К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Вы думаете, что ситкомы как явление возникли в последней трети XX века? В формате сериала – возможно. Но на киноэкранах нечто похожее появлялось и раньше, и, что удивительно, в Советском Союзе. Если бы сюжетная идея «Обыкновенного человека» возникла в следующем тысячелетии, то результат обязательно отправили бы в многосерийном формате на ТВ. Но в далёком 1956 году телевидение только зарождалось, поэтому сжатую (очевидно, что очень сжатую) историю первые зрители увидели в кинотеатрах.

Несмотря на довольно интересную тему с биологическим исследованием и опытах над обезьяной, акцент фильм делает на семейной химии между молодым специалистом, его дядей, девушками, а также их роднёй и знакомыми. Переплетения сюжетных линий выражаются в скрытой интриге, подслушиваниях и неудачных совпадениях, но как вы уже догадываетесь по цвету данной рецензии, воспринимается всё таким же серым, как плёнка, на которую снимали. Аудитория, на которую рассчитана такая продукция, очень специфична: если вам нравится слышать и обсуждать чьи-то секреты, карьерные тайны и личную жизнь, то почти наверняка вы любите ситкомы, а это значит, что «Обыкновенный человек» имеет много шансов вам понравиться. Примерно на то же могут рассчитывать какие-нибудь «Интерны» и «Воронины», появившиеся на российском ТВ уже в XXI веке.

Остальным же зрителям всё покажется неимоверно скучным. Уже на пятнадцатой минуте вы начнёте поглядывать на оставшееся время или мечтать о чём-то своём, поскольку вникать в планы персонажей на дальнейшие отношения и дальнейшую жизнь нет никакого желания. Кто-то кого-то проверяет на верность, кто-то помышляет о присвоении чужой премии, кто-то влюбляется, кто-то расходится – честно, даже при написании этого предложения мне хочется зевать. Актёры, в числе которых знакомая мне по фильму «Зигзаг удачи» Ирина Скобцева, из кожи вон лезут, но какими бы выдающимися ни были их способности, с таким слабым сценарием сложно рассчитывать на что-то достойное.

Показательным примером, возможно, станет то, что в фильме всего-навсего три основных локации. Скорее даже две, поскольку рабочее место главного героя появляется не так уж часто, и… стоп, а кто в фильме является главным героем? Вопрос этот довольно сложный. Нам часто показывают старшего Ладыгина, хотя основной конфликт связан не с ним и даже не с его племянником, а с Кирой, которая весь фильм долго выбирает между кандидатами в мужья. Собственно, «обыкновенным человеком» является, надо полагать, друг старшего Ладыгина, которого успешный артист желает выставить в блестящем свете… но это не точно. Чтобы ничего не упустить из внимания, надо смотреть фильм с большим удовольствием, а он, как уже говорилось, понравится не всем.

Я не могу строго суть подобный жанр (точнее поджанр), поскольку для этого надо как минимум знать достаточное количество других его представителей, но исходя из сравнения с теми фильмами, которые выпускались в том же десятилетии, я ставлю:

5 из 10

16 мая 2022 | 20:37
  • тип рецензии:

Гениальная картина. Но всё держится на великом мастерстве всего троих актеров - Серафима Бирман, Меркурьев и Ирочка Скобцева. Всё. Остальное милый, но добротный антураж для перечисленных. Не будь именно их, конец фильмУ в самом прямом смысле этого слова. Вот бывает так, что незаменимые есть. Это Сталин считал, что незаменимых у нас нет. Наврал он! Есть у нас незаменимые и много их очень, во всех сферах. Вот кто бы там заменил Серафиму Бирман в этой роли? Мало ли у нас истеричек и неврастеничек-психопаток? Или способных их сыграть? Да море! Но на грани ужаса и сгустка пороков всех мастей могла жить в кадре и на сцене только великая Бирман. Везде практически одинаковый Меркурьев здесь был на редкость к месту. Ну и должна быть красавица. Но не простая... Красавиц в то время в советском кинематографе тоже было пруд пруди. Однако Ирочка Скобцева уже в те годы окрасила свой персонаж в совершенно особые тона. Это не просто красивая кукла. Она с перчиком, с колебаниями, подверженная. Но сыграла так, что и ее ведь понять можно в этой ситуации. Ну и хорош будет муж, как она себе представила, если от него ни денег, ни счастья, а всё будет отдано обезьяне или обезьянам. Её красота не для этих жертв. Или для этих? Или на всё плюнуть? Вот в чем талант, а не в красоте. Хотя и это было важно. Дурнушка или средняя на эту сложную роль не потянула бы. А всех остальных вполне можно по принципу 'кого нашли и славно'. Фильм вошел в золотой фонд советского кинематографа. И мало кто знает, кто там режиссер и чья это первая работа. Важно, как артисты реализуют этот замысел. 'Пёс Барбос' Гайдая никогда бы не вошел ни в какие фонды ни по сюжету, ни по идее. Но великая троица Никулин, Вицин, Моргунов сделали из фельетона средней руки великий шедевр комедии. Прославив и себя, и Гайдая, и много чего. А автора фельетона, который был положен в основу, никто и не знает! Вот так бывает.

23 октября 2020 | 01:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: