У многих телезрителей понятие «производственный фильм» ассоциируется, прежде всего, с кинопромом СССР. Это так. Но мало кто знает, что ещё на заре кинематографа «индустриальный фон» считался особенно фотогеничным. Именно поэтому одной из первых работ братьев Люмьер стала лента «Выход рабочих с фабрики» (1895 год). В советских картинах «промышленная фотогеничность» отходила на второй план, а на первый выступал, как правило, производственный конфликт, позволявший во всей полноте раскрыть характеры героев. Итак, 1986 год. Прошёл ровно год, как на пленуме ЦК КПСС Горбачёвым было провозглашено Ускорение. Кинематографу в срочном порядке пришлось «откликнуться» на призыв созданием картин, раскрывающих значение этого термина.
Создатели картины — режиссёр Юрий Иванчук и сценарист Леонард Толстой — были новичками в области производственной драмы. Отталкиваясь от личного опыта они решили сделать упор не столько на общественность и коллектив комбината, сколько на семейные ценности династии металлургов. В центре повествования - металлург и городской депутат Иван Петрович Кузнецов ( Пётр Вельяминов). Его жена Мария Дмитриевна (Софья Павлова). Старший сын главный инженер комбината Пётр (Борис Невзоров). Дочь Лена (Елена Еланская) и младший сын Дмитрий (Степан Старчиков). Обилие персонажей для всего-то 80-минутного фильма — это откровенная головная боль и для сценариста и для режиссёра, ведь для раскрытия каждого из них необходимо экранное время. Удивительно, но кинематографистам удалось за столь малое время сделать почти невозможное!
Главное событие, красной нитью проходящее через весь фильм, — это авария на комбинате, которая лично касается только отца и сына, но затронула всех без исключения, потому что поднимает вопросы сложного этического выбора. Чтобы оттенить взаимоотношения внутри семьи Кузнецовых сценарист вводит в сюжет ещё один персонаж. Начальник транспортного управления комбината Коновалов Семён Михайлович, в исполнении Виталия Соломина, стал лакмусовой бумагой, проявившей все «подводные камни» известной в городе семьи. Образ, созданный Соломиным, на мой взгляд самый яркий хотя бы потому что, не требуя ничего взамен, он восстанавливает покачнувшееся в дружной семье равновесие. Без доверия друг к другу семья — это не семья. Это ОБЩЕжитие.
Персонаж Соломина это прекрасно понимает, потому что когда-то давно — 15 лет назад — мечтал войти в эту дружную семью, но… Сценарист дарит ему второй шанс — вернуться к своей первой любви, однако Семён Михайлович не готов к мгновенному ответу. Вместо слов звучит душевный романс, приоткрывающий завесу сердечных переживаний: «Мои виски уже в снегу, а сердца снег ещё не тронул. И я Вам жизнь отдать могу, но у неё свои законы. Останусь я от Вас вдали, ведь с осенью не дружат вёсны. Зачем Вы лето обошли? Ко мне пришли Вы слишком поздно...» Романс Давида Тухманова и Бориса Дубровина «Зачем Вы лето обошли?» прекрасно разбавляет «сухой» сюжет, заставляя зрителя верить, что ни «сталью единой» жив человек. Что кроме общественного признания — орденов и должностей — у него всегда должно быть признание своих близких.
И хотя в запальчивости глава семьи Иван Петрович даёт нелицеприятные характеристики своим детям: «Митька - летун. Ленка - самовлюблённая эгоистка. Петька — танк: под гусеницы не попадайся!» он продолжает любить их, всеми силами пытаясь научить оставаться людьми в любой ситуации. Особого морализаторства в картине нет. Персонажи называют вещи своими именами. Сегодня некоторые аспекты семейного конфликта выглядят надуманными, но лишь потому, что жизненные ценности за прошедшие почти 40 лет сильно нивелировались — сгладилась их острота и актуальность. Мир стал более прагматичным и практичным. Материальная сторона всё увереннее теснит духовную. И чтобы хоть в какой-то степени сохранить нужный человеку баланс добра и зла нужно иногда смотреть такие фильмы...
«Когда в далёкие года кружил нас молодости ветер, Вас просто не было тогда, Вас просто не было на свете. Немало вёрст за мной легло, за мной дороги и тревоги. И вдруг по-девичьи светло Вы появились на пороге!..»