Спустя год таки дошли руки до нового фильма Ари Астера. Честно, не было большого желания смотреть «Все страхи Бо», потому что снова смотреть 3 часа арт-хауса, да еще не хоррора, а какой-то псевдопсихологической драмы… ну такое себе удовольствие. Но все же любопытство меня съело.
Дебют Астера «Реинкарнация» обладал колоссальным потенциалом и мог стать один из самых лучших фильмов ужасов современности, но это если бы фильм снимал нормальный, адекватный человек, а не Ари Астер. В «Солнцестоянии» Астер уже в целом перестал напрягаться и снял откровенное кошмарище, за просмотр которого зрителю по-хорошему должны были доплачивать. И вот теперь Ари Астер полез на поле психоанализа. Чем является фильм «Все страхи Бо»? Комедия? Ну если за комедию воспринимать то, что герой Хоакина Феникса ведет себя, как слабоумный (буквально слабоумный), то допустим, что да, комедия. Психологическая драма про угнетенного мамой мужика? Ну не знаю… в Зеленом слонике так-то за 15 минут Баскова умудрилась раскрыть персонажа Пахомова, причем как раз в том же направлении. Хоррор? Нет, это не хоррор. Роуд-муви? Уже теплее, но из-за отвратительного повествования ты не чувствуешь, что находишься вместе с персонажем в пути, скорее, топчешься на месте 99% фильма, а потом в последний момент находишься таки в пункте назначения. Так что такое «Все страхи Бо»? Врать не буду, это просто психологическая драма с неуклюжими элементами комедии, сюра и, куда уж без него, арт-хауса.
Все болячки, присущие прошлым творениям Астера, на месте: неровное повествование, адовая растянутость (видит бог, фильм спокойно можно обрезать на половину, станет только лучше), спрятанный за слоями претенциозной арт-хаусной мишуры простецкий сюжет, отвратительно раскрытый главный герой. Все как всегда. Оригинального подхода к изложению проблем человека с подавленным Эго из-за доминирующей мамы и отсутствующего отца я не увидел.
Сюжет у фильма простой, как пять копеек: у Бо умирает мама, и он мчится на ее похороны, только вот из-за своих фобий, страхов и воли Ари Астера (читай — нелогичных, выходящих за рамки здравого смысла ситуаций) Бо подает то в одну передрягу, то в другую, отчего путешествие к матери сильно затягивается, а вместе с ним — и хронометраж. Ну ничего, у Астера припасено столько арт-хаусных подмышек, филеров и прочего мусора, что аж на лет 100 вперед хватит. Я в целом считал все символы в фильме, и могу сказать, что это уровень психологии для первокурсников.
Главный герой Бо — гипертрофированный образ невротика, в которого Ари Астер напихал все возможные расстройства. За героем следить просто неприятно, потому что в него не веришь. Он не вызывает сочувствия, ведь ты понимаешь, что образ героя искусственный. Это вот один в один ситуация с «Джокером» (иронично, что Хоакин Феникс уже второй раз играет психически больных людей), где показан столь плоский, одномерный образ психически нестабильного человека. Ну неужели ни авторам «Джокера», ни Ари Астеру совершенно не интересно показать сильные, позитивные стороны таких людей? Зачем в чернуху играть? Зачем так сгущать краски? Чтобы реальных психбольных, травмированных тяжелым детством людей оскорбить?
Да и вообще проблематика отношений родителей и детей рассказана крайне поверхностно. Я не шутки ради привел выше в пример Зеленый слоник — в трешовом фильме почти 30-летней давности длительностью чуть меньше 1,5 часов образ травмированного детством и окружением человека раскрыт лучше, чем в 3-х часовом опусе Ари Астера. Но я скажу больше: фильм вреден и даже опасен. Сложнейшую и мрачную тему травмирующих отношений между матерью и ребенком без наличия фигуры отца, проблему, которая годами лечится у психотерапевтов, от которой люди могут стать психически больными и даже насильниками, Ари Астер сводит к голливудским штампам. И вообще, почитайте интервью Ари Астера, в них он по сути сам признается, что не понимает, что он снял.
Что по итогу: Бо раскрыт на уровне каких-нибудь комиксов для детей, арт-хаус на арт-хаусе и арт-хаусом погоняет, символизма просто самосвалище, иди копайся, смотри, не обляпайся, так сказать. Роуд-муви полноценного не получилось; повествование очень рванное и неровное; в плане чисто визуалки фильм швыряет из одной стороны в другую, будто фильм разные режиссеры по кускам снимали; очень сложная и многослойная проблема токсичных отношений «мама-сын» в фильме рассказана отвратительно и безответственно. Концовка лишь подчеркивает, что Ари Астер ну вообще не владеет темой, и это самое мерзкое во всей этой истории.
Перед принятием решения о просмотре следует понимать, что это в первую очередь крайне циничная черная трагикомедия и сильно во вторую носитель некоторых идей, которые в силу художественной целесообразности значительно отличаются от своих первоисточников, в силу чего пытаться экстраполировать происходящее на что-то «реальное» автоматически будет вызывать неприязнь.
Смотреть можно исключительно в режиме «расскажите мне историю», при этом понимая, что история длится почти 3 часа.
С первых минут картина задает высочайший градус гротеска и сюрреализма и по началу единственное возможное объяснение – психическая патология, которая формирует сильно дополненную реальность, однако далее становится понятно, что это не так, но вопрос как это воспринимать остается открытым до конца и внятного ответа на него, так и не последует.
Несмотря на полную сюрреалистичность происходящего причины поведения протагониста достаточно быстро проясняются, но дальнейшее действо представляет из себя скорее психологический и визуальный аттракцион, чем развитие истории, ибо протагонист превозмогает, но по сути никак не меняется.
Это своего рода путешествие Алисы в зазеркалье, где постоянно происходит что-то непонятное, но эта чехарда ни на что особо не влияет. Тут ровно так же – все настройки выкручены на максимум для достижения эмоционального отклика и с этим делом картина бесспорно справляется, содержательную же часть 3х часовой истории можно уместить на одну печатную страницу.
В результате эмоции от просмотра как после посещения парка аттракционов – выводов никаких, но эмоций полные штаны и хочется еще.
Сюжет. Чувство вины из пространства фильма льётся через экран и заполняет собой зрительный зал. Сцены с вышедшей из-под контроля водой вторят ощущению тщетной борьбы главного героя с тревогой, злостью и страхом. Бьющий фонтаном шоколад очерчивает удовольствие, guilty pleasure. Даже попытка сбежать в сказочный мир заканчивается для Бо неразрешимым противоречием.
Бо в исполнении Хоакина Феникса - это ребёнок, субличность, чувства которого обречены на метания от трепета и страха перед лицом своей матери до полного отречения от ее личности. Комедийный портрет бабушки Бо, застывшая любимая женщина, пугающие соседи создают благодатную почву всем фрейдистским всходам мысли.
Движущей силой фильма выступают страх и чувство вины, и вот они уже порабощают Бо в финале, сомкнувшись над его головой. Беззащитный Бо оставляет свои мольбы, они утихают за несколько секунд до вынесения над ним приговора, а его лицо впервые за весь фильм не выражает томительного страдания, а что это, если не прощение самого себя.
Техническая сторона. Улыбнуло, что в одной сцене использовался эффект дрожащей камеры. В оригинальной озвучке поражаешься убедительностью конфликта Бо и Моны (Пэтти Люпон). Ассоциации возникли с фильмом Шоу Трумана, цветовой гаммой фильмов Уэса Андерсона, а первая локация - прямо Vice city из GTA или Free city из фильма Главный герой.
Вывод. Фильм не подходит, если хочется чего-то легкого, развлекательного или уморительного. Он создан для рефлексии, делится на контрастирующие друг с другом фазы, основную его часть испытываешь гнетущую тревогу, идентифицируя себя с Бо. Тревога разбавляется комичностью, в финале чувствуешь облегчение как после тяжёлого разговора или трудного рабочего дня, а также гордость что составил компанию Бо в этом его нелёгком путешествии, наполненном общечеловеческими страхами.
Хочется оценить игру Хоакина и качество съемки, и пожалуй на этом плюсы заканчиваются.
Если меня спросят о чем фильм, то я не отвечу. В принципе, в этой куче под названием фильм можно найти повествование о психической травме ребенка, о его триггерах и отношениях с матерью. Были и забавные моменты (эдакие метафоры, доведенные до абсурда), но фильм явно перегружен для восприятия. Даже если взять артхаус 'Мама' с Дженнифер Лоуренс, то он был весьма логичен и интересен по концепции, хоть и также вызывает противоречивые эмоции. Да, ты также на время теряешь смысловую связь, но во 'Все страхи Бо' это происходит постоянно. Я считаю, что даже для артхауса сцена на чердаке - это трындец, ребята, моя последняя нервная клетка в кинотеатре самоуничтожилась.
Если хочется посмотреть трешака и не включать мозг, то можно посмотреть 'Пушки Акимбо', если хочешь жести и мыслительных процессов с элементами артхауса, то пожалуйста вам 'Дом, который построил Джек'.
Создалось впечатление, что режиссер хотел гениально собрать все от других авторов жанра в одну кучу, только получилась полная ересь. Да, можно найти отголоски культурных кодов, но 3 часа, когда эту мысль можно было бы уместить в час\полтора - это сильно. Невозможно смотреть на трип режиссера и думать об истинном смысле кино все три часа! По моим наблюдениям, в зале кинотеатра все зрители были измученными и недовольными, и я их прекрасно понимаю. Безобразное кино, не стоящее внимания и денег, которое безобразно в любой интерпретации жанра: артхаус, ужасы, триллер. Не советую
Прочитала некоторые рецензии профессиональных критиков и была удивлена тому, как плохо они знакомы с литературой, а ведь ничто так тесно ни связано с кинематографом, как литература. Кинематографические произведения имеют те же виды и жанры, что и литературные. Создаётся впечатление, что 'мудрые' критики даже не слышали о существовании драмы абсурда, появившейся в 50-е годы прошлого века и несколько подзабытой сегодня.
'Бо боится' как раз порадовал тем, что представил настоящую драму абсурда (не черную комедию и не хоррор, столь привычные в наше время).
Как и положено в драме абсурда, здесь неопределенны и изменчивы время и место действия, разрушены причинно-следственные связи (как бы не пытались их искать критики, сводя все к банальным и изрядно растиражированным отношениям сына и ужасной матери), непоследовательность действий. Полная нереальность, абсурдность действительности демонстрируется с самых первых кадров: трупы на улице, которые никто, кроме Бо, не замечает, записки под дверью героя с призывами убавить громкую музыку, которой нет, голый убийца, бегающий по городу, неизвестно откуда взявшийся незнакомец, падающий с потолка прямо на Бо, лежащего в ванне, сам Бо, бегающий нагишом по улицам, странная семейка, неизвестно для чего держащая героя в своем доме, их дочь пьющая краску и так до конца фильма. События одно нелепее и абсурднее другого нагромождаются друг на друга.
Эжен Ионеско даже называл свои пьесы театром насмешки. Цель таких произведений - сбить зрителя с толку, почувствовать дискомфорт, избавиться от шаблонов и взглянуть, в том числе на свою жизнь, по новому. Разве в ней нет абсурда? Цель драмы абсурда - создать у зрителя необычное, может, сказочное, а, может, ужасное настроение, встряхнуть.
Подходить к театру абсурда с критериями других жанров нелепо и столь же абсурдно.
Фильм посмотрела с большим удовольствием, тем более это первая драма абсурда увиденная мной в кино. Рекомендовала бы к просмотру всем, чтобы хотя бы иметь представление об этом своеобразном и, несомненно, интересном жанре. Кроме того фильм прекрасно снят, ну и очередную замечательную работу Хоакина Феникса не стоит пропускать
«Все страхи Бо»: одиссея одинокого Бо в чертогах своего разума.
Новый фильм с Хоакином Фениксом под названием «Все страхи Бо» 2023 года является достаточно яркой и преувеличенной иллюстрацией букета страхов и фобий главного героя Бо Вассермана, созданная воспитанием матери (Мона), которая и заложила ростки тех самых страхов. Его гипертрофированное и искажённое представление о реальности не дает возможности понять, что происходит на самом деле. Хотя сам Бо считает, что незнакомые окружающие люди хотят напасть на него и проникнуть в его квартиру, разгромив её. Ему все равно приходится выйти из квартиры навстречу неизвестному, чтобы навестить умирающую маму.
Бо путешествует по-своему внутреннему миру (чертогу разума), полному страхов, волнений и сотрясений. Все страхи и переживания Бо передала его собственная мать еще в детстве и, прожив, 50 лет в таком состоянии уже сложно сказать, что осталось от разума Бо. Страх поселяется однажды и живет на протяжении всей жизни человека.
Неразрывная ментальная связь с мамой, которая являлась единственным и самым близким человеком для Бо, не разрушилась в течение всей его жизни. Свои чувства вины и стыда которые испытывала Мона (мама Бо), она передавала ему (Бо) целенаправленно и намеренно, несмотря на то, что Бо еще не понимал всего этого в силу своего юного возраста. А постоянные советы и рекомендации к действиям, сделали из Бо неспособного решать и действовать самостоятельно. Гиперопека и сверхлюбовь матери тоже не пошли ему на пользу.
Зритель, практически, на протяжении всего фильма не понимает, что является реальностью, а что проекцией нездоровой психики Бо. И с каждой минутой мы в ожидании, что будет дальше и постепенно приходит понимание, что всё это и есть проекция его нездоровой психики. Сознательное и бессознательное Бо заставляет зрителей, словно Алиса, следовать за белым кроликом в нору Бо, но на самом деле мы проникаем в его бессознательное, где мы попадаем в загадочный и таинственный лес, выйдя на опушку которого, оказываемся у дома матери. И как будто мы сами погружаемся вместе с Бо в бездну, которой нет!
С помощью достаточно ясной метафоры, показанной в фильме, Мона запирает Эго-Бо (своего сына) на чердаке, оставляя уже его подавленную личность, которой очень удобно манипулировать. Она лишила всего мужского начала, что было в мальчике, намеренно подавляя его либидо.
Режиссер фильма Ари Астер, известный по таким работам как: «Реинкарнация» 2018 и «Солнцестояние» 2019. А в фильме «Все страхи Бо» 2023 года он рассказал нам удивительную и запутанную историю о приключениях главного героя по чертогам своего разума. Снимая, до этого исключительно фильмы ужасов (хорроры), он решил поменять жанр, но некоторые приемы перенес он позаимствовал из предыдущих своих фильмов.
Едва ли кого можно представить в качестве главного героя, кроме как Хоакина Феникса. Настолько серьезно, проникновенно и душераздирающе роль Бо была сыграна, что оставила ощущение реально прожитой им жизни Бо.
Данный фильм представляет из себя трехчасовой психологический трип в главной роли с Хоакином Фениксом, рассказывающий о странствиях его героя – Бо внутри своего чертога разума, загнанным туда воспитанием родной матерью.
После этого фильма Ари Астер перестал мне нравиться, как режиссёр и сценарист.
Без какого-либо стыда могу сказать, что я не смог до конца понять 'Все страхи Бо'. Не очень хорошо воспринимаю символизм. Как мне кажется, в любом фильме должно присутствовать что-то кроме мистики и максимально расплывчатого посыла. Например, в предыдущих фильмах Ари Астера было хотя бы что-то страшное, какое-то месиво. А эта картина почти не вызывает страх. Ну, может быть, только на первом часу просмотра. После этого голова всё больше и больше становится затуманенной вопросами, и уже как-то не страшно.
Почему же мне разонравился режиссёр? Из-за идеи, которую он показал. А возможно из-за отсутствии идеи. В общем, Ари Астер засунул какого-то более менее обычного человека (Бо) во вселенную, где все вокруг - сумасшедшие безжалостные убийцы. Первый час фильма за этим было интересно наблюдать, пока до меня не дошло, что режиссёр заставляет главного героя пройти через все муки просто так. И выглядит это ужасно. В один момент Астер как будто хочет сказать, что если ты, будучи ребёнком, сделал что-то неправильное, то ты заслужил страдания. За что? Ну правда, я тоже параноик, и я прекрасно понимаю Бо, тем более он находится в ещё более ужасной реальности, чем наша. Чем он заслужил такую ненависть?
Безусловно, в картине были интересные и правильные идеи. Нам, хоть и очень странным путём, но показали, через какой тяжёлый путь проходят мамы, и что нужно больше показывать им свою любовь. Ну и понятна мысль, что человек, который всю жизнь живёт в страхе, будет упускать удовольствие от жизни. Вот только все эти идеи уходят на второй план из-за всей чертовщины, которая происходит.
Из совсем непонятного остались история девушки главного героя, история беременной женщины, в чём смысл пьесы, в чём проблема семьи Роджера. На самом деле, непонятного гораздо больше, но это всё спойлеры. В фильме также есть парочка мистических артефактов, которые никак не продвигают сюжет и просто существуют, чтобы появилось несколько вопросов.
Ну, в будущем посмотрю какие-нибудь видео-обзоры, в которых всё подробно объяснят. Но пока что я увидел просто издевательство над несчастным человеком. Фильм очень хорошо снят с визуальной точки зрения; в нём хорошая игра актёров. Но смысл, идея... теряются. Ощущение, будто я посмотрел что-то аморальное.
Собрались как-то в баре Чарли Кауффман, Ларс Фон Триер и Даррен Аронофски и... и покусали молодого Ари Астера.
Ари Астер триумфально ворвался в списки самых значимых режиссеров современности благодаря огромному успеху его хоррора 'Реинкарнация' в 2018 г. Спустя год он снял созвучный хоррор о людях, оказавшихся в лапах опасной секты 'Солнцестояние' и еще больше закрепил свой звездный статус.
Прошло 4 года и Ари Астер выпустил свой новый вроде как хоррор, но на этот раз смешанный с комедией - 'Все страхи Бо'. И он оказался просто страшно, смехотворно плохим. Размазанная на 3 часа история о тревожном мужичке, который переживает череду каких-то нелепых сюрреалистичных приключений. А главная тема всего этого 'пиршества' - это взаимоотношения мужчины с его матерью. Мол взрослеть и брать ответственность за свою жизнь страшно, тем более что современный мир - это полное безумие. А в отношении любящей матери невозможно не испытывать чувство вины - она то любит тебя больше, чем ты ее. Да к тому же своей любовью так сильно душит, что иногда хочется задушить ее в ответ. Но вовсе не любовью, а руками...
При желании в 'Все страхи Бо' можно накопать кучу всяких разных тем, метафор и аллюзий. Но лучше его вообще не смотреть.
Когда Ари Астера журналисты спрашивали о чем его фильм, он честно говорил: Писал во время самоизоляции, времени было куча. Это про мои страхи, а еще про универсальные страхи людей. У меня не было четкой идеи - я просто погрузился в этот выдуманный мир с необычными героями и абсурдными событиями, поплавал в нем и теперь предлагаю поплавать в нем зрителям.
Именно так. Этот фильм - сублимация. И больше ничто.
Но любое авторское кино - это сублимация. Скажите вы и будите правы! Вот только и артхаус легко делится на две кардинально отличающиеся группы. Первая группа - это фильмы, которые режиссеры снимают сами для себя, лишь изредка или вообще не вспоминая о том, что их 'продукт' потом будут смотреть зрители. Вторая группа - это фильмы, которые режиссеры снимают для зрителей. Да, они сублимируют по полной. Да, они абсолютно не следуют принятым стандартам повествования и визуального воплощения, а наоборот всячески их низвергают. Но все же делают кино с целью не себя удовлетворить, а с целью удовлетворить зрителя.
Ари Астеру уже поставили памятник и включили в очень тесный круг режиссеров 'авторского мейнстрима'. Ему дали деньги и полную свободу действий. Сегодня, когда киноиндустрия переживает кризис, Голливуд ищет новые голоса, новых авторов и новые необычные фильмы. Чтобы выйти из кризиса должно появиться что-то новое и очень мощное. Именно поэтому в последние годы мы один за другим видим подобные очень авторские, но очень плохие фильмы. Оказалось, что мало кто в условиях продюсерской свободы способен держать себя в узде и снимать кино для зрителей, а не для самих себя.
Такое кино продолжают хвалить, выискивать смыслы и высказывать восторги смелости и амбициозности авторов. Памятники ведь уже воздвигнуты...
Всерьез сидеть и анализировать что в подобных фильмах показано и что это значит, когда даже сам автор понятия не имеет что наснимал и даже не напрягается чтобы понять смысл собственного творчества - занятие действительно для избранных. Возможно даже увлекательное, но к кинематографу и киноискусству имеющее лишь косвенное отношение.
Довольно в фантазийной форме Арт Астер рассказал о том, как страхи, сформированные в детстве, например, байки о лезвии в еде, чтобы отучить ребенка от сладкого, о больном сердце, чтобы оградить ребёночка от половой жизни, никуда не исчезают после отрочества, а наоборот получают свое развитие во взрослой жизни. Вместе с тем, стоит отдать должное внешнему, безумному миру, существующему за окном квартиры Бо, этот мир напоминает знаменитые компьютерные игры с элементами урбанистической жестокости (Grand Theft Auto), но с сохранением фрагментов из пародии и комедии. Он же доводит детских фобии главного героя до предельного уровня. В итоге герой инфантилен, страдает синдромом и в целом испытывает серьезные проблемы по ментальной части.
Герой замкнулся в своих страхах, они сформировали вокруг него кафкианский мир. Как в «Процессе» Бо был всегда окружен объективными препятствиями и в конце встречает такой же конец, каким завершил свой мучительный путь Йозеф К.
Думаю, что Бо, после принятых ультрасовременных таблеток, все время провел во сне (квартира и сам город, дом «приемных родителей», лес, пригород с гробом и амфитеатр), возможно он все-таки доберется до своей мамы, которая не является такой ужасной.
Хоакин Феникс гениально справился с ролью, он меня по настоящему покорил. Всю наивность, трусость, неуверенность Хоакин смог передать зрителю и ты с первых секунд начинаешь переживать за главного героя.
Вы скажите '3 часа, да что там можно показывать сколько времени', отвечу просто, для меня это была как минута, потому что это такой эмоциональный всплеск, страх, боль. В самом начале мы видим БО в привычной обстановке у своего психотерапевта, но даже там он чувствует себя не уютно, специалист задает вопросы о любимой мамочке, смысл которых его немного настораживает. Психотерапевт прописывает ему новые лекарства, он выходит из кабинета, покупает фигурку и с этого момента начинается экшн.
БО столкнется с испытаниями, он во время приключений откроет для себя невероятные тайны прошлого, многое встанет на свой места. Я пошёл в кино один и честно обрадовался этому в конце фильма, потому что я бы не смог произнести даже слово, так как концовка ошеломляет. Этот фильм отдаёт дань многим шедеврам кино, люди которые любят кино это обязательно заметят и будут в восторге.
Можно проводить параллели с 'Всё везде и сразу', потому что там тоже тема родителей и детей, ошеломляющий темп фильма, ты просто как на американских горках несешься к финалу и вот ты уже с открытым ртом выходишь из зала.
Смотреть нужно обязательно, хочу просто предупредить, что комедии я там не увидел, тут тяжелая драма с элементами отличного качества ужастика, по этому тем кто хочет 'ха-ха' стоит либо поменять свой настрой, либо просто сходить на что то другое, это драгоценный камень в мире кино, где простых камней, ракушек намного больше.