Не сказать, чтоб недавний недофильм Каримова как-то связан с почти шедевральным фильмом Томи Ли Джонса, просто он настолько же навязчиво ассоциируется с Криминальным чтивом, хотя, немного в другой плоскости.
В этом фильме, изрядно уставший, постаревший и облысевший Джулс, буквально вытаскивает из-под поезда бывшего агента спецслужб Кей, так же вышедшего на пенсию. И первый, подобно тому, как он пытался донести в свое время пути пастыря до одного отчаянного грабителя: «…или это может значить, что праведник – это ты, я пастырь, а мир вокруг нас злобен и эгоистичен. Да, вот так мне нравится. Но на самом деле это не правда, а правда в том, что ты слаб, а я – тирания злых людей. Но я стараюсь, Ринго. Я стараюсь изо всех сил быть пастырем», разговаривает за жизнь со вторым.
Белый (так в титрах указан герой Томи Ли) настолько устал от жизни, что решил устроить в своей жизни перемены, подобные тем, коим уподобился Noize MC в своей песне про Кантим. И в этом есть свой смысл. Ведь что, по сути своей, есть жизнь? Что, по сути своей, есть общество, в котором мы живем? Озлобленные существа с взглядом исподлобья. Как можно находиться в одном помещении с потенциальным Майком Тайсоном? Конечно, спустя пару десятков лет, по его личности будут защищать диссертацию, и может даже включат тот случай, когда он чуть не прибил голыми руками какого-нибудь обывателя. Но это будет только двадцать лет спустя, а пока хотелось бы хоть как-то выжить после этой встречи. Или вы сможете жить, не испытывая страхов? Стоп. Вы видите это? Кто-то летит сюда? Это человек в красном плаще и с буквой «О» на груди. Он скажет: «Супергероев не бывает». Каждый чего-то боится. Увидите здоровенного качка, весом в 120 килограмм, покажите ему мышку, он с визгом убежит.
Вот в таком ключе и происходит вся пьеса довольно знаменитого писателя, удостоенного уже публицистической премии. Его книги, кстати, уже экранизировали. Именно по его манускрипту Итэном и Джоэлом Коэнами был поставлен оскароносный фильм «Старикам тут не место» и чуть менее известная «Дорога» Хиллкоута.
Это уже третий фильм Томи Ли Джонса (предыдущие два были вестернами), и тот факт, что он играет одну из главных ролей, не пошел в ущерб режиссуре. Фильм не выглядит театрализованным, подобно «Сатисфакции» Гришковца, и единственный минус, который можно в нем найти – это не привлечение (возможно нарочитое) незаинтересованного в кино зрителя. То есть яростные фанаты Аватара и его производных, выключат «проектор» уже на пятой минуте. Здесь нет никакого «вау!»-эффекта. Это кино. Настоящее. Безиллюзорное. После которого, ей-богу, хочется пойти на кухню размером в девять квадратов и выпить чаю. Настоящего. Чтобы заварка мешала его пить. Иначе нет смысла. А если нет смысла, то первое, что нужно сделать – это посмотреть расписание поездов.
Комната. Двое мужчин. Между ними Библия. Один - темнокожий, другой - белый. Black и White - именно так они прописаны в титрах. Чёрный спас Белого от экспресса Сансет Лимитед. Сейчас же они сидят за столом и рассуждают о значимости человеческой жизни.
Чем может привлечь такое кино? Как раз этими разговорами, которые длятся до самого рассвета. Они затрагивают такие вопросы, о которых мало кто задумывался. Однако все они сводятся к одному - к Богу.
Спор атеиста и верующего. Что же может быть интереснее? Большая часть фильма прогинается под доводы и харизму Чёрного. Но так будет не до конца. Финал повергнет в ужас даже самых закоренелых пессимистов. Посмотрев 'The Sunset Limited', Вы найдете больше вопросов, чем ответов. Такие вопросы называют 'вечными'.
Сама по себе идея поместить двух актеров в ограниченное пространство, и снять об этом полуторачасовой фильм, очень смелая и рискованная. Тем не менее, режиссер и по совместительству один из главных актеров - Томми Ли Джонс - справился с этим блестяще. В паре с Сэмюэлем Л. Джексон они сотворили невозможное - приковали зрителя к экрану. Стоит ли после этого говорить об их актерском мастерстве?
Кормак МаКарти ('Дорога', 'Старикам тут не место') - тот человек, который создал мир 'The Sunset Limited'. Стоит ли говорить, что без этого сценариста не было бы фильма?
Этот фильм называют 'атеистическим'. С этим сложно не согласиться. Вы можете по-разному относится к религии, но сойдетесь в одном - подобный дискуссионно-драматический шедевр Вам не найти.
Два совершенно разных человека, с кардинально разными взглядами на мир и трактовками всего в нем происходящего. На протяжении всего фильма, лишь одна сцена, два актера и увлеченный диалог.
Две радикально противостоящие позиции постоянно конфликтуют, и это четко выражается в системе характеров и образов. Никаких ответов и предпочтений не выражает, он открывает огромную пропасть среди двух фронтов, и зритель обречен на метания от одного к другому. Никаких ответов, и даже рассуждений, оппоненты почти всегда пасуют перед затруднительными вопросами. Возможно, целью было показать неоднозначность или многогранность восприятия окружающего мира, а возможно подчеркнуть, что мы слишком далеки от отчетливого его восприятия.
Комментировать игру столь серьезных актеров, ветеранов своего дела, считаю неуместным. Когда два актера являются ключевыми фигурами картины, фальшивить нельзя, просто непростительно. Актерский состав подобран с толком, операторская робота добавляет живости в скупой на динамику сюжет, а звуки создают к моменту соответствующую атмосферу.
На обширную тему позарились создатели, я бы даже сказал, на безразмерную. Они определили видимые границы этой бесконечности и показали нам только их, и это уже чрезмерно много для девяноста минут. Изначально, хотел поставить 9, но подумал что из такой простой идеи, малого бюджета и монотонной обстановки, извлечь столько информации и впечатлений очень не просто.
Вообще это кино просто жуткое и страшное, все что написано ниже: это впечатление, мысли родившиеся от просмотра, с ними трудно жить, фильм порождает конфликт внутри самого человека.
1. Для одних вера - это надежда на лучшее, это помощь в трудных обстоятельствах(причем реальная как им кажется, ну точнее сказать: как они верят, так по вере и получают, повторю: для них ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ).
Для других вера -это опиум, иллюзия, розовые очки, которые скрывают весь ужас, бессмысленность существования.
Первые убеждают: оденьте эти очки и жить станет сразу легче, вторые отвечают: наоборот снимите и посмотрите правде в глаза, освободитесь от иллюзий, которые только и подпитывают ваше существование.
Ощущать радость жизни, получать от нее удовольствие - вот сам двигатель жизни, он не дает ей угаснуть, и не важно через что достигнута эта радость, какой 'наркотик' при этом использован... только при этом лучше не думать что все это бессмысленно, -потому что конечно,- окончится смертью. Впрочем 'наркотики' принимаемые людьми и так блокируют осознание смерти: притупляют ощущение ее неизбежности в одних случаях или обещают что смерти вообще не будет, а будет за гробом другая жизнь...
С другой стороны: профессор правильно говорит, что боль мы пропускаем по-очередно (старая забывается, приходит новая и она в свою очередь уходит в небытие), она не накапливается, иначе жизнь превратилась бы в невыносимое страдание, кромешный ад, и вот это и есть еще одна иллюзия, которая помогает нам жизнь, не свихнуться, не умереть от разрыва сердца, и не покончить жизнь самоубийством... и славу Богу, что мы не ощущаем боли всего мира, чужая боль не чувствуется и не переживается также остро как своя, все забывается и стирается,...
Ощущать радось жизни (не принимая в расчет, прикрывая глаза на бессмысленность и тщетность этой радости), не ощущать боль и страдание этого мира...вот так гаденько и можно только существовать в этом мире, никак не иначе...иначе нужно глянуть расписание поездов и идти на ближайшую станцию...к покою, тишине...
Страшно? Не страшнее чем жить.
И есть ли на свете не иллюзорное, настоящее оправдание жизни?
2. У Бога на заре Вселенной было тысяча возможностей и посмотрите во что Он все это превратил...-говорит профессор.
Вопрос действительно 'философический' для тех кто рассуждает о Боге как о Творце этой Вселенной:а могло ли быть по-другому?
С одной стороны если Он свободен в творчестве, то могло быть и подругому как-то, по-лучше, а если не могло - то получается ведь что Он не свободен выбирать из тысячи возможностей?...
Если же говорить что все было хорошо изначально при творении Вселенной, но данная свобода людям их самих же и погубила и в том не было вины Самого Творца, то спрашивается: а была ли тогда свобода у Бога не делать такой Вселенной, в которой человек сам себя по своей свободе погубит?
Если была, то зачем тогда создавать мир сам себя обрекающий на страдание?
А если нет, -то Бог не свободен? Но ведь такого не может быть.
А может Бога и нет? Но тогда он -иллюзия, выдуманная людьми чтобы жить и преодолевать ужас и бессмысленность своего существования... п.1
Плюсы. Замечательные актёры – Сэмюэл Л. Джексон и Томми Ли Джонс. Отыграли как надо, не подкопаешься.
Главные герои намеренно и благоразумно взяты не из числа опустившихся маргиналов. Это состоявшиеся, весьма эрудированные личности, имеющие каждый свою стройную картину мира и способные на взвешенные рассуждения о ней.
Минусы. Слишком плотный текстовый ряд, который при всей направленности на раздумья относительно проговариваемых идей, на даёт для этого ни секунды. Весь расчёт – на послевкусие, но оно, увы, нехорошее...
Особое. Всё действие картины происходит в пределах одной комнаты. Два человека сидят за столом и разговаривают, – вот и весь фильм. Поэтому ярые приверженцы экшна, драйва и спецэффектов явно заскучают, если не настроят себя на вдумчивый серьёзный просмотр.
Выводы. Фильм о людях, потерявших веру в наличие в этой жизни хоть чего-нибудь хорошего, ради чего ещё стоило бы жить. Картина отражает бездуховность обществ западного типа, которым присущ исключительно материалистический взгляд на мир, и где настойчивый поиск смысла жизни часто заводит в тупик самоубийства. (По большому счёту, вся философия картины – череда самых заурядных банальностей о том, что из себя представляет этот мир и сам человек).
Хуже всего, что каждый из героев остался при своём, окончательная жизнеутверждающая идея так и не материализовалась, не обрела необходимые для позитивного настроя формы. В течение всего повествования эфир был просто переполнен идеями о Боге, о добре, о необходимости поиска и обретения смысла жизни. Но беспробудный, мрачный туман всеобщей нелепой бессмысленности всё равно взял верх, и свет откровения о Жизни так и не смог пробить его толщу.
Кажется, что финалом подчёркивается идея фильма о гибельности бездуховной жизни Запада, но представлено это, к сожалению, в виде окончательного и бесповоротного приговора, который не даёт шансов на исправление. Создатели фильма, словно выступая от лица носителей западного менталитета, заявили таким образом, что Запад ничуть не колышет такой мрачный приговор, ибо он слишком занят копанием в блевотине своего пустопорожнего материализма, чтобы обращать внимание на свою обречённость. И людям ищущим не место в таком мире...
Иначе говоря, – в фильме нет позитива, и все разглагольствования о нём оказались одним махом слитыми в унитаз.
Но в целом фильм настолько хорош, что я бы согласился когда-нибудь пересмотреть его ещё разок.
Два человека из разных социальных групп, обычно не пересекающихся в повседневной жизни, не считая тех моментов, когда один снимает с другого часы, неожиданно сходятся. На мой взгляд, в довольно уютном помещении, располагающем к беседе. Повод для этого есть, пресловутый экспресс. Один от которого хочет получить спокойствие, второй спасение. Дискуссия идет о смысле жизни, те по сути ни о чем. Профессор, на то он и профессор, трезво понимает, что никакого бога нет, смысла тоже и вообще прыжок затянулся за проповедью и кофе. Проповедник же напротив, отчаянно тянет лямку, понимая, что его новоиспеченный друг не откажется от своего решения.
Действие картины происходит в одном помещении, музыки в картине практически нет. И то и другое выигрышно для восприятия. Режиссер и по совместительству актер, добился потрясающего эффекта присутствия.
Фильм снят по одноименной пьесе Кормака Маккарти. Для меня Маккарти мастер передать суть действия без лишних слов. Здесь же лишних слов был много...но в них то и суть 'действия'.
На мой взгляд Томи Ли Джонс сыграл неважно, но это не на столько критично, все же постановка приближена к театральной, не даром по пьесе. К Сэмюелю Джексону претензий нет, это его лучшая работа.
Слякотный вечер, вы, подняв повыше воротник пальто, бежите в метро. Настроение поганое, люди вокруг вызывают только омерзение, и жизнь не светит вам ничем кроме фар подъезжающего поезда. И так велик соблазн переступить линию, один шаг и больше ни о чем не нужно будет думать. 'Сансет Лимитед', собственно, о человеке, едва не переступившем желанную черту и втором, пытающемся остановить первого.
Фильм, поставленный по пьесе, не предполагает изобилие локаций, или какое-то обширное и повальное количество визуальных средств. Томми Ли Джонс, занявший еще и режиссерское кресло, умышленно скуп на решения, сводя все к минимализму средств, звуков, сосредотачивая все наше внимание на распределении сил в полуторачасовом диалоге белого мужчины с темной душой и черного мужчины со светом внутри.
Хороша ли такая нарочитая театральность? Для формата ТВ фильма-вполне, дает зрителю сосредоточиться на тексте пьесы. А он, собственно, не из простых- у нас здесь вечный спор о боге, о выборе, о свободе, об ответственности за ближнего, о добре и зле, если по существу. Вопросы вечные, сложные, и можно признать, что нерешаемые. И исходя из этого понимания, вся дискуссия невольными свидетелями которой мы становимся приобретает оттенок заведомо бесполезной, ненужной, будто кто-то тащит огромный камень на гору, или пытается починить то, что давно пора выбросить.
Но это не умаляет отличной, хотя и несколько гиперболизированной игры Джонса и Джексона, и то как прекрасно меняется их диалог по мере развития. Как в одном сначала появляется искорка надежды, затем угасает, а в другом сильный и уверенный пожар начинает гаснуть. Придает напряжения, конечно и не показанный но всеми осознаваемый эпизод попытки самоубийства, мы понимаем, что если один отпустит другого, то будет причастен к его смерти, или нет? Можно ли брать на себя за это вину?
Этот фильм не откроет ничего нового, скорее разбередит то, что предпочитают не ворошить, не думать, решают не говорить, когда уже понимают, что это не имеет смысла. Поэтому моя рецензия- нейтральная. Кажется невыносимой инфантильностью для двух взрослых актеров разыгрывать пьесу о боге, смысле жизни, помощи ближнему, когда все это настолько субъективно, настолько нерешаемо. Кажется что Джонс влез во все это только ради по-мефистофелевски жуткого монолога его героя в самом конце. А Джексон ради роли старого доброго ниггера с юга, чтобы можно было смело переигрывать, смешно интонировать и закатывать глаза.
Жить цепляясь за иллюзии или правдорубное угнетающее существование без оных? Выбор каждого. Просто не лезьте друг к другу. Все равно ничего не докажете.
Ведь вера в то, что можно поменять другого, великим и могучим словом, в сущности, тоже иллюзорна.
За привкус усталости и раздражения, но пищу для ленивых размышлений
Прочитав описание фильма, еще до просмотра, я почему-то была уверена, что под поезд бросается герой С. Л. Джексона. Но вышло все намного органичнее. Т. Л. Джонс, разноплановый актер, режиссер и продюсер фильма, полуседой и благородно морщинистый, рассказывает нам о том, почему жить не стоит. А Черный, герой Джексона, вступает с ним в дискуссию. Ни стрельбы, ни мчащихся поездов, ни даже смены декораций. Но кино завораживает, кажется, что подключился к диалогу, который хочется дослушать. В конце фильма отчаянно жаль, лично мне, обоих героев: неизвестно, что тяжелее перенести - то, что бог не говорит с тобой или то, что говорить перестал.
Нужно четко знать, что ожидать от фильма, чтобы не разочароваться, не тратить свое время, если такое кино вам неинтересно, и не обижать Томми Ли Джонса.
Смотрите этот фильм, если вы давно не были в театре. Или если только что оттуда.
Больше всего меня интересовала тематика. Фильм затрагивает тему Бога и веры. Даны две радикальные и абсолютно противоположные точки зрения, закрытое помещение и 90 минут времени на то, чтобы как-то развить эту тему. Чудеса начинаются тогда, когда ты понимаешь, что несмотря на то, что в фильме всего два актера и они почти все время сидят за столом и общаются, тебе не скучно! Живая беседа всегда интересна. Особенно когда она сдобрена темами, совершенно не связанными с основной. Такие беседы часто бывают в небольших компаниях за бокалом чего-нибудь горячего или горячительного. Этакая бытовая философия. Только в данном случае больше динамики, так как один из собеседников вовсе не хочет ничего обсуждать, ведь буквально несколько часов назад он намеревался покончить жизнь самоубийством.
Мне очень понравилась концовка. Она очень жизненная. Фильм вообще приближен к реальности. Этим и хорош /именно в данном конкретном случае/.
То, что в нем играют два хороших актера, никого не удивит. Понравились звуки. Да, именно звуки, так как музыки в фильме практически нет, как и в обычной жизни, есть лишь посторонние шумы.
Фильм лично меня не грузил, хотя неподготовленным к нему наверное будет сложно адаптироваться. В любом случае, всем советую посмотреть.
Один чернокожий мужчина мешает другому белому мужчине броситься под колеса вечернего поезда «Сансет лимитед» и приводит того в свое бедное жилище. Так начинается максимально камерная постановка Томми Ли Джонса, в которой он же исполняет одну из двух доступных ролей, а другая отдана Сэмюэлу Л. Джексону. В основе фильма лежит пьеса Кормака МакКартни, который, помимо того, что был хорошим другом Джонса, так еще и один из наиболее выдающихся американских прозаиков второй половины XX века.
В этой картине все очень минималистично, словно на театральной сцене. В середине барачного вида квартиры стоит круглый стол, на столе лежит газета и потрепанная «Библия», рядом два стула. Такой же минимализм просматривается в именах действующих лиц. Томми Ли Джонс – Белый, а Джексон – Черный. Работа композитора Марко Белтрами тоже подчинена общему настроению. Хоть эта картина и не нуждается в каком-то серьезном музыкальном сопровождении, однако некоторые сильные монологи удачно подчеркнуты фоновым эмбиентом.
Вскоре выясняется, что Белый – профессор, образованный и начитанный человек, стопроцентный атеист. А Черный – бывший заключенный, который проживал не самую благочестивую жизнь, однако с годами повернулся к Богу. Между ними начинается диалог о смысле жизни, вере и любви к себе и ближнему, с которым полтора часа экранного времени пролетают буквально на одном дыхании, потому что оба актера играют просто офигительно. От Сэмюэля Л. Джексона стоило ожидать чего-то такого, с юморком, в духе афроамериканского священника, а вот Томми Ли Джонс в этом фильме – просто концентрат отсутствия смысла жизни, пугающая черная дыра, спокойствие за гранью отчаяния. Ирония имен героев фильма проявляет себя в полной мере, когда становится понятно, кто тут на самом деле Белый, а кто Черный.
Понятное дело, что на вопросы, над которыми люди бьются уже несколько тысяч лет не найдется ответов в рамках одного фильма, поэтому Кормак МакКартни к этому и не стремится. Каждый из героев его пьесы в итоге остается при своем мнении. Но вот вопросы он задает правильные, которые могут побудить размышления уже в головах зрителей, станут своеобразным катализатором к осознанию действительности. Возможно, для кого-то это блюдо окажется слишком концентрированным, но кто-то другой ощутит настоящий кайф.