К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Американец Лоуренс Кэздан в 80-е годы прошлого века дважды в своих фильмах задействовал экранный дуэт Кэтлин Тёрнер/Уильям Хёрт. И, если в своём дебюте 'Жар тела' он показал нам беззаботную, пылающую друг к другу страстью молодую пару, то в фильме 88-ого года мы видим их персонажей уже совсем другими: утомлёнными, изрядно постаревшими, охладевшими друг к другу супругами. Такие разные, но одинаково интересные образы.

'Турист поневоле' знакомит нас с миром Мэйкона( Хёрт ), автора популярных путеводителей для любителей комфорта, совершающих вынужденные командировки за границу. Спустя год после трагической смерти сына, его бросает любимая жена Сара( Тёрнер ), оставляя вдвоём с собакой в их огромном пустом доме. Одинокий и растерянный, Мэйкон теперь сам становится туристом-приспособленцем. Но однажды необходимость оставить с кем-то животное на время своего отъезда приводит его к знакомству с Мюриэль( Джина Дэвис ) - молодой и улыбчивой дрессировщицей собак. Вокруг отношений этих трёх героев и построен весь фильм.

И их характеры очень разнятся. Мэйкон живёт однообразно и замкнуто, избегая новых знакомств. Он ездит по миру, но при этом сам не получает новых эмоций и впечатлений, а на страницах своих книг, исходя из собранной информации, выдаёт полезные, но сухие тексты. Сара вместе со смертью ребёнка теряет последнюю нить, которая связывала её с мужем, скрепляла их скучный брак. Не сумевшие справиться с общим горем, супруги утрачивают взаимопонимание и расстаются. Мюриэль - энергичная, предприимчивая и самостоятельная женщина, у которой есть маленький ребёнок. Пробиваясь сквозь броню нерешительности Мэйкона, она живёт надеждой на их совместное будущее.

На протяжении всего фильма меня терзал один вопрос: что же такого особенного нашли эти женщины в герое Хёрта? Ведь более аморфного и бесхребетного протагониста и представить себе сложно. В какой-то момент осознаешь, что перед тобою лишь тень мужчины. Убитый горем отец вы скажите. Да, но жизнь-то продолжается, а Мэйкон существует, словно в спячке. Порою даже возникает вопрос - а здоров ли он умственно? Ибо сами собою возникают параллели с теми же, простите, аутистами. Но, в том же 'Человеке дождя' или 'Адаме' главные герои выглядят куда полноценнее. Вспоминая Леонарда из 'Пробуждения', обездвиженного пациента, блистательно сыгранного Робертом де Ниро, видишь настоящую борьбу за жизнь, страсть в глазах и в действиях. Сильнейший эмоциональный фильм Далтона Трамбо 'Джонни взял ружьё' знакомит нас с инвалидом войны, потерявшим все конечности, но продолжающим жить. Есть ещё великое множество кинолент, в которых ущербные либо просто потрёпанные жизнью люди, побеждают свои проблемы несгибаемой волей, характером. Что же мешает физически полноценному и умственно здоровому Мэйкону изменить свою жизнь?

У него есть всё, кроме внутреннего стержня, характера, уверенности в себе. Его родные ему под стать. Сестра, живущая с двумя братьями, ухаживает за ними как за сыновьями. В их доме продукты на полках расставляют по алфавиту, а к телефону не подходят в принципе. Оторванные от мира, они живут в своём собственном. Диву даёшься, как Мэйкон жениться-то умудрился с таким окружением. А его фраза о том, что брак должен быть исключением, применительно к нему вызывает широкую улыбку. И смотреть на его жалкое существование два часа экранного времени просто невыносимо. Встреча с Мюриэль помогает ему встряхнуться, но не более. Неспособный принять ни одного взрослого решения, он плывёт по течению, от одной женщины к другой, не зная где причалить. В конце фильма жена, взбешённая его нерешительностью и бездействием, произносит ключевую фразу о наболевшем: 'Ты мог бы хоть что-то сделать, если бы ты захотел, хоть раз'. Она заставляет его проснуться словно ушат ледяной воды поутру. И он принимает решение, но больше импульсивное, нежели осмысленное.

Спасает фильм лишь блистательная, я бы даже сказал сияющая Джина Дэвис. Живость её персонажа создает необходимый контраст в дуэте с героем Уильяма Хёрта. А многогранность характера не оставляет равнодушным, ведь на протяжении фильма её героиня постоянно меняется, выступая в разных амплуа. Сперва перед нами собачница, жизнерадостная, но строгая, потом яркая молодая девушка, игривая и обольстительная, затем заботливая любящая мать, а в концовке верная спутница жизни. Целеустремлённая напористая, она является душой всей ленты, моторчиком, наполняет её позитивом и светом. Актриса была заслуженно отмечена Оскаром за лучшую женскую роль второго плана, но яркостью персонажа она затмила всех первоплановых героинь.

В целом фильм вышел довольно средним, без особой глубины морали и лишь с одним заслуживающим интереса и уважения персонажем - Мюриэль. Наблюдая за героями, мы осознаём, что необходимо всегда двигаться вперёд. Что мужчине следует в любой ситуации оставаться мужчиной, быть личностью и опорой. Что любые отношения требуют встряски и в то же время подпитки новыми чувствами. Что даже самая крепкая и сплочённая семья может рассыпаться из-за тяжкой утраты. Важно верить в себя и быть хозяином своей жизни, и тогда всё получится.

5 из 10

23 мая 2012 | 12:56
  • тип рецензии:

Посмотрел фильм 1988 года режиссера Лоуренса Кэсдана 'Турист поневоле '. Очень психологически точно играют главные актеры: Уильям Херт, Кетлин Тернер, Джина Девис.

Любовный, а точнее матримониальный треугольник: мужчина и две женщины. Одна – любимая и привычная первая жена Сара (Кетлин Тернер), которая после трагической смерти ребенка подает на развод, а когда у мужа возникают отношения с новой женщиной – бросается сохранять отношения и брак. И другая – тренер собак, женщина с ребенком, очень самостоятельная Мьюриэл (Джина Девис). Обе женщины готовы заботиться о главном герое, обеим нужна его любовь, и обе знают, 'как правильно жить '.

Герой, оказывающийся перед выбором, несуетлив и искренен, поэтому хорошо видно, как происходит выбор у мужчины и что оказывает решающее влияние на этот выбор.

Критический момент наступает тогда, когда бывшая жена решает вернуться и сохранить брак, герой идет ей навстречу и контрасты ситуации становятся очень четкими.

И еще. В интеллигентской среде всего мира десятками лет пытается закрепиться традиция 'понимать ' капризы второго супруга или любовного партнера, прощать его постоянно дурное расположение духа, придирчивость и равнодушие, его недовольство мной, первым супругом (или супругой). Это считается проявлением 'настоящей любви '. Так вот во время этого фильма я понял, что это проявления зависимости и невроза, проявления нелюбви к себе и к партнеру. И еще раз убедился в том, что 'прощать ' – слово для манипуляций.

03 августа 2008 | 11:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: