Архивист Дэн (Мамуду Ати), получает весьма выгодное предложение от главы одной компании - восстановить архив старых видеокассет. По мере работы над поврежденным материалом, главный герой начинает понимать, что данный архив некой Мелоди (Дина Шихаби) связан с деятельностью сатанинской секты, а сама девушка пропала при загадочном пожаре в доме, в котором она проживала и в котором был организован культ…
Этот проект один из тех, который не отпускает. Каждая из восьми серий первого и, судя по всему, последнего сезона (Netflix отказались от продолжения истории, даже несмотря на собственные заявления, что он входит десятку лучших проектов компании и благосклонные отзывы критиков), оказалась по-настоящему будоражащей и держащей в напряжении.
Естественно, что этому способствовал и псевдодокументальный подход к демонстрации событий (по-другому в принципе никак и нельзя было представить те события, которые запечатлела при помощи своей видеокамеры Мелоди). После успеха некоторых фильмов, снятых именно по принципу псевдодокументалки, подобный прием использовался часто, но не всегда режиссерам удавалось добавиться положительного эффекта. В случае с «Архивом 81» он был достигнут.
Взаимосвязь прошлого и настоящего через изучение Дэном видеокассет, элемент мистики и ужасов, связанный с таинственным силуэтом, который видит главный герой сквозь рябь помеха на экране, развитие сюжета вокруг сатанинского культа и мрачная история дома «Виссер», где когда-то жила и пропала Мелоди – все эти факторы, используемые режиссерами (а их было четыре на весь сезон – Ребекка Томас, Хайфа Аль-Мансур, джастин Бенсон и Аарон Мурхед) накладывают свой отпечаток на процесс просмотра.
Если честно, от самого начала и до последних минут сериала не покидало ощущение внутренней тревоги. Авторы «Архива 81»умело использовали мистику и псевдодокументалистику, ушли от традиционных скриммеров, вместо этого наполнив все происходящее каждой из серий не покидающим чувством опасности.
Во-первых, ты не знаешь, что увидит Дэн на кассете. Во-вторых, наличие некоего силуэта в ТВ-помехах добавляет постоянного ожидания, что эта тварь снова появится на экране (а может и того хуже, вылезет из него прямо как Самара из «Звонка»). В-третьих, оккультная тема сама по себе таит нечто пугающее и жуткое, а персонажи, вовлеченные в секту, несмотря на то что кажутся обычными людьми, все таки вызывают опасение. В-четвертых, свой отпечаток накладывает тот факт, что от серии к серии все больше проступает взаимосвязь между Дэном и Мелоди и лишь к концу тайное становится явным. В-пятых переплетение временных рамок, пугающие сны Дэна, граничащие с реальностью, его уединение в лесном доме и постоянно нарастающий психоз, лишь усиливает эффект при просмотре, ведь персонаж Мамуду Ати изначально представляется создателями если не как проблемный, то уж точно со своими тайнами и личными трагедиями.
Сериал имеет явную отсылку к «Аду Данте». Имя главного героя – Дэн Тёрнер, что при определенном раскладе может быть представлено как ДЭНТЕрнер. Изначально герой Мамуду Ати (как уже было написано выше), имеет некоторые проблемы личного характера и это обстоятельство позволяет рассматривать персонажа как человека, сбившегося с пути (как и Данте представляет своего персонажа в собственной Божественной комедии). Связавшийся с Дэном мистер Давенпорт носит имя Вёрджил, которое может быть представлено как Виргилий, а с учетом того, что Дэн соглашается следовать за мистером Давенпортом, Вёрджил как раз и оказывается спутником Данте – тем самым Виргилием.
«Путешествие» Дэна Тернера по восстанавливаемым им самим видеокассетам чем-то на самом деле напоминает «Божественную комедию», ибо каждая из кассет может быть интерпретирована новым кругом Ада, которые познавала в свое время Мелоди (а теперь и сам Дэн). Из записей можно узнать и о гордецах, и о лжеучителях, и о сладострастниках, предающихся своим людским порывам в комнате для поклонения сектантскому божеству. Ну а средоточие этого самого божества Калего в эпицентре всего сюжета, его заточение за пределами нашего восприятия или скорее нашей реальности и стремление прорваться в наш мир, сродни Люциферу, который в «Аде Данте» находится в центре адской воронки.
Кстати в случае с Мелоди ее «путешествие» по этажам зловещего здания «Виссер» также можно рассматривать как странствие по кругам Ада. Начиная с первого и самого легкого, в котором она знакомится с достаточно странными жителями «Виссера», она все больше погружается в жуткие тайны здания и, оказываясь на разных этажах (соответственно в разных кругах), постигает все новые секреты, связанные с местными обитателями.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Звонок, Дом 32, Ведьма из Блэр, Девятые врата в одном флаконе + секта
Я фанат триллеров и ужасов с элементами детектива, поэтому не смогла пройти мимо данного сериала от Нетфликс
Сериал взял от всего по чуть чуть: пленки - это звонок, девушка переезжает в новый дом - мне напомнил дом 32, история девушки рассказывается через ее же камеру - ведьма из блэр, расследование и последующее исчезновение - девятые врата, все это сверху засыпали сектой и получаем Архив 81. И знаете, все это каким то образом прекрасно ужилось вместе.
Мне сериал понравился, неспешное повествование, которое погружает тебя в мрачную и гнетущую атмосфера, главный герой, который ведет себя вполне разумно и не бесит тебя своими странными, глупыми и иррациональными поступками. Ден умен, сообразителен, пытается разобраться, что же все таки происходит, не кидается из крайности в крайность, чего не могу сказать о девушке с пленки.
У фильма красивая картинка, локации, отличные вставки старой хроники в начале каждой серии, очень красивая заставка, которая так же работает на погружение в атмосферу. Отличный звук, поэтому советую смотреть в наушниках, в некоторых моментах есть только звук и ничего больше.
Данный фильм я однозначно советую. Надеюсь на продолжение, но если его не будет, сериал все равно хорош
Сюрреалистическая лента из 8 эпизодов медленно, но верно затягивает в пучину безумия. Поначалу мистическая составляющая сюжета не так выпирает и даже кажется, что все вокруг просто очень странненькие, но уже на экваторе не остается сомнений, что перед нами история о потустороннем.
Симпатичная ретро-завязка переносит зрителя на несколько десятков лет назад, где тревожная девушка Мелоди исследует историю старого дома в Нью-Йорке. Причина ее изысканий выглядит нарочито искусственно (якобы научная работа), и вскоре становится ясно, что она ищет вовсе не исторические справки, а расследует личное дело, связанное с загадочным особняком 'Виссер'. Странности подстерегают Мелоди на каждом шагу, и кажется, будто лабиринты особняка все глубже затягивают свою жертву.
Во второй сюжетной линии молодой видео-монтажер по имени Дэн получает задачку от состоятельного заказчика. Условия работы несколько необычные, но гонорар впечатляет, так что герой соглашается. Чем больше пленок он реставрирует, находясь в уединенном поместье, тем больше вопросов у него возникает. Однако бросить задачу он уже не в силах, ведь записи с обгоревших кассет оказываются связаны с историей его семьи. Становится ясно, что проект он получил как минимум не случайно (как и в случае с Мелоди охотник и жертва меняются местами). А вокруг и вовсе творится что-то непонятное: то ли у нервного парня в условиях изоляции едет крыша, то ли кто-то действительно шлет ему приветы из прошлого.
Есть и третья сюжетная линия, в которой зритель погружается еще глубже в прошлое, чтобы увидеть как зародилась секта. События происходят примерно 100 лет назад, в атмосфере ревущих 20-х. Экзальтированная богема дожидается пришествия кометы Харон, чтобы под ритм бессловесной молитвы вызвать древнего демона Калего и затем пасть его жертвами. Ритуал снимают на пленку, которая спустя много лет попадет в руки реставратора Дэна.
Как водится, все сюжетные линии наконец выстроятся в одну в финале сериала. Приятно, что при всей сложности истории к титрам зритель подходит с более-менее ясной картиной. Не то чтобы здесь не о чем было поразмышлять, но концовка вполне понятная в отличии от каких-нибудь 'Топей, где сценаристы так перемудрили, что не сумели подвести итог.
