В то время как девочки, воспетые в стихах Маршака, были сделаны из сластей всевозможных, в тесто, из которого лепили меня, явно случайно опрокинули склянку жажды открытий и приключений. С самого детства я зачитывалась книгами на соответствующую тему: сначала моим героем был Генрих Шлиман, но позднее его потеснил на пьедестале Тур Хейердал, который и жил в одном со мной веке, и идей у него было побольше. Безусловно, его путешествие на «Кон-Тики» через Тихий океан было вне конкуренции и мне всегда было интересно, что же должен чувствовать человек, отправляющийся в неизвестность, человек, которому предстоит по крайней мере три месяца прожить на утлом плоту в сердце непокорной стихии. Документальная лента 1949 года мои чаяния не удовлетворяла, уж слишком большое внимание в ней уделялось технической стороне дела, между тем эмоции и переживания оставались за кадром. Поэтому нет ничего удивительного в том нетерпении, с которым я ждала выхода в прокат новой версии «Кон-Тики», ведь к услугам режиссёров были современные технологии, позволяющие обеспечить полное погружение в мир приключений, книга Хейердала, представляющая собой практически готовый сценарий, да и продюсер Джереми Томас слишком долго ждал возможности снять этот фильм и вряд ли отнёсся бы к своему проекту халатно. По крайней мере, я так думала.
Как выяснилось, хуже сбывшихся желаний могут быть только потерянные надежды. В погоне за излишним драматизмом и спецэффектной зрелищностью Хоаким Роннинг и Эспен Санберг потеряли самое важное – личность главного героя. В интерпретации норвежских режиссёров Тур Хейердал из уверенного в своей правоте учёного, старавшегося предупредить все возможные проблемы, могущие возникнуть во время опасного путешествия, тонкого психолога, уделявшего особое внимание составу команды «Кон-Тики», превратился в юного авантюриста с блаженной улыбкой на лице, человека, не думающего ни о чём, кроме своей сомнительной идеи повторить путь древних жителей Полинезии. Переврав факты биографии знаменитого путешественника, создатели фильма трансформировали харизматичного лидера, отчаянно добивавшегося признания права на существование своей гипотезы, в труса, готового убежать от собственных проблем в личной жизни за два океана. Нет ничего удивительного в том, что человек, который не в состоянии нести ответственность за собственную жизнь, безрассудно относится к жизням окружающих, поэтому драматизм, необходимый для поддержания интереса зрителя к событиям на плоту, составляющим половину хронометража фильма, достигается не посредством показа внутреннего напряжения персонажей перед лицом неизвестности, а демонстрацией постоянных истерик экипажа и зрелищного мордобоя, что превращает научную (!) экспедицию в некое подобие «Дома-2» конца сороковых. Дьявол в мелочах, поэтому возведённые в абсолют досадные ляпы вроде неумения главного героя плавать не оставляют зрителю возможности наслаждаться качественной операторской работой или старательно нарисованными компьютерными акулами и прочей океанской живностью, въедаясь в подсознание надоедливыми песчинками в ботинке.
Безусловно, мои неоправдавшиеся надежды – это только мои проблемы, но после просмотра фильма становится по-человечески обидно. Не только за личность великого путешественника – в конце концов, после него остались книги, документальные фильмы и воспоминания современников, но за современных девчонок и мальчишек, чьи знания о Туре Хейердале могут ограничиться в лучшем случае просмотром этой лубочной поделки норвежских режиссёров про иисусоподобного несвятошу, рискующего жизнями людей и исповедующего лицемернейшую из религий под названием «добрее надо быть». Впрочем, извращать факты в угоду зрелищности в байопиках, говорят, нынче модно.
Посмотрела с большим интересом! Знаю об этом путешественнике с мировым именем по книгам Юрия Сенкевича, который плавал с Туром на папирусных лодках 'Ра' (1969), 'Ра-II' (1970) и 'Тигрис' (1977-1978).
А вот как раз о первой экспедиции на плоту из бальсовых бревен 'Кон-Тики' знала мало. И фильм в большей степени заполнил этот пробел.
После его просмотра захотелось:
a) посмотреть документальный фильм об этих событиях, снятый самим Туром во время плавания, получивший премию 'Оскар' в 1951г. Думаю, он даст все ответы о быте отважных на корабле: что ели-пили, как и на чем готовили, что и сколько брали с собой, что учли и в чем просчитались. В замкнутом пространстве каждая мелочь-на вес золота. В фильме многие бытовые вопросы просто не раскрыты должным образом.
b) прочитать книгу 'Фату-Хива' об их с женой, Лив Кушерон-Торп, жизни на одноименном острове в полном(!) отрыве от цивилизации. Что должно было завладеть умами молодых и дерзких, что они получив дипломы, бросили все и умчались на край света?? Надеюсь на ответ в книге.
Сюжеты об этом удачно, по-моему, вплетены в общую канву фильма и помогают нам, зрителям, полнее раскрыть для себя характер и стремления Тура Хейердала.
А раз захотелось узнать больше, получить ответы на возникшие вопросы, расширив и свой кругозор, значит фильм затронул и заинтриговал.
Понравилась игра главного героя фильма. Верой и Волей был закален характер его персонажа, что вылилось в такое сильное Стремление познать и доказать, прежде всего себе, то, что занимало твой разум 10 долгих лет. Поставив все на карту, ОН-таки добился своего! И такому мужеству идти до конца позавидовали многие. Тогда и сейчас.
Безумству храбрых поем мы песню!
P.S. Безумно храбрым надо быть, чтоб отправиться покорять океан, не умея плавать...
Они сумели пройти все мели, и слишком мал для них был шар земной… (С)
«Кон-Тики» - это имя легендарного героя полинезийских сказаний, который приплыл из Южной Америки на острова Полинезии, дав начало местной культуре. А еще «Кон-Тики» - это фильм о том, как знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, одержимый желанием доказать состоятельность своей теории о заселении Полинезии индейцами из Перу, совершил путешествие через Тихий океан, используя для этого плот, сконструированный в точности таким же образом, какой использовали полторы тысячи лет назад мифические герои полинезийских преданий. Плот, конечно же, тоже получил имя «Кон-Тики», а компанию Хейердалу составили пятеро других энтузиастов, среди которых был и известный шведский этнограф Бенгт Даниельссон.
Казалось бы, фильм о 101-дневном путешествии через океан может вызвать интерес разве что у натуралистов и поклонников передачи «Вокруг света». Однако режиссеру и актерам удалось настолько мастерски передать эмоции и настроение героев, что, несмотря на их на первый взгляд безрассудный поступок и, казалось бы, заранее обреченное на провал путешествие, зритель от всей души переживает и за них, и даже за взятого на борт попугая. Атаки акул, неизбежные стычки, шторм, сомнения в надежности плота – все это не дает расслабиться ни на минуту. А взгляд Хейердала, провожающего исчезающий за горизонтом берег, лучше всяких слов передает страх и надежду путешественника.
Но кроме сюжета впечатляют и съемки. Во-первых, своей грандиозностью и масштабностью. Все-таки нечасто европейский кинематограф может похвастаться такой многочисленной массовкой или настолько обширной географией съемок, ведь действие развивается то на Таити, то в Норвегии, то в Перу. Во-вторых, не оставляют равнодушными кадры, снятые на море: будь то встреча с китовой акулой или с ее обычными плотоядными родственниками, появление загадочных светящихся существ в воде, а также потрясающая метафора о ничтожности и одновременном величии человека – когда камера сначала фиксирует плот, на время ставший для Хейердала и его попутчиков целым миром, а затем взмывает вверх к небу. И вот уже плот теряется среди водной глади, да и сам океан выглядит лишь бесформенным пятном на поверхности Земли. После чего объектив камеры вновь возвращается к плоту, чтобы продолжить наблюдение за путешественниками.
Подводя итог, можно сказать, что фильмом «Кон-Тики» европейцы продемонстрировали то, как можно максимально бережно перенести на экран биографическую книгу, не приукрасив при этом биографию главных героев и, вместе с тем, не сделав картину скучной или нравоучительной. И пускай, все острова давным-давно открыты и исход этой экспедиции известен, но истории о самоотверженных и отчаянных путешественниках не устанут волновать умы новых охотников за приключениями, а сердца будут вновь тревожно замирать от тревоги за исследователей.
«Кон-Тики» получился фильмом неоднозначным, как и сама идея снять ленту о путешествии Хейердала. Любой режиссёр, снимая историческую картину, пытается трактовать некоторую быль, найти и поднять на поверхность важные темы и мотивы. Но как снять кино о событии, которое было запечатлено на плёнку непосредственными его участниками? Как взглянуть на такую историю иначе, не внося ничего инородного и не калькируя оригинал, даже если учесть, что фильмы будут иметь разную жанровую принадлежность? Самое очевидное решение – раскрасить путешествие в яркие цвета. Но одни краски не самоцель: безмятежные голубые просторы – покуда хватает зоркости глаз, покрытые сочной бронзой загара тела скандинавов, отблески капель воды, повисших на их бородах – этого мало, чтобы добросовестный режиссёр мог дать себе индульгенцию на съёмки. И тогда создатели «Кон-Тики» укрупнили детали, которые в реальности были не столь важны, примешали зачастую надуманную драматургию и создали-таки самостоятельное произведение, пожертвовавшее ради сюжета историчностью и законами природы. Так в картине появляются месть акуле, псевдонаучная тринадцатая волна, ненадёжное крепление брёвен и нездоровая атмосфера в экипаже. Стал бы фильм скучнее без этих выдумок? Кому-то и в нынешнем обличии он покажется нудным фарватер-муви. Возможно, если картина создавалась для популяризации Хейердала и его подвигов, есть смысл отмахнуться от этих недостатков и согласиться, что она уже не зря появилась на свет, коли хоть одного зрителя мотивирует прочесть книги знаменитого первопроходца. И совсем неважно, что его теория об американском заселении Полинезии до сих пор остаётся дискуссионной, эти книги стоит прочесть хотя бы для того, чтобы окунуться в атмосферу путешествия и познакомиться с удивительным Туром Хейердалом.
«Кон-Тики» - лента о нём, упрямом и фанатичном человеке, идти с которым в ногу и трудно, и легко одновременно. Если доверишься его чутью и убеждённостям – отыщешь в нём оплот в минуту отчаяния, как не раз делали его товарищи. Если же не сможешь смириться с инфантильным эгоизмом и разделить этого человека поровну с мечтами, значит станете друг для друга чужими – супруга, Лив, подтвердит. В этой романтической мужской истории она, по сути, единственный женский персонаж, который олицетворяет собой возникающую в жизни любого мужчины необходимость повзрослеть и заново расставить жизненные приоритеты. И герой решает, что нет ничего дороже мечты, когда этот вопрос безмолвно нависает над ним. Жаль только, что создатели не рискнули заглянуть вглубь его загадочной души, отыскать личностные причины тщеславия, юношеского максимализма, упёртого, на грани комплексов, характера. Они просто жирными линиями подчеркнули все примечательные стороны его натуры, представив уже готового персонажа, наблюдать за чудачествами и самоуверенностью которого увлекательно, но пропорционально силе этих странностей растёт и желание разобраться в характере норвежца подробнее. В ленте же каким Тур прыгал в детстве по льду замёрзшего озера, таким и вышел на берег атолла Рароиа – на это даже сделан немалый акцент. Его спутники тоже не могут похвастаться развитием характеров, хотя каждый персонаж индивидуален и выписан вполне подробно. Они именно те товарищи, какие должны быть – умные, весёлые, верные, с какими не страшно выйти в открытый океан на пути в неизвестность.
И тут мы приближаемся к ответу на вопрос, чем же современная лента заслужила право на существование и чем принципиально отличается от старшей сестры? Оказывается, фильм 1949-го года хорош искренностью, исторической значимостью и правдоподобностью, но в силу хроникального жанра отказывается пускать зрителя пройтись под парусом вместе с мореплавателями. Чёрно-белые море и небо, серый плот и рябь на воде – они настоящие, но не дозволяют воображению разыграться. Монохромный видеоряд и документальная подача ставят барьер для зрительской эмпатии: вот есть мир по ту сторону экрана, но тебя там не ждут. У режиссёров-норвежцев же Земля такая, какой мы видели её не раз, на картинках или воочию: яркая, сочная, контрастная, кипящая жизнью. И невольно приходится вновь вернуться к мысли о цвете. Сочность красок помогает сформировать у зрителя одну важную и грустную мысль. «Кон-Тики» рассказывает о, наверное, последней большой одиссее на Земле. Открыто почти всё, что можно открыть, исхожены все главные тропы, век исследователей и романтиков ушёл в небытие. Человек пробивается сквозь лёд озера Восток, изучает горилл в сокровенных уголках конголезских джунглей, задумчиво глядит сквозь толстое стекло иллюминатора в кромешную мглу одиннадцатикилометровой толщи воды. С каждым годом планете труднее сохранять немногочисленные оставшиеся тайны. Человек-гностик дал соплеменникам знания, отобрав сладкие мечты о девственном и необузданном мире. Вот она – готовая почва для ностальгии по неразгаданному и полному открытий миру, последняя песнь географической романтике. Но, похоже, чтобы уловить в кино эту мысль, нужно быть готовым её там увидеть. Фильм не ставит на этом акцентов, а потому, хотя мог бы стать гимном концу эпохи открытий, стал лишь историей самоутверждения одной мечтательной, юной души.
Широко шагает в последнее время норвежский кинематограф, каждые пару месяцев выпуская в мировой прокат по очередному, крепко сбитому, ладному фильму, будь то триллер, боевик, военная драма или, даже, зомби-хоррор. Вот добрались скандинавы и до жанра приключенческого кино. Благо тема родная - главный герой Тур Хейердал, прославленный норвежский путешественник и антрополог, поддержавший во второй половине двадцатого века славу страны первопроходцев и исследователей, родины Амундсена и Нансена.
О путешествиях Хейердала советские и российские читатели знают немало, его книги расходились в нашей стране миллионными тиражами, да и несколько плаваний с Хейердалом Юрия Сенкевича на лодках 'Ра' и 'Тигрис' добавило ему у нас известности. Тем интереснее было посмотреть на экране фильм-зарисовку его первого и самого, пожалуй, известного плавания - пересечение Тихого океана на бальсовом плоту 'Кон-тики'.
Фильм захватывает первую половину жизни норвежца, когда неизвестным еще миру антропологом овладела мысль подкрепить свои теории о том, что Полинезию колонизировали древние жители Южной Америки плаванием на плоту по предполагаемому маршруту колонистов. Собрав группу из пяти таких же безумцев, из которых только один владел морским делом, заручившись поддержкой перуанских властей, Хейердал построил бальсовый плот по древнеперуанским рецептам и лекалам и, не долго думая, отправился в путешествие длиной в восемь тысяч километров и продолжительностью сто дней.
Что сказать о фильме? Прежде всего запоминается отличная операторская работа, красочные морские и подводные съемки. Режиссура и сценарий неплохи, хотя оставляют нераскрытыми ряд вопросов - мотивации спутников Хейердала, которые толкнули их на путешествие, некоторые бытовые моменты. К примеру авторы так и не объяснили зрителю - что пил и чем питался экипаж плота за несколько месяцев странствия. Ведь не увезешь с собой воду и еду на три месяца, да и пойманную в море рыбу надо как-то готовить. В самом описании плавания есть несколько больших лакун - вот плот наконец после месяца в океане выруливает на нужное течение где-то около Галапагос, и почти сразу пристает к желанному атоллу на другом краю океана. Впрочем - у желающих все узнать появляется повод прочитать замечательную книгу Хейердала.
Согласно законам жанра в подобном фильме должно быть несколько остросюжетных моментов, чтобы душа у зрителя ушла в пятки и он вдоволь поволновался за героев, как в эпизоде со штормом, акулами, или пересечением барьерного рифа. Впрочем любой более-менее подкованный зритель знает, что Хейердал успешно совершил свое знаменитое путешествие, так что особо попереживать за героев не получается.
В целом очень неплохое, качественное кино с отличными натурными съемками, неплохими актерами. В меру безумное, как и сама команда 'Кон-тики, которая вопреки всем советам решилась пересечь океан на деревяшке. Но стоящее просмотра, причем на широком экране, чтобы можно было вдоволь насладиться безбрежной синевой океана.
Ура, фильм вышел в России в широкий прокат! Я боялась, что норвежско-британский фильм будет идти у черта на куличках, но нет, его крутят в центральных кинотеатрах в удобное время. И даже постеры на входе поставили.
Говорят, фильм номинирован на «Золотой глобус», и есть за что – он выгодно отличается от современной кинопродукции. Никакого ложного пафоса, режущих глаз компьютерных кадров, морализаторских выводов, все настоящее, но красивое.
Но немного обидно, что о приезде съемочной группы в Москву почти нигде не писали – актеры и режиссер приехали в нашу столицу представить фильм. Когда Кевин Костнер пожаловал в Москву, так сюжеты об этом постоянно по ТВ крутили.
Я думаю, многие люди интересуются Туром Хейердалом и подобными фильмами еще с детства, в том числе благодаря Юрию Сенкевичу, и им было бы интересно узнать о рекламной кампании фильма «Кон-Тики».
Посмотрела в большом зале на 140 мест, заполнен он был наполовину, что совсем неплохо. Много было детей, и вели они себя тихо.
Прекрасный фильм, он меня гораздо больше зацепил, чем недавний 'Обливион'. Захватывающе, драматично, красиво, с юмором («Я спущусь! Ну да, шведа не жалко!»).
В фильме есть эпизод с очень красивой китовой акулой. Эти безобидные гиганты (больше 10 м) едят планктон на глубине и не тыкаются в плоты носами, так что зря герой перепугался. Но леску я бы тоже с собой прихватила.
Китовые акулы флегматичны, и дайверы пользуются этим, катаясь на них. Численность китовых акул во всем мире сокращается, но, к сожалению, на акул до сих пор охотятся и продают их плавники на рынках. Загарпуненная акула пугается и может разбить лодку ударом хвоста.
Я фанат путешествий, но сухопутных. Оказаться в шторм посреди океана – сомнительное удовольствие. Океан – это такая неодолимая сила! Когда я впервые увидела вблизи Индийский океан, то была поражена его мощью, энергией и величием.
Фильм погружает в приятное чувство ностальгии по тем временам, когда по ТВ в удобное время крутили 'Клуб путешественников', а дети с интересом читали про приключения Тура Хейердала.
Мне кажется, можно снять продолжение картины, ведь у Тура были и другие путешествия.
Натурные съемки удались – видно, что акулы самые настоящие, не то что в фильме «Челюсти». Хотя я все-таки надеюсь, что акулы не пострадали... Впрочем, норвежцы известны своей манерой сурово обращаться даже с китами.
В картине есть эпизод с красивыми светящимися морскими животными. Похоже, это многощетинковые черви (полихеты, томоптериды). Некоторые из них и правда огромные (3 метра), но те, что способны к биолюминесценции обычно всего 5 см длиной.
Жаль, что светящихся гребневиков не показали, это тоже выглядит фантастически.
Актеры понравились, хотя российскому зрителю они не знакомы. Полненький похож на Филипа Сеймура Хоффмана.
У прототипов героев была интересная жизнь, хотя и не у всех долгая – так, один из них умер в 45 лет от инфаркта.
Нужно быть мудрым и терпеливым человеком, чтобы на тесном плоту не разругаться с командой, и в фильме показана жизнь команды изнутри, хотя и не так подробно, как хотелось бы. Но подробности можно узнать из книг и документальных фильмов Тура Хейердала.
Итого: советую фильм всем любителям путешествий, тем более что на этой неделе ничего нового интересного не выходит (на мой взгляд). Только вот птичку жалко!
Ещё в детстве Тур Хейердал отличался своим бесстрашным характером. С годами он только окреп и, вдобавок ко всему, им овладела жажда приключений. В 1937 году вместе с женой Агнес он отправился в антропологическую экспедицию на острова Полинезии. Местные старожилы рассказали легенду о первых поселенцах островов, приплывших с востока, хотя официально было принято считать, что они заселены переселенцами из азиатских стран. Тур Хейердал изложил эту теорию в своём научном труде, но в публикации ему было отказано из-за недостаточной доказательной базы. Сдаваться было ни в его правилах и он решается на рискованную авантюру.
Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг рассказали нам лишь один эпизод из богатой приключениями биографии, которой хватит не на один фильм и надеюсь продолжение последует. Эта же история о том, как в 1947 году шестёрка бесстрашных парней в возрасте от 26 до 33 лет в составе: руководителя, штурмана, кока, двух радистов и инженера, взяв достаточный запас армейских сухих пайков, отправилась на плоту, построенном из самой лёгкой древесины бальсового дерева по чертежам инков, к островам Полинезии. Старт был взят в перуанском порту Кальяна и плот направился по предполагаемому древнему маршруту инков. Сценарий основан на воспоминаниях самого Тура Хейердала. Как там всё происходило на самом деле, нам уже не узнать, поскольку воспоминания - штука гибкая, о чём не столь давно нам поведал Энг Ли в своём замечательном фильме 'Жизнь Пи'. К тому же, у экипажа большую часть времени путешествия отсутствовала связь с землёй, рация была 'вне зоны доступа'. Впрочем, довольно скепсиса. Рассказанная история получилась весьма интересной. Львиная доля успеха здесь принадлежит операторам. Впечатляющие натурные съёмки создают достоверную атмосферу. Океанские виды так и просятся на заставку рабочего стола. Сцены с акулами дадут 100 очков вперёд различным 'Челюстям'. Никаких чучел, всё натурально. Немного не хватило экстрима, возможно, путешественникам и вправду повезло и стихия была к ним благосклонна. Хотя, уже тот факт, что Тур Хейердал совершенно не умел плавать - уже экстрим.
Актёры хорошо справились со своими ролями и прежде всего исполнитель главной роли Пол Сверре Валхейм Хаген. От его персонажа исходит некая положительная энергия. Он ни минуты не сомневается в успехе начатого дела, поскольку уверен в своих силах и своём экипаже. Эта уверенность передаётся всей команде. На Кон-Тики царит благоприятная психологическая атмосфера. Лишь инженер (Андерс Баасмо Кристиансен), переживая за прочность плота, позволяет себе сорваться. Не могу обойти вниманием жену Тура, сыгранную Агнес Киттелсен. Она идеальное воплощение хранительницы домашнего очага, полностью понимающая мужа и посвятившая себя воспитанию детей.
Несмотря на некоторые шероховатости сюжета, картина в целом удалась. Она насквозь пропитана духом романтики. К сожалению, время тех, кто готов пуститься в странствие 'за туманом и за запахом тайги' безвозвратно миновало, миром правит капитал. Спасибо кино, что хоть иногда возвращает нам приятные воспоминания. Фильм заслуженно номинирован на премию 'Оскар' в категории 'Лучший иностранный фильм'. Отличная, позитивная история. Смотреть всем.
Этот замечательный шведско-норвежско-британский фильм скандинавских же режиссёров Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга был в числе картин, номинированных на получение награды Американской Киноакадемии (сиречь «Оскара»). Увы, награды ему не досталась, но не в статуэтке счастье. А счастье в том что такие фильмы всё ещё снимают и их можно увидеть на большом экране.
О чём, а точнее, о ком эта картина, нам, рождённым ещё в СССР можно, слава Богу, и не объяснять. Да, этот фильм про первое, самое знаменитое путешествие норвежского путешественника Тура Хейердала с группой единомышленников на плоту через Тихий океан. Безумству смелых поём мы песню. Да, сейчас тоже хватает любителей путешествий и всяческого экстрима. Но Тур отправился на сделанном из брёвен плоту через океан не по приколу, не из-за пари, не ради пиара в СМИ и не ради получения очередной дозы адреналина в кровь. Он поступил как один из последних рыцарей науки. Вспоминается тут современник норвежца Хейердала – француз Бомбар… Науки и старой доброй тяги к путешествиям. Да, это была страшная авантюра. Но удача порою всёж бывает на стороне смелых. И маленький плот преодолел великий океан.
Теперь про собственно сам фильм. Да, после недавней «Жизни Пи» Энга Ли морские красоты смотрятся несколько мелкобюджетно. Хотя… Большая часть фильма Ли была по сути сгенерирована на компьютере. А европейское кино в основном сделало упор на натурные съёмки. И, скажу я Вам, та же огромная (и живая!) китовая акула дорогого стоит! Морские просторы показаны просто изумительно.
Этот фильм по жанровой принадлежности являет собою смесь классического приключенческого кино и драмы. Да, всемирно известными актёрами он не блистает. Ну и что с того. Зато фильм получился очень милый и душевный. О настоящих авантюристах (в добром смысле этого слова), простых романтиках и искателях приключений. И я очень рад что смог посмотреть его на большом экране. Очень красивое кино…
Тронуло, что фильм посвящён Ю. Сенкевичу, который совместно с Туром совершил потом несколько плаваний уже через Атлантический океан, правда, уже не на 'Кон-Тики', а на 'Ра' (и я очень надеюсь увидеть когда-нибудь фильм и об этом путешествии великого норвежца).
Человеку во все времена и эпохи нравилось путешествовать. Да и какой мальчишка ещё с самого раннего детства не грезил о том, чтобы отправиться в полное приключений и поджидающих на каждом шагу опасностей плавание – подобное тому, что когда-то удалось пережить Христофору Колумбу или Магеллану, Джеймсу Куку или Васка да Гама? Об одном из ярких эпизодов жизни известнейшего путешественника прошлого века Тура Хейердала рассказал фильм «Кон-Тики».
Норвежец-антрополог, несмотря на то, что ещё мальчуганом едва не утонул и панически боялся воды, однажды воплотил свою мечту в жизнь – воодушевившись старинными летописями и рисунками испанских конкистадоров, где были изображены плоты инков, он собрал группу из пяти энтузиастов единомышленников, чтобы вместе с ними на собственноручно сконструированном плоту паэ-паэ по имени «Кон-Тики» переплыть Тихий океан в западном направлении.
И ведь переплыл! А заодно и снял про это невероятное плавание длиной в 101 день и 8 тысяч километров документальный фильм, впоследствии удостоенный премии «Оскар».
Спустя 65 лет земляки Хейердала – Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг – решили увековечить память о легендарном путешествии, в успех которого тогда, честно говоря, мало кто верил, и создали о нём двухчасовой и теперь уже художественный фильм – причём с самым солидным за всю историю норвежского кинематографа бюджетом в 16 с половиной миллионов долларов!
Помимо Норвегии, в реализации проекта участвовали такие страны, как Великобритания, Дания и Германия. Съёмки проводились на Мальдивах и Мальте, в Таиланде и Нью-Йорке, на суше и на море, поэтому «Кон-Тики» прямо-таки переполнен приключениями: здесь будет и опаснейшая встреча с голодными акулами, и бушующий шторм, и незабываемое пересечение барьерного рифа. Причём всё это воплощено на киноплёнке с размахом и красотой, которые можно сравнить с «Жизнью Пи» «оскароносца» Энга Ли, но не хочется – больно уж фильмы разные.
«Кон-Тики», несмотря на дивной живописности картинку и впечатляющие натурные съёмки, не слишком глянцев. Повествование разворачивается неторопливо, много внимания уделяется взаимоотношениям путешественников и характерам персонажей, каждый из которых – та ещё колоритная персона. Поэтому зрителям, привыкшим к американским экшн-блокбастерам, норвежская лента может показаться скучноватой.
С другой стороны, плавание продолжительностью в три с лишним месяца не могло быть полным динамики и приключений. И превращать его в аттракцион было бы чрезмерным преувеличением.
В то же время «Кон-Тики» богат и красивостями, и напряжёнными моментами, и редким, но метким юмором. А главное, его героям искренне веришь, им сопереживаешь и понимаешь, что их стремление достигнуть цели во многом было родственно фанатизму, и если бы не истовая уверенность Хейердала в успехе своего безнадежного предприятия, он и его друзья вряд ли одолели бы этот долгий и бесконечно трудный водный путь…
Результатом титанической и, безусловно, талантливой работы режиссёров-норвежцев стали номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» – за лучший фильм на иностранном языке. Причём, по слухам, когда объявляли претендентов на «Оскара», из всей великолепной пятёрки «иноязычных» лент наибольшую симпатию публики, выразившуюся в несмолкающих аплодисментах, вызвал именно «Кон-Тики». (Хотя награду так и не получил).
Мировой успех «Кон-Тики» поднял дуэт Роннинга и Сандберга на новый профессиональный уровень. Очередное (и очень заманчивое!) предложение из Голливуда поступило от компании «Legendary Pictures» – там в ближайшее время собираются подписать с дуэтом контракт на постановку проекта «Спектральный анализ» (Spectral).
Будущий фильм уже называют «Мистическим «Чёрным ястребом» с задатками франшизы, так что мне не остаётся ничего иного, кроме как пожелать Хоакиму Роннингу и Эспену Сандбергу попутного ветра и семи футов под килем.
Я зачитывался книгами Тура Хейердала, смотрел документальные фильмы о его экспедициях, поэтому с нетерпением хотел посмотреть художественный фильм о знаменитой экспедиции на бальсовом плоту.
Посмотрел - и разочаровался. Это фильм не про реальную экспедицию, а снят по мотивам этой экспедиции. Общего почти ничего нет, кроме самого путешествия и имён главных героев.
Хейердал в этом фильме - авантюрист. Его сподвижники - мягко говоря, психически неуравновешенные люди. Почти все эпизоды фильма - далеки от того, что происходило на самом деле.
Этот фильм может быть интересен для тех, кто любит книги и фильмы о путешествиях и не знает о том, кто такой Хейердал (если такое сочетание вообще возможно). Из этого фильма они и не узнают о Туре Хейердале, точнее, получат искажённое представление о нём. Но это уже на совести создателей фильма.
Все, кто будет смотреть этот фильм, должны помнить, что это художественный (при этом совершенно вольный) пересказ того, что было на самом деле.
Если бы этот фильм назывался не 'Кон-Тики' и фамилии героев были иными, то фильму можно было бы поставить положительную оценку (7 из 10). Но из-за чудовищного искажения реальных людей и реальных событий, фильм, претендующий на описание знаменитой экспедиции, лично у меня, увы, вызвал негативную реакцию.