К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Всё, что мы есть сами, и всё, что нас окружает, легко вмещается в два слова - пространство и время. Время - начало 30-х годов. Пространство - город Магнитогорск Челябинской области. Время определяется 'возрастом' молодой Советской республики, потому как со 'дня рожденья' СССР минуло чуть меньше 10 лет. Ещё жив С. М. Киров, со смертью которого завертятся чудовищные жернова политических репрессий. На Украине ещё не прозвучало страшное слово 'голодомор'. Страна победившего социализма находится в самом начале небывалого в истории мировых цивилизаций экономического подъёма, движущей силой которого является забытое и размытое сегодня слово - энтузиазм. Именно энтузиазм, помноженный на веру человека в счастливое светлое 'завтра', заставлял людей в буквальном смысле передвигать горы. Не техникой - её покупали у 'буржуев' - за золото, а - голыми руками. Трудились так, будто это был их последний день; будто, не успей они сделать чего-то сегодня, - завтра уже будет поздно.

Место действия фильма - строительство Магнитогорского металлургического комбината (ММК) - знаменитая 'Магнитка'. В марте 1929 года на строительную площадку прибыли первые строители, а 31 января 1932 года была запущена первая доменная печь комбината, летом того же года дала чугун вторая домна, ещё через год — домны № 3 и 4, четыре мартеновские печи. Строительство комбината в целом было осуществлено в рекордно короткие сроки (первоначально окончание строительства было намечено к 1 января 1934 года). Фильм предваряет документальный фильм, смонтированный из самых значимых событий 1930 года, одним из которых является смерть 'певца революции' Владимира Маяковского. Известная строка из его пьесы 'Баня' (стихотворный фрагмент «Марш времени») послужил названием роману Валентина Катаева, по которому и снято кино.

Творчество Маяковского своеобразным лейтмотивом прнизивает весь фильм. Ритм ударной стройки, вдохновляющим музыкальным фоном которой является известнейшее произведение Г. Свиридова, знакомое старшему поколению по заставке программы 'Время', будто накладывается на изобретённую В. Маяковским 'поэтическую лесенку': 'Взвивайся, песня, рей, моя над маршем красных рот! Впе - рёд, вре - мя! Вре - мя, впе - рёд! Вперёд, страна, скорей, моя, пускай старьё сотрёт!' В этой фразе - весь смысл необыкновенного воодушевляющего порыва людей той эпохи. К старому возврата нет! 'Старьё' нужно стереть в прах, в тлен! Но чем? - пролетарским энтузиазмом, за которым не стояло иной корысти кроме желания побыстрее оказаться в светло-сказочном 'завтра': 'Энтузиазм, разрастайся и длись! Заводы - сияйте радужней! Сегодня строится социализм - живой, настоящий, правдашний!'

Актёрский состав - сплошь будущие звёзды советского кино! Столько неожиданных, странных, интересных персонажей, одни из которых - живое олицетворение вдохновляющей поэзии Маяковского, другие - хрестоматийный 'пережиток прошлого': Давид Маргулис (Сергей Юрский), Корнеев (Леонид Куравлёв), Ханумов (Владимир Кашпур), Канунников (Михаил Кокшенов), руководитель агитбригады (Виктор Павлов), Винкич (Игорь Ясулович), Кутайсов (Лев Дуров) и, конечно, 'Василий Алибабаевич' - Загиров (Раднэр Муратов) - самый запоминающийся 'отрицательно-положительный' герой. Каждый из них по отдельности - это крохотные составляющие огромного сплочённого коллектива, сумевшего одной лишь силой воли построить Великую Страну. Путём самоотречения, путём принесения в жертву собственных амбиций. Всё - ради мысли о том, что будущие поколения будут жить богаче, интереснее, счастливее. (Богаче - да; но вот счастливее ли? интереснее ли?..)

В этом фильме случайностей нет. Не случайно, что выбран именно 1930 год. Не случайно, что именно 'Магнитка'. Не случайно, что год выпуска - 1965. Это конец Хрущёвской 'оттепели', когда люди искусства ещё могли снимать то, что ХОТЕЛИ, а совсем не то, что были ДОЛЖНЫ. Разница между этими датами - 35 лет. Возраст взрослого человека, реально оценивающего свои достижения, и свои перспективы. Достижения Страны Советов был всем известны, а вот перспективы... Советский человек уже полетел в Космос, разрабатывались Лунные и Марсианские программы, осваивался Северный Полюс. Но едва ли даже самый смелый мечтатель мог заглянуть на 25 лет вперёд и увидеть результат самоотверженного беззаветного труда миллионов и миллионов обыкновенных людей, который так верили в МЕЧТУ за горизонтом...

P.S. Металлург Авраамий Павлович Завенягин говорил: «Магнитку воздвигли, в сущности, три богатыря: Гугель (Я. С. Гугель — управляющий Магнитостроем в 1931—1932 гг.), Марьясин (Л. М. Марьясин — строитель и начальник коксохимстроя Магнитостроя.) и Валериус (К. Д. Валериус — начальник треста Магнитостроя в 1936 году.)». Все трое были расстреляны в конце тридцатых. В каком кошмарном сне им могло привидеться, что в далёком 'светлом будущем' фактический контроль (87% акций ММК) над компанией по состоянию на весну 2011 года будет принадлежать председателю её совета директоров Виктору Рашникову, владеющему кипрскими компаниями Mintha Holding Limited (42,44 % акций ММК) и Fulnek Enterprises Ltd (43,11 %)?! (Капитализация на Лондонской фондовой бирже по состоянию на 6 июля 2007 года — $11,9 млрд.)...

27 января 2014 | 08:27
  • тип рецензии:

Если не вдаваться в агитационные словеса и псевдофилософию - то 'Время Вперёд' это очень забавная пародия на кино 30х годов. В чём-то даже гротескная - стиль фильма очень точно пародирует кино 30х, вроде 'трактористы', 'Волга-Волга' и другие картины.

1960е стали советской новой волной, кино оттепели, когда и молодые и именитые режиссёры отошли от того стиля, которое много лет навязывало государство - от статичных кадров и говорящих голов, от киноагиток и киноплакатов, которые были основой кинематографа Сталинской эпохи.

Время Вперёд - это кино, которое повторяет и в чём-то даже высмеивает с высоты своего современного опыта, современного смелого стиля и смелой кинематографии - штампы кино тридцатых.

Нарочито одухотворённые лица, громкие слова, произносящиеся так, что голоса звенят и связки дрожат, плакаты, общественники, девушка - бойкая и улыбчивая, всю её прямо распирает от смелости и жажды действия, и все персонажи тоже карикатура на киногероев 30х, на далёких от жизни, но при этом очень показно, на камеру, патриотичных и деятельных - их всех просто распирает от энергии и жизни, они даже не выглядят реальными людьми, уставшими рабочими, они как сошедшие с плакатов советские рабочие.

В каком-то смысле это даже кино антисоветское, поскольку очень эзопово изобличает пропаганду и удалённость от жизни героев советских кинолент - в оттепель советские киногерои начали получать жизненность - у них появилась мимика, появились мысли, они стали интеллигентными, а тут - мы видим жёсткий и резкий контраст со всем этим.

Мы видим плакатных персонажей, карикатурно-плакатных. Громкие слова, задор, энтузиазм на грани помешательства, пышущие энергией люди, отработавшие самые тяжёлые в мире смены, и всё равно выглядящие так, будто вот-вот готовы горы свернуть, всё это выглядит настолько неестественно, что становится даже забавно.

В целом, о сюжете тут говорить не приходится - он на втором плане, на первом - антураж происходящих событий.

В целом и общем же, картина характерна для оттепельного кино - смелая, высмеивающая и изобличающая, карикатурная во многом, в которой атмосфере придаётся больше внимания, чем сюжету. Я бы назвал эту картину - реквием по мечте. Несбывшейся мечте, и попытка высмеять самих себя молодых, которые верили во всё это, и которые гипертрофированно пылали энтузиазмом.

В целом, картина оставлять должна в эпоху поздней оттепели и начала застоя - ощущение несбывшихся надежд.

26 января 2024 | 20:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: