Вчера посмотрел и мой вердикт - это замечательно. Это лучший фильм про войну с 2001 года, когда вышел 'В августе 44-го'. Здесь нет изъянов, излишнего пафоса и всякой антикоммунистической муристики. Здесь показали людей, которые оказались в очень тяжелом положении. Обилие крупных планов лишь подчеркивает эмоции людей - чувство обреченности, безысходности и страха. Вот о чем этот фильм, а вы тут уже развели очередную идиотскую дискуссию о Сталине и прочей фигне.
Я прочувствовал фильм до глубины души, каждый кадр вызывал во мне эмоции. Переход с мирной жизни к ужасам войны авторы фильма передали замечательно. Оператор выхватывал эмоции актеров, которые их передавали глазами, огромными распахнутыми глазами. Актеры все молодцы.
Далее, в кои -то веке показали нормального особиста, который не похож на упыря. А то задолбали эти образы гниды-особиста, который всеми фибрами души старается напакостить гарнизону. Здесь показали простого советского человека, который выполняет свою работу, но не гнет палку.
Спецэффекты хороши, когда бомбили Брестскую крепость во второй раз - тактика пикирующих бомбардировщиков передана просто круто, когда на камеру стремительно несется самолете, а затем взрыв, дух захватывает. А взрыв 2-х тонной бомбы - отличная работа.
Передали аутентичность исторических фактов, обмундирование советских и немецких солдатов соответствует эпохе, одежда мирного населения тоже.
Главное, что фильм берет за душу, и каждый должен посмотреть его, чтобы не забывать этого. Обидно, что в зале сидело 7 человек, а остальные решили развить свой интеллект Гарри Поттером и Скайлайном, обидно, что этот фильм не так рекламировали. Вот так у нас относятся к истории. Стоящий фильм по центральному телевидению не рекламируют как следует (он собрал около 3 миллионов долларов),
Ув. съемочная группа, передаю вам искреннюю благодарность за такой фильм.
Не судите строго за предвыборный лозунг Обамы в оглавлении к данному отзыву, но он тут очень и очень к месту. Фильм «Брестская крепость» показал нам не только героическую историю, подвиг защитников одноимённой крепости, но также и то, что российский кинематограф может снимать своё массовое кино. Здесь важно сочетание слов «своё» и «массовое», потому что если со своим кино у нас всё куда ни шло, то с массовостью совсем плохо. Если и снимается что-то массовое, то по голливудским лекалам, причём так плохо адаптированным, что смотреть это если и можно, то принимать близко к сердцу не получается. Между тем, есть же огромная традиция российского, точнее советского, массового кино! И, конечно, большАя его часть была про войну. Великая Отечественная война стала огромным испытанием для нашей страны и её народа, поэтому она до сих пор и будоражит умы, вокруг неё идут споры, о ней снимаются фильмы… То же самое, что у французов их революция и у американцев, например, война за независимость.
О героической защите Брестской крепости слышали все. Но никто толком о ней ничего не знает: вот была и всё, защищали, дескать. Также как с «Анной Карениной» - бросилась под поезд. А то, что перед этим вообще-то 870 страниц текста, причём не пустого, а философского (ведь «Каренину» называют вершиной художественного творчества Л. Н. Толстого) – это неважно… Поэтому фильм попал очень в точку – он рассказывает нам, как это было. Сразу хочется пресечь всяческие сравнения с книгой – книга это одно, а кино – совершенно другое и сравнивать их нельзя, это аксиома. Всего 4 дня, всего несколько десятков человек… Как они вели себя? Что происходила с людьми, у которых ломалось мировоззрение? Ведь ещё вчера им говорили «Только вперёд!», а сегодня они в котле, в глубоком тылу противника и помощи ждать неоткуда. Показано, как ведёт себя человек, в такой ситуации. И символом всего этого является сцена, когда мальчик, Сашка, убегает из крепости – камера переворачивается и мы видим то, что у Стругацких названо «Массаракщ» - мир вверх дном. Это настолько точная и яркая метафора, что даже не надо ничего больше говорить – всё сказано одним движением камеры.
Часто можно услышать версию, чуть ли не обвинение, что этот фильм сделан а-ля советская агитка, что никакого нового взгляда тут нет, кругом штампы и проч. Честно говоря, это звучит глупо. Это кино сделано в лучших традициях наших военных фильмов, но с использованием современных методов кинопроизводства и в условиях отсутствия какого бы то ни было идеологического давления, причём с любой стороны. Здесь есть и предатели, которые уходят из крепости, решив, что сопротивление бесполезно, но в то же время, тут нет обязательного персонажа всех военных штамповок демократического периода – злобного чекиста или особиста. Здесь слиты воедино такие эпизоды, как солдат со своей собакой (не могу себе в советском кинематографе представить сцену, где хозяин отдаёт драгоценный глоток воды своему верному другу - псу) и майор, у которого ходят желваки – типичный образ советского офицера. Ну а как его ещё сыграть? Хватающимся за сердце и рвущим на себе волосы? Это же модель поведения того времени, как её можно заменить! Это всё равно что в театральной постановке нарядить Макбета в костюм-тройку! Абсолютно невообразима советском кино жесточайшая сцена с танком, сначала в упор расстреливающем людей, а потом переезжающем их. И главное – перед нами не религиозные фанатики, которые гибнут «За Родину, за Сталина». Конечно, и за Родину тоже, но каков один из последних моментов фильма? Герой подрывает немецкого офицера и себя гранатой. Герой-то трус! Он просидел в окопе все 4 дня, он не вступился за свою любимую, пусть это даже стоило ему жизни, он пошёл срывать звёздочки с пилоток убитых красноармейцев. Но чувство мести толкает его к не к дальнейшей деградации, а к борьбе. Он не опустился на самое дно, он предпочёл умереть, но убить хоть одного врага. И в этом вся Наша Война! «Погибаю, но не сдаюсь!»
В этом контексте хочется сразу отметить, что фильм полон сильнейших по своему психологическому эффекту сцен, комок в долго ещё стоит после окончания картины. Война показана во всей её жестокости, несмотря на то, что нет никаких разлетающихся частей тела и кусков мяса, фонтанов крови (и всё это, конечно, крупным планом и подолгу) – нет всей этой анатомии, которая превращает драму в учебное пособие для урока по морфологии человека. Остаётся именно то, что должно остаться – ужас войны, который вызван именно осознанием того, чт происходит, а не физиологическими причинами (в отличие, например, от «произведения» Н. С. Михалкова «Утомлённые солнцем-2»). Плюс музыка. Надо отдать должное – музыкальное сопровождение картины сделано просто по всем канонам, очень педантично и аккуратно. Оно всегда усиливает эффект той или иной сцены. Это как музыка Нино Роты или Эннио Морриконе! Что касается других технических нюансах, то они столь незначительны по сравнению с тем эффектом, который производит это кино, что и упоминать о них не стоит – пусть этим занимаются эстетствующие высоколобы.
Погибаю, но не сдаюсь… Лейтмотив всей этой истории. Можно написать ещё много чего, но всё это будет лишним – нужно не знать, что такой фильм есть, а посмотреть его, отдаться ему, чтобы прочувствовать всем своим существом всю безысходность, ненависть, боль, отвагу и веру тех, кто там сражался. Их имена не забыты в фильме. Они погибли, но не поступились своей честью, честью армии и честью своей страны. Они спасли знамя.
И пошёл дождь… Смыло всё, что было за эти 4 дня, как время смывает из памяти события и ужас прошлых лет, наступило очищение. Остался только мальчик, который всё видел и всё помнит, и обязательно сделает так, чтобы его внуки не забыли о подвиге, тех, кто дал всем нам возможность жить на этой земле.
Об этом фильме я услышала абсолютно случайно- какой-то прохожий расхваливал его на всю улицу. Решила сходить.
За день до просмотра я не удержалась и решила посмотреть трейлер. В результате все 7 минут сидела как громом пораженная и впивалась глазами в экран. Поразила масштабность батальных сцен и маленькая девочка, сидящая на дороге перед танком. К этому моменту я решила, что пойду точно.
Я благодарна Господину Случаю, что услышала разговор прохожих об этом шедевре.
Скажу просто: мне давно не доводилось случая смотреть такого тяжелого фильма, на котором можно так плакать.
С самого начала приятно удивила надпись на экране ' Беларусьфильм', написанная как на фильме 50-х годов. Она возвращала нас в далекие советские годы, где снимали настоящие военные фильмы не ради денег, а потому, что до сих пор болела душа за погибших.
Этот фильм можно с уверенностью назвать советским. Здесь шли в бой не за Сталина и партию, а бились за Родину и за счастье любимых.
В этом фильме слышны стоны раненых и плач детей. Горе пропитало стены. Горе, но не отчаяние. Отчаяние русским офицерам, героически защищавшим крепость до последнего, было не знакомо.
Про актерскую игру нечего говорить. Зачем распинаться, если она заслуживает лишь оценки 'выше всех похвал'.
В литературоведении есть понятие как 'катарсис', что означает очищение души. После этого фильма был полный катарсис, несмотря на слезы в глазах у всего зала и у меня лично. Я всегда знала и еще раз убедилась, что русский офицер - это пример стойкости и мужества.
Ну так что еще можно поставит, как не 10 из 10
...Если бы за всех погибших во Второй Мировой давали минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.
В зале стояла тишина. Не было слышно хруста поп-корна, никто не болтал по мобильнику и не комментировал происходящее на экране, как это у нас обычно принято. Лишь время от времени было видно, как люди тихо вытирают слёзы. Показывали «Брестскую крепость»….
«Почему в год юбилея Великой Победы нет новых фильмов о войне?» – недоумевали в мае этого года ветераны. Исключением было лишь грандиозное, стоимостью в 50 миллионов «зелени», полотно Никиты – всея Руси режиссёра – Михалкова, которое в итоге оказалось мертворожденным детищем, с треском провалившимся в прокате.
И вот, без особого пафоса и громких пиар-кампаний, без лозунгов вроде «великий фильм о великой войне» в ноябре на экраны вышла «Брестская крепость» – просто и доступно снятое кино о том, как начиналась самая страшная в истории человечества война.
Первый совместный проект союзного государства России и Беларуси получился на редкость аполитичным. В нём нет ненависти к сталинскому режиму или, напротив, восторженной ностальгии по Союзу. Зато в нём есть место любви – к Родине, своей семье, к своим соратникам. Даже первой детской любви здесь есть место.
«Брестская крепость» – это, с одной стороны, дань уважения лучшим образцам советского кино о войне, а с другой, это добротно сделанный современный фильм, качественно и лихо снятый, с достоверными спецэффектами, а также тем, что сегодня называется термином «экшн».
Только вот при просмотре голливудских боевиков у зрителя, в лучшем случае, захватывает дух. А при просмотре боевых сцен «Брестской крепости» замирает сердце, на глаза наворачиваются слёзы и насквозь пронизывает желание точно так же, как герои фильма, бежать очертя голову в сокрушительный бой с захватчиками, биться до последнего, чтобы выгнать с нашей земли беспощадную фашистскую гадину.
В работе режиссёра Александра Котта есть и прекрасные актёры (очень порадовали Павел Деревянко, драматический потенциал которого весьма велик, Андрей Мерзликин и Александр Коршунов, а также дебютант – мальчик Алёша Копашов), и талантливейший оператор Владимир Башта, не перестающий удивлять необычными ракурсами, и впечатляющие своей реалистичностью сцены со спецэффектами, но это не главное. Главное, у фильма есть стержень, душа, которая не позволяет оторваться от экрана и в течение в 2-х с лишним часов отчаянно сопереживать его героям, даже зная, что судьба большинства из них предрешена самой историей.
К сожалению, в последнее время появляется всё больше и больше наших соотечественников, которые говорят: «Вот было бы хорошо, если бы нас тогда захватили немцы! Жили бы в современной европейской стране, горя не знали». «Крепость» очень точно показывает, как относились захватчики к советским людям. Как они создавали живой щит из женщин, стариков и детей, как расстреливали врачей, медсестёр и раненых в госпитале, как без сомнения и сожаления уничтожали целые семьи. Считая себя высшей расой, фашисты не признавали морали – их единственной целью было уничтожать и разрушать…
Уже очень давно наш кинематограф не выдавал по-настоящему достойных фильмов о войне. Если вспомнить премьеры последних лет, то из фильмов на военную тематику можно вспомнить лишь «Мы из будущего» (но там притянутый за уши фантастический сюжет пестрел уймой нелепиц и несостыковок) или «Утомлённые солнцем-2», которые попросту стыдно показать ветеранам. Ну как им объяснить, что матерящиеся уголовники со стальными когтями, размотанные по танковым гусеницам внутренности, крупный план голой фашистской задницы, пытающейся обгадить советский корабль «красного креста» из кабины самолёта, или взрывающий мост со своими соотечественниками солдатик – это просто авторское великодержавно-михалковское прочтение истории нашей страны?!
В «Брестской крепости» всех этих вывертов нет. Зато есть подлинное дыхание жизни и неподдельный страх смерти. Есть чувства. Сначала – ужаса и растерянности, когда в одночасье война обрушивается на людей всей своей чудовищной мощью. Потом – гнева и ненависти к захватчикам. Ещё позже – надежды: вот-вот, и подоспеют наши войска, и всё исправится, войдёт в прежнее русло. Затем – отчаянья, когда приходит понимание: никто не придёт на помощь, линия фронта ушла далеко вперёд, там кипят ожесточённые бои, и до горстки выживших в крепости никому нет дела. И, наконец, созревшей решимости – держаться до конца, биться с врагом до последней капли крови, умирать, но не сдаваться…
Я искренне верю, что для каждого из потомков тех, кто воевал на полях Великой Отечественной, память о героическом подвиге наших дедов должна быть священной. Я очень редко использую термины «патриотизм», «любовь к Родине», «воинский долг» – да ими и нельзя разбрасываться, чтобы они не превратились в заезженный штамп, лишённый силы. И фильм «Брестская крепость» – именно об этом, о главном. Может, поэтому на самом популярном российском сайте о кино «Кинопоиск» абсолютное большинство зрительских рецензий на «Брестскую крепость» положительно. Насколько я помню, это первый отечественный фильм, который так активно поддерживают зрители.
И это не удивительно, ведь, по большому счёту, каждый из нас ждал нового фильма о войне, который бы выжимал воздух из лёгких в нервных схватках и разил в самое сердце.
Станет ли он современной киноклассикой, покажет время. А пока я искренне предлагаю вам сходить в кино, открыть для себя первую трагическую страницу далёкой, но всё ещё настолько близкой войны и почувствовать неподдельную гордость за то, что сегодня мы живём в великой стране, где рождались, жили и умирали в бою великие люди – защитники Брестской крепости…
Когда-нибудь, я надеюсь, через много лет, Великая Отечественная война станет для нас такой же далекой и полузабытой главой в учебнике истории, как Северная война, или Отечественная война 1812 года, или Первая Мировая. 9 мая будет таким же непонятным и маловразумительным, как сейчас 4 ноября: вроде понятно, что это такое, но зачем оно нам? Я верю, что это будет очень нескоро, но все равно случится. Как сказано в книге Екклесиаста: 'Нет памяти о прежнем -- да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после!' Но даже и тогда не забудется подвиг защитников Брестской крепости, как и через две с половиной тысячи лет не забывается подвиг 300 спартанцев в Фермопилах. Нас не будет, возможно, и страна будет другая, а о них все равно будут вспоминать. Это то, во что я верю. А для этого их подвиг должен быть рассказан и рассказан неоднократно.
Печально, что в наше время более на слуху Гуадалканал, Иводзима, Эль-Аламейн, Монте-Кассино и Арденны. Мы чаще слышим о них, чем о Брестской крепости, Сталинграде, Ржеве, Невском пятачке. И такие качественные фильмы нам просто жизненно необходимы.
А по всему видно, что создатели потрудились на славу. Даже рекламную кампанию грамотно продумали. Сначала выпустили 'Брест. Крепостные герои' Пивоварова, куда пригласили Серебрякова, Гусеву и подробно, по полочкам все разложили: как, когда, где, кто. Кстати, советую художественный и документальный фильмы смотреть в тандеме, порядок не важен.
Сам фильм получился очень сильным и глубоко цепляющим. Специально не стал ничего писать сразу после просмотра, выждал неделю, чтобы в душе все улеглось. Теперь можно оценить все более-менее объективно и немного поспорить с теми, кому фильм не понравился.
Если бы фильм снимали лет 30-40 назад, то подавляющее большинство аудитории составили бы люди, которые знают о войне не понаслышке. Именно поэтому в старых военных фильмах не очень много крови, оторванных рук и ног, исковерканных трупов. Зачем? Весь ужас войны эти люди себе и так представляют и подобными сценами их не испугаешь. Это сделано исключительно для молодежи и именно для того, чтобы испугались, ужаснулись, отшатнулись. Танк по трупам? Так и было. Не полезут же танкисты под пули дорогу расчищать. И когда мина рядом с человеком разрывается, его рвет на куски осколками, а не просто обсыпает землей. Страшно, натуралистично, но в данном случае просто необходимо. Кто не верит, почитайте В. Некрасова 'В окопах Сталинграда'.
Сцена рукопашной просто потрясающая. Неистово, с пеной у рта, в исступлении, несмотря на пули, схватив то, что попало под руку. И если уж дорвался до врага, то держись. Табурет в руках солдата не понравился? Неправдоподобно? Даже немцы признают, что рукопашные на Восточном фронте не были редкостью, а мы так вообще это в Полевом уставе прописали.
Прицепились к куче трупов у ворот. Не могли бежать на пули, на верную смерть, напролом. Представьте себе дикую панику, неразбериху, животный ужас. Вспомните, сколько в крепости было гражданских. Умные люди повернули бы назад? Для сведения: в 1945 при штурме Берлина немцы в дотах на Зееловских высотах сходили с ума, когда их эти самые доты буквально заваливали убитые советские солдаты, идущие прямо в лоб в атаку.
Правдиво снята сцена с отражением танковой атаки. Именно так и бьет бронебойный снаряд, ударяя стальной болванкой в башню танка с омерзительным лязгом, сворачивая ее набок, как шею курице, а не отрывает многотонную махину от туловища и не отбрасывает ее в сторону.
Нельзя выпустить из пистолета три пули и поразить три цели на расстоянии 50 метров? Можно, я стрелял. Трудно попасть в десятку, а попасть в ростовую фигуру не так уж трудно. Скорее, стыдно было бы не попасть.
Много стрельбы, драк и мало диалогов? Извините, тут показана даже не война, как в фильме 'Они сражались за Родину'. Тут, по сути, показан один бой. Бой, растянутый на долгие дни.
Конечно, не обошлось без некоторых досадных огрехов. И бомбу сбросили не на пустынный двор, а на казематы. И с немецким диверсантом, братцы, вы слегка ошиблись. Не будут человека забрасывать за линию фронта с именным жетоном на шее. Это я вам говорю как человек, который учился на командира разведвзвода. Вы бы ему еще Железный крест на грудь повесили. Прямо как в том анекдоте про Штирлица. Но это все простительно.
Важно другое. Если почитать воспоминания немецких генералов (Гудериана, Манштейна, Меллентина), то легко можно увидеть, что русский солдат их просто поражал. Они едва ли не восхищаются его стойкостью, выносливостью, упорством, мужеством. И это при довольно низких оценках нашего командования. Как говорится, самая объективная оценка - это оценка из уст врага. И в фильме все эти качества переданы абсолютно точно и правдиво. Без воды, еды, боеприпасов, медикаментов, уже зная, что помощь не придет, они все равно дрались. Дрались и абсолютно не думали о том, что скажут о них потомки. Забудут, прославят, оплюют, посмеются, поклонятся? Им это было абсолютно неважно. Но нам важно сделать правильный выбор.
Может быть, фильм идеологически выверен, выровнен и отшлифован цензорами нашего союзного государства. Может быть, герои говорят слишком правильные речи и режиссер объясняет нам прописные истины. Может быть, и меня обвинят в пафосности. Просто для меня эти люди почти святые, эта война священна, а к святыням надо относиться с трепетом.
Очень хороший фильм. Не уверен, что могу назвать его 'великим', но фильм очень хороший и сильный. Отличная игра актеров - чего только стОят глаза Павла Деревянко в сцене на мосту. Отличная работа всей съемочной группы - операторская работа, грим, саундтрек... Отличные спецэффекты - непонятно, как они удались создателям при таком бюджете, и непонятно куда ушли 50 миллионов в другом нашем недавнем 'великом' фильме о войне.
Этот фильм стОит посмотреть. Очень хотелось бы, чтобы его посмотрел Никита Сергеевич - вдруг чему научится? Потому что именно таким должно быть кино про войну. Потому что победили в ней все-таки мы. И я хочу, чтобы о людях, положивших жизнь за эту победу, рассказывали с экрана именно так.
Некоторые считают, что фраза про репрессии в конце лишняя. Вполне возможно. Не суть.
10 из 10
П. С. Я надеюсь, что люди, еще не посмотревшие 'Брестскую крепость', поймут, что они упускают, и исправят ситуацию с невысокой популярностью фильма в кинотеатрах. Создатели этого фильма заслуживают достойного вознаграждения за то, что они сделали.
Около часа назад или чуть больше я вышла из кинозала со слезами на глазах и за эти слезы мне не было стыдно, как не было стыдно мужчинам из нашего кинозала. Мы посмотрели Брестскую крепость. Да, фильм о войне, еще один из таких, как умели снимать в советском союзе. Но он сделан сейчас и это дает основания верить, что еще не все потеряно, что у нас еще не все сдались.
А еще хотелось предложить Никите Наше всё Михалкову привести в исполнение относительно себя публичную казнь. Как раньше офицеров казнили с переламыванием шпаги над головой. Ему бы со стыда сгореть за свои Утомленные солнцем 2.
Меня предупреждали, бери с собой платок, будешь плакать. Действительно комок к горлу подкатил с самой первой атаки, такой неумелой, наспех, в панике... И я все про себя приговаривала 'давай, миленький, держись'... Казалось бы, что связывает нас, тех, кто не видел войны, а только слышавших о ней, только видевших в кино и предполагающих что это все от нас далеко с теми погибшими и выжившими, сдавшимися в плен... Они тоже думали, что война далеко, они думали о войне, они представляли войну, но не представляли войны.
И я все время задавала себе вопрос, а как бы я себя вела? Я бы сдалась, веря в то, что мне сохранят жизнь или бы бы смело ринулась в бой, пусть и сделать мне было бы дано (как и многим там) всего один шаг? Хочется верить в то, что характера хватит не струсить, как бы ни было страшно, жутко. Но дай бог, никогда не придется об этом подумать всерьез.
Не хочется говорить о патриотизме, не хочется утверждать как некоторые мои знакомые 'а вы видели там кавказцы были среди спасителей крепости' с долей пренебрежения. Да, видели. И даже пусть и весь гарнизон состоял из кавказцев, бурят, калмыков и т.д. я верю в то, что им точно так же было бы страшно за себя и за своих жен и девушек и точно также некоторые из них не выдержали бы, а кто-то стал бы героем, героем без пометки 'нерусский', 'не славянин'. Они были людьми, в дом к которым ворвалась столь ожидаемая и неожиданная война.
Я бы хотела показать этот фильм поколению пятнадцатилетних, тем кто 'борется за чистоту русской расы', тем кому хочется самоутвердиться таким путем и мне почему-то верится, пусть даже идеалистично, что кому-то этот фильм откроет глаза, пусть даже одному из десяти.
А еще... хочется попросить всех, посмотрите кино, сотрите слезы с глаз и поблагодарите тех, благодаря кому вы можете это сделать.
10 минут мира и полтора часа войны в фильме Александра Котта рассказывают о жизни, которая была расколота в одну секунду – самую известную и трагическую секунду в истории России – в 3 часа 30 минут 22 июня 1941-го года. Впрочем, начало не грешит пафосом, а подкупает ироничностью и простотой. Как и сказал один из главных героев, Брестская крепость к моменту начала войны действительно была похожа на санаторий для офицеров и их семей. Солнечный день, оркестр, танцы, люди обнимаются, улыбаются, готовят спектакль. Но давящее ощущение приближения чего-то ужасного не покидает. Каждый день на границе ловят пленных, которые называют точную дату нападения фашистов. В гарнизоне даже выделили дом, куда приказано бежать всем гражданским в случае атаки. Но по документам Германия - союзник, поэтому говорить во всеуслышание о войне строжайше запрещено. И люди молчали, так же, как молчал туман над рекой, пока его спокойствие не вспорол смертоносный визг зениток!
За последние годы у нас выработалось стойкое недоверие к российским фильмам, особенно, если они призваны поднять патриотический дух. Презрительная формулировка: «гос. заказ», - в лучшем случае означает глупый экшен, залитый пафосными возгласами. И вот появилась картина «Брестская крепость». Тот же гос. заказ, те же взрывы и сражения, да и бравурные кадры сверкают то тут, то там. Но отправить эту ленты на полку к остальному отечественному киносуррогату не получается. Ибо в этот раз нам не предлагают гордиться и кричать «ура». «Брестская крепость» рассказывает о страшной исторической ошибке и людях, ставших ее жертвами. Причем, напрашивающееся сравнение с романом Б. Васильева «В списках не значился» не подойдет, потому что Котт не создает миф о беспримерном героизме, он изображает реальных людей в грязи и крови, в их храбрости и трусости. Картину нельзя назвать и возвращением к советскому стилю, ибо она скорее оплакивает, нежели возвеличивает.
Режиссеру не удалось выдержать взятую в начале планку изображения жизни. Ощущение мира, повисшего над пропастью войны, передано блестяще, оно будто разлито по всей вступительной части фильма. А введение героев оригинально и точно. И с первых кадров бомбежки, разносящей дома, поднимающей землю на дыбы, врезающейся в кадр окровавленными лицами, возникает удушающее чувство катастрофы, которая сметает красоту и любовь, оставляя лишь смерть. Но дальше сюжет развивается в череде атак и оборон, перемежаясь описанием существования в осажденной крепости: без воды, без медикаментов, без патронов. Когда камера отвлекается от боев и начинает показывать женщин, детей, солдат с обугленными лицами и опустошенными глазами, фильм вновь перестает надоедать старомодным пиротехническим аттракционом и стремится к художественной правде.
Котт снял простую историю с незамысловатой драматургией, работающей на контрасте «война – мир», которую, по-честному, можно было сделать в 2 раза короче, а эффект не потерялся бы. И лента вышла без претензий, без великорусской статности и с маленьким бюджетом (который чуть ли не впервые исчисляется в рублях). Даже патриотический пафос не лезет на рожон, оставляя финальные сцены конкретным людям и их памяти. И в конечной счете, этой картиной можно гордиться, ибо она такая, какой сейчас в России может быть популярная батальная лента о Великой отечественной. Это вовсе не вершина киноискусства, здесь нет экзистенциализма «Иванова детва», хотя главные герои внешне похожи, и нет ужаса «Иди и смотри», ибо такую тяжесть широкий зритель навряд ли выдержит. Однако режиссер снял правильную картину, сумев вывести из нее почти всю фальшь, подстерегающую такие фильмы. И показал, как это было и, главное, Кто это был.
Пусть говорится, что мертвые сраму не имут, но вся их доля отныне лежит на живых…
']И сквозь столетия выситься будут курганы,
В памяти предков и в лепете малых детей,
В жилах вскипает бессмертная песня Баяна,
Кровью защитников, что была пролита с ней.'
Фильм в котором не надо искать сильных и слабых сторон, и те и другие безусловно есть. Но они не сопоставимы с теми ощущениями и эмоциями, что этот фильм даёт. Да пусть есть определённое слезовыжимательство и пафосность, если эти слова вообще приемлемы к такому фильму. Может просто время сейчас такое, что смерть, честь, любовь стало чем-то не нормальным, а пафосным. Компьютерные самолеты, да мне всё равно какие, когда они убивают людей, наших с вами дедов, бабушек, прадедов, прабабушек. Историческая достоверность, я ничего не могу судить по этому поводу, я тогда не жила, меня там не было, но мне не важны цифры, и документы, когда я вижу глаза офицера и его жены, матери, детей. Жизнь и смерть людей ценнее, чем то, правильно ли держали ружьё, и какую бомбу сбросили. Не убиваемый киномеханик, кажется странно убивают, а он всё живёт, пока сам себя не убьёт, а я в нём увидела олицетворении нашего кинематографа, никто не способен убить русское кино, кроме себя же самого, что оно успешно и делает, и лишь такие исключения как 'Брестская крепость', дают надежду на победу. А может кино такое хорошее вышло, потому что мы русские и белорусы делали его вместе, и победили тогда вместе. Вторичность сюжета. Но разве в этом можно обвинять картину. Лично мне первые кадры напомнили любимых мной 'Курсантов' :и повествование от лица выжившего участника и даже почти те же актёры, но разве личные истории Ваших семей не начинаются с рассказа выжившего?
Кино сильное своими героями, людьми. Этим же была сильна наша страна, поэтому победили, потому что не сдавались. Казалось бы много линий и героев, несколько фильмов в одном, но каждому уделено внимание и каждого помнишь, как должны помнить каждого из миллионов погибших. они все разные, но всё лучшее в них заставило подняться и не сдаваться против врага, когда казалось бы всё потеряно. И даже в панике, в ужасе, в смерти продолжается жизнь. И отец находит свою дочь, и мальчику вырезают свистульку. Они чувствовали, они любили, они жили. Люди которые остаются у тебя в сердце, ещё долго лица стоят перед глазами, а в голове их слова и дыхание. Они живы в нашей с Вами памяти, и это честь, прожить достойно на этой земле за себя и 'за того парня'. И хочется прожить достойно и если придётся стоять до конца, то не подвести, и выстоять. Сила фильма в правде людей, актёры не могли плохо передать своих персонажей, их отцы и деды были защитниками Бресткой крепости, Москвы, Сталинграда, и брали Берлин. Сила в том что это было, что это может случиться вновь. И как сказал герой другого военного фильма ' Я теперь знаю почему мы победили, мы оставались людьми'.
Как будто киношный продукт и не киношный продукт одновременно.
Фильм не пытались сделать экшном - закосом под Голливуд ('Край', 'Предстояние'), не пытались закрутить так сюжет, чтобы подогреть интерес к ВОВ у молодежи ('Мы из будущего'). Ничего такого. Почти документальное кино. Призванное рассказать о доблести, чести, чувстве долга, о бессмертном подвиге. И что удивляет ещё больше - эта простота и безхитросность 'работают' лучше и точнее, чем другие российские фильмы в жанре военной драмы, снятые в постсоветской России.
Фильм 'цепляет', заставляет сопереживать и 2 часа пролетают незамечеными. После просмотра остается воодушевление, вера в собственные силы и способность бороться с проблемами, что так необходимо апатичному инфантильному современному человеку.
Ни громкого проката, ни безудержных рыданий, ни потоков крови. Ничего лишнего. Но веришь до последней минуты и проживаешь, описанные события, вместе с героями фильма.