К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Что мы знаем о российской глубинке? На ум разве что сразу приходит назойливо повторяемая на голубых экранах лента 'Любовь и голуби' и фразочки от туда 'Людк, а Людк. Тьфу, деревня!'. Но есть и другая Россия. Не карикатурная, не идеалистичная, как в уже подзабытом 'Участке'.

В фильме 'Бабуся' Россия - это депрессивное место, в котором доживают жизнь люди, некогда строившие и поднимающие с колен огромную страну. И теперь это никому не нужные, собирающие бутылки интеллигенты и старики, ставшие обузой родичам. Место, в котором на очередную необъявленную войну гонят молодняк, становящийся там пушечным мясом. Место, где за огромными заборами в почти феодальных замках прячутся новые хозяева жизни.

Такой показана в фильме Россия, такой её увидели иностранные фестивали, на которые часто возили этот фильм. Увидели ли посыл авторов ленты россияне? Нет. Фильм не показывают по телевидению и дальше фестивалей он не пошёл.

Главные героини фильма это две пожилые сестры. Даже неопытному зрителю видно, что это не профессиональные артистки и играют они исключительно опираясь на свой жизненный опыт. Причём играют почти гениально! Особенно запоминается младшая сестра и её душещипательный рассказ об их мамке, узнавшей о смерти воевавшего отца и пошедшей после такой вести на поле дорабатывать трудодни.

Бабушка снимающаяся в главной роли также играет отлично, особенно она сильна в последних сценах.

У фильма открытий финал, но думаю что умный человек додумает что нужно и поймёт все сам.

Фильм поднимает много социальных проблем. Ложь с телеэкранов, проблемы беженцев, алкоголизм, тему потерянного поколения. Это было актуально в 2003, актуально и 20 лет спустя.

Антураж СССР создан непревзойденно, да и современность показана во всех деталях. Не забыли реквизиторы даже про китайские разноцветные сумки, с которыми любили ходить пенсионеры в 2000-х.

В фильме нет знакомых актёров, разве что Павел Деревянко все так же, как и всегда, играет алкоголика. Актёры все средние, в сценарии много очевидностей и ненужных повторов реплик как в бразильском сериале, но в условиях российской глубинки это не работает.

Фильм не даёт ответов на актуальные вопросы современности. Разве что предлагает, как главная героиня жить прошлым.

8 из 10

Посмотрите этот фильм. Он того стоит.

04 сентября 2023 | 16:48
  • тип рецензии:

Фильм шедевр. Многие написали свои впечатления. Позволю себе и я.

Филь позволяет отрефлексировать болевые точки социума. Образ Бабуси, никому не нужной, здесь выходит за рамки просто персонажа, даже за рамки 'поколения бабушек'. Это образ Родины. Она не принята, отвергнута, хотя отдала лучшее нам. Поэтому ее взгляд нам предстает в конце, взгляните ей в глаза каждый...

А девочка - образ молодой России, России новых русских. Она сама жертва обстоятельств и травмирована психически до такой степени, что не может говорить. Но не может молчать в ответ на несправедливость.

Самый глубокий момент, острый момент рождается, когда родители девочки превратно понимают ситуацию и радуются тому, что стало следствием трагедии. Мы как зрители, одновременно осознавая и ту, и другую 'правду', ощущаем, как у нас в душе происходит Катарсис. Потому что правды выравниваются вместе с пониманием ситуации.

Это интересное свойство катарсиса. Скоро допишу книгу про это явление, впервые будет ясно и просто изложено, что же представляет собой это явление.

К фильму можно предъявить претензии, т. к. было бы еще лучше, если бы меньше было прямых словесных назиданий, а всё было выражено драматургически. Но даже в таком виде, как есть - это абсолютно нужное, полезное, как лекарство, искусство. Смотрите, если еще не видели.

10 из 10

29 января 2023 | 21:35
  • тип рецензии:

Кинокартина Лидии Бобровой “Бабуся” должна восприниматься не столько сердцем и душой, сколько разумом. Конечно, в ней передана достаточно трогательная история о неблагодарности детей и внуков, но, тем не менее, во время просмотра я не проронил ни слезинки. И дело вовсе не в том, что я чёрствый хлебушек, ведь, например, “Загадочная история Бенжамина Баттона” заставила меня рыдать взахлёб. Впрочем, если фильм меня не задел, это не значит, что я смотрел его без интереса. В определённый момент развитие событий начало пробуждать моё любопытство. Хотя стоит отметить, что первые двадцать минут ощущаются очень некомфортно и непривычно. Нужно иметь недюжинную силу воли или, как в моём случае, обязанность выполнить домашнее задание по литературе, чтобы не закончить ознакомление уже на этом моменте.

Скорее всего, причина отсутствия чувственности кроется в том, что так всё и задумывалось. Актёры здесь - далеко не профессионалы. Главная героиня так вообще не ощущается. Казалось бы, ужасная игра должна всё испортить. Но в один момент я поймал себя на мысли, что у меня есть двоюродная бабушка, которая ведёт себя точно так же! Это заставило меня прийти к выводу о том, что люди здесь не играют - они ведут себя естественно. То есть режиссёр старался показать окружение и персонажей как можно более реалистично. Именно в этом состоит отличительная черта фильма: если другие киноленты трогают нас за душу своей игрой, своими красками, то “Бабуся” заставляет думать и копаться в поставленной проблеме.

Говоря о проблеме, помимо основной, здесь есть несколько побочных, актуальных как всегда, так и конкретно в эту эпоху: война в Чечне, “новые русские”, алкоголизм, нищета среди образованных и достойных людей, безответная любовь и любовь, корни которой растут из детства. Можно даже вспомнить эпизод, где один из пьяниц начинает разговор о Боге и о жалости к Иисусу, но собеседник не желает его слушать и толкает со стула. Интересный момент, и именно из подобных отрывков соткано одеяло этого фильма. Всё это даёт огромную пищу для размышлений.

Итак, я рекомендую картину к ознакомлению, однако не могу оценить её высоко. Фильм вышел средним. Нельзя назвать его отличным, потому что слабо проникаешься им. Нельзя назвать его плохим, потому что он несёт в себе действительную ценность, поскольку в нём раскрываются интересные и актуальные темы.

15 ноября 2021 | 00:02
  • тип рецензии:

«Бабуся» - единственная картина Лидии Бобровой, выходящая за пределы «деревенской» тематики и приобретающая масштабы всеобъемлющего социального обличения. Рассказывая частные истории, этот режиссер всегда сообщал им притчевый характер, под видом мелодраматического повествования преподавал зрителю духовно-нравственный урок. Снимая по собственным оригинальным сценариям, Боброва более склонна к меланхолии и социальному пессимизму, чем когда работает на основе литературного материала, это объясняется, видимо, ее жизненным опытом, приобретенным в условиях «демократических преобразований», не располагающих к позитивному мировосприятию.

Никогда еще общественные катаклизмы, проходящие пусть и фоном, на периферии нарратива, не имели в фильмах Бобровой такого структурообразующего значения: война в Чечне, экономическая вседозволенность «новых русских», герметичная непроницаемость их кастового мира, безумное отвержение всем социальным организмом своей исторической памяти – все это органично вплетается в историю неприкаянной, ненужной своим родственникам бабушки, отдавшей все другим и оставленная ими. Бабуся идет путем полного, бескорыстного отвержения своей жизни во имя ближних, и в ответ не получает от них ничего кроме неприязни и презрения. Это горечь истинно христианского пути, уподобление страданиям Спасителя. Бабуся – это сама Россия, использованная своими детьми и внуками и бессовестно ими преданная.

Боброва устанавливает очень точную градацию человеческого жестокосердия: почти все ее персонажи в той или иной степени слепы, борются за свои эгоистические интересы, не чужды поверхностно понятому (то есть недеятельному) состраданию. По книгам Достоевского нам знакомы характеры особого рода, которые мазохистски злятся сами на себя, озлобляясь от своей трусости помочь находящемуся рядом – они могут произносить долгие ложно покаянные монологи, полные экзальтированного самобичевания напоказ, но не сделают даже малейшего шага к самоисправлению. Таковы многие герои «Бабуси» - обвиняя друг друга в забвении родственных связей, они в то же время оправдывают собственную бесчеловечность.

В «Бабусе» много плачут, но редко слезами покаяния, а так знакомыми нам, русским, пьяными слезами – не обязательно от водки, но от алкоголя страстей, который мутит разум и болезненно взвинчивает чувства. Боброва в данной ленте вновь применяет лишь ей присущий чрезвычайно емкий гротеск в описании пьянства как телесного, так и духовного, памятуя высказывание святых отцов о том, что пьяница беснуется по своей воле, она не жалеет жутковатых и вместе с тем смешных деталей в описании пьяного угара одного из героев – как и в «Верую!» эта неадекватность реакций становится символом беспамятства той части русского народа, который все никак не протрезвеет от своих заблуждений.

За фасадом горькой истории о социальной ненужности режиссер выстраивает достаточно тонкую ассоциативную структуру, которая приобретает законченное выражение лишь в финале: бабуся – это связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, это культура, душа народа, его живая память, она воспитывает детей, будущих героев Афгана, она устанавливает преемственность поколений, это Ангел Хранитель русских семей. Он уходит лишь тогда, когда слышит прямую хулу на Бога, но, даже уходя, совершает чудо. Когда девочка, онемевшая от ужаса войн, – образ безмолвного будущего России – впервые заговаривает, она говорит не только о бабусе, но и о необратимости разорванных связей между минувшим и грядущим, о том, что живая память нашего народа нуждается в заботе и участии, пока она окончательно не отошла в прошлое.

И герой, исполненный одновременно благодарности и страха, пускается на поиски бабуси. Окликнет ли вопль, исполненный горечи невосполнимой потери, ту, которая переходит границу времен, чтобы остаться там, где ее ценят и ждут? Этого мы не знаем. Но вместе с ним кричит сама наша совесть, ища тех, кто поднимал нас на ноги, кто всю свою жизнь трудился ради нашего с вами блага. Ведь разве можем мы надеяться на спасение, когда даже самым близким людям не помогаем?!

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 41-45).

25 декабря 2015 | 12:11
  • тип рецензии:

Ранее никогда не слышала об этом фильме, только сегодня случайно наткнулась в одном из бесчисленных списков фильмов в Вконтакте, типа «фильмы, которые заставят плакать». И, знаете, «Бабуся» действительно заставила плакать.

Этот фильм без спецэффектов, восковых лиц и заученных штампов и клише, без искусной мимики и игры, без вычурных костюмов. Он настоящий, живой. Создатели фильма показали всё так, как есть в жизни, ничего не приукрашая и не придумывая.

Все 195 минут во мне роились уйма мыслей, а теперь и не знаю, что стоит отметить, выделить и что написать. Это именно тот случай, когда остается послевкусие.

Теперь хочу обратиться к названию моей рецензии – странная фраза, но по задумке сценаристов по иронии судьбы любовь как раз оказалась картошкой, которую выбросили в окошко. И кто? Самые родные и близкие, в которых бабуся вложила всю себя, свою душу и жизнь, отдала последнее, а сама в итоге осталась на улице.

Теперь к актерам – они не профессиональные артисты, поэтому играли, как умеют…или не умеют. Но это ничуть не портит картину, а наоборот – добавляет ей некого шарма и реальности. Нина Шубина – актриса одной роли в прямом смысле этого слова. Это ее единственная роль, но какая. Никто не остался равнодушным, я в этом уверена.

Я не запомнила ни одного саундтрека и даже не заметила, были ли они вообще. Всю меня поглотили совсем другие мысли - мы слишком заняты собой и забываем о людях, которые когда-то были для нас всем. Вспомните, когда вы звонили своим родным, которые далеко, спрашивали как у них дела, нужна ли им помощь и просто говорили слова любви? За исключением некоторых, давно и очень редко.

После фильма хотелось плакать еще больше. И не от сюжета, а от того, что это правда, от жалости к таким бабушкам и дедушкам, от своего эгоизма, который живет в каждом из нас, от того, что часто к пожилым, но таким родным людям мы бываем нетерпеливы, вспыльчивы и агрессивны. Мы забываем, что и мы такими когда-то будем, и мы перестанем быть резвыми, быстрыми и современными, но это не значит, что мы перестанем чувствовать, любить и понимать. Так почему же часто мы со старшими поколениями разговариваем, как со слабоумными?

«Бабуся» незаслуженно малоизвестный фильм. Он достоин большего.

10 из 10

28 сентября 2015 | 16:21
  • тип рецензии:

Фильм 'Бабуся' я решил посмотреть после немалого количества восторженных и положительных отзывов, прочитанных на Кинопоиске (в одной из рецензий слезы обещали даже мертвым). Как не пытался автор так и не смог выжать из меня ни слезинки, при том что при просмотре хороших фильмов, сыгранных на высоком эмоциональном уровне, у меня легко подкатывает комок к горлу и наворачиваются слезы. Слишком всё в этом фильме лежит на поверхности: черное – это черное (алчные, эмоционально бедные дети и внуки, алкаши, стяжатели и подонки), которым противопоставлена добрая, одинокая в душе, милая старушка (соглашусь визуально очень хороший выбор актрисы), которая ничего не может сделать в свою защиту. Не думаю, что взрослым людям именно в этой манере стоит преподносить такие, в принципе банальные вещи. Нина Шубина, не смотря на свою добрую и светлую внешность, точно не дотягивает по игре, ведь она не профессиональная актриса, а значит, не может передать всю гамму чувств и эмоций, которую в эту роль вложил ее автор. Может это еще так сильно стало заметно из-за того что буквально перед этим фильмом я посмотрел другой фильм на социальную тематику 'Лиля навсегда', где начинающая актриса просто блестяще справилась со своей ролью брошенной девочки-подростка (точно так же как от нее отказываются все ее родственники, мама уезжает за границу, а тетка-алкашка выгоняет жить из собственной квартиры практически на улицу).

Из актерских работ в Бабусе я хотел бы конечно отметить роль Анны Овсянниковой и Сергея Ануфриева. О последнем я постоянно думал, что вот уже 6 лет как актер ушел из жизни, а память о нем осталось в этом кинофильме.

В общем и целом, фильм не зацепил меня ни в эмоциональном плане, ни в плане картинки, ни в плане развития сюжета и многочисленных сюжетных линий. Поэтому ставлю 5 баллов из 10. На фоне многих иных российских фильмов этот смотрится не так уж и плохо.

01 февраля 2015 | 14:49
  • тип рецензии:

«Бабуся» - драматический фильм 2003 года. Фильм мне хорошо запомнился. Его история печальная и ужасно несправедливая. Смотрится эта история с сожалением и как-то становится неприятно на душе. Мы видим историю одной бабуси. Она вырастила всех своих внуков, и потом продала дом и поделила деньги между внуками. Бабушка стала жить со своей дочерью и зятем в квартире, которую дочери дало государство. Зять свою пожилую тещу отвез в деревню к ее сестре. Ее дочь умерла, и зять сошелся с другой женщиной и отказался принимать тещу назад. Получилось так, что бабуси негде жить, и никто из внуков не может и не хочет ее принять…

История этого фильма ужасна, и за бабушку очень обидно. Ее любовь к ее близким была бескорыстна и безвозмездна, и она всем помогла, а сама осталась ни с чем и на улице никому не нужная. Это ужасно. Что касается фильма, то он снят правдоподобно, и я не заметил ни одной нотки фальши. Все реалистично и жизненно было снято, так как оно и есть в жизни. Я считаю, что это кино имеет кинематографическую ценность, и внимания оно достойно. История печальная и ужасно, ужасно несправедливая. Меня фильм впечатлил и переполнил эмоциями. Актрису Нину Шубину, сыгравшую бабуся, отлично подобрали. Она кажется такой доброй, всегда готовой помочь, настоящей бабушкой из детства. «Бабуся» - фильм трагедия, история социальной драмы и неблагодарности детей и внуков к пожилому человеку.

- Она ушла… Ей там холодно.
- Кому?
- Бабусе.


10 из 10

27 января 2015 | 16:07
  • тип рецензии:

Невероятной тоской пронизан каждый эпизод этой кинокартины, являя зрителю печальную улыбку пожилой женщины, растратившей свои небольшие, нажитые честной жизнью сокровища на благо высокомерных потомков. Тех, кто покинул её с первыми порывами ветра перемен, сдувшего с советских людей последние остатки совести и величие Советского Союза. Бабуся — маленький человечек, приносивший себя в колоссальную (для своих скромных возможностей) жертву ради счастья других. Не задавая никаких вопросов, не исповедуя мнимо-высшую цель, не думая ни на кого дурного и никого не осуждая, она руководствовалась лишь негасимой путеводной звездой, луч добродетели которой вёл бабусю всю её поразительно отчужденную жизнь: через ясное детство, туман войны, и временами непосильный, но необходимый каждому уважающему себя человеку труд. Забытые герои, не успев попрощаться с этим миром, уже при жизни отправляются в забвение. И с каждым шагом бабуси по хрустящему снегу таких людей остается всё меньше и меньше. Каким станет общество, когда последнее поколение самоотверженных родителей со старческим вздохом окончательно и бесповоротно растворится в истории? Будем ли мы столь отзывчивы к своим детям и внукам, как те люди, которые еще могут ласково назвать нас своими бабушками и дедушками? Наверное, нет.

8 из 10

10 сентября 2014 | 20:09
  • тип рецензии:

Этот фильм - своеобразный толчок по плечу: эгей, очнись! Это обращение ко всем тем, кто закрутился в суете, поглощен бесконечным процессом зарабатывания денег, кто попал в ловушку быта и уже почти не видит самого главного - 'того, чего не увидишь глазами' (Экзюпери). А ведь это описание подходит практически каждому из нас - я не описывала черствых злодеев-материалистов, а всего лишь современного человека, вынужденного крутиться как белка в колесе. Чтобы выжить.

Так и в фильме: все родственники бабуси, которым нет дела до нее, на самом деле просто обычные несчастные люди со своими трудностями и семейными проблемами. Здесь нет контрастов 'плохой-хороший', здесь показан человек лицом к лицу с невзгодами, и каждого из них по-своему жалко.

Фильм стоит посмотреть всем, независимо от того, есть у вас бабушки и дедушки, или нет. Потому что эта картина взывает к милосердию и добру, по отношению ко всем, а не только к старикам. После просмотра хочется снисходить к близким, прощать, закрывать глаза на мелкие (и не только) ссоры, ведь всё это не важнее простой человечности.

Качество съемки и актерской игры не самого высшего уровня, но это не мешает при просмотре: моральный посыл оказывается сильнее всех недочетов.

Фильм мрачный, не спорю. Никакого ощущения света и тепла после просмотра не ждите. Но эта мрачность не губительная, она открывает наши душевные глаза и уши, обличает и направляет на верный путь. Просветление наступает в результате размышлений, на которые наталкивает фильм.

В отзывах неоднократно встретила фразу 'долго рыдала'. В моем случае физические слезы не катились по щекам, но определенные струны души задеты. И не просто ненароком задеты, а фильм на них сыграл правильные красивые аккорды. В этом и есть искусство.

26 августа 2014 | 18:01
  • тип рецензии:

Очень грустный и по детски настоящий фильм. Фильм просто про жизнь. Жизнь где ты после всего пройденного, после всего отданного тобой людям в итоге никому не нужен...

Хочу сразу заметить что режиссер картины правильно сделал подобрав на роль картины не актрису а просто бабусю из деревни, что делает фильм очень реалистичным, местами даже забываешь чтоб смотришь фильм.

Сюжет очень понравился не смотря на свою простоту, бабуся катиться по дороге, которая является метафорой жизни и постепенно видно что несмотря на то что она отдала людям, в итоге она не кому не нужна...

Также в фильме виден русский дух, героиня не пошла просить и сама в конце предпочла бросить свой единственный шанс на спасение, чем подвести людей, и закончить свой путь на дороге жизни...

Фильм учит нас что мы часто забываем о самом главном...

Очень хороший и грустный фильм, который несмотря на свою душевную простоту, отлично иллюстрирует нашу систему капитализма, а также гордость настоящего человека как и подлость и низость других.

10 из 10

15 августа 2014 | 05:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: