Вим Вендерс - один из немногих режиссеров, который умеет снимать мастерски кинопутешествие. (Ещё, конечно, Джим Джармуш, но это было позже.) Жанр этот достаточно сюрреалистичный, требующий от художника мудрости в восприятии внешнего и спокойствия в своем выражении; умения передавать самое важное в совершенно ненасыщенном внешними коллизиями и действиями сюжете. Все это, безусловно, есть у Вендерса. И 'Париж, Техас' - определенно один из лучших фильмов своего жанра.
Сюжетная и смысловая тема фильма - это воскрешение и новое становление взрослой души благодаря детскому открытому и неискушенному взгляду, любви, надежды, которые дарят юные путешественники взрослым.
Конечно, точно такой же смысл вложил Вендрес в свой ранний фильм 'Алиса в городах', но вот как-то 'Париж, Техас' снят Вендерсом ещё более уверенно, взросло, неназидательно. Возможно, это связано с тем, что герой 'Парижа, Техаса' - Тревис - обретает себя благодаря своему сыну, его воссоединению с матерью. Это как-никак любовь к родным - она делает человека ещё сильнее, нежели путешествие с девочкой-подкидышем (что есть в 'Алисе в городах').
Но 'Париж, Техас' - это не только сильная и глубокая (может, сначала незаметная) сюжетная и смысловая основа, это также невероятно красивая и живая операторская работа. С самого первого кадра до последнего - настоящее искусство. Когда камера застывает на несколько минут на каком-нибудь кадре - видишь, как кино плавно перетекает в живопись или фотографию - в нечто идеально выдержанное композиционно.
Актеры в фильме смотрятся очень органично, естественно, гармонично в ансамбле друг с другом.
Что касается музыкального сопровождения - Вим опять использует блюз, как до этого в 'Алисе в городах'. Но если в ранней работе картина будто покачивалась на ритмах Canned Heat, то теперь техасский свинговый блюз звучит как-то более отстраненно, совсем акустично, как у Лидбелли.
Из всего этого ощущения от картины - самые приятные и лучшие. Фильм не поучает, в нем нет банальных фраз, сказанных героями, нет изобилия слез, штампов, показной драмы или назойливой идеи режиссера донести 'нечто важное'.
Возникает ощущение, что Вендерс снимал фильм для себя - как бы очередную художественную попытку через творчество понять самого себя, свою суть. Но ведь именно так поступают настоящие художники, не идут на поводу у толпы, не желают понравиться и снимают предельно настоящее, красивое и живое кино - кино вневременное, как “Париж, Техас”.
Вим Вендерс... такой нетипичный немецкий режиссер. Он работает не разумом, а сердцем, душой. Для меня Вендерс навсегда останется первооткрывателем, немцем, вырвавшимся из строгих рамок прагматичности, режиссером, подарившим миру принципиально новое кино, светлое, лучезарное, открывающее второе дыхание.
Известно, что Вендерс путешественник, он любит посещать новые места, знакомиться с новыми людьми. Как сам выразился, он любит путешествовать, чтобы сохранить в себе образ любимых городов.
Каждый город как и человек имеет свой характер, свое настроение, свой облик. Быть может это холодный и печальный Берлин, населенный ангелами, невидимыми стражами покоя, или же пустынный как и душа Тревиса Париж, что в штате Техас. Сотни городов, сотни лиц, навсегда оставшихся в сердце, навеки запечатленных в памяти. Как жаль, что мы не всегда можем прочувствовать их дух, насладиться неповторимой красотой и очарованием.
Одинокий странник, идущий ниоткуда и направляющийся в никуда. Может показаться, что он находиться в состоянии фрустрации и даже не знает своего имени и цели направления. Растерянный и отрешенный взгляд, выражение усталости и безразличия на сухом, изможденном лице. Что движет этим человеком? Куда он направляется, зачем? Может намеревается убежать от прошлого, раствориться в этой Богом забытой глуши, точно песчинка затеряться посреди таких же песчинок этой огромной прерии. Мысли путаются, образы расплываются перед глазами.
Долгий и тернистый путь ожидает Тревиса. Он отправляется на поиски своего прошлого, намереваясь отыскать любимую женщину, покинувшую его давно. Вместе с сыном он колесит по огромной стране, оставляя позади сотни тысяч километров, пока наконец не добирается до небольшого заброшенного местечка в городе Париж, что в штате Техас. Судьба оказывается к нему благосклонной, и он встречает Джейн. Эта сцена с встречей и первым за многие годы разговором между Тревисом и Джейн поразила меня особо. Я даже не побоюсь назвать ее гениальной. Мне давно не приходилось наблюдать столь искренней, глубокой и проникновенной игры. Два человека, 'живущих в разных мирах', две и неприкаянные потерянные души. Смогут ли они сделать шаг навстречу друг другу, или между ними навсегда останется стена недопонимания? А может только раскаяние и прощение способно вывести их из мрака? Ведь прощать не так уж трудно, прощение это козырь, но никак не жертва.
Я просто не могу не отметить превосходную игру Гарри Дина Стэнтона и Настасьи Кински. Такое мастерство можно встретить нечасто. Ну и завершающим штрихом этой удивительной и печальной картины является великолепная блюзовая музыка Рая Кудера. Гармонично вплетаясь в повествование, она завораживает своими гипнотическими аккордами.
Вендерс снимает кино преимущественно в жанре 'Road Movie'. Дорога, это всего символ в его фильмах. Дорога, это жизненный путь, который выбирает человек. Будет ли он ровным или же извилистым, решает он сам.
'Каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть мое кредо, моя политика.' (Вим Вендерс)
По унылой, выжженной солнцем равнине, носится ветер, поднимая клубы пыли и песка. Насколько хватает взгляда: пустота, безжизненность, вечность. Ни одной дороги. Ждешь, что вот-вот появятся какие-то признаки цивилизации, может быть, обломки чьей-то неудавшейся жизни. Одетый в элегантный и строгий костюм, как будто только что вышедший из офиса или после удачной сделки, вдалеке показывается человек. К нему приближается камера, и мы видим, что на самом деле его одежда изношена, лица много недель не касалась бритва, а в безумном взгляде — жажда. Идет ли он к какой-то цели, или это просто ветер направляет его?
Цель — это Париж, уголок счастья и надежды, затерянный в пустынях Техаса. Кто бы мог представить, что Трэвис, герой Гарри Дин Стэнтона, не один во всем этом мире. Однако, его брат Уолт (Дин Стокуэлл) после четырех лет разлуки, неожиданно узнавший о его существовании, бросает все и отправляется через полстраны, чтобы вернуть пропавшего родственника. Сколько пройдет еще времени, прежде чем одичавший Трэвис, неразговаривающий, боящийся авиаперелетов, сможет вернуть себя и свою семью?
Весь фильм — это длинная и непростая дорога, начало которой в самом Трэвисе, а окончание возможно в Париже штата Техас. Мечта его совсем рядом, стоит лишь протянуть руку, и вот она — на пожелтевшем от долгих странствий клочке фотографии, в глубинах памяти — в виде сальной шутки его отца. Так близка, и так недостижима.
За окном автомобиля проносятся города, чьи-то жизни, людские взлеты и падения, но главный герой не замечает этого, даже более того, он не понимает, что происходит с ним самим. Почему его сын воспитан в чужой семье, почему его любимая жена на другом краю Америки обслуживает клиентов в сомнительном «пип-шоу», где все это время был он сам, Трэвис Хендерсон? Под неторопливую музыку Рая Кудера, по дороге к собственному «я», главный герой ищет ответы на эти и многие другие вопросы, мучавшие его в течение пусть не ста, но долгих четырех лет одиночества.
Вим Вендерс не даром выбрал путь извилистый, очень непростой, символизирующий саму жизнь. И, как в реальной жизни, нам предстоит вместе с главным героем задаться многими вопросами. Возможно, мы знаем на них ответы. Верны ли они?
Трудно ли снова стать отцом? Ведь сын уже вырос, его воспоминания редки и обрывочны, большинство их них хранятся на старой семейной кинопленке. Можно ли отблагодарить людей, вырастивших и воспитавших как родного твоего единственного ребенка, просто перемыв всю посуду и обувь в доме? Достаточно ли надеть костюм по последней моде и купить собственный автомобиль, чтобы заслужить доверие семилетнего мальчишки? Может быть, для этого нужно вернуть настоящую маму (Настасья Кински)? Может быть, тогда и Трэвис вернет самого себя…
Париж, Техас - это очень личное кино. Кино режиссёра для самого себя и я объясню почему.
Герой не меняется.
Любое повествование - это путешествие. В этом фильме проведена красивая аллегория потерянного в самом себе человека, который даже не знает куда он идёт и род свой не помнит. Но это путешествие всегда имеет конечную цель, награду, испытание. Это миссия, в которой ГГ меняется, преодолевает себя, свои кризисы. Поменялся ли Трэвис? Он хотел стать хорошим отцом, но в итоге оставил своего сына. Он хотел найти свою жену, чтобы оправдаться перед ней и самим собой и нашёл, но искупления не было. Он хотел придти на место, 'где он начался', Париж и не дошёл. Он хотел поменяться из дикого, импульсивного человека, но нам не показали этой перемены. Мы видим блаженного с навязчивыми идеями, как в сонном бреду, следующего за подсознательными импульсами. Трэвис не знает чего хочет и для чего живёт. И так и не узнал.
Проблемы не решаются.
Логично, что проблемы не решаются. Да, он воссоединил Джейн с сыном. Но решит ли это их проблемы? Разве мы увидели, что Джейн на этот раз готова 'что то ему дать'? Нам не показали её рост, её изменения. Даже её желания в действиях, только в словах. В начале их конфликта Джейн с ребёнком сбежала от Трэвиса, теперь Трэвис сбежал от них. Очевидно, что Хантеру было бы лучше и спокойнее с братом Трэвиса и женой брата. Он утолил жажду мальчика увидеть мать, воссоединиться с ней, но это не сулит ему хорошей жизни, если судить по тому, что мы увидели в истории. Хантер тут явно пострадавшая сторона. Ребёнок не должен принимать такие решения, какое позволил ему принять Трэвис (отправиться за матерью)
Нет кризиса, апогея, экзальтации
Весь фильм это невнятный трип. Он красивый местами, медитативный, в чём то аллегоричный. Но фильм нам не показывает проблемы. Он не раскрывает её до мурашек, не кидает нас в эти чувства гнева, страха, возмущения, которые испытывает Трэвис. Что он чёрт возьми чувствует, думает, хочет? Мы не видим этого. Он просто идёт условно от одного пункта к другому. Почему? Фильм нам этого не показывает. Нам не показывают чудовищность поступков Трэвиса из прошлого, нам не показывают грань его отчаяния (выпить пива в баре - такое себе). Где конфликт?
Мы не видим конфликт, мы слушаем о нём
15-ти минутные диалоги это нечто. С молчанием по полминуты при статичной камере. Чёрт, я едва не зевал, когда смотрел диалог Трэвиса с Джейн. Он не цепляет, я ему не верю. Это просто мыло какое то. Такие хорошие актёры и я вообще не верю этой истории. Это звучит как какой то анекдот, а не реальная история, потому что мы не видим конфликт.
Конфликт разочаровывает
И, конечно же, сам конфликт. Начала завораживает, кажется каким то сюреалистичным. Я полагал что это что то среднее между Твин Пиксом и Пиджаком(2004). И фильм все свои 2.5 часа изматывает нас этой тайной, на которую остальные герои парадоксально-придурошно не обращают внимания. 'Где ты был 4 года Тревис? Где твоя жена? Что тогда случилось? Не хочешь отвечать? Ну ладно, забери Хантера после школы, плз', что?! Фильм просто разочаровывает. Он оставляет поток вопросов, на которые уже даже не хочется искать ответы. Потому что судя по почерку режиссёра, наверняка Тревис просто молча ходил и бомжевал по Техасу. Я не понимаю героев. Я отказываюсь их понимать. Не потому что это неинтересная история. Потому что нам не показали как и в чём им можно было посочувствовать.
Есть ощущение, что фильм это рассказ засыпающего деда о своей молодости, сидящего на кресле-качалке. И ты не поймёшь - он полуспит и бредит или просто всё перепутал и просто хочет, чтобы кто то слушал что нибудь, что он говорит. Я считаю, что любое творчество имеет право быть и чему то учит, что то рассказывает. Но так же считаю, что любое творчество, тем более публичное, может подвергаться критике и недопониманию, тем более, если оно претендует на пальмовую ветвь. Вим Вендерс снял фильм для себя, про свои переживания. Вдохновившись книгой, он увидел себя в этой истории, возможно ему были близки метания героя. Но чёрт возьми - я не ожидал такого разочарования. Он как будто бы побоялся раскрыть фильм полностью. Как будто ощутил страх от того, что эмоции вырвутся и что вообще эта история может получить какую то развязку. Он решил оставить всё как есть. Очень жаль
Гарри Дин Стентон, который играет заглавную роль в этом необычном, созерцательном фильме, мне не был знаком до просмотра. Его персонаж не обаятелен, не харизматичен, первые 24 минуты фильма он вообще молчит, погруженный так глубоко в себя, что кажется, будто даже брошенный камень не потревожит невозмутимое спокойствие озера, под гладью которого дышит неторопливо его таинственный мир. Кроме того, он похож на армянина из фильма Паспорт, совсем не американская внешность. Но по прошествии времени, привыкнув к его странностям и одичалым выходкам степного волка, когда характер приоткрывается сначала лишь на толщину волоса, затем чуть шире, проникаешься к нему симпатией, понимаешь мотивы его поступков.
Это не роуд-муви, хотя большинство действий происходит на дороге, это не мелодрама, - как у всякой по-настоящему авторской работы, у Парижа, Техас нет определения, он не стянут законами жанра. Телевизионный формат, крупные планы, вполне традиционная композиция большинства кадров, и тем не менее Вендерс внес в эту картину свою, неуловимую изюминку, заставив полюбить Тревиса, его сына, Настасью Кински и даже пустыню Мохаве, исполнившую здесь вотороплановую, но важную роль.
Тайны героя мы начинаем постигаем вместе с братом Тревиса, статистическим средним американцем, мало видоизменившимся с далекого 84-го, когда был снят фильм. И понимаем - какие же они разные, эти братья.
Путь в себя, поиски пропавшей любви, обретение сына и жертва, - вот основные мотивы повествования. Неторопливая история, очень просто снятая, без пижонских приемов именитых режиссеров, обрамлена задумчивым саундтреком (от звуков губной гармошки разве что не впадаешь в транс), разноязыкими диалогами (так и вправду говорят люди!), картинкой, наблюдающей всегда со стороны, несмотря на близость к лицам героев, видами городов и пустошей, любительской съемкой и, разумеется, бесконечно печальными глазами Настасьи Кински.
Думаю, фильм понравится тем, кто любит хорошее кино.
Отличный фильм: душевный, трогающий, длинный, тянущийся, как классический блюз Техаса. Он обращает тебя куда-то далеко внутрь себя, заставляя вспоминать что-то в своем прошлом, но понимая, что ничего подобного у тебя не было, но...
Ревность, пьянство, одиночество, навязчивые мысли, желание быть свободным, неравенство отношений, материнская любовь, стыд перед обществом, стяжательство...
Что можно увидеть и понять? Каждый решит сам для себя, если решится посмотреть 2,5 часа достаточно ординарного сюжета, воспроизведенный гениальным режиссером, для которого важно именно - как это показать.
Если говорить о моем восприятии...
Все комплексы идут из детства - так или иначе родители зажимают в нас струнки, которые, впоследствии мешают быть органичным инструментом. В данном случае, навязчивая идея отца главного героя, Трэвиса, видеть в своей милой, стеснительной, порядочной жене - проститутку, сказалось на сыне.
Неумение слышать вовремя друг друга приводит всегда к фатальному концу - как часто мы осознаем, что все можно было избежать, будь мы более чуткими изначально. На протяжении всего фильма, мы не знаем, что произошло с главным героем, Трэвисом, который пропал на 4 года и скитался по пескам, и с его женой, Джей, которая сбежала от него, и с его сыном, Хантером, который оказался на попечении у семьи его брата.
И только в самом конце фильма раскрываются все секреты: причем так изящно - через монологи героев. В закрытой комнате, отделенные друг от друга стеклянно-зеркальной перегородкой, во время речи каждый отворачивается от другого спиной. Только голос!
Спокойный его голос, плачущий ее - и не нужно никакого визуального ряда.
Возможно ли счастье без детей? Нет. Как тяжело переживает жена брата, Анна, что она может потерять Хантера, который называет ее мамой, но при этом, не задумываясь бросается на поиски настоящей, стесняясь, позвонить и объяснить, куда он сбежал.
Символ дороги - как символ жизненного пути с его развязками, мостами, перекрестками, поворотами.
Я фанатка подмечать слова, либо особые картинки фильма, которые особенно цепляют.
Например, показывают ноги героев под столом во время их разговора за ужином, а затем поднимают камеру на лица; образ отца Трэвис ищет в глянцевых журналах, а затем спрашивает у служанки; фильм в фильме, снятый на любительскую камеру; начищенная обувь в ряд; Трэвис смотрит в бинокль на тень самолета; герой идет по мосту, на котором сумасшедший кричит о надвигающейся катастрофе - мелькание прутьев решетки моста, а за ними мелькание и рев машин и быстрый шаг Трэвиса, а далее похлопывание психа по плечу...
Или, 'а ты помнишь своего отца?'. 'Смутно, помню он был худощавый'.
Собственно, я не умею писать рецензии, а фильм смотреть стоит!
Париж… Место, где вымощенные булыжными дорогами узенькие улочки стекаются плавными изгибами, точно устья реки, к главным артериальным сердцевинам достопримечательностей - Эйфелевой башне и Триумфальной арке. Это город, где после расслабляющей прогулки вдоль Сены хочется задержаться в одном из уютных кафетериев, манящих обволакивающим теплом ароматов свежеиспеченных шоколадных круассанов с бодрящей горечью крепкого кофе. А после, накупив с десяток безделушек на блошином рынке Марше-о-Пюс де Монтрёй, окунуться в богатство культурного наследия человечества в Лувре, а после успеть на феерическое ревю в Мулен-Руж. Это город романтики и любви, это живой памятник человеческой истории. И это не тот Париж, что в американском штате Техас, о чем уточняющим клеймом гласит название фильма «Париж, Техас».
Собственно, такой подвох чуешь нутром с первых кадров. Уже немолодой бородатый человек бесцельно слоняется вдоль безликих каньонов неподалеку от мексиканской границы. Он молчит, как рыба, и не спит, как солдат на вахте. Его небрежно оттопыренные волосы торчат из-под ярко красной кепки, что в сочетании с грязным, как заржавелый агрегат, костюмом отдает некой комичностью. Вокруг ни души, всюду остатки заброшенных лачужек, а окружающую пустоту заполняет тихий шепот ветра. Вскоре отсутствие воды и дискомфорт донимающего Солнца предсказуемо приводит бродягу к местному врачу. Единственная найденная визитка в кармане выводит на Уолта – брата безмолвного странника по имени Трэвис. Он же и забирает его к себе домой на машине, так как у Трэвиса обнаруживается аэрофобия. Как выясняется, Трэвис пропал 4 года назад, а его семья разрознена и рассеяна, как зерна пшеницы на поле. Его сыну почти что восемь, он живет с Уолтом и его женой и практически не видит в Трэвисе отца. О матери известно лишь то, что она каждый месяц перечисляет на счет Хантера, так зовут сына Трэвиса, деньги.
«Париж, Техас» представляет ту редкую породу кинопроектов, умеющих грамотно сочетать в себе несколько взаимоисключающих жанров сразу. В конкретном случае, роуд-муви и семейную драму, в том смысле, что драма про семью, а не для всей семьи. По этой же причине раскладывать весь фильм по кирпичикам такое же преступление, как пытаться представлять каждый элемент картины «Последний день Помпеи» по отдельности, без общего посыла. Красота «Парижа, Техас» заключается в композиции, общем передаваемом настроении той или иной сцены, теми или иными актерами, в тех или иных ситуациях. И каждый следующий настрой сцены – эволюция предыдущей.
Лаконичное начало дороги домой - классический лейтмотив пути длиною в жизнь - наиболее сложный толчок для развития сюжета. Тандем великолепных второплановых актеров Дина Стокуэла и Гарри Дина Стэнтона, соответственно, Уолта и Трэвиса, выражаются в непрекращающихся поползновениях первого разговорить и разузнать хоть что-то о своем отстраненном брате. Каждое слово воспринимается золотым слитком, спонтанно появившимся у ног из ниоткуда. Оно желанно, его жаждешь, как малыш жаждет Нового года, чтобы получить заслуженный подарок. И на фоне этого, виды одноэтажной американской глубинки с дешевыми мотелями, поселениями из десятка домов и пустынным горизонтом. А немного погодя, день сменяет ночь, Солнце уступает место маленьким бусинкам блуждающих фар, а ночные облака завиваются в причудливые картинные узоры на фоне лилово-оранжевой полосы заката над горизонтом. Открывающаяся панорама с совершенным чувством цвета и ракурсами камеры дополняется атмосферной слайд-гитарой Рэя Купера, подчеркивающей общий застой сельской жизни. Столь медитативный, неспешный ритм - готовый механизм для полуторачасового «дорожного кино».
В другом фильме, быть может, так все и было бы. Однако для немецкого режиссера Вима Вендерса, это лишь получасовые пролог и эпилог, как интертитры, разъясняющие предысторию перед основным действом и послесловие к судьбам героев. В случае с «Парижем, Техас» основное действо - это семья, разрозненная многокилометровым испытанием. Сын Хантер, который в противовес охотнику, разрывается между вспыхнувшим материнским инстинктом жены брата и настоящего отца. Последний терпеливо, а в чем-то наивно, желает стать для своего сына «правильным» отцом, что крайне тяжело, когда ребенок половину своей жизни прожил без настоящего отца и теперь на полном серьезе считает, что их у него два. Вместе с тем, прямой конфронтации нет, лишь обоюдное неловкое чувство замешательства отца и сына. И жена, по неведомым причинам отказавшаяся от сына с мужем. Эти загадки, как и четырехлетнее отсутствие Трэвиса не перестают маячить где-то неподалеку над зрительской душой. Вообще, режиссер умело использует свойственную людям пытливость, оборачивая это свойство себе на пользу таким образом, что погрязший в размышлениях зритель может запросто пропустить атрофированную эволюцию дорожной магии в последней трети фильма. Но даже опытному глазу, благодаря умелому лавированию киноленты между частицами сюжетной канвы, неподвластно досконально предсказать путь ее развития, а это, на минуточку, достойная заявка на оригинальность.
Не раз случалось, что фильм с одной стороны обладает главными наградами какого-нибудь масштабного кинофестиваля, с другой, толку от них не больше, чем от значка ГОСТа на упаковке кефира. У «Парижа, Техас» таких наград от влиятельного Каннского кинофестиваля аж три, а три это счастливое число. Кроме того, фильмов про Париж, что во Франции много, а вот про Париж, что в штате Техас, нет. Порой, хватает и этого.
«Благословенны забывающие, ибо не помнят они своих ошибок» (с)
Удостоенная «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, картина Вима Вендерса «Париж, Техас», наряду с другим его шедевром «Небо над Берлином», служит для большинства зрителей основным мерилом многогранного режиссерского таланта их создателей.
Уже обращавшийся десятилетием ранее к так называемой «дорожной» тематике, как к одному из способов обретения родственных связей и непрекращающемуся поиску себя в этом мире, Вендерс в ленте «Париж, Техас» достигает наиболее полного осмысления собственноручно созданной «кочевой мифологии». Картина стала своеобразным бенефициарием, логическим итогом, если хотите, всего творческого пути культового немецкого режиссера.
Здесь, как и в «Алисе в городах» Вендерс вместе со штатным оператором Робби Мюллером в очередной раз отправляется на родину фаст-фуда и кока-колы, чтобы поведать весьма непростую и типично вендерсовскую историю о Трэвисе Хэндерсоне – то ли блаженном, то ли по-настоящему впавшем в полное забытье маленьком человечке с комплексом мизантропа-одиночки. Только вместо полюбившегося «чемоданного» быта «Алисы» - на этот раз раскаленная пустыня Мохаве, а вместо привычного унылого лица Рюдигера Фоглера – небритая харизма Гарри Дин Стэнтона.
Именно ему предстоит сыграть Трэвиса - человека забывшего обо всем на свете, но не позабытого родными и близкими. Покинувший однажды родной очаг и скитавшийся на протяжении долгих четырех лет, черте знает где, герой Стэнтона напрочь не помнит кто он и куда, собственно, держит путь. Неудивительно, что первые 25 минут экранного времени Трэвис вообще молчит.
Найденный каким-то чудом в самом сердце техасской пустыни родным братом Уолтером (Дин Стокуэлл), наш герой, подобно персонажу Дастина Хоффмана из «Человека дождя», панически боится авиаперелетов. Для него, прожившего четыре года «в диких условиях», наедине с природой, потерять почву под ногами – табу, которое ни в коем случае нельзя нарушать. Вопросительная фраза Трэвиса: «Мы должны оторваться от земли?» - как нельзя лучше характеризует авторский замысел.
Первое слово, произнесенное им в фильме, становится «Париж» - оно сразу указывает на несбывшуюся мечту главного героя: посетить этот самый Париж, но не тот который во Франции, а тот, что в штате Техас. Место, где его родители впервые занялись любовью и откуда, по сути, начался его жизненный путь.
Не нам судить каким он был и каким будет. «Париж, Техас» никогда не опускается до морализма или осуждения. Как истинный профессионал и деликатный художник, Вендерс в первую очередь предлагает выход своим героям из той ситуации, в которую он их поставил. У картины потрясающий идеологический посыл – ничто не потеряно, все можно вернуть назад. Это кино, в котором даже самые загубленные человеческие судьбы получают второй шанс, а, казалось бы, раз и навсегда распавшаяся семья обретает возможность на повторное воссоединение.
С робких попыток забрать ребенка из школы, начинаются непростые взаимоотношения отца и сына, долгие годы считавшего своими мамой и папой приемных родителей, в лице родного дяди Уолтера и его жены. Однако по мере развития сюжета, даже семилетний мальчик начнет осознавать, кто является его истинным отцом. И когда настанет время поисков «настоящей» мамы, наших героев будет уже не разнять.
Подобно налаживанию взаимоотношений отца и сына, станет эволюционировать и герой Стэнтона. Особенно отчетливо это будет заметно, если прислушаться к его речи: на смену скупым образным фразам первых полутора часов фильма, придет просто дивный фонтан красноречия, сопровождаемый финальным монологом Трэвиса «лицом к лицу» с невероятно красивой и в тоже время печальной героиней Настасьи Кински. Кому-то, возможно, этот длинный 30-минутный тет-а-тет (в два захода) с «изливанием души» покажется скучным и неоправданно затянутым, но если хорошенько разобраться, то именно такая концовка позволяет расставить все точки над «i» в данной истории.
Потрясающий гитарный саундтрэк Рая Кудера совершенен. Он завораживает и при этом нисколько не заглушает глубинных эмоциональных нюансов. Великолепная операторская работа прославленного Робби Мюллера также украшает эту картину, но по-настоящему возвышает ее все-таки глубокий философский подтекст. Именно благодаря нему, фильм вырастает до уровня самой настоящей античной трагедии, впрочем, у Вендерса редко бывает по иному.
«Париж, Техас» задает зрителю свой особенный темп. Невозможно быстро пролистать его или пробежать глазами. Здесь каждая фраза значительна, а очередной ракурс камеры имеет свое неповторимое обаяние. Такое кино лучше всего смотреть наедине с собой, никуда не торопясь – только так можно получить от него ни с чем несравнимое удовольствие. А для кого-то фильм даже станет определенным жизненным опытом.
Фильм уже довольно знаменитого и прославившегося по ранним работам Вима Вендерса, я посмотрел после его 'Алисы в городах' которая достаточно похожа на данный фильм, но как по мне он не столь хороша как данная лента.
«Париж, Техас», на мой взгляд, является гениальнейшей работой. Вендерс создал совершенно превосходное роуд-муви, хоть я и не поклонник жанра но этот фильм действительно очень сильный. Так называемая магия кино присутствует в этом фильме и держит тебя около экрана
Сев смотреть этот фильм я поймал себя на мысли, что я кайфую от этого кино в прямом смысле этого слова. Просто отдых душой и сердцем. Фильм органичен во всем. Отличный визуал, нехочется отводить глаз. Вендерс в своем роуд-муви использует некий эффект замедления кино, и это получается у него великолепно. Он его не делает нудным, а таким какой он и должен быть.
Отдельно хочу сказать по поводу музыки. Она подобрана очень правильно. Это кино без этой музыки было бы не то. Эта игра на гитаре Рэя Кудера играет бы на струнах собственно души.
Также фильмы великопно прописаны все образы. Очень интересный образ Тревиса. В нем какая-то таинственность, загадочность и отрешенность. Он олицетворяется в фильме скорее всего с названием и с тем местечком в штате Техас. Такой что пустынный и неясный. Настасья Кински хоть и ее немного просто прекрасно справляется с образом несчастной, брошенной жены Трэвиса. Сюжет таков что в нем остается что-то неясное и вы не можете оторваться от экрана и ждете новых поворотов.
Сцены на машине просто шикарны. Эти пустынные дороги, уводящие в даль в неизвестность. Это как путь жизни, человек сам выбирает куда ему ехать. Можно отметить и последнюю затяжную сцену где Трэвис встречается с Джейн. Это сцена буквально пропитана драматизмом и вы по-настоящему сочувствуете персонажем фильма
Вообщем кино как душевный отдых от всего. Мы можете на все сто погрузиться в этот фильм и забыть ваши проблемы и невзгоды. Смотрите и отдыхайте. Этот фильм не нужно понимать головой, думать о нем, какие проблемы он затронул и т.д. Его нужно прочувствовать душой. Влиться в эту историю и дальше вы сами все поймете.
Бескрайняя выжженная пустыня. Ни души вокруг. Пешком из ниоткуда Трэвис идет в Париж.... Париж.... Штат Техас...
Трэвис вновь появляется после того, как пропал без вести четыре года назад. Он не разговаривает и не спит. Врачу, к которому он попадает, удаётся по визитной карточки найти Уолта, брата Трэвиса, и тот забирает его к себе домой. Уолт и его жена все эти годы воспитывали Хантера - сына пропавшего Трэвиса. Трэвис отправляется с сыном на поиски Джейн, его матери...
Фильм дебютировал на Каннском кинофестивале 1984 года, получив Золотую пальмовую ветвь, а так же собрав множество других, чуть менее значимых наград.
«Париж, Техас» - это классическй фильм Вима Вендерса. В нем соединились все любимые творческие приёмы знаменитого режиссёра. Снова тема одиночества, тема неизбежности выбора пути, на фоне потрясающе красивого, стилистически выдержанного видеоряда. Что уж и говорить, это стихия Вендерса, его неповторимый режиссёрский стиль, столь любимый и почтаемый многими - как именитыми критиками, так и простыми зрителями. Трудно сказать что в фильме нравится больше всего: режиссура признанного гения, необычная музыка, прекрасная Настасья Кински или же правдивая игра Гарри Дин Стэнтона.
Наконец-то у меня появился шанс лицезреть Гарри Дин Стэнтона, знаменитого линчевского актёра, короля вторых планов, в заглавной роли Тревиса Хендерсона. Меня всегда радовало то что за короткий период времени он мог мастерски раскрыть своего персонажа (вспомните хотя бы роли во 'ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ ', или 'Простой истории '). Тут напротив же, его очень много. Почти сразу, с начала фильма, становится понятно, что он что-то скрывает: первые двадцать минут Тревис молчит, придают его герою определённого шарма. Четыре года он провёл в странствиях, с одной целью - забыть, то что когда-то совершил.
Основным поводом к просмотру для меня был инструментальный блюзовый саундтрек, работа очень необычного американского композитора - Рая Кудера. Те кто хоть раз видели 'Париж, Техас ' никогда не забудут его саундтрека. Это не просто музыка к фильму, - это неспешне исследование отчуждения человека. Кудер то преследует нас одинокими воющими нотами, то поражает поразительно мелодичными наигрышами на акустической слайд-гитаре. Его гитара пустыни выхватывает ноты, превращая гипнотическую мелодию в пустынный ветер, оставивший на лице Трэвиса глубокие морщины. Он не помнит откуда идёт и зачем, за него всё помнит музыка.
Лента - настоящее киноманское пиршество, такое кино действительно встречается очень редко. 'Париж, Техас ' обладает особой магией хорошего фильма, и даже отсутствие каких-либо резких сюжетных поворотов, или захватывающих сцен не делают его хуже. Лента не road-movie в привычном смысле этого слова, где основой сюжета, его хребтом, является путешествие и встречи по пути с яркими персонажами. Вим Вендерс поднимает тему искупления, поиска самого себя, взаимоотношений между бывшими супругами. Это скорее острая социально-психологическая драма, чем кино о дорожных приключениях. Это путь, начало которому в Париже, штат Техас, а конец - где-то глубоко в израненной душе Трэвиса