'Все страхи Бо' - трехчасовая шизоидная одиссея городского чудака, от которой вам будет максимально некомфортно
Люди отличаются друг от друга не амбициями, не характером и уж тем более не мечтами. Различными их делает страх. Новый фильм Ари Астера - лабиринт из персональных ужасов и пугалок. Его то ли зеркало, то ли просто странноватое альтер-эго - некто Бо (безумно крутой и выверенно жалкий в этой роли Хоакин Феникс).
Бо боится своего ужасного района. Боится обнаженных людей на улице, бегающих за ним с заточкой. Боится оставлять ключ в дверях. Боится расстроить маму. Боится маму. Боится, что с крыши соседнего здания кто-то суициднется. Боится ядовитого паука под кроватью. Боится умереть от первого секса. Боится проспать самолет и захлебнуться в ванной. А еще боится странного соседа, который зачем-то постоянно сует записки под входную дверь Бо. Каждый страх Бо - это часть лоскутного фильма, визуализированная фантазией режиссера
На три часа нас одели в кандалы и заставили сидеть в кресле психотерапевта чудаковатого городского сумасшедшего. Три часа мы ныряем по глубинам подсознания, постоянно ерзая от непрекращающегося чувства дискомфорта. Каждую минуту ты ждешь, когда же уже этот жутко утомительный фильм выйдет на финишную прямую. Но за каждым углом безумия открывается новая мультивселенная, погружая нас в еще более странный и страшный этюд.
Глобально 'Все страхи Бо' - учебник для начинающих психологов. Герой Феникса, как кажется, собрали все основные девианты. Тут в полной мере есть Эдипов комплекс, сексуальные фобии, страшные деформации благих побуждений, бытовая брезгливость, социальная импотенция.
Бо - герой максимально живой. Он не только боится, он еще мечтает и размышляет. Чего стоит только полноценный анимационный фильм в середине второго часа, когда убегающий от ветерана операции в Каракасе с посттравматическим синдромом Бо застывает среди лесных сектантов в мысли, а что если бы его жизнь все-таки имела смысл.
Ари Астер снял очень еврейский фильм. В этом возможный ключ его автобиографичности. Это не то доброе и немного ехидное еврейство, которым любит злоупотреблять тот же Вуди Аллена (знаменитая сцена критики иудеев из 'Разбирая Гарри'). Ари Астер подходит к делу ортодоксально. Талмуд значит Талмуд. Не любите евреев и имеете сотни предубеждений? Получайте, заслужили.
'Все страхи Бо' - крайне сложный, крайне мучительный и крайне авторский фильм. Ари Астер то ли высмеивает Фрейда, то ли преклоняется перед ним. Последняя сцена финального судилища - еще одно переосмысление Кафки. Только ключи от Замка в руках мамы, вспоминающей сыну обидки прошлого - недонесенный до нее подарок или сказанные не те слова на ночь.
Астер работает на стыке двух очень разных жанров, но работает специфически. И слов 'хоррор' или 'комедия' явно недостаточно для этого действа. Хотя в фильме очень много смешных сцен (от той, где Бо рассказывает детям, что никогда не занимался сексом, наступает истерика). А что вас ждет на чердаке в доме мамы...
В конце концов, понять этот фильм - невозможно. Как и невозможно рационально объяснить, кто такой Бо и что такое его страхи. А вообще можно ли рационально объяснить страх? Попробуйте на своих. Только не тех, о которых вы бы сказали в интервью модному ютуб-каналу, а потаенных. Истинных.
И в этом смысле 'Все страхи Бо' - попытка достичь иррационального. Постичь необъяснимое. Остаться в вечности для каждого из нас проще именно невыразимым, иррациональным. Например, страхом. Представьте, вас не станет, а ваши страхи останутся навсегда. И лишь по ним вас будут помнить, лишь благодаря им вы будете отличаться от миллиардов других. Страшно? Страшно.
Это шикарный фильм. Он наверняка получит заслуженные награды.
Но чтобы его лучше понять, желательно сделать две вещи:
1) Понять, что весь фильм - метафора. То есть происходящее на экране не надо воспринимать реально, а смотреть через призму образов и метафор.
2) Немного знать о психологии. Потому что это поможет лучше ощутить моменты и ситуации, многие из которых буквально отображены в трудах.
Сделав это, вы получите огромный кайф от просмотра.
Все страхи Бо - это фильм о том, к чему могут привести страхи человека. Что человек может настолько бояться ВСЕГО, что и смысла жить-то нет.
Ари Астер использует гиперболы, преувеличение все возможных страхов человека - от страха заболеть раком до страха брать ответственность. Он за три часа со всех сторон показывает, как страхи уничтожают человека.
Большая роль уделяется родительскому контролю и поэтому в том числе фильм очень актуален именно сейчас. Картину можно (и нужно) показывать родителям, показывать детям, просто разбирать на составляющие - настолько в ней психологических моментов.
И всё это Ари Астер собрал в сочную, красивую, трогательную, фантасмагорическую историю. Он не душит сложной темой - страхи и родительский контроль - а показывает её где-то через чёрный юмор, где-то через драму и ужасы. И после просмотра не остаётся ощущения безнадежности.
Астер проделал огромную работу - от идеи страхов до воплощения, где задействовано большое количество способов показать (пусть ярко преувеличенно) страхи. Все сцены, слова, кадры играют в одном ансамбле и вызывают разные эмоции, от смеха до шока. Всё на своём месте и не забывайте об актёрах, которые (особенно, Хоакин) живут этим.
Это шикарнейший фильм, которых сейчас мало. Красивый визуально, искусный в подаче и знающий в психологии. Элементы на своих местах, полотно о страхах раскрывается перед зрителем.
Главное - не бояться смотреть и не бояться сначала не понять, а исследовать и оценить, что хотел этим показать режиссёр.
Максимально непростое путешествие... И настоящее, бескомпромиссное творчество.
Фильм 'Все страхи Бо' Ари Астера... Честно, давно уже никакое кино меня не 'выкидывало' настолько, поэтому решил поделиться. И сложно говорить без спойлеров, да и не нужно (я рекомендую не читать рецензии и обзоры на фильм до просмотра - и не смотреть трейлер - впрочем, как и всегда), поэтому буду говорить именно о собственных впечатлениях.
Ари Астер уже успел состояться и привлечь к своим работам интерес за счёт фильмов 'Солнцестояние' и 'Реинкарнация', но, кажется, 'Все страхи Бо' (в оригинале 'Beau Is Afraid', дословно 'Бо боится') - это самая монументальная и искренняя картина Ари. Жанры фильма где-то описываются как, например, 'хоррор' или 'чёрная комедия', но ни то, ни другое не верно: этот фильм за пределами жанров, сюрреалистичная смесь всего, но смешанная умышленно - и при этом целостно. Да, во время просмотра в паре моментов у меня была улыбка, но именно в тех моментах, где смех не подразумевается, от абсурдности наслоений и всего происходящего (которые действительно умышленны) - это больше похоже на пост-истерическую улыбку принятия происходящего. И от хоррора тут ощущение ужаса, когда становится жутко от осознания того, что и происходящее в эпизодических моментах сюжета, и то, о чём сам фильм - это лишь слегка гиперболизированная реальность, но всё-таки это не больная фантазия режиссёра, и всё это существует на самом деле.
И как говорит слоган: 'Из его самых тёмных страхов исходит величайшее путешествие' (в российском прокате почему-то локализовали как 'Не надо бояться величайшего приключения', что несёт уже другой смысл), этот фильм - действительно путешествие, но путешествие очень и очень нелёгкое. И дело тут не в хронометраже в 3 часа (изначально Ари Астер планировал длительность в 4 часа) - тут нет никаких 'провисаний', фильм ведёт за собой. Это именно тяжёлое путешествие по посылу, который раскрывается постепенно, и этим действительно чем-то напоминает вывернутую одиссею, с духом греческих трагедий.
И всё происходящее и сменяющее друг друга в фильме в параноидально-сюрреалистический коктейль - это в первую очередь оболочка, которая играет с чувствами зрителя, вводя его в состояние дискомфорта, но на самом деле призывающая откинуть стандартное восприятие и прикоснуться к сути. Этим 'Все страхи Бо' отчасти пересекается с фильмами Ларса фон Триера, который сознательно и методично раздражает, вводит в максимальный дискомфорт внешними образами (как, например, максимально детализированное насилие в 'Доме, который построил Джек' или максимальная демонстрация физиологии в 'Антихристе' и 'Нимфоманке'), но по факту эти образы лишь направлены лишь на то, чтобы откинуть их - и увидеть то, что ЗА ними.
И сюрреалистичный нарратив 'Всех страхов Бо', со всей гротескной абсурдностью и параноидальностью - именно такой приём, приглашающий откинуть всё и разглядеть, почувствовать суть. И ещё фильм пронизан духом театральности - к слову, настоящий театр как раз и призван не развлекать зрителя, а проводить через состояние дискомфорта к катарсису. И поэтому самый правильный способ - отдаться этому путешествию, принимая всё происходящее и изредка слегка нервно улыбаясь - и подходя к самому финалу. А потом - финал.
И не хочется говорить о технических деталях, но да, Хоакин Феникс действительно гениален (хотя для широкой публики он стал по-настоящему заметен только после 'Джокера'). И говорить лишнего не хочется - тут всё говорит за себя.
И саундтрек от Бобби Кролика делает всё полотно ещё более целостным (к слову, Бобби очень сильный музыкант, и под именем The Haxan Cloak он записал два альбома в 2011-м и 2013-м, которые очень люблю, но, к огромному сожалению, Бобби предпочёл пути сольного экспериментального артиста коммерческий путь саунд-продюсера для поп-артистов (от Bj?rk до Troye Sivan и Khalid) и автора саундтреков для фильмов, сериалов и игр (как ещё один мой любимый ранее музыкант Бен Фрост)).
Но как бы то ни было, Бобби писал в том числе и сандтрек для предыдущего фильма Ари, 'Солнцестояние', и во 'Всех страхах Бо' вся музыка максимально... гармонична (или же, наоборот, дисгармонична).
Но всё же самое главное - то, что дарит и к чему подводит сам фильм. Смотря его в кинотеатре, я слышал пару раз перешёптывания в духе 'Что вообще происходит?!' Но в конце эти же зрители были так же 'выкинуты' - и парень, приходя в себя, говорил своей спутнице: 'Я сейчас, кажется, в абсолютной прострации...' И как бы банально это ни звучало, именно это я и испытывал, когда в абсолютной тишине шли титры, а не хотелось не то что вставать, а какое-то время просто 'возвращаться' в себя, лишь с определённым усилием потом...
И тут и то, что красной нитью проходит через фильм к финалу, и то, что спрятано гораздо глубже (к слову, в фильме очень много важных моментов и фраз, которые, казалось бы, не связаны с основным... 'сюжетом').
И я не могу рекомендовать этот фильм всем - при том, что это действительно монументальная, глубокая и искренняя работа, без коммерческих и компромиссных заигрываний со зрителем, она без лишнего пафоса явно не будет понята и воспринята большей частью зрителей. Но если вы хотите воспринять нечто необычное и вместе с тем чистое и настоящее - я рекомендую вам отдаться этому очень непростому путешествию. Именно такое бескомпромиссное, настоящее, вырывающееся изнутри творчество и можно назвать Искусством. И ради такого - и благодаря такому - эта Жизнь действительно имеет настоящую ценность.
'Все страхи Бо' - это фильм, который действительно весьма необычен и подходит не для всех зрителей. В отличие от традиционных фильмов, которые строятся вокруг сюжета, 'Все страхи Бо' сконцентрирован на эмоциональном состоянии главного героя и на его внутреннем мире. Фильм не имеет четкой структуры, и сюжет развивается не так, как мы привыкли это видеть в других фильмах.
Главный герой фильма - Бо, мужчина, который страдает от фобий. Он пытается найти способ справиться со своими страхами и пробует различные способы лечения. Однако, вместо того, чтобы рассказывать об их успешности или неудаче, фильм просто показывает красивые кадры, которые описывают внутреннее состояние Бо.
Актерская игра Хоакина Феникса заслуживает отдельного упоминания. Он прекрасно играет Бо и передает его страхи и борьбу с ними весьма убедительно. Он также справляется с задачей выразить эмоции и настроения через жесты и мимику, так как фильм основывается больше на визуальных образах, чем на диалогах.
'Все страхи Бо' длится более трех часов, и это может показаться слишком долгим для некоторых зрителей. Но такая продолжительность фильма помогает создать глубокое и детальное погружение в мир главного героя и лучше понять его эмоционального состояния.
Фильм содержит красивую музыку и потрясающие кадры, которые создают особую атмосферу и углубляют внутренний мир главного героя. Но фильм больше о визуальном изображении, а не о сюжете, он может быть неимоверно скучным и медленным для некоторых зрителей.
Резюмируя, 'Все страхи Бо' понравится не всем. Он необычен своим подходом к повествованию, визуальным стилем и продолжительностью. Если вы готовы с головой погрузиться в мир главного героя и оценить необычный подход к созданию фильма, 'Все страхи Бо' станет для вас настоящим открытием.
Критики фильма, коих немало, в качестве основных критических поинтов называют разнузданную затянутость, однообразное заигрывание с фрейдизмом и любовь, почти с тем же фрейдистким остервенением, режиссера Ари Астера к бесконечному унижению своего главного героя. От себя еще добавим и фигуру Хоакина Феникса, который сроднился с ролью Джокера.
«Все страхи Бо» вполне можно было бы назвать «Джокер 2» или «Джокер. Начало» или как-нибудь еще по-модному. Однако там и «настоящий» Джокер тоже на подходе. Как бы Феникс совсем не сошел с ума, изображая сумасшествие.
Но Бо все-таки выбивается из привычного размеренного ритма обычных или блокбастерных картин. В первую очередь, практически ничем не ограниченной творческой фантазией Ари Астера. Сделав имя на «Солнцестоянии» и «Реинкарнации» Астер ворвался в мир больших кино-возможностей. Что-то подобно случилось с Дамьеном Шазелом в «Вавилоне». Только работа Астера не кажется такой хаотичной. Автор-создатель превращает «Все страхи Бо» в американские горки, буквально состоящие из трех или четырех отдельных фильмов, но поразительно перетекающие из одного в другой.
Иногда вагонетка нездоровых отношений Бо с матерью минут 15 катится нестерпимо медленно, но только для того, чтобы в следующие 10 чувство дискомфорта и страха разогнали сердцебиение до предельных значений.
Сложно назвать фильм развлечением. После трех часов бошных терзаний, откровенно говоря, хочется забухать. Вряд ли такое кино стоит рекомендовать людям, которые хотели бы отдохнуть.
Притом не сказать, что Астер сделал свой кабинет страхов надмозговым. Давящая женская фигура над малюсеньким человечком — довольно понятный лейтмотив миллиардов мужчин. Причем речь идет не только о как-таковой матери. У Бо одинаково плохие отношения со всем миром, просто мать в себе собирает всего его фобии и замыкает на себе.
Такую картину с полным правом можно назвать искусством, которое выворачивает наизнанку, провоцирует, даже оскорбляет. Одновременно с этим, раскаченная психика зрителя не понимает — тут бояться, плакать, смеяться, грустить или просто уже выйти из зала? Там самая затянутость кажется просто необходимой, чтобы подчеркнуть тот внутренний, да и внешний ужас, в котором живет Джок...простите Богдан, ладно — Бо.
Просмотрев все трейлеры перед просмотром, думал, что этот фильм будет гораздо спокойнее, чем остальные работы Астера, однако после окончания сеанса убедился в противоположном. Фильм произвёл сильнейшее впечатление, которое даже не позволило сразу после просмотра сформулировать мнение об увиденном.
Надо отметить, кто бы что не говорил, этот фильм снят невероятно качественно. Картинка у него весьма отличительная и запоминающаяся, хоть и кому-то она может надоесть за три часа. Хоакин Феникс играет бесподобно. Иногда происходящее в кадре немного неестественно, возможно, абсурдно, но это придаёт картине свою особенность. Фильм держит зрителя в напряжении от самого начала, до самих титров.
Надо отметить, Ари Астер в своём произведении показал гораздо больше, чем кажется обычному зрителю. Помимо темы отношения с матерью и воспитания, фильм повествует об обществе, как в целом, так и отдельно о разных типах людей. О том, что люди порой не видят и не понимают очевидного, потому, что слушают других или не слушают никого. О том, что дьявол может крыться в деталях, а может так только казаться.
Такое кино не станешь рекомендовать всем подряд, оценить его способен отнюдь не каждый, но, уж поверьте, впечатление оно произведёт неизгладимое.
Цитируя одного уже ушедшего от нас репера: «В утробе мне было отлично, а потом...»
Если вы, зная режиссера «Солнцестояния» и «Реинкарнации», идете в кино за очередным 'сложным' ужастиком, то забудьте. Кинопоиск обманывает, в строке жанра указывая на хоррор. В первую очередь это мрачная (сюрная) комедия, драма, и только потом ужасы, и то лишь те, что исключительно в голове. Монстры для «Бо» - люди, а пугают его собственные невротические мысли, но реальная угроза жизни и правда есть - убивают здесь человеческие органы(!), и вы уже догадываетесь, какие! А еще это роуд-муви, только приключение не по местности или даже событиям, а внутреннее, длинною в жизнь. Сам Астер поясняет в интервью: «Если ты родился человеком, это уже хоррор». Все, что сближает «Все страхи» с его хитовой «Реинкарнацией», - это преемственность, сквозная тема семьи, место индивида и его жизни в ней. Такое чувство, что он продолжает рефлексировать по своей материнской линии, обожествляя и демонизируя своих бабушек, мам и сестер тоже.
Фильм сложный по структуре, нагроможденный деталями, и хотя бы уже поэтому 3-х часовая продолжительность может помешать получить цельное удовольствие. Из-за того, что он в большей степени метафоричен и похож на сновидение или наркотический трип, имея лишь условную сюжетную линию, может казаться, что слишком затянут. Ведь некоторые сцены без должного внимания и анализа не имеют видимого смысла, и можно было бы обойтись без них. Но, нет, все сцены имеют смысл, и по мне его, как раз таки, наоборот, слишком много. В какой-то момент фильм становится будто сам родителем, и зрителю, как ребенку, начинает разжевывать этот смысл, который он в первой половине подавал через действие. В нем буквально есть притча, и зачем-то посыл после еще проговаривают, тогда он начинает подбешивать. Будто Астер почитал отзывы на свои предыдущие картины, где люди жалуются на сложность и символизм, и здесь решил еще больше навалить символизма и образов, но с объяснениями в конце для самых маленьких. Вот есть персонаж, вот он боится жизни, боится жизни из-за этого, последствия вот такие. Спасибо, это будто мне снится сон, и в том же сне я лезу в «Толкование сновидений» Фрейда смотреть, о чем мне этот сон снится.
Но еще больше это похоже на детектив, когда в финале Пуаро нам начинает рассказывать, что произошло на самом деле. Забавно, кем оказывается главный злодей и кем сам детектив. Но конечный вопрос, а кто по итогу виноват, решается лишь отчасти.
Но, что не отнять у «Бо», так это его занимательные «страхи», способность удивлять и расшатать нервы даже самого стойкого киномана. Перевалив за экватор, устаешь, хочется уже титров финальных, но за поворотом - очередная удивительная дичь/персонаж/сцена, которая разряжается в тебя мощной символической струей. А на финальных титрах люди в зале, ерзавшие на быстром старте весь последний час, уже с неохотой и некоторым скорее довольным бурчанием покидают свои места, надеясь хотя бы на сцену после титров. Потому что безумно, необычно, интригующе-весело и залипательно, киногипноз работает и оторваться от такого сюра сложно. Да и за 3 часа уже настолько привык к угрюмому лицу Феникса и через 'такое' с ним прошел, что прямо породнился и расставаться с ним не хочется.
Ари Астер, режиссер «Реинкарнации» и «Солнцестояния», – это человек, давший глоток свежего воздуха практически мертвому жанру ужасов, скрестив его с арт-хаусом. Ремесленник нечасто радует нас новыми работами, поэтому его новый фильм «Все Страхи Бо» можно считать событием. Тем более, Астер работает в новом для себя жанре, поскольку фильм – черная комедия, лишь с элементами хоррора. Вдобавок, это самый длинный фильм Ари, идущий три часа, а ещё это самый высокобюджетный фильм A24 за всё время. Ну и в главной роли – Хоакин Феникс, имя которого на постере эквивалентно гаранту качества.
А теперь сложите это все вместе: трёхчасовая арт-хаусная черная комедия с бюджетом в 60 миллионов, снятая одним из главных авторов в современном кино, с легендарным Фениксом в главной роли – если для вас арт-хаус это не «кино, где непонятно», то этого уже достаточно, чтобы бежать за билетами.
Сюжет рассказывает про Бо, который боится буквально всего: и проглотить каплю Листерина, и не запить таблетку водой, и даже заняться любовью, поскольку думает, что всё в мире способно убить его. Бо практически не выходит из дома, боясь ужасов, происходящих вокруг.
Сначала стоит сказать о мире, в котором происходит действие фильма – это максимально гротескное и гипертрофированное изображение реальности, где у главного героя за окном буквально происходит резня, люди прыгают с крыш, по улицам голышом бегает маньяк, все убивают, режут и насилуют друг друга. «Бред» – скажут многие, но вы на главного героя взгляните. Он – забитый и боящийся всего человек, потому и видит мир как что-то абсолютно ужасное и жестокое, и через подобную чернуху режиссер и передает его страх, позволяя увидеть картину мира глазами Бо, тем самым эффект присутствия только усиливается. Да и творящаяся чернуха в фильме подана намеренно утрированно и несерьёзно, поэтому она не пугает, а забавляет.
Астер во «Всех Страхах Бо» выжал все соки из своего креатива и как режиссер, и как сценарист.
Как режиссер, он снял невероятно красивый фильм, в котором визуал служит дополнительным рассказчиком истории, которая во многом раскрывается не прямо через диалоги, а посредством образов и символов. Форма фильма постоянно претерпевает изменения, под стать происходящим событиям – то это комедия абсурда, то кровавое побоище, то вообще сказка, то дикий сюр и хоррор, а в конце всё это сливается воедино, превращаясь в смесь из иносказаний, символов, подтекстов, образов и смыслов, доводя безумие фильма до пика – исключительно в хорошем смысле – и, достигнув своего мощного катарсиса, черная комедия становится очень тяжелым фильмом, оставляющим с грустным послевкусием и головой, полной мыслей.
А, как сценарист, Ари закрутил историю, наполнив её кучей взаимосвязанных мелких деталей, закидав зрителей вопросами, ответы на которые даются неспеша и постепенно, давая время подумать и углубиться в фильм. Радует и что в конце Астер-сценарист не вываливает на нас ответы, а лишь намекает на них, задавая наводящие вопросы, полную картину приходится составлять самому, и многие моменты можно трактовать по-разному, хотя общий замысел фильма понятен.
В ленте вообще хватает множества сюрреалистичных и странных образов, каждый из которых что-то символизирует и глубже раскрывает главного героя и темы, поднятые фильмом.
В частности, фильм показывает жестокость человеческой натуры, рассуждает об Эдиповом комплексе, цикле семейного насилия, которое переходит из поколения в поколение. Но главная тема фильма – это тема душевной травмы и её влияния на человека, которая раскрывается не только в главном герое, но и семьи приютившей Бо, его матери и, конечно, самого Бо, который из-за отсутствия в его детстве матери, просто любившей его без каких-либо условий, начал терять свою личность, на фоне регулярного эмоционального насилия начались сомнения в собственной мужественности, страх всего на свете и проблемы с сепарацией – и это все в комплексе окончательно стерло идентичность Бо. К этому ещё и прибавляется ужасающее чувство вины, внушенное его матерью.
Фильм показывает и то, какой бы могла сложиться его жизнь без страхов и самоунижения, но проблема в том, что он боится переступить через свой страх, как раз из-за всего вышеперечисленного.
Отсюда вытекает управляющая идея фильма о том, что любовь должна быть безусловной, бескорыстной, родитель должен любить ребенка просто так, а не пытаться подогнать его под свои стандарты. Подобная «условная любовь» просто-напросто ломает совсем маленького человека и разрушает его личность, парализуя на всю оставшуюся жизнь. Поэтому в конце, даже разделавшись с матерью, Бо всё равно тонет в собственном чувстве вины, которое никогда не отпустит его.
Ну а сыграл Бо, как было сказано, блистательный Хоакин Феникс. И эта роль – очередной его бенефис. Хоакин вновь играет сложного персонажа и растворяется в нём, вжимая педаль актерского таланта в пол, он от начала фильма и до его конца поражает своей гениальной игрой. В каждой сцене он отдается роли на полную, а сложных сцен тут достаточно – весь фильм – это сплошная сложная сцена, и Феникс просто божит в нём, не позволяя оторвать глаза от фильма все три часа.
Я очень хочу, чтобы Хоакин получил хоть номинацию на «Оскар», потому что роль во «Всех Страхах Бо» – это очередная вершина его актерского мастерства.
А ещё, «Все Страхи Бо» – это очень эмоциональное кино. Не только в смысле, что на нем грустно, а буквально эмоциональное – во время просмотра испытываешь весь спектр эмоций: и смех, и шок, и грусть, и недоумение, и страх, и тяжесть под конец.
Среди прочих фильмов Ари Астера этот понравился мне больше других. Дело и в Хоакине Фениксе, и в удачном смешении жанров, и в визуале, и в глубине.
Трёхчасовой постхоррор подошёл к концу. Неоновые лампы неторопливо осветили пространство, по огромному экрану от пола к потолку поползли титры. К финалу кинозал будто предстал моргом: могильный холод, мертвецкая тишина, полуживые зрители и послевкусие метафизической смерти. Режиссёр фильма добился радикального эффекта, как и было задумано.
С восьмого места в пятом ряду я провожала взглядом уползающие с экрана имена и сказала вслух единственное, что крутилось на языке: «Звездец, а не фильм».
Звездец, а не фильм. Вот уж точно. Только матом.
Со мной согласились присутствующие в зале. Нас осталось четверо. Были ещё двое, но не вытерпели тяжести сюжета и покинули чат где-то на первой половине фильма.
Поди пойми: фразой, произнесённой вслух, я выразила восхищение или сожаление, что не купила билет на что-нибудь другое в прокате? А что подразумевали соседи по рядам, согласившись с высказыванием? Да что вообще беспрерывно происходило на экране три часа?
Это был хаос, господа. Психоз. Безумие глазами героя — больного человека по имени Бо, который боится всего на свете. И после просмотра, безусловно, пищи для размышлений осталось достаточно.
Итак, по порядку.
Покупая билет на фильм «Все страхи Бо» (Beau Is Afraid), я подозревала, что лицезреть новую картину от режиссёра «Солнцестояния» мало кто захочет.
Что и говорить, если на третий день премьеры билеты были доступны вообще на любые места? Во всех кинотеатрах. В поле перекати-поле и то — живее. Этот грустный факт утверждал: либо все киноманы люто отмечали майские праздники, либо фильм совсем уж на любителя.
Так оно, собственно, и оказалось. Тяжеловатой вышла картина Ари Астера, но тяжесть — не значит слабость.
К фильму приписывают ужасы, драму и комедию. Всё сразу. Но по существу это один из самых сюрреалистичных, трагикомичных и абсурдных постхорроров без кровькишкираспи***асило, без туалетного юмора и банальностей, без поворотов, которые предугадываешь ещё до похода в кино.
Здесь всё серьёзно. Как в тех странных фильмах и сериалах, после которых ещё час тупишь в стену и не понимаешь, что это вообще было. Типа «Треугольника», «Тьмы», «1899», «Мамы!», «Солнцестояния», «Врага», «Мэнди» и прочих аналогов.
По фильму (без спойлеров).
Бо — сын очень богатой женщины. Он вырос в условиях постоянной опеки. Ощущая угрозу во всём на свете, стал отчаянным панофобом и невротиком. Боролся со своими переживаниями, пил лекарства, а потом случилось непредвиденное... и началось. Понеслось по полной, успевай догонять.
Этот фильм о поступках людей, угнетенных чувством вины, страхами, гиперопекой, равнодушием, насилием и бедами с башкой. Помножив всё на большие деньги и матриархат, Ари Астер поведал нам историю токсичной семьи, которая погрязла в ядовитой паутине из тайн и обид и вышла за пределы разумного. Между делом он потрогал за причинные места второстепенных персонажей, к слову, не менее интересных.
Рекомендации к просмотру.
Если вы психотерапевт — возьмите блокнот и карандаш, от первой до последней сцены следите за состоянием Бо и абсурдом вокруг. Фабула бреда наведёт на интересные заключения.
Если вы писатель или сценарист — тоже фиксируйте заметки. Следите за нарастанием сюжета, напряжением, контрастами, воспоминаниями, художественными образами и зеркальными сценами, а главное — твистами. Вы зацепите приёмы или идею для своих работ, точно говорю.
Если вы любитель ужасов, чёрного юмора, трэша или боевиков, то не смотрите «Все страхи Бо». Фильм больше похож на артхаус, смешанный с тёмными жанрами кино. Пожалев, вы покинете кинотеатр раньше и с ностальгией посмотрите на плакат четвёртого Джона Уика. А если смотреть планируете по завершении проката — наверняка нажмёте «стоп» и выберете фильм более подходящий.
Но если вы любитель пситриллеров, интеллектуальных хорроров и сюжетов, после которых можно словить ступор и своеобразно преисполниться — смело смотрите фильм. Без блокнотов, карандашей, попкорна и колы. Без друзей, которые хотят мяса (отправьте их в соседний зал на просмотр «Проклятия Лиззи Борден» или порекомендуйте «Судную ночь»). Расположитесь поудобнее в кресле. Наслаждайтесь. Вы ничего не поймёте, но понимать и не нужно. Ари Астер размозжит вам голову, и вам, вероятно, это понравится.
Фанаты «Джокера» 2019 г. также будут рады вновь увидеть Феникса в отбитой роли (правда, он неплохо так раздобрел) и услышать озвучку Андрея Вальца — голоса русского Артура Флека. Лично я кайфанула.
9 из 10. Балл снимаю за растянутую середину фильма, которая задерживает развитие основного сюжета и чутка выматывает зрителя.
Ари Астер - режиссёр, которого я никому не стала бы рекомендовать. Во-первых, потому что после его фильмов весь зал встаёт с тяжким вздохом и словами 'Наконец-то эта тягомотина закончилась'. Во-вторых, Ари наполняет свои фильмы скрытыми смыслами и пасхалками, отчего истинный смысл картины приходит на последнем получасе просмотра. Если приходит, конечно, потому что большая масса зрителей до сих пор наивно видит в 'Солнцестоянии' фильм о секте. На то, что 'Все страхи Бо' заставит пощелкать ваши мозговые орехи, указывал откровенно триповый трейлер и трехчасовой хронометраж. Кого-то оба момента отпугнут, но я с маниакально горящими глазами, аки завирусившийся в этих ваших интернетах мальчик, сказала: 'Офигеть, давай!' Ни о чем не жалею.
Фильм и правда необычный, если такой слабый эпитет вообще подходит к работам Ари Астера. Начавшийся как бред сумасшедшего, фильм плавно перетекает в адреналиновый трип, меняясь на драму о потерянном ребёнке и завершаясь философской аллегорией. И если первый час можно списать на побочный эффект таблеток, которые, как конфетки, жуёт наш герой Бо, то далее начинается откровенная 'ариастеровщина'. И именно это 'далее' мне зашло больше всего.
Бо боится пить таблетки без воды, оставить квартиру не запертой, наркоманов, закрытых дверей, воды, воспоминаний, опоздать на рейс (продолжите список любой фобией). Но откуда все его страхи? Нет, перед нами не стандартная история бедного-несчастного мужика, который дожил до благородных седин, но остался нулём без палочки. Скорее, нам показана история среднестатистического человека, живущего в коконе из страхов и сомнений. И если Бо (читай - любой человек) боится мелочных вещей типа прогулки до соседнего магазина, то моменты более глобальные его отчего-то не пугают. Он не остаётся вариться в собственном соку, а отправляется в путешествие по закоулкам собственного бессознательного. В определённый момент становится понятно, почему Бо - это Бо. Тут вам и темы созависимых отношений, и родитель-абьюзер, а если пережевывания болезненных тем вам мало, то Ари Астер приготовил посыпку из психологического инцеста. Каждая из вышеозначенных тем показано настолько детально (а порой даже мерзко), что невольно щуришься и желаешь сбросить с себя повествование, как Бо - браслет слежения. При этом Астер, взяв такую традицию в 'Реинкарнации' и уже названном 'Солнцестоянии', нещадно спойлерит свой собственный фильм чуть ли не в самом начале, но при этом ты, как зритель, не способен оторвать глаз от картинки. А картинка чудо как хороша! Тут вам и потрясающая операторская работа с пролетом камеры сквозь деревья, и суицидальная сцена, снятая сквозь камеру мобильного телефона, и сочная сцена глазами самого Бо... Там, где не завораживает картинка, примагничивает потрясающая актёрская игра. В таланте Хоакина Феникса давно нет сомнений, но именно в этом фильме он раскрылся как потрясающий драматический гений, который без лишних слов, одними глазами передаёт тоску и ужас своего героя. Впрочем, Хоакину и не нужны слова, чтобы заставить аплодировать весь зал. Отмечу также Петти ЛюПон, которая потрясающе вжилась в роль и периодически просилась на зрительское ружьё.
Итак, кому я рекомендую 'Все страхи Бо'? Людям зрелым, осознанным, не боящимся в течение трёхчасового сеанса думать и анализировать. Тем, кто при словах 'абьюзивная мамочка' не падает в обморок. Тем, кто знает слово 'фрейдизм'. Кому я не рекомендую 'Все страхи Бо'? Тем, кто пришёл за ужасами и Хоакином Фениксом. Ребят, поверьте, один актёр не стоит того, чтобы ради него тратиться на билет. На Ари Астера стоит ходить ради Ари Астера, другие личности тут - шум за сценой.