«Монолог» проник в мое сердце разорванной пулей, от которой не скрыться и не убежать! Он заставил ныть душу, от переполняющих чувств и эмоций, которые подарили герои картины. Игрой актеров можно восхищаться долго, но сколь проникновенно рассказана история одиночества!
Жил был человек, полностью отдавал себя работе, прогуливался по улочкам, смотрел на реку и, неожиданно, в его жизнь, вошла любовь. Нет, не к женщине, а сначала, к дочери, которую узнал взрослой барышней, потом невообразимая любовь к внучке, которая скрасила, на старости лет, жизнь дедушке.
Этот человек очень добрый и ласковый, мягкий и понимающий, любящий внучку так отчаянно, что не замечает в ней недостатков. В тот миг, когда внучка, в сердцах, прогоняет деда, крикнув, что не хочет видеть, кажется, он теряет собственную душу! Герой Михаила Глузского, не знает, что делать, мечется, страх преследует его везде. Но в момент встречи с прошлым, начинает задумываться, был ли счастлив и знал ли, что терпение и сострадание – залог настоящей любви…
Этот фильм о боли, которую нужно уметь отпускать, о добрых и чутких людях и о тех, кто всю жизнь живет для себя и удовольствия…
Не забывайте о старости, берегите близких, и желаю, всем, иметь такого Деда, человека, который будет безмерно вас любить, жалеть и понимать…
Данный фильм из тех, которые нужно смотрет как минимум два раза. При первом просмотре просто невозможно воспринять всю гамму эмоций, переживаемую главным героем, некоторые детали просто не воспринимаются должным образом или просто пропускаешь их мимо внимания. Подсознательно, конечно, проникаешься чувством любви и уважения к профессору Сретенскому, к его мудрости, но в конце фильма все это выходит на поверхность как катарсис, как очищение и тогда начинаешь понимать, что все равно что-то упустил. Когда смотрел фильм второй раз, то чувствовал мельчайшие детали, главные герои стали намного ближе а музыка стала одним единым с фильмом, подчеркивая всю глубину эмоций и с каждым аккордом все глубже и глубже погружая в происходящее на экране.
Что же до главного героя, то как по мне он прожил достойную жизнь. Человек, всю жизнь занятый наукой и добившийся определенных результатов и уважения на этом поприще, тем не менее нашел время, чтобы разобраться в себе, постичь что-то большее, чем он сам - и доказательством тому служит то, как он принимал все происходящее вокруг него, как он всегда готов был помочь и дочке, и внучке - и делал он это безкорыстно, без тени осуждения, даже не пытаясь изменить их. А ведь на такое приятие способен только очень мудрый и любящий человек. И последний монолог в парке не стал исключением - даже тогда в его словах не было осуждения, а лишь полное приятие происходящего, пусть даже и в полном одиночестве.
На самом деле фильм затрагивает очень многие важные аспекты жизни, о которых просто невозможно рассказать в маленькой рецензии. Это лучше один раз почувствовать, посмотрев фильм, чем сто раз об этом прочитать. И хотелось бы, чтобы в мире было побольше таких людей, как профессор Сретенский.
Монолог - это жизнь академика Сретинского.Бесконечные слова мудрости, которыми он интеллигент из тех, из старых, пытается объяснить все сущее на Земле, но что блестяще работает в науке, в науке человеческих отношений оказалось бесполезно и самое главное он сам понимает, что это так и вынужден вести нескончаемый монолог, повторяя своей дочери и внучке: 'Будь осмотрительна, будь осмотрительна!'.Но вспоминая в конце фильма историю своего первого романтического приключения, он задается вопросом или даже вернее сказать говорит о том, что его никто никогда не любил, хотя он был любящим мужем, отцом и дедом, но все влюблялись, строили свою жизнь, кругом рождались и рушились новые миры, а в его квартире не менялись даже обои, он словно удерживаемый некоторым магнитным полем вел свой нескончаемый монолог с жизнью, а она дарила ему новые и новые сюрпризы.Он достиг выдающихся результатов на поприще биохимии, разработал принципиально новый подход в биохимической регуляции эмоциональной сферы человека, но в реальной жизни оказался беззащитен.Он столкнулся с необъяснимым парадоксом человеческих отношений, отношений между близкими людьми, выбором между личным счастьем и счастьем близких тебе людей, которых ты тоже любишь и которых ты будешь любить всегда.Остается лишь понять, что они тоже нуждаются в этом, нуждаются в диалоге и никакой, даже самый умный монолог его не заменит.
Понимание себя - вещь трудная. Понимание других - достоинство, присущее только по-настоящему мудрым людям. К обретению его можно идти всю жизнь, спотыкаясь, встречая озлобленные обвинения в ненужных нравоучениях, ошибаясь, но с взглядом устремлённым вперед. Герой Михаила Глузского в фильме Ильи Авербаха 'Монолог' именно такой: профессор Сретенский с значимым именем в мире науки, размеренно проживающий одинаковые черно-белые дни, которые внезапно нарушает появление на пороги его 18-летней дочки, не видевшей отца с самого рождения. Звонок в дверь квартиры Сретенского в фильме Авербаха - это какой-то основополагающий репер, знаменующий собой еще одну ключевую веху в жизни этого мудрого человека. С ним появляется его дочка Тася, с ним через 5 лет она возвращается уже со своей дочкой Ниной на руках, с ним появляется молодой ученый Котиков, который даст возможность профессору сделать что-то выдающееся в мире науки, пусть и требующее риска, доказав самому себе, что жизнь-то прожита не зря, что ты был не одним из 99 человек, убирающим осколки стены научного открытия, а тем единственным, кто ее пробил. Герой Глузского идеален уже тем, что глубоко осознает свою неидеальность, всю жизнь находя в себе силы быть тем, кто не осуждает, будучи осуждаемым. И словно в унисон его существованию звучит оскорбление 'типичный интеллигент!', вылетающее из уст родной дочери. Даже если всю жизнь жертвовать собой ради других, то всегда найдется кто-то принимающий это за слабость, спеша накинуть тебе на спину седло и взгромоздиться поудобнее, и тем ярче диссонирует с таким отношением личность Сретенского, который находит в себе силы относиться к родной дочери с пониманием и любовью. Момент разочарования в детях, так и не оправдавших надежд родителей часто становится болезненной точкой невозврата, после которой остаётся лишь формальная серая видимость былых семейных отношений, скрепляемая жидкой овсянкой на завтрак, размазанной по тарелке, да терпеливое ожидание внуков, которые уж точно должны все надежды вополотить в жизнь, но даже после такого разочарования (а оно есть, пусть и спрятано очень глубоко), любовь отца к Тасе не становится меньшей.
Работа Ильи Авербаха невольно перекликается с вышедшим на 5 лет раньше замечательным фильмом Петра Тодоровского 'Фокусник'. И там и там главные роли исполнили артисты, до этого большей частью блиставшие в дубляже иностранных фильмов, да во второстепенных ролях, - Зиновий Гердт и Михаил Глузский. В обоих фильмах герои, прошедшие внушительный жизненный путь, пытаются найти понимание со своими женщинами (дочерьми, возлюбленными), через него пытаясь успокоить клокочущий дух внутренней неудовлетворенности собой. И Тодоровский и Авербах с огромным уважением относятся к своим героям, отдавая должное их чувству независимости, искренней человечности, невероятной способности всегда отдавать больше. Каждый из этих фильмов со всем правом можно называть исповедью, рассказываемой тихим шепотом. Разнится в них только манера подачи: у Тодоровского она более трагикомична, местами даже слегка иронично-насмешлива, а у Авербаха - очень мягкая, ненавязчивая, интеллигентная и теплая. Эта искренность настолько чиста, что режиссеру не нужно стараться, чтобы вызвать у зрителя слезы при встрече деда с любимой внучкой или добрый смех над порхающей по жизни, словно яркая птичка, героиней Маргариты Тереховой. Этих людей хочется понимать, радостно сопереживать им, они настоящие в каждом кадре. Такое чувство по отношению к придуманным сценаристами героям встречается так редко, что фильм не полюбить просто не получается.
Знаете, вот смотрела — и очень остро понимала, почему фильм называется именно 'Монолог'. Они все, кроме главного героя, все время говорят с другими так, будто… ну не диалог ведут. Сами с собой разговаривают. Погружены в себя. Но при этом ухитряются с окружающими взаимодействовать каким-то невероятным способом. Очень светло-печальная история о хорошем человеке, в лучших традициях советского кино; Терехова, Неелова, Любшин — уже показания для того, чтобы картину посмотреть. Получила массу исключительно положительных эмоций.
«Монолог» - советская драма далекого 1972 года талантливого и замечательного режиссера Ильи Авербаха. Фильм получился настоящим шедевром своего времени и жизненной, трогательной, драматической историей на все времена. В свое время кино было даже номинирована на Золотую пальмовую ветвь, что подтверждает его кинематографическую ценность.
Мы видим интеллигентного, советского ученого. Он очень умный, светлый и добрый человек, который жил всегда по совести и был предан своей работе. Однажды спокойствие его жизни прервала непутевая дочь, переехавшая к нему жить. Использовав отца как могла, вскоре она вильнула хвостом и уехала, найдя мужчину. Через какое-то время вернулось и привезла отцу свою маленькую дочку на воспитание…
Этот глубокий и светлый фильм раскрывает истории событий, превращенных в долгий жизненный, монолог собственного Я. Мы видим, как жизнь быстротечна, и как все меняется быстро и дополняет нашу жизнь. Фильм действительно замечательный, и на меня он произвел впечатление. Главные роли режиссер предоставил таким актерам, как Михаилу Глузскому, очаровательной Маргарите Тереховой и Марине Неёловой. Все эти актеры создали прекрасную, правдоподобную атмосферу жизни и бытия в картине. Что касается Михаила Глузского, то он был замечательный, советский актер, представляющий собой что-то доброе, правильное и действительно светлое. Его герой в картине был именно такой, очень умный и нравственный человек, с которого нужно брать пример – чистая интеллигенция. Противоречивую, отрицательную роль непутевой дочери, матери и женщины сыграла прекрасная Маргарита Терехова. Я люблю эту актрису с детства, и она мастер сложных и непростых героинь. «Монолог» - классика советского кинематографа и просто замечательный и душевный фильм. Он действительно чистый, жизненный и нравственный.
Говорят, на детях гениев природа отдыхает. На дочери главного героя, гениального ученого и гениального деда, природа совсем расслабилась; и устроила масштабную вечеринку со всеми присущими этому событию безобразиями.
В результате дед остался вдвоем с внучкой. А дочку заболтало житейское море в утлой ее лохани, то прибивая к родной гавани, то унося в далекие моря. Внучке, любимой дедом до самозабвения, явно повезло, что воспитывалась она не матерью. Хоть та и сказала ближе к концу фильма: папа, ты плохо воспитал мою дочь
Фильм о добром, мудром, талантливом, удивительном человеке, благодаря режиссуре Авербаха и потрясающей игре актеров получился добрым, мудрым и далее по списку...
Одна из моих любимых цитат из кино:
— А вы когда-нибудь любили, Эльза Ивановна?
— Нет, никогда. Но мне столько раз об этом рассказывали, что я всё отлично себе представляю.
'Монолог' смотрел два раза. Первый - когда фильм впервые был показан общественности. Давно это было, настолько давно, что с трудом вспомнил о просмотре... А ведь никогда не считал себя недалёким человеком плохо разбирающимся в людях и проч. и тому подобное. И вот второй просмотр по ТВ, мне уже идёт девятый десяток лет, многое изменилось и стране и во мне. Я благодарен Богу за то что Он помог мне ещё раз увидеть и понять этот фильм. ПОНЯТЬ душой, сердцем. посопереживать главному герою фильма профессору Сретенскому, которого великолепно играет Михаил Глузский. Актёры фильма хороши все, у них, как сейчас говорят, получилось. Не могу не высказаться о режиссёре Илье Авербахе. Фильм по моему убеждению в большой мере является философским. Вопросы, которые там поставлены актуальны и сегодня: это и семья, и интеллигенция, и отношения людей в среде обитания. Фильм учит любить, понимать, что любовь это ещё и ответственность за любимых и несовместима с ложью. Монолог профессора Сретенского (это весь фильм) не выглядит как назидание, это скорее исповедь близкого нам человека, которому безусловно веришь. Это фильм - классика, можно смотреть много раз.
Да ребята, как бы не вредил зомбоящик но порой за счет его можно узнать про великие фильмы. Эта удивительная история захватывает нас с первых минут, в бренную жизнь уважаемого ученого, по совместительству директора университета вмешивается его прошлое. И казалось живи себе припеваючи, но помимо прошлого в дверь постучало будущее поманив уже немолодое сердце в даль к великим свершениям. Казалось бы жизнь прожита не зря, всеобщее уважение, деньги, прекрасная должность, преклонный возраст. Но нет такие компоненты конечно могут удержать на месте любого, кроме героев. Ведь при наличии всего чего только можно желать одного так и не было - мечты. Именно за ней тот отправился преодолевая все на своем пути, не запираясь в кабинете на сутки забывая про родных, к слову не самых приятных людей. А вовремя приходя на помощь протягивая руку которую уже не раз приходилось отдергивать из-за ожогов. Именно такой путь лежит на пути каждого, 'не торопитесь быть Коперником', друг мой.
Но окружение может превратить твои мечты в грезы, начинания в нелепицы, а веру в атавизм который не заменит им тех принципов от которых те, боятся отступиться. И главное выдержать, не отворачиваться сжигая напалмом все вокруг, не опускать тяжелую голову, потому что так легче всего. А проявлять терпимость и сострадание как герой Михаила Глузского.
Перед нами замечательное художественное полотно, где вмещено все, вера, трудолюбие, предательство, разлуки, нервы, любовь и истина. За полтора часа фильм раскрывает темы столь важные для нашего времени, такое кино хочется закупорить в бутылку и отправить потомкам в назидание.
Прекрасный актерский состав держит в напряжении, живая музыка дарит умиротворение очень жаль что он заканчивается.
Это прекрасно что мы способны удивляться таким простым вещам показанным здесь, низкий поклон и аплодисменты.
В круговороте современного мира, где моральные ценности, такие как любовь, семья, преданность, ум, честность, всепрощение подменили жаждой наживы, денег, одежды, машины, где эгоизм и самолюбование, глупость - возвели в таланты, а гонку по карьерной лестницы - в ранг 'залогов счастья', где брак для людей больше ничего не стоит, и словосочетание 'крепкие отношения' стали забывать - только такие фильмы могут вернуть изможденной этим хаосом человеческой душе покой и равновесие, только такие произведения могут навести в обезумевших головах порядок, заставить вспомнить об 'истинах', о том, что человек - это существо тонкое, мыслящее, любящее и ранимое.
Илья Авербах невероятный режиссер. Пока ни одна еще картина, зарубежная или отечственная, не встала на одну ступень с его фильмами. Никто не может так как он обнажить душу, показать в человеке самое плохое и потом довести его до раскаяния и очищения.