К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику 'Зеленого слоника', найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах 'Человеческой многоножки' и 'Сербского фильма', думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба... Любовь. Любовь - это жизнь. А тут уже всё умерло.

10 из 10

15 мая 2015 | 21:47
  • тип рецензии:

Режиссер Ролан Быков не побоялся снять десять минут жестокого зрелища под названием 'Я сюда больше никогда не вернусь'. В фильме 'Внимание, черепаха!' можно увидеть надежду в лице орущего Фунтика с криком 'Там черепаха!!!', в 'Чучеле' луч света в темном царстве еще тоньше, то в короткометражке 'Я сюда больше никогда не вернусь' вообще нет никакой надежды, кроме как, может быть, на Бога.

Нам показывают пьющую мать, избивающую свою родную дочь, которая ничего плохого ей не сделала. Миру все равно на них и на их страдания. Девочка убегает из дома к своему тайнику, где прячет свои игрушки. Ее игра с игрушками есть воспроизведение ее реальной жизни. Она бьет их по лицу, орет на них, используя нецензурную лексику, изображает половой акт… Сопровождается это музыкой из моей любимейшей 'Сказки странствий', за что Быкову большое спасибо.

Правда ли то, что показали в этой картине? Моя личная вера состоит в том, что мы живем в эпоху, которая куда страшнее. А такие короткометражки не порождают новые глобальные проблемы человечества, они бросают им вызов. Если, конечно, сделаны так, чтобы возмутить зрителя. Нередко они снимаются так, что у зрителя возникает желание скорее подражать происходящему на экране. Но тут зрителю может реально стать стыдно. А это есть плюс.

Каждому родителю, теряющему контроль над собой в отношении своих детей, стоит посмотреть эту короткометражку, потому что это возможность посмотреть на себя со стороны. Советую каждому.

12 февраля 2012 | 23:06
  • тип рецензии:

Этот фильм выворачивает душу наизнанку. Трагедия ребенка - это нож в сердце. Эти глаза девочки, столько в них отчаяния и безысходности! Маленькое затравленное беззащитное существо! Мама для ребенка - это нечто священное и чистое. Любая мать в глазах ребенка Бог. И когда она отворачивается от чада, весь мир становиться чужим, враждебным... и не нужным.

Мать не просто убила бедную Любу, она делала это медленно и изощрено. Изо дня в день она твердила ей о никчемности, унижала, оскорбляла. Такая женщина недостойна называться матерью.

И вот Люба бежит и поезд перекрывает ей дорогу, назад нельзя. Бедное дитя зажали с двух сторон, загнали в ловушку. 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - это крик израненной души, который адресован всем нам. Нам! Люба не одна такая. Мы ведь почти каждый день видим таких как она. Просто предпочитаем не замечать и не вмешиваться. Равнодушие - один из самых страшных грехов. И Ролан Быков демонстрирует нам его страшные необратимые последствия...

Эту картину невозможно оценить. Любите детей, не важно своих или чужих. Не стойте в стороне, когда им нужна помощь. Взрослых не должны оставлять равнодушными слезы ребенка...

21 июня 2010 | 04:20
  • тип рецензии:

Отличный короткометражный фильм, драма шестилетней девочки заключается в том, что она рано поняла жестокость этого мира, тем более ужасает, что через свою мать...Но финальная сцена предназначена не для того, чтобы мы закрыв глаза говорили как это ужасно, а для того чтобы поняли что все закончилось хорошо, намного ужасней было бы, если бы она этого не сделала...
Социальный подтекст здесь имеет место быть, но стоит далеко не первым.

Хорошая режессура Ролана Быкова и превосходная работа оператора Георгия Рерберга.

18 июля 2009 | 06:25
  • тип рецензии:

Мне было больно смотреть. А потом страшно. А потом снова больно. Хотя ведь, в сущности, кто-то скажет - обыкновенная российская 'чернуха'. Даже где-то банальная и такая узнаваемая. Но это вам не какой-нибудь 'Зелёный слоник', где кроме отвращения ничего не испытываешь. Здесь именно боль и страх...

Возможно ли вложить эти два компонента в одно десятиминутное действо? Да. Что и доказал великий Ролан Быков. Нужно ли это смотреть? Каждый решит сам, но в погоне за сильными впечатлениями даже не думайте пропускать. Ни один триллер-ужастик-боевик по силе своей не сравнится всего лишь с этими какими-то десятью минутами. Нигде больше не увидеть столько насыщенной страданием краткости, где немного обрывисто, но с творческим душевным накалом разворачивается убийственная по своей несправедливости история.

Вы вообще видели ребёнка, падающего со скалы?

О да, можно заявлять, что бывают ситуации и похлеще с детьми алкоголиков. Однако не нужно. Короткометражка создана вовсе не для того, чтобы восполнить коэффициент зла на земле или наглядно продемонстрировать воздействие пьянства родителей на малолетнее поколение. И всё же она имеет место быть. Просто чтобы мы не забывали. Оставались людьми. Особенно по отношению к своим детям...

'Я... больше... сюда... никогда... не... вернусь...'

Не возвращайся, не смей, детка.

9 из 10

05 мая 2012 | 04:04
  • тип рецензии:

Несмотря на маленький хронометраж, за какие-то 10 минут режиссер вывернул наизнанку всю ту душевную боль, ненависть, одиночество, каплю детского тепла вкупе со злостью и обидой на жестокую мать, показал жизнь такой, какая она есть, без глянцевой обертки, как принято снимать подобные фильмы сейчас( исключение, пожалуй, 'Волчок').

Из-за пьянок и побоев матери, Люба вынуждена прибегать к эскапизму, где с постепенно нарастающим психологическим напряжением, проецирует материнское обращение с ней на свои игрушки.

Как бы родная мать не относилась к ребенку, в сердце его всегда горит огонек надежды на ее исправление, поскольку дите инстинктивно тянется к матери, нуждается только в ее любви, она опора и защита. Весь окружающий ребенка мир -- это часть мамы. С потерей материнской фигуры разрушается мир ребенка. Издревле считается, что мать должна любить собственное дитя по определению, что по-другому и быть не может, то есть женщины изначально воспринимают это, как обязанность и аксиому, но, как показывают исследования в данной области, зачастую все совсем иначе. Люди не любят свои долги и обязанности. Мать Любы вряд ли понимала, что из себя представляет элементарная ответственность за своего ребенка. Вернее, она вообще не принимала Любу за свою дочь. Скорее, за тявкающего и мешающего под ногами щенка, которого можно пнуть без зазрения совести.

К сожалению, в России проблема недоразвитых мамашек очень актуальна. Это общественная катастрофа, связанная с мозговой и душевной патологией. Я считаю, что подобных убогих просто необходимо стерилизовать или расстреливать. Человеку дан разум, чтобы он думал, а он все делает наоборот. Нужно понимать, что ребенок, в первую очередь -- огромная ответственность, которая лежит лишь на женщине и только на ней. Дите -- зеркало матери. То, из чего она должна слепить полноценную личность, одарить любовью и обеспечить существование, ребенок не должен знать нужды ни в чем. В противном случае -- ребенка быть не должно. Некоторые недомамки, плодящие детей аки фабричные игрушки, сами нуждаются в воспитании и обеспечении. Это весьма печальное зрелище. Особенно, частое явление в провинциях, где каждый второй пребывает в извечном запое по причине своей лени вперемешку с жалобами на поганую жизнь, а маленькое создание принадлежит самому себе и улице. Это еще в лучшем случае, а то и подвергается насилию как физическому, так и психологическому, что в будущем обязательно даст о себе знать.

В столь нежном возрасте( 6 лет) дети импульсивны, спонтанны и поступают по текущей ситуации -- что чувствуют, то и делают. Личность ребенка очень легко ломается, а вот починке уже не подлежит. Может, это прозвучит цинично, но финал фильма логичен. Лучше смерть, чем такая жизнь. Всем известно, что 'цветок жизни' получающий в детстве отменную порцию родительского презрения, впоследствии не будет от них отличаться и проекции его отразятся на будущих детях.

Человек, униженный психологически( что нередко проявляется в виде психических расстройств), неосознанно замыкается в саду собственного ада, где выращивает и поливает цветы своей боли. Быть счастливыми способны лишь благополучно развивающиеся дети, нежный мир и иллюзии которых не переехал грузовик жизни своими грязными и смачными колесами.

Настоящая и всегда свежая пища для размышления будущим матерям. Была бы способность размышлять...

18 ноября 2014 | 14:47
  • тип рецензии:

Все эти 10 минут я пребывала в состоянии сильного напряжения, с самого первого кадра. В горле застыл какой-то неприятный ком.

Не буду оригинальна, если скажу, что Р. Быков - гений, он смог показать очень многое за этот крохотный отрезок времени, в сей короткометражной (при этом бесспорно вполне полноценной) драме есть всё то, чего не хватает многим современным 2-часовым фильмам на остросоциальные темы.

Хотелось бы, чтобы 'Я сюда больше никогда не вернусь' был просто качественным чернушным арт-хаусным триллером. Но это не триллер и не арт-хаус - это самая что ни на есть жизнь, без прикрас. Сколько таких семей, таких сирот при живых родителях, как 6-летняя Люба? В России, в странах СНГ, вообще в мире (ибо я не привыкла смотреть на реалии даже самых успешных западных стран через розовые очки) ?.. Да проще пересчитать звёзды на небе.

Несмотря на жестокость и грязь окружающего мира, Люба всё равно остаётся ребёнком, который не желает верить в то, что всё так беспросветно - прямо что-то сдавливает голову железной рукой, когда сразу после избиения скотиной-матерью она бежит в небольшой лес у реки и как бы перемещается в свой мирок. С игрушками, звонко журчащим ручьём и лесной земляникой.

Кстати, Нина Гончарова, исполнительница главной роли, практически сыграла тут саму себя. Поэтому всё выглядит настолько натурально и, казалось бы, просто с актёрской игрой ничего общего не имеет. Она воспитанница ташкентского детдома, дочь алкоголиков, которые были лишены родительских прав. Так что 'Я сюда больше никогда...' можно смело назвать фильмом-биографией.

Оценка... А как можно оценить нашу жизнь? Её нужно просто принять, осознать, что такие проблемы действительно существуют, и со своей стороны пытаться как-то влиять на их решение. Как влиять? Усыновлять таких детей или строить для них элитные детдома и интернаты?.. Необязательно. Достаточно одного - не быть равнодушным и не проходить мимо, если вы видите, как кто-то издевается над заведомо слабым существом (ребёнком или животным), которое неспособно ответить хотя бы просто потому, что сильно привязано к своему мучителю - потому что это мать, отец или хозяин. Потому что вроде как он должен любить.

И ещё: не заводите детей и животных, если не уверены, что сможете их любить и заботиться.

18 марта 2010 | 01:34
  • тип рецензии:

Я давно слышала об этом фильме, да все никак не решалась его посмотреть. Не помню уже, какие отговорки я себе придумывала, а просмотр все затягивался на неопределенное время. И вот, в один прекрасный день, придя с работы, я открыла старые закладки и решилась нажать на кнопку 'PLAY'.

Все. С этого момента можно считать, что меня не стало. Меня в прямом смысле размазало об стенку, мне было дурно смотреть эту короткометражку, и понимать, что это все - правда. Самая настоящая правда, жестокая, пугающая, страшная.

Я не думала, что буду плакать над этой картиной. Я, надо признать, плачу настолько редко, что слезные каналы в моих глазах уже давно могли бы высохнуть и рассыпаться. Но на этот раз в моей душе будто прорвало плотину. Я крепилась, крепилась до последнего, но этот яркий душераздирающий крик 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - он-то и стал спусковым крючком.

Я помню, что плакала долго. Нина сыграла эту роль настолько реалистично, настолько правдоподобно, что не могла не задеть особые струны в моей душе. Я смотрела фильм в напряжении, а под конец не выдержала.

Мне ужасно жаль, что такие ситуации - не вымысел. Очень многие дети страдают от того же, от чего пострадала и сама Нина в детстве. Это глобальная проблема, и Ролан Быков смог показать ее во всей 'красе'. И я считаю, что эту короткометражку должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы понимать, что дети - это не просто игрушка, которую можно время от времени выпотрошить и выбросить, а потом заново собрать и сшить.

10 из 10

12 июня 2016 | 17:02
  • тип рецензии:

10 минут жизни, 10 минут судьбы человека, 10 минут ненависти, 10 минут боли!

меня поразил этот фильм! Как точно Ролан Быков показал жизнь в неблагополучной семье. Пьяница мать, которая ненавидит свое дитя и в пьяном угаре готова убить за любую провинность. Зато когда у нее наступает трезвый просвет, она извиняется, любит, просит прощение... Но все это до первой рюмки.

Психологи говорят, что дитя любит свою мать, какой бы она не была и как бы она к нему не относилась!

Всегда была несогласна с этим утверждением и данный фильм еще раз это подтвердил. Люба предпочла смерть, такой жизни. Нет! Слово - жизнь не подходит! Существование и выживание - вот подходящие термины для этой 'семьи'.Вымышленный мир Любы представляет не что иное, как уменьшенную копию ее реального мира. Но в нем уже она на месте матери-алкоголички, она унижает свои игрушки, бьет, истерит, а потом плачет и извиняется перед ними.

Кто мог вырасти из этого ребенка? Только такая же женщина, как и ее мать! Возникает резонные вопрос: Что лучше смерть или такая жизнь?

10 из 10

12 апреля 2011 | 09:56
  • тип рецензии:

Звездный состав: оператор Рерберг, режиссер - Быков. Можно конечно много и долго ругать эту короткометражку, есть к ней с эстетической точки зрения претензии конечно, но если учесть, что фильм, скорее всего, идет как социальная реклама, да и снимался, скорее в сжатые сроки и за небольшие деньги, то можно отнестись к нему снисходительней.

Для меня очень странно выглядела сцена 'вознесения'. Очень наивно и даже, с высоты нашего времени, пошловато что-ли, но вспомним, что фильм снят в 1990 году, после 70-ти лет идеологического атеизма. В то время со всех экранов неслось различное мракобесие, и тогда отнесение к каким-то религиозным мотивам ассоциировалось с духовностью. Вот, я думаю, поэтому так и сделали. Постановка 'вознесения' сделана, конечно, неуклюже, но метафорические кадры, сопровождающие его, смягчают этот эффект.

Еще немного натянуто выглядело все в начале (когда истерит мать). На заднем фоне мы слышим крики девочки. Оба крика сливаются в голосовую какофонию, и возникает ощущение даже, что это девочка сама виновата, что мать так себя ведет.

Но зато все остальное сделано так, что позволяет нам отнести эту короткометражку к шедеврам.

Авторы избежали излишнего натурализма и показали ужасы детской жизни остраненно - отобразили их через детские игры. Но впечатления от этих игр не менее ужасные, чем от натуралистических подробностей жизни. Музыка из 'Сказки странствий' придает эмоциональности сюжету.

Актрису подобрали отлично (я о девочке). На мой взгляд так и нужно подбирать актеров. Это не профессиональная актриса, а ребенок с похожей судьбой и типажом (отчего все очень правдиво и жутко получилось).

Мастерство оператора добавляет свои находки. Интересна сцена, где девочка оборачивается на эхо голоса матери на высоком берегу реки (в начале), помните этот резкий, немного угловатый наезд? А ведь это самое начало девяностых! Про Догму 95 Ларс и не заикался еще!

В общем и целом получился очень сильный фильм, хоть и пафосный.

8 из 10

28 сентября 2017 | 20:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: