Знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего
В то время, когда российский автопром не смог произвести на свет божий ничего лучше Лады «Калины» или УАЗ «Патриот», бессовестные отечественные киноделы решили покуситься на святое. Из бесконечных недр народной памяти был извлечен легендарный ГАЗ 2110, плотно ассоциирующийся с эпохой СССР точно так же, как Чебурашка, В. И. Ленин и пальто фабрики «Большевичка». Тимур Бекмамбетов, умеющий из любого де… материала сделать конфетку (хотя многие считают, что как раз наоборот), на этот раз (разумно) решил отойти в тень, конкретно подставив, т.е. дав шанс проявить себя молодым и смелым рекламщикам Александру Войтинскому и Дмитрию Киселеву. Те, обрадовавшись такому щедрому предложению, срочно склепали кино вроде бы по заветам великого казахского гуру, смешав все необходимые для этого ингридиенты (кричащий и режущий глаза продакт-плейсмент, фантастический по своей правдивости сюжет и прекрасных в своей неотразимой шаблонности Гармаша, Вержбицкого и алкоголика Ефремова). Но, промахнувшись, как говаривалось в одном известном одесском анекдоте, по большому счету лишь в одном. Комикс они стырили не тот, и эта ошибка стала фатальной.
Разумеется, обвинять двух российских плагиа… т. е пионеров-первопроходцев в том, что они хорошо смотрели последние экранизации самолистающихся цветных американских картинок, бессмысленно, ведь хватать, что плохо лежит сегодня не считается зазорным в киноиндустрии. Проблема в другом. Поставив в центре истории ГАЗ 2110, режиссеры запихнули его в чужеродную среду (т. е. грубо говоря, на рельсы вместо дороги), где он, разумеется, благополучно заглох. Даже на супернанотопливе. Если бекмамбетовские картины активно вторгались в коллективное бессознательное советско-российского народа, заставляя его благоговейно трепетать от одного взора на пьяного Хабенского, валяющегося лицом в сугробе и распевающего «Катюшу», то на этот раз пришлось лицезреть священную реликвию прошлого в современных русских реалиях с американским подтекстом. Собственно, такое в совке называли активными происками врагов социализма, своими гнилыми и тлетворными веяниями, разрушавшими непорочную советскую культуру.
Главный герой, как будто сошедший со страниц Самуила Маршака, изображает доблестного «человекапаука» местного выпуска, но с каменным лицом (псевдо)интеллектуального Артема Колчина из сидоровского «Боя с тенью» (разве что не читает стихи во время своих блестящих сэйвов). Летает на чудесном газике и спасает от неприятностей благопристойных граждан, но при этом все его поведение ничем не отличается от обычного рабоче-крестьянского. Если персонажи Питера Паркера и Тони Старка обладают определенным бэкграундом (еще бы, ведь им уже несколько десятков лет), и их переживаниям, касательно неустойчивой природе супергеройства и неразделенной любви вполне можно поверить, то паренек из «Черной молнии» ничем не выделяется из окружающей его толпы. Он сам толпа – похожая друг на друга и безликая. Серость. Влюблен в девушку с айкью ниже 50 (весь фильм хлопающую глазками и несущую очаровательно-бессвязный поток мыслей блондинки), развозит цветы на потрепанной временем машине (хотя явно грезит о черном бумере из песен рэпера Сереги и фильмов Буслова) и мечтает о несметном богатстве. Книг не читает, газет не выписывает, усиленно штудирует мэйл. ру. Собирательный портрет множества современных молодых людей. Тех, кому можно без особого опасения впарива… т. е демонстрировать истории о чудодейственном нанотопливе (в то время как в 60-х слово нано обозначало лишь девятую степень), привива… т. е показывать чужеродные психологию и культуру и на полном серье… т. е конечно в шутку заставлять прекрасного советского актера Валерия Золотухина произносить диалоги, за которые ему, наверное, до сих пор стыдн… т. е радостно вспоминать.
Не суть важно. Все же Новый год специально создан для того, чтобы бесконечно есть оливье вприкуску с мандаринами и шампанским и смотреть по телевизору нескончаемый хоровод под елкой Петросяна, Баскова и Галкина. Теперь сюда можно смело добавить и «Черную молнию». В праздник возможны всякие чудеса. Даже летающие «Волги» под заезженный аккомпанемент продакт-плейсмента, картонных персонажей и бесконечных перепевок ярких зарубежных картинок. Чтобы не отставать от потребностей госказа в следующей части злодейскому черному «Хаммеру» будет противостоять новенький красный УАЗ «Патриот» (которым к тому времени, наверное, обеспечат всех жителей России), а весь культурный контекст сведется к истории гражданской войны и мультику про Вуди Вудпеккера. Впрочем, для этого зрелища всегда можно противопоставить старинное русское оружие. Водку. Точнее, очень много водки. Она, как известно вкупе с новогодними праздниками способна примирить нашего человека с чем угодно. Даже с тем, что в фильме чуть не сбылось старинное пророчество великого фельдмаршала Кутузова. Но это уже совсем иная история.
Что? Где был вчера? В кино ходил. На какое кинцо? На самый ожидаемый фильм года. Что? На «Аватара», говоришь? Не, там я уже не раз был, на другой местного розлива. На «молнию», да, черт возьми, на нее. Угу, очередной новогодний блокбастер.
Рассказать просишь? О чем, дескать, киношка? Вот не поверишь — ни о чем. «Спидермена» смотрел? Понравилось? Ну, суть помнишь, надеюсь. Да, дядю Бена замочили. Да, да, «чем больше сила, тем больше ответственность». Ну, вот тут Гармаш его играет. Нормально кстати. Ну, он всегда хорошо смотрится. А Тоби Магуайра какой-то неизвестный чувак заменяет. Ну, не суть. Цимес как всегда незамысловатый — добро против зла. Кто зло? А догадайся! Да ладно, не помнишь, ты вообще русское массовое кино смотрел за последний год? Ну, вспоминаешь? Ага, Виктор Вербжицкий. Хороший актер, но, черт, опять с упорством, достойным лучшего применения, играет в очередном унылом фильмеце. Ничего так играет, правдоподобно. Но снова редиску. Ну, там еще интрига такая, знаешь, треугольник любовный. Страсти, сопли, переживания, Оригинальные ходы? Да хрен вам, а не оригинальность. Если штамп не в лоб идет, то в обходной путь. Да, все понятно заранее.
Спецэффекты? Да, знаешь, нормальные. Ну, на 8 лимонов вполне себе бахает. Это вам не федины 33 ляма — тут машинка летает, ракеты за ней, так ничего все выглядит. А, интервью недавно продюсера видел — он сказал, им в Штатах сказали — фильм стоит 30 лимонов. Ага, ну я конечно поржал. 30 миллионов… Да Санаеву столько дайте, он вам из второй «На игре» конфету сделает. Ну это так, отступление.
При чем тут Штаты? Ты что, вообще чтоли офонарел, ничего не слышал? Бекмамбетова помнишь? Ну дозоры там, особо опасный и всякое? Ну он сейчас на бусурманской земле пашет, продюсирует всякие мульты, вот это чудо одарил деньгами. Ага, и «Юниверсал» привлек. И «Фокус Фичерс Интернешнл». Такие тиры начальные, думаешь, голливудскуое что-то смотришь. Нет, родное. Родное, мда…
Но знаешь, что вообще нереально достало. Реклама. Я, конечно, все понимаю. Да, «двигатель торговли». Что? Необходимость? Необходимо что ли на весь экран не несколько секунд как бы ненароком выставлять известный интернет-сервис? Надо ли рекламировать эти чертовы шины, макарошки, яблофоны, пивасик вот так — в лоб, бессовестно, в открытую? Надо? Выбора, нет? Ну почему, объясни, почему я смотрю фильм «Война» со Стэтхемом и вижу только один раз гребаный «Хайнекен», а не лицезрю его весь чертов фильм? Как это, бишь, по-научному зовется? Продакт-плейсмент? Ну запомню, запомню. Видимо, крест нашего массового кино.
Ну мне, я тебе скажу, тошнить не хотелось, вовсе нет. Да, сюжет простой — черт с ним. Да, актеры–либо я их не знаю, либо не бесят. Но ведь бахает — бахает. Конечно, лучше чем 2-х серийный «Оо» федин ( это вообще шлак, какой еще поискать), лучше, чем «Волкодав» (русское фэнтези, мать его). Вообще для Эрефии вполне себе кинцо. Вот разок сходить можно. Вовсе не обязательно, но можно. Что говоришь? Не пойдешь. Ну не иди. Бог с тобой. Да, с Рождеством, дружище. Угу, давай. До завтра.
Незадолго до конца 2009 года я получил контрамарку на любой фильм в декабре. 'Аватара' и '2012' я уже посетил, билеты на 'Шерлока Холмса' уже куплены. Из всего остатка я выбрал картину, спродюсированную столь любимым в России Тимуром Бекмамбетовым.
Во-первых, зря.
Во-вторых, если вы-таки уже сидите перед экраном с попкорном, ожидая увидеть захватывающее зрелище, то как минимум забудьте о физике. Она здесь уходит в минус: нанокатализаторы изобретают сразу после полета Гагарина, совсем не герметичный автомобиль улетает в космос и не замерзает, не сгорает, пересекая атмосферу на огромной скорости, а водитель не чувствует разницу в давлении. Более того, из обыкновенного бензина вырабатывается супер-топливо, при том совершается нулевая работа, ведь нанокатализатор в фильме не заряжают, но при этом он заставляет двигаться целую буровую установку. Но об этом забыли, хорошо, пусть фильм останется совдеповской фантастикой.
В-третьих, сюжет. Бизнесмен с символической фамилией Купцов задумал добыть алмазы, которые находятся, где бы вы думали? Под самой Москвой, оказывается, таятся целые залежи драгоценных камней. И несмотря на то, что показывается, что до алмазов он, собственно, дошел, Купцов хочет бурить дальше, однако без нанокатализатора ему не обойтись. Оказывается, в далеком прошлом трое ученых, между которыми образуется любовный треугольник, куда же без него, изобрели нанокатализатор и задумали с помощью супертоплива изобрести летающую Волгу. Именно эта Волга достается главному герою, Питеру Паркеру, ой, простите, Диме Майкову, обыкновенному бедному студенту МГУ. В дальнейшем разворачивается, не побоюсь этого слова, безумный экшн, включающий в себя погони на летающих автомобилях, любовные истории, в общем, пусть и у нас будет все как у всех, чем мы хуже.
Главный минус этого фильма, это тот факт, что про таинственную 'Черную молнию' показывали по всем каналам, во всех каналах. Чем не доказательство, что нам могут показать, что угодно? Жаль, что не увидел обращения Дмитрия Медведева к пилоту летающей Волги, зато увидел множество рекламы.
Были у фильма и плюсы, к счастью. Очень приятно видеть новые лица, притом, играющие на вторых планах Ефремов и Гармаш совсем не мозолят глаза и не портят настроение допотопными шутками, все очень по-доброму.
Новогодний блокбастер от Тимура Бекмамбетова – это, похоже, уже отдельный жанр в современном российском кинопроизводстве, обладающий устойчивыми характеристиками: действие происходит преимущественно в Москве (ну, или в Питере) в канун Нового Года, играть будут Вержбицкий, Хабенский или Золотухин (нужное подчеркнуть), будет много общих планов ночного города в свете огней и в рапиде, а еще будет много продакт плейсмента. Удивительно, но эта схема еще не успела надоесть (за исключением навязчивой рекламы водки, леденцов и макарон), но вот с оригинальностью сюжета надо что-то делать… Молодой парень очень хотел понравиться девушке, а у него ведь даже своей машины не было… Внезапно обретенные суперспособности прибавили застенчивому юноше уверенности в себе, а вот общение с девушкой – только усложнили. А еще Питеру Паркеру по прозвищу Спайдермен не дает покоя беспринципный магнат Зеленый Гоблин… Ой, то есть студенту Диме по прозвищу Чёрная Молния не дает покоя беспринципный магнат Купцов… Сцена нападения на папу (в «паучьем» оригинале – дядю) вызывает не просто ощущение дежа-вю, а звонкого клавиатурного копи-паста, равно как и финальная сцена противостояния, позаимствованная для разнообразия из «Железного Человека».
Фрагменты сюжета местного производства тоже… ммм… спорны. Раскопать месторождение алмазов под Москвой (не в Подмосковье, а именно ПОД Москвой) и построить на этом месте собственный небоскреб (который, понятно, обрушится при бурении) – это настоящая логика суперзлодея! Любой диалог в фильме с использованием слова «нанокатализатор» трудно воспринимать всерьёз (так что и Золотухин, и Васильева, и Будрайтис, играющие изобретателей, попали в незавидное положение), а когда троицу изобретателей приковывают наручниками в хоровод вокруг «страшной-престрашно» буровой установки, уже начинаешь искать глазами если не Джеймса Бонда, то хотя бы Остина Пауэрса. Ни тот, ни другой на помощь не прилетят. Прилетит… студент Дима! Не звучит? Привыкайте. Суперменам на российской почве еще приживаться и приживаться.
Куда выигрышнее смотрятся сцены в МГУ (родную аудиторию 16-24 сняли так, чтобы не было видно бесчисленных вырезанных надписей на столешницах) и в грязище вокруг небоскребного недостроя Москва-Сити. Тут Спайдермены не проходили – это всё наше, отечественное! Да и со «стержневой» идеей – помоги ближнему своему – нельзя не согласиться, хотя от многократного повторения эта мораль определенно набивает оскомину. Да, и еще хочется спросить современных студентов – неужели единственный способ «подняться» сегодня в Москве – это развозить цветы за 1000 рублей в неделю? Впрочем, поступи герой работать в Макдональдс, было бы не так зрелищно, верно? Хотя нет, мог бы и пиццу развозить (ой, опять Питер Паркер!)
Словом, пока герои находятся в учебной аудитории или моют дома посуду – фильму веришь и героям сопереживаешь (Гармаш, как всегда вне конкуренции), но стоит им заступить на территорию заокеанского суперменостроения – всё: глохнет хвалёный нанокатализатор, и супергеройский летающий автомобиль превращается в то, чем на самом деле и является – в помятую неказистую «Волгу»…
Выходя из зала, я всегда прислушиваюсь к тому, что говорят зрители. На это я обращаю большое внимание, так как верю, что первое впечатление самое честное.
Итак, выходя из зала после 'Черной молнии' народ как то притих. Не возгласов тебе, ни восторгов, ни привычных ругательств. Казалось, каждый подбирал слова. И никак не мог найти. Вот и мое впечатление стало противоречивым.
Во-первых сразу, пока не пропало желание, хочется сказать, что, да, действительно, русское кино набирает обороты. Этот процесс идет медленно, но ведь идет! Вот и в России появился первый 'фильм-комикс'. Не знаю, как на счет первого супер героя, но ни один закон жанра нарушен точно не был.
Картинка
Отмечу, что действие в начале разворачивается достаточно медленно, в первые минут 25 спецэффектов и прочего экшена ждать не стоит, зато можно весело скоротать время, подсчитывая количество рекламы в кадре. В общей сложности я насчитала 13 (!) продуктов народного потребления, снятых крупным планом. Самое главное, что свою лепту внесли как изготовители шин, так и макарон, горячительного русского напитка, жвачки 2-х банков и т.д. Самое интересное было с мобильным телефоном, эмблемой которого сразу несколько героев 'светили' на протяжении всего фильма, а у Русского Супермена он не сломался даже в воде.
Огорчает тот факт, что из фильма пытаются сделать большой рекламный ролик, не пытаясь даже контролировать ее количество.
Спецэффекты в начале фильма просто режут глаз. Казалось, что машину наложили на модель неба в старой версии фотошопа, и подрисовали на не очень дорогом планшете. Слава создателям, что в середине и конце все было идеально отретушировано и вообще, можно начинать говорить о том, что русская картинка уже недалека от своей западной, умело отшлифованной коллеги.
Актеры
Порадовало, что молодые не ударили в грязь лицом. Скажем так, они уже начинали падать, но в последнюю минуту находилось, за что удержаться. Среднестатистическое лицо главного героя часто несло железную маску, но с такой же частотой менялось на, иногда, даже хорошую игру.
Катя Старшова. Маленькое дарование, как бы не испортил ее шоу-бизнес.
Обаяния было почти так же много как в, подчеркиваю,ПЕРВЫХ сериях 'Папиных дочек'. Отсутствие драматизма в нужных моментах можно не ставить в минус, потому что девочка еще маленькая. Но, что касается ее профиля - умилительных сцен с добрыми шуткам, там она справилась на отлично.
Милая девушка, несущая бремя стереотипной студентки-отличницы ничем не удивила, но ничего с собой и не унесла. Отчеканила свою роль как следует, улыбалась очень мило, но не всегда (минус оператору) под нужным углом, ибо часто камеру ставили нелепейшим образом, так что лицо ничего не подозревающей героини перекашивало не на шутку.
Безумно понравился Михаил Ефремов. Актер старой закалки, понятно, что плохо отработать он просто не может. Считаю отличным ходом, ввести его в основной сюжет, без каких либо переплетений с основным актерским составом.
Вопрос, который не давал мне покоя, почему у всех, за исключением вышеперечисленных актеров, как на подбор большие выступающие скулы? Ответ я этому так и не нашла.
Массовка разочаровала. Можно было найти людей более профессиональных, хотя бы как в американских блокбастерах, тех, что корчат лица от боли или удивления. Было бы намного лучше, чем физиономии типа: 'Кто последний в очереди?'
Музыка
Удивительно, но во многих местах она была очень к месту, а композицию группы Salvador я даже скачала. Возможно, когда-нибудь в русских фильмах будут звучать не только самые ротирующиеся попсовые группы, но и что-нибудь свежее и оригинальное.
В целом, фильм неплохой, в частных случаях даже рекомендуется к просмотру, для меньших потерь стоит отнестись к нему как чему-то пробному, незаконченному, оставленному на рассмотрение и доработку, так как Бекмамбетов обмолвился о продолжении комикса. Надеюсь, учтет все ошибки и следующий фильм будет не просто 'продуктом массового потребления'.
К сожалению в России не рисуют комиксы. Но супер герои нужны. Особенно сейчас, когда волна экранизаций графических новелл не собирается идти на убыль. Не проблема - создаем своего супер героя. Обтягивающего гей-костюма у него не будет, ведь мы не хотим чтобы он загнулся от холода или был задавлен толпой разъяренных гомофобов. Супер сил тоже - ну какой уважающий себя 'настоящий русский мужик' (тм) верит в сверхсилы, во всякие там паутины из запястий?
Наш супер герой - это молодой парень в черном капюшоне за рулем не менее черной советской волги. Вместе они - Черная Молния. А да! Волга может летать!
А теперь вернемся к парню с паутинами из запястий - спайдермену. Умный парень, хорошо учиться, живет бедно. Влюбляется в красотку, которая общается с другим парнем - богатым. Потом у него появляются супер силы. Он охреневает, летает по городу и веселиться, начинает зарабатывать. Потом мелкий гад убивает папу и герой понимает, что 'сила - это ответственность', а комплекс вины подталкивает спасать всех без разбора. Параллельно не забывая увести красотку у богатого, но бессердечного. Время для появления главного антигероя - миллиардера и главы огромной корпорации с гениальным (и, конечно, злодейским) планом заработать еще больше. Ну и тут начинается дыщь-дыщь и пиу-пиу.
Зачем был этот краткий флешбек в историю человека-паука? Все просто. Наш бравый волгамен идет четко по его стопам. Вплоть до смерти папы, в качестве причины для начала спасительных операций по всему городу.
Отдельно хочу отметить любовную историю, ибо создатели Молнии решили развить этот момент и уйти от классического варианта, когда главная красотка сперва встречается с богатым, но не любимым, а потом уходит к бедному, но с паутинами из запястий. В волгамене все сложнее. Красотка сперва с богатым, потом с бедным, потом вновь уходит к богатому, позже снова возвращается к бедному, затем опять к богатому и уже окончательно разобравшись становиться девушкой бедного. Возможно на новую смену ее предпочтений просто не хватило времени фильма, как знать? Уверен, если ее подруги знали, об этих сменах, то окончательно они офигели, когда прямо на новогоднюю вечеринку прилетел еще и пожилой миллионер, посадил девушку в мерседес и свалил. Да с кем она, черт возьми?!
На самом деле первый российский супер геройский фильм мне понравился. Смотрел с удовольствием. Приятно, что под Новый Год у нас стабильно стали выпускать интересные качественные новогодние фильмы.
Вы смотрели фильм «Флаббер»? А «Человек Паук»? Хорошие фильмы, не правда ли?
В школе нас всегда учили, что если к положительному числу прибавить другое положительное, то на выходе мы получил еще большее положительное. Но оказывается, в кинематографе этот прием действует далеко не всегда. Самый свежий пример в подтверждение моей теории это фильм «Черная Молния», который, по моему мнение, Тимур Бекмамбетов собрал как раз из двух вышеназванных фильмов.
Вы не согласны? Хорошо, давайте разберемся. Дима Майков, по совместительству главный герой, кстати, очень напоминающий Пилу и Энакина Скайуокера , передвигается по Москве на летающем автомобиле, работающем на каком то лютом научном веществе, которым хочет завладеть богатый злодей. Где же мы это видели? Дайте-ка вспомнить.… Уж не во «Флаббере» ли? Не, ну там конечно была не Москва, да и вообще не Россия, но сути то это не меняет. У нашего Дмитрия, как и у любого обычного человека, есть Папа, в исполнении блистательного Сергея Гармаша, так вот роль и судьба его очень сильно напоминают мне Дядю Бена, нет не того с обложки риса, а дядю Питера Паркера из фильма «Человек Паук». Но одним дядей-папой наглое воровство у Голливуда не заканчивается. Все помнят, как Питер в первой картине трилогии спасал ребенка из горящего дома? Клевая была сцена? Так вот готовьтесь, тут она унылая как монотонная речь Ринаты Литвиновой. Далее у нас сцена с коляской, на которую несется автомобиль. Честно сейчас точно не вспомню в каком «Пауке» было нечто подобное, но, по-моему, во втором. А любовный треугольник Дима-Настя-Макс вам случаем не напоминает Питер-Мэри Джейн-Гэри? Рассказы очевидцев, показанные на 54 минуте – очередное воровство у «Паучка».
Я мог бы и дальше перечислять, но разве этого мало? Создаётся ощущение, что у наших сценаристов нет своего мозга. Точнее может он и есть, но запрограммирован он явно не на новые идеи, а на жалкий плагиат. Что мне еще не нравится в этом фильме, спросите вы? Пожалуй, обилие рекламы. Создатели картины вставили в неё бессовестно большое количество различных торговых марок. Радует, что это не так сильно бросается в глаза как в «Иронии судьбы: продолжение», видимо Бекмамбетов не зря ездил в Голливуд, уловил, как надо делать product placement в большом кино, но все же еще надо тренироваться.
Есть ли в фильме плюсы, спросите вы? Да, есть. Во-первых, это Сергей Гармаш, для меня любая его роль в кино это очень приятный подарок. Очень позитивный и талантливый он все-таки актер. Во-вторых, это спецэффекты. Да это далеко не «Аватар», но для отсталого, в плане технологий, российского кинематографа и это хорошо.
Безусловно, фильм понравится детям, все-таки первый российский супергеройский блокбастер. И кассу я думаю, он соберет нормальную. По крайней мере затраты на своё создание уже оправдал. А значит остаётся лишь ждать вторую часть, которая, к слову, уже была анонсирована и надеется на лучшее. Хотя может быть стоит готовиться к худшему?
Вот не пойму, почему все так набросились на этот фильм?
Да, может фильм и на такой уж и шедевр, как хотелось бы, может и сюжет всего лишь копия «Человека-Паука», но фильм довольно таки неплохой! Конечно, не для многоразового просмотра, но уж смотрится легко, есть какой-интерес!
Хотя конечно (на мой взгляд) хотелось бы, что бы личность главного злодея раскрылась только в эндшпиле фильма, но и так пойдет! Сюжет не изобилует оригинальностью и какой-то интригой, зато получился неплохой такой боевик с элементами экшн!
Не ожидал, что 'Волга' полетит благодаря нано-технологиям! Готов был магию увидеть, вмешательство НЛО, но не нано-катализатор! Это для меня было приятной неожиданностью!
Об актерах: Григорий Добрыгин сыграл весьма неплохо, я его впервые видел на экране, думаю, в будущем у него будут проекты не менее громкие! Вержбицкий же у меня после этого фильма стал ассоциироваться со злодеем раз и навсегда! Сначала «Дозоры», потом «На игре», сейчас и «Молния». По-моему фильм, где он будет исполнять положительную роль, просто обречен на провал! Зрители не поверят в его добрые намерения.
Тут многие ругали фильм за скрытую рекламу. Хм… Ну искал бы Дима людей не через «Майл. Мир» и через «ВКонтакте» или «Одноклассники», не говорили бы о рекламе социалки? Тогда через что еще ему искать людей? Через «Жди меня»? Или через фэйсбук? Или те же айфоны… Да, это бросалось в глаза, был даже один крупный план этого айфона, но это, хм, простительно! В голливудских фильмах герои пьют «Кока-Колу», катаются на Шевроле, и ничего! А то, что у Димы «Айфон» а не «Алкател» так это даже хорошо! По крайней мере у меня такая реклама не вызывает никаких негативных эмоций!
А вот Екатерина Вилкова, по-моему, просто провалила свою роль! Ее героиня не запомнилась ничем, какой-то картонный образ получился. Кроме того что она как маленькая мечется между двумя парнями, не зная кому отдать свое сердце и раздавая обещания и тому и другому, я больше ничего такого не заметил. А жаль… Эта роль одна из самых важных в фильмах, где есть любовная линия «супергерой - обычная девушка».
Ну что ж, смею предположить, что фильм неплох. Может не такой хороший, каким его пиарили, но уж точно не заслуживает столько критики! Средненький бюджет в скромный бюджет. Не более. Смотреть\не смотреть – личное дело каждого.
- Хорошо. Только давай пойдем в 'Дружбу'. Он маленький и уютный, там лучше.
- Точно.
Дабравшись до кинотеатра, узнали что там крутят только два фильма: 'Аватар' и 'Черная молния'. Поохали, да поахали вспоминая какой 'Аватар' здоровский, какое там все красивое, какой он душевный и какой Кэмерон молодец, но идти на него не захотели. Ибо все же не стоил он вторичного просмотра. На 'Черную молнию' идти опасались, ибо и девушка моя страшно привередливая, да и сам я терпеть не могу Бекмамбетова и всего что с ним связано. Но делать нечего, пошли на 'Молнию', уж больно была уютная эта 'Дружба' и сеанс утренний был. Засмотришься хоть покемонов разпоследних, при таких обстоятельствах!
Вы смотрели 'Человека-паука' от 2002 года? Тогда смотреть 'Черную молнию' вам стоит только по двум следующим причинам:
1. Фильм расслабляет. Он действительно не требует мозговой активности. Действо плавное и довольно красиво связанное. Нет такого героя, который бы вышел из уже известных вам стереотипов. Никто вам здесь не откроет новых истин жизни и не покажет творческого энтузиазма. Мажоры, гопники, студенты, алкаши... ну нет тут даже неказистых инопланетян, чтоб развлечь вас. Все это сводиться к нулевой отдаче эмоций. Картинка приятная, спокойная и я бы не сказал что это хорошо, впрочем...
2. Фильм русский. И проблемы в нем русские, герои тоже русские, а у последних, конечно же, и мысли русские. Ну, не исконно русские, конечно, но такие русские, какие обычно бывают русские в наше время. А это привело к тому, что в фильме даже есть о чем задуматься (!!!). Например о взаимовыручке, которая действительно в наше время свелась к нулю в России. Все ходят в наушниках с громкой (подчастую безвкусной) музыкой, все мозги им промывающей, и никакая бабулька не докричиться до такого молодца, если сломает себе ногу. Печально, но сейчас насилуемую девушку и крик 'Пожар!' не спасет.
Если этого вам мало, чтоб получить удовольствие от фильма вточности повторяющего сценарий из того самого 'Спайдермэна', то смотреть его не стоит. Лишняя трата времени.
Впрочем, мы не пожалели. Да, фильм оказался не новым, он оказался двойником западного супергеройского кино. Он был сереньким как глина (как серая глина естественно) на ряду с 'Аватаром', но он был таким эфемерно приятным после новогодних празднеств, и так здорово зарядил положительными эмоциями на цельных 24 часа после просмотра, что я не могу ругаться.
5 из 10
p.s.
В 'Черной молнии' нам уготовили пожалуй самую оригинальную 'смерть' для главного злодея, какую можно увидеть в современном боевике. Конечно, коль будет продолжение, то злодей обязательно вернется от туда, впрочем...
Стоит сразу разобраться с классификацией, во избежание недоразумений и лишних вопросов. «Черная Молния» - это не кино. Это эксперимент. Дорогой, просчитанный, блестящий, громкий и выпущенный специально под новый год эксперимент по внедрению в современный российский кинематограф нового для него жанра. Похожий эксперимент уже состоялся несколько месяцев назад, но тогда вместо «современной российской сказки» зрители получили маловразумительный капустник под названием «Книга Мастеров», который подчас действительно раздражал профанством исполнения.
На его фоне «Черная Молния» выглядит несравненно лучше: она хотя бы не раздражает. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что фильм вообще не старается вызывать какие-то сильные эмоции. Потому что просчитанный до мелочей механизм вызывать их по определению не способен: режиссеры Войтинский и Киселев, протеже Тимура Бекмамбетова и бывшие ассистенты на съемках разудалого и злого боевика «Особо Опасен», попросту воспользовались зарекомендовавшим себя инструментарием, действие которого было отработано уже не раз и не два, а потому и получили предсказуемый во всех отношениях проект. Предсказуемо эффектная работа оператора Сергея Трофимов, предсказуемо приличные спецэффекты, предсказуемо драматичные фортепианные наигрыши Юрия Потеенко.
Но, как теперь стало понятно, этого набора недостаточно. Нужно что-то еще. То, что помогало (и помогает до сих пор) Тимуру Бекмамбетову создавать действительно необычные, изобретательные и стильные картины, и то, чего у тандема Войтинский-Киселев нет. Возможно, это опыт. Возможно, воображение. Возможно, элементарное чувство стиля, меры и внутреннего ритма фильма. Пожалуй, последнее предположение наиболее близко к истине, так как, обладая этим чувством, можно было обойтись и без аляповатой надписи «Алмазная Башня» на небоскребе главного злодея, и без навязчивых черно-белых флэшбеков, то и дело напоминающих зрителю о важных деталях, от которых зависит текущая сцена. Бекмамбетов прекрасно обходился и без этого, но его последователи, видимо, боятся заставить зрителя думать и запоминать. Из-за этого чрезмерно-осторожного обращения режиссерская работа в «Черной Молнии» раскрывает далеко не весь потенциал сцен. Ее нельзя назвать откровенно-плохой, но в ней нет уверенности, нет того голливудского задора и полета воображения, который при создании фантастических фильмов необходим.
Возвращаясь к теме просчитанности и предсказуемости «Черной Молнии», никак нельзя не пройтись по сюжету и персонажам. Они почти подчистую «списаны» с западных аналогов, что, впрочем, в отсутствие полноценной сформировавшейся национальной комикс-культуры, неудивительно. В рамках «первого отечественного кинокомикса» это можно даже счесть достоинством – ведь нужен же эффект узнавания. Есть узнаваемый главный герой – трудолюбивый студент с волевым взглядом, вечной нехваткой денег и столь же вечной любовью к первой красавице курса, которая как назло предпочитает его богатого друга. Есть узнаваемый антагонист – коварный и оснащенный по последнему слову техники бизнесмен с внешностью (вот уж узнавание, так узнавание!) главного злодея всея кинематографической Руси Виктора Вержбицкого. Есть узнаваемые персонажи второго плана: бездомный пьяница Михаил Ефремов, мудрый и честный отец Сергей Гармаш, лысый ученый с глазами навыкате Валерий Золотухин. Есть, наконец, узнаваемые повороты сюжета: студент получает в подарок раритетную «Волгу», обнаруживает сокрытые в ней технические способности, сначала пользуется ими в материальных целях, затем теряет по собственной глупости отца и, дабы искупить себя в глазах собственной совести, начинает повсеместно творить добро. Есть узнаваемая развязка: когда активная деятельность героя ставит под угрозу планы злодея, он похищает его девушку и устраивает показательную перестрелку над новогодней Красной Площадью, в ходе которой зло терпит поражение и запускается в стратосферу в своем летающем «мерседесе».
Казалось бы, узнаваемость уже начинает переходить в банальность. Но у 'Черной Молнии' есть один контраргумент, который создатели фильма могут выдвинуть против тех, кто обвиняет их в отсутствии оригинальности – собственно, «Черная Молния», летающий Газ-21. Вы где-нибудь уже видели летающий Газ-21? Вот, оригинальность! Но здесь сокрыт подвох, о который начисто ломается основная концепция фильма. Во всем мире машина не становилась героем кинокомикса исключительно потому, что машина сама по себе не подходит на эту роль. Машина слишком громоздка, она неудобна в управлении, она не приспособлена под различные экстремальные ситуации, а потому просто не может быть использована в качестве эффективного средства борьбы с преступностью. Из-за этого все сцены, собственно, борьбы с преступностью выглядят довольно нелепо. «Волга» влетает в горящую квартиру через окно и умудряет развернуться среди горящей мебели. «Волга» толкает в бок угнанную инкассаторскую машину, чтобы ее перевернуть в нескольких метрах от невинной мамаши с ребенком. Наконец, фирменный прием: «Волга» снизу поддевает вражеский транспорт, подбрасывает его в воздух и толкает вверх бампером. Да, для кинокомиксов отрицание законов физики вполне естественно, но в «Черной Молнии» это отрицание выходит на какой-то совершенно новый уровень, что не делает ей чести.
Можно ли что-то еще сказать про фильм, серьезный изъян которого заложен уже в его идее? Пожалуй, можно, и, дабы не очернять «Молнию» окончательно, сказать хорошее. В фильме есть несколько неплохих актерских работ: в основном это касается представителей старшего поколения, но и исполнитель главной роли – дебютант Григорий Добрыгин – выступает довольно уверенно и даже демонстрирует определенное обаяние, что, опять же, у молодых актеров в современном российском массовом кино встречается удивительно редко. И если Добрыгин захочет продолжить свою карьеру как актер именно этого жанра (а продолжение «Черной Молнии» уже обещает появиться на будущий Новый Год), со временем, он, вполне вероятно, сможет добиться значительного успеха и создать настоящий образ российского супергероя.
Пока же и с супергероями, и с кинокомиксами вообще в России дела обстоят не лучшим образом. Причина этому, скорее всего, заложена в вопросе «а нужен ли вообще отечественному массовому кинематографу жанр кинокомикса?». Да, на западе он работает успешно и на сегодняшний день в нем создаются серьезные и высококачественные произведения, вроде «Темного Рыцаря» Кристофера Нолана и экранизаций Алана Мура. Но стоит понимать, что в Америке на создание комикс-культуры ушло почти сто лет. В России же «Черная Молния» и схожие с ней по духу эксперименты скорее формируют другой жанр – «дорогое новогоднее кино». Жанр очень странный и необычный, в чем-то очень глубоко национальный, так как волею судеб Новый Год для русского человека – праздник почти священный. Но если уж Тимур Бекмамбетов положил этому жанру начало, то пусть печется о его развитии не только деньгами, но и собственным опытом и режиссерским видением. Без этого прогресс навряд ли возможен, так как коллективы, подобные Киселеву-Войтинскому, будут просто проходить по одной и той же дорожке десятки раз, пока, наконец, на ошибках не выработают что-то свое. Практика, конечно, еще никому не мешала, но под Новый Год хочется чего-то более душевного и менее машинального. Хочется чуда. А чуда нет – «Волга» не летает.