Фильм снят по одноимённой пьесе Кормака Маккарти (Cormac McCarthy), лауреата Пулитцеровской премии 2008 года за роман «Дорога». По Кормаку Маккарти уже были сняты два отличных фильма: «Старикам тут не место» братьев Коэн и «Дорога» Джона Хиллкаута (по тому самому премированному роману). Пожалуй, Кормака Маккарти можно назвать одним из лучших писателей современности; у нас, в России писателей такого уровня сейчас уже нет. И вот теперь за экранизацию Маккарти взялся выдающийся актёр Томми Ли Джонс.
В фильме всего два персонажа – профессор (его играет сам Томми Ли Джонс) и проповедник (Сэмюэль Джексон), превосходный актёрский дуэт. Всё действие фильма происходит в одной комнате, и действия, собственно, нет, вместо него – одни разговоры. И эти разговоры затягивают. Сначала смотришь фильм просто с интересом, но в последней трети картины интерес сменяется восхищением.
Фабула такова: профессор пытается совершить самоубийство, бросившись под поезд «Сансет Лимитед», но его внезапно удерживает некто, какой-то негр. Он приводит профессора к себе домой, и между ними завязывается диалог. Негр оказывается бывшим преступником, убийцей, который в тюрьме уверовал в Бога и стал проповедником (хотя о конфессиональной его принадлежности не говорится ни слова, но, судя по всему, он – протестант).
Проповедник, что называется, грузит профессора-атеиста религиозной пропагандой. Тот несколько раз порывается уйти, но проповедник удерживает его, понимая, что профессор, уйдя, вновь попытается покончить с собой. Проповедник и так и сяк давит на профессора, стараясь разбудить в нём религиозное чувство и отвратить его от суицида. Слушая его, профессор, казалось бы, задумывается о чём-то и пытается понять те религиозные положения, о которых слышит из уст собеседника.
Сама манера, в которой проповедник говорит о вере, типично американско-протестантская – несколько развязанная и бодро-напористая, словно бы он не Христа проповедует, а рекламирует какой-то коммерческий продукт. Мне довелось однажды присутствовать на проповеди одного американского баптистского проповедника, которого синхронно переводили на русский, – вот и тут я увидел что-то такое, какой-то христианский маркетинг, глядя на который, становится немного неловко за этих искренне верующих американских братцев во Христе, искренность которых отдаёт какой-то фальшью, словно бы пьёшь «натуральный» фруктовый сок и ощущаешь явственный химический привкус, от которого хочется сплюнуть.
После того, как схлынули словесные потоки, вылитые проповедником на голову профессора, последний начинает говорить и выворачивает перед проповедником душу, и тут словно бы ядовитый чёрный дым наполняет комнату. Профессор носит в душе такой ужас, такой нескончаемый кошмар, что проповедник, едва заглянув в чуть приоткрывшуюся ему бездну, обхватывает голову руками. Вся его протестантская бодрость и самоуверенность сползают с него, как смытые кислотой. Он понимает, что его проповедь оказалась бессильна и бесполезна; он подбирал слова-ключи, чтобы открыть ими сердце профессора, но оно не просто закрыто на замок, а наглухо заварено. Перед тем экзистенциальным ужасом, что клубится в душе профессора, все слова проповедника оказались просто шелухой, жалким детским лепетом, и проповедник это понял.
Надо сказать, что в последней трети картины, когда профессор излагает своё мировоззрение, атмосфера фильма резко меняется, переходит на другой, более глубокий уровень, и происходящее на экране начинает явственно напоминать фильмы Ингмара Бергмана. Только у него можно было услышать из уст героев подобные монологи, полные жуткого и глубочайшего отчаяния, смешанного с каким-то вселенским ужасом; и вот теперь мы слышим подобное в телепьесе по Кормаку Маккарти. Небывалый случай в истории кинематографа – чтобы герой американского фильма заговорил на языке бергмановского отчаяния.
В общем, проповедь не достигла цели, проповедник понял, что он не в силах удержать человека, носящего ад в своей душе, от последнего шага, ведущего в окончательный ад. Профессор просит выпустить его из квартиры, и проповедник уже не удерживает его, но обречённо открывает ряд замков на двери. Возникает ощущение, что открывается дверь, ведущая не в коридор на этаже, а в загробную бездну. Профессор уходит.
Проповедник в отчаянии. Оставшись один, он обращается к Богу: «Не понимаю, на что Ты меня сюда послал? Если Ты хотел, чтобы я помог ему, то почему не дал мне слов? Ему-то ты их дал. А мне?..» Его проповедническая миссия потерпела крах, и он не понимает почему. Он думал, что обращать заблудших на путь истинный – это его призвание, к которому он вполне пригоден, но теперь понял, что есть трещины, которые ему не перепрыгнуть, и ограды, которые не перелезть. Внутренняя тьма человека может иметь такую концентрацию, которую не просветит жалкая лампочка его тусклой веры. Он-то думал, что его вера сияет, как мощный прожектор… Но иллюзия рассеялась, соприкоснувшись с подлинной реальностью во всём её глубинном ужасе.
(Рекомендую смотреть этот великолепный фильм в переводе Юрия Сербина.)
Самое талантливое и страшное кино, которое я видела за последние пару лет.
В фильме не использовано ни одно достижение из могучего голливудского арсенала. В нем нет ни спецэффектов, ни смен декораций и почти нет музыки... Все держится исключительно на драматургии, блестящей актерской игре, тонком талантливом сценарии Кормака Маккарти.
Собственно, весь фильм это непрекращающийся диалог двоих: белого и черного, профессора и бывшего зэка. За кадром остается предыстория их знакомства: зэк спас профессора от самоубийства - падения под колеса вечернего экспресса 'Sunset limited', привел к себе домой и теперь пытается выяснить какие же причины побудили его расстаться с жизнью.
Бывший заключенный рассказывает о любви, вере и своих беседах с Богом. Профессор, напротив, демонстрирует тотальное разочарование и безверие, замешанное на идеях экзистенциализма и, в частности, философии Достоевского Кириллова. Причем оба героя - и зэк, и профессор - выглядят одинаково убедительно. Поэтому на протяжении всего фильма зрителю приходитя несколько раз менять угол зрения, невольно принимая сторону то одного, то другого.
Кто из героев прав?
Фильм предлагает зрителю самому решить эти вопросы, в очередной раз напоминая о мучительной свободе выбора, которой наказан (или награжден?) каждый из нас.
Кормак Маккарти живой гений. Фильм завораживает своим реализмом, обнаженностью, криком отчаянья. Выражает современное экзистенциальное мироощущение: разум бесплоден.
'..И ты становишься пособником собственного устранения' - единственный возможный выход при отсутствии Бога - 'Сансет Лимитед''... Тот кто понял жизнь; должен из неё уйти'- товарищ Черный сообщает нам. То, от чего мы все так прячемся в мистицизм, и обволакиваем себя одеялом веры во что угодно, неважен объект, важна сила нашей веры; то что мы не хотим признать - жизнь бессмысленна.
Черный должен быть уверен, ему нужны факты, верификация обязательна - иначе Ограниченный закат. Белый оказался не готов к такому логически обоснованному стремлению уйти. Белый пусть и не понимает многое, он верит своему Богу, верит хромой и слабой верой в необходимость жить для других. Для Черного финалом стал 'ограниченный закат' его жизни.
Для Белого, сидящего на полу и не понимающего ничего, финалом стал ограниченный рассвет, ставший для Белого безмолвным ответом. Солнце правды воссияло над ним, и пусть этот свет ограничен постройками нашего миропонимания, не важно; солнце непременно взойдет. Для вопрошающего будет всегда рассвет. Для закрывшего дверь останется лишь свет фар приближающегося экспресса.
Пожалуй нет ничего страшнее потери человеком веры. Веры в жизнь.
Ограниченный закат — поезд который едва не сбил профессора, его чудом спас какой то чернокожий мужчина, проходящий мимо, и почему спас? Спас потому что верил в то, что так нужно, не думая какого человека спасает, какой нации, какого возраста. Два абсолютно разных человека, две абсолютно разные и не похожие друг на друга истории, но во всех этих историях есть своя правда, свой смысл, и каждый пытается отстоять этот смысл, при этом кто прав — неясно.
Поначалу Черный мужчина — простой сельский мужик в исполнении Семюэль Л Джексона или как по фильму «Black» говорит очень много, видно что язык у него подвешен и кажется, что он сможет переубедить белого мужчину (Томи Ли Джонса или «White») но все как будто переворачивается с ног на голову, когда в конце начинает говорить герой Томи Ли. Он словно расправляет дьявольские крылья перед праведником, и пускает под поезд то о чем тот говорил на протяжении всего фильма. Это нужно смотреть, и трудно передать в рецензии!
Возлюби ближнего своего, несмотря на то как он одет, какой расы, и какой веры! Так утверждает нам праведник «Black» при этом отсидевший в тюрьме за убийство почти 7 лет. Он очень оптимистичный человек, и может рассказать много мотивирующих историй! И он принимает жизнь такую какая она есть «у меня все хорошо, а о большем иногда и мечтать не приходится» он много рассказывает о том как все замечательно, и как стоит жить. Много разговоров по поводу Бога, религии, и самоубийцах, об их мотивах на это, и казалось бы профессор который раз 5 собирался уйти уже переубежден... и тут... неуверенный в себе «White», но абсолютно уверенный в своих суждениях, над которым как бы издевался «Black», показывает истинного себя, и насмехается над людьми, над обществом, над механизмами жизни. Мир нырнул настолько глубоко в бездну, что есть только один выход — смерть. Самая настоящая смерть, после которой нет никого и ничего, одиночество, покой, вечность...
И чем дальше мы идем, тем больше мы разрушаем себя, тем глубже мы роем себе могилу, тем больнее потом падать.
Рассуждать об актерской игре я думаю неуместно, двое очень именитых актера в очередной раз показывают мастерство в диалоговом фильме!
Сюжета как такового нет, такое ощущение что был вырван кусок из жизни, только неясно из чьей, и затем показан зрителю... Хочется отметить что фильм все же на любителя и сугубо под настроение, но смотреть достаточно интересно и не возникает желания выключить фильм, все это опять же из за актеров!
О техническом моменте говорить и вовсе не стоит, все снято грамотно, хорошо... да и не обращаешь внимания на то как снято в процессе просмотра фильма, это другой фильм... фильм эмоций и мыслей!
Резюме: если хотите немного поразмыслить о смысле существования, и проверить свои взгляды на жизнь — фильм рекомендован к просмотру!
Неоднозначный фильм. Где то даже вредный. Для слабых духом - значительный удар. Хотя на фоне прочей одножанровой продукции, гениальный, конечно. Просто фантастически передано как герой Томми Ли Джонса из раздавленного человеческого существа воспаряет чёрным ангелом отрицания и зла, дерзко попирающем любые благие поползновения, иллюзии, намерения... ещё за минуту до того почти не сомневающегося в своей конечной победе и общем торжестве добра праведника. Страшный и печальный финал. Слабая надежда - если смотреть в рамках фильма. Вместе с тем, можно отнести к числу заслуг и особенной честности режиссёра, что он не встал на привычный путь умиротворяюще-банальных решений. Показав тем самым, что ещё ничего не решено не только для нас, но и для героев его фильма даже, где он уж вправе был бы, кажется, распорядиться! Нет, типа, работайте и думайте дальше сами, друзья мои. И мой фильм вам - помощь через искус бессилия, отрицания, отчаяния... А вовсе не ай-люля-малина, которую вы все, заранее добродушно расслабившись, ожидали!
Не часто Томми Ли Джонс садится в режиссерское кресло, зато как сядет, так сразу получится нечто выдающееся. Так и вышло со скромным по бюджету и техническим средствам камерным телефильмом «Сансет Лимитед», ставшим культовым в российской синефильской среде. Помню время (год этак 2012), когда только о нем и говорили: я услышал о нем от своих студентов, но руки дошли его посмотреть только сейчас, о чем, конечно, жалею – был бы еще один повод подискутировать с умными людьми в далеком 2012.
Пьеса бравирующего своим атеизмом Кормака МакКарти – мрачного живописца конца цивилизации экранизирована Томми Ли Джонсом с дотошностью и вниманием к деталям: операторская работа не так проста, как кажется, но мизансцены при этом чрезвычайно сложны, хоть и умещаются в пространство одной комнаты. Ракурсы, «восьмерка», незаметный монтаж, переход с крупных планов на средние поданы так, чтобы зритель не отвлекался на них, следя за содержанием. А содержание здесь ого-го! Немного-немало психологический поединок чернокожего пастора и отчаявшегося профессора, которому чудом удалось избежать суицида.
Режиссер и сценарист изящнейшим образом обманывают зрительские ожидания: обычно кино о метафизике и философии самоубийства призвано развенчать их и дать публике доводы в пользу жизни. Здесь же весь фильм пастор распинается, порой фиглярствует и юродствует, буквально фонтанируя жизнелюбием, но все его доводы рушатся при столкновении с пульсирующей болью человеческого отчаяния (если бы меня спросили, кто сыграл в этой картине лучше – Джексон или Джонс, я бы не смог ответить: столь колоритно противостояние их персонажей). Финальный монолог героя Джонса приоткрывает самые сокровенные мысли МакКарти – этого философа ужаса и безнадеги.
Однако, мне думается, как бы авторы фильма не скрывали своей иронии в адрес героя Джексона, они сочувствуют его желанию помочь отчаявшемуся человеку, ведь «Сансет Лимитед» - это кино о столкновении смысла и бессмыслицы не только в душах отдельных людей, но в отношении судеб всей цивилизации. Зачем жить, если, как говорит герой Джонса, «смысл исчез в трубах Дахау», если доводы в пользу бытия Бога и любви Иисуса не только не убеждают, но кажутся нелепыми? Если отчаяние так велико, а небытие так привлекательно? Фильм не дает на это ответов. Однако, значение этого скромного телефильма – в другом, в том, что, сталкивая предельные точки зрения, он на протяжении всех полутора часов доказывает, что спасти от суицида может только осознанная вера. Последовательный атеизм всегда завершается отчаянием и суицидом.
Героя Томми Ли Джонса взялся спасать пастор во многом потому, что всем остальным людям до него нет никакого дела. Да, пастор в фильме предстает не в самом привлекательном облике, а отчаявшийся профессор выглядит более искренним и живым. По мысли сценариста и автора пьесы (не знаю, как режиссера, но думаю, что Джонс не случайно выбрал себе роль профессора), верующие – это клоуны, а атеисты болеют мировой скорбью. Пусть так. Однако, ведь желание спасти человека было у пастора вполне искренним, он понимал, что лишь его слова, аргументы, доводы хоть как-то удерживают потенциального самоубийцу от рокового шага.
«Сансет Лимитед» - очень глубокое кино во многом благодаря самой пьесе МакКарти, но, если бы актерское исполнение было менее достоверным, убедительным и психологически мощным, если бы режиссура и мелкие визуальные детали (например, красная, инфернальная аура неоновых огней за окном квартиры пастора) были не так точны, дополняя текст диалогов и игру Джексона и Джонса, фильм бы вряд ли удался. Конечно, жаль, что по своему мессиджу «Сансет Лимитед» античеловечен, прославляет отчаяние и небытие, пытаясь дезавуировать христианство, но тем не менее важно, что даже такой лютый атеист, как МакКарти признает и своей пьесой доказывает (а Джонс ее экранизацией), что лишь вера в Христа удерживает людей (вернее некоторых из них) от самоуничтожения. И вот с этим выводом не может не согласиться любой христианин.
Итак.. Вечерний экспресс «Сансет Лимитед». Начнем с того, что фильм полностью принадлежит вопросу смысла бытия, таких понятий как жизнь и смерть, а также, вопросу который задает себе каждый - есть ли Бог и нужен ли он в нашей жизни. Всем, кто любит над этим хорошенько поразмыслить или даже пообщаться на такие сложные вышеперечисленные темы, настоятельно рекомендую к просмотру, если нет.. то вы определенно ошиблись фильмом, закрывайте быстрей эту страницу в своем браузере, иначе вам не миновать таких ощущений как скука и полное непонимание сути происходящего. Не верите? Тогда смотрите на свой страх и риск, я вас предупреждал.
Определились? Хорошо, тогда более подробно о фильме.
Действия всего фильма происходят в комнате и только там. Два человека то и дело о чем-то общаются и рассуждают: это профессор атеистических взглядов, который чуть не покончил жизнь самоубийством из-за ужасного, скучного, не внушающего надежду мира.. (Tommy Lee Jones) и проповедник, который сам по себе простой деревенский негр, услышавший голос Бога после кровавых событий в тюрьме (Samuel L.Jackson). Хочу выделить интересность общения, интерпретация многих слов ставится под разным углом. Происходит чистой воды рассуждение на разные темы, которые в конце концов приходят к одному и тому же главному вопросу. Что касается игры актеров, и тот и другой подошли на эти роли идеально.. все равно, что Black and White (две противоположности) как собственно в титрах и написано.
Лично для меня фильм удивителен, так как мало кто решается задеть такие важные вопросы на протяжение всего фильма.. Снимаю шляпу перед всеми создателями, в первую очередь перед сценаристом. Я почувствовал ту самую разницу между атеистами и верующими людьми, разницу, которая приводит лишь к одному выбору из двух действительно существующих вариантов. Я понял и того и другого, их позиции, взгляды и причины на эти взгляды.. ведь все это вокруг нас. Это жизнь, и самое главное свободный выбор, который мы совершаем существуя в ней.
В заключение концовка заставляет глубоко задуматься, проанализировать события и последствия, которые происходят в фильме и не только. Тиканье часов, когда начались титры, дали понять, что точный ответ будет дан только лишь при окончательном выборе одного из двух, а какой окажется верным - уже другой вопрос..
Возможно, только самые счастливые люди этой планеты никогда не задумывались о том, зачем они живут. И нужно ли продолжать это делать. Изо дня в день продвигаться по жизненному пути через ямы и реки, сквозь все преграды, которые преподносит нам мир. И когда мы задумываемся над этим, нам приходится искать причины для того, чтобы не останавливаться, чтобы верить в то, что во всем есть смысл...
Очень сильная жизненная драма с религиозным подтекстом, изображенная двумя гениями кино. Не прекращающийся поток слов и доводов с каждой из сторон, заставляющих именно нас решать и думать о том, как правильно поступить в данной ситуации.
Отсутствие музыки и нахождение героев лишь в одной комнате только усилили ощущения от фильма. Очень редкое произведение в наше время, способное заинтересовать любого мыслящего человека.
Посмотрев данную работу уже в третий раз всё-таки решил описать свои впечатления от данной картины. Уже после первого просмотра эта утопическая пьеса уверенно вошла в мой топ лучших и самых любимых фильмов, в последующие разы эта планка лишь укреплялась.
Многое в мире кинематографа оценивается сугубо субъективно и крайне индивидуально, но всё-таки даже признав это мне крайне обидно, что такая работа обошла всевозможные кино-награды, ведь всё что есть в этой ленте является как по мне эталоном постановки.
Весь фильм это по своей сути диалог разбитый на несколько частей, причём локация не меняется, да и актёров всего двое, но эмоциональный накал лишь нарастает с такой не виданной силой, что к концу ощущаешь себя настолько же разбито и потерянно, как и герой Самуэля Эль Джексона.
Два человека, две жизненные позиции сталкиваются друг с другом с неимоверной силой, захватывая зрителя в свой спор о смысле жизни и о её бессмысленности. И рассудить этот спор предстоит именно зрителю. Такого сильного философского накала в диалогах я пожалуй не наблюдал не в одном из просмотренных мною фильмов. Тут нужно добавить, что это не те впечатления которые гаснут после просмотра, эти впечатления из той касты которые будут всплывать в голове ещё очень и очень долго, наталкивая на повторный просмотр спустя некоторое время.
Что ещё в это фильме восхитительно настолько же как и предыдущие аспекты, так это игра Томили Джонса, который к слову поставил этот фильм и Самуэля Эль Джексона, я бы даже сказал без малейшего преувеличения, что они в данной картине не играют, а проживают эти роли. И тут сделаю небольшое примечание, что смотреть данную ленту нужно в обязательном порядке, в оригинальном дубляже.
Приводя итог всему вышесказанному могу сказать, что эта картина является показателем того, что иногда для постановки гениального фильма хватит лишь одной комнаты и двух актёров, а остальное уже дело таланта.
Черное и белое, свет и тьма, инь и ян, вера и атеизм, жизнь и смерть. «Вечерний экспресс Сансет Лимитед» - полуторачасовой дуалистический поединок в обшарпанной лачуге где-то на backstreet. Хотя порой кажется, будто сумеречная локация фильма – нечто потустороннее, вырванное из действительности, а герои застряли между мирами, между явью и навью, и от того, кто победит, зависит, куда же они далее двинутся. Единство времени, места и действия. Диалоги, диалоги… дабы зритель не скучал, за экранизацию пьесы Кормака Маккарти должен был взяться мастер. Благо взялся Томми Ли Джонс, а в помощниках – Сэмюэл Л. Джексон.
Черный кожей, но светлый помыслами экс-зек, приобщившийся к христианству, спасает от броска под поезд белого Профессора, в душе которого давно хозяйничает беспросветная тьма. И ближайшие 90 минут отводятся хозяину квартиры для того, чтобы поселить в этой тьме хоть один луч света, иначе уже следующим утром его гость отправится на тот же перрон с той же целью. «Сансет» обладает удивительной особенностью. Если поначалу герой Джексона кажется едва ли не всезнайкой, ангелом-хранителем с кучей фокусов в рукаве, готовым иронически разбить суицидальную логику Профессора, то чем дальше в лес, тем более беспомощными выглядят его доводы, и тем глубже мы погружаемся в устрашающую философию самоубийцы.
Пласт верхний. Работы Маккарти конца нулевых вообще пронизаны декадентскими настроениями по отношению к западной цивилизации, стиранием и выворачиванием наизнанку тамошних ценностей. Один из ведущих заокеанских писателей современности словно задается вопросом: «а если все это рухнет?». Можно сказать, герой Томми Ли Джонса один заключает в себе повествование «Дороги». В его внутреннем мире давно случился свой постапокалипсис. Кривая американской мечты не для Профессора. Он лишен человеческих привязанностей и разочарован в звездно-полосатых ценностях. Культура – последняя ветка, державшая над бездной, и та обломалась.
Пласт нижний. Джексон, кстати, до боли напоминает себя же в «Криминальном чтиве» - те же интонации и манеры. Словно мы видим Джулса Винвилда спустя 15 лет - того самого бывшего уголовника, вставшего на путь праведника. Но его знаний и словарного запаса слишком мало для искоренения скептицизма самоубийцы, хотя порой кажется, будто позиция Профессора так фундаментальна, что его не переубедил бы и сам Папа Римский. Бравируя известными истинами вроде «возлюби ближнего своего», экс-заключенный лишь затягивает время, но не переламывает ситуацию. Тем более, ему то явилось Откровение, но что делать гостю, с которым Бог так и не удосужился заговорить лично? Однако как писал Блэз Паскаль: «Бог регулирует человеческое знание о Себе - Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.» Может дело в этом.
У атеизма много причин, но у Профессора они – корневые, экзистенциальные. «Бога нет, и мы его пророки», - говорилось в конце «Дороги». На подобные мысли героев романа натолкнула объективная реальность. Разрушенный мир, где не понятно, стоит ли жить, и если стоит, то ради чего, в чем смысл? Герой Джонса же сам довел себя до такого состояния. Он заявляет, что если Бог и есть, то звук человеческих стонов – самая радостная для него мелодия. А единственной вещью, удерживающей человека от суицида в этом кошмарном мире является страх смерти, вернее, страх следующего, еще большего кошмара. Но скорее всего, вся загробная жизнь – не более, чем иллюзия и ложь. Самым страшным кошмаром для Профессора стало бы её наличие. Ему ненавистна сама мысль снова встретить всех тех, с кем он уже с радостью попрощался: матерью и т.д. Ему просто это не нужно, он хочет другого – покоя, абсолютной тишины и умиротворенности.
Однако, в конце вдруг подумалось, что позиция самоубийцы и атеиста – это тоже своего рода вера, а не знание. Ведь никто не даст гарантий, что ждет нас по ту сторону. И стремиться к этому потому и глупо, ибо в конце туннеля может быть еще хуже и все мечты о покое обратятся в прах. Так не лучше ли поискать покоя среди живых, пока есть время?