К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Соната — это музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом», во многом это определение подходит фильму. Такая сложная музыкальность воплощена и в многоплановости сюжета, и в игре актеров и в визуальном решении.

Озеро, на берегу которого стоит старый хутор, — приветливое и веселое при свете летнего дня и таинственно-загадочное в мерцании луны; заросли камыша, сквозь которые скользит лодка, полет аистов, — вот лирический аккомпанемент истории Лауры и Рудольфа. Но история эта не безмятежна; наше знакомство с Лаурой происходит в тюрьме, во время ее встречи с мужем. Казенная строгость комнаты свиданий, виноватая робость, с которой Рич касается рук жены, напряжение Лауры, всё это рождает то ощущение тревоги, которое окрасит всю мелодию фильма. Редкие свидания с мужем, отбывающим срок за нечаянное убийство, заботы о детях, о доме, которые Лаура делит со свекровью, работа сельской учительницы, — такова повседневность этой молчаливой, замкнутой женщины, в которой, кажется, уснули чувства, способность радоваться жизни, улыбаться. Личная жизнь Рудольфа, хирурга-рижанина, приехавшего к озеру отдохнуть, тоже не сложилась: перегрузки на работе, развод с женой, невозможность воспитывать сына. Встретившись совершенно случайно, Лаура и Рудольф вскоре понимают, что захвачены глубоким чувством. История их отношений прослежена авторами фильма и исполнителями центральных ролей Астридой Кайриша и Гунаром Цилинским в драматических перепадах, в противоборстве надежд и сомнений, радости и печали. Здесь и столкновение любви с чувством долга, ответственности за судьбу другого человека, и своего рода любовный «треугольник», и тема детей, растущих без отца, и т.д. Фильм приглашает к размышлению, нравственные проблемы не поддаются однозначным решениям. Актёрское попадание стопроцентное. Если мужественный Гунар Цилинский хорошо известен нашим зрителям (невольно вспоминается высказывание Жванецкого о прибалтийских мужчинах 'красивые мужчины, похожие на мужчин, выведенных искусственно. С крупными руками, что так нравятся женщинам и нравятся нам, мужчинам помельче'). То актриса Астрида Кайриша менее известна, что не умоляет её профессионализма. Лаура получилась загадочной в своей непроницаемой замкнутости, но перед нами она потихоньку начинает оттаивать. В связи с самим образом Лауры-Кайриши невозможно не упомянуть лирический очерк Виктора Подлубного 'В поисках улыбки Астриды' в котором автор с обезоруживающей искренностью объяснился в любви к суровой Астриде, и в том числе и к её героине из «Сонаты».

В «Сонате над озером» решающую роль сыграла тщательность психологической прорисовки характеров — и не только центральных героев, но и других персонажей, особенно Вии и Рича в выразительном исполнении Лилиты Озолини и Гирта Яковлева. Ещё один важный сюжетный пласт - мотив, связанный с событиями, которые происходили на старом хуторе много лет назад. Лаура с детьми живет в одном доме с Вией, сводной сестрой мужа. Рич и Вия — дети одной матери, но отец Рича, бывший кулак Томариньш, пособник фашистов, убил отца Вии — первого председателя местного колхоза. Эта трагическая история то и дело всплывает в разговорах, мотивирует отношения. Молодая Вия искренне презирает брата, и ненавидит хутор с его старыми вещами Томариньшей, рвется покинуть дом «негодяя, убившего ее отца». О Вие стоит сказать отдельно ибо Лилита Озолиня блистательно исполнившая эту роль буквально крадет каждой своей сценой фильм у главных героев. Зрители привыкли к Озолине как к белокурой, сдержанной прибалтийской принцессе, здесь же она яркая шатенка, страстная, раздираемая противоречиями. Это не просто другой образ, чисто физически актриса выглядит иначе; полноватая фигура, грубые от деревенской жизни руки и ноги, забавны её провинциальные попытки соблазнить столичного вояжера Рудольфа. За Вией интересно наблюдать, роль сделана до мелочей; слова, взгляды, жесты всё очень органично и сильно. Именно Вия проговаривает многое из того о чем молчат и Рудольф и Лаура, и пожилая Альвина, именно Вия дает выплеск застоявшейся энергии пропитавшей старый хутор, словно проклятый готический замок в котором томятся эти такие разные женщины и откуда кажется невозможно сбежать. Её брата Рича мы видим буквально в нескольких ретроспективных сценах, но Гирту Яковлеву удалось создать образ доброго, разбитного, вечно пьяного Рича, человека как бы внутренне раненого (ещё бы с его то наследственностью). Нельзя обойти вниманием и Лидию Фреймане исполнившую роль Альвины матери Рича и Вии, сколько скорби, тоски в её взгляде, эта в общем-то ещё не старая женщина сама загнала себя в ловушку мрачных воспоминаний и по собственному желанию отбывает срок на проклятом хуторе Томариньша, своего обидчика и отца сына Рича, какие страсти скрываются в её сердце? Внучка Зайга, девочка-подросток, кажется юным зеркальным отражением бабушки, но без её трагизма, она всё видит, все понимает, но тактично помалкивает до поры до времени. Единственный светлый лучик в этом темном царстве семилетний сын Лауры - Марис. Загорелый вечно щурящийся от солнца мальчуган с выгоревшими белесыми волосами, Марис без присмотра отца страшно отбился от рук и шалит не хуже Эмиля из Лённеберги(чего стоит эпизод с машиной Рудольфа), во многом Марис привносит не такой патетический тон и юмор, разряжая напряженную атмосферу.

Надо отметить что сейчас фильм отреставрирован и красоты операторской работы видны гораздо лучше, Гвидо Скулте показал летнюю сельскую Латвию красивой, диковатой, одухотворенной, и сделал это без туристической слащавости. Надо отдать должное деликатному саундтреку Имантса Калныньша, и работе художников; страшный закопченный, но по своему величественный хутор Томариньша, с черным высохшим деревом у колодца, вышел просто здорово. Радуют глаз хипповские луки актёров, цветастые ткани, мини, даже строгая учительница Лаура зачастую простоволоса и в брюках. Ещё одна важная составляющая в восприятии фильма мастерский дубляж киностудии 'Ленфильм', замечательно справились не только Кирилл Лавров озвучивший Цилинского, но весь состав + юный актер озвучивший Мариса.

Итог: четкая организация действия, простота и в тоже время многогранность истории, визуальная и музыкальная насыщенность и сдержанность, виртуозность актерских работ вот в общем-то слагающие из которых состоит 'Соната над озером', поистине шедевр Рижской киностудии на все времена.

12 августа 2021 | 15:40
  • тип рецензии:

Я влюбилась, посмотрев этот фильм, в Рудольфа (Гунара Цилинского).

Обалденный актёр, зрелый мужчина, так сказать, в зените жизни: уже серебрится голова, но тело полно сил и энергии (посмотрите, как он мускулист и красив, когда едет в лодке, когда косит траву, а, уж как обнимает... еще молоды Чувства, но Разум уже держит их в узде; приобретена Мудрость, но не сгорела еще жажда Любви и Счастья.

А Астрида Кайриша... Мы и прежде видели ее на экранах. Пластичная, изящная женщина, красивая северной, чуть холодноватой и замкнутой красотой, она была, конечно, заметной всюду, хотя бы в фильме 'Вей, ветерок!', но, признаться, казалась обреченной на роли ограниченного амплуа. На роли, если можно так сказать, изобразительные, но никак не психологические. В 'Сонате над озером' Кайриша предстает актрисой поразительной эмоциональной тонкости. Свою Лауру она делает не просто красивой, как бывало в прежних фильмах, но прекрасной, потому что наделяет ее редкостными душевными качествами и сложным богатым внутренним миром.

Фильм удался. Как режиссер, Гунарс Цилинский справился блестяще. Ведь самое трудное в кино не историю рассказать, а создать ту или иную атмосферу, которая бы подчинила зрителя, заставила его жить жизнью героев. Здесь это получилось...

8 из 10

03 апреля 2010 | 10:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: