'Здравствуй, добрый человек, мы – друзья с тобою, нужно только разглядеть, разгадать. Каждый добрый человек делится судьбою. Я поделюсь, поделюсь, поделюсь, а с кем, – увижу сам'.
Советский кинорежиссёр, актёр и сценарист Григорий Лазаревич Аронов всегда очень чутко подходил к теме детства. Он сам - из опалённой войной юности, никогда не забывал о страшной войне. Встретивший её в 18 лет, Григорий Лазаревич навсегда запомнил, как коверкает война судьбы человеческие. Именно поэтому многие герои его фильмов 'отмечены' войной. Они пережили её, но часть их души так и не вернулась с войны. В своей предпоследней режиссёрской работе Григорий Лазаревич рассказывает именно о таком человеке. Фильм снят по одноимённой повести Сергея Владимировича Александровича. Целиком повесть 'уместиться' в односерийном фильме никак не могла, поэтому Аронов написал по ней сценарий, в котором кое-что изменил, кое-что упростил. В повести мальчишки не такие сознательные, а местами и совсем безответственные, но и режиссёр и писатель стремились к одному: в романтическом ключе рассказать о современных (на тот момент) ребятах, о школе, о взаимоотношениях взрослых и ребят, о помощи одиноким людям, о чуткости, доброте и внимании к окружающим. Но, прежде всего, - о главном нравственном чувстве в человеке — совести.
В то время, когда к середине 80-х годов многие режиссёры выискивали 'чернуху' в мире взрослых, Григорий Аронов искал яркий свет в детских душах. Он искал его и находил - в простых школьниках, в обыкновенных соседях по коммуналке. Фильм не только о группе школьников, которым 'поручили' одинокую женщину Анну Николаевну Полунину (Стефания Станюта), он о жизни всей нашей огромной страны с её проблемами и социальными болезнями. Фильм о многом. И хорошо, что режиссёр не стал показывать юных героев прилизанно-правильными и показательно-положительными. Такие бывают только в сказках, а в жизни каждый ребёнок - это букет противоречий. И к каждому из них нужен свой, индивидуальный подход. Кого-то может легко убедить просьба пионервожатой, а кто-то должен сам принять решение помогать незнакомому человеку. Но если уж он принял такое решение, то никакие сложности не смогут ему помешать. При общем весьма и весьма высоком уровне актёрской игры, особенно хочется отметить Стефанию Санюту и Павлика Шагина в роли Толика Кренькова.
Стефания Михайловна Станюта - белорусская советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1988) - удивительный человек! Родившаяся в памятный 1905 год, она прожила весь 20 век, приняв в своё сердце всю боль и весь ужас этого столетия. Именно поэтому её героиня пенсионерка Анна Николаевна безупречно достоверна. Анне Николаевне даже играть ничего не нужно, потому что всё, что нужно знать зрителю, запечатлено в её глазах - видевших много радости и много боли. Юный Павлик Шагин прекрасно 'вписался' в свою единственную в кино роль. И хотя местами ему не хватает живости, роль добряка и мечтателя Толика он сыграл отлично - как и остальные обыкновенные и совсем 'не киношные' школьники. Благодаря их непосредственности, искренности и естественности, фильм на протяжении 35 лет дарит зрителям хорошее настроение. Искренняя благодарность создателям фильма за прекрасную работу, наполненную чистотой, добротой и светом.
Спасибо Сергею Владимировичу Александровичу за то, что оставил финал своей повести 'открытым': 'У каждой книги, как известно, должен быть конец. Есть ли конец у повести о старой женщине Анне Николаевне Полуниной, ученике четвёртого класса «А» Андрюше Коренькове и его друзьях? Конечно, есть. Только он ещё не написан. И мне хочется, чтобы его дописали вы, ребята. Каждый по-своему. Как ему кажется, как ему видится. Как, по вашему мнению, теперь поживает Анна Николаевна Полунина? Удалось ли, наконец, Андрюше Коренькову спустить на воду замечательный фрегат «Палладу»? И вот ещё что: может быть, кому-нибудь из вас известно, чем был знаменит настоящий фрегат «Паллада», в честь которого и назвал Павел Полунин свой кораблик? Ведь Андрюша Кореньков этого ещё не знает. Мне интересно, что вы думаете об Андрюше Коренькове и других героях этой повести. Об их тимуровской работе. А главное, замечаете ли вы вокруг себя людей, которым нужны помощь, внимание и забота, а иногда просто человеческая теплота, доброе слово. И конечно, я буду рад, если вы хоть немного напишете о себе. Как вы живёте? С кем дружите? О чём мечтаете? Жду ваших писем...'
'Плыви, кораблик, плыви, кораблик, плыви к моим мечтам и к разноцветным снам! Детство не кончается, чудеса случаются, чудеса случаются, а мы их ждём!' ('Песенка о кораблике' музыка Игоря Цветкова, слова Льва Куклина)