Помню, как мой папа, воспитанный на советском кино, отплёвывался от отечественного блокбастера, когда он только вышел на экраны. 'Тоже мне, - говорил он про Данилу Бодрова, - 'герой' нашего времени'. Возможно, мой папа прав, и фильм не заслуживает особого внимания. Но чёрт побери! Это фильм моего детства! Это герой МОЕГО времени! А благодаря потрясающему OST с замечательными перебивками между треками с выдержками из фильма эту ленту давно уже растащили на цитаты мои ровесники! Помню даже, как и где я впервые посмотрел это кино: это было в автобусе, путешествуя с лучшим другом по Чехии (мы были с ним в детском лагере), во время какой-то очень затяжной экскурсии. Мы сидели на галёрке, а VHS-моноблок с малюсеньким экраном висел под потолком практически в самом начале автобуса. Автобус трясло на неровностях дороги, изображение было паршивого качества, но тот 'киносеанс' мне отпечатался в памяти на всю жизнь. И вот поди потом объясни папе, почему ты так прёшься с этого фильма. Кино - это зеркало времени, поэтому один и тот же фильм один будет хаять, а другой - петь дифирамбы
Фильм 'Брат 2' обвиняют в расизме, американизме и прочих беда человечества. Зачем обвинять фильм и режиссера непонятно, видимо, как всегда, русскому человеку правда глаза режет. В фильме не показано ничего, кроме правды, в которой и есть сила.
Много говорить о таком фильме не нужно, он сам за себя все говорит. Это картина, которая отражает не только Россию конца 90х-начала 2000, но и сегодняшнее положение в стране. Только сегодня у нас все завуалированно: 'накрашено, напудрено', а этого не нужно... нужно показывать все так, как это показывает Балабанов, и озвучивать так, как озвучивает герой Бодрова.
Фильм, который призван жить вечно, несмотря на все обвинения недалеких обывателей, прячущихся за ложной моралью и благородством.
— А мне здесь нравится. В Америке вся сила мира.
— А в чём сила, брат?
— А вот в чём — в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше.
Смотрел эти фильмы еще на видеокассетах, когда они собственно и выходили. Я не совсем понимаю почему эта дилогия стала культовой для многих любителей кино. Несмотря на то, что за 17 лет я пересмотрел эти истории бесчисленное количество раз, для меня до сих пор загадка в чем секрет популярность Данилы Багрова.
Обычно пишу коротенький синопсис от себя, но в этот раз делать этого не буду, дабы не наспойлерить случайно. Хотя думаю наверно нет такого человека, который бы не знал про путешествие Данилы Багрова в Америку, и чем эта история закончилась. Долго разбирать тоже особо не хочется - это уже сделали за меня много раз. Так что отмечу только плюсы и минусы этого фильма.
Плюсы
- Главный плюс это конечно персонажи, так полюбившиеся зрителям еще со времен первого фильма. И отдельный образ Данилы Багрова, простого, но справедливого и хладнокровного парня.
- Следом естественно надо упомянуть и об актерах, воплотивших образы этих героев. Все внимание понятно дело приковано к Сергею Бодрову Мл. и Виктору Сухорукову, но и остальные актеры справились тоже на отлично. Стоит отметить игру Сергея Маковецкого и Дарьи Юргенс.
- Естественность. Все происходящее выглядит очень натурально и где то даже реалистично. А герои вписываются в эту атмосферу весьма органично.
- Саундтрек. Ну тут даже говорить нечего.
- Диалоги. Оба фильма уже давно разобрали на цитаты
Минусы
- Как ни странно, но мне в дилогии Брат не нравится стилистика, в которой написана сюжетная линия. Все скомкано, хаотично, беспорядочно. Некоторые вещи не вяжутся между собой, а частенько просто не обоснованы. Большинство поступков не совсем логичны и мотив действий ничем не объясняется.
- Достаточно большое количество ненужных персонажей. Можно легко вырезать и сюжетка не пострадает.
В остальном это достаточно неплохой фильм. Но уже не актуальный, ибо отражает конкретный временной отрезок и стиль жизни. А кинематографе время такое не прощает. Устарело.
— А мне здесь нравится. В Америке вся сила мира.
— А в чём сила, брат?
— А вот в чём — в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше.
Смотрел эти фильмы еще на видеокассетах, когда они собственно и выходили. Я не совсем понимаю почему эта дилогия стала культовой для многих любителей кино. Несмотря на то, что за 17 лет я пересмотрел эти истории бесчисленное количество раз, для меня до сих пор загадка в чем секрет популярность Данилы Багрова.
Обычно пишу коротенький синопсис от себя, но в этот раз делать этого не буду, дабы не наспойлерить случайно. Хотя думаю наверно нет такого человека, который бы не знал про путешествие Данилы Багрова в Америку, и чем эта история закончилась. Долго разбирать тоже особо не хочется - это уже сделали за меня много раз. Так что отмечу только плюсы и минусы этого фильма.
Плюсы
- Главный плюс это конечно персонажи, так полюбившиеся зрителям еще со времен первого фильма. И отдельный образ Данилы Багрова, простого, но справедливого и хладнокровного парня.
- Следом естественно надо упомянуть и об актерах, воплотивших образы этих героев. Все внимание понятно дело приковано к Сергею Бодрову Мл. и Виктору Сухорукову, но и остальные актеры справились тоже на отлично. Стоит отметить игру Сергея Маковецкого и Дарьи Юргенс.
- Естественность. Все происходящее выглядит очень натурально и где-то даже реалистично. А герои вписываются в эту атмосферу весьма органично.
- Саундтрек. Ну тут даже говорить нечего.
- Диалоги. Оба фильма уже давно разобрали на цитаты
Минусы
- Как ни странно, но мне в дилогии Брат не нравится стилистика, в которой написана сюжетная линия. Все скомкано, хаотично, беспорядочно. Некоторые вещи не вяжутся между собой, а частенько просто не обоснованы. Большинство поступков не совсем логичны и мотив действий ничем не объясняется.
- Достаточно большое количество ненужных персонажей. Можно легко вырезать и сюжетка не пострадает.
В остальном это достаточно неплохой фильм. Но уже не актуальный, ибо отражает конкретный временной отрезок и стиль жизни. А кинематографе время такое не прощает. Устарело.
Это случилось в двухтысячном году нашей эры, за несколько месяцев до миллениума: вторая чеченская началась, церемония инаугурации Путина уже случилась, а до затопления орбитальной станции «Мир» и разгрома Гусинского оставалось всего ничего. Пресловутые девяностые отшумели, осуществимая утопия нулевых еще не оформилась, и никто толком не понимал, что будет дальше – только так и бывает, когда колесо бытия заходит на новый круг, заставляя всех нас пожинать плоды посеянного ранее.
Излишне, пожалуй, сколько-нибудь подробно излагать известный более-менее каждому половозрелому россиянину синопсис – не чуждые отечественному кинематографу зрители и без меня знают, что здесь вконец отморозившийся герой будет выручать крепостных хоккеистов посредством объявления полноценного крестового похода за все хорошее против всего плохого, каковой поход закончится триумфом силы в правде, а также эвакуацией страдающей на чужбине проститутки. Куда важнее отметить, что «Брат-2» ценен для матери-истории не своим буколическим сюжетом, но полным и доходчивым описанием помянутой выше транзитной неопределенности рассвета дивного нового мира.
При этом невозможно не сказать о том, что обозреваемый сиквел есть, пожалуй, наименее ценная с художественной точки зрения работа Балабанова – здесь нет ни пугающей аутентичности первой части, ни шокирующей банализации зла «Груза 200», ни медитативной притчевости «Кочегара», ни даже вывернутой наизнанку локстоковщины «Жмурок». Нет, не все так плохо: Сухоруков обыкновенно достоверно играет потустороннего психопата, здорово переоцененный артист Бодров в высшей степени убедительно изображает благородного дикаря, за кадром бодро гремит сборный саундтрек, а традиционно аподиктическая режиссура сообщает исходной плоскости ось аппликат, позволяя фильму не ухнуть в бездны гротеска и пародии.
И тем не менее, не приходится сомневаться в том, что, иносказательно выражаясь, для Атоса этого слишком много, а для графа де Ла Фер, напротив, слишком мало. Иначе говоря, без своего уникального содержания, без этой беспощадной констатации неумолимо наползающей на обреченный город мглы, «Брат-2» никогда бы не превратился в столь заметный феномен нашей жизни. Об этом мы с вами и поговорим – о потерянном поколении новых Энкиду, чьи горячие сердца попали под паровой каток Веймарского синдрома; о том, как вчерашние хозяева жизни, чьи перспективы столь обнадеживали, оказались всего лишь тучным стадом на пастбище жизни, тучным стадом, заготовленным на убой.
Начнем с того, что не следует излишне примитивно смотреть на ушедшие девяностые – да, это была трагическая эпоха, но, как и положено всякой настоящей трагедии, она не состояла из одной тьмы и была не только временем ужаса, но и временем больших надежд. Нам, растворившимся в теплохладности бытия, не суждено полностью понять это, но всякое разрушение существующего status quo влечет за собой мечты о том, что новое положение вещей будет лучше предыдущего. Любая революция создает новый мир, любой новорожденный мир лелеет миф о собственной исключительности. Так было и в девяностые, когда колосс Союза пал, и на поверхность, потирая глаза, выбрались еще неведомые герои, постсоветские гунны, следующие простому и ясному принципу – подвинься, сынок, ты дышишь моим воздухом. Тогда они еще не знали, что их героизм является лишь доброй волей к абсолютной погибели, и были готовы ехать хоть в Америку, хоть в Африку, рассматривая США страной на задворках мира, где можно устроить нехилый пикник – русские не сдаются, вы нам еще за Севастополь ответите, гады.
Алексею Октябриновичу, в сущности, повезло – ему выпало жить в период, когда миф о бесконечных возможностях младороссиян еще не обернулся иллюзией. И именно ему выпало зафиксировать кровоточащий цайтгайст своего времени, пока высокая драма не превратилась в пошлый фарс, а обочиной не оказалась молодая и никому не нужная Россия, пикник на которой устраивают нынче как раз те ребята, с которыми сражался Данила Богров. Что до честных варваров – те дни позади, и о них лишь дожди средь руин их замка скорбят.
В Америке давно известно, что более-менее популярное кино, принесшее кассовый успех просто обречено на продолжение. У нас же тоже эта практика приживается, то всенародный успех, народного хита «Особенности национальной охоты» обретает ряд продолжений (кстати, продолжения не смотрел), то культовый фильм 90-х «Брат» получает вторую серию, то наш родной, но все равно убогий блокбастер «Ночной дозор» из-за полугодичной рекламной кампании, и, следовательно, кассового хита получает возможность экранизировать и остальные книги автора.
И если Балабанов с самого начала задумывал «Брата» как фильм для быстрого способа получить деньги чтобы снять не такой потенциально кассовое кино, то вряд ли ожидал, что со временем и успеха фильма ему придется вновь снимать историю о Даниле Богрове, опять же простом российском пареньке, который отслужил. Известная истина оригинал всегда лучше продолжения подтверждается и в наших условиях (насчет второго Дозора не знаю, не смотрел).
Так вот соответственно «Брат-2» остается в тени «Брата», хотя во время эйфории от просмотра второго «Брата» я это как-то упустил. Если в первой части было создано сильное напряжение, если герой смог стать родным, помогая хорошим людям и плохим, сам, представая в темном свете, то во втором была уже спекуляция на его успехе, брат остался, у него есть брат, но вновь «Брата» не получилось.
Фильм оказался заложником продюсеров, которые, наверное, мечтали о кассовом успехе, (кто-то сомневается?) и, следовательно, кассовая задумка Балабанова для первой части все равно оставалась кассовой задумкой. Это не хорошо и не плохо, но если «Брат» был почти свой, то «Брат-2» стал другим, но не ушёл в американскую мечту, смог остаться патриотом. Почему? Правильно, потому что фильм, рассчитанный на кассу.
'Брат-2' - не боевик, а скорее стеб над боевиком. В фильме есть два положительных качества: чумовой саундтрек и обилие юмора. Из-за последнего, правда, сокрушаются поклонники фильма-оригинала, мол 'портится серьезный настрой фильма'.
Живописные съемки и гениальная игра Сухорукова, у которого экранного времени больше, так же украшают этот фильм.
Чем действительно впечатляет фильм, так это вдумчивостью и продуманностью. Там, где можно было не заморачиваться, создатели не поленились и сумели сделать 'Брата-2' глубже. Имя главного героя - Данила - включает в себя подтекст и основную идею фильма: 'Данила' в переводе с древнееврейского на русский язык означает «Бог мне судья».
В общем-то, на этом рецензию можно было бы и закончить. Потому что 'Брат-2' - кино именно об этом. Багров видит незрелость, неполноценность и импотенцию закона - и ставит себя выше него. Он нисколько не гордится этим, а, скорее, даже стыдится (если помните, в конце первого фильма Данила садится к дальнобойщику и, пряча обрез, рассказывает, что в армии был всего-то штабным писарем).
Багров прекрасно понимает, что не имеет лицензии на убийство и не может творить самосуд так, как ему заблагорассудится. Но ещё лучше он понимает, что переклинивший закон и оборзевшие бандиты не имеют права судить его. Настанет время - и он ответит за всё, что сделал. Но не сейчас и не здесь.
Герой не может стать своим даже для близких людей: он - бесконечно Чужой, не способный встроиться в типичную гражданскую жизнь с сопутствующим беспределом, беззаконием и массовым равнодушием.
Персонаж принимает правила первобытного общества, в котором прав может быть только один - сильнейший. Собственно, это прямым текстом говорится в фильме - и в этом же заключается сила 'Брата-2': Балабанов показывает, что модная одежда, крутые автомобили, своды законов и многосторонние конвенции не дали ровным счётом ни-че-го. Форма стала другой, но содержание осталось тем же, что и несколько тысяч лет назад. Если я сильнее - я прав. И никакие кодексы не смогут выкрутить мне руки.
Отсюда вытекает вся философия героя - справедливость любой ценой. В этом смысле 'Брат-2' - кино, содержащее в себе ту самую сакральную Русскую Национальную Идею: устранить нечестность, попутно наворотив таких дел, что становится тошно. Если персонаж в конце пути захочет обернуться, то увидит позади себя гору трупов и море крови. Но сила Багрова в том, что оборачиваться он никогда не будет. Есть только конечная цель, а всё остальное - всего лишь обстоятельства.
Багров по своей сути - внебрачный сын персонажа Михаила Ульянова из 'Ворошиловского стрелка', появившегося на экранах годом ранее. Пока остальные отступают и думают, что выхода из ситуации нет, он - действует.
Из-за этого 'Брат-2' теряет в блеске и местами выглядит вторично: при просмотре не получается избавиться от ощущения, что где-то всё это уже было. Выйди вторая часть саги на два года раньше, успех, пожалуй, был бы значительно ощутимее. Понятно, что идея сиквела у Балабанова появилась ещё до 'Ворошиловского стрелка', но чувство повторения уже пройденного материала не оставляет до самых титров.
Гораздо более заметный минус фильма - его пугающая простота. Она удивительна ещё и потому, что 'Брат-2' - тяжёлое кино, а тяжесть и простота сюжета - далеко не лучшее сочетание даже для культовых фильмов. Снято здорово (чувствуется заметно увеличившийся по сравнению со сделанным на коленке первым 'Братом' бюджет), дыр в сценарии нет - но не больше.
Смотреть этот фильм можно и нужно хотя бы потому, что он действительно оказал мощнейшее влияние на российское кино (скорее всего, кстати, не только на кино). Дилогия Балабанова - несомненная часть культа. Но культовый фильм далеко не всегда является шедевром. И 'Брат' с 'Братом-2' отлично это доказывают.
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Во второй части «Брата» приключения Данилы Богрова не ограничиваются только Россией. Проблемы убитого друга-сослуживца, состоящего в охране богача-олигарха простираются много дальше, аж до самой Америки. После неожиданной смерти друга, который полез не в свое дело, Данила делает его проблемы — своими, не может он иначе. Им движет желание отомстить и наказать виновных. И ради справедливости Данила не остановится ни перед чем.
Есть в кинематографе негласное правило: сиквел должен быть масштабнее. И «Брат 2» следует этому правилу. Но, почти всегда, сиквелы оказываются хуже первого фильма. Конечно, есть исключения, но они немногочисленны. «Брат 2», к сожалению, не относиться к этим исключениям. Нет, фильм не плохой. Но в отличии от первой части, которая получилась действительно сильной, очень духовной и родной, второй фильм выдался, по моему мнению, более простым. Первый «Брат» был фильмом о борьбе человека с городом, можно сказать, о борьбе с системой. «Брат 2» - простой, банальный боевик, да ещё и попсовый. Все эти появления в кадре то Якубовича, то Пельша, то Демидова, а одну из ролей вообще играет певица Ирина Салтыкова, которая привнесла в фильм некий гламур, вот всё это не красит фильм. Действие первого фильма происходило в темном, дождливом, грязном Питере, который привносил в фильм невероятную атмосферу. Чикаго совершенно не то. Это простой, как три копейки американский город, который абсолютно не атмосферен. Сюжет немного странный и даже глупый.
Но, как я уже сказал, фильм не плохой. Конечно, главное достоинство это Сергей Бодров-мл, который по-прежнему безумно хорош в роли Данилы. Виктор Сухоруков великолепен в роли брата Данилы со своими шутками, которые сейчас разобраны на цитаты. Ну и, как и в первом фильме, отличный саундтрек.
«Брат 2» - неплохой боевик, но на фоне великолепной первой части он блекнет.
Речка, небо голубое —
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Прошла пара лет, Данила перебрался в Москву, где якобы поступил в институт и учиться на доктора. Но это он только так многим говорит. От одного из сослуживцев по чеченской войне – Кости Громова (Александр Дьяченко), он узнаёт, что в Америке, его родного брата – хоккеиста Дмитрия Громова, «обижает» один американский бизнесмен, 'кидая' его на деньги. Вскоре Костю убивают. Это происходит по наставлению другого российского бизнесмена – Валентина Белкина (Сергей Маковецкий), на которого Костя работал и который знаком с этим американским бизнесменом. И Данила, вместе со своим новоприбывшим братом – Виктор Багров (Виктор Сухоруков), летят в Чикаго, для того, чтобы помочь брату Косте Громова.
Почти всегда, сиквелы хуже первого фильма. Конечно же, есть исключения, но они немногочисленны. Данный фильм не относиться к исключениям. Нет, фильм не плохой. Фильм очень даже хороший. Но в отличии от первой части, которая действительно очень «сильная», второй фильм выдался, по моему мнению, более попсовым. Это можно заметить не только по музыке звучащей в нём, которая стала действительно попсовей (по крайней мере по моему мнению), но и по картинке. Я не говорю сейчас о цветовой гамме, она как раз очень хороша. Я имею ввиду перенесение места основного действия аж в США. После серого, грязного Питера в первом фильме, во втором, первый час нам показывают Москву, а второй – Чикаго. На контрасте Питер – Чикаго, эта попсовость с гламуром и выделяются.
В данной части, моральное уродство брата Данилы – Виктора, проявляется в полной мере. Да и сам Данила – такой же бандит как и остальные, кого он убивает (хотя и не все из них являются бандитами и заслуживают смерти). Лично для меня, он не выступает справедливым героем. Да, он восстанавливают некую свою справедливость, но убивая многих, кого он убивать не должен был по личным причинам (охранники в офисе Мэниса, да хотя бы те же негры и др.), он создаёт новую несправедливость по отношению к ним. Да, охранник бы его застрелил, но он выполнял свою работу. Негры тоже такие же бандиты, как и он, и Мерелин (Дарья Лесникова), работала на них проституткой по собственной воле и возвращаться домой не хотела. В принципе, эту жестокость можно оправдать безысходностью и я так и сделаю. Убить тех, кто смерти не заслуживал, просто было необходимо ради своей безопасности и жизни. Я просто веду к тому, что Данила, не такой уже и хороший, как многие считают.
Данила – не герой, борющийся за справедливость. Данила – бандит, который действует по своим правильным (он их такими считает, иначе бы он так не поступал) принципам. Но некоторые, не заслуживающие смерти люди, от его руки все-таки иногда умирают.