Фильм о жизни. Фильм о людях. Фильм про то, как жили тогда, во время войны, и про то, как надо жить сегодня.
А ведь какая избитая тема - Война. Но почему-то эта картина тронула больше всего. Наверное потому, что фильм не просто о войне и о людях, которые в ней участвовали. Фильм о чувствах этих людей. Рассказ о том, что пришлось пережить тем, кто оказался тогда там. Вся боль, все страхи, весь ужас начала войны, когда еще даже никто и не знал ЧТО такое немцы - показан как нельзя лучше и грамотнее.
При просмотре картины чувствуешь себя частью того времени и тех событий.
Фильм выдержанный, без лишних моментов. Таковых просто не может быть, ведь фильм - про войну.
Уже с самых первых минут начавшегося там кошмара - затягивает в паутину чувств людей. Переживаешь вместе с ними, чувствуешь вместе с ними, живешь с ними все два часа. Проникаешься к ним любовью, состраданием. К концу фильма слезы сами собой появляются.
С такого фильма нельзя уйти просто так. Разве что только не выдержать той атмосферы, что держит фильм.
Игра актеров настолько естественна, спецэффекты настолько реалистичны, что не к чему придраться. Музыка, написанная к фильму прекрасно дополняет события.
Под конец сеанса думаешь: 'А пусть все как всегда кончится хорошо, все главные герои останутся живы, и больше никто не умрет!', а потом вспоминаешь, что это не придуманная фантастическая история, а рассказ о реальных событиях, людях и жизнях.
10 из 10,
и огромное спасибо за прекрасный и трогающий до глубины души фильм!
'Брестская крепость' представляет собой грандиозную картину о героическом подвиге советских солдат в самом начале Великой Отечественной войны. Это кино настоящий самородок искренней правды в отечественном и в мировом кинематографе, особенно на фоне постоянных лживых и лицемерных попыток переписать и исказить историю. Громко и сильно, словно выстрел, прогремел этот фильм, показав всем, что память о героях и их бесценных подвигах вечна - никто не забыт, ничто не забыто! На сегодняшний день данную картину можно смело назвать истинным фильмом о войне. По сравнению с другими многочисленными попытками последних лет показать историческое кино о военном периоде, 'Брестская крепость' величественно возвышается и превосходит их на порядок.
Сюжетная линия фильма глубоко исторически правдива, берёт за основу реально происходившие события. Так же местность и территория действий, разворачиваемых в фильме, воссозданы идентично реальным. Фильм буквально переполнен драматизмом, заставляет почувствовать зрителя всё, что переживают персонажи - шок и трепет перед врагом, боль от потери любимых людей, друзей и товарищей, бесконечную ненависть к врагу, стойкость и героизм, любовь к своей Родине. Все эти эмоции динамично переплетаются с превосходной актёрской игрой. Создателям фильма очень хорошо удалось передать всё напряжение с помощью инструментария актёрской игры - ты буквально проживаешь это время вместе с героями фильма. Достаточно зрелищно выполнены и спецэффекты, а главное - очень правдоподобно. Музыкальное сопровождение динамично подчёркивает сюжетную линию, добавляя напряжённость. Превосходна и операторская работа: ракурсы съёмки полностью охватывают сюжетные действия. Конечно же, как и в любом фильме, в данной картине тоже присутствуют неточности, такие незначительные допущения, как награды из более поздних лет и так далее. Но данные ошибки никак не влияют на сюжет и даже не делают попытки испортить впечатление от фильма, так сказать, нарушить авторский посыл зрителю. Заведомо известная трагическая концовка фильма преподносится зрителю в драматических тонах, но всё же с надеждой на возмездие, которое несомненно и безоговорочно настигнет врагов.
Этот великолепный фильм о великом подвиге, стойкости людей и их преданности своей Родине, несомненно заслуживает высочайшую оценку. Обязательно рекомендую этот фильм к просмотру, особенно более молодым поколениям, у которых в наши смутные дни с лёгкостью могут сформировать искажённую и неправильную точку зрения о тех давно минувших событиях. Данную картину можно смело считать эталоном современного исторического кино о периоде Великой Отечественной Войны.
Сказать, что я удивлена фильмом, не сказать ничего. Я видела фильмы про войну, но такого я точно раньше ещё не видела.
Уже одно то, что снят он с документальной точностью, заставило меня ужасно захотеть посмотреть его.
Во-первых, Угольников точно попал в идею. Она великолепна. Здесь не только война, но и сами люди, их родные, любимые, дети, собаки, их жизни. Это, думаю единственный фильм о войне, за некоторым исключением, который мне было по-настоящему интересно смотреть. И я честно переживала за главного героя, совсем ещё мальчика, за всех остальных и даже несколько раз всплакнула.
То, как снят фильм, это вообще потрясающе. Операторская работа на высоте. Мне даже не верится, что это наш, российский, фильм. Настолько он хорош.
Актеры подобраны отлично.
Что и говорить, 3 года работы над 'Бресткой крепостью' не прошли даром.
Не хочется говорить больше ничего о сюжете или идее фильма. Просто этот фильм, который Вы должны обязательно посмотреть.
Фильм зацепил, военная тема сложна тем, что передать на экране настроение сложно тем, кто не испытал на себе всю тяжесть войны или хотя бы военной службы в мирное время. Война для каждого своя. Затронуть всех зрителей тяжело. Но этот фильм затронул видимо многих.
Больше всего меня зацепил эпизод, где показан последний бой супругов Печерниковых. Мне это знакомо. Настоящая военная семья, вместе счастливо жили, вместе в бою и вместе предпочли смерть, чем жизнь любой ценой и поодиночке. Слов мало, все ясно без слов. Эпизод, но какой! Доходчиво объясняет почему так дралась Крепость? За спинами дети и жены. Впереди безжалостный и беспощадный враг. Либо мы их, либо они - нас.
Так уж сложилось, в силу истории, что истоки кинематографа в России берут свое начало в СССР, эпохе жесткой цензуры и идеологии. Там людям внушали, что их страна самая великая держава, что жить в ней прекрасно, ничего плохого не происходит, и что даже такого естественного процесса, как секс, в стране нет. Тоже творилось и в кино, иностранные фильмы к нам почти не допускались, а если и были, то в основном ближнего зарубежья. Для советского правительства важно было, чтобы в кино была показана великая страна, без преступлений, без наркотиков, без семейных скандалов, в которой все счастливы и добры. Такая уж была идеология. Все фильмы проходили жесткую цензуру (а точнее не проходили) и были в основном трех групп (или, если хотите жанров): комедии, драмы и военно-патриотические. С первыми двумя вроде все понятно, повеселился, поплакал и забыл. А вот с военно-патриотическими фильмами не все так просто. На нашу страну оказало огромное влияние вторая мировая война, и снимать такое кино люди были просто обязаны. А вот как снимать, это вопрос…
Согласитесь, далеко не все фильмы советского периода о войне были хороши. А если убрать из остальных эффект переживания, эффект нашего национального горя, то в сухом остатке мы получим 4-5 действительно стоящих картин о второй мировой войне, за лет 50 советского кинематографа.
Но вернемся в наше время, и поговорим о новом военно-патриотическом фильме о второй мировой войне, недавно вышедшем в кинотеатрах «Брестская крепость».
Я сразу оговорюсь, что я буду рассуждать не об эмоциональной части фильма, а в нем она очень сильна, а просто как о продукте нашего российского кинематографа. Что касается эмоций, то в фильме много душераздирающих моментов и сцен, в некоторых местах было реально трудно сдержать слезы, хотя так переживать мне не свойственно, а когда я вышел из кино, минут 10 смотрел на всех людей и на все великолепие современного мира, как-то отдаленно и совершенно другими глазами. Что и говорить, такие ощущения после фильма у меня впервые. Наверно, именно про такое кино и говорят «снято с душой».
Но попробуем абстрагироваться от всей этой эмоциональной составляющей, и что мы получим в итоге? А получим то мы не совсем уж такое великое кино, как многие его сейчас называют. И проблема, как мне кажется, здесь кроется в режиссуре. Не знаю как вы, но я не считаю, что ужас войны прямо пропорционален количеству трупов и оторванных ног на квадратный метр. Прошли те времена, когда люди выбегали из кинотеатров, увидя приближавшийся поезд. Все прекрасно понимают, что война это страшно, но только люди это пережившие могут сказать насколько. Здесь очень уместны слова из фильма: «Я думал, что знал, что такое война, но я не знал, что такое война». И показывать кадры, когда по горе трупов едет танк, это, по крайней мере, кощунственно. То, что нацистская Германия была ужасно жестока к мирному населению и так все знают, но насколько, знает только, бабушка, пережившая блокаду Ленинграда или дедушка-еврей, чудом спасшийся из концлагеря, поэтому смысловой нагрузки у этой сцены не было никакой. Мне было неприятно. И даже в «Спасти рядового Райана», в знаменитой сцене высадке в Нормандии, ужас не в том, как людям отрывает руки и ноги, а в том, какими глазами на это смотрит герой Тома Хэнкса. И все написано именно в них, глазах. Вот тут всплывает вторая проблема этого фильма, игра молодого актера Алексея Копашова. Конечно, да Тома Хэнкса ему еще очень далеко! Но дело даже не в том, как играет этот парень, а в том, как снимает режиссер. Сцена, когда он кричит «Я ее найду» и выбегает из дома с советскими солдатами, на поляну со всех сторон обстреливаемую немцами, согласитесь, выглядит не очень органично. В таких условиях даже Том Хэнкс не сыграет! А вот остальные актерские работы очень порадовали. Андрей Мерзликин, Павел Деревянко на удивление очень сильно сыграли, но отдельно хотелось бы выделить Александра Коршунова: так советского боевого офицера не играли давно. Одна сцена прощания со своими солдатами много стоит. Великолепная актерская работа!
Не очень понравилось, что режиссер частое и утомительно долго показывал нам крупные планы актеров, ритм фильма от этого сильно страдает. Что касается спецэффектов, то своих 8 млн $ они безусловно стоят, хотя, в эру Аватаров, Трансформеров и еже с ними выглядят уж больно неестественно (хоть и бюджеты этих картин и 'Брестской крепости' несравнимы). Да и, в принципе, не особо они там и нужны, просто так, дань моде. Но все же, спецэффектов можно было бы сделать поменьше, а то уж больно напыщенно все это выглядит. Хотим быть похожими на Голливуд?! Очередной камень в огород Александра Котта.
А в остальном, это очень сильный, в эмоциональном плане, фильм, которому не достает опытности режиссера, но при этом не мешает ему быть одним из лучших фильмов о войне российского, но не мирового, кинематографа.
Тема второй мировой войны нам очень близка. Она коснулась каждой семьи и в России, и на постсоветском пространстве. К таким фильмам мы относимся очень трепетно и эмоционально. Такие фильмы нужно снимать. И плевал я на не самую удачную режиссуру. Я попытался анализировать данный фильм без эмоций, но как подумаю, что сижу в этом кресле только потому, что были такие люди, и именно они победили…
Безусловно, в России такое кино, больше чем кино!
P.S. Очень сложно оценить этот фильм… Для меня, безусловно, 10. Объективно, из-за режиссуры и других незначительных оплошностей - 8. Итог -
Еще задолго до выхода в прокат, фильм был весьма разрекламирован как минимум в Беларуси. Активная поддержка создателям фильма со стороны руководства страны не прошла даром. По-настоящему добротную, вечную военную картину ждала вся страна. Оказывалась всяческая помощь для создания настоящего шедевра, который бы достойно отразил тот Великий подвиг, который совершили герои Брестской крепости. Не обошло вниманием 'Брестскую крепость' и российское руководство, которое не без помощи СМИ дало понять, что фильм был просмотрен главными лицами государства целенаправленно и рекомендуем к просмотру. Сама же лента была анонсирована как первый совместный проект Союзного государства. Звучит действительно громко, даже несмотря на то, что сотрудничество белорусских и российских кинематографистов постоянное, давно состоялось и имеет немало успешных проектов.
Первыми зрителями стали ветераны Великой Отечественной войны, которым фильм был показан в 4 часа утра 22 июня 2010 года у самой Брестской крепости и спустя 65 лет после Великой победы, что, безусловно, символично. По сути, многолетняя подготовка к просмотру фильма была выверенной и умной стратегией. Но настало время, и ношу ответственности за все подготовительные для широкого просмотра зрителей труды взял на себя фильм, распахнувшийся для зрителей во многих кинотеатрах стран СНГ и зарубежных стран...
Первые симптомы удовлетворения начинаются с просмотра трейлера, трейлера эффектного, яркого, интригующего и действительно классного. Предвестие стало еще более многообещающим. Но главной оценкой проделанной работы должен был стать сам фильм. И если в первые минут 25 у меня возникали сомнения по поводу высокой оценки фильма в силу легкой разрозненности событий, вызванные многочисленными главными героями, когда фильм более напоминал коллекцию нескольких новелл, связанных одной локацией, то после этих минут примерно 25, 'Брестская крепость' приобрела цельный вид, вся мельчайшая сумбурность и метания режиссера с одного героя на героя другого улетучились и перед нами предстал цельный проект, мощный фильм, настоящая глыба, которая с каждой минутой давила на зрителя все сильнее и сильнее, вынуждая вжаться в кресло и чуть ли не до слез сопереживать обреченным героям.
В процессе творения совместно белорусско-российского фильма если белорусская сторона отвечала за техническую составляющую, за место съемок, массовку, организацию всего процесса, то сторона российская взяла ответ за львиное финансирование фильма, главный актерский состав, пиар-компанию и визуальность. Ну а в целом фильм создавали, как говорится всем миром и как в очередной убеждаемся, когда мы едины, мы непобедимы!
Высших звезд калибра Безрукова, Козловского или Миронова, снимавшихся на 'Беларусьфильме' ранее, здесь нет. Актрис статуса схожего нет также. Зато есть целая россыпь второ-и третьестепенных актеров из весьма солидных и популярных проектов, которые и в 'Брестской крепости' задействованы так же в эпизодах. Это и
Нодари Джанелидзе (писарь из первого сезона 'Солдат'), Михаил Павлик (санитар из 'Интернов'), Алексей Дмитриев, которому для съемок в таком фильме можно было и сменить прическу на более военную (из 'Реальной сказки' Безрукова), Анна Цуканова (юная звезда 'Ералаша' и супруга режиссера 'Брестской крепости'), Анатолий Кот (главная белорусская кинозвезда, актер, без которого не обходится практически не один военный белорусский фильм, звезда сериала 'Солдаты'), Максим Костромыкин ('Невеста любой ценой' с Павлом Волей), Геннадий Гарбук (звезда 'Белых рос' с Караченцовым), Михаил Евланов (звезда 'Своих' с Хабенским). С одной стороны имен и лиц знакомых много, но узнаваемость их с массах оставляет желать лучшего, но отметил бы это как положительный момент, ибо ничто не мешает отвлекаться на конкретного главного ярко выраженного героя, что происходит практически во всех фильмах. Все словно ровны и не вызывают более повышенного внимания нежели многие другие актеры. Это позволяет наблюдать за картиной более внимательно.
Но все-таки не обошлось и без лиц весьма уважаемых и известных, пускай и не относящихся к российскому киноэшелону 'А'. Александр Коршунов (звезда 'Черных волков' с Безруковым'), Андрей Мерзликин (в представлении не нуждается) и подпортивший неслабо свою репутацию благодаря киновыкидышу именуемому 'Гитлер капут!' талантливый Павел Деревянко. Слово 'безукоризненно', оценивающее игру каждого из этого трио будет недостаточно точно отражать первоклассную работу этих актеров. После просмотра 'Брестской крепости' Деревянко и Коршунов для меня остались навсегда Фоминым и Гавриловым. Такое ощущение актеры не просто вжились в роль, а сами пережили все эти кошмарные события. Андрей Мерзликин изображал персонажа, которых он играет в большинстве своих фильмов, посему он снова великолепен. Нельзя не оценить великолепную игру юного Алексея Копашова, в действиях которого нет ни переигрывания, ни обратного. Игра юного актера ну просто восхитительна!
Визуальная картинка не просто радует, она восхищает. Яркая, сочная, но в то же время не отталкивающая от того, что показаны события давно минувших дней. Декорации, подручный материал, предметы обихода - все подобрано до мелочей без ляпов и ошибок. Мелочам уделено самое пристальное внимание. Компьютерных спецэффектов довольно много, но каковы же они реалистичны и что самое примечательное, показ их заканчивается в каждом многочисленном конкретном эпизоде именно тогда, когда нужно чтобы не заметить компьютерного подвоха. Браво! Киностудию 'Беларусьфильм' в Беларуси ласково величают 'Партизанфильмом' в силу многочисленного выпуска военных кинолент, а значит у 'Брестской крепости не могло возникнуть никаких проблем с техническим оснащением военных событий и баталий.
'Брестская крепость' это не просто документальный показ событий в художественной огранке. Это многочисленные панорамные виды, приближения, переходы с мелочей на героев фильма. Единственный фильм, где в КАЖДОМ, каждом эпизоде есть какой-то запоминающийся символизм. Есть те моменты, благодаря которым КАЖДЫЙ эпизод становится незабываемым. Безмолвное 'папа!', убийство гармониста, смерть двух влюбленных лицом к лицу, питье воды рядом с мертвецом, убийство супруги и самоубийство...
Здесь нет показа излюбленных Михалковым политических вопросов, нет бравурной американской геройщины, нет корейского кровопролития. Все показано на грани того, чтобы не столкнуть интересами зрителей разных возрастов и убеждений, но без кровавых трупов, оторванных конечностей, разумеется, не обошлось. Даже белорусская речь законспирирована так, чтобы можно было понять ее и русскому человеку. Финальная сцена с постаревшим Сашкой и его внуком, возлагающих венки у Брестской крепости, также очень символична и является прямым посылом создателей фильма адресовать этот фильм следующим поколениям как память героев, отдавших жизнь за нашу свободу.
'Брестская крепость' самое лучшее масштабное и правдивое военное творение наших киниматографистов за последние годы.
“Брестская крепость” – очень сильное, очень качественное, очень добротное и очень тяжёлое кино. Весь фильм комок в горле и слёзы на глазах – до того проняло. При мне немолодой уже мужчина несколько раз выходил из зала со слезами, настолько тяжело смотреть, но возвращался через минут пять. И так три раза. С недавним Михалковским “Предстоянием” сравнивать бессмысленно – это абсолютно разные фильмы. Скорее, “Брестская крепость” ближе к суровым советским фильмам про войну.
Слава Богу, создатели обошлись без всяких дешёвых приёмов. Не вставили ради “красивой” картинки какого-нибудь “подлого предателя”, который бы мельтешил в кадрах весь фильм, отвлекая от главного. Также, а это уже совсем удивило, не было в числе главных героев всяких дурачков, юродивых и прочих. Взяли отличных актёров, которые сыграли настоящих простых русских, еврейских, грузинских, белорусских мужиков. Вероятно, это лучшая роль Андрея Мерзликина. Великолепны Павел Деревянко и Евгений Цыганов. Отлично сыграл свою роль мальчик Алексей Копашов. Но самый-самый – это всё же актёр Александр Коршунов. Безумная совершенно по уровню мимика и мастерство. Если другим актёрам просто веришь, то ему веришь.
“Брестская крепость” с лёгкостью поднимает могучими советскими руками и встряхивает с такой силой, что генетической памяти некуда деваться – она пробуждается. Нам всем нужно помнить, как важно оставаться реально хорошими, богатыми духом русскими-российскими людьми.
И насколько же здесь много различных правильных идеологических и моральных акцентов! При этом они не лезут по-голливудски пафосно, а как-то по-свойски, по-нашему влияют на зрителя. Если тема интернационализма и патриотизма, то ненавязчиво; если долга, то нисколько не сомневаешься в искренности актёров, играющих такое; если битвы в ближнем бою, то без смакования всяких оторванных частей тела, а просто убойные. Что вдвойне приятно, это совместный российско-белорусский фильм.
Снял “Брестскую крепость” 37-летний режиссёр Александр Котт. Бюджет – около 10 млн долларов, что для фильма про войну с массой спецэффектов, взрывов и прочего – не такие уж и большие деньги. В таких случаях говорят, что “отбили каждый рубль”.
Фильм очень динамичен, не оставляет ни на секунду, а фраза “не даёт скучать” здесь неуместна – потому что ты живёшь вместе с героями этого кино. Лично для меня это лучший российский фильм за последние пять лет и один из самых лучших фильмов вообще за всю историю российско-советского кинематографа. Пропускать такие шедевры просто нельзя. Самое главное – он очень правдив в отношении создателей к зрителю. Творцы удержались от вворачивания всяких “вкусных” деталей, но даже вот так смогли снять бесподобное.
Я надеюсь, что фильм окупится в прокате, и Александру Котту дадут снять военное кино не только про героическую защиту с трагическим концом, но и про большую победу. Он это заслужил. А для этого, ребятишки, давайте не будем все дружно качать дивидирипы, а просто пойдём в кинотеатры и заплатим живые деньги. А кто не успел – тот пусть ждёт лицензию на DVD. Тем более, что оно того стоит.
Заходя на сайт после просмотра фильма «Брестская крепость» я опасался низких оценок, негатива, цинизма в рецензиях… Отлегло. В отношении этой картины это было бы крайне несправедливо. Создатели «Брестской крепости» без использования затертых клише, избитых стереотипов, «рэмбоподобных» героев, манипуляций со временем сумели создать настоящий фильм о Великой войне.
Здесь нет бутафории, иносказательности и попсовой адаптации для современного зрителя. Здесь нет набившего оскомину «квасного патриотизма», характерного для современных фильмов о войне (тем не менее, фильм глубоко патриотичен). Здесь нет исторических оценок и поиска правых и виноватых…
Здесь есть только люди, которым пришлось пройти через немыслимое. И есть ад. Ад общий для всех, и свой собственный у каждого. И каждый из этого ада выбирается по-своему…
Фильм безумно тяжелый. Но по-мере просмотра под этой тяжестью из изрядно почерствевших душ зрителей по капле выдавливаются настоящие, неподдельные эмоции, вновь появляются сопереживание и проживание судеб героев, о которых, кажется, уже давно все забыли. Достижение этих чувств и есть главный критерий качества любого фильма.
Такие фильмы разбору не подлежат. Лично меня не интересует, что говорят о нем критики и извечные скептики, готовые подвергнуть сомнению любое мало-мальски значимое достижение отечественного кинематографа. Тем из них, кого фильм не зацепил, остается только провести ревизию собственной души и попытаться определить, что с ней творится.
Это достойная картина, за которую мы должны сказать огромное спасибо всем ее создателям. Спасибо режиссеру за искреннюю, кропотливую, вдумчивую, ответственную работу. Спасибо актерам за полное растворение в образах. Спасибо оператору за первоклассные, красивые съемки. Спасибо композитору за органичную музыку. Спасибо продюсерам, роль которых очевидна.
Спасибо всем за искренние слезы девчонок-подростков, выходивших из зала, и неуклюжие, растерянные действия парней желающих их успокоить, за не менее искренние эмоции более взрослого поколения. Спасибо за нетронутый треклятый поп-корн, купленный перед сеансом кем-то из зрителей и оставленный в зале…
И, самое главное, огромное спасибо за напоминание о том, что это была за война и как далась победа в ней. Это ли не есть настоящий памятник всем тем, кто погиб в настоящей Брестской крепости в 1941 году…
К теме Великой Отечественной войны я отношусь с особым трепетом. Много разных книг (художественных и документальных) читала на эту тему. Много фильмов смотрела. За последние 10 лет было снято большое количество фильмов о войне, но по-максимуму зацепил только 'В августе 44-го'. И вот спустя девять лет я вновь увидела настоящее кино о той страшной войне.
Сначала я просмотрела трейлер, который меня заинтересовал. А потом я узнала, что продюсером фильма является Игорь Угольников и увидела его интервью о фильме. Меня подкупила та искренность, с которой Игорь Владимирович рассказывал об этом фильме. Этот фильм - осуществление его детской мечты об экранизации книги Сергея Смирнова 'Брестская крепость'. К сожалению, в сумских кинотеатрах показывают всякую дрянь, а этот фильм не закупили. Потому пришлось ждать ДВДшного качества, но ожидание того стоило.
Не буду говорить о спецэффектах - они сделаны качественно (особенно если учесть, что бюджет был намного меньше утомленного михалковского) и главное - в меру. Очень понравилась работа оператора: отдельные кадры и ракурсы - шедевральны, а в целом - весь фильм снят потрясающе.
Очень сильный актерский состав.
В первую очередь хочется отметить Алёшу Копашова, сыгравшего роль Сашки Акимова, который с честью выдержал все испытания, не сломался и в некоторых ситуациях оказался сильнее взрослых. Игра Алёши по-настоящему впечатляла. Надеюсь, у мальчика сложится дальнейшая актерская карьера и мы его еще увидим.
Андрея Мерзликина раньше я видела только эпизодами и мне давно хотелось увидеть его в полноценной роли. Его лейтенант Андрей Кижеватов воплотил в себе лучшие качества советского офицера - патриотизм, самоотверженность, храбрость и верность. Эпизод, в котором он прощается с дочерью, - один из сильнейших в фильме. Я весь фильм сидела со щемящими, сухими глазами (из-за того, что не моргала), а тут слезы накатились на глаза.
Жену Кожеватова сыграла Яна Есипович - характерная актриса, которая наиболее уместно смотрится в ролях советских женщин. У неё внешность какая-то 'несовременная'. Видела её в нескольких фильмах и давно для себя отметила. Спасибо ей за эту роль.
Павел Деревянко (комиссар Ефим Фомин) у меня упорно ассоциируется с дурацкими комедийными ролями и потому не сразу привыкла к нему серьезному. О его амплуа забыла после эпизода на мосту: здесь у меня уже не осталось сомнений, что он всего лишь заложник созданного имиджа, а на самом деле способен на большее.
Александра Коршунова (майор Петр Гаврилов) я даже не воспринимала как актера, играющего роль. Скорее, как приглашенного для участия в фильме кадрового военного.
Александр Сирин (военврач Маслов) вновь (после 'Ликвидации') сыграл врача. Он, как всегда, справился блестяще. Очень хотелось бы увидеть его на сцене театра.
Несколько выбивается из общего ряда персонажей герой Евгения Цыганова. Весь фильм выполнен в лучших традициях советского кино о войне, а вот эпизод самоубийства лейтенанта Почерникова - более осовремененный, но впечатляющий. Во всяком случае я именно так прочувствовала эпизод.
— надпись, сделанная неизвестным защитником Брестской крепости 20 июля 1941 года.
'Я представлял себе войну, но я не представлял себе такую войну.'
Сашка Акимов
3 ноября в Москве прошла премьера фильма «Брестская крепость» режиссера Александра Котта. Я смотрела этот фильм на вечерней премьере не то, что со слезами: трудно было сдерживать рыдания, настолько мощным было происходящее на экране…
«Брестская крепость» - это не просто очередной военно-патриотический опус среднего пошиба. Фильм сделал настоящий прорыв, прорыв в душах и сердцах людей. Даже не смотрите трейлеры к нему: они не передадут и 1% эмоциональной бури, которую переживаешь в кинотеатре. Для зрителя стало привычно, что чем круче и навороченней трейлер, тем больше рекламируемый фильм оказывается бездарной пустышкой, не несущей ни глубокой идеи, ни наслаждения от просмотра. И в этом «Брестская крепость» являет собой исключение.
Перед началом показа режиссер картины Александр Котт сказал, что смотреть это кино – это труд, этим напутствием он готовил зрителя к восприятию груза боли и чужих переживаний, которые вот-вот польются с экрана. Но не точно сказать, что переживания чужие, от них нельзя отстраниться, закрыться стеной из почти 70 прошедших лет. Эта война коснулась каждого, отчаяние, ужас и потери близких оставили память практически во всех семьях бывшего СССР.
Война… Она для каждого своя. Война не подкрадывается тихо, как кошка. Она не будет деликатно стучать в ваши двери и окна. Она вышибет двери мощным ударом тяжелого армейского ботинка, сожжет ваши дома из огнемета, грубо насмеется и плюнет в глаза ваших детей и жен, надругавшись над всеми нормами морали, нравственности и гражданскими законами, в которые вы наивно верили до этого момента. У войны свои законы – их не существует! Только бы выжить... Каким-то образом, чувствуя полную беспомощность и смертельный страх, но выжить! Не обращая внимания на трупы, похожие на кровавый сожженный фарш, оторванные конечности, мертвые искореженные тела близких, родных, любимых, соседей, друзей, однополчан: смерть не пожалеет ни младенцев, ни стариков! Иногда становясь на перепутье такого выбора, который может представить себе только сумасшедший в больном бреду, понимаешь, что не фашист смотрит, ухмыляясь в лицо умирающего, а сама Смерть с косой.
События тех страшных дней июня 1941 мы видим глазами пятнадцатилетнего мальчишки Сашки Акимова (Алексей Копашов) - воспитанника музыкального взвода. 21 июня – обычная жизнь, люди гуляют с семьями, фотографируются, Сашка исподтишка глядит на Аню Кижеватову (Вероника Никонова), дочку начальника 9-й погранзаставы Андрея Кижеватова (Андрей Мерзликин). Он влюблен в нее, и она, кажется, отвечает ему взаимностью. На улице жарко, парит. Но что-то готовится, и о чем-то знают высшие военные власти, что-то держат в секрете…
Как все происходящее похоже на затишье перед грандиозной бурей!
Ее приближение чувствуют: и начальник 9-й погранзаставы Кижеватов, убаюкивая младшую дочурку, вглядывается куда-то вглубь себя, терзается предчувствиями, и командир полка Петр Гаврилов (Александр Коршунов) ходит взад-вперед по комнате… А потом наступает 4 часа утра – буря резко обрушивает свою мощь на беспомощных спящих людей и набирает свою силу в считанные минуты: вся крепость просыпается от канонады обстрелов, взрывов, а кто-то просыпается лишь на мгновение, чтобы навсегда закрыть глаза после этого последнего в его жизни мига…
Вместе с ними в эту бурю погружается и зритель. Она не дает передышки и времени на размышления, так все происходит стремительно. С экрана разворачиваются события из трех очагов сопротивления. Один возглавляем командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым, второй - комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко), третий - начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым. Связывает их Саша, ищущий свою любимую Аню, которую потерял в самом начале обстрела. Он чувствует долг перед родиной и страстно желает помочь: принести воды раненым, разузнать обстановку, доставить вести из одного очага сопротивления в другой. Ситуация становится все хуже, надежды не остается, а наши оказываются глубоко в тылу врага.
Буря редко кого щадила. Фашисты, отчаявшись справиться с защитниками крепости, вначале предлагают им сдаться в плен, а после сбрасывают на Брестскую крепость двухтонную бомбу. Но, сдаваясь, никто и представить не мог, что их ждет расстрел в 1942. Всего 1 год в неволе и позоре. А избежавших плена и свинца ждут лагеря, суд, бесконечные вопросы…
В конце фильма Сашка бредет по дороге. Измученный, он практически не думает ни о чем и не чувствует ничего, так тяжела сила пережитого. Он выбрался, “утек”, как говорил сам. Но оставил позади все, всех, даже себя, тем, каким он был несколько дней назад. И вдруг небеса разверзаются и идет дождь. Возможно, это надежда. Что война когда-нибудь кончится. И она кончится через долгие 4 года…
После фильма трудно было говорить, зал плакал и не старался скрыть слезы. Это очень тяжелый фильм. Но его нужно и необходимо смотреть.