Итак, у меня сложилась славная традиция — уже второй год я езжу в Хельсинки смотреть Хоббита в оригинальной озвучке, так как он выходит в этом прекрасном городе на неделю раньше, чем в России.
В прошлом году я написала невозможно восторженную рецензию, и я честно планировала сделать это еще раз. И еще раз — на следующий год. Сейчас я в некотором смятении. Я сижу в поезде, который увезет меня обратно в Петербург уже через пять минут, и думаю, что мне хочется вложить в эту рецензию. Так много всего!
Во-первых, я сразу скажу, что фильм мне понравился. При этом — я в недоумении и слегка разочарована, и нормально объяснить, как уживаются во мне эти противоречивые чувства, я не могу. Ощущение, что я посмотрела фильм не по той книге, которую читала. Мы все подготовлены к отступлениям в сюжете, к новым героям, но вот к чему лично я была не готова, так это к тому, что от оригинала останется так мало! Удивительно мало. Необоснованно мало.
И главное, я не могу понять, почему было решено сделать так. Говорят, первый фильм был скучноват и затянут, мало экшна, мало динамики. Возможно. Но во втором нет ничего, кроме экшна. Экшн везде. Все спокойные сцены превращены в экшн, и я не считаю, что цель оправдывает средства. Более того, сама цель кажется весьма надуманной.
На самом деле, в фильме много хорошего, просто начало рецензии у меня получилось очень уж эмоциональным — так часто бывает, когда ожидания расходятся с действительностью. И даже сценарные выдумки и ответвления не всегда плохи — хочу сказать большое спасибо за Дол Гулдур. Некромант показал себя буквально на пару секунд, но он был страшен. Мне не хватало этой мощи в главном злодее Средиземья во Властелине Колец — назгулы были страшнее, чем Око Саурона. А тут… Я очень жду развития этой сценарной линии в следующей части. С нетерпением!
Мне было приятно смотреть на Леголаса — я прощаю его затянувшееся камео — он на своем месте, и он чертовски хорош сам по себе. И Тауриэль хороша. Но сценаристам следовало их отпустить немножко раньше по ходу фильма. Самое мое большое разочарование в плане актерской игры — это Бильбо. Нет, вы не подумайте, Мартин Фриман совершенно замечательный актер. Но он может настолько больше! Ему не хватило экранного времени, не хватило сцен, в которых внимание было бы уделено ему, он вообще не производит впечатление главного героя, как-то он задавлен, упрятан на второй план, и мне бесконечно обидно.
Гномы все настолько же колоритны, мой личный фаворит — Балин, но и остальные не отстают — Торин все так же царственнен, Фили и Кили все так же обаятельны, на долю Бофура перепало несколько комичных сцен, в общем все те, кто не успел запомнить гномов по первой части, справятся с этим непростым заданием в этой. Новички радуют — Трандуил ну совершенно прекрасен, до мурашек, хотелось больше сцен с ним. Бард в исполнении Люка Эванса неожиданно понравился, я не представляла его в этой роли. Бургомистр в исполнении Стивена Фрая как будто сошел со страниц книги, 100% попадание. И конечно, Смог…
Смог заслуживает отдельного абзаца. Он — самый лучший дракон в истории кино. Он говорит вкрадчивым голосом Бенедикта Камбербетча(я надеюсь, русская озвучка будет достойной), и он пугает, он… ох, он — идеальный. Чуток глуповат, пожалуй, но все мы не без недостатков. Всем людям, создавшим такого дракона — низкий поклон. Хотя до его первого появления пройдет почти две трети фильма - ожидание того стоит. С того момента: как Смог предстанет перед зрителем во всей своей огненности, динамика фильма растет почти экспоненциально, и к самому финалу фильм не выдерживает — заканчивается, не вытянув самую высокую ноту. Титры застают врасплох. И ты внезапно осознаешь, что все, все, продолжения ждать еще год!..
Итак, вердикт. Всем тем, кто книгу не читал, эта часть понравится на порядок больше первой. Хронометраж совершенно незаметен, до самых титров ваши глаза будут приклеены к экрану. Я даже завидую людям: которые не читали «Хоббита» или плохо его помнят — вы избавлены от всех недостатков фильма — для вас все должно быть на своем месте, цельно и правильно. Ну а всем остальным, тем, кто помнит содержание книги слишком хорошо, придется немножко побороться с собой, чтобы получить удовольствие от фильма. Стоит оно того или нет — решать только вам! Я решила, что стоит. Это хороший фильм, с красивейшими пейзажами, с любимыми героями, которым хочется сопереживать, с поразительными спецэффектами. Разумеется, это — must see этого года, но… Для 10 из 10ки у меня слишком много противоречий внутри.
Увы, «Хоббит: Пустошь Смауга» получает от меня только
Так уж получилось, что в России фильмы обычно выходят в прокат позже, чем в большинстве стран, поэтому мне уже удалось посмотреть продолжение 'Хоббита' в Гонконге, хотя в России он появится только через неделю.
Что я могу сказать: фильм удался. На мой взгляд, он получился намного более динамичным, чем первая часть, однако ничуть не менее душевным, хотя с песней 'Far away from misty mountains cold' из первой части ничто не сравнится. Не обделен 'Хоббит' и забавными моментами: в целом, их намного больше, чем в первом фильме. Также второй Хоббит вызывает большее количество эмоций, от страха до смеха, от восхищения до ужаса. Несмотря на то, что длится картина почти 3 часа, время пролетает достаточно незаметно.
Актерская игра как всегда на уровне. Больше всего понравились, разумеется, Мартин Фриман, которому прекрасно удалось передать всю гамму эмоций Бильбо Беггинса по поводу 'его прелести', золотого кольца, а также заговорить словами настоящего воришки, пойманного с поличным и Люк Эванс в роли Барда. Персонаж Барда, если честно, импонировал больше всего.
В этой части бОльшая роль также отведена Эйдану Тернеру в роли Кили, появилась даже новая сюжетная линия. Однако с обработкой, на мой взгляд, создатели сильно переборщили. Персонаж Орландо Блума был вообще не похож на себя, и, если честно, больше напоминал Джоффри Баратеона из 'Игры Престолов', чем Леголаса, такого, каким он был во 'Властелине Колец'. Разумеется, годы проходят, время не стоит на месте, и Блум изменился, но с внешним видом Леголаса создатели сделали что-то ужасное: пугающе маленькие черные зрачки, окруженные неестественно ярко-голубой радужкой производили противоречивое впечатление. Леголас больше походит на куклу или робота, чем на эльфа.
Также из минусов могу отметить затянутые моменты с драконом, которые смело можно было сократить в два, а то и в три раза.
В целом, вторая часть Хоббита получилась отличной, и смотреть ее было сплошным удовольствием.
Могу только посоветовать смотреть фильм в формате IMAX 3D HFR для большего эффекта, потому что качество фильма, можно сказать, идеальное. Больше всего порадовали пчелки, ну да Вы сами увидите.
- Я кое-что нашел в гоблинских пещерах…
- Что? Что ты нашел?
- [теребя кольцо в кармане] … Свою храбрость. [ц.] Бильбо и Гэндальф
На этом самом моменте начинается путь Бильбо Бэгинса во тьму. Его маленькая ложь о золотом колечке, что он нашел в пещере Голлума, положила начало ломке его характера, его маленькому шажку к тени, что сулит лишь беду. «Хоббит: Пустошь Смауга» мрачнее и жестче своего предшественника, в котором путешествие только начиналось, характеры героев прорисовывались, а Средизеьме, несмотря на орков, выглядело привлекательным и уютным уголком, где царит жизнь. В «Пустоши Смауга» веет дыханием войны и ничего кроме смерти оно не несет.
«Хоббит или Туда и обратно» профессора Толкиена давно стало знаковым произведением в литературе фэнтезийного жанра. Признаться, я плохо помню первоисточник, чтобы судить насколько сильно Питер Джексон позволил себе вольностей во второй части, но все же некоторые видны невооруженным глазом. Это и добавление Тауриэль и Леголаса, это введение сюжетной линии с походом Гэндальфа в Дол-Гулдур, это та связь, которой режиссер сплетает оригинальную трилогию с трилогией-приквелом, выраженную в каких-то действиях и словах, в верно расставленных акцентах. И, на мой взгляд, это работает лишь на картину, делает ее более цельной. Возможно, местами где-то растянут хронометраж, но, если вы любите Средиземье так же, как и я, то каждая лишняя минута, проведенная в этом потрясающем мире, будет делать вас по-особому счастливыми.
В этом фильме Джексон нагнетает краски, вводит настоящее зло, которым оказывается совсем не дракон Смауг, до поры до времени дремлющий в недрах Одинокой горы. Это зло таится в тонком колечке на пальце Бильбо Бэгинса, оно уже засасывает хоббита в свой омут, его уже становится страшно использовать. Простой магический предмет оборачивается чем-то иным, тем, с чем всем придется столкнуться. И открытие Гэндальфа в Дол-Гулдуре возвещает о конечном и окончательном приходе зла на зеленые просторы Средиземья. Меняется атмосфера, сам воздух, которым дышат герои. Питер Джексон сгущает краски, добавляет больше темных оттенков и полутонов, засасывая зрителя в неизбежное начало конца, в ту неизбежную войну, что маячит на горизонте и что всенепременно разгорится и полыхнет ярким пламенем смерти и боли.
Но самое удивительно, что есть в «Пустоши Смауга» - это дракон. Он как апогей всего повествования. Он – настоящее феерическое зрелище, залпы огня и залы, кольца чешуи, блестящие глаза как два огромных янтаря, в которых таится хитрость да лукавство. Змей из сказок оживает на экране. И нет, он не превращается в главное действо, он гармонично вплетается в историю, не перетягивая все одеяло на себя. Он – часть фильма. Но самая удивительная и невероятная часть. Такой графики я еще не видела. Он будто живой, будто реален и осязаем. И да, в нем прослеживаются черты Бенедикта Камбэрбетча, что подарил ему свой голос и свои движения. Смауг – это не спецэффекты, это чистая магия.
