О скольком хочется сказать... О доблести, героизме, патриотизме, отечественном кино, справедливости... Столько мыслей...
Как жаль, что скорость набора текста не позволяет запечатлеть эпистолярно все роящиеся в голове мысли, сменяющие, накладывающиеся и перебивающие друг друга, особенно в минуту сильного эмоционального состояния души, охватывающего тебя с появлением на экране финальных титров. Как трудно изливать поток взъерошенного сознания под впечатлением от увиденных проявлений святой любви к отчизне и непоколебимости духа сыновей и дочерей некогда бывшей общей державы. Как обидно за них, отдавших жизнь во спасение своего народа, в большинстве своем забытых современниками.
Смотря тот или иной забугорный военный блокбастер, посвященный Второй Мировой, невольно проникаешься участием к судьбам солдат, красочно, по-голливудски погибающих на экране. Происходит это машинально, подсознательно, ведь любой здравомыслящий человек не способен не реагировать на кадры войны, кадры смерти и уничтожения молодых, смелых, сильных людей, отдающих жизнь по приказу или же по велению чести и совести. И смерти эти видятся страшно несправедливыми, несвоевременными, глупыми, страшными. Что же говорить о киноленте, демонстрирующую страшные сцены войны на нашей земле, смерти братских нам народов, надругательство над отчизной. Эмоциональный фон, сопутствующий просмотру подобного кино усиливается на порядок. В такие минуты испытываешь чувство сродни ненависти к тем, кто с ироничной улыбкой на сытом самодовольном лице говорит о патриотизме, как о чем-то напускном, гипертрофированном и ненужном. Ведь патриотизм (не путать с фанатизмом) - это не что иное как дань уважения памяти миллионам погибших людей, живой стеной вставших на защиту своей земли. И когда мы говорим о своей земле, это не шесть соток под картошку, это воздух которым мы дышим, наполненный запахами родного края, присущими только ему одному, это не приказы руководства страны, это желание защитить свой очаг, родителей и детей от любой угрозы, пришедшей извне, это любовь к свободе и родной земле, за эти вещи люди стояли насмерть, а те, кто не способен это понять, на мой взгляд, недостойны по ней ходить.
Стоит отметить и техническую сторону киноленты, так как она заслуживает пристального внимания. Ведь умеют же! Ну почему подобное кино становится неким событием, прорывом чуть ли не раз в несколько лет? Неужели неспособны наши кинотворцы создавать нечто подобное чаще, неужели такие проекты обязательно должны быть исключением из общей массы второсортного и проходного кино не только в масштабах мирового кинематографа, но даже в более локальной отечественной нише?
В картине сошлось все необходимое, для того чтобы пленить внимание современного зрителя, в частности, современный подход к съемкам, с использованием новых кинематографических технологий вкупе с честной и самозабвенной актерской игрой, заставляющей верить в смех, боль, любовь, в сказанные слова и совершенные действия. Что мешает современным киношникам создавать честное, интересное, современное и проникновенное кино, для меня остается загадкой. Неужели настолько измельчали? Остается надеяться, что частные случаи преобразуются в тенденцию.
Вы знаете, я хочу начать с вещи, которая многим может не понравиться или, как минимум, вызвать противоречивые эмоции. Я категорически отрицательно отношусь к победной патетике. Не верю я лозунгам 'Низкий поклон ветеранам', 'Спасибо деду за победу' и т.д. Не потому, что это типа - ложь, а потому, что страна другая. Причём, диаметрально, полярно, абсолютно. И в традициях кинематографа - в том числе. Не верю я российскому кино. Однако этот фильм меня откровенно заинтересовал. Ибо снят он отнюдь не по нынешним меркам. В российском кино актёр никогда не скажет: 'Я комиссар... еврей и коммунист.', в российском кино лейтенант НКВД никогда не предстанет живым человеком, добрым, сообразительным, готовым помочь и подбодрить, если он, конечно, не предатель какой-нибудь или не сочувствующий 'жертвам большевизма', в российском же кино весьма вряд ли не будет никакой темы по поводу 'победы вопреки' и прочего белогвардейского идиотизма, ну и так далее. Это не есть основная причина, но одна из тех, по которым 9 мая потеряло истинный смысл.
Но не в этом фильме.
Конечно, можно, так или иначе, отметить какие-то киноляпы. Например, Пётр Гаврилов вовсе не был репрессирован по возвращении из плена, хотя, из-за утраты партбилета, был исключён из ВКП(б), напротив, будучи начальником советского лагеря для японских военнопленных, он получил несколько благодарностей от командования, в частности, за предотвращение эпидемии тифа среди японцев, но не только за это; также имеет место быть один 'рояль в кустах': помните момент, когда Саша Акунин подползает к воде, чтобы напиться и ополоснуться, после чего несёт воду солдатам? До этого момента (как и было в действительности) эту реку ежеминутно обстреливали пулемёты и снайперы, берега были устланы трупами советских граждан и красноармейцев, мучимых до того жаждой. Однако Саша пьёт и полощется абсолютно без каких-либо проблем. Однако, к счастью, этот косяк блестяще завуалирован моментом столкновения 'нос к носу' с мёртвым солдатом, всплывшим из-под воды. Кроме этого, есть маленькое недовольство по поводу музыки: уж больно она нейтральна. С другой стороны, в 'Спасти рядового Райана' (а 'Брестскую крепость' однозначно можно считать достойным ответом данному фильму) звуковых дорожек ещё меньше, что не убавляет ему зрелищности и достоверности, а потому и на этот косяк не обращаешь внимания сразу.
А вот плюсы описывать бесполезно, ибо весь фильм - один большой плюс. Однако, устроим маленький разбор полётов.
Многие отчего-то решили, что, мол, в таких ситуациях не бывает так много героев, что поступки жителей Бреста уж слишком храбрые и отчаянные. На самом деле, это не так.
Во-первых, Брест - город пограничный, а потому там и армейские части куда сильнее, так что не прекращающиеся бои там были абсолютнейшей нормой. Если этот аргумент вас не устраивает, вспомните знаменитую Сталинградскую битву, где против нацистских оккупантов сражались не только части Красной Армии, но и тысячи гражданских. Да и, вспоминая французское, испанское Сопротивление, трудно назвать поведение жителей Бреста неправдоподобным.
Во-вторых, есть замечательная фраза одного из основателей советской идеологии Фридриха Энгельса 'Свобода - осознанная необходимость!'. И ведь жители Бреста - гражданские и военные - осознали эту необходимость. Необходимость спасти и защитить свою свободу, свои семьи, свою Родину и всё человечество от империалистической агрессии Гитлера и его (включая и наших так называемых) союзников. Этот фильм рассказывает, прежде всего, о леонидовом сражении, когда каждый защитник Фермопил, Бреста, дома Павлова - чего угодно - сражается до последнего вздоха за Родину и Свободу - те две вечных ценности любого сознательного гражданина.
Кроме того, многие за что-то невзлюбили выражение лица комиссара Фомина после боя за колонну пленных граждан, когда тот крикнул: 'Ложись!', до того отдав приказ держать нацистов на прицеле на уровне груди. Простите, а что вы хотели увидеть на лице человека, который в такой серьёзной мясорубке побывал первый раз, вернее, когда от него, фактически, зависела судьба спасённых им людей?
Это всё, хотя у меня есть смутное чувство, что я всё равно не всё сказал.
Подводя итоги, скажу вот, что: фильм этот - настоящий ШЕДЕВР, сделанный в лучших традициях советского кинематографа! Я даже не знаю, кого именно стоит за это благодарить: протрезвевших российских или, что более вероятно, не забывших своей истории белорусов. Так или иначе, очень рекомендую всем к просмотру.
А фильм этот, однозначно, заслуживает исключительно:
10 из 10
P.S. В финале искренне плакал. 'Они где-то там живы. Я верю...и ты верь!' Такого правдоподобного чувства одиночества я не чувствовал даже в конце 'Спасти рядового Райана' в, казалось, полностью аналогичной сцене (кто видел, тот поймёт).
Сегодня знаменательная для нашей страны дата – День Победы. День Победы в Великой Отечественной Войне. И начало этой войны для нашего народа было положено в Брестской крепости. 22 июня 1941 года немецко-фашисткие захватчики вторглись на территорию нашего могучего, но не подготовленного государства. Хотя были данные о планах Германии напасть на СССР именно в этот день, но никто не принял это к сведению, или не захотел принять. Это конечно важная тема для разговора о войне, но оставим эту проблему для историков. Факт остается фактом: люди в Брестской крепости были застигнуты врасплох, но сумели взять волю в кулак и оказать героическое сопротивление. Фильм «Брестская крепость» именно об этом.
Можно долго спорить об историческом соответствии в этом фильме, придираться к незначительным неточностям, но стоит понять главное: этот фильм демонстрирует все человеческие черты характера, проявляющиеся во время катастрофы – от неадекватной паники до адекватного героизма. «Брестская крепость» – яркий пример проявления лучших качеств человека: героизм, патриотизм, самопожертвование.
Не могу сказать, что все актеры сыграли точно по Станиславскому. Даже дети-актеры кое-где сыграли на голову выше некоторых своих великовозрастных коллег по цеху. В некоторых эпизодах чувствовалась рука современного режиссера. Может мне это кажется, но такие панические настроения в наших советских фильмах про войну воспринимались более остро. А здесь просто видишь массовку, изображающую панику, причем не всегда умело. И если фильм снят с помощью государства, то, я считаю, качество работы всех задействованных лиц, должно проверяться и приниматься на порядок тщательнее, чем какой-нибудь проходной фильм про любовь-морковь. По моему скромному мнению, лучше было бы все деньги, потраченные на производство фильмов и сериалов про Великую Отечественную, раз в год направлять на производство одного качественного фильма про Великий подвиг нашего народа. И всегда приурочивать премьеру к Дню Победы. Но это лишь пожелание.
Сегодня, 9 мая, особенно приятно печатать эти строки. Я горжусь тем, что живу в одной стране с такими людьми, как защитники Брестской крепости. И пусть уже нет той страны, и свидетелей тех лет почти не осталось, но подвиг их будет жить вечно. Пока мы это помним. А мы не имеем права забывать!
Уже, без преувеличения, с первых минут просмотра ощущаешь необходимое патриотическое настроение. Нотки гордости за славянских людей, преодолевших самую страшную войну в истории, пронизывают это фильм. При просто огромном количестве выходящих ежегодно проектов на тему Великой Отечественной, фильм Александра Котта, при всех прочих вдохновительных достоинствах, выразительно отличается качеством постановки.
Трагическая во многих смыслах осада Брестской крепости предопределила первый этап войны СССР с нацистской Германией. Самый тяжелый удар от хоть и ожидаемого, но предательского нападения еще вчерашнего союзника, приняли на себя пограничные территории, за одну ночь оказавшиеся в глубоком тылу. Вся безвыходность и трагичность событий, с достоверностью описанных в фильме, заключается в том, что помощи нашим ждать было неоткуда. Первые несколько вступительных сцен фильма, под соответствующую музыку знакомят нас с бытом советских пограничников в июне 1941 года. Любовь, дружба, опасение, желание молодого парня проявить себя, офицера обеспечить безопасность семье. Ощущается, что перед нами не художественный вымысел, а все-таки история, основанная на реально существующих событиях, живших в то время людях.
Визуально фильм исполнен на очень высоком для современного отечественного кино уровне. Нельзя не обратить внимание на масштабные декорации укреплений Брестской крепости: ворота, казармы, пулеметные точки, офицерские кабинеты. В определенном смысле, насколько это возможно для военной драмы, достигается эффект присутствия и созерцания осады. Сцены вооруженных столкновений выглядят очень ярко, с голливудским размахом – некоторые проверенные идеи и концепции западного кино легко угадываются. Отдельно стоит упомянуть визуальные эффекты, с неожиданной достоверностью передавшие особо зрелищные ракурсы. Повторюсь, что качество постановки приятно удивляет от сцены к сцене. Пожалуй, перед нами один из самых красивых и, с вниманием поставленных, фильмов о Великой Отечественной Войне.
В рамках этой истории, как не трудно догадаться, основное внимание уделяется не столько стенам и укреплениям, сколько людям, попавших в осадный котел. Повествование ведется от лица молодого парнишки из музыкального взвода, а калейдоскоп событий, следующих за первым нападением, затрагивает судьбу нескольких десятков основных персонажей. Пусть мои слова не покажутся банальными, но актерская игра дарит приятные эмоции, будь то продавщица местного магазинчика, или закаленный предыдущей войной майор. Среди популярных и знакомых широкому кругу зрителей актеров молодого поколения отметились Павел Деревянко и Андрей Мерзликин.
Невозможно передать реальные ощущения и видение самих воевавших в ту ужасную, кровопролитную пору, и всех тех, кто отдал свою жизнь, ради спасения Родины. В каждой рецензии к картинам о Второй Мировой я буду высказывать слова благодарности тем героям, благодаря которым я сейчас могу просто жить...
- Спасибо всем, кто во время жестокой войны, дал нам жизнь! -
Никто до конца не сможет понять каковы были ощущения в те злосчастные годы, пока они не испытают такого же. Врагу не пожелать этого! Отвагой, бесстрашием, упорством и многими другими мужественными качествами людей, защищавших свою Родину, можно только восхищаться, гордиться. Эти люди - национальные герои. Забыть подвиги каждого воевавшего - преступление.
Пусть в данной картине есть некоторые недоработки, но это всё мелочи. В целом фильм заставил меня переживать, хоть как-то пытаться понять ощущения тех времен. Без придирчивости отнесусь к игре актеров. Андрей Мерзликин был как всегда на высоком уровне. Один из многих отечественных талантливых актеров, который мне импонирует. Отмечу, что в этом творчестве отлично передана атмосфера времени военного периода. Одежда, архитектура, здания и такие мелочи как листок бумаги с карандашом.
К сожалению, я не бывал в Брестской крепости, что очень обидно. Однако после просмотра фильма, я получил много эмоций сострадания и восхищения, и теперь, в моем списке мест, которые я хочу посетить, появилась Брестская крепость.
... Никогда не забывайте подвиги людей, благодаря которым мы сегодня живы!...
На мой взгляд - один из наиболее достойных фильмов о войне, снятых в наше время. Видно, что создатели не ставили перед собой цель, как сейчас модно, 'раскрыть людям глаза', а ставили цель снять настоящее, сильное, мощное кино о страшных событиях 1941 года.
Фильм действительно реальный, и война в нем показана реальная. Да, на это тяжело смотреть неподготовленному зрителю - но те, кто хотели посмотреть фильм, я надеюсь, знали, на что шли. Как следствие - реальные люди с реальными эмоциями. Которые боятся за свою жизнь, за жизнь своих семей - и именно это заставляет их бросаться в атаку даже тогда, когда, казалось бы, надежды уже нет. Да, командиры порой допускают ошибки. Но обстановка была явно не располагающая к долгим тактическим раздумьям, да и вообще - если бы ошибки не допускались, война наверняка закончилась бы быстрее, и людей бы погибло меньше.
Отдельное спасибо актерам, которые постарались и сыграли все, как надо. Великолепны и Коршунов, и Мерзликин, и Деревянко - все выложились на максимум и показали, на что они действительно способны.
В общем, фильм понравился. Настолько, что я бы даже рискнул поставить его в один ряд с 'Живыми и мертвыми' Столпера и с 'Они сражались за Родину' Бондарчука. Все-таки у нас снимают хорошее кино.
Ещё до выхода «Брестской крепости» меня очень привлёк анонсированный ролик к этому фильму. Чуть позже, я попал на эпизоды, когда родители у меня смотрели этот фильм, но тогда обстоятельства помешали мне присоединиться к ним. И вот только намедни я смог взять в пункте обмена диск с этим фильмом. Мог бы и раньше это сделать, и прогрузить мог… Но это ведь такие фильмы, на которые нужен особый настрой. Ну и… вот, настроился…
За последнее время, так уж вышло, что я просмотрел много фильмов про Вторую мировую и Великую Отечественную Войну. Все они были разными. Каждый делал упор на что-то своё. Кое-кто вообще, вон, переписал события тех лет по-своему. Каждому своё. Это фильмы были разных режиссёров и даже не одной страны. Но и у наших попалось увидеть, как один в поле воин в одиночку истребил всех немцев на одной территории. Фильм не то шутливо, не то уже глумливо нарекли «Рэмбо-5», а мне пришлось с горечью для себя отметить, что это было ещё не самое худшее, что я видел.
Такое долгое и утомительное вступление (извините, накипело) нужно было самому мне для того, чтоб сказать: Наконец-то я наткнулся на фильм, с точки зрения эстетики, безупречный. Про войну, я имею ввиду.
«Брестская крепость» рассказывает о событиях первых дней войны. Допущены неточности, но они на фоне перечисленного прощены были мною… да, даже не прощены, а не замечены.
В основе фильма лежат такие понятия как отвага, честь, доблесть, патриотизм, вера и героизм. Случайно встретил негодования по поводу одного эпизода. Говорят, что люди едва ли не с табуретками обороняли крепость. Тут это показано буквально. Но не вижу в этом ничего зазорного. В этом фильме просто изумительно и поразительно показана паника всего народа при самом начале часа икс.
От мала до велика были переданы и настроения в стане советских войск. Мол, поляк один сказал, что на рассвете в 4.00 начнётся война, но сколько таких уже было, которые всё обещают. А ведь и, правда, наших убедили в своей крутости даже. Это и дальше видно по амбициям. Убеждение было непоколебимо: Враг скоро отступит. А ведь именно так гласят и источники! Сталин был уверен, что война если и начнётся, то закончится уже в первые несколько часов. Вот как мы, извините, просрали вторжение. Но... не мне судить.
В течение нескольких дней наши ребята как могли, отбивали крепость. Но, к сожалению, все мы должны (должны, слышите!) помнить, что Война в первые несколько ни часов, ни даже дней, ни месяцев не закончилась.
Сказано, что Саня Акимов – собирательный образ. Но допущу, что кто-то ведь действительно мог выжить в этом аду из наших. Кто-то же рассказал о том кошмаре!..
А что касается прорыва, то лично мне здесь не видится нелогичным ничего. Что нужно было? Сидеть и покорно ждать своей гибели, изредка отстреливаясь? Притом что запасы и провизии и боеприпасов на исходе. Да, подходящее выражение: «И силы на исходе, и от ужаса трясутся руки»…
Актёров перечислять не стану. Все как один поняли, что от них ждут. И даже Павел Деревянко в моих глазах перестал быть пустой посредственностью. (Я долго не мог простить ему «Гитлер капут!»)…
'Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
И тишина, такая тишина!
Летят последние минуты мира!...'
Юлия Друнина
Великая Отечественная война... Она началась 73 года назад. Она унесла миллионы невинных жизней, сровняла с землей города, раскатала, как бульдозером, людские судьбы. Большинства из нас там не было, большинство из нас с вами знаем об этой страшной бойне от своих прадедушек и прабабушек. А когда уйдет в вечность ТО поколение, то мы останемся один на один с их болью и пролитой ими кровью за наш сегодняшний день. День в стране, которой могло просто не быть сейчас на карте. Только вдумайтесь: нашей страны совершенно спокойно могло и не быть сейчас. Мы НИКОГДА не должны предавать забвению тех, кто ценой своей жизни спас целые будущие поколения. Те, кто забывает ТАКОЕ, я считаю просто фашистами.
Это действительно отличный фильм. Если говорить честно, то я не понимаю тех, кто пишет отрицательные рецензии на него. Мне не понять этих людей. Как можно искать какие-то исторические несоответствия, несовпадения и шероховатости, снова вспоминать набившую оскомину тему про плохих НКВД-шников и командиров, ругать фильм за некачественную работу оператора и голливудские якобы спецэффекты?! Нам показал войну и кровь, смерть и страх. Так умирали НАШИ соотечественники, ТАК расстреливали невинных детей и стариков, ТАК насиловали женщин и девушек, и бросали бомбы на сонные города. Это делали фашисты - слово, которое навечно останется в нашей генетической памяти, как синоним самому страшному преступлению, на которое только способен человек - на преступление ПРОТИВ человечности. А все остальное - это задний план, товарищи.
Я девушка принципиальная, поэтому пишу такое долгое вступление к рецензии. Фильм вызвал много эмоций, а в конце захотелось заплакать. От бессилия, от ненависти к этим ублюдкам, которые посмели топтать землю моей Родины. Разве у немецких захватчиков МОЖЕТ быть другое название? Это же были отбросы человечества. И когда погибли все - защитники Брестской крепости, и в надвигающуюся летнюю грозу ушел мальчик, чудом выживший в этом аду, несущий знамя на груди, под рубахой... Даже сейчас хочется заплакать. Он сохранил знамя - символ того, что Красная армия не сдается, советский народ выстоит в этой мясорубке и выйдет победителем. Бредущий по полю ребенок - вот конец этого печального действа.
Безусловно, большой плюс фильму - это удивительно вписывающийся чуть надтреснутый грустный голос пожилого Сашки Акимова, который с искренней болью рассказывает эту историю зрителю. Он словно исповедуется перед нами. Но он Герой, это несомненно. И кадры мирной и спокойной жизни - смеющаяся молодежь, гуляющий семейные пары, спешащие куда-то комиссар и лейтенанты, командиры и генералы, дети и бабушки, голуби и летний день. Это навеки останется 21 июня 1941 года - последний солнечный светлый день ТОЙ жизни, которую перечеркнули в 4 часа утра 22 июня 1941 года. И от этих кадров мне почему-то стало еще больнее. Ведь они все погибли. И точка.
Знали ли защитники крепости, что подмоги им не дождаться и они не вернуться живыми к родным? Несомненно, они знали. Это видно по глазам актеров, по их жестикуляции и тону голоса. А они стояли насмерть. Это же страшно - стоять до последней капли крови и последнего патрона. Враг этого не ожидал и не оценил. Фашисты так не могут. Так же было и в Сталинграде - когда горело небо и вскипала вода в Волге, а бойцы бились за каждый дом и улицу, за каждую пядь родной земли.
Я считаю, что этот фильм надо смотреть обязательно. Он снят в удивительной гармонии картинка-слова за кадром, такое ощущение, что попадаешь туда, и кожей чувствуешь страх и смерть в крепости. Хочется закрыть глаза и не видеть этого, но голос рассказчика не дает возможности оторваться от действия.
В заключение, не удержусь, и попинаю господина Михалкова с его 'УС 2'. Никита Сергеевич, вот как надо снимать фильмы о войне! Не думайте, что вы один умеете стрелять и взрывать в фильмах, причем, явно без вдохновения. Ну какой в 'УС-2' заложен смысл? Никакого. Это пустое кино, снятое на сине-черную пленку про великого Котова. А 'Брестская крепость' - это любовь к Родине, стремление её защитить, это патриотизм, в конце концов! И это было не 200 и не 300 лет назад, а всего-то 73 года.
Это фильм о том, как началась война. Спасибо всем: актерам и режиссеру. Браво. И музыка, этот вальс, теперь он связан только с этим фильмом.
'Я умираю, но не сдаюсь'. В этих словах глубинный смысл. Сами понимаете, о чем я.
Такой слоган был выбран авторами к новой картине о войне. Мы уже привыкли к тому, что сегодняшнее кино о Великой войне выглядит, мягко говоря, неубедительно. И режиссура не та, и актерская игра оставляет желать. А если и то, и другое в принципе на высоте, то концепция фильма будет такова, что смотреть его не захочется. Как в случае с «Великим кино о Великой войне» Михалкова.
И всегда приятно, когда на свет божий рождается действительно качественный продукт, который не скучно и не противно смотреть. Именно таким вышел фильм Александра Котта «Брестская крепость».
Название говорит само за себя. Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар германских агрессоров 22 июня 1941 года. С документальной точностью воссоздаются события, происходившие в первые дни обороны. Оборона крепости показана с трёх главных точек, рассказывается о трех очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Нет излишнего натурализма, которым так увлекаются порой режиссеры, снимающие военные фильмы. Спецэффекты скромные, и это хорошо. Нет антисоветских «заточек», являющихся чуть ли не признаком хорошего тона в сегодняшнем кинематографе. Как нет и неискреннего пафоса или псевдоинтеллектуальной болтовни.
Есть полный трагизма и героизма рассказ о том, как размеренная мирная жизнь с танцами и кино превращается в ад. И в этом аду сражаются до последнего вздоха обреченные на смерть. Фильм о том, как первые минуты отчаяния сменяются решимостью бить врага, умереть, но не сдаться в плен, а если удастся, выжить, прорваться к своим, находясь уже в глубоком тылу. И о том, как смерть уравнивает всех на поле брани.
Конечно тем, кто вырос на таких картинах, как «Баллада о солдате» или «Горячий снег», новым фильмом о войне не удивишь. А может, даже и не взволнуешь. Но молодой поросли, которая о советском кино представление имеет лишь по комедиям Гайдая, а до подлинных киношедевров не дотягивается, будет не лишним проникнуться атмосферой первых дней той войны, а то и открыть что-то новое для себя.
Первый приказ об отступлении 22 июня 1941 года отдало немецкое командование. Не знали? Тогда смотреть обязательно! Это приказ!
... и этот сильнейший фильм можно было бы отнести к истинным шедеврам постсоветского кинематографа (копродакшн Союзного государства России и Белоруссии- снимала легендарная студия 'Беларусьфильм' при поддержке 'Цетнрал Партнёршип', откуда такой размах и массштабность). А эти самые 'немного' и 'чуть-чуть', на мой взгляд, заключаются в следующем. В особо тяжёлых, жутких эпизодах, которых в картине множество (война!) оператору-постановщику и, естественно, главрежу (а Котт- человек очень серьёзный, вдумчивый и талантливый!) надо было бы добавить временной акцентировки на том, что в кадре. Грубо говоря, сделать панорамы (вспоминается фрагмент из классического 'Иди и смотри', когда юный партизан Флёра приходит в село, ищет и не находит жителей, разворачивается и идёт дальше, а за углом хаты они все лежат вповалку, убитые...) и другие особо драматические моменты на пару-тройку секунд подольше и использовать эффект замедления. Это бы не отразилось на динамике фильма, а пробило бы душевную 'толстокожесть' современного российского зрителя-прагматика, чтобы волосы зашевелились у него на голове, чтобы слёзы из глаз брызнули (у меня временами случалось, и этого не стыжусь!) и чтобы его тут же 'повело' пойти в бой за Родину, броситься в экран и подхватить трёхлинейку сражённого фашистской пулей красноармейца, защитника крепости. Увы, до такого эмоционального посыла фильм не дотянул... Ещё и потому, что впечатляющая музыка с довольно яркой темой волей звуковиков (а может, и режиссёра, что считаю большой его ошибкой) всё же воспринимается как фоновая и не читается так, как, к примеру, музыка к 'Войне и миру' (великий композитор Вячеслав Овчинников, с которым имею счастье быть знакомым и снимал его для ТВ) Бондарчука или к 'Освобождению' Озерова. Или в серии 'Год 41-й' из 'Государственной границы', когда женщины после боя пошли искать и собирать тела своих убитых мужчин... Там музыка просто разрывает сердца. И здесь, для достижения высочайшей эмоциональности, всего-то и надо было немного сдвинуть рычажок на звукооператорском пульте (в нужный момент). Почему-то никто этого не понял...
Вот, собственно, и всё, что я хотел добавить к огромному многоголосию рецензентов 'Брестской крепости', чтобы не повторяться. Ставлю фильму 8 с плюсом. Случись бы в нём всё то, чего мне желалось и о чём написано выше, с лёгким сердцем поставил бы ему 9 и считал бы 'Брестскую крепость' современной (пока) классикой, не смотря на некоторые недочёты.