К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

The Who были одними из идолов, творческих громовержцев мировой хард-роковой сцены ещё с середине 1960-х, когда участники Led Zeppelin ещё плавали порознь, а Оззи Осборн баловался на скотобойне, и начал хэви-метала не виднелось. The Who были и остались героями времени: они непросто не скатились в ширпотреб, но и умели переплюнуть самих себя, даже когда казалось, что такое невозможно. Неоднократное самоподтверждение живого величия гнало группу к совершенству, и целая экранизация творчества - неудивительный жест, да ещё и очень близкий британским коллективам. Так и Beatles забавлялись, и Pink Floyd философствовали. Но что же столпы тяжёлого рока? После отличной рок-оперы 'Quadrophenia' музыканты возвращаются к истокам, к альбому 'Tommy', сделавшему The Who иконами. Покинув на время студии звукозаписи и раскалённые сцены, они вышли на просторы Озёрного края и Портсмута, чтобы визуализировать историю лишённого чувств мальчишки Томми под руководством опытного, но никогда не хватавшего звёзд с небес Кена Расселла. Тем же временем создатели смогли разнообразить объёмы музыкального кино, дать понять, что 'Иисус Христос - суперзвезда' - не отрезанное, не оставленное в единственном экземпляре явление своего рода. Вот только на славу 'Поющих под дождём' кино не претендовало уже при понимании концепции съёмок, и в дальнейшем это лишь подтвердилось. При всех особенностях 'Томми' остался не более чем видеоотчётом по одноимённому альбому.

История Томми в самом деле интересна. В контексте времени - особенно. В 1969 году, когда пластинка вышла и стала второй после 'S.F. Sorrow' рок-оперой, музыка переживала селекционные изменения. Звук тяжелел, кое-где принимал аллюзии от опытов с ЛСД, и одних длинных волос оставалось мало для поддержки зажигательного духа. The Who взорвали мир, когда появился 'Tommy'. В первую очередь, альбом приковывал абсолютной концептуальностью, практически не отходя от общего настроения - ритмичные и бойкие композиции под покровом местами драматического, местами психоделического сценария. Расселлу удалось качественно реализовать идею с точки зрения декорирования: мир Томми фееричен, в нём умещаются и лазурные просторы моря, и ржавые тесные свалки. А сам мальчишка, пережив в детстве в один день и встречу с отцом, и его смерть, потеряв почти все чувства и блаженно глядя в воображаемую пустоту, начинает воображать и в дальнейшем, пока семья старается вернуть ему голос, слух и зрение путём походов в секты и вкачивания лошадиных доз наркотиков. Судьба повзрослевшего физически, но не повзрослевшего морально паренька превращается в локальную трагедию, с сопутствующими, порой извечными, вопросами о морали, отцах и детях, обществе. Однако, до них нет никакого дела. Фильм ломится от извержения восторга и напыщенных сцен, где реальность перекликается с мюзиклом, непрерывно - так, как и слушается первоисточник. Без принципиального внесения чего-то нового. Разве что больше половины песен исполнял не Роджер Долтри, а созванный состав артистов, где и Николсону с Элтоном Джоном место нашлось, и Тине Тёрнер с Клэптоном. Но ожидается с нетерпением, когда будет петь Долтри, будучи в теле главного героя, пока практически все, кроме известных музыкантов, неумело исполняют первые три стороны альбома, а Таусенд, Мун и Энтвисл им подыгрывают.

Пинбол находит Томми и Томми находит пинбол. Две неразрывные материи, они, кажется, пытаются прославить друг друга, чтобы девочка-школьница и тинейджеры без цели нашли кумиров. Способен ли герой отказаться от подсознательной ассоциативности мира с музыкой? Она уже не столь нужна ему, настаёт время психологического взросления, время отпустить родительский прессинг, нанёсший тяжелейшие травмы далеко в детстве. Теперь ты - гуру и наставник. И как ты распорядишься судьбой? Как Томми образует абстрактность вокруг себя? Достаточно послушать альбом, и всё предельно дойдёт. Он прояснит все насущные вопросы, принесёт на обсуждение проблемы. Он, а не фильм. Четвёрка Лондонских парней из эпохи Британского вторжения ещё в 1969-м записала оперу, которую успели разобрать, раздуть и канонизировать в эталон. А шестью годами позже история устаревает. Не по причине содержания, а по причине времени. The Who время не щадило. Когда рок вышел из душных клубов на стадионы, а Sex Pistols поднимали молодёжь на анархию, в головах бунтующих лиходеев музыка представленной группы даже при всей легендарности и гимновой отделке не звучала грандиозно. Как и идеи Мехера Бабы. Как и концептуальность альбома, где нет чётко выраженных синглов вроде 'Baba O'Riley'. Он звучит слишком гладко, и Долтри в роли рассказчика слышался куда аутентичнее. И если пластинка от этого не портится, то экранизация проседает по динамике и отцепляет. Технически, 'Томми' - это просто склейка видеоклипов, связанных сюжетом. А по сути, данный фильм - идейный пересказ и без того гениального произведения. 'Tommy'-альбом способен себя прочувствовать, проинсталлировать, вообразить. На его фоне работа Расселла - это визуальный рапорт, ни больше, ни меньше.

Так и получается, что за исключением технической части весь анализ кино есть анализ альбома. Их не получается сравнивать как отдельные произведения. А ведь могло быть иначе. 'Who's Next' не получилось сделать концептуальным - время бы вылечило. Да и всё творчество коллектива заслуживает полноценного кроссовера. Может, тогда бы стало понятно, каково быть грустным и плохим человеком, скрываясь за голубыми глазами; каков исход того, кто поднимает шляпу перед новой конституцией; нашёл ли Искатель свои ответы... Но от всего этого осталась только пыльная земля на подростковой пустоши. А сколько было бы ещё взрывных песен...

6,5 из 10

23 февраля 2020 | 21:25
  • тип рецензии:

'Всем, кто снялся в этом фильме, должно быть стыдно за это!' - Ноэль Галлахер, Oasis.

'Мне фильм нравится!' - Пит Таунсенд, The Who.

Итак, The Who - лучшая рок-группа в истории. Точка.

Сам альбом Tommy произвел революцию в рок-музыке, заново открыв жанр рок-оперы (кстати, творение Таунсенда и Ко - вторая рок-опера в истории). В самих композициях был философский смысл - духовное исцеление помогает исцелению физическому. Добавьте сюда открывшийся 'львиный рев' Роджера Долтри и кучу захватывающих мелодий. Фантастика.

Я считаю, этот фильм нужно рассматривать с двух сторон: как непосредственно фильм и как кавер-альбом The Who на самих себя.

Начну с последнего. Вокал актеров абсолютно отвратителен: Анн-Маргрет, Оливер Рид и (не убивайте меня!) Джек Николсон просто не могут петь. Посему великолепные Go To the Mirror, Christmas и др. звучат невероятно уныло. Только Роджер как всегда великолепен, особенно на See Me, Feel Me/Listening to You. Есть гостевые музыканты: Эрик Клэптон, блестящий гитарист, к тому времени скатывавшийся в пучину алкоголизма, и неподражаемый Элтон Джон, прекрасно исполнивший Pinball Wizard и Тина Тернер на пике творческих сил. К ним, как Вы понимаете, у меня претензий нет.

А теперь о 'Томми' как о фильме. В либретто сделаны перестановки: Любовник убивает мистера Уокера, введен храм Мэрилин Монро (в альбоме Eyesight to the Blind рассказывает о Королеве кислоты) и т.д. Введена совсем безумная сцена, когда миссис Уокер купается в шоколаде. Даже Джек Николсон во всей этой вакханалии не является лучом надежды. Им являются сами музыканты The Who: Долтри и Кит Мун, исполнивший роль дяди Эрни, алкоголика и насильника. К слову, Мун сам к тому времени был близок по духу к своему персонажу, так что справился он просто блестяще.

В сухом остатке. Фильм был нужен только для коммерческой выгоды. Но эпизоды с исполнением песен Eyesight to The Blind, Pinball Wizard, See Me Feel Me на Youtube обязательны для просмотра.

P.S. Да, и ОНИ КРУШАТ ГИТАРЫ И УДАРНЫЕ КАК В ДОБРЫЕ 60-ЫЕ!!!

09 октября 2012 | 07:51
  • тип рецензии:

Являясь заядлым фанатом The Who, я просто обязан был посмотреть сие творение Кена Рассела. Честно говоря, впечатление осталось весьма противоречивое - не стараясь рассмотреть некий социальный подтекст (а он там есть), я не заметил никакого вкуса - банальные общие планы, отсутствие стиля и непонятные сцены с массовкой. Ничего, за что стоило бы ценить этот фильм как фильм, если бы там не было The Who.

И я совсем не имею в виду их игру и откровенно лишнее для фильма уничтожение инструментов (хотя Кит Мун отлично сыграл свою небольшую роль) - я имею в виду музыку. Рок-опера 'Томми' по праву отнесена к классике музыки прошлого века, и именно потрясающие мотивы, исполнение, да и сама гениальная идея сюжета 'вытаскивают' этот фильм.

Невозможно до конца познать то, чего ты не был лишен - так я сформулировал для себя мораль этого фильма. Если у него может быть мораль, конечно. Думаю, нельзя говорить 'саунд лучше фильма' о Томми - все же фильм основан на этом самом саунде.

6 из 10

Слушайте хорошую музыку.

11 октября 2011 | 02:10
  • тип рецензии:

Помню когда в первый раз посмотрел 'Tommy', мне было тогда 14 лет. Тогда мне музыка показалась слишком сложная и непонятная, но уже тогда меня поразили яркие психоделические образы.

Второй раз посмотрел 'Tommy' уже недавно, и нашел фильм глубоким, в котором прекрасно отражается дух 60-х.

Фильм (назвать мюзиклом не поворачивается язык) затрагивает много тем, он многослойный, темы подавления родителями ребенка в семье с последующим уходом ребенка во внутренний мир фантазий, пацифизм и любовь с психоделикам, отношение к масс-культуре, выразившееся в символизме поп-арта, каждый найдет что-то свое.

Этот фильм и одноименная рок-опера 'The Who' для западной культуры возможно имеют не меньшее значение, чем 'Yellow Submarine'. Влияние 'Tommy' видно и сегодня, в фильме 'Вечное сияние чистого разума' герой Джима Керри носит футболку с надписью 'Tommy'.

Музыка в фильме эпична, циклична, со сложными гармониями, нечто среднее, между рок-н-роллом и классической музыкой, и понравится тем, кто вырос на музыке 60-х и начала 70-х.

Что говорить, тот кто считает себя рокером, тот этот фильм наверняка посмотрит и скорее всего он будет интересен, потому что в фильме есть все, что называется философией и духом рока.

01 августа 2008 | 15:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: