К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Два фильма 'Случай на шахте восемь' (1957), сценарий Дунского и Фрида, и 'Битва в пути'(1961), сценарий Николаевой и Сигаловича по одноименному роману Галины Николаевой 1959 года. Я в полном недоумении. Если бы роман 'Битва в пути' вышел до 57-го года, я бы сказал, что и первый фильм снять по тому же роману. Но роман вышел через 2 года после фильма 'Случай на шахте восемь'. Получается, что роман написан по сюжету 'Случая на шахте восемь'. А еще через два года, в 1961 году, выходит фильм 'Битва в пути' по одноименному роману, с фамилией Николаевой как одного из сценаристов. Практически одна и та же фабула: производственный конфликт новоприбывшего специалиста с директором. Директор ставит задачу выполнять план любой ценой, вплоть до приписок и выпуска брака, а специалист требует настоящей организации труда и совершенствования технологии. Специалист сначала борется в одиночку, не веря в помощь коллег, но партийная организация поправляет его и он находит опору в местных партийной организации, а затем и среди передовых рабочих. Кульминацией противостояния становится открытое партийное собрание, инициируемое директором для разгрома специалиста, но на котором неожиданно и партком и рабочие поддерживают специалиста и директор терпит поражение. Есть некоторые отличия в реализации этого сюжета, но укладывающиеся в нынешнее понятие 'ремейк'. А текст, которым председатель парткома требует у специалиста, чтобы тот искал опору у рабочих, просто повторяется один в один. Все бы это укладывалось в банальный плагиат...Если бы не одно обстоятельство. У обоих фильмов один и тот же режиссер. Владимир Басов снял два фильма с разницей в четыре года на один и тот же сюжет. Реально, буквально, один и тот же сюжет. При разных сценаристах. С одной актрисой в главной роли. И еще полдюжины актеров из первого фильма... А это уже попахивает сюром...

Мне нравится это ощущение нереальности этой совершенно реальной ситуации. Уже ради него стоит посмотреть эти два фильма великого режиссера Владимира Басова.

зы. в моих рассуждениях есть для меня одна незавершенность. Я не читал роман 'Битва в пути'. И теперь не знаю, стоит ли его читать, не произойдет ли разрушение ощущения сюрреализма. Или оно усилится. Я на распутье...

07 июля 2016 | 23:35
  • тип рецензии:

Читала, знаете ли, повесть Галины Николаевой, хотя фильм увидела вперёд. Собственно, фильм и сподвиг прочесть книгу.

Ни сюжет, ни автора винить не стоит: ВРЕМЯ ТАКОЕ БЫЛО. А 'времена не выбирают, в них живут и умирают' (с). Да и не самое плохое это время было в нашей истории, несмотря на все перегибы. И вот этим-то перегибам фильм и посвящён в натуральную величину.

Не нравится мне этот Бахирев, герой Ульянова. 'Калиф на час' пришёл себе такой и начал всё ломать-крушить и рвать на части. Да и неблагодарный к тому же: ведь Вальган его в прямом смысле пристроил, а он... Просто отвратителен как муж и семьянин, типичный козёл - на жену орёт, за молоденькой ударился. Гадость. А Вальгана жалко: со своим вполне здоровым природным консерватизмом он остался у разбитого корыта. И непременно показан 'несоветским': вот они, сочинения Ленина, стоят у него на полке, а на них - пыль многометровая...

Непреодолимую симпатию вызывает Михаил Названов. С этим мастером дружна я давно, с детства - роль Кавалера Помидора в детской постановке 'Приключения Чиполлино' так шикарно не удалось озвучить никому! По телеканалу 'Культура' шла о нём передача, где мелькнула фраза: ' ОН ПОЧТИ ЗАБЫТ'. Горькая правда. Хотелось бы, чтоб об этом великом человеке побольше вспоминали. И не только как о киноактёре, но и как об артисте на радио и о его большой дружбе с другим корифеем - Николаем Владимировичем Литвиновым.

14 апреля 2013 | 21:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: