К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В ноябре-декабре 2011, когда я начинал осваивать кинотеатры, я взял флаер, на одной стороне которого был «Кот в сапогах», на другой стороне – этот фильм. Я думал, что будет что-то особенное, но не решился спросить насчёт похода на фильм. Примерно два года спустя я увидел только концовку и лишь в 2022 посмотрел полностью.

Начнём с плохого. Первое, что бросается в глаза – финансовые проблемы. Ещё раз повторю, что о фильме я узнал только из флаера, плюс спецэффектам (довольно реалистичным) уделено маловато экранного времени. Если б не спецэффекты, то фильм выглядел бы так, как будто его мог снять угодно.

Главная сюжетная дыра: в фильме есть вода, способная стирать память. Тогда на кой чёрт Кащей похищает тех, кто знает его смерть? А те, кто не знает секрет, как будто забыли, что есть интернет. И самое смешное – Кащей даёт возможность узнать секрет смерти, независимо как это для него обернётся.

На какую аудиторию, прошу прощения, рассчитан фильм? Вроде как сказка, только тут и выстрелы, взрывы, ДТП, лязганье булата и слова, которые детям лучше не слышать. Ещё очень «оригинальный» побег.

Теперь о хорошем. Основная идея фильма состоит в том, что люди забывают о сказках, являющихся родной культурой, и заменяют их другими героями. «И где ж твои покемоны?» – говорится в фильме. Картина также учит не сдаваться, быть готовым помочь, думать о близких. Показано, как всего лишь один человек, не побоявшийся быть не таким, как все, может изменить многое. На заднем плане красивые фоны Казани. Снова говорю, что спецэффектов мало, но они довольно зрелищны. Да и саундтрек хорошо подобран. Кстати, мне одному кажется, что в «Реальной сказке» есть то, что переняли в «Последнем богатыре»?

Заключение

Идея фильма всегда актуальна и каждый может для себя узнать что-то новое, не думал, что будет такой философский подтекст. Вот только интереснее пересматривать эпизоды, нежели сам фильм. Хотелось бы побольше зрелищности. Зато есть к чему стремиться.

7 из 10

29 июня 2023 | 19:33
  • тип рецензии:

Мне кажется, что мало кто понял смысл этого кино, как глобальной аллюзии на то, что нынче представляет наша культура и какое место в этой самой культуре занимает человек. Это философский эпос, многогранный и талантливо написанный, а зрители свели его к простой сказке.

История такая. Сказочный мир разваливается, оттого, что в его героев перестали верить. Все те, кто давеча боролся со злом, оказались вынуждены послушаться Кощея и улизнуть в наш мир. Там же, Ивана дурака, Василису Премудрую, Лешего, Бабу Ягу ждала совершенно иная жизнь, к которой они были не готовы. Кто-то махнул рукой на то, что приходится быть на поводке у Кощея, а кто-то, как Иван Дурак, всё жаждет его убить. Баба Яга, якобы заодно с Кощеем, плетет интриги, как верней его сгубить. И в эту передрягу попадает мальчик, чья сестра пропала...

Как бы, нам ясно дают понять, насколько исковеркала реальность сказочное нутро. И насколько им чужд мир вокруг. Иван Дурак, например, стал наивным ВДВшником, что воспринимается всеми, как полный глупец, а ведь когда-то про него слагали легенды. Именно на его примере весь фильм ведётся рассуждение о том, что же такое настоящий героизм и не глупость ли это в самом деле, отдавать жизнь за незнакомых людей. Мне кажется, образ Ивана это вполне себе хорошая аллюзия на народ, который героически отдаёт себя Родине.

- Я за Родину воевал! Мне лёгкое пробили! ВДВ не сдаётся!
- Какое ты ВДВ, Ваня? Тебя ж комиссовали. Люди на войне деньги делают, а ты здоровье потерял, дурак.

Есть ещё и великолепный Кощей, что с виду невероятно мил, но легко отдаёт приказ убить человека. Он олицетворение некой страшной силы капитализма, можно, даже руки власти.

- Что дураки, что герои, всё одно. Это же противоестественно отдавать жизнь за чужого человека.

Тут есть и любимые всеми богатыри, что, извратившись в новой реальности, стали прислуживать всемогущему Кощею.

- Какие же вы богатыри? Вы - псы цепные!

И в каждом этом персонаже, в каждой сцене скрыто множество смыслов. Даже начальный диалог, когда богатыри хотят по библиотеку со словами, 'Ну, перепишем историю, нам не впервой', это и то, аллюзия. Это не просто деконструкция сказки, это нечто большее.

Что по актёрам... Они хороши все, исключений нет. Единственное, мне странной показалась мама, что не проронила ни одной слезинки за весь фильм, хотя должна была. Безруков, Ярмольник и все остальные - моё вам почтение.

Да, снято дёшево, но зато есть неплохая операторская работа. Также стоит отметить юмор. Последняя сцена так и вовсе с накалом треша.

А самый главный вопрос, отчего же люди перестали верить в сказку, звучит так. Во-первых, насаждение западной культуры (но эта причина притянута за уши), во-вторых, людям приелась некая нравственность, они стали чужды героизма... Надо больше читать сказок.

И последнее... Кино явно радеет за русскую самобытность. Они переиначили сказку, но не сломали её основу. Можно увидеть множество тонких моментов и отсылок на былины и прочее народное искусство.

И если честно, для меня остаётся загадкой, как в таком тонком, остросоциальном и культурно значимом кино кто-то разглядел обычный попил бюджета. Фильм явно сделан для души.

02 октября 2020 | 02:59
  • тип рецензии:

Знаете, какая моя самая любимая сказка времён СССР?

«Там, на неведомых дорожках»!

История о простом советском школьнике, волею судьбы попавшему в Сказку. О дружбе и смелости, о Добре и Зле. В те времена героям не нужно было мучительно делать выбор. В самой большой и самой могучей стране мира было не принято выбирать между хорошим и плохим. Люди поступали правильно, даже если это стоило им жизни. А те, кто поступил неправильно, - становились изгоями. И в жизни, и в сказке.

Но когда сегодня смотришь этот великолепный фильм с отличными актёрами, волшебной атмосферой и добрым юмором, вдруг понимаешь, что он устарел. Что сегодня такого не может быть. В оккупированной и проданной стране не может быть ни таких героев, ни такой Сказки. И становится мучительно больно.

Но каким-то неведомым чудом на фоне «Утомлённых солнцем» «Сволочей» и прочих «Штрафбатов» с «Матильдами» внезапно появился фильм «Реальная сказка». Я и предположить не мог, что ТАКОЕ возможно снять сегодня. Потому что это сказка. Реальная сказка нашего времени.

В этом фильме замечательно ВСЁ. Если немного задуматься, то восхищаешься КАЖДОЙ мелочью. Во-первых, актёры. Они не просто идеально подходят для данной истории, их персонажи просто созданы для этих исполнителей. Замечательно сыграли и мэтры кинематографа и дети (что для нынешних детских фильмов, увы, - редчайшее исключение). Я просто не могу представить на этих ролях других людей! Кастинг идеален.

Музыка. А была ли она? Я запомнил только рэп. И рэп в тему. Потому что любая добрая и мелодичная песня была бы фальшивым пафосом.

Юмор. Его почти нет, так, пара шуток по ходу драмы. Не для «поржать». А как в жизни шутят и солдаты перед боем, и приговорённые перед казнью. Не для смеха. Просто такие вот мы русские люди.

Печаль и безысходность замечательно передаются непрекращающимся дождём и сыростью. Герои, рассказывая свою историю не ноют, а с болью констатируют факты. Нет эмоциональных спекуляций и переигрывания. И когда кто-то поднимается на смертельный бой, он не устраивает пышного самолюбования. Как настоящий русский человек он делает выбор и спокойно следует ему до конца.

Да, происходящее в нашей реальности нелепо. Но нелепость этого происходящего сквозь внешний лоск делового костюма Кащея ненавязчиво подчёркивается совершенно несуразной причёской Алёши Поповича. Мама Саши вначале кажется истеричной дурой, но как по-вашему выглядит одинокая мать двоих детей, которая пашет без сна и покоя, а ей ещё и зарплату задержали? Это не времена советских сказок, где подобные сюжеты были бы немыслимы. Это «Реальная сказка». И трудности, увы, реальны.

Кто-то может упрекнуть главного героя в искусственности и недоигранности. Дескать, на его глазах гибнут люди, а он не кричит и не впадает в ужас. А что Вы хотели? Насилие, смерть и безысходность валятся на нас со всех сторон. Дети оккупированного Россиона похожи на детей войны, которым забыли сказать, что они на войне. И поведение Саши очень логично и правдоподобно.

«Реальная сказка» сурова и грустна, главный герой – простой парнишка без суперспособностей и дебилоидного позитивизма. Но это сказка. И это лучшая сказка нашего времени.

29 июля 2018 | 23:09
  • тип рецензии:

Не сказать, что он получился особо удачным, но и бездарным его назвать тоже нельзя. Есть в фильме и плюсы и свои минусы. Но, обо всём по порядку.

Начну с актёров, точнее с ролей.

Баба Яга. Претензий нет, обстоятельно и со вкусом.

Кощей. Убедительно. Верю.

Три богатыря. Неубедительные метания Ильи Муромца. Недоиграл. Картонно.

Леший. Убедительно. Верю.

Иван-Дурак. Неплохо, но ничего выдающегося.

Василиса Премудрая. Старалась, но одного старания мало. Впрочем, с ролью справилась значительно лучше, чем мать Саши.

Мать Саши. Это игра? А где эмоции и переживания, которые должны быть искренними, или хотя бы казаться такими?

Саша. Вот на нём можно остановиться подробнее. Типичный современный подросток, которого особо не трогает, когда на его глазах дважды пытаются убить Кощея. С тем же спокойствием он смотрит, как сбивают Лешего. Кто-то из его сверстников снимает это на мобильный. Да, такова реальность.

Сюжет.

Сюжет великолепен, что уж говорить. В кои-то веки сняли фильм не под копирку, а с чистого листа, за что огромный плюс. Правда, концовка заставляет желать лучшего. Безвкусно, и портит всё впечатление от фильма. После 40 минут попыток (попыток чего - не скажу, ибо будет спойлер), должен быть конец фильма, во всяком случае конец фильма в нашем мире. Ан нет, изголились и сделали совсем другой конец. Зачем, когда можно было реализовать целых два варианта более реалистичной концовки. В конце концов, сказка-то - реальная.

Съёмка.

Слава Богу, у оператора не было приступов болезни Паркинсона, и камера не прыгала. Правда, по большому счёту этим грешат в основном западные фильмы. Ну, им же надо на что-то внимание зрителя отвлекать, чтобы тот не понял, что сюжет бездарен. В общем плюс этому фильму и в целом российскому кинематографу.

Спецэффекты.

Компьютерная графика если и была, то была незаметна. За это плюс.

9 из 10

08 ноября 2016 | 21:05
  • тип рецензии:

Мальчик Саша (Максим Шибаев, напоминающий в свои лучшие моменты недетскую серьёзность Эйсы Баттерфильда в 'Игре Эндера') живет с одинокой неприятной матерью и мелкой сестричкой Олесей, не похожей, несмотря на россыпи золотых кудрей, на открыточного ангелочка.

Олеся просит брата почитать ей сказку и, добравшись до момента уничтожения Кощея, ребята обнаруживают, что страница книги вырвана, и что никто не помнит, как именно убить бессмертного супостата.

На следующий день они заходят в кондитерский магазин немного навязчиво, но непротивно прорекламированной фабрики Надежды Крупской, где непростая продавщица предлагает Олесе взять книгу сказок. И в этой книге роковая страница оказывается на месте...

Ознакомившись с кратким содержанием фильма, можно решить, что перед нами приторное детское кино с протокольным перечислением сказочных персонажей, а то и вовсе патриотическая агитка в конфетно-былинной обертке.

На деле же это совсем не детский фильм, где демонстрируется кровь и жестокость, а из всего патриотизма - справедливое замечание по поводу новых героев, давно вытеснивших из общественного сознания старых.

По жанру фильм скорее можно отнести ко взрослому фэнтези, чей сюжет вызывает ассоциации с 'Американскими богами' Нила Геймана: сказочные герои, в которых больше не верят люди, пришли в наш мир, где очеловечились почти до полной потери себя.

Иван-дурак (Сергей Безруков в дурацком парике, который сидит на нём лучше всех накладных исторических усов, бород и бакенбардов вместе взятых) - контуженный бывший военный.

Василиса Премудрая работает учительницей в школе.

Леший - бомж, которого периодически сажают в кутузку.

Лучше всех устроился Кощей (Леонид Ярмольник), чьи качества хорошо подходят нашему миру. Бессмертие - отличный бонус для бизнесмена в дорогом костюме, у которого служит охранниками знаменитая троица богатырей, изнывающих от того, что не знают, куда девать свою силу.

В отличие от вошедшей в моду предельной черноты кадра, с помощью которой беспомощные режиссеры пытаются сделать вид, что рассказывают о чем-то серьёзном и мрачном, фильм почти полностью снят в ярких красках и залит солнечным светом.

Его серьёзность выражает в актерской игре, диалогах и мыслях, а не в демонстрации убогих трущоб и серого неба, колом стоящего над матушкой-Россией в каждом втором фильме остросоциальной тематики.

Например, небольшой диалог в машине Ивана и Саши рассказывает о текущем положении дел убедительнее и живее, чем весь фильм 'Левиафан'.

'- Я никак понять не могу, растолкуй мне, дураку. Один человек, к примеру, больницу построил на государственные деньги, да ещё и благотворительный фонд открыл для детей-сирот. Он, получается, кто? Благодетель, да?
- Ну, да.
- А я знаю, сколько он при этом денег украл. Значит, он вор. Кто он, человек этот: благодетель или ворюга?
- Не знаю.
- Вот и я не знаю. Дурак потому что'.

Прибавьте симпатичный саундтрек (из которого, правда, хотелось бы вычесть единственную рэп-композицию), вполне эпично снятую финальную битву, представляющую собой апофеоз постмодернизма ('Бомж с дробовиком' в Лукоморье), фрагмент лекции о творчестве Пушкина с использованием термина 'мифологема' и очень убедительного негодяя, получившегося у Ярмольника, и получится первый (и, возможно, последний) сказочный фильм, снятый о той реальности, в которой приходится жить всем.

14 мая 2016 | 01:13
  • тип рецензии:

В “Реальной сказке” сказочные персонажи живут среди людей, они утратили почти все свои волшебные способности и вынуждены устраивать свою жизнь на современный лад. Леший превращается в бродягу, Баба Яга становится поваром, Синбад – гастрабайтером, а Кащей, а точнее Борис Эдуардович Кащеев, возглавляет крупную корпорацию.

Как объясняет один из героев, у Кащея просто оказалось много свойств и качеств “полезных для нашего мира”.

Любимое выражение Кащея “Ничего личного”, так и хочется добавить – “это только бизнес”.

А вообще в этой сказке очень много всего несказочного:

– злодеи переписывают историю;

– взрослые постоянно работают, и у них нет времени на детей;

– дети тем временем, воспитанные бездушными СМИ, становятся жестокими и бесчувственными;

– богатыри превращаются в братков;

– ничего не видеть и не чувствовать в таком мире помогают алкоголь и таблетки;

– а тот, кто борется со злом – тот конечно же дурак, а как же иначе, ведь надо зарабатывать и вписываться в рынок…

Ну а как же милиция вы скажете? А милиция она в системе.

Да и сам фильм “Реальная сказка”, как говорится, не вписался в рынок: денег он собрал мало, в кинотеатрах его практически не показывали, и на “Кинопоиске” стоит оценка всего 5 баллов.

Но, к счастью, наш видеообзор посвящен сказке, хоть и реальной. А значит зло победить можно. Вот только не с помощью ракетниц и снайперских винтовок, как в Голливуде. Местный супергерой, в роли которого выступает Иван-дурак, испробовал все виды оружия, и все без толку.

Рецепт борьбы со злом в нашей сказке другой: книги надо читать, желательно Пушкина и жить по совести. А причем здесь Александр Сергеевич?

Он между прочим про банкиров-ростовщиков, которых сейчас принято считать уважаемыми людьми, писал так:

“Бесенок под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто
И лопал на огне печеный ростовщик.
…Сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете…”

Да и сам фильм “Реальная сказка”, как говорится, не вписался в рынок: денег он собрал мало, в кинотеатрах его практически не показывали, и на “Кинопоиске” стоит оценка всего 5 баллов.

Но, к счастью, наш видеообзор посвящен сказке, хоть и реальной. А значит зло победить можно. Вот только не с помощью ракетниц и снайперских винтовок, как в Голливуде. Местный супергерой, в роли которого выступает Иван-дурак, испробовал все виды оружия, и все без толку.

Рецепт борьбы со злом в нашей сказке другой: книги надо читать, желательно Пушкина и жить по совести. А причем здесь Александр Сергеевич?

Он между прочим про банкиров-ростовщиков, которых сейчас принято считать уважаемыми людьми, писал так:

“Бесенок под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто
И лопал на огне печеный ростовщик.
…Сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете…”

14 февраля 2016 | 19:08
  • тип рецензии:

Перематывая. Признаюсь, сам не удержался и один раз мотанул вперёд.

НАЧНУ С '-'

При просмотре фильма складывается ощущение, что картина была снята любителями или может быть первокурсниками индустрии кино. Тут нет остросюжетных моментов, очень много пресных сцен, невыразительных реплик. А о закрученности сюжета можете забыть.

Игра актёров... Тут даже даже фраза такая громко звучит. Сложилось впечатление, что актёров набрали с улицы. Стоит отметить, что в таком сыром проекте и развернуться негде. Но уж слишком пресная игра актёров, за некоторым исключением. Безруков, ну ещё и Ярмольник, скрашивали моё кислое выражение лица.

И нет тут колорита русской сказки, как нет и современного интересного взгляда былое прошлое. Есть недопечённая и некрашеная идея... но об этом позже.

Если уж говорить о художественном фильме в целом, то у Реальной Сказки множество недостатков, коим подтверждением и является народная оценка Кинопоиска. Хотя в этом плане, наверное в первые при оценивании русского кинематографа, я ставлю общую оценку картине выше пользовательской:

- общая оценка 5.5

ТЕПЕРЬ О НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ '+'

Да задумка очень интересна и стоит внимания. Мы всё чаще обращаем свои взоры на 'идеальные' и одинаковые слитки Голливуда. В последнее время кормящего нас экранизацией комиксов. Им простительно, так как у этой великой нации нет столь богатого прошлого. А у нас есть многовековая, если не сказать больше. Реальная Сказка уже в названии содержит глубокий смысл, так как сказки на пустом месте не пишутся. Да и некоторые фразы в фильме являлись прямой отсылкой к истории нашего народа, будь то разговор богатырей.

Вспомнить о прошлом, о тех людях, которые жизнь свою ложили на защиту родины, тем самым становясь героями. Не инъекция чудодейственного препарата или укус паука, а дело славной жизни. Сказки это удобный формат передачи сказаний о прошлом.

Надо отдать должное за попытку экранизации нашего наследия и к побуждению о памяти предков Сергею Безрукову и Андрею Мармонтову, пусть и не столь удачной.

Можете перематывать, но посмотрите, или же сразу постарайтесь вспомнить

09 марта 2015 | 13:35
  • тип рецензии:

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
Владимир Высоцкий


Фильм 'Реальная сказка' я посмотрел случайно, хоть и слышал о нём. И, должен сказать, он превзошёл мои ожидания.

Сопоставление сказочной или мифологической и повседневной, современной реальности стало в последние годы почти что общим местом. Что само по себе не делает этот приём плохим, скорее говорит о том, что по каким-то причинам именно сейчас такой взгляд оказался актуальным. Вопрос в том, следуют ли авторы популярной моде, чтоб этим привлечь к себе внимание, или им действительно есть, что сказать в рамках этого сюжета. Андрей Мармонтов, режиссёр, сценарист и продюсер 'Реальной сказки', явно знал, что хочет сказать.

Это фильм, конечно, не для детей как это у нас понимают обычно, то есть не для дошкольников и младшеклассников по преимуществу. Он обращён, во-первых, к аудитории, которую на Западе называют young adult, а у нас традиционно игнорируют - к ранним подросткам, лет 11-15, с которыми уже можно говорить серьёзно, но ещё можно говорить сказочно; во-вторых же это фильм для вполне взрослой аудитории, и безо всяких скидок.

Многие сюжеты о том, что современные люди перестали верить в сказки, посвящены мечте и полёту фантазии, противопоставленным серости и приземлённости будней. Тема в 'Реальной сказке' та же, но решена она в ином ключе. Люди перестали верить в сказки тогда же, когда перестали верить в идеалы, в простые, пишущиеся с заглавных букв истины, которые сказки вроде как призваны до детей донести. 'Это же противоестественно - умирать ради посторонних людей!' - говорит Кащей, и все в этой реальной сказке с ним так или иначе согласны (разве что какой дурак порой об этом забывает). Тут есть, конечно, и элемент социальной критики, очень конкретной и жесткой, 'Реальная сказка' - это почти что 'Брат' для младшей аудитории (и режиссёр, безусловно, намеренно добивался такого эффекта), но к ней все не сводится. Потому что, говорит нам фильм, то, что дурно в обществе, дурно именно из-за индивидуального нравственного выбора каждого человека в отдельности, каждого богатыря и каждой Василисы лично. И это делает содержание фильма глубже и универсальней социально-политического плаката.

Поставлена 'Реальная сказка' очень качественно (я, право, удивлён, что не слышал про другие работы Мармонтова, это явно умелый и одарённый режиссёр). Хороший темпоритм, выразительность в каждом кадре, прекрасное понимание стилистических особенностей киносказки, супергеройского боевика и эпического фэнтези, которые органично друг с другом соединены. Кащей одновременно и сказочный волшебник, и могущественный циничный олигарх, в любой сцене, а соединить эти образы так, чтоб один не затмевал и не опошлял другой - непросто. Как и образы Ивана (дурака и царевича) и отставного десантника, былинных трёх богатырей и спецназовцев, переквалифицировавшихся в ЧОП...

Качественно и красиво поставлены экшн-сцены, финальный бой достойно смотрелся бы в любом западном фэнтези-фильме. Да и таран на грузовике красиво снят, и взрыв машины Кащеевой стильно подан... Спецэффекты местами достойные, местами и не совсем. Но если учесть, что сделан фильм в России, да и бюджет явно был ограничен, то уровень эффектов нужно признать достойным. Кроме того, авторы поступили очень разумно и минимизировали использование компьютерной графики, оставив её только в самых необходимых сценах. Прочие чудеса творят монтаж и каскадёры, и так-то оно и смотрится лучше.

В 'Реальной сказке' есть чрезмерно эмоциональные и сентиментальные, откровенно 'слёзовыжимательные' сцены, что для меня зачастую огромный минус. Но винить за это Андрея Мармонтова я не могу, потому что чувствуется, что он не манипулирует зрительскими эмоциями, чтоб получить слезливый отзыв, а и сам так чувствует, что он нас бьёт под дых там, где сам не может остаться спокойным.

Актёрские работы почти все очень хороши. Максим Шибаев, правда, местами не дотягивает до своих взрослых партнеров, но это и не мудрено; тем не менее, молодой человек явно старается. Сергей Безруков (кстати, и соавтор сценария и вообще всей идеи фильма) доказал, что он всё-таки, несмотря на изрядную неразборчивость в ролях, талантливый актер. Отличный Кащей вышел у Леонида Ярмольника. Одновременно очень колоритным и вполне по-человечески достоверным вышло актёрское трио Дмитриева, Климова и Пампушного. Кроме того, хочется отметить трогательную маму в исполнении Анны Герман.

У нас уже лет тридцать не снимали хороших киносказок. Хорошее кино-то в России делают (только его почти негде посмотреть), а вот сказок уже почти два поколения не было. И поэтому 'Реальная сказка' - очень большое событие (за это и полбалла не жалко было накинуть). Посмотрите, очень рекомендую.

8 из 10

08 января 2015 | 16:31
  • тип рецензии:

Я не верю в аниме, как не верю в индии, в психоделию, и во все другие квазижанры, ни к чему особенно не обязывающие. То есть если брать «аниме» то можно найти слишком разные вещи, которые между собой роднит только ускоглазость создателей, да бирка «аниме». «Кошачий Суп», «Мадока Магика», «Тамала», и, скажем, «Идеальная Синева» же сами по себе являются категорически несхожими образцами, а если добавить в реестр попсовое «Наруто», то можно озадачить любого желающего требованием найти хотя бы пару общих мест.

Тем не менее охарактеризовать «реальную Сказку» как-то иначе, чем «Русское Аниме» я не в силах. Это именно что аниме – эталонное, несколько дерзкое, по случайному стечению обстоятельств не нарисованное, а снятое. В Советской России в аниме играют актёры. Глядя на некоторые эпизоды, постигаю, что это хорошо.

Кинематограф 2000ых в России вообще занимает несколько особую нишу, нравится нам это или нет – это кинематограф ПОИСКА, наш мейнстрим встаёт на ноги, и выясняет по каким правилам, принятым в мире он хочет играть, а по каким – нет. Говорил и буду говорить – умные фильмы мы снимает не хуже, чем наши братья за границей – процент-другой шедевров, процент-другой смотрибельного и миллионы шлака, так было, так будет, так, видимо, зачем-то надо. А вот мейнстрим – явление относительно новое. В смысле в СССР в кинематографе ценились несколько иные вещи, а в перестройку и в девяностые его, в основном, разворовывали. Поэтому когда настала пресловутая стабилизация, со всеми её ужасами вроде ухода в архаику, и прочими Днями Опричника, и в кино полезли настоящие деньги, вдруг оказалось, что правил нет. А правила нужны, хотя бы ради того, что бы их нарушать.

Поэтому на экраны хлынули, в лучшем случае, несколько наивные фильмы – я, опять же, говорю о формате поп-корнового кино, и, хотя бы, своей Матрицы, то есть фильма претендующего на совмещение экшена и философии (оставляю в стороне вопрос о том, насколько это удалось Вайчловски), нам придется подождать.

В условиях ожидания я радуюсь, увидев фильм, обладающий неким подспудным национальным колоритом – деталями, не характерными для мирового развлекательного кинематографа. Скажем, в «Тёмном Мире», который просто «Тёмный Мир» - это тот простой факт, что героиня оказалась не Нео, а пешкой в руках противоборствующих ил (а потом сценаристы всё испортили), а в Ключе Саламандры, который я нахожу лучшим фильмом для большого экрана, снятым в последнее время у нас, это завершение любовной линии, и финальный выход корейца, и ещё несколько милых моментов.

Реальная Сказка напоминает прежде всего «На Игре» - сюжетообразующая идея, скажем честно, несколько чудовищно глупа, и как-то инфантильна. Ну что, в самом деле, такое, герои Сказок ушли из сказок и живут среди нас. Но эта идея служит неким предлогом, как аккорды у Летова, что бы на неё наматывались слои и нюансы, и именно это напоминает о неком среднестатистическом, сферическом вакуумном аниме – наивном, но в экстремумах и катарсисах отчаянно и неуместно кровавом. Наивность сюжета с лихвой компенсируется всеми сценами, в которых есть Кощей – привет злодею из Тёмного Мира – личность глубоко инфернальная, имморальная, но при этом рутинная и знакомая - второе, потайное дно обнаруживается в привычных с детства явлениях. Кощей отвечает за львиную долю атмосферы фильма, атмосфера вообще удалась на славу, и пахнет не иначе как Твин Пиксом – с кучей сов, которые не то, чем кажутся. Вот Синдбад. Казалось бы, при чём здесь Синдбад, почему именно он? Но если допустить что так и быть Синдбад, то сцена с ним выглядит очень здорово.

Фильм вообще изобилует мелочами, и характерами, опять же, контрастирующими с общей наивностью сюжетного предлога. И именно в этот разлом невероятно интересно смотреть.

Очень жаль финала. Финалы вообще больная тема в современном Российском мейнстриме. То Санаев собственноручно загубит свой «Последний Уик-Энд», то он же вклинит ненужную сцену выхода из тюрьмы в «На Игре», то в «Тёмном Мире» вернут время вспять, тем самым обесценив некоторые моральные решения, принятые одним таким лысым персонажем, то в третьем «Антикиллере» не удержатся, и убьют интригу, которую никак нельзя было раскрывать. То есть речь идёт о самых-самых последних секундах фильма, которые кажутся явно компромиссными, особенно учитывая, что сюжетно не объяснены решительно никак. Точно так же Санаев в той же «на Игре» пробежал сюжетный зачин с видом бодрого зайца «ну в общем, как-то они получили эти свои способности, отстаньте, не в этом суть», и дальше было понятно – да, суть не в этом, просто ест НЕЧТО, обладающее вот такими свойствами, физически уничтожимое. Здесь же скорее уместна аналогия вновь-таки с Тёмным Миром – финал обесценивает решение, принятое героем, и вообще – все действия, предпринимаемые сторонами конфликта.

Тем не менее, фильм скорее удался, и плохо в нём именно то, что делалось, кажется, в угоду правилам, цензуре, может быть даже – зрителю, а всё то, что делалось от души – при всей своей, иногда, непонятности, выглядит органично, даже если не блещет оригинальностью. Так что процесс накопления методов идёт, и возможно первый русский блокбастер, за который не придётся заступаться уже не за горами. Осталось только как-то совместить русское начало с нерусской эстетикой – ну да не в первый раз.

11 декабря 2013 | 11:57
  • тип рецензии:

Разочаровавшись возвращению на телеэкраны сказочного кинематографа, явленному в «Книге мастеров», я уже было подготовился испытать подобное и при просмотре безруковской «Реальной сказки». Однако, наверное благодаря тому факту, что уважаемый Сергей Витальевич решился снимать «Реальную сказку» собственными средствами, без всяких диснеевских партнёров, которые наверняка бы испохабили русское фольклорное наследие, как уже это сделали в пресловутой «Книге мастеров», разочарования удалось избежать. Скажу более - фильм меня тронул.

Почему, спрашивается, «Реальная сказка»? Ну потому что это закованная в сказочную форму нынешняя реальность России, да вообще всего земного шара, помыкаемого тёмными мироправителями, олигархами Кащеями да Картаусами и им подобными. Не зря же Леший, хоть и шуткой, называет сотрудников правопорядка прислужниками мирового капитала. Наш древний, исконный ворог, много раз побеждаемый и Никитой Кожемякой в кинопостановке А. Роу 1944 года, и школьником Митей в «Там, на неведомых дорожках... », и ивановым дуэтом в «После дождичка в четверг», вновь обволакивает Святую Русь тёмным кащеевым игом. В этот раз порабощает он нас искусно и изощрённо, без оккупационных комендатур и военно-силового воздействия. Отныне имеющий связи во властных верхах Кащей завоевывает Россию множеством паразитирующих корпораций, которым не стесняется давать наименования вроде «Русского века». Под личиной мецената-благодетеля скрывается безжалостный похититель детей, так что родителям впору вспомнить незаслуженно позабытую поговорку «Идёт коза рогатая за малыми ребятами». Через своих поверенных он искажает историю, вырывая неугодные ему страницы учебников. Лукаво называет себя неразумным, хотя злоумно чёрствый рационалист.

Задача сил Добра - найти победоносную иглу, и, в продолжение добрых русских традиций, вновь сокрушить беспощадного супостата. Ждать, что он смилостивится и растает от нашего всепрощения, словно не извинившаяся за свои злодейства Каменная княжна из «Книги мастеров», не стоит. Найти и сломать, пока не сломали нас.

05 июля 2013 | 15:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: