А они, к слову, вполне могли там жить, если бы не вздумали на старости лет податься в «край настоящих зим». Поколение, видимо, такое было – не сиделось людям на месте. Всё манили их новые горизонты, вершины непокоренные, трудности всяческие и пр. Бывает!
В принципе, неплохое… начиналось кино. Смотрелось, во всяком случае, оно легко и непринужденно. Это плюс. Но крайние 20 минут (примерно – с момента «возвращения блудной дочери») перевернули всё с ног на голову. И я расстроился. Убили на корню все благие начинания.
Так, совершенно непонятно, зачем было выставлять в явно неприглядном свете дедушку – я имею в виду прощальный разговор с дочерью. Ее послушать, так она еще и жертва обстоятельств, а не самая что ни на есть обычная «блудливая коза». Но не в этом даже суть. Обидно, что спасовал старик. Сдулся. Отступил под натиском превосходящих (исключительно в нахрапистости!) сил противника. А как же «победа – не там, где сила, а там, где правда»?!
Вообще концовка получилась чрезвычайно размытой. Изгнание (явно временное!) дочери, полная неопределенность с зятем, его будущей женой, и внучкой – масса нерешенных вопросов, а нас уводят в сторону, предлагая взамен болезнь старика и скоропостижный его «отход». Ну что это такое! То, что старуха по итогу поедет к дочери, меня не удивило. «Упрямство – достоинство ослов!» Гораздо интереснее другое: бабка походя решила судьбу внучки, высказав намерение взять ее с собой к мамке. Мнение отца никого не волнует – раз. Дочери, получается, амнистия вышла – два. Основания, повод – большой вопрос. Зато именем деда всё это красиво «освящено». Тьфу ты! Противно.
Совершенно искусственными вкраплениями выглядят в картине бурные речи старика о счастье, религии и т.п. Не в кассу совершенно. В каждой бочке затычка. И как такого активиста не оприходовали только в 37 году – загадка. Кстати, не забыли о культе личности (объясни, мол, дедушка, как же так получилось?) – веяние времени – условие выхода картины на экран – не иначе.
В общем, старая история: начали за здравие, кончили за упокой. Смешали всё в одну кучу, а в результате – ни уму, ни сердцу. Хотя, повторюсь, фильм смотрелся до последнего, скучно не было ни минуты, но, быть может, оттого только сильнее чувство досады за столь невразумительный финал. Увы, но всё, что могу «предложить», – скудные
6 из 10