океан. Во время этого непростого путешествия каждому из членов команды пришлось пережить немало трудностей.
Режиссеры фильма распределили свое внимание на жизни Хейердала до экспедиции, подготовке к ней и самому путешествию. Получился некий коктейль из прошлого и настоящего одного из самых известных путешественников.
Сценаристы с легкостью разъясняют публике всю важность данной экспедиции, в нескольких сценах расписав характеры всех членов команды.
Актерский состав подобрался на проекте отлично, каждый из актеров добавляет свои нотки проекту.
Красочный мир океана показан с огромной любовью. Это не надуманная история спасения мальчика и целого зоопарка, а исторические факты, приправленные живыми, настоящими природными красотами.
«Кон-Тики» - прекрасный пример великолепного путешествия, которое снято на таком уровне, что зрители немедленно оказываются втянутыми в сюжет, даже те, кто не обладает достаточным воображением. Картина, впитавшая в себя черты «Кинг Конга» и «Жизни Пи», с которыми ее, несомненно, будут сравнивать, выгодно выделяется на их фоне, предлагая зрителям натуральность и факты, снятые на высоком профессиональном уровне.
Проведя год в отрыве от цивилизации (но зато с молодой женой) на острове Фату-Хива (юг Французской Полинезии), Тур Хейердал приехал в Нью-Йорк известить мир о своём открытии. Тогда все считали, что Полинезию заселили выходцы из Азии (плыть ближе), а Хейердал был убеждён, что первыми туда приплыли древние перуанцы – из Южной Америки через весь Тихий океан...
Научный мир о такой публикации ничего не хочет слышать: у древних перуанцев не было кораблей – одни плоты. Хейердалу в шутку предлагают самому переплыть Тихий океан на плоту. Тур ухватывается за эту идею – и вот уже из перуанского порта на буксире вытягивают плот «Кон-Тики», сделанный исключительно из доступных древним перуанцам материалов. Буксировка заканчивается у начала попутного течения – и плот с шестью храбрыми норвежцами оказывается перед лицом безбрежного океана, бурь, голодных акул и изматывающего стодневного плавания.
Этот фильм разрабатывался более десяти лет людьми, которые были лично знакомы с Туром Хейердалом. Первоначальный сценарий написан с учётом советов и комментариев самого Тура (он умер в 2002-м). Славный итог – красочная приключенческая картина, визуально сравнимая с «Жизнью Пи» и «Изгоем», и заслуженная номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Кон-Тики» – созерцательный, завораживающий фильм, способный вместе с тем потрепать нервы (сцены с кашалотом и акулами пригвождают к креслу). Первые полчаса из ста двадцати минут уделены развёртыванию интриги: Тур продвигает свою теорию заселения Полинезии из Южной Америки, ищет средства, строит с командой плот. Всё это преподносится вскользь, но довольно увлекательно – с хорошими шутками, красивейшими панорамными видами и экзотическими местами. При этом география и фильма, и реальной жизни Тура Хейердала обширна, как у миссий Джеймса Бонда, – он в самом деле был космополитом – человеком мира, и местом действия в его истории становится весь мир.
Плавание занимает всё оставшееся время фильма: напряжённое, изматывающее, полное опасных и трепетных моментов, ожидания, тревог, отчаяния и побед.
Многие сцены в «Кон-Тики» перекликаются с впечатляющей «Жизнью Пи» – и здесь они не менее поразительны. Летучая рыба, киты, фосфоресцирующие существа и планктон производят здесь, пожалуй, даже более сильное впечатление, потому что кажутся документально снятыми, а не компьютерными. Тот факт, что Хейердал и его оператор снимали документальный фильм на ручную чёрно-белую камеру, делает происходящее на экране ещё более близким и осязаемым – популярный ныне у кинематографистов приём «мокьюментари» в данном случае не пришлось выдумывать: реальная жизнь Хейердала интереснее выдумки. (Документальный фильм о плавании, кстати, выиграл «Оскар» в 1951 году.)
Но самыми захватывающими моментами фильма являются сцены с акулами – вот где за путешественников испытываешь настоящий страх, и при виде утлого плота, вокруг которого вода бурлит от акул, становится не по себе.
К сожалению, зрелищная сторона картины намного превосходит драматическую. Режиссёры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, создавшие мощный фильм про норвежских партизан «Макс Манус: Человек войны», здесь, видно, хотели снять путешествие «Кон-Тики» с документальной точностью. Этический аспект понятен: последний из участников плавания умер недавно (в 2009-м), и вся история свежа в памяти родственников и близких. Но пострадал аспект кинематографический: по части отношений между героями сценарий так стерилен и фрагментарен, что некоторые из шестерых путешественников даже не успевают запомниться к концу фильма. Между людьми на плоту не происходит, по сути, ни одной ссоры, и единственным конфликтом в «Кон-Тики» оказывается драматическое противостояние людей с природой – величественным Тихим океаном, его штормами и хищными обитателями.
А между тем, вся «команда» плота играет замечательно. Сам Хейердал в фильме напоминает глянцевую версию Райана Гослинга (его исполнил норвежский актёр Пол Сверре Валхейм Хаген). Есть ещё красавчик-радист, герой войны Турстейн (Якоб Офтебро) и бывший продавец холодильников, смело пошедший с Хейердалом – Герман Ватцингер (Андерс Баасмо Кристиансен). Ну и остальные. Они очень выразительны, но, к сожалению, их герои не раскрыты: радист, к примеру, за весь фильм произносит с десяток фраз и ничем не запоминается – передаёт себе сообщения, курит сигаретки, и всё.
Авторы «Кон-Тики» пробуют компенсировать сюжетную простоту, отсутствие внятных героев и конфликтов искусной кинематографической игрой – и им почти удаётся. Фильм так здорово снят, что смотреть его отнюдь не скучно. Моменты любования красотами Земли (неба, океана) сменяются напряжёнными сценами схваток с кашалотом, со штормом, с акулами. Между делом показано множество деталей плавания «Кон-Тики»: например, одним из научных результатов путешествия стало доказательство невозможности долго хранить кокосовые орехи при постоянной высокой влажности, – здесь это отражено, хоть и невзначай. Да и про само плавание многим зрителям, которым имя Хейердала едва знакомо, фильм дарит возможность многое узнать и буквально погрузиться в него.
Однако единственное, что оставляет после себя картина – запечатлевшиеся в памяти виды: зелёный остров, лазурная вода, синий простор, плеск солнца в тёплых волнах и одинокий плот с путешественниками посреди. В «Кон-Тики» есть грандиозный панорамный полёт камеры от плота в океане – за облака, в космос на земную орбиту, и оттуда – обратно, мимо облаков к дрейфующему плоту. Весь фильм воспринимается точно так же: дыхание захватило – а душу нет.
Как прикольно было подмечено в одной из рецензий, загуглите слово «Thor», и из 140 миллионов результатов вам выдадут персонажа скандинавской мифологии, он же один из Мстителей. Вам придется промотать колесиком мышки не один оборот, чтобы наткнуться на имя «Тур Хейердал». Сейчас этот человек не у всех на слуху, но в 1947 году этот уроженец Норвегии стал мировой сенсацией. Кто-то один-два раза слышал про его экспедиции через океаны на простом плоту, впервые про него я узнал из цикла Леонида Парфенова «Намедни», где был указан материал про лодку «Ра». Но экспедиция «Кон-Тики», прославившая Хейердала, содержит не меньше интересных деталей.
Норвегия относится к тем странам в плане кинематографа, которые не очень нам известны, но если и выдают фильмы, то становятся прям открытием. При желании из путешествий Хейердала можно было сделать целую киносерию, но создатели пошли по простому пути, показав самое начало. Тур — дикий фанатик по Полинезии, он постоянно всем говорит, что первые люди на эти острова прибыли не с Азии, а с Южной Америки. На что все ему крутили пальцем у виска. Но тем не менее Хейердал смог набрать команду единомышленников, уговорить президента Перу помочь с поставкой материалов (при этом использовав фактор человеческого честолюбия, мол, первые полинезийцы прибыли с Перу), и, по заветам Юрия Лозы, построить плот.
Можно упрекать фильм за то, что он не показывает такое количество материалов, на что был способен. Но я не думаю, что каждый день из путешествия Хейердала был прям полон сюрпризов. Нам показали основное, что происходило — бури, акулы, осознание того, что там вода, там вода, везде, блин, вода! И тут, кстати, наклевывается еще один потенциальный плюс фильма — операторская работа и вся визуальная часть просто сногсшибательна. Правда, создатели смогли построить хорошую картинку, концентрируя плот посреди океанской глади, они смогли показать акул, как живыми. Меня впечатляет тот момент, когда камера поднимается с плота и уходит прям в космические дали.
По поводу актеров не буду распинаться. Если и может поведение кого-то выбесить, так это создается лишь для атмосферы. Шесть человек дрейфуют посреди океана и без уверенности в благополучном конце, пять из них даже ни разу в море не выходили. Ну разве что кроме самого Хейердала, но причины его спокойствия не раскрываются в фильме, а в материалах по самому путешествию. Тур просто показан как человек, одержимый идеей, но некоторое сомнение экипажа делает команду живыми людьми. Не скажу, что актеры известны вашему уху (прежде всего по той причине, что мне лень произносить их капец какие длинные имена), хотя, если фильм родом из Скандинавских стран, то будьте уверены, что в его составе будет один из Скасгардов. Стеллан мало того, что хороший актер, так еще и наплодил кучу отпрысков, один из которых снялся в этом фильме.
Что я еще хочу выделить — для 2012 года в фильме с идеей отдаления от цивилизации заметен промежуток времени, так как в начале персонажи выбриты, а под конец путешествия все бородатые. В отличие от всяких «Голубых лагун», где потенциальным робинзонам, похоже, регулярно предоставляются услуги косметических салонов и парикмахерских.
В целом мы получаем очень хорошее кино с отличными съемками и качественной работой, которое было номинировано на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Может, кто-то не поклонник всех этих историй про авантюристов, которые отправляются в путешествия с голым седалищем и верой в лучший исход. Но всякий раз, когда мы слышим эти истории, то не перестаем удивляться. Безумству храбрых поем мы песни, потому что сами бы вряд ли осмелились повторить такое.