До просмотра фильма 'Сияние' я верил мнению окружающих людей, которые восхищались этой лентой. 'Видимо, фильм, действительно хорош', - думал я до просмотра. Но сам фильм оказался величайшим разочарованием последнего времени.
Не буду пересказывать сюжет, потому что в нём нет ничего особенного и феноменального. В фильме полностью отсутствует логика. Постоянное немотивированное мельтешение, никаких пояснений, никаких причин, словом, ничего. Диалоги пусты, в них нет никакого смысла, они скучны и, порой, глупы до безобразия. Хвалёный диалог между Джеком и Венди пуст, простые повторения и кривляния, но в этом нет ничего удивительного, так как сцена была снята только со 127 дубля, а к тому времени ни у кого уже не останется никаких эмоций, актёры уже опустошены, повторение одного и того же вымотает любого. Нудность и глупость этого диалога можно объяснить, если бы актёры по-настоящему играли в других сценах, но и этого нет. Превозносимая многими критиками игра Джека Николсона также отвратительна. С самого начала он выглядит как безумец и в его игре невозможно увидеть всё возрастающую степень безумия. Он выглядит одинаково сумасшедшим на протяжении всей картины. Мы не видим, как его психоз разрастается, невозможно понять, что же стало причиной, толчком для его помешательства. То ли это долгое время, проведённое в замкнутом пространстве, то ли что-то ещё. Режиссёр не посчитал нужным это пояснить. Да и не зря же Кубрик получил премию 'Золотая малина' за худшую режиссёрскую работу, хотя многие предпочитают игнорировать этот факт. Также этой премии была удостоена Шелли Дювалл, которая крайне неприятна внешне, а крупные кадры были вообще кошмарным решением. Пожалуй, лицо главной героини можно назвать единственным, за что эту картину можно назвать 'хоррором'. С этой физиономией только скримеры делать. Мало того, что она крайне некрасива, да ещё и костюмеры постарались. Одевается Венди как пугало, хотя пугало обычно одевают в простую одежду, а не в мешанину цветастых тряпок. И вцелом она выглядит крайне отторгающе. Плюс отвратительная игра, которая также является составляющей неприязни, которую испытываешь, наблюдая за ней. Далее у нас идёт мальчик. При подборе актёров перебрали более 5000 актёров и тот, кого выбрали играть не может, ну или может, но не хочет. Никаких эмоций, пустые глаза, иногда открывается рот, словом, овощ. У Денни есть воображаемый друг Тони, который ничего не значит в фильме, в нём нет смысла, собственно, как и в полуразложившейся голой старухе, как и в близняшках, у которых по сюжету разница в ДВА! года, но при этом они абсолютно идентичны. Они не играют роли в фильме. Нет смысла и в мужчине с раскроенным черепом, так же как и в абсолютно неуместной и бредовой парочке на диване - человека в костюме, предположительно медведя, и мужчине во фраке. Кто они такие? Каково их назначение? К чему они там? Эти вопросы останутся без ответа, ибо режиссёр не удосужился объяснить НИЧЕГО! Как он не объяснил, как галлюцинации Джека открывают дверь в кладовую и ещё многое, многое и многое.
Операторы, осветители и прочие соучастники не выполнили свою работу, хотя бы, на профессиональном уровне. А звукорежиссёр вообще сработал кошмарно. Если по мнению создателей фильма тревожная атмосфера должна нагнетаться отвратительным скрежетом, то их нельзя вообще было допускать до работы.
Многие называют этот фильм жестоки и кровавым. С чего бы? Если не учитывать сцену, в которой несколько кубометров компота выливается из лифта, то крови во всём фильме было, от силы, пол-литра. Жестокость? Всего один удар топором - одна смерть и всё. Нет в этом фильме жестокости. Жестоко было растягивать фильм на два с половиной часа, жестоко было показывать по несколько минут одну и ту же бессмысленную и нудную беготню по заснеженному лабиринту, жестоко было ничего не рассказывать и ничего не объяснять и, в конце концов, крайне жестоко было брать Шелли Дювалл на роль Венди.
Вообще говоря, в этом фильме нет ничего: ни сценария, ни смысла, ни загадки, ни мотиваций, ни причин, ни логики, ни пояснений и ни одного человека, который бы сработал на высоком уровне. По мне, так 'Золотую малину' надо было выдавать всем, кто участвовал в создании фильма.
Многое я упустил, не раскрыл, забыл упомянуть, но этот фильм не достоин не то, что его заоблачных оценок, но даже называться фильмом. Сплошное разочарование и незаслуженно раздутая ерунда.
Конечно, очень заманчиво прыгнуть с разбега на грабли, так удобно расположившиеся прямо перед тобой только ради того, чтобы, как и остальные, начать с пеной у рта доказывать, что книга лучше, а телеадаптация вообще шедевр на все времена. Попробуем забыть и о книге, и о второй экранизации, чтобы с трезвой головой взглянуть на творение МАЭСТРО КУБРИКА и наконец, понять шедевр, или нет, фильм 1980 года “Сияние”.
Окей, человек не знакомый ни с чем из вышеозначенного берётся за просмотр сего кинополотна. Ну а дальше одни вопросы, вопросы и само-собой, куда же без них, вопросы. Вот что такое то самое Сияние вынесенное в заголовок? Зачем оно вообще здесь нужно? В чём заключается весь ужос страшнейший отеля? Что повлияло на Джека и его решение помахать колюще-режущими предметами? Что за призраки в финале, которых увидела Венди? Почему мальчуган ведёт себя так странно? Фильм либо не даёт ответов, либо многозначительно умалчивает обо всём этом. Получается паззл некоторые куски, из которого куда-то запихнули и благополучно забыли о них. Ну, или если проще никакого сияния или мистики и в помине нет. Семейка чокнутых фриков приезжает в отель, где им придется провести взаперти от внешнего мира целых пять месяцев. Муж, выждав для приличия месяцок, выдумывает весёленький способ наконец-то распрощаться со своей семейкой, в то время когда сама семейка жгёт каждый по-своему. Жена либо с выражением ленивца Сида из “Ледникового периода” ходит по округе, либо, издавая странные звуки похожие на крики о помощи, неуклюже носится по отелю. Сынок так просто аутист временами искренне считающий, что указательный палец его лучший друг. В дальнейшем видимо он подружится уже со своей рукой. Николсон конечно молодец, актерище, но вот серьезно, его персонажа принимают на работу на собеседовании, а он уже натурально выглядит, как чокнутый психопат, желающий поотрывать своим работодателям головы. Дювалл должна вызывать сочувствие, а вместо этого лишь только раздражает. Ллойд. Ну, тут как бэ по его дальнейшей фильмографии уже понятно, что с карьерой в кино к счастью у мальчика не выгорело. Не его это. Это не тот ребёнок, что мог выдать хоть что-то вменяемое. Его перфоманс с ножом наперевес под крики “РДРМ!!!” скорее вызывает испанский стыд обыкновенный, нежели наводит жути.
Несомненно, операторская работа, декорации, саундтрек – вот тут придраться не к чему, всё выглядит, да звучит на все 11 баллов из 10. И все длинные планы ни разу не рушат атмосферу. Всего в меру, всё красиво. С технической стороны никаких вопросов нет. Но сценарий, подбор актеров и их игра полный швах. К чему, зачем и почему даже не хочется пытаться понять. Фильм и так, несмотря на малое количество событий, затянут по самое не балуйся. “Сияние” - долгое, непонятное, отлично поставленное, странно отыгранное, но при этом всё равно культовое.
Безусловно, во времена 70-80х годов такие фильмы как 'Омен', 'Нечто', 'Сияние' и ряд других известных 'ужастиков' наверняка производили куда большее впечатление, нежели сейчас. Искушенного зрителя сейчас крайне сложно напугать любыми методами, отличными от скримеров и джампскейров. Время идет, аудитория становится все более невосприимчивой, и большинство 'старинных' хорроров смотрятся, пардон, достаточно весело и увлекательно, а ходы развития фильма вполне-таки возможно предугадать.
На фоне всего этого 'Сияние' смотрится неплохо, мне лично вполне-таки понятно, почему фильм значится в списках самых страшных фильмов всех времен и народов (хотя он меня и не напугал, если честно).
Распишу сперва то, что мне действительно понравилось.
- Саспенс. Атмосфера фильма действительно держит в напряжении, здесь есть и 'поступенная' подача надвигающегося ужаса, и краткие 'флешбэки' с намеком на ожидание в дальнейшем чего-то плохого, и т.д. Особенно порадовала операторская работа - все 'зрительные панорамы' подаются напрягающе медленно, пару раз вжался в стул, ожидая скримера (которого, однако, так и не дождался, а было бы здорово именно один-два раза за фильм).
- Музыка. Пожалуй, 50% атмосферы создано засчет академической музыки XX века. Д. Лигети, К. Пендерецкий, Б. Барток - вся их музыка неплохо 'вписалась' в общую картину надвигающегося безумия. Ну и тема Dies Irae, конечно, куда же без него.
- Джек Николсон. Без вариантов - шикарно. Обычный папа становится психанутым идейным маньяком.
Есть и моменты, которые не понравились.
- Актерская игра - Уэнди. Средненько. Если Дэнни сам по себе был сыгран обаятельным пацаненком и этого вполне достаточно, то вот героиня Шелли Дювалл получилась достаточно переигранной.
- Хронометраж. 2 часа 24 минуты - излишний хронометраж для хоррора. И если для какого-нибудь 'Властелина Колец' грандиозность в отношении времени ленты даже эдакий плюс, то тут местами реально затянуто: есть много статичных сцен, не имеющих особой сюжетной ценности и просто откровенно затянутых атмосферных 'обзоров помещений'.
- Финальный кадр. Честно говоря, я ничего из этого финального кадра не понял. Возможно, стоит прочитать 'Сияние' Кинга и что-то станет ясно, но я в этом не уверен.
Рекомендация: фанатам хорроров - смотреть обязательно (ибо культовый фильмец все-таки), всем остальным - по желанию.
Сияние в первый раз я смотрел году в 2013-м. Тогда он мне показался очень нудным фильмом и я не понял всего восторга в отзывах.
К 2020-му году я стал художником по свету и данный фильм рассматривал уже с профессиональной точки зрения. Пересмотрел. И да, с точки зрения колористики и постановки света Сияние - шедевр, как и остальные фильмы Кубрика. Когда смотришь Сияние понимаешь, с какой щепетильностью создатели фильма относились к фильму.
Постановка кадра, света, подбор цветов окружения и одежды выполнены по всем классическим канонам, даже шторы подбирали под цвет одежды Венди. Но... фильм по прежнему не пугает.
Кубрик по-своему гений в визуальном смысле, все его картины можно разобрать на референсы, и визуально даже в 2020 они выглядят великолепно. В современном мире, пожалуй, лишь Уэс Андерсон позволяет себе такие игры с симметрией и цветом, которые проворачиал Кубрик в далёких 80-х (и ранее). Но жанр хоррора Кубрику не понятен, он просто не представлял себе как напугать зрителя. Даже несмотря на обилие напряжённых сцен, напряжённое звуковое сопровождение, напряжённую обстановку, зрителю не страшно, просто потому что пугать здесь нечему.
Сияние - это увлекательное 2,5-часовое путешествие по красивым интерьерам отеля 'Оверлук' и его окрестностям, которое приносит эстетическое наслаждение, но кажется затянутым и нудным обыкновенному среднестатистическому зрителю, потому что в сущности ничего не происходит.
Этот фильм стоит расценивать как художественный шедевр, нежели популярный блокбастер, он будет непонятен среднестатистическому зрителю как картины Пикассо, но всегда будет иметь высокую художественную ценность для искусства и кинематографического сообщества.
10 за великолепное исполнение, 4 за затянутый и скучный сюжет и неадаптированность для зрителя.
Дорогая, отдай биту. Я тебя не обижу, нет… Я просто вышибу тебе мозги!
Долго планировала планировала просмотр этого фильма и в один скучный вечерок всё-таки нажала на Play. Музыка покорила с самого начала фильма. Это было прекрасно. Как и игра Джека Николсона. Он идеально вжился в роль психопата. Актриса Шелли Дюваль - это просто тихий ужас. Смотря на неё, хотелось накормить её, причесать, умыть, а не пожалеть. Металась весь фильм и создавала образ ещё больше психопатки, чем главный герой Джек. Абсолютно раздражающий персонаж. Иногда даже ловила себя на мысли, что было бы намного интереснее смотреть, если бы каким-то таким образом мамы у Дэнни не было. Ах да, Дэнни. Тут ничего не могу сказать, кроме того, что этот маленький паренёк - большой молодец, он играл достаточно хорошо, так как роль Дэнни, на мой взгляд, была довольно тяжёлой даже для взрослого человека. Мне было жутковато, когда показывали сына главных героев и я думаю, что это один из тех факторов, который сделал фильм жутковатым. Так, что Дэнни Ллойд умничка!
И ещё пару слов о Джеке Николсоне. Всё-таки его невозможно не любить и один из факторов, почему всё-таки фильм меня удовлетворил, несмотря на большое количество непонятных моментов, так это присутствие в нём Джека Николсона! Очень чисто проделала работа: перевоплощение из обычного семьянина, иногда вспыльчивого, но всё же адекватного в невероятно сумасшедшего психопата, который убить готов свою семью! Чёрт, да это же было потрясающе! Ещё хочу заметить, какая характерная улыбка у Николсона. Этот образ был однозначно его!
А теперь о фильме в целом: много было непонятно. Очень многое. Какие-то отдельные моменты производили впечатление, но в целом фильм... После просмотра первая мысль, которую я выразила своей подруге (она смотрела фильм со мной) было: 'Ты что-нибудь поняла?'. Прочитав факты о фильме, я поняла, что Стэнли Кубрик немного отошёл от книги и прикинув все возможные варианты сюжета, я поняла, что некоторые моменты в фильме вообще не нужны. Так что, фильм оставляет противоречивые мысли.
За Джека Николсона, музыку и сцену в заснеженном лабиринте ставлю
Потрясающее начало – дорога, машина, обалденные пейзажи, привычная отстраненная кубриковская манера съемки… Прям мечта идиота. Дальше еще лучше - молодой Николсон, отлично подобранная, величественная музыка. Сюжет опять же неплохо закручивается - вот нам рассказывают про историю отеля, вот мы видим мальчика с раздвоением личности и жуткие его ведения. Надежда на хорошее кино все крепнет. Вот просто мальчик просто кидает дротики, но уже страшно.
Саспенс хорош... Но все хорошее длится примерно до середины. Тогда еще картину смотреть вполне интересно, она затягивает… но вот когда наконец доходит до дела и должно быть страшно… «тушите свет» ибо Кубрик первый раз в жизни облажался. Куча сюжетных линий и ни одна не раскрыта, странные, непонятные, ни чем не объяснимые сцены, абсолютно не симпатишные и не интересные герои. Конец так просто убил наповал. Так и хотелось крикнуть «и это все???» уж больно не по кубриковски предсказуемо и банально все вышло. До тошноты банально. В общем, пустышка, а не фильм. Первый и единственный провал маэстро.
Одно радует – игра Николсона. Этот товарищ зажег по полной. Только его игрой и можно оправдать два бестолково потраченных на просмотр часа.
Вы знаете, Stanley Kubrick, возможно, как никто другой, обладает собственным режиссерским почерком. 'Сияние' посмотрел впервые. До этого видел 'С широко закрытыми глазами' и 'Заводной апельсин'. Несмотря на то, что фильмы абсолютно разные по содержанию, в их атмосфере есть что-то неуловимое, из чего сразу становится ясно, кто их снимал.
Это свидетельствует об оригинальности, но не о гениальности Кубрика.
Теперь, собственно, о фильме. Я не читал книгу Кинга, поэтому мне легче оценить его без всяких сопоставлений. Давно хотел увидеть 'Сияние' - советовали друзья, слышал, что это классика жанра, читал, что это любимый фильм очень симпатичной мне Эвы Мендез.
Понравилась основная идея фильма, однако я считаю, что оформить ее следовало бы иначе. Слишком быстро герой Николсона входит в предначертанный ему образ и акцент смещается из психологической сферы к ужастикам, от внутренней борьбы к внешним проявлениям.
Кроме того, я считаю, если уж ты снимаешь психологический триллер, то абсолютно ни к чему привлекать нечистую силу, которая, к тому же, запросто может стать силой материальной, помогать или мешать Человеку совершать определенные поступки. Пусть что-то ему привиделось, пусть что-то подтолкнуло, но когда оно само действует...
Кубрик не уделил достаточного внимания самому 'Сиянию', а ведь это могло стать настоящей изюминкой его творения. Фильм так и не 'засиял' теми великолепными красками, какими мог бы.
В детстве меня очень пугало 'Сияние', некоторые моменты фильма я помнил по сей день, и ознакомившись с оригинальной книгой Стивена Кинга (которая, к слову, очень хорошая), я решил не затягивать просмотр картины Кубрика.
Бывший учитель Джек Торренс со своей женой и сыном приезжают в уединенный среди гор отель 'Оверлук' - поработать смотрителем на время мёртвого сезона, и наконец, дописать свою книгу.
Скажу сразу, фильм разочаровал. Не понимаю, откуда столько восторженных отзывов? почему ему поют дифирамбы и пихают в списки 'самых страшных фильмов за всю историю кинематографа'?
Начнем с того, что Кубрик не уловил мысль оригинального романа 'мастера ужасов', он переделал ее по своему, в итоге получился посредственный триллер про психа-папашу, его 'красавицу' жену и шизофреника сынишку.
Внутренних переживаний Дэнни передано почти не было, как и его дара, названного 'Сиянием'. Персонажи не раскрыты, что за люди оживали ночью? Где вся зловещесть Оверлука, в книге все было передано великолепно, отель пугал, у него была потрясающая история, а в фильме мы можем только недоумевать, и это я еще не говорю о тех, кто с книгой не знаком.
Самые интересные и острые моменты в фильм вообще решили не включать, чего стоят только осиное гнездо и великолепная изгородь в форме животных.
Все в фильме происходит так, что ты не понимаешь, где тот порог, когда Джек начинает сходить с ума. Нет уверенности в том, что с ним это делает Оверлук. Ощущение, что главный герой просто сходит с ума от уединения, ему начинают мерещиться призраки и голоса в голове.
Джек Николсон хорош, но на роль не подходит, его внешность уже походила на психа, еще по приезду в Оверлук, так что отелю особо стараться не пришлось.
Жена Джека вызывала только смех своим вечным нытьем. Совершенно не подходящая актриса.
В итоге, мы имеем довольно скучный и не страшный фильм Стэнли Кубрика, возвышенный до небес, который стоит воспринимать отдельно от книги. Так что, если вы выбираете между фильмом и книгой, то настоятельно рекомендую второе.
«Безумие - это лишь тонкая грань Между разумом и инстинктом…»
Rammstein ''Du riechst so gut''
Фильм далеко не однозначен, этот фильм – эксперимент Мастера. Ставка Кубрика была явно сделана на актёрскую игру Николсона. И несмотря на то, что он справился с этой ролью блестяще, всепоглощающее “авторство” режиссера пошатнулось.
Фильм по строению представлен наподобие слайдов, напоминающих рентгенснимки на негатоскопе у травматолога при повторных приёмах пациента… только там сращение, выздоровление, а здесь обратное – разрушение.
Исследование безумства – основная цель Кубрика…Поэтому и весь первый план в виде главного героя он отдаёт Джеку Торренсу, а не Дэнни, как это сделано в книге. Мастер не вдается в подробности внутреннего зарождения сумасшествия (вскользь показывая отношения и проблемы между Джеком и Вэнди), а показывает его внешние проявления. Человек – интересует режиссёра, его концепции, поведение в состоянии безумия, а не мистика Кинга о зловещем и живом отеле Оверлуке. Для Кубрика это вспомогательный элемент, служащий для усугубления ситуации и проявление более ярких и истинных, незавуалированных чувств и эмоций.
Кубрик очередной раз демонстрирует талант декоратора, художника в плане обстановки и интерьера фильма. Мастер настолько точно выбирает, организует место произошедших событий, что невольно ловишь себя на мысли: «Именно так я и представлял это», зачастую иногда даже при отсутствии чёткого описания в книге ( максимальное проявление этого наблюдается особо в «Заводном апельсине»).
Также хотелось бы отметить работу актёра Филиппа Стоуна, исполняющего роль Делберта Греди… Официант на «балу призраков», мелкий человечек, рассыпающийся в извинениях при столкновении с Джеком, но когда речь заходит о содеянных им убийствах, Греди приобретает лицо безумца с отрешенно-диковатым оттенком и злые, холодные глаза.
Замечателен финал Кубрика - «Блуждание в лабиринте». Очень символично и в духе Мастера. Майкл Эртон писал: «Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть…». Глупая и горькая смерть Джека… Наказание за слабость, безволие, а может быть ещё что-то – Кубрик, как всегда, не отвечает на такие вопросы, а «хитро улыбается»…
Последние лабиринты Джека, внешний и внутренний, оба заснеженные и оледеневшие, те, по которым он бредёт с одной мыслью, постоянно повторяющуюся, как и на кипе бумаги с его «пьесой».
А холод и смерть всё же делают Джека скучным малым…
All work and no play makes Jack a dull boy,
All work and no play makes Jack a dull boy,
All work and no play makes Jack a dull boy,
All work and no play makes Jack a dull boy,
All work and no play makes Jack a dull boy…
Я никогда не считала Стивена Кинга достойным писателем, Стэнли Кубрика – гениальным режиссёром, а Джека Николсона – блестящим актёром. Но, как говорится, классику надо знать. «Сияние», к тому же, довольно неплохая книга, которую я, помнится, читала с интересом. Впрочем, Кубрик из обычного ужастика сделал вполне себе психоделическую историю о том, как сходят с ума.
Фильм, несомненно, бенефис Джека Николсона, который отыгрывает все сцены в одиночку – благо, что в большинстве из них ему приходится говорить самому с собой. Жена и сын на фоне «любящего» папочки выглядят бледно, как мебель или призраки из прошлого, бесцельно бродящие по коридорам скандально известного отеля. Спешу заметить, что в книге приоритеты были расставлены гораздо более равномерно, и автор по очереди залезал в душу то одному герою, то другому, создавая общую атмосферу неуверенности и страха. В фильме же Николсон не оставляет ни малейшего шанса ни уродливой Шелли Дювалл, ни малолетнему Дэнни Ллойду завоевать хоть частичку зрительского внимания. И именно поэтому «Сияние» смотрится не как ужастик, а просто как история о свихнувшемся человеке. Впрочем, что именно заставило его потерять самообладание, остаётся за кадром – Кубрику больше интересна сама механика нарастания сумасшествия, чем причины и следствия.
В целом, фильм смотрится довольно живо: история простая, развивается постепенно, развешанные ружья стреляют в нужный момент, вот только последние полчаса хочется, чтобы все разом заткнулись и перестали бегать друг от друга. Отдельного упоминания заслуживают две сцены: 1) пурпурная кровь, захлёстывающая коридоры и чёрные кожаные диваны (снято практически осязаемо); 2) погоня в снежном лабиринте – очень красиво. В остальном, это просто кино, которому тридцать лет, поэтому говорят там с какими-то странными интонациями, носят странную одежду и делают самые обыденные вещи под странную музыку.