Память – одно из изученных и, в то же самое время, малоисследованных явлений, которое делает нас такими, какие мы есть. Столько всего идет из нашего прошлого, но для нас настоящих прошлое – лишь воспоминания, порою, неверные, как рябь на воде, а иногда четкие, как видео в 4К. После ухода людей о них остается лишь память: достоверная или не очень, задокументированная, или передающаяся из уст в уста, делающая когда-то настоящее всего лишь мифом. Здесь всегда есть, что сказать, но новый и весьма лестно принятый фильм «Солнце мое» не интересуют все эти сложные конструкции, он лишь паразитирует на памяти, используя ее как предмет, но вовсе не пытаясь ее понять или применить для развития иных любопытных тем. Воспоминания в «Солнце» что калейдоскоп: эпизоды сменяют друг друга, но все вместе они молчат, не способные донести мысль, которой эта картина, кажется, и вовсе лишена.
С «Солнцем моим» происходит страшная штука: невозможно достоверно понять, зачем оно было снято. Этот фильм более всего напоминает короткометражку, зачем-то растянутую почти на полтора часа. Здесь же ровным счетом ничего не происходит, и даже выбранная форма подачи тоже ничего не означает: вероятно, приметы времени (90-е? 2000-е?) необходимы, лишь чтобы подчеркнуть, что показанное на экране – это не сегодня, а вчера, хотя могло случиться, когда угодно, и привязка к эпохе в картине весьма условна. Каждую минуту, десять минут, час этого фильма зритель все ожидает, что что-то важное произойдет, какая-то тайна или «скелет в шкафу» вдруг вывалится, возникнет так необходимый любому произведению конфликт, заставляя героев действовать и чувствовать, но нет… Показанное прошлое оказывается всего лишь бытовухой, банальным отдыхом в турецкой «трешке», примечательным лишь тем, что был в жизни очень многих из нас. Таким образом, весь замысел картины сводится к тому, чтобы вызвать у зрителя собственные воспоминания, свое личное тепло, а не рассказать историю, которой в «Солнце» просто нет.
Проблема отсутствия хоть сколько-нибудь внятного сюжета влечет за собой и другую, а именно безыдейность. Пытаясь «натянуть сову на глобус», можно допустить, что фильм затрагивает тему взаимопонимания отцов и детей через призму разницы в возрасте между ними. Об этом заставляет подумать маленький эпизод-шутка в самом начале, когда герои обсуждают другую семью, отдыхающую с ними в одном отеле. Кажется, что тему развивают и случайные знакомства с подростками чуть старше главной героини Софи, но это лишь иллюзия. Подсознательно ожидаемая тема взросления, первой любви (что-то подобное здесь лишь для «галочки»), отдаления дочери от отца на этом сложном фоне в картине отсутствует: взаимоотношения девочки с ее отцом не сталкиваются с препятствиями, и мелкие недопонимания совсем не в счет, так что в финале фильма герои те же, и их отношения такие же, как и в начале. Из-за этого не вполне понятно, зачем в фильме про близость отца и дочери отдельные детали вроде отношений с ее матерью, или необъяснимые и от этого дешевые драмы со слезами и эмоциями. Единственный вывод, который кое-как можно сделать из уведенного в картине, состоит в том, что любовь родителя к ребенку и ребенка к родителю безусловна, она сильнее любой разницы в возрасте или мелких обид. Вот только мысль эта слабовата: в нашем мире возраст для общения людей давно не помеха и не предрассудок, а, значит, и существенным препятствием, которое стоит устранить, напрягши силы, он не является. Так что «Солнце мое» оставляет ощущение пустоты, возникающей, когда сказать что-то надо, а нечего.
Давно я не видела на экране такой бессмыслицы: не абсурд, не набор случайностей, но пустое место. «Солнце мое» представляет собой обычную и, видимо, личную рефлексию создателей о прошлом, чуть грустную, причина чего не вполне ясна. В фильме, что представлен зрителю на большом экране, нет трагедии и даже повода для печали, здесь все воспоминания счастливые, но причина их рассмотрения здесь и сейчас не просматривается ни в условном настоящем, ни в показанном прошлом. Воспоминания представлены сами по себе, без повода, показаны лишь чтобы быть показанными, зачем только пленку, ой, цифровой носитель изводили?.. «Солнце мое» должно вызвать ностальгию, заставить подумать о чем-то своем. Учитывая, что фильм не несет в себе ничего самостоятельного, такую игру на чувствах зрителя иначе, как манипуляцией, я назвать не могу, как не могу и одобрить.
«Солнце моё» 2022 г. получил звание лучшей картины года по версии сразу нескольких авторитетных институций — журнала Британского института кино «Sight and Sound», Национального совета кинокритиков США, британского издания «The Guardian»…
Это отличное достижение, тем более что «Солнце моё» — это дебютная малобюджетная работа.
Однако посмотрев этот фильм, хвалить его совсем не хочется. Хочется ругать тех, кто так высоко его вознес…
«Солнце моё» сняла шотландская кинематографистка Шарлотта Уэллс. Сюжет основан на ее личной биографии и довольно прост. Фильм рассказывает нам о нескольких днях совместного отдыха молодого отца и его дочери подростка. Все повествование держится на саспенсе — зрители понимают, что что-то плохое и неприятное должно будет произойти. Режиссер всячески намекает нам на эротику и романтику, побуждая подозревать отца в педофилии. Но окажется, что 'Солнце моё' - это фильм совсем о другом. Он о любви ребенка к родителю и родителя к ребенку. О значимости таких отношений и порой болезненных отпечатках, которые они оставляют в душе любого взрослого человека.
«Солнце моё» более чем достойное художественное произведение. Оно мастерски передает чувства и эмоции главных героев, погружает зрителей в свой мир и с помощью визуальных образов отражает то, что словами невозможно выразить.
Но… Называть «Солнце моё» лучшим фильмом года — это конечно лишнее. Киносообщество уж очень сильно в последние годы пытается вознести к небесам женщин режиссеров, дабы уровнять их заслуги с более чем столетней историей доминирования мужского кино. Но правда в том, что Шарлотта Уэллс не сняла ничего действительно восхитительного и не привнесла своей картиной ничего нового…
Еще в 2010-м году София Коппола сняла сходную преподносимую зрителям как полуавтобиографическую историю. Фильм назывался «Где-то», рассказывал о нескольких днях совместного отдыха отца и дочери в гостинице. Даже если вы его смотрели, то наверняка вам нечего вспомнить о его содержании. А европейские кинематографистки за последние годы буквально завалили кинопрокат своими меланхоличными абстрактными лентами, не имеющими событийной наполненности, но вдоволь передающие эмоциональные переживания своих героинь. «Сувенир» Джоанны Хогг, «Маленькая мама» Селин Сьямма, «Корсаж» Мари Кройцер, «Сент-Омер» Элис Диоп, «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв — лишь малая часть подобных лент.
Все эти женские нудные, скучные, медитативные драмы, где девочки или женщины молча страдают, проявляют уравновешенность и безэмоциональность…
Такие фильмы частенько снимаются и они конечно имеют право на жизнь. Но в большинстве своем это просто бесцветное и безликое упаковывание абстрактного философствования и представлений о «женской доле» в кинопленку. К тому же эти женские фильмы о-о-о-очень похожи друг на друга. Клеить на них ярлык «лучший фильм года» — это несправедливо, необъективно и очень странно.
Ну а возвращаясь к «Солнце моё» — пробираясь сквозь похвальбу, щедро вылитую на эту картину, лично у меня возникает вопрос: «Неужели все эти критики искренне считают, что лучшим способом отразить боль от потери отца и отразить любовь к нему является намеренное заигрывание с эротизмом? Разве это хорошо — рассказывать историю своего отца, заставляя зрителей подозревать в нем педофила?» Вопрос, который остается открытым и вызывающим недоумение…
Дебютный фильм шотландского режиссера Шарлотты Уэллс об отдыхе 11-летней девочки с отцом в Турции наделал много шума и забрал большое количество наград на фестивалях в прошлом году.
Пол Мескаль, номинированный на премию «Оскар» за роль в этом фильме играет заботливого отца, который души не чает в дочери и старается сделать их кратковременное пребывание на курорте незабываемым, хотя сам борется со своими внутренними демонами. Режиссер намекает, что парень возможно уже многие годы страдает от депрессии, но его стенания не вызывают сочувствия так как отсутствует контекст этих страданий. Зрителю сложно проникнуться переживаниями героя и понять, что с ним происходит. Эта неизвестность раздражает, когда к финалу фильма нам так и не дают ответов ни на какие вопросы. О судьбе отца девочки в будущем мы можем строить догадки, но не более.
Это первая роль в кино для Фрэнки Корио, но она невероятно естественна на экране, словно и не играет вовсе. Девочка любит отца и, кажется, догадывается, что в его душе не все спокойно, но не знает, как выразить это, пару раз, пытаясь завести серьезные разговоры она не получает от отца ответов. Много лет спустя, уже будучи взрослой пересматривая кассеты с отдыха, девушка мучается все теми же вопросами, ответы на которые она так и не получила, а отец остался только в ее воспоминаниях.
Фильм находится на грани реального и воспоминаний. Наши воспоминания о том или ином человеке, или событии со временем стираются, а в памяти остается только малая часть, иногда вытесняя то, что на самом деле важно, цепляясь лишь за мелкие детали. «Солнце моё» как воспоминание о чем-то родном и прекрасном, которое осталось только на записях старых видеокассет. Режиссер с легкостью перемещается между кадрами, снятыми на видеокамеру девочкой и событиями, происходящими в кадре в реальном времени, но весь просмотр не покидает ощущение того, что это снято не для твоего пытливого взора. Смотреть видео с отдыха незнакомых тебе людей в конце концов утомляет, ведь это чужая жизнь, к которой ты не имеешь никакого отношения. В фильме почти ничего не происходит, отец и дочь перемещаются из гостиницы в бассейн, а оттуда в ресторан и обратно в номер гостиницы несколько раз на протяжении фильма, перекидываясь парой скучных фраз. Эти перемещения иногда разбавляются постановочными кадрами со страданием отца в одиночестве и новыми впечатлениями дочери, но это не вызывает живого интереса у зрителя. С таким же успехом можно поностальгировать о своем детстве и получить гораздо больше эмоций, чем смотреть чужие воспоминания о детстве.
Многие критики отметили фильм как непревзойдённый дебют, изобретающий чуть ли не новый киноязык, но приглядевшись поближе возникает ощущение, что это просто ленивая режиссура. У режиссера было что сказать, это несомненно, но она не смогла это выразить киноязыком. Сделав упор на актерскую игру, она слегка припорошила фильм абстрактными не оформившимися идеями, надеясь на то, что зритель все же что-то вынесет из этого фильма, потому что сказать что-то внятное самой у нее не получилось. Конечно, похвально заставить зрителя шевелить мозгами, читать между строк и выдумывать за режиссера, что же такое произошло в жизни этих героев, из-за чего они так страдают, но все же хочется классической драмы, в которой правит трехактная структура и есть хоть какая-то смысловая нагрузка, после просмотра которой не сожалеешь о впустую потраченном времени на просмотр кадров из прошлой жизни какой-то девушки, о которой мы так ничего и не узнали.