К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Будут плыть в небе радуги,
Будет мир, будут праздники,
И шагнут внуки-правнуки
Дальше нас.
(Р. Рождественский)


1. Поверхностный взгляд.

Что же такого выдающегося в фильме 'Баллада о солдате'? Нет в ней батальных боевых действий. Нет страшных картин передовой линии фронта. Рассказанная в фильме история совсем простенькая, и не блещет изгибами и поворотами сюжета. Во общем нет многих оригинальных решений, которые применяют режиссёры, сценаристы, операторы, актёры - все те люди, создающие кино. Но есть у этого фильма две особенности, сделавшие его неотъемлемой частью русской и советской истории и культуры, частью быта и жизни наших людей.

2. Особенность первая.

В 1959 году, когда советский зритель увидел 'Балладу о солдате', минуло уже почти пятнадцать лет с той поры, как отгремела Великая Отечественная война. И людям, подарившим всему человечеству великую Победу, даже самым молодым, было далеко за тридцать, а их родителям - и того больше. Поседели от возраста многие полководцы - прославленные и не очень - маршалы и генералы, многие из которых занимали уже не военные, а хозяйственные и политические посты. и даже дети полков повзрослели и поступили в разные учебные заведения. И почти все здания и сооружения, разрушенные или исковерканные войной, были восстановлены. Вспахивались и засеивались колхозные поля. Развернулись новые стройки, а счастливые советские люди въезжали в новые квартиры пятиэтажек. И казалось война и горе принесённую ею забылись. Но...

Но бывшие солдаты всё еще ходили в атаку по ночам. И те, кто вернулся в родной дом без ног или с другими увечьями, всё не могли свыкнуться с этим. Многие стали спиваться, а кто-то даже покончил с собой. Поседевшие матери ещё ходили на полустанки и дороги встречать поезда, автобусы и просто попутки, которые привезут им их любимых детей. А люди, знавшие могилы своих родных, приходили на них и рыдали часами, не принимая потери. И даже девушки и юноши лет 20-25 вздрагивали иногда, услышав гром и приняв его за грохот бомбёжек.

'Баллада о солдате' вновь напомнила о войне. Но не о той, которая бесцеремонно и равнодушно уничтожала солдат на фронтах, неторопливо убивала тружеников тыла на полях и у станков, морила голодом ленинградцев, рушила родные дома - войне, которую страшно вспоминать. Этот фильм напомнил о людях, которые навечно ушли на эту войну. Напомнил их светлые лица, их добрые дела, их простые мечты. Напомнил то, что эти люди жили на родной советской земле - любили, трудились, строили счастье своей страны, просто дышали её воздухом и ходили по её бескрайним просторам. Напомнил, чтобы пережить. Пережить и переосмыслить эту войну, осознать, что эти простые, но великие люди отдали свои жизни не затем, чтобы мы опустили руки и утопили горе в стакане, а чтоб мы жили и боролись за счастье - своё и наших потомков.

3. Особенность вторая.

В кинофильме Григория Чухрая о войне нет войны! Точней, нет в ней военных действий. И даже завязка, в которой Алёша подбивает немецкие танки, комична. Лишь напряжённое лицо генерала в исполнении Крючкова выдаёт суровость происходящего. Но кинокартина создаёт иной образ войны, вырисованный может быть более яркими красками, чем безжизненная земля передовой линии фронта, изрытая воронками и окопами, или же каменные лица разведчиков, ведущих невидимую войну в тылу врага.

Угрюмое задумчивое лицо одноногого солдата, боящегося вернуться к жене; поезда, наполненные весёлыми, но усталыми солдатами; толкучий рынок у станции; безучастное к происходящему сено, которое везут лошадям доваторцев и беловцев или других конногвардейцев; растрёпанная советская девушка Шура, у которой из родственников осталась лишь тётка; усталая женщина-шофёр; 'дом' № 7 по улице с идеологически нейтральным названием - Чехова; жена, предавшая своего ещё живого мужа; встревоженное лицо старичка-отца; разбомблённый поезд с эвакуируемыми; усталые женщины-колхозницы с граблями в руках, обступившие Алёшу и жаждущие услышать от него, что их сыночки живы и здоровы - это эхо лишь недавно начавшейся войны, гулко пронёсшееся по бескрайним просторам многострадальной советской земли, это жизнь тыла - второго фронта страны. И хотя только 1941 год, а самое страшное впереди, но война уже искалечила бессчётное количество тел и душ, изуродовала и уничтожила красоты земли - рукотворные и природные...

Парадокс! Но война сближала людей, чтобы... вновь разлучить, разметать их по стране. И не случайно в одном из кадров фильма мы видим разрушенный мост. Это не только данный мост на трассе железной дороги, это - образ всех разрушенных войной мостов, материальных и духовных - между людьми.

4. P.S.

Так почему же американцы пошли на 'Психо' Хичкока, а не на 'Балладу о солдате' Чухрая? Потому что фильм Чухрая - дешёвая пропаганда, а Хичкока - высокоинтеллектуальное авторское кино? А может потому, что они не кормили вшей? Не пухли с голоду? Не хоронили всех своих десятерых сыновей (а было и такое!)? Не работали на полях и заводах по двенадцать часов в сутки? Не горели заживо? Не уходили в партизаны? Не...

10 из 10

06 апреля 2009 | 17:34
  • тип рецензии:

Простой радист Алексей Скворцов во время боя подбивает два немецких танка. Вместо награды он получает несколькодневный отпуск домой. Алёша очень хочет увидеть мать и починить прохудившуюся крышу и поэтому как может, пытается добраться в родное село. Но путь с фронта домой, оказывается не так прост. На пути ему попадаются разные люди – хорошие и плохие, которым Алексей помогает и в итоге попадает домой всего на несколько минут. Обняв мать, он снова возвращается на фронт, откуда уже больше не вернется…

Советские фильмы про Вторую Мировую Войну обычно наполнены сверх патриотизмом и советской идеологией о Великой победе, настолько, что сейчас это называют модным словом – пафос. Надо признать, что как бы это не резало глаза некоторым современным зрителям, но именно такими должны быть кинокартины о войне иначе они бы получились бы пресными и неинтересными. В последнее время стало привычным делом ругать американские фильмы, в которых показывают, что американцы чуть ли не выиграли войну. Но никто не хочет понять, что американцам, на которых в большинстве рассчитаны данные фильмы, будет не интересно смотреть на идеологический пафос чужого государства, поэтому фильм не соберет прокатную кассу, а, следовательно, не принесет прибыли. Этот аспект можно долго обсуждать и спорить по этому поводу, но в данном случае речь не об этом. Фильм Чухрая как раз практически лишен пафоса сражений и идеологии о великой победе советского народа. Простая история о солдате который спешит повидать маму, практически без военных действий, но при этом настолько сильная в эмоциональном плане, что даже не находится подходящих слов для описания чувств которые возникли после просмотра фильма. С самого начала авторы говорят, о том, что Алексей не вернулся с фронта и похоронен на чужбине.

Чухрай не скрывал, что фильм про солдата, снят не только для советского зрителя, но и для зарубежных любителей кино. Умело, обходя подводные камни, Чухрай не скатывается в сентиментальную мелодраму, манипулируя чувствами зрителей, но при этом обрисовывает образы простых людей. Алёша – наивный юноша, который прост и добр. Он не может отказать в помощи незнакомым людям, жертвуя при этом своими интересами. И даже война не искалечила его душу. Чухрай снимал свой фильм не только для современников, но больше для потомков, что бы по прошествии многих лет, зрители воспринимали чистый и светлый образ русского солдата.

Фильм настолько задевает за чувства, что трудно сдержатся в конце от слез. Вот так должен выглядеть настоящий шедевр кинематографа, и не важно в какой стране он снят.

Мне трудно понять людей, которые, наверное, настолько циничны, что считают этот фильм неинтересным. Даже зарубежные критики и киноспециалисты оценили достоинства советского фильма. В итоге он был номинирован на премию американской киноакадемии за лучший оригинальный сценарий, а британская киноакадемия даже сочла его лучшим фильмом года.


10 из 10

09 мая 2009 | 17:59
  • тип рецензии:

Где экшн, где батальные сцены, где бросание на амбразуру, где крики стоны, дым? Вот реакция многих молодых людей на этот фильм. Поразительно, чем дальше от тех кровавых событий, тем более кровавые фильмы снимают наши современники.

Но люди и во время войны остаются просто людьми... Их мысли не полны героических планов по подрыву танка, прорыву на фланге противника... они живут и думают о матерях, родных, друзьях, о том, что прохудилась крыша и дом соскучился по мужским рукам...

Все о чем они мечтают - это дорога домой... Алеша именно такой простой парень, которому не нужны награды. Он просто хочет увидеть мать и обнять ее.

Прежде, чем судить этот фильм за отсутствие эпопейных сцен, крупных планов мужественных лиц русских солдат, представьте, что вы несколько лет не были дома, не знаете, что случилось с вашей семьей...Что вы выберете: вдеть орден в дырочку на кителе или преодолеть долгую дорогу до дома для того, чтобы обнять мать (может быть в последний раз)?

Ответьте на этот вопрос тихо, самому себе... и тогда вы поймете в чем ценность и сила этого фильма.

10 из 10

08 мая 2011 | 15:30
  • тип рецензии:

Алешка Скворцов - радист, умудрившийся 'с испугу' подбить два фашистских танка. Обычный 19-летний деревенский парень. Веселый, отзывчивый, находчивый, смелый, иногда застенчивый и нерешительный. Обычный парень, который заботился о матери. Обычный парень, который хотел починить крышу. Обычный парень, который помогал всем, кто в этом нуждался. Обычный парень, который искренне полюбил обычную девушку Шуру. Обычный парень, который был убит на войне. Обычный парень, чье сердце остановилось навсегда вдали от дома, в деревне 'с нерусским названием'.

В 'Балладе о солдате' практически нет боевых действий. Нет бомбежек, нет перестрелок, нет шпионов, нет партизанов. Только два злополучных подбитых танка и взорванный мост, как символ потерянной связи с родным домом и разрушенного пути в безоблачное будущее. Зато есть люди. Настоящие, открытые, искренние. Люди, в чьих глазах - все их мысли, все их надежды, все их страхи, всё их горе, вся их жизнь. В глазах этих живут все ужасы войны. Не в грохоте взрывов, не в свисте пуль, не в рёве подбитых самолетов, не в гусеничном лязге танков, а в глазах людей. В потерянном взгляде матери, лишившейся сына, в испуганном взгляде девушки, понимающей, что провожает любимого в последний раз, в смиренном взгляде солдата, мужественно отдающего долг Родине.

Именно благодаря настоящим, искренним и ярким персонажам 'Баллада о солдате' является одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Это заслуга не только актеров, блестяще справившихся с ролями, но и режиссера, позволившего зрителю увидеть эту историю простой, понятной и максимально жизненной, прочувствовать каждую судьбу, каждый характер, каждую душу. Это история, каких миллионы. Всего лишь одна из многих в нескончаемом потоке разбитых судеб, прерванных жизней и неутолимого человеческого горя.

Некоторые рецензенты припоминали психологический триллер 'Психо', вышедший на мировые экраны примерно в то же время. Что ж, говоря объективно, Альфред Хичкок - гениальный режиссер, и этот фильм, по моему мнению, является одной из жемчужин мирового кинематографа. Но! Есть такое понятие, как национальное самосознание. И пока оно у нас есть, не стоит даже задаваться вопросом, какому из фильмов отдаст предпочтение отечественный зритель. Ответ, по-моему, очевиден.

10 из 10

24 декабря 2009 | 12:48
  • тип рецензии:

Очень сильный фильм, фильм о войне и о людях которые сражались за Русскую землю. Когда смотришь эту картину, слёзы сами наворачиваются на глаза... Сколько молодых мальчишек остались лежать в сырой земле? Сколько матерей, сошли с ума от горя, так и не дождавшись сыновей с поле боя? Сколько загубленных молодых судеб? Все эти вопросы вызывают ноющую боль в сердцах людей посмотревших эту ленту.

Многие говорят, что во время премьеры за рубежом 1960 году, люди шли на фильм Альфреда Хичкока «Психо», а не на фильм Григория Чухрая… Почему так произошло? Ответ очевиден и прост, Американцы просто не захотели смотреть на боль Русского народа, народа, который победил мирового врага, понеся при этом громадные потери. Зачем им это? ведь всем известно, что именно Американцы выиграли вторую мировую… разве не так?

Но ведь мы с вами знаем истинную правду (пропитанную кровью наших дедов)?! Правду, которую не стереть дешёвой западной пропагандой! Правдой, которая будет вечно напоминать нам, кто на самом деле одержал верх в этой страшной войне! И эта кинокартина лишнее напоминание об этом... Чтоб помнили и не забывали.

Моя оценка 10 из 10 и вечная память героям, которые сражались за нас.

30 июля 2010 | 19:20
  • тип рецензии:

В фильме показана особая сторона войны. Нам рассказывают историю о маленьком отрезке жизни солдата Алеши Скворцова. Не случайно в самом начале голос за кадром уведомляет зрителя о том, что главный герой не вернулся с войны. Чем ближе мы знакомимся с Алешей, чем больше узнаем этого прекрасного внешне и внутренне парня, тем печальнее становится от того, что мы узнали о нем с самого начала. Авторам фильма удалось передать всю горечь войны не посредствам картин страшных боев, реалистичных увечий и прочего визуального ряда, а просто одной историей парня, который поставлен войной в такие условия, когда от него не зависит будущее его любви, он не может остаться с девушкой, в которую влюблен, не может побыть с матерью. Он, почти ещё ребенок, должен идти на страшную войну, которая отбирает у него молодость, дорогих людей и жизнь. В этом истинный ужас войны, в этом человеческом горе одинокой несчастной матери солдата.

Алеша сразу подкупает зрителей своей отзывчивостью. Такие как он выиграли эту войну, такие, которые были способны жертвовать собой, всем самым дорогим для общего дела. Это становится все труднее понять современным зрителям, тем, кто сам за себя. Но все-таки очень хочется верить, что этот замечательный фильм, этот светлый и чистый образ солдата Алеши не будет забыт молодым поколением среди новых фильмов и новых героев.

10 из 10

20 ноября 2011 | 12:44
  • тип рецензии:

Вот он момент, когда я сумел лицезреть этот воистину замечательный фильм Григория Чухрая. Пронзительно легкий, великолепно изложенный и кинематографически великий фильм о доблести, везении, доброте и ответственности. Право же, друзья, вот как хорошо от одной только мысли, что кино всегда для всех и вся. Не американским Голливудом все кинотворцы едины же! Что и доказал достопочтенный Григорий Чухрай.

Начало фильма уже затрагивает своей эмоциональной речью. Тропа, по которой уходили все сыновья из отчих домов своих... Но война безжалостна всегда. Кто-то может и вернулся потом обратно этой тропой, но не главный герой фильма. Подбив два танка, только потому что его настиг испуг неимоверный, он встретился с самим генералом, который позволил молодому герою увидеть мать родную, да и причина еще была уважительная для просьбы насчет отпуска краткосрочного. Надо было починить крышу. Вокруг война, всё гремит, летят пули, товарищи, кто умирает, кто получает раны, а ему во что бы то ни стало нужно починить крышу в доме матери, а то уж никак совсем. То есть этот 19-летний малец остался еще тем самым мальцом, которого забирали на фронт когда-то. И его стремление воспользоваться ситуацией и попросить дать отпуск заслуживает только невероятного уважения. Вот он и отправляется домой. По идее были даны ему два дня пути туда и обратно, но израсходовать сумел их молодой солдат, так и не успев толком даже поговорить с матерью своей. А всё из-за того, что во время пути встречались ему различные люди, которые просто просили помочь. А душа у нашего героя оказалась очень широкой, что не мог он просто взять и отказаться. Иногда так и хочется воскликнуть, почему же редки столь такие люди! Но если окажется такой вот герой, то поверить в добро и во всё хорошее можно, не усомнившись ни разу. Встречается невероятным образом красивая девушка солдату еще. Поначалу они слишком пугают друг друга, а то и нервируют. Но симпатия свела их, а впоследствии любовь объединила их сердца. Проведенное вместе время юного солдата и обычной девушки явилось самым красивым и прекрасным отрезком во всем фильме. У них не было любви, как в 'Титанике' или, как в 'Ромео и Джульетте'. Она была у них самой что ни на есть искренней и трогательной. И ни поцелуя в виде квинтэссенции не оказалось. Осталось лишь чувство недосказанности во время их последней встречи... Чувство досады, но она быстро забывается, сколь приятны были проведенные вместе моменты, которые и перебороли эту самую досаду.

Встреча с матерью была и приятной, и горькой одновременно. Сын приехал, но он должен уезжать, не откладывая ни минуты. Опять-таки чувство досады треклятой, но и она улетучивается восвояси, поскольку мать, которая знала своего ребенка с самого рождения, знала о нём всё, сумела увидеть в конечном итоге сына любимого. Сцена, когда она не хочет отпускать своего сына обратно в жерло безжалостной войны, эмоциональна настолько, что слёз сдерживать даже не нужно, поскольку страшные были времена тогда, во времена Великой Отечественной... Нам это не так уж и знакомо, точнее поколению нашему, так что мы хотя бы обязаны помнить и понимать все те чувства, что были разбросаны по всей деревне, по всему городу, по всей стране... И о чём же думают нынешние русские неонацисты? Как вообще они смеют воздвигать идеи того, против чего боролись их предки? Это даже не горе от ума, а горе тем, кто породил таких монстров...

В любом случае я не хочу о грустном. Не за то проливали свою кровь великие воины, чтобы мы создавали новые войны. Надо стремиться к содружеству и сочувствию. 'Баллада о солдате' Григория Чухрая как раз и явственно указывает на то, что нам всем требуется, и к чему должны все мы стремиться. Только самый бессердечный глупец не сможет заметить этого в фильме. Только такой...

Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко сыграли блестяще. Молодые герои своего времени. Безудержно красивые, очаровательно юные, безумно талантливые. Отсутствие какого-либо пафоса только сыграло на руку этому фильму. Вот и два главных героя картины сыграли вдохновенно, проникающе правдиво, абсолютно даже в кой-то мере героически, хотя даже нет, они не сыграли. Они были самими собой. Вот это господин Ивашов и госпожа Прохоренко продемонстрировали всем зрителям, которые не могут быть благодарными.

Я не могу не отзываться об этом фильме в столь красочных и восхищенных тонах. Он того неимоверно заслуживает. Но сколько бы слов не было написано, одно ясно точно до самой смерти - 'Баллада о солдате' навсегда останется в моем сердце. Этот фильм занял свою нишу, о которой я буду рассказывать всем и вся, вспоминая о том, что 'у телефонного аппарата есть два ствола'...

10 из 10

24 апреля 2011 | 22:30
  • тип рецензии:

Это очень хорошее кино. Кино, в котором смешиваются радость и слезы, смех и грусть, счастье и боль. В этом фильме молодой солдат представлен нам именно таким, каким он действительно был. Добрым и простым русским парнем, готовым всем и во всем помочь. Порой даже в ущерб себе. Когда его хотят наградить медалью за подвиг, который он совершил, он отказывается, и просит взамен дать пару дней отпуска, чтобы приехать к маме и залатать крышу в её старом доме. В этом и есть эта простота. По пути домой, ему встречаются люди, которым он помогает. Будь то фронтовик, потерявший ногу или мыло, которое он обещал передать жене случайного знакомого. Во всех этих поступках и открывается эта особенная простота обычного советского паренька. Советского солдата. Очень хорошо играют актеры. Вообще такие фильмы приятно смотреть. И в который раз, вспоминая о войне у меня вновь возникает чувство благодарности нашим предкам, которые воевали и жертвовали всем ради нашего с вами счастья и свободы.

9 из 10

23 июня 2010 | 18:12
  • тип рецензии:

Фильм не показывает войну как таковую, но можно понять всю ее горечь через призму судьбы героев и тех, кого они встречают на своем пути.

Это очень трагичное и в то же время светлое кино. Тема, затронутая здесь, наверное, самая важная: любовь на войне и будущее этой любви. Война как препятствие к счастью. Герои здесь показаны очень идеальными, для кого-то, может, они слишком идеальные. Но я верю, что именно благодаря таким людям была выиграна эта самая страшная война.

28 августа 2007 | 14:35
  • тип рецензии:

Долго тянуть не буду - это один из самых лучших фильмов о войне, который я видел. Здесь нет пафоса, сверхпатриотизма и т.п. Здесь есть отличная история, за развитием которой очень интересно наблюдать.

Фильм, можно сказать, немного парадоксальный. Да, он добрый, чувственный, светлый, красивый... Но ведь фильм о войне! Поначалу это как то в голове не укладывается и воспринимается с чувством непонимания, но постепенно, по мере развития фильма, все становиться на свои места и смотреть фильм довольно легко и приятно, несмотря на то, что картина очень грустная.

Главный плюс фильма в его простоте - простая незатейливая история про простых людей про события, которые могли произойти с каждым. События фильма и люди могут показаться странным образом знакомыми - поэтому, наверное, фильм и полюбили зрители.

Боевые действия, которые хоть и в небольших количествах, но есть в фильме, больше напоминают невероятные комические ситуации, которые могли произойти с бойцами, поэтому эти сцены смотрятся также легко, непринужденно и весело.

Актеры справились со своей задачей отлично - им удалось показать простых людей такими, какие они есть на самом деле.

В фильме нет ничего оригинального - нет необычных режиссерских ходов, нет операторских новаторств, нет масштабных банальных сцен, нет... В общем, можно долго перечислять, чего нет в фильме. Но в фильме есть простой, незатейливая история, которая глубоко задевает чувства - и это главное ее достоинство.

10 из 10

09 июня 2010 | 18:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: