К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Очередной ремейк моей старой рецензии.

После вынужденного ухода Олега Мавромати из творческого состава Светлана Баскова начала делать робкие попытки прийти к нормальному кинематографу. Этот фильм – первая попытка Светы снять серьёзное кино.

Картина “Голова” почти лишена так любимого всеми нами трэша. В ней есть лишь одна такая сцена, но её разберем чуть позже. Основная фишка “Головы” – шизоидные диалоги и монологи. Посмотревшему фильм зрителю он, наверное, покажется несвязной чередой сцен снятых с кучей ляпов без особого актерского мастерства.

Но так может рассуждать только человек лишенный эстетического чувства, который не способен своим взором оценить глубину картины.

В чем же заключается фабула и художественный посыл “Головы”? В центре фильма, несомненно, лежит уже надоевший всем нам вопрос: является ли советский период истории России закономерным или он был, как бы искусственно ей навязан. И ответ на этот вопрос и даёт нам Светлана. Естественно, через персонажа Сергея Пахомова.

Сергей Пахомов в этом фильме играет бандита. Его персонаж это олицетворения духа 90-стых с одной стороны, а с другой стороны олицетворение человека потерявшего связь времён. Эдакого манкурта, Ивана, не помнящего родства. С другой стороны Пахом олицетворяет реальность постсоветской России, когда “внезапно стало можно всё”. И голова в исполнении Александра Маслаева, которая символизирует развалившуюся, погибшую советскую эпоху. Маслаев это некое подобие последнего рыцаря СССР такого ГКЧПиста, кого-то вроде Олега Бакланова или Олега Шенина. Но при этом уже как бы живущего после потери всей власти, всего потенциала. Единственное оружие головы-Маславева – знания ушедшей эпохи. Именно это знание и передает он Пахому, чтобы тот смог родить из себя нечто цельное и рациональное. И вот отсюда и вытекает сцена с минетом. Что такое этот минет? Это есть показанная связь времен. Это есть как бы оплодотворение Россией 90-стых яйцеклетку советского периода. И в результате этого оплодотворения рождается оно. Деньги. Символ последующей реальности гламурных нулевых годов. Вот. Вот и ответ на вопрос от Светланы. Советский период есть продолжение истории России. Ни больше, ни меньше. Далее события идут трагическим образом. Россия 90-стых не может родить рациональную и цельную реальность, которую хотела создать голова-Маслаева, а на выходе получается уродливая хаотическая реальность. Начинается война в Чечне и дефолт. В довершении всего Россия 90-стых в лице Пахома как бы хочет разорвать историческую связь с советским периодом. Эта та самая сцена с разбиванием головы. После чего мир накрывается тьмой и погружается в пучину хаоса. Но. Но вмешивается проведение, которое сажает Пахома в лице России 90-стых на нары и как бы начинается его искупительное движение к храму.

В храме и спасёмся.

04 ноября 2016 | 21:10
  • тип рецензии:

Давно хотелось написать рецензии на все фильмы Басковой, но что-то не получалось. Рецензия на 'Зелёного слоника' уже давно лежит в моём профиле, а продолжать подобную ретроспективу в дальнейшем как-то не особо и хотелось... но планам суждено меняться. Итак, 'Голова' Светланы Басковой представляет собой сюрреалистическое повествование о буднях обычных бандитов, которых, собственно, и бандитами назвать проблематично. Вся бандитская тематика отходит на второй план, а нам остаётся лишь созерцать всевозможные сделки, сговоры, шикарные (без преувеличения) диалоги Пахома, и, увы, ничего более.

Какой-то товарищ уже успел разложить все символы данного фильма, посему я не буду говорить что Голова - олицетворение советского общества, Пахом - новый русский и т.д. Это всё просто и наивно до невозможности! Самое главное в этом фильме - своя особая самобытность. Оставляя жестокие расправы на стороне, Баскова куда лучше передаёт характеры своих персонажей.

Конечно, если все предыдущие фильмы основывались на 'чернухе', то и здесь она имела место быть, но уже в меньшей степени чем раньше (вспоминаем сцену с 'лимониванием' Головы). Казалось бы - и слава Богу, но некоторым хотелось больше драйва, провокаций и отвратительных сцен - им совершенно не сюда. Ведь в 'Голове' мы будем заказывать исключительно шампиньоны и эльзасского кальвадосу, а большего нам и не надо...

6 из 10

04 августа 2015 | 00:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: