Помню, как мой папа, воспитанный на советском кино, отплёвывался от отечественного блокбастера, когда он только вышел на экраны. 'Тоже мне, - говорил он про Данилу Бодрова, - 'герой' нашего времени'. Возможно, мой папа прав, и фильм не заслуживает особого внимания. Но чёрт побери! Это фильм моего детства! Это герой МОЕГО времени! А благодаря потрясающему OST с замечательными перебивками между треками с выдержками из фильма эту ленту давно уже растащили на цитаты мои ровесники! Помню даже, как и где я впервые посмотрел это кино: это было в автобусе, путешествуя с лучшим другом по Чехии (мы были с ним в детском лагере), во время какой-то очень затяжной экскурсии. Мы сидели на галёрке, а VHS-моноблок с малюсеньким экраном висел под потолком практически в самом начале автобуса. Автобус трясло на неровностях дороги, изображение было паршивого качества, но тот 'киносеанс' мне отпечатался в памяти на всю жизнь. И вот поди потом объясни папе, почему ты так прёшься с этого фильма. Кино - это зеркало времени, поэтому один и тот же фильм один будет хаять, а другой - петь дифирамбы
Именно этот отрывок из детского стихотворения становится символом и олицетворением Родины для Данилы Багрова (Сергей Бодров мл.) в культовом фильме «нулевых» Алексея Балабанова – Брат 2. Но на деле же оказывается, что любит Данила далеко не всех. Этот фильм с «русской душой» очень отчетливо и беспощадно проводит грань между «своими» и «чужими», зачастую скатываясь в яму ксенофобии и патриотизма, плавно перетекающего в национализм.
После успеха первого «Брата», было очевидно, что продолжению – быть. «Брат 2» - это фильм который ждали и обсуждали, а после, еще в течении долгого срока смаковали послевкусие и разбирали на фразы и цитаты. Алексей Балабанов, не обделенный зрительской любовью и преданностью, точно также не был обделен и любовью критиков. Обладатель премии «Ника» и двукратный призер «Кинотавра», один из которых, кстати, за того же самого «Брата», говорят сами за себя. И это все не на пустом месте: очень качественная режиссерская работа в фильме «Брат 2», актерский состав (Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков), саундтреки (Би 2, Земфира) и огромный, по российским меркам, бюджет в миллион долларов – создали очень эффектный боевик, которому могут позавидовать даже Рэмбо с Крепким Орешком. Поместив тем самым всех, кто принимал участие в создании фильма на пьедестал отечественного кинематографа.
Откуда такой успех? Ну, наверное, во-многом благодаря герою Бодрова - Даниле. А, собственно говоря, какой он, наш Данила? Простой… Ну очень простой. Небезызвестный Сурков, назвал бы такого персонажа двумерным. Для Данилы не существует третьего измерения, у него все «четко». Он делит мир на «правду» и «ложь», на «черное» и «белое», на «своих» и «чужих». Для него не существует никаких оттенков. В отличии от персонажей классической русской литературы, которые любили поразмышлять и «покопаться» в себе, он человек-действия, который не задает много вопросов. А зачем? Ему и так все понятно и очевидно. Живет то Данила исходя из собственно выведенных моральных принципов и понятий. Все-таки в Чечне отслужил. Его простота подкупает, вызывает симпатию. Ему хочется сопереживать и даже походить на него. Ведь в эпоху правящей олигархии, капитализма и беспредела в России, он остается человеком, для которого «сила, все еще в правде» и Родину он любит «за каждый колосок и травинку» и даже, Господи прости, проститутку он потому что чувствует, что несправедливо с ней обходятся, не «по-нашему». В общем, с героем Балабанов не прогадал. В принципе, Данила не сильно выбивается из общего тренда романтизированного облика такого полумаргинального полубандита, который казалось бы совершает преступления: убивает невинных людей, восстанавливает, как ему кажется, справедливость всеми доступными ему средствами. Но тем не менее, обладает всем тем набором внутренних качеств, которые позволяют перейти ему из класса антигероев, каким бы он оказался выйди этот фильм на 20 лет раньше, в класс героев. Тоже самое происходит и с Героями «Бригады» или «Бумера», например. В этом и заключается парадокс стертых в нашем понимании моральных границ. Вроде бы он поступает неправильно, плохо, но вроде бы за правду и по-принципам, а значит он хороший. Решать конечно же вам, но капнув глубже, можно понять почему такое позиционирование главного героя может стать проблематичным.
Вообще, на протяжении всего фильма, идентичность Данилы можно охарактеризовать как негативную (“negative identity”), которая в той или иной мере оправдывает ксенофобию по отношению к «чужим». Основа так называемой «негативной идентичности» лежит в самоопределении человека за счет отвержения «чужих», которые представлены в образе врагов. Диалог в таком случае может поддерживаться только за счёт агрессии и насилия. Ну а как еще с врагами общаться? Это мы и наблюдаем в фильме – Данила находится в окружении врагов с которыми он борется всеми доступными средствами. Врагами же оказываются капиталисты и либералы, для которых «правда в деньгах», Еврей, который со словами «мы русские, не обманываем друг друга» продает неисправный автомобиль, представители Украины, которые работают не «за правду» и потому становятся «бандеровцами», ну и афроамериканцы, которым вообще достается просто из-за того, что они афроамериканцы. Так и создается ресентимент, образ врага, с которым «русским» нужно непременно бороться. Отказ от принятия реальности в современной России, связанный с невозможностью изменения системы изнутри и ведущий к принятию собственного бессилия и порождает героев как Данила – берущих все в свои руки. В реальности же, подобная риторика и данный ресентимент порождают ультраправых националистов, для которых наличие врагов становится способом принятия реальности. «Брат 2» - это фильм обязательный к просмотру, который подтолкнёт к пересмотру современных ценностей и поможет понять самого себя.
Наконец-то мне удалось посмотреть картину «Брат 2» и могу сказать, что она несомненно достойна звания культовой. Фильм является продолжением «Брата» и повествует о «приключениях» Данилы Багрова (Сергей Бодров мл.) в США. Узнав, что его военного друга по Чечне убили из-за проблем брата-хоккеиста в Америке, Данила решает разобраться и отправляется в Соединенные Штаты. Там он встречает разных людей и, с помощью своего брата и новых знакомых, заканчивает свою работу. С предисловием на этом все, теперь позвольте перейти непосредственно к рецензии.
“А в чём сила, брат?”- возможно, одно из самых знаменитых выражений последних десятилетий в Русском кинематографе. Да и фильм уже растаскан на цитаты, что является показателем его влиятельности и важности. Стоит ли упоминать, что картина была принята очень тепло как зрителями, так и критиками и стала “instant classic”. Что же касается самой цитаты, я думаю, она бы не стала такой узнаваемой, не произнеси ее правильный человек. Именно благодаря великолепной актёрской игре Сергея Бодрова мл. и отлично проработанному характеру героя, обыкновенному зрителю легко сопереживать Даниле Багрову. Простой по своей натуре, преданный и самоотверженный он становится воплощением настоящего русского парня тех дней. Для него понятия Родины, чести и дружбы не пустой звук, а ради восторжествования справедливости он готов пролететь полмира. К тому же, по сравнению с Рэмбо и Терминатором главный герой не блещет физическими данными, что делает его намного ближе к обычному парню со двора. В некотором смысле, Данила похож на героя книги «Санькя» Захара Прилепина. Они оба люди действия, пацаны с народа, и у обоих весьма резкие взгляды на мир (та же «правда» или «ложь»). Возможно, это и есть магия протагониста - он (а может и не обыкновенный) выходец из простой массы, впитавший все достоинства русских людей. Он маяк для юношей, показывающий каким должен быть русский парень: сильным, непоколебимым, и самое главное, патриотом Родины. Добавьте к этому харизму главного действующего лица, и вы получите Героя с большой буквы, который ничуть не уступает аналогам с запада. Конечно же, во многом это заслуга режиссера, Алексея Балабанова, который смог уловить образ правильного персонажа для своего фильма. В купе с этим, мастерство Сергея Бодрова мл. и его подношение делают Данилу неоспоримым достоинством данной картины.
Второе, что стоит отметить - это работа режиссера по созданию атмосферы двухтысячных. Опыт Алексей Балабанова, ранее снявшего «Брат» и удостоенного за это приза кинофестиваля «Кинотавр», обладателя премии «Ника» за режиссёрскую работу в картине «Про уродов и людей», помог ему достоверно передать зрителю настроения тех лет. Картина искусно показывает реалии того времени, а именно трансформацию «лихих 90-х» в более капиталистические 2000-е. С самого первого кадра нам показывают рекламу Хаммера в сопровождении стихов Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой». Тема рекламы ранее была хорошо раскрыта в книге Пелевина «Generation П», и Балабанов, как и Пелевин, видимо хорошо понимал ее немаловажную роль в создании образа 2000-х. Далее мы видим знаменитых в то время (да и сейчас) звезд Российской эстрады: Леонида Якубовича и Валдиса Пельша. Данная отсылка позволяет режиссёру донести другую особенность того времени, к тому же она передает атмосферу массового интереса телевизионными программами. Также это касается любовного интереса Данилы – Ирины Салтыковы. Знаменитая поп-певица, она служит еще одним инструментом для создания неповторимого образа 2000-х, когда звезды поп-эстрады и их песни начали глубоко укореняться в жизнях простых людей. Стоит отметить и другие композиции в исполнении таких феноменальных групп, как «Би-2», «Сплин», «Агата Кристи» и многих других, которые превосходно дополняют фильм и передают все атмосферу той эпохи. Еще одна интересная деталь – это квартира Салтыковы, точнее евроремонт в ее апартаментах. Я помню, как в детстве, которое как раз совпадает с нулевыми, мои родители, да и все население бывших стран СССР, мечтали об евроремонте, и как бы странно это не звучало, период двухтысячных мне запомнился именно по этому признаку. Было бы забавно узнать, что режиссер с помощью такого хода тоже хотел в полной мере дополнить атмосферу моего девства, создаваемую его фильмом.
Напоследок, стоит отметить, что фильм несет и большую смысловую нагрузку. Эти вопросы касаются стереотипов в отношениях между Россией и Америкой, человеческого добра, которому безразлична нация и место рождения, понятия американской мечты и главного вопроса всего фильма: «В чем сила, брат»? Прибавьте к этому ярко выраженные темы патриотизма, роли Родины в жизни человека и размышления о национализме, и у вас получится не столько боевик, сколько философский фильм с оттенками экшена.
— А мне здесь нравится. В Америке вся сила мира.
— А в чём сила, брат?
— А вот в чём — в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше.
Смотрел эти фильмы еще на видеокассетах, когда они собственно и выходили. Я не совсем понимаю почему эта дилогия стала культовой для многих любителей кино. Несмотря на то, что за 17 лет я пересмотрел эти истории бесчисленное количество раз, для меня до сих пор загадка в чем секрет популярность Данилы Багрова.
Обычно пишу коротенький синопсис от себя, но в этот раз делать этого не буду, дабы не наспойлерить случайно. Хотя думаю наверно нет такого человека, который бы не знал про путешествие Данилы Багрова в Америку, и чем эта история закончилась. Долго разбирать тоже особо не хочется - это уже сделали за меня много раз. Так что отмечу только плюсы и минусы этого фильма.
Плюсы
- Главный плюс это конечно персонажи, так полюбившиеся зрителям еще со времен первого фильма. И отдельный образ Данилы Багрова, простого, но справедливого и хладнокровного парня.
- Следом естественно надо упомянуть и об актерах, воплотивших образы этих героев. Все внимание понятно дело приковано к Сергею Бодрову Мл. и Виктору Сухорукову, но и остальные актеры справились тоже на отлично. Стоит отметить игру Сергея Маковецкого и Дарьи Юргенс.
- Естественность. Все происходящее выглядит очень натурально и где то даже реалистично. А герои вписываются в эту атмосферу весьма органично.
- Саундтрек. Ну тут даже говорить нечего.
- Диалоги. Оба фильма уже давно разобрали на цитаты
Минусы
- Как ни странно, но мне в дилогии Брат не нравится стилистика, в которой написана сюжетная линия. Все скомкано, хаотично, беспорядочно. Некоторые вещи не вяжутся между собой, а частенько просто не обоснованы. Большинство поступков не совсем логичны и мотив действий ничем не объясняется.
- Достаточно большое количество ненужных персонажей. Можно легко вырезать и сюжетка не пострадает.
В остальном это достаточно неплохой фильм. Но уже не актуальный, ибо отражает конкретный временной отрезок и стиль жизни. А кинематографе время такое не прощает. Устарело.
Не менее эпохальным фильмом стал сиквел 'Брата' 'Брат 2'.
Честно признаться, я считаю вторую часть слабее первой. Потому что в ней нет такой депрессивной суицидальности, присущей первой части. Кроме того, добрая половина фильма происходит в Соединённых Штатах, где, в отличие от перестроечной России, всё очень даже хорошо.
Но самое главное - персонажи - остались на высочайшем уровне. Это и Данила Багров, который остаётся добрым, справедливым и честным даже в другой стране. И его брат Виктор, имеющий собственную философию. И Даша, которая олицетворяет людей, ищущих лёгких денег и в итоге опускающихся на самое дно. Куча ярких образов и судеб мелькает на протяжении всего фильма. Также не могу не отметить прекрасный саундтрек, присущий всей дилогии.
Актёры. Связка Бодров-Сухоруков выстреливает снова. Без них фильма бы не получилось. Талантливейшие актёры. Актёры второго плана также не отстают.
Отличное кино. Жаль, что такое в нашей стране больше не снимают.
«Брат 2». О, сколько в звуке этом для сердца русского сплелось!.. Я застал самый пик, самый бум расцвета этого фильма. И смотрел я его ровно тогда, когда это было мегамейнстримом. И сказать, что я понимал то, что там происходит на экране – значит ничего не сказать. Я воспринимал его как типичный боевик.
Но фильм не типичен вовсе. Это продолжение похождения Данилы Багрова за справедливостью. Есть в отличие от первой части кое-какие наблюдения! В приквеле герой выглядел так, что он вынужден был так поступать. И зачастую его поступки не вызывали сомнений. А герой был действительно национальный. Аки длань Божья.
Тут же Данила Багров… как-то уж очень крут. Но так выглядит лишь поначалу. Этому есть уже полное объяснение. Если там он оказался втянут в историю, то тут он в эту историю влез сам. Но я не об этом. Данила крутой, потому что уже развеяна байка о том, что он был писарем в штабе во время Первой Чеченской.
Так Данила мстит за убийство своего друга Громова. А весь замес начался из-за агентских денег хоккеиста (брата Громова), умыкнутых одним американским воротилой.
Вот в чём дело. Эта тема несколько не совсем народная. Но разве это умаляет достоинства ленты? Нет. Кое в чём, быть может, сиквел превосходит оригинал. Тут герои отправляются в Америку. И на этом фоне и развивается кутерьма событий.
Актёры показаны максимально артистично. Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков… Но я бы отметил Сергея Маковецкого. Его персонаж настолько неприятный!.. Это нужно бы внести в учебники по актёрскому мастерству. В «Ликвидации» это был такой милый Фима. Тут же – омерзительный негодяй в кабинетах из кожи…
Да, кстати! Музыка всё также на высочайшей высоте! И это уже не только бенефис «Наутилуса». Тут Бутусову и Ко досталась только одна песня. Но были другие. И также у меня была аудиокассета «Брат 2. Музыка к фильму»!.. А то как же!..
Ещё много можно перечислять. И как знать, если бы не то происшествие с Сергеем Бодровым-младшим, то сколько бы ещё великих фильмов было с его участием… Но, быть может, потенциальный «Брат 3» уже был бы лишним…
То, с чего начиналась моя любовь к русскому кинематографу. Многие считают этот фильм переоценённым, но я же другого мнения. Первый раз когда я увидел этот шедевр - это 2008-й или 2009-й год. Изначально мне просто безумно понравилась музыка оттуда, в основном это «Полковник» группы 'Би-2' и «Искала» Земфиры, я их напевал постоянно и т.п. Но потом, я пересмотрел этот фильм уже осмысленно, в 2015. Я был настолько рад почувствовать ностальгию!
О смысле, который нам хотел передать режиссёр и сценарист: Он определённо есть, но какой он утверждать не могу. У меня есть свои предположения, однако не уверен в их точности, т. к до конца, к большому сожалению, любой человек не может рассказать о том, что хотел передать режиссёр и сценарист любого фильма.
Самое приятное было - это, опять же музыка, но не буду её рассматривать как главное содержимое фильма, потому что это не так. Отошёл от сути... Так вот, ещё был приятен образ Данилы - мой идеал. И это никак не злодей, ничего в этом роде. Даже внешне (в плане одежды) - это мой идеал и по сей день. Ненавижу нынешнюю моду и вообще то, как наряжаются сегодня.
И, наконец, самое главное - атмосфера. Часто говорю про атмосферу в фильмах, да и вообще «Какой фильм без атмосферы?», только если неудачный.
Итог: Фильм, который хочется пересматривать и пересматривать. Является лучшим среди российского кинематографа (один из), рассматривая часть искусства и лучший чувствительный фильм, изменяющий все ваши мысли насчёт «Что такое хорошо» и «Что такое плохо?». Смотреть обязательно!
Так и есть. Я узнал, что у меня есть огромная семья, только после выхода 'Брата-2'.
' - Куда едем?
- В Москву!'
2000-ый. Я приехал в Москву в командировку. И как раз была премьера в 'Пушкинском'.
Мне понравился первый 'Брат'. Именно поэтому продолжение видеть я не хотел. Уже тогда мы, зрители, понимали, что входящее в моду слово 'сиквел' означает 'хуже, чем первый'.
Но пошел. И то, что я увидел, перевернуло меня. На следующий же день я с товарищем-москвичом и бумажной картой столицы (интернет тогда был только стационарным, никаких смартфонов с гугл-мапс) отправились на поиски съемочных точек. Толком ничего не нашли, кроме музея на Красной площади, Сандуновских бань и Останкино (куда у меня по характеру командировки тоже был 'декадный пропуск'). Зато нарисовался полезный плюс: забавный импровизио-квест обернулся пополнением моей эрудиции об истории Москвы.
Через год я вернулся в Белокаменную. И уже побывал во всех местах съемок, включая двор, где Татарин палил из 'Максима', крышу с поцелуями и подвал Фашиста.
А какая разница?
Актерская игра у актеров Балабанова - всегда отличная. Спуску мэтр не давал. Даже у Салтыковой получилась Салтыкова. Пирогов, Маковецкий, Васильков, Мурзенко, Лесникова - ну здорово же! Нет второстепенных ролей в этом фильме. Кто рискнет Гари Хьюстена и Толера или Каспарайтиса и Езерского записать во второстепенный эпизод? Нет у Октябриновича второстепенных.
Хотя есть Самая Главная Роль в 'Брате-2'. Это Багров-старший. Виктор Сухоруков отыграл так, что затмил всех. Я даже не буду разбирать шикарность всех его 'гэговских' выходов с 'румыном-Киркоровым', пулеметом в музее, аэропортом с бандеровцами, ресторанным туалетом или полицейским у скамейки. Эти сцены настолько самодостаточны, что их можно смотреть отдельно без контекста фильма.
Но, но госпиталь
Про съемки в США и отношение американцев к фильму написано много. Я бы обратил внимание на сцены с участием телеведущей. Этот момент, конечно, позволил появиться мемам 'Да ладно, чё ты...', 'Вы гангстеры? Нет, мы русские' и 'Бен, ай нит хэлп'. Но Лиза Джефферсон стала единственным в фильме фальшивым пятном, включая неуклюжий монтаж попадания Данилы под колеса её автомобиля.
Чё-то темно тут у вас
Отношения Данилы с людьми показательны. Кого он не убивает - те становятся его приятелями (не считая изумительных таксистов-обоих). В этом и есть притягательная сила героя, которую обаянием-то трудно назвать. Он друг, который всегда улыбнется тому, кто не ведет себя, как враг.
Но он же воин, который убивает, понимая, за что. Ему не надо знать имени латиноса-водителя или негра-сутенера - он знает, что те преступники. И Даниле этого достаточно, чтобы выстрелить в человека и прокричать 'Гоу!'.
'Мы домой летим'
Я сочинял рецензию не для для тех, кто не видел 'Брата-2', а для тех, кто видел.
Не как повод наконец-то посмотреть его, а как повод посмотреть его еще раз. Хотя бы ради того, чтобы услышать: 'Да ладно... Я сам милиционер' или 'Время сточило ударный механизм...'
Разбирать этот фильм - много-много страниц. Это мало кому нужно.
Любить этот фильм - много-много места в сердце. Это так у меня.
- Во были времена!
Столько людей обсуждали и обсуждают этот фильм.
Столько цитат я слышу отовсюду до сих пор.
Столько моих соотечественников искренне улыбаются, кивая в ответ на вопрос: 'Вы смотрели 'Брат-2'.
Столько незнакомых людей становятся моими друзьями, споря со мной о подоплеке сцены с фразой: 'Свободу Анджеле Дэвис!'
Ну и достаточно включить 'Вечно молодой', чтобы зазвучал вопрос от присутствующих разных пола и возраста: 'Это же из 'Брата-2? Сделай погромче'.
Вот так я и узнал, что у меня есть огромная семья.
Вторая часть. Столь же нелогична, как и первая, более развязанная в плане юмора и количества мертвых тел. Как всегда, очень много russian music, которая, впрочем, приятно радовала примерно на одном уровне с юмором героя Сухорукова и проституткой Дашей.
Классический ситуэйшн про наш с вами шарик. Собрались как-то американец, русский и хохол...а дальше детям до 16. Пожалуй, данный фильм олицетворяет принцип развития исторических событий - цикличность. Прошло 16 лет с выпуска ленты, а три из анекдота все то же.
Много пальбы, много непонятных жертв. Много потрясающей беспечности со стороны тех, кому она должна быть не свойственна. Много алкоголя. Много стереотипов. Всего много и как-то некрасиво выглядит. Дешевенько. А еще я узнала, что работник музея может решить ну просто дофига жизненных вопросов.
В общем-то, подводя итог дилогии Балабанова, могу сказать: спасибо за 'губастенького' Бодрова - из него получился неплохой борец за справедливость, за мастер-классы по сборке пистолета спасибо тоже. И за музыку - это отдельно. А, еще свитер прикольный. Ну и все.
90-е – время культовой музыки, популярности, славы. Время стремительного успеха и спада. Время, где дружба и уважение имели постоянный смысл. Человек 90-х был вправе вершить свою судьбу, однако каждый выбирал для этого свои способы.
Режиссер Алексей Балабанов создал фильм, который действительно отражал эпоху той жизни. Он подобрал актерский состав таким образом, что никому практически не требовалось переигрывать. Были лишь другие жизненные линии, а характеры сходны. Вот поэтому фильм и вышел по-настоящему живым.
Братьям Багровым приходилось нелегко… Разруха на каждом шагу заставила их бороться за свое существование. А как выжить, когда везде процветает бандитизм? Вот старший Виктор и выбирает профессию киллера. Только вот опасности становится все больше… Вскоре к нему приезжает младший Данило, который только что отслужил в армии. Теперь им в России, а потом и в Америке предстоит столкнуться с предательством, ложью, жестокостью. Как всему этому противостоять?
В фильме с каждым эпизодом зреет вопрос: В чем же сила? Сложно ответить… У каждого человека разная судьба. Всех одинаково судить нельзя. Главный герой пришел к этому через горький опыт. Я же считаю, что сила в нашем окружении: в семье, друзьях, любимом человеке. Это как раз то, что заставляет жить!