К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Снимать эпохальное кино – это подвиг. Просто за это стоит уже с уважением оценивать этот фильм. Да это я к тому, что мне не понравилось. Обидно очень!

Прочитала рецензию одного критика, сказал, что уважаемый А. Кончаловский решил снять свой 20 век… Нет, совершенно нет. 20 век – фильм более богемный, но их вообще сравнивать нельзя! Этот фильм скорее можно сравнивать только с фильмами…с фильмами Михалкова. Может это у них семейное так Рууусь изображать, однобоко?

Природа, виды – прекрасные, завораживающие. Афонькина тропа – что-то мистическое, это и есть весь фильм, вся идея, как я поняла, всех трех часов. Дух захватывает, когда ее показывают. С каждым разом все больше и больше. А в конце и вовсе с высоты полета, и понимаешь, насколько велико это дело, тропа.

Мне очень понравилась первая часть фильма. Актеры играют замечательно, не выпячиваются, каторжник в начале задал ритм всей первой половине, благодаря ему часть, состоящая опять же из частей, как звенья в цепочке, цепляются друг за друга, за революционную правду. Находишься с ними внутри картины, великолепно.

Закачиваю просмотр. Оставляю вторую часть назавтра. И правильно. И тут смотрю на кинопоиске – госзаказ. Да ну! Что вы, что вы! Это же просто душевный фильм о прекрасном русском месте, своя позиция режиссера, свое видение жизни в маленькой деревушке.

Начинается вторая часть…знакомый голос, соколики, дорогой ты мой… Ногтем по доске приятней слушать. Ай, ой… Опять Он, опять с ним цыган с гитарой, опять 25. Конец. Ай как мне обидно. Без вмешательства брата не обошлось. Вторая часть отделилась от первой. Совершенно отделилась! Это простая мелодрама с гуру Гурченко и Михалковым. Никакого намека на прежние образы, на их же героев! Война меняет людей – не причина. Я их люблю и уважаю, но это характерные актеры, не предназначенные для этого `льющегося` фильма. Когда третий раз вижу в кино Михалкова с гитарой и цыганом, откуда-то возращающегося в свою Русь, это уже отталкивает. Как можно было это присобачить в эту картину, мне совершенно не понятно… Ему нельзя позволять отсебятины, его импровизации однотипны и неприятны. Хотя кто ему-то запретит. Я совершенно не являюсь сторонником гонений на Михалкова, просто здесь это обидно получилось. Да и надоело его в кино таким видеть. Однако эпизод в заколдованном месте с ним был очень хорош. Наверное, про него можно сказать также, как он сказал про О. Меньшикова на одном из своих представлений: «Ему нужен хороший режиссер». Это я все про актера-Михалкова, никак не затрагивая его прекрасные режиссерские работы.

И да, вторая часть – чистейший госзаказ. Полная непонятная смена ориентиров. По мне так…

Звук в фильме чудесен.

Смотрите только первую часть, не пожалеете. Даже последний кадр здесь прекрасно завешает целый фильм.

5 из 10

01 марта 2011 | 20:50
  • тип рецензии:

Картина Кончаловского поражает эпичностью и невиданным масштабом. Богатырским, словно стволы деревьев, бесконечным, словно Вечный дед, изнурительным, словно тяжелая работа бурильщиков...

Картина завораживает. Во всем недвижность силуэтов, запах забытых мечтаний.

Город Солнца! Воспрянет ли он когда-нибудь, обнажит ли себя, выпятив свою исполинскую грудь? Елань, место, где тонут людские судьбы.

Впечатление от первой части фильма будто след от холщового мешка на лице. Грубость и неприлизанность, правда и достоверность. Честность в каждом кадре и никакой фальши. Фильм из-под пера Кончаловского вышел реалистичным и жизненным как никогда. Все в нем настоящее и все в нем дышит, борется и рвется. Мечты героев тоже настоящие. Кончаловский не привирает, не сглаживает фабульные зигзаги, все неприкрыто и в вольницу вольно. И от боли этой больно, как больно от песни, напеваемой ребенком в первой части.

Вторая часть фильма наполняет постное содержание жизнью, разлившейся после становления героя Алексея. Именно ему суждено вершить судьбу рода Устюжаниных, предать памяти отца его мечту о городе Солнца и новой жизни. Вторая часть в корне отличается от первой, в ней уже нет кристальной чистоты, прохлады оврагов, есть нефть и бурелом. Музыка также кардинально отлична от первой части, нет уже напева, есть динамичный гимн прогрессу. Характеры героев невероятным образом претерпевают изменения тоже.

Фильм четырехчастный, а история - трехчастная. Дед - сын - внук: в своем стремлении жить и бороться каждый внес свой посильный вклад.

Судьбы сильные, многослойные. Истории не надуманные, взятые из жизни.

Идея фильма потрясает. Крупицы морали сквозь наковальню прогресса. Перед нами разворачиваются картины исторического периода массовой добычи ископаемых. Результат работы натруженных рук, искалеченных судеб, несказанного упорства ценой веры и надежд. Обернется ли, услышит ли лебединую песнь природы, вкусит ли радость погожего дня человек, чьи мечты и страдания стали прахом для этой забытой земли?

Фильм по праву удостоен высокой награды Каннского фестиваля и однозначно заслуживает просмотра.

23 мая 2014 | 00:08
  • тип рецензии:

Действительно, воистину, подобная кинолента - это эпическое кино. Эпическое именно по духу своему - история нескольких поколений двух семей на фоне судьбоносных десятилетий истории России в конце 19 - начале 20 века. В фильме ярко показано, как колесо истории прокатилось по одной из глухих сибирских деревень - Елани - и какой кровавый и необратимый след оно за собой оставило. Люди всегда остаются людьми - Кончаловский сумел это показать наиболее правдоподобно - именно поэтому любовь к родным местам заставляет вернуться однажды на Родину - в глухую сибирскую Елань. Возвращаются туда почти все герои - отцы и дети, предки и потомки. Они любят, ненавидят, убивают себе подобных и рожают их же.

Блестящие актерские работы - и Никита Михалков (молодой еще тогда и очень импозантный, и Наталья Андрейченко - просто великолепна, и Михаил Кононов в роли террориста-революционера, мастера по изготовлению взрывчатки, и Виталий Соломин - всем Браво! Изумительно воссозданы и образы - особенно вековечный дед. В конце концов - просто красивые съемки русской природы - особенно кадры лесной дороги, которую один человек своими силами прокладывает в глухой тайге лишь только для того, чтобы идти за Звездой...

В итоге могу сказать только вот что: Кончаловскому было велено снять фильм про 'Нефтяников' - про советских рабочих-тружеников в банальнейшем духе тогдашнего соцреализма - но он, как истинный мастер и просто талантливый режиссер даже из этого пошлейшего замысла смог сделать шедевр...

8 из 10

29 января 2009 | 17:34
  • тип рецензии:

Получив государственный заказ на съемку исторической картины о жизни сибирских нефтянников, Кончаловский мог пойти по проторенному пути конъюктурности, создав эпопею в стиле «Тени исчезают в полдень», которая на тот момент была хитом советского проката. Изобразить светлый соцреализм, со всеми историческими проблемами и их незыблемым решением, получить государственную премию, добиться расположения в верхах партии. Но режиссер не изменил себе, сняв уникальное мифическое полотно, не забыв подчеркнуть русскую, в частности сибирскую аутентичность и самобытность. «Вечный Зов» и «Тени исчезают в полдень» флагманы советской фасцинации, душевны и эпохальны, если вы ищете подробный исторический очерк, вам нужно смотреть эти фильмы. К «Сибириаде» другой подход. Не зря «Сибириада» созвучна с «Иллиадой», и определена авторами как «Поэма в шести сказах» - этот фильм нужно воспринимать исключительно, как мифическое произведение.

Мотивы, напоминающие греческие трагедии кропотливо перенесены в сибирскую действительность, историческая достоверность отходит на второй план, балансируя с событиями, которые вполне могли оказаться легендами бесконечной тайги, в мир которых врывается Советская Власть. Изгнание из деревни на лодке Николая Устюжанина и Настя Соломина, бросающаяся за ним, Вечный дед, не стареющий на протяжении фильма, медведи на цепи, блуждание по ночным болотам, нефть, бьющая фонтаном сквозь кладбища - все это, помимо сказок, отсылает к магическому реализму, окутанному суровой северной пеленой. Вспоминается бессмертный шедевр Габриеля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества». Между романом великого колумбийца и фильмом «Сибириада» можно провести как натянутые, так и очевидные параллели, но любой читавший книгу, увидит явные сходства.

Как в книге Маркеса Аурелиано Буэндиа настойчиво вырезал деревянные фигуры, так и Афанасий Устюжанин упрямо пробивал сквозь тайгу свой путь к «Черной гриве». Как и проклятый на метания и одиночество род Буэндиа, Устюжанины обречены расти без родителей и покидать родное село, которое в итоге становится жертвой. Цыган Мелькиадес уживается в двух персонажах – революционере Родионе Климентове и абсолютно мистическом Вечном Деде: первый приносит в село искру просветления и справедливости, а второй становится негласным покровителем страстей двух семей.

Документальные вставки в сепии с работающими ТЭЦ и прочими советскими достижениями, подчеркивают, что реальный мир для этой истории - далекая внешняя оболочка, а Елань как и Макондо упорно не желает подчиняться законам человечества. Каких высот не достигал бы мировой прогресс, навязывая «идеологии», каким бы обухом не лупила война, русские люди Елани останутся в мире призраков прошлого, бродя по комнатам собственного сознания, тем более если живут они в маленькой деревушке в сибирской глуши, а смену власти в стране, революцию, кровавую и озлобленную, воспринимают как дальний слух, не смеющий отвлекать от собственной действительности.

«Сибириада» - это по своему уникальное творение, мастерски переплетающее быль и вымысел, насыщенное богатыми на визуальные находки кадрами, безусловно, вершина творчества Андрея Михалкова-Кончаловского.

10 из 10

25 февраля 2017 | 14:58
  • тип рецензии:

Монументальная сага Кончаловского.

Сибирское село Елань. Кулаки Соломины и бедняки Устюжанины. Вражда и страсть сквозь поколения.

Интересная смесь производственной драмы, трагимелодрамы с авторскими хтоническими вставками и тарковской атмосферой (сам Тарковский фильм всерьёз не воспринимал).

Интересная идея показать прогресс, через село в глубинях, где время замораживается на десятилетия и с приходом каких-то глобальных событий, проворачивается в ускоренном темпе, ломая судьбы.

Пантеон звёзд советского кино и эпичная музыка композитора Эдуарда Артемьева (этакий Жар).

Кино явно имеет определённое ура-патриотическое настроение, но при этом сильный упор делается именно на психологизм отношений людей и ментальную связь поколений.

Гран-при на Каннском Фестивале в 1979. Главный приз и приз режиссёру вроде не дали по политическим причинам.

25 июня 2022 | 02:36
  • тип рецензии:

Пример 'Сибириады' показывает, что настоящий талант невозможно перечеркнуть ни цензуре, ни заказчику - жестко очерчивающего заданную тему. Дело в том, что перед нами самая очевидная производственная драма о нефтяниках. Но тот творческий вклад, который был сделан Мастером сделал из жанровой истории нечто выдающееся, памятное.

Все решает первая часть ленты. Мы знакомимся со старым Афанасием Устюжаниным, его сыном Николаем и его возлюбленной Анастасией. Несколько сцен и перед нами раскрывается давний деревенский конфликт между Устюжаниными и Соломиными, предтеча революционных настроений и нечто куда более важное... Андрей Кончаловский 'выхватывает' сцены оживляющие лес. В этой ленте кажется, что именно он главный герой всего повествования. На фоне величественного безмолвия разворачиваются прямолинейные жестокие конфликты.

Преемственность поколений. Это одна из самых ярких составляющих ленты. Все три Устюжанина в сущности похожи друг на друга, но при этом перед нами неимоверно разные люди. На каждом из них довлеет детская травма. В одном случае - это близость с лихим революционером, в другом - нечто более трагическое...

Важно и то, что Кончаловский не стеснялся показывать недостатки своих героев. Это позволяло добиться объемных портретов. Мужество в бою противопоставлялось неумению заставить себя уважать. Ответственность - разгульной жизни. Бунтарство - внутренней цельности. Как такое позабыть?

Актерский ансамбль. Нельзя сказать, что в этой ленте солирует тот или иной актер. Нет. Тут иное - во главе целый ансамбль. Вклад промелькнувшего в ленте Кононова или Скоробогатова совсем не меньше актерским работам Никиты Михалкова или Виталия Соломина.

Эротизм. И в этом компоненте фильм оказывается неимоверно проработан. Тут и страстные объятия Андрейченко с Соломиным, и попытка изнасилования, и танцы на сеновале... А если пойти немного дальше, то есть вопросы и к тому, как сладкие ягоды в рот юной девушке кладет загадочный старик (Павел Кадочников). Даже в ленте будет неожиданное для советского кино полное обнажение от Елены Кореневой.

Если предположить, что Кончаловский вдохновлялся работами Бертолуччи, то в части сексуализации 'Сибириада' могла бы вполне конкурировать с работами итальянского эстета. И если уж рассуждать о влиянии, то уверенно предположу, что если бы не было 'Сибириады', то не вышло бы и гениальное 'Подполье' Эмира Кустурицы. Для меня нет сомнений в том, что югославский режиссер вдохновлялся именно работой Кончаловского. Чего только стоит перекличка сцены с арбузами с печальными снами-видениями персонажа Никиты Михалкова об отце.

Власть. Для советских лент это важная компонента. Но Кончаловский не давал оценок - он осторожно, шаг за шагом погружал нас в истории своих персонажей, которые неотступно были связаны с историей нашего Отечества. То, что раскрыли нам и то, что происходило в одной из 'кремлевских башен' не несет в себе никаких политических оценок.

Ну и в заключение несколько оценочных характеристик. Не без провокации. Известно, что 'Сибириада' была представлена в Каннах наравне с 'Апокалипсисом' Копполы. И несмотря на грандиозные величественные моменты в работе именитого американца, равно как и учитывая очевидное снижение темпа в 3 и 4 частях картины Кончаловского, я поставил бы на первое место именно наше кино.

10 из 10

11 мая 2024 | 13:43
  • тип рецензии:

Сибириада (1978)

Эпичная кинематографическая поэма Андрея Кончаловского. На Каннском фестивале 1979 года 'Сибириада' была одним из фаворитов, и вполне могла получить Золотую пальмовую ветвь, если б не мощнейший конкурент в лице Френсиса Форда Копполы с 'Апокалипсисом сегодня'. Вполне возможно, что Кончаловский мог стать вторым, после Калатозова, обладателем высшей каннской награды. Но получил только специальный приз.

Теперь о фильме. Снимавшийся 'по заказу партии и правительства', он мог получиться банальной коммунистической агиткой, но к счастью он перерос все идеологические рамки. Получился своего рода аналог 'Двадцатого века' Бернардо Бертолуччи - показаны судьбы нескольких человек, сквозь призму исторических событий (фильм охватывает огромный промежуток времени - с начала века до 60-х годов). При этом фильм совершенно самостоятельный и оригинальный. Он разделен на 4 серии, каждая серия поделена на главы, каждая глава посвящена одному герою (подобный прием был у Висконти в 'Рокко и его братья', но Кончаловский использует ее совершенно по своему). Постановка потрясающая, количество мощных сцен не перечислить, даже те эпизоды, что у другого режиссера вызывали бы смертельную скуку, у Кончаловского смотрится так, что боишься пропустить хоть кадр. В одном из интервью, он говорил, что ориентировался на Куросаву в стилистике, что-то схожее действительно есть, но повторюсь - фильм совершенно оригинальный. Не прошло даром для Кончаловского и сотрудничество с Тарковским (он был соавтором 'Иванова детства' и 'Андрея Рублева') - местами чувствуется их близость. Понравился налет мистики, в некоторых эпизодах, снято потрясающе.

Актеры прекрасны все, тут даже трудно кого-либо выделить. Все же упомяну Михаила Кононова (Нестор Петрович из 'Большой перемены' - здесь он меня просто поразил, даже не знал что он сможет настолько можно сыграть идейного боевика-революционера, роль потрясающая, гениальное исполнение. Никита Михалков как всегда играл самого себя, и это у него получается лучше всего. Сергей Шакуров создал совершенно классный образ. Гурченко в традиционном образе - неплохо.

Отдельно нужно сказать об операторской работе Левана Пааташвили и Бориса Травкина - 'Сибириада', в своем визуальном совершенстве - просто пир для глаз, многие кадры прям так и просятся в рамочку и на стенку. А уж саундтрек от Эдуарда Артемьева - это что-то невероятное. Раньше я думал, что его лучшая музыка - для фильма 'Свой среди чужих, чужой среди своих' Михалкова, но в 'Сибириаде'... даже не знаю что сказать, нисколько не хуже. По уровню вплетения музыкального ряда в фильм могу сравнить с музыкой Нила Янга в 'Мертвеце' или Энио Морриконе в 'Однажды в Америке'.

Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что 'Сибириаду' можно смело включать в десятку лучших советских картин. После просмотра посещают две мысли - приятная и неприятная. С одной стороны начинаешь гордится нашим кинематографом, создававшим такие шедевры, с другой стороны так у нас в России уже давно не снимают, даже сам Кончаловский.

07 января 2013 | 09:51
  • тип рецензии:

Фильм действительно и хороший и стильный и шедевр. Смотрел когода еще в школу ходил, хотя как его при совке на экран пустили для меня отсается по сей день загаткой. История нескольких поколений 'Устюжанины и Соломины' прямо как романе 'Сто лет одиночества' Маркеса, драматична и смешна одновременно. За душу берет и не отпускает.

Группа бумеранг, которая выступила в этом фильме исполнителем саундтрека действительно добавляет еще глобальности и мистицизма что ли. Операторская работа и игра актеров просто несчем сравнить. Как сказал бы Станиславский а я бы проорал 'ВЕРЮ!'

10 из 10

12 июля 2007 | 15:06
  • тип рецензии:

Когда начинал смотреть, даже не думал, что когда-то я уже видел это кино. В неосознанном возрасте всякое кино воспринимается по-другому. Сейчас то, что тогда казалось шедеврами кажется не более чем ерундой, а то что казалось скучным сейчас имеет вес. Возраст корректирует оценки и восприятие. Удивительно было, что вспомнился момент, когда девочка вынудила мальчишку босиком бегать зимой во дворе. Когда-то в далёком детстве, я уже видел эту сцену.

Киноэпопея - тот фильм, где показывают историю нескольких поколений и времени, которое посылает испытания этим людям.

Тут есть события, в которые веришь, которые изображены реалистично, как в жизни. Может, поэтому фильм стал во многом народным. Люди увидели в нём правду, правду жизни. Крестьяне, земля, время – всё в движении, всё имеет художественное значение. Природа Сибири – это очень красиво. Показать так, чтобы потом хотелось приобщиться к работе, ко всему тому, что было в фильме. Надо иметь умение показать настолько здорово. Настоящие русские мужики и работа, настоящие русские крестьянские бабы и природа. Всё это просто привлекает. Может быть, поэтому фильм оказался в истории и про него не забыли. Снимал человек с талантом.

Не могу сказать, что именно по этому фильму можно говорить, что Андрей Кончаловский талантливей брата Никиты Михалкова, как говорят некоторые. Вообще, нельзя назвать в данный момент режиссёра, который одинаково хорошо плодотворно снимал в Советское время и сейчас. Просто нет такого.

Так что даже споры о том, кто снимает лучше, как минимум, необычны… И один из братьев снял достаточное количество хороших фильмов и другой.

В России сложно назвать те фильмы из под их руки, что можно назвать шедеврами.

Что касается особенных, запоминающихся моментов в фильме… Их много, но запомнилась сцена с болотом. Цветовая гамма всего вокруг, мальчишка с закрытым лицом, зовущий отца. Сцена особая, даже мистическая… арт-хаусная, но цепляющая. Или момент, когда герой Михалкова снова зовёт «папаньку» в опустевшем доме. Призрак пугает, но в то же время притягивает. Чистый воды арт-хаус. Когда появляются такие вкрапления, понимаешь, чем эта картина отличается от многих других подобных эпических драм. Особенной является и концовка картины. Если смотрели, то понимаете.

Покорение природы – одна из центральных тем кинополотна. Как тяжело в начале фильма покорялись природные ресурсы и что видим потом. Человек уже монстр, который порабощает природы и покоряет для своих нужд. Достаточно взять хотя бы тот момент, когда герой Михалкова валит деревья на МТЛБ.

Сейчас немного странно осознавать, когда такой русский фильм получает премии на зарубежных фестивалях.

Что касается актёрских работ. Андрейченко, которая здорово играет в советских фильмах, и которой просто нет в кино с 90-х годов… Запоминающаяся Мэри Поппинс с культурой и манерами, здесь настоящая крестьянка, молодая и привлекательная, завлекающая своим обаянием простой красивой девушки.

Отлично себя показали и Гурченко и Михалков, у которых, надо сказать, даже ролей неудачных в карьере нет. А Никита Сергеевич удивительный пример того, что хороший режиссёр может быть удачным актёром. Это не Федя Бондарчук, который умеет играть, но не умеет снимать. Может быть, за счёт игры(видимо и по жизни) ему дают деньги на то, чтобы он снимал ерунду. Кроме «9 роты» ничего смотрибельного снято не было. А единственный снятый прилично выглядит достаточно блекло на фоне Голливудских шедевров военной драмы.

Киноленту можно было определить в один класс с теми фильмами, где идёт агитка строя и назвать «Построение коммунизма» или «Дадим нефть рабочему народу», но надо ещё раз сказать, что картина поставлена талантливым художником! Это не просто, скучное пропагандисткое советское кино, это картина талантливого художника. Соответственно, мы можем увидеть не только химеры пропаганды, но реальные ситуации из жизни, настоящие характеры и интересные талантливые вещи без которых нет ни одного произведения искусства.

Посмотрите, если любите хорошее кино и не жалко времени, потому что киноэпопея на то и эпопея, что масштаб не короткометражки. Хорошее советское кино!

30 марта 2015 | 13:54
  • тип рецензии:

Сибирь. Вселенная, раскинувшаяся не только вширь, но вглубь. Сибирь. Точка невозврата, соития материального и духовного. Тарковская «зона», звенящая эхом молчания, но приходящая в неописуемое оживление стоит появиться человеку, жадная до долгих бесед и суровая при расставании. Между величественными кедрами и крохотно-скромными кустами клюквы, где-то в глубине женских глаз прячется русское всепрощающее толстовство. На яру у молодых сосен притаилась соборность, стерегущая путников на кромке бурной реки. Подле распадка у края заливших равнину болот печально-холодным взглядом взирает «бердяевская» экзистенциальность. И, как апофеоз гротеска реальности, русский космизм, испестрённый старческими морщинами, мерно бредущий по древней просеке на яркую звезду.

Поэма жизни, струящейся с одинаковой потусторонней силой как из звона сосновых ветвей на лютом морозе, так и сквозь пропотевшее от работы тело, таящееся за отлогим воротом тулупа.

Поэма. «Сибириада» Андрея Кончаловского. Век Двадцатый.

Картину Кончаловского, раскинувшуюся как ретроспектива во всю ширь таёжных лесов, с чем только не сравнивали. Так, в далёком уже 1978 году «Нью-Йорк Таймс» даже провела параллель с американским эпосом «Унесённые ветром». Но один только поверхностный взгляд явственно даёт понять, что «Сибириаду» сравнивать дело неблагодарное. И, если американская лента зиждется на отношениях между людьми в период агонии войны Севера и Юга, а направлена в основном на изжитие национальных комплексов, то «Сибириада», охватывая при этом целую эпоху, делает дерзкую попытку проникнуть в метафизику человека и мира, корней, всего и вся. Кончаловский, преисполненный булгаково-толстовской жаждой, в рамках одной картины приводит к созвучию множество тем, сюжетных линий и персонажей, на прорисовку которых он не жалеет красок.

С того самого яра, с которого соборность следила за случайными и не очень путниками, что покидали отчую сибирскую Елань, теперь смотрят друг на друга две семьи. Два архетипа русского человека. С одной стороны Соломины – ухватистые, по-мужицки ушлые, умудренные противоречивым житейским опытом, образец зажиточности на грани мироедства, с другой Устюжанины – неуживчивые, угловатые романтики, открытые вольнодумцы, как символ того самого шила, на котором, к счастью или к сожалению, сидит вся история Государства Российского. Замкнутые в своих страстях они саморазрушительны, но одинаково способны на прощение и милосердие.

Особняком стоит персонаж Вечного Деда (это едва ли не единственный образ воплощённый одним актёром на протяжении всей ленты - Павлом Кадочниковым). Бессменный, а быть может, и бессмертный настоятель незримого храма, пастырь неприкаянной паствы, суть единения, на которое способен смертный, человека и окружающего мира.

Метафоричностью, как капиллярами, пронизана вся лента. Испещрена она ими настолько, что русское «авось», вбирая в себя все взгляды на жизнь, превращается в некую философскую истину, одновременно вдохновляя на борьбу и на смирение. И заметить переход от одного к другому порой не дано. Быть может, именно в этой детской несмышлености, неспособности обрести золотую середину меж борьбой и смирением, меж устюжанинским вольнодумством и соломинской зажиточностью и рождаются революционные ветры, сеющие как смерть, так и рождение.

Учитывая задачи, поставленные Кончаловским перед самим собой, мистицизм закладывался в фундамент фильма наравне с метафоричностью, если не более. Это закономерно, сам мистический опыт, по сути, опыт прямого общения человека и абсолютной истины. Даже выбор метафоры бегства из родного села как гибельного пути, а возвращения, как духовного возрождения, мистичен в своем роде. Вход в православные храмы всегда с запада (закат), как удаление от тьмы и приближение к свету на восток (восход). Не случайно староверы пророчески бежали на восток, а вслед им через века потянулись сани будущих мучеников, а тогда ссыльных дворян-декабристов.

Редкий случай, когда нельзя выделить работу одного члена группы на фоне серости прочих. И операторы, воплотившие вибрирующую медлительность камеры в ожидании экспрессивного взрыва, и актёры, один из самых блестящих актёрских ансамблей в истории кино, и композитор, подаривший режиссеру ярчайший художественный инструмент по силе равный работе всей съёмочной группы, словно сами вобрали в себя веру в силу сибирских земель. Ещё одно поэтическое допущение, ведь съёмки проходили в селе Нагорный Иштан в 53-х км от Томска.

В итоге, какие только шишки не миновали голову режиссёра. Особенно со стороны претенциозной интеллигенции, отличающейся кротким нравом перед властью, но церберовским характером друг меж другом. Хулили картину госзаказом, забывая финансовый родничок госбюджета своих картин того времени. Не жалели желчи по поводу соцреализма, обходя триумф «Коммуниста» 1958 года в Венеции, когда колосс таланта Евгения Урбанского вогнал в краску видавшего виды жюри. Не обошли вниманием взобравшиеся на городские высотки знатоки сельского мировоззрения и пресловутой лубочности.

Большое видится на расстоянии. И самая жестокосердная критика кажется лишь эхом. А современная критика и вовсе часто стоит где-то между сетевым хамством и площадной бранью, рождённая зашоренной образовательной реформой молодёжью, в чём верно их вины и нет. По иронии судьбы сам Кончаловский свою же собственную метафору так и оставил лишь на киноплёнке, повернувшись спиной к востоку, он так и не повторил триумф «Сибириады».

10 из 10

05 октября 2013 | 11:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: