'Проклятие. Посвящение' - еще один хоррор, который потенциально способен вызвать интерес, однако этот самый потенциал полностью уничтожается крайне тослкивым повествованием. Любопытная история подается настолько уныло, что наблюдать за развитием событий получается вполглаза, потому что даже за мухой на потолке смотреть увлекательнее.
Сюжет же рассказывает о героине Джены Мэлоун, чей брат якобы совершает самоубийство в каком-то из отдаленных монастырей. Ударившихся в религию служителей данного заведения с полной уверенностью можно назвать не столько слугами Господа, а культистами, настолько буквально и дотошно они трактуют священные тексты. Естественно, в самоубийство родственника девушка не верит, и берется за собственное расследование, которое приводит ее к весьма неожиданным открытиям.
Собственно, только ради этих открытий и стоит досматривать ленту до конца. Неожиданные повороты сюжета буквально переворачивают все повествование с ног на голову, и просмотренный уже материал выглядит совершенно иначе. Я честно говоря люблю подобные ходы в художественных произведениях, так что отдаю должное.
Однако проблема ключевая все еще никуда не исчезает. 'Посвящение' - это действительно скучный фильм, который усыпляет своей монотонностью. Я понимаю, чего пытался добиться режиссер, какого эффекта, однако это ему не удалось. Лента не погружает зрителя в свое повествование, заставляя его раствориться в истории, а лишь вызывает зевоту.
Вердикт: 'Проклятие. Посвящение' это не самый худший мистический хоррор, какие вообще существуют. В нем есть неплохие образы, есть великолепный Дэнни Хьюстон, есть отличный твист. Однако все это мелочи, детали, погребенные под нулевой динамикой ленты и скучным повествованием.
Кристофер Смит – режисер с интересной творческой траекторией. В нулевый он снимал эффектные слешеры – про монстров в метро («Крип»), про офисную резню («Корпоративка») и – один из моих любимых фильмов – забористую слешер-фантастику с петлями и спиралями времени «Треугольник». В 2010-м году Смит внезапно меняет тональность и снимает фактурный, но прямолинейный хоррор в средневековом антураже – «Черная смерть» с Шоном Бином. С тех пор древние проклятия явно интересуют Смита больше, чем просто кровавая резня. И если «Проклятие. Призраки дома Борли» (2020) меня расстроили, то про новое «Проклятие. Посвящение» (оба фильма, естественно, не имеют отношения к франшизе «Проклятие») я прямо не знаю, что и думать.
Формально «Проклятие. Посвящение» - мистический детектив про проактивную и смелую девушку, которая расследует самоубийство своего брата-священника. Брат перед тем, как «прошагавши, прыгнуть со скалы», успел убить другого монаха. Дело происходит у черта на рогах (хм!) в Шотландии – и красоты тамошних видов, скал и неба уже делают фильм достойным просмотра. Местные монахини настроены явно недружелюбно, а вот расследователь из Ватикана (всегда инфернальный Дэнни Хьюстон) прямо-таки излучает благодать и принятие. Самым объективным лицом в этой истории выглядит обычный коп, который тоже расследует это дело, но в основном путается у всех под ногами.
Естественно, обычным детективом дело не обойдется – героиня то и дело падает в обморок, ей открываются пугающие видения из прошлого – и фильм потихоньку выруливает из обычного мистического ужастика в пространство «Сердца Ангела» и «Омена». Но до их уровня, увы, не дотягивает. У тех фильмов помимо крепкого сюжета и драматической развязки было постоянное напряжение, зритель буквально сидит на краешке кресла. «Проклятие. Посвящение», при всей формальной кровавости и мистике, попросту скучный. В нем почти ничего не происходит – основное действие происходил то во флешбеках, то во флешфорвардах. Героиня ходит туда-сюда, дерзит монахиням, падает в обморок, и так по кругу.
Развязка, однако, заставляет пересмотреть отношение к фильму. В нем действительно начинают происходить неожиданные и интересные вещи – и даже с элементами любимых Смитом перемещениями во времени. Скучные эпизоды внезапно склеиваются и «монтируются» перед зрителем по-новому, и история обретает истинный смысл. Жаль, что этот режим режиссер врубает только ближе к концу.
Заодно зритель остается с неоднозначным послевкусием – за кого «болеть» в этом фильме. И такая неоднозначность, пожалуй, тоже в плюс. Но потенциал у этой истории явно недоиспользован. Одного жуткого ритуала с шагающими к пропасти спиной вперед грешниками хватило бы на отдельную франшизу. Но до края зрительского интереса фильм явно недошагал.
Атеистка Грейс получает известие о смерти брата-священника, и недолго думая, отправляется в отдаленный монастырь в Шотландии, где и произошла трагедия. Она не верит в версию церкви о самоубийстве и начинает собственное расследование, превозмогая всяческие трудности и преграды со стороны служителей монастыря...
Ужастик от режиссера Кристофера Смита, снявшего «Треугольник», «Черная смерть» и «Крип», правда, последние работы маэстро получаются весьма посредственными и проходными. К сожалению «Проклятие. Посвящение» не исключение, лента выглядит очень умеренно и продвигается весь свой путь без особых потрясений для зрителя. Даже заключительный финал, подразумевающий некоторый твист, проходит ровно и обыденно. А кто смотрел старенький сериал «Сумеречная зона», эпизод под названием «Воющий человек» сразу же узнает чем вдохновлялся и что сплагиатил господин Смит.
Сюжет будет крутиться все время вокруг Грейс, ее многочисленных галлюцинаций, периодических предсказуемых скримеров и попыток нагнать саспенса. И как раз таки жуткая атмосфера не ощущается, а банальнейшие пугалки прогоняют интерес и вызывают периодическую скуку. За что действительно можно похвалить, так это за удачно выбранную локацию удаленного от цивилизации монастыря, ну а больше по сути после просмотра и вспомнить то нечего.
Мораль: если засмердело ладаном, знайте, где-то во тьме за вами крадется дикая монашка.
В итоге на фоне многочисленных фильмов за последние годы, касающихся религии в хоррорах, данная лента выглядит блекло, не привнося ничего свежего, выбирая легкий проверенный путь аналогичных картин.
И снова уловка от прокатчиков. НИКАКОГО «Проклятия». Просто «Посвящение». Это не «Проклятие» про мертвую девушку, которая то и дело норовит завалить того, кто зашел не в тот дом. И это не «Проклятие монахини» с одолеваемыми демоном монашками. Это просто «Посвящение» - история о том, как мадмуазель Грейс приехала в церковную обитель, узнав о смерти брата, который там служил.
В определенный момент (когда Грейс спрашивает о своей одежде), сюжетная линия «Посвящения» отправляется в сторону «Острова проклятых», только вместо Лео Ди Каприо в кадре маячит Джена Мэлоун.
И сходство с проектом Мартина Скорсезе не случайно и может быть куда более очевидным. «Посвящение» насыщено флэшбеками, которые постепенно проливают свет на прошлое главной героини (флэшбеки были неотъемлемой частью и «Острова проклятых»). Правда если в случае с «Островом» эти самые «воспоминания» были яркими и сразу давали представление о том, что прошлое значительным образом повлияло на героя Ди Каприо, то в случае с «Посвящением» все куда более запутанно, туманно и не слишком очевидно.
События фильма начинают развиваться только после приезда Грейс в монастырь и если визит в божественную обитель послужил своего рода «катализатором» ко всему далее происходящему — ладно. Но странно полагать, что так и было на самом деле, учитывая то, что и в прошлом с Грейс был непорядок (это как раз становится ясно из флэшбеков). В таком случае возникает вопрос: к чему в принципе показывать события в монастыре, если они с таким же успехом могли развиваться в повседневной жизни главной героини?
Мрачный и затянутый с очень медленно развивающимися сценами фильм, смотрится если не с трудом, то явно не с повышенным интересом. Режиссеру так и не удалось за полтора часа хронометража создать нужный для вовлеченности зрителя уровень саспенса, который завораживал бы и заставлял все глубже и глубже погружаться в мрачные тайны монастыря.
Сюжетная линия, согласно которой Грейс равнодушна к Богу и не испытывает никаких чувств/эмоций/переживаний/вообще ничего, когда оказывается в церкви, когда при ней читают Библию с одной стороны призвана оправдать сценарий картины (вы поймете о чем речь, когда будете смотреть фильм), но с другой имеет едва уловимый «укол» в адрес атеистов, которых создатели, по сути, приравнивают к сумасшедшим и завуалированно их так и называют.
Не сказать, что «Посвящение» навязывает свое мнение в отношение Веры и Бога, но все же что-то подобное проскальзывает в фильме и это «что-то» отсылает к какому-то Средневековью, когда отсутствие Веры могло послужить причиной не только гонений, но и убийства… При этом и церковные люди показаны не с самой лучшей стороны, ибо Вера монахинь из монастыря переходит грань и превращается в фанатичное следование неким убеждениям, которые подкрепляются исключительно той самой верой.
В какой-то степени «Проклятие. Посвящение» представляется фильмом-столкновением двух людских крайностей: глубоко (я бы даже сказал очень глубоко) верующих людей, и атеистов. Задумано ли было так изначально — вопрос. Однако фильм о двух крайностях таковым и остался. Режиссер не обнаружил золотой середины в плане этого конфликта «интересов», зато представил средний по меркам мира кино проект...
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.