Под конец 2016 года, провозглашённого годом российского кино вспомнилась мне картина, которую увидела я первый и единственный раз в том далёком '10-м году и ставшая самой важной среди последних военных и исторических.
'Крепость' сделана настолько сильно и хорошо, что до сих пор переплюнуть её не удалось ни одному фильму нашего производства. Светлая по по цветовой текстуре кадра, от чего происходящее бьёт эмоциями сильнее ожидаемого, она в полной мере доносит значение термина 'Героизм'.
Откровенность и честность предлагаемых событий так крепко берёт за живое, что комментировать какие-либо погрешности язык не повернётся. То, что произошло тогда в Бресте- великая и страшная трагедия, несмотря ни на что ставящая человеческие смелость и отвагу выше всего.
И чтобы взяться за такой проект нужна недюжая смелость, которой Александру Котту явно не занимать.
Все- от Деревянко до Кота, от Мерзликина до Коршунова- пропитаны не просто сутью того, во что они вкладывают себя, но мыслью, чтобы сделать этот фильм примером российкого кино- того самого, времён 'Чистого неба' и 'А зори здесь тихие...', о котором многие стали забывать.
Картина являет собой не просто взгляд на поступок тех людей и тех событий, она сама уже огромный поступок всего кинопрома нашего времени.
И пусть внутри каждого, стоящего за словами 'отечественное кино' будет жить Сашка Акимов, полный по-детски чистой храбрости, так необходимой нашему экрану.
Художественный фильм 'Брестская Крепость' вышел в 2010 году. Картина была снята Белорусским режиссером Александром Коттом, совместно с Российскими коллегами 'по цеху'. Лента была приурочена к 65-летию Великой победы и не смотря на трудности с финансированием, была выпущена в срок. Одновременно с 'Крепостью' вышел фильм Никиты Михалкова 'Утомленные Солнцем 2: Предстояние'... Угадайте, какой на какое из этих двух произведений сгоняли школьников в кинотеатры?
В отличии от 'Утомленных', где Советские солдаты — уголовники и дезертиры, люди работающие в тылу — дрожащие от страха перед безграничными гулагами трусы, а бойцы НКВД — выбивающие табуретками признательные показания мрази, Котт снял исторически и патриотически правильное кино. 'Крепость' не показывает нам Великую Отечественную как сборник позорных частностей, картина повествует о жизни и славных сражениях настоящих героев. Героев, которые не считали себя таковыми, руководствуясь одним принципом: 'Держаться на смерть'.
Александр Котт в своей картине противопоставляет мирную жизнь в крепости 'ДО', с суровым и невероятно тяжелым 'ПОСЛЕ'. Режиссер доносит до зрителя те простые истины, утерянные киноделами с начала 90-ых годов. Вседозволенность и свобода позволяла ремесленникам cнимать такое, от чего волосы на голове непроизвольно начинали шевелиться... Возможно, Белорусы более патриотичны, нежели Русские, срывающие и без того затертые 'покровы'.
Сюжет в ленте разделен на несколько этапов, рассказывая о трех ключевых командирах, командующих обороной крепости. Персонажи разносторонние, прототипы реальные, а самое главное — каждый из них обладает своим характером и опытом ведения боевых действий, отличным от собратьев по обороне.
Комиссар Ефим Фомин в исполнении Павла Деревянко — опытный командир, который пускай и находится на штабной должности, в свое время прошел боевое крещение в Гражданскую войну. Холодный ум и расчетливость заправского шахматиста, просчитывающего ходы, как особая броня для солдат, находящихся под его командованием.
Майор Петр Гаврилов в исполнении Александра Коршунова — офицер, прошедший Халхин Гол и кампанию в Испании. Гаврилов предвидел скорое нападение немцев, не спал ночами, ожидая тревоги. Следует ли говорить, что прагматичность стратега дала свои плоды? Наступление немцев Майор встретил ответственно, собрав под свое крыло перепуганных солдат и создав ударный 'костяк' обороны.
Cтарший Лейтенант Кижеватов в исполнении Андрея Мерзликина — командир пограничной заставы, прилегающей к крепости. Перебежчики из Европы, пойманные пограничниками, в один голос предупреждали о боевой готовности немцев. Следовательно, нападение для Кижеватова было ожидаемым и он первым вступил в бой, вытесняя скромным личным составом немцев с территории крепости.
Итог. Делая ребенка главным героем фильма, Александр Котт показывает ужас войны глазами, полными искренности и неподдельной боли. Нечто подобное уже было в Российском кинематографе, если вспомнить фильм 'Иди и смотри', где протагонистом так-же был мальчишка, в чью деревню нагрянули фашисты.
'Брестская крепость' — это экскурс в прошлое, отсылающий зрителя в первые дни войны без приукрас и лжи. Кино показывает людей, которыми можно и нужно гордиться. Здесь не будет заградительных отрядов, стреляющих в спины, одной винтовки на троих и 'засыпания трупами', о чем любил в свое время разглагольствовать 'герой войны и командир легенда' Солженицын. Нам покажут грязь, боль и крики раненных товарищей, из последних сил сжимающих предсмертное послание фашизму — наступательную гранату.
'Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!'
Фильм Александра Котта 'Брестская крепость' ввёл меня в некое сметение, я не могу дать ему определённую оценку, так как фильм может и весьма хорош, но при этом очень плох. Я могу его расценивать как что-то неплохое, поскольку он неплохо сделан, хорошие спец эффекты, вполне сносная актёрская игра, но при этом крайне не правдоподобная сюжетная арка. Фильм пытается вызвать какое-то чувство гордости за свою страну, но от этого только хуже. Александру Котту несомненно есть куда расти, но вот для этого нужно продвигать свои навыки, что он не делает.
Дело в том, что это один из хороших русских фильмов, особенно по сравнению с любым из фильмов Enjoy Movies, созерцая которые так и чувствуешь как твой мозг вытекает из ушей.
Историю о Брестской Крепости могли бы преподнести слегка иначе. Меньше любовных линий, которые не играют никакой роли в сюжете, так же могли сделать мальчика настоящим мальчиком. Я конечно понимаю, что надо было сделать его отважным, но он получился не натуральным, любой ребёнок бы испугался войны, смерти, крови, а он просто не живой. И почему он может легко пройти любые выслеживаемые немцами участки и пробираться на любую часть крепости? Потому что он не человек, он чертов супермен!
Вообщем фильм в целом неплохой, но не оправдывает все ожидания, ему есть куда стремится и это несомненно уже результат.
Накануне Дня Победы решил посмотреть этот фильм, о котором был наслышан. Мол, очень качественная картина, которая особняком стоит рядом с другими современными лентами о войне.
Фильм начинается размеренно, тягуче, но в воздухе уже витает аромат приближающейся катастрофы. Очень мирное начало увеличивает градус потрясения, когда немецкие лётчики вторгаются в воздушное пространство СССР. Понравилось, как точно и детально были показаны паника и ужас людей, которые неожиданно оказались заложниками ситуации. Первый день кровавой и страшной войны. А каким он ещё мог быть, если не жестоким и вероломным? В общем, этот эпизод сняли достойно. При просмотре по коже бежали мурашки, потому что ты невольно ощущаешь себя участником тех страшных событий.
В чём, собственно, проблема современных российских фильмов о войне? Они попахивают бульварщиной. Не все, но многие. К примеру, сейчас очень модно смешивать военную тематику с откровенными сценами интимного характера. Понятно, зачем: нужно привлечь среднестатистического зрителя. Но лично меня подобное отторгает. Всё должно находиться на своих местах. Фильмы о великом народном подвиге - это не бульварный роман. Здесь не место половым актам и подобным вещам. 'Брестская крепость' мне понравилась тем, что там не было всего этого. Акцент сделан на обороне крепости, на страхе людей, на первой дне войны. И это порадовало. Именно хорошая режиссёрская работа, отличные спецэффекты и славный труд оператора - сделали фильм эпичным, а не бульварным. Создатели охватили по максимуму людей, эмоций, событий, что произошли в тот короткий промежуток времени, который показался вечностью. Словно первый день войны растянулся на долгих сто лет.
Рекомендую фильм к просмотру, потому что он героический, эпичный, умный и трогательный. Сильный. Да, не побоюсь этого слова.
Посмотреть этот фильм я решил, когда пристрастился к историческим и военным боевикам, к тому же, заинтересовала тема начала Великой Отечественной Войны, плюс, знал, что этот фильм получил такое признание, что были даже организованы бесплатные кино-показы для ветеранов ВОВ. От этого фильма я ждал интересного повествования о начале Войны, качественных диалогов, и, желательно, зрелищного экшна, хотя и несколько кощунственно получать удовольствие от того, что смотришь на разрушения в родной стране, и на то, как убивают твоих соотечественников - ведь именно так происходило вторжение немцев в Россию в 1941 году. Но мне так же хотелось увидеть, как жители Брестской Крепости давали отпор немцам, как могли, ведь патриот я, или нет? После просмотра я понял, что в советское время военное кино снимали прежде всего с душой, не имея возможности снимать зрелищный экшн, а конкретно в этом новом военном фильме упор делали в основном на спецэффекты, показывая на протяжении всего фильма повсеместные разрушения, забывая об интересных диалогах. Не спорю, фильм хороший, даже очень, но ему катастрофически не хватает качественных диалогов и действий - не понимаю, почему в таком случае многие раскритиковали 'Сталинград' - там было предостаточно красноречивых диалогов, которые почему-то обвинили в пафосе. 'Брестскую крепость' можно похвалить в основном как красочный боевик, и за переданную обстановку начала войны.
В фильме вы увидите красивые декорации Бреста 1941 года, в начале фильма получите эстетическое удовольствие от столь красивого старого города и культурных мероприятий, которые там проходят, а затем вас ждёт полный набор разнообразного экшна, в котором, увы, будут лидировать ненавистные русскому народу фашисты, они будут жестоко и безжалостно уничтожать население города, предполагая, что то же самое они успешно сделают по всей России. Фашисты прикинулись перед теми, кого не убили, а взяли в плен, не захватчиками, а освободителями русского народа от сталинского гнёта - напоминает восстание Емельяна Пугачёва, который так же оставлял после себя горы трупов, но гордился тем, что сумел выдать себя за Петра III и увлечь за собой доверчивых крестьян, и планировал получить власть, славу и деньги. Разумеется, в случае с ВОВ всё было гораздо более жестоко и мрачно - все мы знаем, на что были способны фашисты, действующие по указке того, чьим именем теперь даже немцы не называют новорождённых детей - эти люди не просто убивали, они издевались, устраивали чудовищные пытки. Можно было бы и все эти грязные подробности показать в каком-нибудь военном фильме, дав ему рейтинг 18+. Данный же фильм вполне можно показать детям. 'Брестская крепость' - скорее не военная драма, и не просто военный боевик, а военный аттракцион, такой, как 'Перл-Харбор' Майкла Бэя, напичканный крутой графикой - в плане зрелищности наша 'Брестская крепость' не особо-то уступает голливудскому хиту. Только там мы видим американцев, заинтересованных во Второй Мировой Войне, и вступающих в бой с немцами, а в 'Брестской крепости' видим, как наши люди вставали против тех, кто несёт зло. И этот фильм должен быть ближе русскому человеку, хоть в нём и нет обилия интересных диалогов. Завязка и развязка порадуют вас как никогда. В фильме есть на что посмотреть, но даже не это главное. Есть здесь что-то, кроме спецэффектов. Это русская душа.
Жила-была цветущая и могучая Империя Добряков. Жили они простой, абсолютно негламурной жизнью. Но было в этой жизни много радости, света, доброты. И тяги к искусству. Просто повальное. И все жители этой Империи были добрыми, душевными, отзывчивыми. Зло здесь было совсем нестрашное, а беды – пустяшные. А потому Добряки стали нереально беззаботными. Настолько беззаботными, что не напасть на них должен был только ленивый. Вот так выглядит картинка в начале фильма.
Возможно, я сгустил краски. Но сцена, когда «особист» допрашивает майора-«паникера», допрашивает, чуть ли не стесняясь, смущаясь своей работы – просто нереальна! Ведь ему «разработанный» майор обеспечит дополнительные ромбы на рукав и карьерный рост. А он помогает ему, подсказывает как «отмазаться» от обвинений! Другой пример: офицер, который уже во время боевых действий запрещает своему бойцу стрелять в красноармейцев, которые открыто идут сдаваться в плен… Нет, это просто апогей гуманизма из совершенно другой эпохи. Ничего кроме огульного восхваления «своих» в этих сценах нет. Так что – Империя Добряков.
А ощущение «Могучей Империи» в первые полчаса создается очень сильное. Уверен, авторы формировали его намеренно. Чтобы затосковали россияне (и белорусы) по дням подлинного величия.
А потом – самолеты, отраженные в водной глади приграничной речки. И сплошное чувство трагизма. Если поначалу с ним непроизвольно борешься, то постепенно ком в горле становится всё сильнее. Он мешает дышать. И сжимаются кулаки в праведном гневе и желании помочь своим. Душещипательными сценами фильм переполнен более чем полностью. Они разные, и на каждого найдется та, что заставит заплакать или хотя бы покрыться мурашками. Лично у меня до сих пор стоит перед глазами контратака пограничников, наполовину безоружных. Тихий приказ офицера: «Застава, к бою!» - и на огонь шмайссеров с голыми руками кидаются молодые, не нюхавшие пороха, ребята. Гибнут пачками, но те, что добираются до фашистов…
Концентрат трагедии и героизма.
Враг в фильме абсолютно безликий. Кроме шпиона – ни одной личности. И правильно – нечего на них заморачиваться. Посыл режиссера прост: все немцы – фашисты, все фашисты – гады. Бей врага! Спасай Отчизну! Как в старые добрые советские времена. Фильм вообще удивительно напоминает качественное советское кино о войне. Только гораздо более дорогой.
А он дорогой. «Брестскую крепость» заказали сразу два государства – Россия и Беларусь. Заказали и полностью профинансировали – бюджет у фильма более чем серьезный – 225 миллионов рублей. И не белорусских, а нефтьюобеспеченных.
Куда вложены эти рубли, видно сразу. Цветущая довоенная крепость, и дымящиеся развалины второго дня войны – всё очень реалистичное, не картонное (привет Бондарчуку). Много взрывов, и почти все – настоящие, не компьютерные. Конечно, можно прицепиться к тому, что бомба падает сверху, а дом взрывается из-под фундамента. Можно, но не хочется.
Вообще, ляпов я особо не заметил. Разве, что армейский немецкий жетон на груди вражеского шпиона. Ну, не верю я, что подготовленного разведчика, свободно говорящего по-русски, имеющего все положенные документы забросят в советский тыл с немецким жетоном на груди.
Единственное довольно сильное разочарование – актерская игра. Плохих актеров не заметил, но и ярких, цепляющих – тоже. Два исключения: мальчик, играющий главного героя Сашу Акимова, и Павел Деревянко. Последний, конечно, в «Махно» уже доказал, что может играть не только комедийные роли, но всё равно его игра приятно удивляет и радует.
«Брестская крепость» – фильм длинный. Но не утомляет, наоборот, до самых титров стараешься моргать пореже, чтобы ничего не пропустить. Но, несмотря на добротность и качество, фильм шатко качается над двумя чашами весов: искусство и пропаганда. Бесспорно, воспитание патриотизма – вещь крайне необходимая сегодня. Но воспитывать его, показывая прошлое черно-белым, без полутонов – не лучший способ воспитания Человека. Проходили мы это уже. Двигаясь в таком направлении, мы скоро будем снимать фильмы, в которых защитники Брестской крепости будут побеждать немцев в первый день войны, а третий заканчивать в Берлине. Ради воспитания патриотизма.
А искусство? Оно на самом деле не нуждается в сотнях миллионов рублей и пафоса. И скромный фильм «Я – русский солдат», снятый на ту же тему, гораздо лучше раскрывает все затронутые в «Брестской крепости» темы.
Большой неожиданностью стал осенью 2010-ого выход в прокат патриотической экшен – драмы Александра Котта «Брестская Крепость». В тот юбилейный год главным фильмом о Великой Отечественной был нашумевший, получивший отрицательную критику и холодно принятый народом сиквел «Утомлённых Солнцем». Вторая серя которого, в том ноябре собственно и ожидалась. Но к моему тогдашнему удивлению, вместо ожидаемой михалковской «Цитадели» в кинотеатрах появилась практически не разрекламированная лента Котта. Поскольку изначально на картину о героических защитниках Брестской Крепости особые надежды не возлагались, фильм я воспринял максимально отстранёно. Критических рецензий о нём заранее прочёл очень мало ( а в тех, что прочёл – «Брестскую Крепость» хвалили ), о создании этой ленты не знал и смотрел, что называется «на халяву» ( в кинотеатр тогда не пошёл, посмотрел фильм чуть позже, когда шла премьера по телевидению ) – поэтому обычного брюзжания отечественного зрителя ( кино – г…но – жалко потраченного времени и денег на билет ) я не издавал. Более того – мне фильм даже очень понравился. Снято качественно - видно что работали создатели над лентой с душой, привлечены замечательные артисты, а самое главное – удалось снять в меру масштабное военное кино с настоящими – пиротехническими ( а не компьютерными ) взрывами, массовками и аутентичностью к минувшей советской эпохе. Даже странно всё это, зная имя довольно статистического, преимущественно телевизионного режиссёра, до этого звёзд с небес не хватающего. Но наверное самое непостижимое, заключается в том, как именно создателям удалось снять такое большое кино, уложившись в столь небольшую для подобного проекта сумму ( бюджет картины – примерно 7 миллионов $ )! Этот фильм – совместный проект России и Белоруссии, снятый на всё ещё функционирующей киностудии «Белорусьфильм», и в местах реальных боевых действий. Должно быть поэтому получилась впечатляющая, буквально через экран бьющая энергетика и достоверная ретро – стилизация, что полностью погружают в картину. Во всяком случае, чисто в сценарном плане нет нечего особенного. Троица соавторов: Владимир Ерёмин, Алексей Дударев и Екатерина Тирдатова написали вполне традиционную историко – патриотическую драму, в которой нашлось место сазу нескольким романтическим линиям, проявлениям безмерного героизма и прочего, свойственного советским лентам по войну пафоса. Впрочем весьма сдержанного. Но то, что сюжет картины будет предсказуемым было понятно даже школьнику, поэтому особо пенять за это сценаристов не стоит. Тем более, что сюжет хоть и линеен, но многогранен, а персонажи получились колоритными и запоминающимися. Есть несколько реалистичных рукопашных атак – схваток, превосходная операторская работа Владимира Башта, пронзительный саундтрек Юрия Красавина ( правда с не совсем подходящей песней на финальных титрах ) и уже упомянутая прекрасная работа актёрского коллектива - всё это делает «Брестскую Крепость» - достойным образцом современного военного кино. Думаю, что все посмотревшие картину со мной согласятся – продюсер Игорь Угольников безупречно выполнил государственный заказ на создание молодёжного, историко – патриотического, художественного фильма.
В центре сюжета картины находятся несколько героев, которых объединяет мальчишка – суворовец Акимов, который зная лазы перемещается по крепости. Так он передаёт одним приказы других, сведения о том, что происходит в другой части осаждённой крепости, а также рискуя приносит страдающим от жажды воду… Показана краткая экспозиция довоенной, мирной жизни гарнизона. На дворе – 21 июня 1941 –ого: играет духовой оркестр, на танцплощадке не спеша кружатся пары, офицеры расслабились перед выходным – решают чисто бытовые, семейные проблемы, во дворе играют дети, в местный клуб привезли кино… Одним словом – идёт мирная, обыденная жизнь. Как скажет герой – рассказчик ( постаревший Акимов ): войны ждали, но некто не ждал её так скоро… После диверсионного рейда, когда переодетые в форму советских военнослужащих немцы отключили подачу в крепость электричества и воды, рано утром был нанесён первый авиа – удар, а после начался артиллерийский обстрел крепости… Среди прочих обороняющихся на передний план выходят, до этого показанные персонажи. Это комиссар - коммунист Фомин, лейтенант Кижеватов, политрук Почерников, майор Пётр Гаврилов а также лейтенант НКВД Вайнштейн. Ну и Сашка Акимов, от лица которого ведётся повествование ( время от времени слышен его старческий голос ). Показано героическое сопротивление превосходящим по численности фашистам, стоическое мужество и отвага красноармейцев, которые всякий раз отвергали предложения врага о сдаче позиций. Остальное – история…
Понравились центральные герои в исполнении известных артистов. Так из Павла Деревянко вышел цельный образ коммуниста и комиссара Фомина. Очень убедителен был в роли сурового, но своей мужской жёсткостью харизматичного майора Гаврилова Александр Коршунов. Андрей Мерзликин хорошо воплотил на экране образ героя Кижеватова – семьянина и отца двоих детей. Понравился и Евгений Цыганов в роли Почерникова. Михаил Павлик сыграл своего чекиста нетрадиционно забавным и порядочным парнем. В роли суворовца Акимова дебютировал талантливый и киногеничный Лёша Копашов. У последнего, к слову в фильме сразу две роли: названного Акимова, и его внука, с которым старый Акимов приходит к памятнику, посвящённому героям Брестской Крепости… Фильм Александра Котта – это тот редкий в нашем кинематографе случай, когда как то удачно складываются практически все основные элементы картины, и в результате получается пускай не шедевр, но однозначно достойный образец современного, военного кино. Подобный фильм не стыдно демонстрировать по ТВ на 9 Мая, безбоязненно можно продавать в прокат за границу, а также показывать ветеранам. Универсальное кино, которым могут быть одинаково довольны все: от старшего поколения ( которое обычно ругает современные фильмы про войну ), до кинокритиков и молодёжи – обычно предпочитающей динамичные блокбастеры. Фильм «Брестская Крепость» увлекает стремительно закручивающимся сюжетом, качественным экшеном и не утомляет своим хронометражом. На мой взгляд – идеальное развлекательно – идейное, патриотическое кино.
'Брестская крепость' представляет собой грандиозную картину о героическом подвиге советских солдат в самом начале Великой Отечественной войны. Это кино настоящий самородок искренней правды в отечественном и в мировом кинематографе, особенно на фоне постоянных лживых и лицемерных попыток переписать и исказить историю. Громко и сильно, словно выстрел, прогремел этот фильм, показав всем, что память о героях и их бесценных подвигах вечна - никто не забыт, ничто не забыто! На сегодняшний день данную картину можно смело назвать истинным фильмом о войне. По сравнению с другими многочисленными попытками последних лет показать историческое кино о военном периоде, 'Брестская крепость' величественно возвышается и превосходит их на порядок.
Сюжетная линия фильма глубоко исторически правдива, берёт за основу реально происходившие события. Так же местность и территория действий, разворачиваемых в фильме, воссозданы идентично реальным. Фильм буквально переполнен драматизмом, заставляет почувствовать зрителя всё, что переживают персонажи - шок и трепет перед врагом, боль от потери любимых людей, друзей и товарищей, бесконечную ненависть к врагу, стойкость и героизм, любовь к своей Родине. Все эти эмоции динамично переплетаются с превосходной актёрской игрой. Создателям фильма очень хорошо удалось передать всё напряжение с помощью инструментария актёрской игры - ты буквально проживаешь это время вместе с героями фильма. Достаточно зрелищно выполнены и спецэффекты, а главное - очень правдоподобно. Музыкальное сопровождение динамично подчёркивает сюжетную линию, добавляя напряжённость. Превосходна и операторская работа: ракурсы съёмки полностью охватывают сюжетные действия. Конечно же, как и в любом фильме, в данной картине тоже присутствуют неточности, такие незначительные допущения, как награды из более поздних лет и так далее. Но данные ошибки никак не влияют на сюжет и даже не делают попытки испортить впечатление от фильма, так сказать, нарушить авторский посыл зрителю. Заведомо известная трагическая концовка фильма преподносится зрителю в драматических тонах, но всё же с надеждой на возмездие, которое несомненно и безоговорочно настигнет врагов.
Этот великолепный фильм о великом подвиге, стойкости людей и их преданности своей Родине, несомненно заслуживает высочайшую оценку. Обязательно рекомендую этот фильм к просмотру, особенно более молодым поколениям, у которых в наши смутные дни с лёгкостью могут сформировать искажённую и неправильную точку зрения о тех давно минувших событиях. Данную картину можно смело считать эталоном современного исторического кино о периоде Великой Отечественной Войны.
Я крепость, я крепость. Веду бой, держу оборону, жду подкрепления.
Брестская крепость самого начала доказала возможность возрождения Российского кино, получилось ведь у Белоруссии, а мы чем хуже? Картина снята на очень высоком уровне мастерства съемочной группы.
Сюжет полностью посвящен павшим храбрым героям Брестской крепости, одними из первых принявшими удар Германии, с этого началась Великая Отечественная война.
Хочется сразу отметь атмосферу той до военной страны, когда народ успел забыть, что такое первая мировая и революция. Взрывы, тяжелейшие бои, ранения и смерть, вдребезги разбитые судьбы людей, вдовы и сироты, страшный голод. Жизнь в постоянном ожидании чего то страшного, неминуемого. И никогда ни в каком страшном сне, не думали они что война наступит.
Этот момент в начале фильма поражает больше всего, люди такие счастливы, наслаждающиеся мирной, тихой жизнью. Тихий субботний день, жители крепости как и вся страна планируют свои выходные, кто-то делает семейное фото, играет оркестр, люди танцуют, смотрят кино в клубе и всего через несколько часов всему этому наступит конец, впереди пять самых страшных лет борьбы за жизнь, за будущее.
Я представлял себе войну. Но я не представлял себе войну... Такую войну. Все ее ждали. Но никто не ждал, что вот так... Сразу. Просто. И страшно.
Сама же война показана с той неприглядной стороны, о которой мы порой не задумываемся. Здесь нет правил, морали, правит балом смерть и разрушение. Хаос в первые часы артобстрела, все пытаются спасти себя и гибнут, а бомбы все падают и падают, и конца этому нет. Вокруг все рушится под бомбами, гибнут солдаты, гражданские, душераздирающие крики детей, до жути напуганных и их матерей в отчаянном порыве найти укрытие, спастись. Всюду куда, доставал взгляд, в воронках или из окон тут и там раскиданные, развороченные трупы людей, которые еще вчера ходили, смеялись, жили.
Среди толпы охваченной паническим ужасом, проявляя стойкость духа, своим нерушимым спокойствием командиры разрозненных частей организовывают вооруженное сопротивление.
В этот момент в кадре появляется майор Петр Гаврилов которого бесподобно сыграл Александр Коршунов, прошедший две военные компании, основываясь на этом опыте, грамотно организовывает оборону. Лейтенант Кижеватов которого сыграл Андрей Мерзликин, отец большого семейства также берет на себя командование уцелевшей группой солдат, ему страшно за свою семью, но в первую очередь он военный, исполняющий свой долг.
Отдельно хочется отметить два открытия в этом фильме. Дебют Алексея Копашова вжившегося в роль Сашки Акимова, юного воспитанника музыкального взвода, от чего лица ведётся рассказ. Копашев блестяще исполнил роль, мальчика увидевшего своими глазами войну. И как это не странно Павла Деревянко в роли полкового комиссара Ефима Фомина, раскрылся как драматический актер. Яна Есипович сыгравшая в фильме жену Кижеватова и Анна Цуканова в роле продавщицы военторга Соню, Татьяна Камина исполнившая роль Шуры Почерниковой, все они настоящие женщины, борющиеся за жизнь и не уступающие врагу.
Остальные актеры сыгравшие свои роли достоверно, сильно, каждый на своём месте, не перетягивали вминание на себя.
Хорошо переданная атмосфера военных действий оператором Владимиром Башта, превосходно прописанные персонажи и диалоги сценаристами. Музыка поддерживающая весь фильм в напряжение и реалистичные декорации которые редко встретишь сегодня.
Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина.
10 из 10
P.S.
Да в этом фильме есть свои изъяны. Такие как немецкие диверсанты или техника которой не должно было там быть. Но это все заметно лишь знающим все исторические нюансы великой отечественной. Да не все показано с хронологической четкостью и исторически достоверно, но нужно помнить, что это лишь кино, а не реальность. Это хорошее кино в котором есть и сильные мужчины и храбрые женщины. При просмотре которого всех этих тонкостей не замечаешь, а смотришь не отрываясь на сильную игру актеров, потрясающие диалоги, погружаясь в первые тяжелые дни войны.
Я Крепость, я Крепость. Веду бой, держу оборону, жду подкрепления…
Лето 1941 года. Нацистская Германия ведет вооруженную экспансию европейских стран и со зловещим оскалам поглядывает на СССР, с которыми был заключен мирный договор. Вот только этот самый договор не является панацеей и мирные жители, а порой и солдаты, нервно смотрят в сторону границы и подобно мантре произносят слова: «Только бы обошлось». Но в глубине души и стар и млад знает – быть войне. Это лишь вопрос времени. Правда не знают жители нашей и сопредельных держав, что Вторая Мировая отбросит все правила и законы и что, то будет война на уничтожение и ни о каком милосердие и благородстве со стороны немецко-фашистских захватчиков не могло быть и речи. И именно об этом пойдет речь в обозреваемом фильме, об этом, а также о русских солдатах, которые не отступали и не сдавались даже несмотря на то что шансов на победу у них не было никаких. Да, все верно, это – «Брестская крепость».
Раньше, да и сейчас, выходило множество фильмов, повествующих о войне и героями в тех историях были абсолютно разные люди. Были там умудренные жизненным опытом генералы, ну или наоборот полковники-самодуры. Были там разведчики, которые балансировали на тонком лезвие ножа и любое неосторожно брошенное слово могло привести героев к смерти. Были молодые девушки, которые отправились на фронт, дабы встретится с любимым, ну или отомстить за всю семью, что перебили немцы. Но вот что интересно, фильмов посвященных войне, где бы главным героем был ребенок практически нет. И с одной стороны это правильно – ни один ребенок не должен был стать свидетелем тех кошмарных событий, с другой же стороны война не обошла никого, и многие пожилые люди, которых сейчас по праву именуют ветеранами войны, во время Великой Отечественной были детьми, которым едва ли исполнилось четырнадцать годков. Возможно именно так думали сценаристы обозреваемого фильма, когда сделали главным героям маленького мальчика Акипова Александра Почепникова, а может быть то была идея самого режиссера, но так ли это важно? Куда важней, то что юноша играет искренне, ему веришь, ему сопереживаешь и то что нам показываются лишь небольшие фрагменты из жизни защитников Брестской крепости предает картине достоверности. Ведь юноша рассказал лишь то что знал и то что видел, да и потом Сашке не до близкого знакомства с советскими солдатами, он разыскивает свою подругу Аню, которая осталась одна-одинешенька в полуразрушенной крепости, которую раз за разом штурмуют фашисты. Так что все честно.
И тем не менее, взрослые… хотя какие они взрослые? Большинству из солдат едва ли исполнилось восемнадцать лет и юноши, которые совсем недавно смеялись и подначивали друг друга, дабы пригласить вон ту симпатичную девушку на свидания, сегодня будут проливать кровь, умирать и убивать, а ведь им бы еще жить да жить. Так вот, история взрослых защитников Брестской крепости будет освещена, но не с помощью слов или воспоминаний, а с помощью чувств и эмоций, которые будут искренними и не наигранными. И благодаря этому сопереживаешь всем и каждому. Сопереживаешь «маленькому человеку» лейтенанту НКВД Вейнштейну, человеку с добрыми глазами и при этом не обделённому смекалкой. Сопереживаешь полковому комиссару Фомину, который по стечению обстоятельств остался в крепости и который надеяться на то, что ему удастся еще хотя бы раз взглянуть в глаза жены и дочери, что остались в городе. И веришь вон тому безымянному солдату, что ослабевшей рукой поглаживает немецкую овчарку и мечтает о том, как он вернется домой к семье и близким и как заживут они счастливо. И оттого в «Брестской крепости» чувствуется дух старых советских фильмов посвященных войне, где важны были чувства и переживания героев и где персонажи истории западали в душу и оттого их гибель оставляла глубокие раны на сердце.
Правда стоит заметить, что и боевые сцены не подкачали. Мало того, что экшн в фильме фактически безостановочный и тут постоянно что-то да происходит, будь то бомбежка, битва в рукопашную (Да все верно, тот самый подручный инвентарь в качестве оружия, но ведь и арсенал засыпало взрывом, а потому приходилось довольствоваться тем что есть) с немецко-фашистскими захватчиками или же попытка сдержать подступающие танки, так и поставлено все было на удивление качественно и жутковато. В конечном счете, сцена в которой мирные люди бегут на нацистские пулеметы и умирают, вряд ли способна оставить равнодушным кого бы то ни было.
Правда не обошлось и без казусов. Их два. Первый заключается в том, что немцы провернули хитрую операцию, прикинувшись русскими солдатами и проникнув в Брестскую крепость в количестве более двухсот человек, однако они никак себя не проявят, за исключением командира немцев в исполнение Анатолия Кота (К слову, он отлично справился с этой ролью) и это вызывает недоумение. Куда делись диверсанты? Зачем нужен был столь хитроумный план если эти ребята остались за бортом? Хотя тут можно списать все на главного героя Сашку Акимова, который попросту не знал, что случилось с немецкими диверсантами, а ему никто об этом не рассказал. Но тут мы переходим к другой проблеме и она куда более серьёзна – прорыв. Русские солдаты, понимая, что ждать подкрепления бессмысленно, решаются на отчаянный шаг, при этом полностью игнорируя то обстоятельство, что в подвалах Брестской крепости остались женщины, дети и раненные солдаты. На прорыв сказал командир и все его поддержали. И пусть до и после этих событий к мирным жителям русские солдаты будут относится все также хорошо и готовы будут отдать им последнее неприятный осадок остается.
Итог? Не идеальный, но крепко слепленный и ладно скроенный военный фильм, в котором есть все за что мы любим кинокартины подобного жанра. Но самое важное что в нем есть – это его идея, которая заключается в том, что люди, что погибли во время Великой Отечественной войны защищая свой дом все еще живы. Они живы пока мы будем о них помнить. И это – самое главное.