Любопытно, что идея переноса определенной локации, где творилось зло, в новый дом, напоминает фильм 'Абатуар. Лабиринт страха', где из мест кровавых преступлений построили целый жуткий дом. Особняк 'Виссер' превратился в оккультный алтарь именно когда сектанты в точности воспроизвели зал первого призыва Калего, где случилось жертвоприношение.
Сериал получился запутанным, мрачным, давящим и безусловно любопытным. Терпеливым любителям мистики и мрачных культов рекомендую посмотреть. Ищущим истории о призраках в духе 'Заклятия' тут может быть скучновато.
Сериал 'Архив 81', несмотря на достаточно плавный и размеренный темп повествования, с самых первых серий задает высокую планку, но, к сожалению, не удерживает её, и теряет свой запал ближе к финалу.
'Архив' снят в жанре 'found-footage' – львиную долю экранного времени занимают кадры со старых видеопленок, реставрацией которых по сюжету занимается главный герой Дэн Тернер. Его задача – в буквальном смысле по миллиметрам восстановить события, которые произошли много лет назад в одном их жилых комплексов Нью-Йорка, и были запечатлены молодой девушкой по имени Мелоди, попавшей в водоворот загадочных событий, произошедших там.
Антураж сериала во многом складывается благодаря самой атмосфере видеозаписей, разбором которых занимается Дэн. Подрагивающие кадры, сделанные на ручную пленочную видеокамеру, словно переносят нас в девяностые, в старый особняк с его бесконечными узкими коридорами с приглушенным светом и рядами одинаковых деревянных дверей, каждая из которых ведет в апартаменты, где скрываются их таинственные обитатели. Кроме того, каждую серию предваряют ретроспективные вырезки из новостных передач девяностых и кадры из старых фильмов, что также формирует соответствующую атмосферу.
Необходимо отметить, что в сериале достаточно много интересных и колоритных персонажей, у каждого из которых своя история и мотивация. Особняк 'Виссер' – точно такой же персонаж, и его история является одной из центральных, вокруг которой выстраиваются остальные. Все они тесно переплетены вокруг тайного общества, которое проводит регулярные собрания и зловещие обряды, поклоняясь кровожадному божеству.
Оккультизм является одной из заглавных тем сериала, и авторы достаточно качественно проработали многие стороны этого вопроса: начиная самим божеством, которому поклоняются участники культа, заканчивая их молитвами и ритуалами. Молитву, а вернее гнетущую мелодию, которую она собой представляет, мне хочется отметить отдельно. Центральная звуковая тема, напоминающая не то заунывное гудение роя насекомых, не то низкочастотные звуки скрипки, – на мой взгляд, отличная находка, которая прекрасно вписывается в общий аудиовизуальный ряд. Нужно сказать, что звуки, музыка и образы – вообще одно из главных преимуществ сериала. Они вместе с сюжетом задают основной тон и влияют на общее восприятие, гармонично дополняя друг друга.
Авторы сериала достаточно умело осуществляют плавные переходы между временными линиями, не сбивая зрителя с толку и поддерживая общий ритм. Более того, им удается сводить временные линии друг с другом, закручивая таким образом дополнительные сюжетные спирали.
Но не обошлось и без изъянов, которые, к сожалению, могут испортить общее впечатление. Ближе к концу сериала авторы пытаются зайти на чужое поле: если изначально сюжет строился в основном вокруг самого культа, то к концу сериала появляется все больше sci-fi-вводных, которые, на мой взгляд, размывают изначальную концепцию. Кроме того, несмотря на общую проработку аспектов, связанных с культом, по моим ощущениям не хватило деталей, которые позволили бы глубже раскрыть его подоплеку и историю возникновения, а также мотивацию его основателей.
Резюмируя, скажу, что 'Архив 81' с его нестандартной подачей материала однозначно придется по вкусу всем любителям оккультных сюжетов. Сериал предоставляет достаточно пространства для воображения и заставляет напряженно следить за происходящим на экране практически на всей дистанции.
Этот сериал основан на подкасте и в этом кроется основная проблема — у сценаристов было мало материала для восьми часов хронометража. Сюжет двигается медленно, в сериале временами возникают ответвления, которые никуда не ведут. Из подкаста мог бы выйти полнометражный фильм, но в этом случае возникла бы другая проблема — в рамках фильма подобным сюжетом трудно заинтересовать зрителей. Даже необычный фильм «Злое» (Malignant) Джеймса Вана прокатился плохо, а уж там режиссёр пытался быть как можно оригинальней. Что говорить про таинственные культы и найденные кассеты — уже на этапе синопсиса это кажется заезженным.
«Архив 81» тоже продюсировал Джеймс Ван и его профессионализм ощущается. В сериале создаётся мрачная атмосфера, которая не уходит из него до самого конца. Это и дом, в котором работает Дэн — брутальный, лишённый связи с внешним миром, словно застывший во времени, и это девушка, которая общается с Дэном через объектив камеры, и это, несомненно, тревожная мелодия, она будет следовать за зрителями весь фильм.
По-настоящему страшных эпизодов в «Архиве» мало, пугать тут будут с помощью нагнетания, жанрово это мистический триллер.
Для фанатов кино здесь спрятаны разные отсылки: «Солярис» Тарковского, «Ночь живых мертвецов» Ромеро, «Путешествие на Луну» Мельеса — разглядывать постеры может быть вполне забавно. Все эти отсылки только подчёркивают несерьёзность происходящего.
Архивариус по имени Дэн восстанавливает старые сгоревшие кассеты и постепенно настолько проникается историей девушки по имени Мелоди, что решает приложить все силы, чтобы размотать историю до конца. Правда, процесс восстановления кассет показан весьма условно, Дэн что-то там крутит и вот, кассета уже восстановлена — кажется, довольно простая работа, чтобы платить 100 000 долларов, именно столько ему пообещал таинственный мужчина. Но деньги обещаны не только за работу, но и за секретность, а вот её Дэн соблюсти не смог, он будет делиться подробностями со своим другом, автором подкастов, такая вот отсылка к первоисточнику.
Несмотря на затянутость, «Архив 81» выглядит цельно и вполне вероятно его продлят на второй сезон. К тому же подкаст, где описана дальнейшая судьба Дэна, уже есть.
Иногда нужно отмотать плёнку назад, чтобы найти и понять правду. В 1989 году «Секс, ложь и видео» был объявлен «самым провокационным фильмом года». Я был удивлен, обнаружив при первом просмотре намного позже, что это не совсем секс-записи, как таковые, по крайней мере, не как в сериале про Памелу Андерсон и Томми Ли. Скорее, история касается мужчины, который записывает на видео женщин, говорящих о своей сексуальной жизни, признающихся перед ним в секретах и фантазиях на камеру. «Почему бы тебе не позволить мне записать тебя на пленку?» — спрашивает персонаж Джеймса Спейдера. Видео заманчиво как средство. А в мистическом сериале Netflix «Архив 81» оно обретает такую же загадочную и величественную силу, как культ Ктулху. Видео неземное, деликатное, его легко изменить или испортить — идеальный дом для наших навязчивых идей, а может и для Сатаны тоже.
«Архив 81» рассказывает о молодом человеке Дэне (Мамуду Ати), который работает реставратором фильмов. Он получает загадочное предложение от владельца компании по работе, от которой невозможно отказаться: 100 000 долларов за восстановление видеокассет. Приятно видеть, как персонаж работает на экране, выполняя точную и квалифицированную работу. Сцены, в которых персонаж Ати методично восстанавливает плёнки видео, завораживают, как профессиональный сомелье: белые перчатки, ватные шарики, смоченные спиртом. Он деликатно, почти благоговейно вытягивает ленту из испорченных кассет, требовательно и неторопливо. Очень многие видеокассеты, проходящие через руки реставратора-архивариуса, выглядят деформированными, изуродованными плесенью, жарой или просто временем. Ленты слишком хрупкие, чтобы их можно было даже двигать. Ему приходится работать на месте, в удаленном исследовательском центре загадочной компании, известной как LMG.
Ленты, которыми владеет LMG и которые теперь находятся под присмотром Дэна, - это ленты Hi8, и он сразу же вовлекается в их тайну. Женщина по имени Мелоди Пендрас (Дина Шихаби) сделала записи в 1994 году. Она была аспиранткой и переехала в многоквартирный кондоминиум под названием Visser, намереваясь взять интервью у местных жителей на видео для своей будущей диссертации, но в 1994 году кондоминиум сгорел дотла. После пожара 13 человек, включая Мелоди, так и не были найдены. Сидя в одиночестве и в отсутствие интернета и при нестабильной работе сотовой связи Дэн свободное время коротает за просмотром шедевров мирового кино, таких как «Солярис» Тарковского.
Воспоминания могут быть стёрты в мгновение ока или стёрты наполовину или замаскированы. Одна часть «Архива 81» включает в себя маркировку, перемаркировку и неправильную маркировку лент. Вы никогда не узнаете, что именно записано на видео, пока не посмотрите её, что отнимает много времени. Перемотка вперёд: неловкая и неточная. Перемотка назад: рутинная задача. Видеокассеты также громоздки. Они занимают много места, даже по сравнению с компакт-дисками. А брать интервью на видеокамеру, как это делает Мелоди, — дело просчитанное и кропотливое. Требуются большие усилия, чтобы возить с собой большую видеокамеру и иметь смелость вытащить её. В начале 90-х нельзя было снимать на видео и остаться незамеченным, особенно с камерой Мелоди Пендрас размером с голову. Видеозапись также деликатна. Несмотря на большой размер и пластиковый корпус, видеокассеты создают лишь иллюзию долговечности. Их можно легко повредить не только чем-то вроде пожара, но они впитывают влагу, затереть запись, находясь рядом с магнитом. Видеокассеты страдают от «поколенческой потери». Каждый раз, когда вы делаете копию видеокассеты, качество ухудшается. Вы получаете не точную копию, как с DVD, а водянистую, отфильтрованную, словно сквозь время. Есть смысл в том, что видеокассеты приобретают дополнительную силу в «Архиве 81», потому что они такие неуловимые носители информации. Старые, поврежденные или скопированные видеокассеты могут трещать или шипеть из-за помех. Иногда этот ущерб может принимать форму искусства сам по себе («Ведьма из Блэр»). Волнистые, статичные линии в старом видеообращении от отца Дэна (Чарли Хадсон III) выглядят как переплетение холста, видимого на картине. Точно так же, когда подруга Мелоди, художница Аннабель (Джулия Чан), поселившаяся в доме, начинает создавать новые картины, они напоминают приостановленные кадры видеопленки.
Каждый выпуск «Архива 81» начинается со старинных кадров или клипа, который служит введением в тему эпизода и служит пасхальным яйцом. Видеозапись — это проводник в другой мир. «Архив 81» поднимает вопрос — может ли быть у вас цифровая тайна? Хотя действия Дэна происходят в настоящем, в сериале быстро убираются те технологические достижения, которые могли бы быстро раскрыть дело. В исследовательском центре нет интернета. Сотовые телефоны не работают. Городской телефон прослушивается. «Я буду твоим Google», — говорит Дэну его друг, подкастер по имени Марк (Мэтт МакГорри). И по мере того, как настоящее и прошлое «Архива 81» сливаются воедино, история приобретает актуальность. Ждём второго сезона.
Отдельно хочется упомянуть режиссеров сериала - Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, молодые друзья-американцы из солнечной Калифорнии, уже известны в мире авторского кино. «Архив 81» это их территория и они славно потрудились, работая над сериалом, сюжет которого непредсказуем и держит вас в постоянном напряжении.
Есть нечто ностальгическое в шуршании кассетной ленты
Отличный сериал, только вот я смотрел невнимательно, так и не понял, почему 81, 94 ж вроде бы.
А в остальном — любовно созданная атмосфера тайны и ужаса, дело безумного Эдгара живёт и побеждает, не видел такого перфекционизма со времён французской 'Марианны'.
И главная героиня, как подобает фильму жанра, замечательно похожа на череп, только вот напрасно она при этом всё время делает сиропное выражение лица и умильно строит брови домиком.
Ещё понравились рыжая бабка, та ещё штучка, пухленькая музыкантша и зловещий ботаник-оккультист. Мы вообще недооцениваем ботаников, нередко ледяные ветры свищут в их тщательно запрятанной под очками и бородками душе