К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Много сказок про трех братьев, где один, Иванушка, слегка дурачок. Но в итоге именно ему достается принцесса и королевство в придачу. Но в этом фильме эта тема обыграна с необычной стороны.

1986 год… целых 36 лет назад вышел этот фильм, но, несмотря на это, я думаю, что он понравится современным детям и подросткам. Главное – «анонсировать» им эту картину с привлекательной стороны. В самом начале тут и гадание на картах, и «любовная» переписка с шутками-прибаутками, и открытые намеки на брак по расчету. А потом становится еще интереснее и «дурашливее» - появляются телефоны, электробритвы (напоминаю – 1986 год!), а Кащей Бессмертный и вовсе летает на современном по тем временам «Горыныче» в мотоциклетном шлеме. Много доброго юмора, который и сейчас вызывает улыбку.

Отдельного упоминания заслуживают актеры – их игре я поверила. Очень харизматичный Кащей, простодушный добряк Иван, находчивая и, в хорошем смысле, хитренькая принцесса Алена, два брата-шалопая – Павел и Петр…

Главный недостаток фильма – это его откровенная «бюджетность». Никаких особых декораций, массовки можно сказать вообще нет, над костюмами и прочим особо не заморачивались. Также небольшим минусом является достаточно предсказуемый сюжет (который, к слову, со спойлерами рассказан прямо в аннотации), но от этого фильм не становится менее интересным.

Рекомендую к просмотру, если хочется чего-то легкого, доброго, приятного, смешного и с моралью. Фильм идет чуть больше часа – не пожалейте своего времени.

7 из 10

19 мая 2022 | 21:12
  • тип рецензии:

Классический сказочный сюжет: в одном королевстве дочка на выдании, а у соседей трое сыновей. Но, естественно, что нужно пройти испытания - в небе, под землёй и под водой...

Борис Рыцарев - последний советский сказочник, наряду с Леонидом Нечаевым и Михаилом Юзовским. На златом крыльце... - его дебют на русской почве - до того были Андерсен, 1001 ночь и средневековая баллада. И решил он в равной степени изобрести велосипед и позаимствовать в меру удачный ход у других. Удачный ход - помещение человека (школьника) из советского быта в волшебство русской сказки. Это то и проделывал Юзовский в довольно популярном фильме Там на неведомых дорожках. Только там юный герой привносил в сказку более-менее современное - велосипед, например. А сами сказочные герои были модернизированы разве что ментально - например, помощники царя, проявившие неоднократную верность...

Рыцарев идёт подальше - исключив современного героя (этим занимался ещё Роу в Королевстве кривых зеркал, а обратный ход делал Лазарь Лагин в Хоттабыче), он начинил фильм метамотивами едва ли не половины русских сказок и вполне современными бытовыми приборами и фишками - телевизорами, электробритвами, сантехникой, кинопроектором и т.п. Они вроде бы приближали сказку к зрителю, а не делали ее неактуальной стариной. Забавно, что самолёт и прочую технику для передвижения сюда поместить не захотели. Но так сказка вытравилась бы совсем. А вместе с ней ушла бы и мораль, которая даже в советской действительности была не столь однозначна как в сказочных 'намёках'. А так - остались в позитиве и труд, и смелость, и честность, а в чёрную дыру отправились ложь, лень, хитрость. Все последнее элегантно помещается авторами в политическую целесообразность - братовья бесхитростного Ивана 'справедливо' упрекают его в его подвигах ибо они убили изначальный мотив женитьбы - власть в королевстве... Такой вот парадокс.

Кстати, именно эти картежники, лентяи и сластолюбцы остаются практически единственными антигероями. Потому что классические злодеи стали совсем привлекательными, наследуя Бабе Яге Георгия Милляра - несмотря на злодейства, что-то привлекательное в ней точно было. Кащей (замечательный Виктор Сергачев) и вовсе жалостлив и забавен, а не страшен. Даже определение этому даёт - безобразничать. Да ещё и не врёт при этом! А Змей Горыныч вообще природный феномен и нуждается чуть ли не в занесении в Красную книгу. Да и морской царь обаятелен - шикарный диалог с Кащеем напоминает добрый трёп пенсионеров на лавочке про 'уходящую старую гвардию'...

При определенном раскладе эта сказка могла бы превратиться в антиутопию а-ля Бразилия Терри Гиллиама. Но, как в анекдоте, 'не шмогла'. Впрочем, особо и не нужно. Хотя...

Подспудно всё-таки ощущается недостаток зла - куда ни глянь, то если не добрый, то обаятельный персонаж. А в итоге сказки - налаженный быт и гуляние в почти советском дворе (занятно, что изначально мастера томятся в подземелье и их днём с огнём не сыщешь - чем не сатира на разваливающуюся на части совдепию?). Вот и получилась вместо сказочной мифологии почти потребительская. Так что вышеуказанные качества типа честности теряются в отремонтированном дворце и крике: 'Ужинать пора!' Верный признак постмодерна - игра смыслами и фенечками, а сознание и система ценностей нематериального поряжка уходят куда-то вдаль...

01 сентября 2018 | 08:20
  • тип рецензии:

Удивительно, как мгновенно эта прекрасная сказка способна вернуть, казалось бы, безвозвратно утерянную веру в добро, настоящих друзей и искренние чувства. Первые же кадры, лица, реплики открывают дверь в царство детства, где все беды отступают перед храбростью, фантазией и верной дружбой.

Среди персонажей, кого ни возьми - яркий, колоритный образ, будь то царь Федот в майке с надписью 'Федот', королева, на плечах которой держится всё государство, дворецкий с вечным 'Мне что, больше всех надо?', мечтательный король Амфибрахий (одно имя чего стоит!), по-мальчишески решительная, но боящаяся темноты Алёна, избалованные старшие царевичи и добрый безотказный младший Иван, который, по мнению братьев, 'вовсе был дурак'. А влюблённый, похожий на вредного соседа, Кащей? А жуликоватый Морской царь? Ни на одного нельзя смотреть без улыбки и восхищения, актёрское мастерство достойно высшей похвалы.

Сказка, вроде бы, повествует о привычном сказочном Тридевятом царстве, но полна любопытных примет времени: Горыныч с реактивным двигателем, самоделки Михеича, электробритва Морского царя, работающая от электрического ската, репортаж из королевского дворца... Но все эти приметы так искусно, умело, с доброй любовью и иронией вплетены в полотно традиционной сказки, что не кажутся чужеродными, не выглядят гротескно-смешными, а освежают сюжет, добавляют неожиданных поворотов и приятно удивляют.

Основная сюжетная линия так и вовсе как будто рассказывает о сверстниках-современниках. Таких хамоватых и самодовольных Пашек и Петек вокруг пруд пруди, добрых и отважных Иванов, конечно, поменьше, но суть их взаимоотношений схвачена верно. А какая чудесная история о первой любви, которая началась с того, что 'у принцессы на макушке веселятся две лягушки'!

Очень жаль, что сейчас нет таких добрых фильмов, которые нужны не только детям, но и взрослым - ведь они помогают найти дорогу в забытое царство детства.

10 из 10

18 апреля 2015 | 18:10
  • тип рецензии:

А кто сидел? Царь Федот, царица, Петр, Дашка, Глашка и дородный детинушка Пашка, а младшенький Ивашка в небо змея запускал. Да еще письмеца с «комплиментами» принцессе отсылал…

История сватовства трех царевичей к выгодной невесте из соседнего королевства. Как и полагается женихам устроен конкурс и естественно Ивашке пришлось делать все самому.

«Пойди туда, не знаю куда…Что сказка что ли?»

В этой сказке цари уйдя на пенсия пишут мемуары, строча на пишущей машинке или даже нанимаются в сторожа, а в тридевятом царстве-государстве дела совсем плохи: король-плотник-то Амфибрахий в плену у Водяного, вот королева и бегает везде по хозяйству сама управляется – крышу чинить, вентиль перекрыть и дочку Аленку поскорее замуж выдать, уж слишком строптивая девчонка стала.

«Тощая будто год не ела» - Павел-царевич
«Не тощая, а стройная!» - Иван-царевич


И злодеи безобидные: Кащей Бессмертный (В. Сергачев) старикашка, который пакостит лишь по мелочам. Зато поет отменно. Какой романс он пел и жаловался своему другу Змею Горынычу, мол «устал я от злодейств». Да нет уже в нем той злости, так как « в душе любовный пламень».

Зиновий Герд в роли Водяного такой трогательный, скучающий, лиричный. С таким и бороться не надо.

Фильм веселый, шуток с короб и задорных песен целый воз. Фильм и для детей и для взрослых.

21 декабря 2010 | 21:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: