К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Каток и скрипка» - короткометражный фильм Андрея Тарковского, в котором каждое поколение и каждый человек сможет найти для себя что-то особенное, что-то своё. Дипломная работа Тарковского знакомит нас с трогательной историей дружбы семилетнего мальчика Саши и простого рабочего Сергея. Фильм 1960 года не просто наполнен теплыми чувствами, но и стойким духом времени СССР. Однако уникальное виденье создателя позволило ему на фоне этой милой истории, с помощью хулиганов во дворе, учительницы музыки, зданий и кино, показать отношения между интеллигенцией того времени и рабочим классом, закончив картину весьма фантастичной и, в какой-то степени, недостижимой, на тот момент, картиной. Значимость которой понимаешь после того, как поэтапно и детально разберёшь все приёмы, которые использовал Андрей, чтобы наполнить своё творение множеством тем «на подумать».

Если оценивать картину в целом, то, на мой взгляд, это 10/10! Причина оценки – гениальность построения фильма, тонкость и немногословность диалогов, и мастерское использование всевозможных приёмов и метафор.

Например, решение режиссёра уделить экранное время такому простому действию, как рассматривание мира через зеркала. С помощью данного приёма Тарковский показывает нам, что мальчик Саша способен видеть и находить удивительное даже в самых обычных местах и предметах, что его виденье мира отличается от привычного взрослого взгляда. Его взгляд живее, ярче и динамичнее. В своей картине Андрей использует яблоко, чтобы ближе познакомить зрителя с внутренним миром маленького скрипача. Саша не говорит ни слова с самого начала картины, ровно до момента встречи с девочкой в музыкальной школе, перед дверями аудитории. Слова сказаны в адрес девочки, которая, скорее всего ему симпатична, что отражается в его взглядах, движениях и жесте – угостить её яблоком, которое он принес для себя. Мальчик оставляет девчушке наливное, красивое, яркое яблоко и заходит в кабинет, можно сказать, что в кабинет он заходит такой же наполненный и яркий внутри, как это яблоко. Однако в кабинете, во время его игры, белёсая, напудренная учительница постоянно одергивает маленького скрипача говоря: «Не увлекайся!». Его игра – это всегда больше, чем выучено и закреплено, там его душа, чувственное состояние и т.д., но учитель этого не оценила. И вот тут режиссёр возвращается к яблоку. Саша выходит из аудитории расстроенным, в глазах нет блеска и радости от занятия, вот тут автор берет крупным планом яблоко – оно обкусанное, заветренное – режиссёр прямо показывает нам внутреннее состояние Саши.

Также меня удивил момент когда герои идут посмотреть на снос здания. Уже на стройке с помощью кадра, на котором мы точно видим снос обычного, жилого, серого здания под дождем и то, как открывается вид на прекрасное, озаренное солнцем, здание наталкивает нас на мысль: «Получается, теперь все преграды между простым рабочим классом и возвышенной интеллигенцией сломаны?» Да и Сергей все же дождался потерявшегося мальчика, не ушел без него.

Вообще Тарковский в данной картине очень мастерски играет с углом съёмки. Если посмотреть картину внимательно, окрас и посыл реплик зависит от того, с чьей «высоты» мы смотри – с точки зрения Саши или Сергея.

Практически в самом конце появляется ещё один значимый, с моей точки зрения, эпизод. Герои сидят под аркой во дворе и разговаривают. Всё началось с банального вопроса о молоке, а потом перешло на разговоры о войне. В принципе, тот факт, что маленький музыкант затрагивает такую непростую тему, уже удивляет. И благодаря диалогу на эту тему, мы можем понять, что война лишила Сергея детства и потому, его желание восполнить этот момент при помощи общения с ребенком становится более понятным.

Немаловажно в эпизоде то, что в нем оба получают подлинный урок – урок музыки, урок искусства. Саша, наконец-то играет на скрипке-половинке, так, как просят его душа и сердце. Игра принесла мальчику больше, чем радость, оно дало ему первое уважение к себе и искусству в нём. Ведь когда сам водитель катка слушает, блаженно прикрыв глаза, мальчик понимает, что его музыка – настоящая, такая же, как настоящая светлая дружба. Рабочий понимает, что перед ним профессионал, который готов «всю жизнь» учиться игре на скрипке. Сергей меняет своё восприятие и уже он смотрит на играющего мальчика снизу вверх.

Я считаю, что одним из заложенных в эту картину сообщением, был вопрос о классовом неравенстве и отношениям людей из разных классов друг к другу. Это хорошо просматривается в эпизоде с походом в кино. Совместный поход в кино у героев так и не состоялся. Причиной тому стала мама Саши, которая аргументировала отказ тем, что к нему должна прийти Наташа с мамой. С моей точки зрения, отказ был вызван не просто договоренностью, а не желанием и не готовностью мамы, как уже взрослого и состоявшегося представителя интеллигенции, к общению с рабочим классом, пусть даже и не ей предстояло общаться. Она говорит это и самому Саше, упрекает за грязные руки, которыми он трогал скрипку, и за междометие «ну», которое он использует. Саша пытается отправить Сергею самолетик с объяснением причины, но самолетик до рабочего не долетает и он, с неохотой, от безысходности, идет в кино с девушкой из того же рабочего класса.

На фоне данной ситуации, концовка фильма выглядит еще более сказочной, волшебной и светлой: мальчик догоняет каток на безлюдной улице, легко и весело запрыгивает на подножку и вместе с рабочим «укатывают в закат» оставаясь друзьями.

Данную короткометражку я бы рекомендовала к просмотру всем, кому нравится наслаждаться легкостью и чистотой, а также интересно искать символизм, размышлять и разбираться в себе. Картина не дает возможности оторваться ни на секунду. Складывается ощущение, что если поставишь на паузу, то действие останется незаконченным, будто прервали на полуслове. При просмотре все кажется таким простым, понятным и наивным, но, в то же время, оставляет ощущение посвященности в великую тайну, с которой теперь придется разбираться и обдумывать.

Фильм добрый, светлый, пропитанный теплом и чистотой, там нет чрезмерной агрессии или насилия, которые так часто встречается сейчас. Поэтому данную работу Андрея Тарковского я оценила на 10 из 10.

05 ноября 2023 | 17:26
  • тип рецензии:

Перед нами дипломная работа Андрея Тарковского – человека, который навсегда запечатлел своё имя в истории мирового кино. И вот, у нас есть замечательная возможность посмотреть с чего же начинался путь всеми признанного гения.

Начинается картина, как многие советские детские фильмы о дружбе, радости и доброте. Я прямо-таки ждал, что сейчас в кадре появится какой-нибудь Хоттабыч и будет вести с детишками хороводы. Для меня подобная атмосфера, очень добрая светлая и от того очень наивная, никак не вяжется с Тарковским, который снял такие тяжелые по настроению фильмы, как, к примеру «Иваново детство» или «Андрей Рублёв». И, наверное, главным козырем этой картины является то, что здесь Андрей показывает творчество, которого не встретить в других его работах.

Наверное, со мной согласятся все, кто посмотрел эту ленту, что интерес к ней вызван лишь тем, что режиссером является Тарковский. Сними эту ленту какой-нибудь другой режиссер и она, скорее всего, затерялась бы в сотнях других лент.

С другой стороны, ленту нельзя назвать скучной или «совсем проходной». В ней, на самом деле, поднимаются очень интересные вещи. Например, такие как важность и польза обычного общения. На примере встречи двух людей из разных социальных групп (мальчика-скрипача из интеллигентной семьи и простого рабочего, который занимается укладкой асфальта), «разделённость» которых в те времена чувствовалась особенно остро, нам показывают, что простой разговор, который в свою очередь раскрывает перед его участниками свои миры друг другу, может помочь стать друзьями и если не разрушить, то хотя бы нанести трещину стене, которая эти группы разделяет.

Также стоит отметить очень хорошую работу оператора Андрея Юсова. Этот виртуоз еще не раз будет сопровождать Тарковского в создании его картин. Юсов, как всегда, прекрасно справился со своей работой, найдя прекрасные кадры и в отражении луж, и в разрушении дома и даже в работе катка.

В общем и целом, могу сказать, что, возможно, эту ленту стоит показывать детям, чтобы они учились быть открытыми. Но, боюсь, что сильного интереса эта лента не вызовет. Она – это безусловно артефакт для историков кино, но в остальном довольно простая и не слишком интересная.

16 августа 2017 | 22:48
  • тип рецензии:

Андрей Тарковский один из моих любимых режиссёров, а 'Каток и скрипка' является его первым фильмом, поэтому рано или поздно я должен был его посмотреть. Это была его дипломная работа и снимал он его ещё будучи студентом. Ну, честно говоря, тех философских мотивов какие были, например в 'Солярисе' или 'Сталкере' тут даже близко не видно. Честно говоря, Тарковский пока не узнаётся вообще, но обо всём по порядку.

Семилетнему Саше пора на занятия, а дворовые мальчишки, как всегда, поджидают маленького музыканта со своими обидными играми. Но в этот раз за мальчика вступается молодой рабочий Сергей — рядом с домом кладут новый асфальт.

И вот после этого между ними завязывается дружба. Сергей рассказывает ему о многих вещах, как он в таком же возрасте был на войне, что лучше сигареты или папиросы, учит жизни молодого Сашу, как нужно постоять за себя, что правильно, что нет, а Саша за это играет ему на скрипке.

Вообще, как ни крути, но Тарковский должен быть Тарковским в любом возрасте, хоть в молодом, хоть в старом. Ведь первый свой шедевр 'Иваново детство' он снял ведь всего лишь через год после 'Каток и скрипка'. Но зато, какой прогресс. Что интересно и там и тут речь ведётся про детей. Но только если в 'Иваново детство' было видно по-настоящему сильную драму, то в этом фильме чувствуются только какие-то лирическо-поэтические мотивы. Нет какой-то основы для по-настоящему сильной драмы. Красной нитью через весь фильм проходит какие-то наивные мотивы. И радостная улыбка Саши, на то, что он видел как 'яблоком' разрушают дом, как раз и является тому подтверждением.

При просмотре возникает такое ощущение, что Тарковский не хотел вложить в это произведение абсолютно никакой мысли. Даже в той короткометражной работе 'Убийцы' и то финальная фраза бармена много значит. Но здесь режиссер, кажется, настолько увлёкся создание такого иллюзорного образа Москвы, который больше подошёл бы для настольгических баллад, что просто о какой-то серьёзности даже не может идти речи. Хотя первоначально все, казалось бы, начиналось серьёзно, было видно социальную подоплёку, хоть и банальную, и которая есть в каждом фильме про подростков, но её видно. Видно было по настоящему серьёзный образ, противоборствующий стороны, образ героя в виде Сергея, и актёр играющий Сашу поначалу смотрелся очень здорово, но уже ближе к середине всё, просто всё испарилось.

Снято, конечно, всё очень здорово, но постановка сильно проигрывает по сценарию. Может потому что соавтором был Кончаловский. Я не знаю, он же тоже писал сценарий для 'Андрея Рублёва' и фильм вышел замечательный. Что здесь произошло, совершенно непонятно. Даже не видно какой-то скрытой мысли, даже метафоры, которая присуща всех без исключения фильмам этого выдающегося режиссёра. Виден просто хорошо отшлифованный фильм. Хотя, всё-таки финальный эпизод фильма меня очень тронул. Он был хоть и такой наивный, но настолько душевный, что я за этот самолётик целый балл фильму добавил бы.

08 декабря 2010 | 15:52
  • тип рецензии:

Если б этот фильм снял кто-то другой, а не Тарковский думаю количество зрителей у него было гораздо скромней. Но судьба распорядилась так что человек после диплома «Каток и Скрипка» снял «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Сталкер».

Но начало всегда интересно. Конечно, можно бесконечно копаться и находить параллели с последующим творчеством Тарковского. Скажем в «Жертвоприношении» тоже присутствует мальчик и в конце он тоже переживает трагедию, но все равно продолжает жить дальше. Таким образом, Тарковский представляется неким «кольцевым» автором… и так далее и так далее. Можно конечно, но не нужно. Просто хочется посмотреть на фильм без всяких призм и параллелей.

«Каток и скрипка» очень наивное, но в тоже время очень доброе кино. На поверхности – невозможный в реальной жизни советский симбиоз рабочего класса и интеллигенции. Кстати общий точкой для них оказался кинематограф. Глубже – некие философские проблемы.

Как найти место в своей жизни? Чем заниматься? Как, в конце концов, вырасти настоящим человеком? Пусть все это преподносится в весьма простой форме, но ведь и авторы были только вчерашние студенты.

Простая история, простые герои профессионально хоть и совсем не новаторски (естественно это все-таки диплом) выстроенные композиции и как итог отличный фильм.

Думаю «Каток и скрипки» - это картина для тех кто одинаково устал и от большеэкранных блокбастеров и от длинных и глубоких арт-хаусных фильмов (даже того же Тарковского). Истину он вам не откроет, но если убрать налет «совковскости», то получится отлично эстетическое времяпрепровождения с несомненным позитивным результатом в душе.

P.S. А эпизод «Яблоко» вообще можно занести в классику.

8 из 10

23 июля 2009 | 01:07
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: