Прежде чем обратиться к работе авторов фильма давайте напомним несведущим кто такой этот самый Ип Ман. Ип Ман(Е Вэнь)-один из патриархов школы китайского ушу Вин Чун (Юн Чунь). Известен своими… известен как… И тут начинается самое интересное. Покопавшись в источниках с удивлением узнаем что Ип Мэн на протяжении жизни ничем особенным себя не проявил. Не то чтобы не дрался с японцами, а вообще ни с кем не дрался. Сравним например с одним из столпов китайского ушу-Хо Юаньцзя, которого прекрасно сыграл Ли Ляньцзе (ака Джет Ли). Мастер Хо был известным бойцом его подвиги широко освещались в прессе, а народная молва раздувала их еще больше. Как и подвиги других мастеров:Ван Цзыпина или Чжу Гофу. Ни в чем подобном (ни в ратных подвигах, ни на ринге) Ип Ман замечен не был. Да в ушу он видимо разбирался, и обучал. Вопрос на каком уровне?
Никаких героических историй которые мы видим с не происходило. Мастер Ип жил себе, поживал в Фошане(Гуандун),служил в гоминьдановской полиции. Затем бежал в Гонконг-по политическим мотивам или по колбасным- неизвестно. Там в Гонконге произошла главная встреча, которая прославила безвестного тренера по ушу-он встретил Брюса Ли.
Брюс Ли был тогда вполне обычным шалопаем и хулиганом, тем не менее благодаря своим связям(он происходил из актерской семьи),он имел доступ в киномир, который его и прославил. Впрочем как и мастера Ипа.
При чем же здесь ушу спросите вы? При чем здесь брутальное искусство которое позволяет сокрушать толпы врагов и с легкостью выходить из любых опасных ситуаций? Да совершенно не при чем. Несколько фактов:стиль Вин Чун является НЕ-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ. Что это значит? Например в боксе(или любом спорте),чтобы добиться какого-либо звания спортсмен ОБЯЗАН участвовать в соревнованиях чтобы делом доказать свои достижения. Собираются лучшие из лучших, и дерутся. Победитель становится чемпионом. А если нет соревнований? Как определить лучшего? По форме носа? По длительности хождения на занятия?Вы начинаете понимать смысл моих слов? Итак Ип Ман нигде и никогда не доказал своего мастерства-ни в досоревновательную эпоху, ни во время ее. А как же с его «великим» учеником? Уж он-то наверное все, всем доказал?
Брюс Ли в своей короткой жизни умудрился НИ РАЗУ не поучаствовать в каком-либо турнире. Его куцый список боев состоит аж из 11 схваток, большую часть которых никто не видел. Единственное исключение-бой с Вонг Джак Маном, при чем Вонг до сих пор утверждает что победил именно он. Поскольку нормальное судейство не проводилось правды мы не узнаем никогда. Более того:ни один из «учеников» Брюса Ли, типа Дэна Иносанто, или Тэда Вонга ничего не выиграл в своей жизни-вообще ничего. Они неплохо сейчас поживают околачивая молодых фанатов и пописывая мемуары.
А теперь поговорим о фильме. А что о нем говорить? Хорошее фантастическое кино, правда от традиционного китайского жанра «уся» отличается тем что прикидывается биографическим и реалистическим, что не вполне честно. Напомнило мне фильм с Виго Мортенсеном об американце который якобы выиграл арабские скачки. Потом оказалось что не выиграл, да и скачек таких никогда не существовало. Легенда о Брюсе Ли великом ученике великого мастера имеет более глубокие корни, но все кто мало-мальски разбирается в вопросе, весело скалят зубы.
Люблю смотреть биографические фильмы. И после просмотра картины 'Ип Ман' моя рука уже тянулась к положительной оценке, но вдруг я узнал, что половина происходящего в фильме была выдумкой автора. Очень разочарован.
Чему люди тут ставят такие высокие оценки? Как боевик фильм средний, как драма тоже средний, спорта здесь не увидел вообще. Можно было бы считать эту картину шедевром, если бы она была биографической (и тогда я бы согласился с мнением народа), но самые 'вкусные' моменты и повороты сюжета здесь выдуманы. Получается, что высокие оценки ставят вполне себе среднему боевику.
Сюжет фильма 'Ип Ман' рассказывает о жизни великого мастера Ип Мана в годы оккупации Китая японскими войсками. Из биографической составляющей в сюжете только некоторые малозначительные события из жизни главного героя и вполне себе неплохо продемонстрированная техника боя, которой владел мастер китайских боевых искусств. На этом всё. Остальной экшен, которым так напичкан этот фильм, в реальности не происходил. Главный герой в фильме пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он вынужден стать местным символом народного сопротивления. В реальности всё было скромнее. Ип Ман просто переехал в Гонконг и даже не задумывался о сопротивлении.
Актёры не впечатлили. Порой они даже переигрывали. Особенно в боевых сценах. Это было заметно по гримасам боли, которые они так пытались из себя выдавливать в особо тяжкие для них моменты. Временами это даже было похоже на индийский фильм.
До поры до времени 'Ип Ман' заслуживал относительно высокой оценки, но за ложь нужно снижать балл!
Начало фильма выдержано в гайдаевских уморительных традициях, с появлением же японцев создатели фильмов обратились к жанру ура-патриотической клюквы с вольным использованием исторического материала. Примерно как наш 'Матч' с Безруковым в роли Ип Мана. Позорный жанр, чего уж там. Еще придумали и антияпонское восстание, избиение чуть ли не до смерти японского генерала и пулевое ранение Ип Мана - ну ни в какие ворота не лезет, есть же какая-никакая биография протагониста. Чай, не былинные времена.
К достоинствам фильма могу отнести вполне добротно поставленные боевые сцены и старание Донни Ена. Еще в фильме одна из самых бесцветных ролей Саймона Яма, которого позвали и-за имени.
Фильм стандартен и малоинтересен вне зависимости от привходящих обстоятельств, однако куда без них. Речь, разумеется, о фильме Кар Вая, с выходом которого 'Ип Ман' окончательно обрел статус мультфильма 'Паровозик из Ромашково'. Неровный, новаторский, визуально безупречный, с литературными диалогами фильм 'Великий мастер' соотносится с 'Ип Маном' примерно как актерское мастерство Тони с актерскими же дарованиями Донни Ена.
С претензией на изысканность. P.S. - Made in China...
Я вообще-то не особо жалую китайское кино, до того как посмотрел Ип Ман, более или менее достойным могу назвать лишь 'Разборку в Бронксе', да и то - она (разборка) является продуктом совместного с западным сотрудничеством. Все китайские фильмы, которые становятся достоянием широкой публики - это и не фильмы вовсе, это аттракцион трюкачей, перенесенный на киноленту. Тамошние воротилы киноиндустрии не особо заботятся о моментах, которые делают кино искусством, а не просто чередованием кадров. Но высокий рейтинг Кинопоиска навел на мысль - а вдруг? И в целом фильм мне понравился, хотя 'косяков' ворох.
Чего не хватает абсолютно всем китайским фильмам и 'Ип Ман' в особенности? Нет актерской игры абсолютнооо! Ни один, ни намека... Знаете, когда в фигурном катании при старой системе оценок (6:0, 5:8) азиаты лучше всех прыгали, но высоких мест никогда не занимали - объяснение было очень простым - вторая оценка за артистизм всегда была низкой - это особенность менталитета, природная сдержанность, ну не умеют они играть, хоть ты тресни...
Но у любого, даже шедеврального фильма есть как недостатки, так и плюсы. Вопрос о качестве фильма - в победе одних над другими (причем важно с каким счетом). В 'Ип Ман' на мой субъективный взгляд плюсы в непростой схватке все-таки победили недостатки, в высоком прыжке щелкнув им пяткой по носу.
Плюсы: Ну конечно же драки, очень круто! В памяти сразу же всплыли фильмы детства - 'Смертельная битва', 'Кровавый спорт', 'Кикбоксер'. Вообще фильм насыщен драками, причем разнообразными, особенно 'четкая' драка Ип Мана против 10 японцев. По заведенной Джеки Чаном моде присутствует промеж драк и юморок (замедленный удар кулаком в нос, или после того как бандит разбил в доме вазу: 'я заплачу'- хе хе). Хотя мне кажется им (китайцам) следует снять серьезный фильм на серьезную тему без ужимок и смешков, но с драками.
Еще очень понравилась концовка, не буду пересказывать, может кто еще не видел. Но порадовало главным образом то, что она не была скопирована с американских братьев типа 'Кикбоксера'(сначала 'хороший' проигрывает, проигрывает, но затем неожиданно встает и в одну калитку укатывает 'плохого' - такого не будет). Концовка вообще снята по-особому- здесь есть замедленные кадры, наложение кадров друг на друга (лицо Ип Мана на фоне бушуещей толпы), участие массовки, лирическую музыку вставили. В общем, пациент скорее жив, чем мертв!
Здесь некоторые рассуждают о идеологической подоплеке фильма- не надо судари, оставьте, если в конце играет грустная музыка, это еще не значит, что в фильме заложен глубокий смысл. Вон Шрек тоже иногда хмурит брови и плачется Феоне (здесь наверное режиссер хотел сказать...) 'Ип Ман' - это фильм-развлечение, красочный и динамичный, а не филосовский опус. Кстати, если говорить о самом Ип Мане (ну если уж прям серьезно, хотя этого делать не стоит)- то лично для меня он не герой, и вообще на мужчину не тянет (начал работать, когда петух клюнул - в 40 лет, до этого думал о смысле жизни, от денег своих же отказывается, когда жена с голоду умирает (гордость смертный грех по библии, хоть я и мусульманин, но знаю), пацана перед жителями не оправдал, когда тот к нему прибежал за подтверждением правдивости своих слов (в результате он прокатил за балабола и ушел в бандиты).
В общем и целом фильм достойный, мне понравился. 9 от меня получить очень сложно, но общими усилиями жители Фуашона намахали на:
Кто занимался боевыми искусствами, тот понимает, что такое превосходство одного стиля над другим невозможно. Донни Ен отличный актёр, но...именно Ип Мэн не лучший его фильм. Не мог без смеха смотреть на каратистов, чёрных поясов, которые, судя по движениям и стойкам, к карате никакого отношения никогда не имели, в сцене где Ип Мен в битве за рис побеждает дюжину ненавистных японских оккупантов одетых в кимано(каратеги).
Как сказка о боевых искусствах уровня 'Хонгильдона' очень даже ничего. Как биографический фильм о мастере боевых искусств просто не выдерживает никакой критики. Не было у Ип Мэна в биографии таких фактов как поединок с японским генералом, мастером карате за честь обиженных китайцев и их кунг-фу.
Получасовое экспортное вступление про все эти школы кунг фу, величие вежливых мастеров и несуразность наглых, настолько заточено под привычку зрителя, что там даже жанровой иронии не находится места.
Но когда картинка окрашивается в серые тона, а в следующем кадре недавний всемогущий кунгфуист Ип Ман (Донни Йен) с пасмурным лицом монотонно катит тележку угля, начинаешь думать, будто только что перед тобой исключительно на правах обмана промелькнула история, в серьезности своих целей на уровне где-то «Убить Билла», а сейчас начнут рубить все как есть, и лучше бы скорее убирать детей от экрана.
И то ли сценарист Вонг с режиссером Ипом (да-да) чего-то недодумали, то ли и сами не поняли, какой задел у них только что получился, но заикнувшись на жанровом развенчании и издевательстве над западным зрителем, они опять скатили фильм в категорию вывозного товара и чаяния восточной культуры для тех, кто знает, может быть, как позу Лотоса принять.