Фильм Паноса Косматоса 'По ту сторону черной радуги' явно был не только лишь площадкой для визуальных эпилептических экспериментов перед 'Мэнди'. Методичный фантастический триллер, с душераздирающим эмбиентом, излучающий страхи рейгановской эпохи, застенчивый и беспристрастный, впитавший в себя 'Космическую одиссею' Кубрика, рассказы Кена Кизи и ужастики категории Б с их привлекательным магнетизмом. (Согласно Месмеру, люди выделяют особого рода магнитную энергию, или флюиды, которые позволяют им устанавливать телепатическую связь друг с другом – прозрачный намек на одного из героев фильма).
'По ту сторону черной радуги' будоражит воображение и порождает в зрителе ощущение путешествия во времени. Матрица прошлого, когда ребенок, случайно попадает в комнату, где по телевизору крутят фильмы, которые ему еще нельзя смотреть –прекрасно вписывается в сюжетную неразбериху. Все это напоминает обрывочный сон, белый шум мерцающего экрана, ведь после пробуждения в своей кровати от звуков суеты родителей на кухне и сладкого запаха хлеба на завтрак, остается только одна мысль: было ли это на самом деле или просто приснилось?
Синопсис фильма весьма примечателен: в 1960-х годах учёный Меркурио Арбория основал 'Институт Арбории', исследовательский центр в духе Нью-Эйдж, посвящённый поиску примирения между наукой и религией, позволяя людям переходить в эпоху вечного счастья. В 1983 году главой Института стал его протеже, Барри Найл. Внешне очаровательный и отличный учёный, Барри страдает от расстройства психики и удерживает в Институте девушку Елену. Она демонстрирует некие парапсихологические способности, которые Найл подавляет, используя большое светящееся устройство в форме призмы.
'Найти способ внутреннего покоя место где мечты становятся реальностью' – девиз не только для научного центра. Кажется именно этот принцип исповедует политика всего фильма. В своем роде это отличная репрезентация эпохи 80-х–великого времени неопределенности и страшных угроз. Эпоха нью-эйджа и рейгономики со всей своей давящей тревожностью отлично рифмуется с узнаваемой детской наивностью, готовой впитывать все новое и необычное, как губка. Косматос прекрасно это понимает, пока его отец снимал брутальные боевики со Сталлоне, сам Панос играл в настолки типа Dungeons and Dragons и смотрел 'Повелителей Вселенной'. Поэтому он отлично чувствует важный момент болезненного перехода из детства во взрослый и дискомфортный мир.
С легкой подачи режиссёра в 'черной радуге' разбросано (спрятано) так много артефактов из прошлого, ведь уникальные предметы с 'волшебными' свойствами обычно коллекционируют дети, чтобы потом выменять их с друзьями на новую фигурку или значок, а взрослые кажутся такими скупыми и жуткими, ведь они ежедневно натягивают на себя маски дружелюбия, чтобы скрыть свои истинные чувства. Поэтому хромированный ретрофутуризм в фильме отражает неудовольствие настоящим, хвастается ностальгическими маркерами и изобретательной архаикой. Эстетический взгляд назад, груз ответственности за будущее, невротичный синкретизм – изображение буквально погружается в камеру сенсорной депривации, чтобы навсегда стереть себя, судорожно забыть о том, как губительна неопределенность в этой хитровыдуманной системе ценностей, о том, как ужасно, когда ты тратишь все свои силы, на то, чтобы держать себя в рамках, какими бы вопиющими ни были окружающие их обстоятельства.
Конечно, ведь 'нетрудно впасть в отчаяние, когда ты не знаешь кто ты или что ты'.
Футуризм рождает уродов. Он не мать и не отец. Он двери. Проем ведёт в мир, где в губернии плёночного процессора, доктор медицины расщепляет атомы психики своих подопечных. Дань образу, и есть дверь. Можно шептать, условно соблюдая стилистику, а можно отдаться в лоно вдохновения, играя болезненными, но знакомыми образами. Гипертрофированные воспоминания из отсмотренных в детстве фильмов, прорезаются через Плевну на экран настоящего. Транслируя задумку режиссёра-творца. Это восьмидесятые годы, где-то между Кубриком и Кроненбергом, минуя Карпентера. Пыль видеосалонов родила живительный лишай, из которого Панос Косматос варит целебные зелья. Уж не зря так откровенно мелькает тематика вспомогательных препаратов в его картинах.
Задолго до Мэнди и ее Культистов, был НИИ нейронных связей мозга. Там добрый доктор Барри, эскулап от медицины, пробовал играть в бога, и доигрался. Финал эксперимента явил темную иную сущность. Комплекс Боха, это урод шагающий образностью, в лучах синти-поп трека на кожаных крагах из далёкого космоса. Это если логически осмыслить дебют странного Паноса. Тема веществ, в частности галлюциногенов, очень бросается в глаза, и какбэ намекает на некие, творческие особенности режиссёра, если не пристрастия.
Как бы там ни было с футуризмом и образностью Панос переборщил. Мягко говоря. Очень увлекательно наблюдать за визуальной фантасмагорией, но за ней теряется логическая нить. Вроде как главная героиня и есть, но ее при этом и нет. За раскрытием сути происходящего в аду НИИ, ее значимость растворяется в потоке шизофренических образов. Последние, и это не обговаривается, тащат посыл, я словно побывал в наркотическом мне художника в стиле сай-фай-кибер-нойр, и это было прекрасно. Уважаю также за то, что картина не подходит под конвейер коммерциализации. Это авторский фильм от начала и до конца, с посылками понятными лишь одному творцу и его психоделическим гениям извне. При этом под финал, все становиться ясно и предельно логично. Да так, что даже можно поаплодировать Косматосу, ибо его видение эпохи 80-хх в жанровом винегрет, имеет крепкий авторский почерк, пусть и для узкого круга поданных не от мира сего.
Красивое и лаконичное полотно итальянского режиссёра Паноса Косматоса.
Сюжет: учёный мечтает разгадать формулу мира и создаются вещества. Через эти вещества проходит ученик и совокупляется с дочерью учёного. В итоге появляется дитя Нового Эона - прекрасная Елена. Она надежда всего человечества и своего деда, ради неё он жил и творил. Но вот её отец, что 'заглянул в глаза Бога' и обожился (Бог тоже заглянул в него, оставив в нём часть своего существа), став носителем демонического разрушительного начала, словно древний Уран вступил в противостояние со своим ребёнком.
В итоге побеждает Елена, олицетворяющая жизнь, свет и красоту.
При всей красоте и минималистичности фильм психологически тяжёлый. Зрителя погружают в вязкую, кислотную среду, образованную аудио и видео рядами, воздействующую на подсознание.
Когда находишь такую малоизвестную жемчужину, чувствуешь себя, как удачливые золотоискатели во времена золотой лихорадки.
Фильм снят с упором, я бы сказал просто фиксацией на атмосферу — атмосферу времени, атмосферу событий, атмосферу контрастов (которая начинается уже в названии картины). Он полон неторопливых сцен, где в центре кадра — лицо героя, нередко в полном молчании, которое разбавляется лишь звуком дыхания, тёплым гудением лабораторного агрегата и прочим звучанием сцены. И эти сцены запоминаются — годы спустя я легко могу увидеть перед глазами добрую дюжину таких, можно сказать, материализовавшихся кадров:
'You are nothing... You are.. . less than nothing'
('Ты — ничто. Ты —... меньше, чем ничто').
В отношении сюжетной линии, до конца суть происходящего в картине не раскрывается, однако пытливый ум найдёт в сюжете больше ответов, чем, скажем, во многих картинах Дэвида Линча — мистика, но без перебора. Как раз как мне нравится.
Музыкальное оформление картины, как и всё происходящее, выполнено в стиле 80-х. В один из кульминационных моментов картины звучит музыка жанра easy listening, это тот самый беззаботный и музыкально богатый поп-саунд из навсегда ушедшей, но такой особой и тёплой эры. Своим настроением он создаёт один из финальных контрастов, который так же остаётся в памяти и не покидает зрителя.
Эти сцены, лица геров, звуки — их нет смысла описывать, их надо просто увидеть. Чего вам и желаю (по возможности, конечно, на языке оригинала), и что ещё не один раз сделаю сам.
Футуристический мир. Институт 'Арбория' проводит весьма неординарные эксперименты, главной целью которых является... создание счастья. Учитывая способ ее достижения, данность воспринимается, не так уж однозначно. В центре внимания Он и Она. Доктор и пациент. Охотник и мышка. Мы лишь наблюдаем. И кажется, что в этом невероятном мире аллюзии, многое объяснить не получится. Остается только видеть.
Практическое применение абстрактного идеала
Не каждого можно подчинить. У каждого есть свой внутренний стержень, запас прочности которого зависит от духовной силы человека. По сути картина приоткрывает занавес противостояния между доктором Барри Нейлом и его пациенткой Еленой, в ходе которого используется не сколько физическое, а психологическое воздействие. В ходе развития сюжета, становится понятным, как их борьба друг с другом, приводит также и к внутренней борьбе самим собой, мы лучше узнаем главных героев, и портрет каждого из них все детальнее вырисовывается.
То, что было мечтой, станет реальностью
Визуализация, актерская игра и музыкальное сопровождение - вот именно эти три кита, являются основным фундаментом такой изысканной и причудливой фантасмагории под названием 'По ту сторону черной радуги'. Атмосфера футуристического мира, и впрямь на очень высоком уровне. Преобладание до жути ярко-красной гаммы, буквально приковывает внимание, вводя даже в легкую степень состояния транса. Вся красочная палитра картины прекрасно гармонирует с происходящем на экране. Конечно, весь спектр является не полным без музыкальной составляющей. Композитор Джереми Шмидт проделал весьма качественную работу. Его аудио творение, великолепно дополняет основной фон ленты, еще более погружая в ее атмосферу.
Иной способ мышления. Новый образ жизни. Лучший способ поверить...
Данный фильм служит неким плацдармом для бенефиса двух актеров: чрезвычайно харизматического доктора Нейла, а также весьма и весьма милой Елены. И если к актрисе Эве Борн, я отношусь весьма субъективно (в первую очередь, из-за ее привлекательной внешности), то Майкл Роджерс был чертовски убедителен в роли хладнокровного антагониста. Барри Нейл в его исполнении, является настоящим образцом безумного доктора, в глазах которого таится настоящий демонический блеск.
'Я знаю кто я. Это придает мне уверенность и силу. Я знаю, кто ты, Елена. Я могу показать тебе, как это сделать. Как найти внутреннюю силу и внутреннюю мощь. У всех у нас, есть другие формы. И твое внутреннее 'я' нуждается в том, что бы кто то сделал его совершенным. Я могу помочь тебе. Просто пути меня внутрь...'
Но все же, мне хотелось бы высказаться вот еще по какому поводу. К сожалению, концовка оставила, мягко говоря, неоднозначное впечатление. Такое ощущение, что главному творцу картины, канадскому режиссеру Паносу Косматосу, то ли урезали бюджет, то ли сроки окончания фильма ощутимо поджимали, то ли его творческий запал (в данном фильме, он также выступил в качестве сценариста), при весьма бойком начале и оригинальной развязке, к сожалению 'сдулся' в ее окончании.
'Я был в ином мире, Розмари. Я вижу то, что другие не видят. Я заглянул в глаз Божий, и он заглянул в меня. Он видел все насквозь вокруг. Розмари, это было так красиво. Как черная радуга...'
Дебютный фильм канадского режиссера с греческой фамилией Косматос является откровенным трибьютом научной фантастики рубежа 70-80-х годов. На почти два часа растянувшаяся визуальная фантасмагория нарочно избегает смысловой нагрузки, давая вдоволь насладиться эстетикой футуризма. И, пожалуй, только это опущение не позволяет поставить оценку выше, в остальном же фильм впечатляет.
Холодный, словно отраженный от железобетонных стен лаборатории “Арбория” синтетический эмбиент усиливает складывающуюся напряженную атмосферу.
Минималистичные интерьеры, эффекты замедления, интересная игра со светом и большая зернистость пленки создают ощущение, подобное клаустрофобии, которое, тем не менее, не отталкивает, а напротив - затягивает внутрь картины.
Сложно как-то конкретно описывать подобные абстрактные фильмы, их нужно созерцать. Разумеется, если вы захотите погрузиться в этот глубокий сеанс сюрреалистического гипноза.
При просмотре внезапно для себя взял блокнот и записал все аудио-визуальные ассоциации, что пришли на ум. Возможно, так будет проще понять, что стоит ожидать от фильма: разумеется, “Космическая одиссея” Кубрика, недавний “Ex machina”, недавний “Under the skin”, трилогия “Куб”, “Солярис” Тарковского, “Шоссе в никуда” и др. фильмы Линча, стилистика веб-панка, Алехандро Ходоровски, муз. альбом “Replica” (Oneohtrix Point Never), Autechre, Кроненберг, игры серии Portal.
Этот фильм с красивым поэтическим названием обнаружился в разделе «грайндхаус». Кого-то это заморское слово сразу отсылает к чему-то. нудному и непонятному, а кого-то - к категории фильмов из ряда вон нестандартных, тем и любопытных. Как бы там ни было, определенно точно можно сказать одно: такое не выходит в широкий прокат и является априори некоммерческим, гуляя по закрытым, мало кому известным кинофестивалям.
На сегодняшний день «По ту сторону черной радуги» - дебютное и единственное детище канадского режиссера и сценариста Паноса Косматоса. И бездарным его назвать никак нельзя. Только садиться его смотреть нужно с одним лишь ожиданием – ожиданием всего, что угодно.
С первым минут в глаза бросается насыщенная атмосфера фильма - густая кипящая смесь в большом кинокотле режиссера. Субстанция, состоящая в основном из концентрации двух основополагающих компонентов – цвета и звука. Здесь всё аскетично: если цвета, то только черный, белый, красный; если звуки, то только простые - нагнетающие или умиротворяющие, но одинаково мрачные; мало диалогов, мало динамики, мало декораций.
Если не увидеть год создания, то можно ошибочно предположить, что кино снято в 80-х годах, ибо в нем нет ничего от сегодняшнего кинематографа, всё стилизовано под ретро. Еще во время просмотра упорно казалось, что Косматос – большой поклонник Линча, решивший своим творением его переплюнуть. Если так, то он вовремя и удачно ушел в другую степь и выдал нечто самобытное и в некотором смысле оригинальное.
Действие фильма помещено в вымышленный 1983-й год. Некогда врач-нейропсихолог Меркурио Арборио вместе с сотрудниками своей лаборатории отыскали источник вечного счастья для людей. 'Сочетание фармокологии, сенсорной терапии и коррекции энергетического поля помогут вам обновить себя, стать лучше и счастливее в комфортном окружении нашей современной клиники!' - говорит он, и приглашает к себе всех, желающих просветлиться.
Сейчас старик уже одряхлел и место главного занял его ученик Барри Найл, который пошел по стопам Франкенштейна, и лаборатория Арбориа стала чем-то вроде вместилища подопытных экспериментальных экспонатов. Но всё внимание доктора всецело притягивает лишь образец по имени Елена – красивая молодая девушка, имеющая сверхспособности. Сам Найл тоже не из числа обычных смертных: много лет назад, окунувшись в какую-то нефтеподобную жидкость со свойствами кислоты, он взглянул в глаза бездны и вышел на оттуда совершенно другим. Вернее - нечеловеком, так что накладные волосы и глаза он носит только для маскировки. Найла в фильме часто показывают в ореоле красного цвета, намекая на его демоническую сущность. Актер Майкл Роджер, его сыгравший, очень хорошо передал образ этого одержимо-спокойного злого гения. Елена же, напротив, олицетворение чистого небесного света - и ее цвет в фильме белый. Несмотря на это, четкого разделения на добро и зло в фильме нет. Елена так же, как и Найл, убивает мешающих ей людей, но, в отличие от него, делает это без рук, а одной силой мысли. Вывод: она совершеннее Найла, чем и объясняется его трепетное отношение к своему творению.
Финал немного огорчил скомканностью (как если бы весь фильм телега медленно тащилась, а в конце коня пустили галопом, он споткнулся и опрокинул телегу), но внес весомую долю двоякости в интерпретацию сущности Елены. Режиссер, смакуя, малюет фактурными мазками атмосферу фильма, не размениваясь на прорисовывание отдельных сюжетных деталей, поэтому многое здесь приходится додумывать и домысливать.
Такие фильмы трудно оценить параметрами «нравится/не нравится», поскольку они производят неоднозначное впечатление.
Ох, как же я люблю фантастику и всякого рода футуристику, особенно теплые чувства вызывает ретрофутуристика, видимо, потому что она всегда выглядит иначе, будто снимали ее в параллельной вселенной (или писали, тут, как карта ляжет).
По ту сторону черной радуги, я ждал давно, еще со времен первого трейлера. И еще тогда испытал некий трепет перед фильмом, и в нетерпении ожидал премьеры. Множество дней спустя фильм оказался у меня на руках, осталась только сила воли и необходимый настрой, месяц подготовки и вот я готов вкушать зрелище, целиком и полностью отдавая себя на съеденье эмоциям и чувствам.
И вот интересный факт, фильм затягивает. Хотя за час ровным счетом ничего не будет происходить, оторваться все же невозможно. Действие и картинка, заманивают, гипнотизируют, погружают в транс самого внимательного зрителя. Обилие ярких цветов, которые могут внезапно оборваться на черно-белую картинку, приправленные сюрреализмом и абстракцией, с первого захода могут взорвать крышу, неподготовленному зрителю. Сказать по правде, я уже был готов сойти с ума, только бы видеть эту манящую красоту вечно.
Сюжет прекрасен, есть до гениального сумасшедший ученый, который придумал как сделать человека счастливым, есть безумный помощник, объятый чудовищной идеей, и девушка Елена, чье прошлое и настоящее не выходило дальше лаборатории. События трудно пересказывать, т. к. в основном они передаются визуально и в виде разнообразных абстракций. Ближе к финалу, фильму словно срывает крышу, как и зрителю, ровным счетом. Восхищение и шок стали единым целым, и они уже правят вами. А самое интересное, что вы введетесь на все это и хотите быть ведомым.
Майкл Роджерс и Ева Аллен, чьи персонажи являются центровыми, и грубо говоря, единственными, прекрасно справились со своими ролями. Роджерс умело подчеркнул дьявольскую личность, к которой сперва испытываешь доверие, а ближе к концу начинаешь люто ненавидеть и любить одновременно. А для этого нужно постараться. Аллен прекрасна, с первых мгновений своего появления в кадре. Умело демонстрирует эмоции, будто загнанный в угол кролик, метается в разные стороны, когда на лице вечная гримаса боли и страдания. И вроде бы становится ясно, что счастья ей не сыскать, когда кругом кошмар, который не закончится никогда.
Отдельное слово хочу сказать о музыке, Джереми Шмидт не просто добавляет атмосферности в картину, но и в целом заставляет поднапрячь кроме зрения еще и слух. Мелодии прекрасны, мягкая и приятная электроника, которая уже давно вышла из моды, но все еще играет в плеерах у старперов. И вот чего не добилась картинка, сотворила музыка, теперь вы в окончательном трансе. Однозначно, один из лучших саундтреков к фильмам.
И все-таки творение Паноса Косматоса рекомендовать всем и каждому я не рискну. Фильм очень тяжелый для восприятия, это как прочтение книг Фрица Лейбера, всегда с первого раза что-то упускаешь, если читаешь невнимательно, а это очень трудно. Необычная картинка, очень оригинальный и в то же время странный сюжет, с кучей различных умозаключительных монологов, и диалогов, которые больше похожи на беседы с самим собой. Фильм на любителя, но это и так ясно, только вот на какого любителя, утонченные киноманы могут отвернутся в сторону брезгливо, а любители поп-корна уснут уже на вступительном слове профессора Арбории. Так для кого же это кино снято? Возможно для тех, кто хочет чего-то нового в кинематографе, который превратился в бесконечное самокопирование, а возможно все иначе. Лично я понятия не имею, мой разум был крайне доволен увиденным и услышанным. Он был доволен тем, что его подержали на краю пропасти, но так и не дали сорваться, он был крайне рад, что увидел нечто иное, чем предполагал изначально, нечто новое и неповторимое, за что и спасибо. Решать, смотреть эту картину или не смотреть, не мне, а вам. Такое не каждый год выходит, может быть даже еще реже. Лучше не упустить момента. Спасибо за внимание!
Давно хотела посмотреть данный фильм, и наконец - вот оно!
Яркая, психоделическая и пульсирующая всеми цветами радуги атмосфера. Безумный эксперимент странноватого, судя по всему, психически неуравновешенного ученого.
Который решил с помощью свето-звуковых опытов, сделать человека поистине счастливым. А его подопытным кроликом оказалась молоденькая девушка. Она не знает кто она, и не понимает что с ней происходит.
Образ доктора Нейла- является самим воплощением зла, и уносит зрителя в свой футуристический, абстрактный мир. Реальность искажена, мы ничего не знаем о внешнем мире. Все внимание сконцентрировано на огромной лаборатории.
Сначала кино покажется немного затянутым, но ни на минуту не отпускает чувство ожидания каких-то открытий и прояснения ситуации - кто, зачем, почему?
Хочется отметить невероятно красивое музыкальное сопровождение фильма. По моему, 50 процентов неземной атмосферы придает именно саундтрек, написанный неким Джереми Шмидтом, основавшим электро - спэйс проэкт Sinoia Caves.
На большом экране кинотеатра и с соответствующей акустикой- восприятие данного кино будет намного мощнее. Так как временами, кажется, что режиссер использует 25 кадр, или что-то на подобии гипноза.