К слову, об эффектах. «Пустошь Смауга» в отличие от «Нежданного путешествия» мне удалось посмотреть в формате HFR 3D. И, пусть на данную тему все уже сказано, но хотелось бы внести свою лепту. Формат такой реалистичный, что не сразу привыкаешь, фильм начинается казаться дешевым телевизионным проектом, но постепенно ты растворяешься в истории и осознаешь, что данный формат делает погружение еще больше и глубже. Хорош он или плох – решать каждому самому для себя. Но он совершенно точно не привычен.
Пейзажи чаруют по-прежнему. Новая Зеландия стала своеобразной колыбелью вымышленных миров. И ее просторы стали так родны и узнаваемы. Актеры хороши. Живой и непосредственный Мартин Фриман, воистину царственный Ричард Армитэдж, изящный Орландо Блум, будто не стареющий с годами - его Леголас ничуть не изменился, может только сам Орландо стал зрелее, женственная Эванджелин Лили привнесла в фильм что-то такое чисто женское, от чего картина лишь заиграла красками, классически положительный Люк Эванс, но от этого ничуть не проигрывающий другим на экране, Азог, исполненный Ману Беннетом, в котором я упорно вижу Крикса из сериала «Спартак: Кровь и песок», Эйдан Тернер, которому в этом фильме отдано больше экранного времени, чем остальным гномам, не считая Торина. Все актеры прекрасны, все они гармонично смотрятся в антураже такого знакомого мира и отражают суть своих персонажей.
«Хоббит: Пустошь Смауга» - это грандиозная вторая глава знаменитой истории, это дыхание смерти, навеянной жаждой власти и алчностью, что прячется за благими помыслами. Это невероятное кино, до краев наполненной духом Толкиена, его персонажами, его миром и простыми посылами добра и справедливости. Я люблю этот фильм всем сердцем и всей душой и убеждена, что еще ни раз пересмотрю. Ждем «Туда и обратно».
Помнишь, что Бильбо сказал: «Опасное это дело, Фродо» … «выходить за порог. Стоит ступить на дорогу и если дать волю ногам — неизвестно куда тебя занесет…
Уже второй год подряд, в третью среду декабря - у меня появилась традиция: вечером в этот день я иду смотреть часть из новой трилогии ВК Хоббит. В прошлом году, я провела восхитительный вечер в кинотеатре. В этом году, я, сломя голову мчалась на сеанс, боясь пропустить хоть одну минуту фильма - я успела и спешу поделиться впечатлениями...
- Это землетрясение?
- Нет, мой друг. Это был дракон...
Бильбо Бэггинс, волшебник Гэндальф, Торин Дубощит и отряд 12 гномов, продолжают свой опасный путь к Одинокой Горе, где находиться древнее королевство гномов Эребор. Обстоятельства вынуждают отряд разделиться: Гэндальф, которого по-прежнему тревожит нарастающее зло на Востоке, отправляется в Долгулдур, чтобы выяснить личность таинственного Некроманта. А путь гномов и Бильбо лежит через Лихолесье, где раскинулось королевство Лесных Эльфов, затем - в Озерный Городок, и наконец, приводит их к Одинокой Горе, где дракон Смауг пробуждается из долгой спячки...
Фильм опять поражает своим хронометражем - почти 3 часа... Зато я вижу, как много хочет нам рассказать Питер Джексон и заодно, напомнить кое-что старое. Самое начало отсылает нас к самый первой части ВК - в дождь в деревню Бри, к гостинице Гарцующий Пони, и Питер, жующий морковь! Сражения поражают своей невероятностью, появилась очень красивая романтическая история(лично я рада, что романтику вернули), и фильм как прежде завораживает красотой Новой Зеландии и потрясающими спецэффектами - они как всегда великолепны! Это огромный медведь-оборотень Беорн, страшное Лихолесье, где поселились гигантские и приводящие меня в ужас пауки, величественное царство Лесных Эльфов, мрачный Долгулдур, красивый Озерный Городок, который сковали лед и снег, а о самом потрясающем спецэффекте я расскажу позднее... Также я была весьма приятно удивлена, увидев знакомые кадры Пустоши, показанные в трейлере к Неожиданному путешествию!
Также мне особо понравилось, что каждый герой повествования меняется, и меняется по-разному.
Мартин Фриман - Бильбо Бэггинс - наконец проникся духом приключений, завоевал расположение гномов и их дружбу. Меня поразило множество идей, которые приходят ему на ум и именно они решают множество проблем, с которыми сталкивается отряд. Однако то прелестное колечко Голлума – хоть и помогает Бильбо, но и нашептывает ему в тишине, постепенно меняя хоббита…
Иен МакКеллен - Гэндальф, который для меня всегда будет одним из самых мудрых волшебников в кино, на этот раз покидает отряд и отправляется в еще более рискованное путешествие. Его сопровождает волшебник Радагаст Бурый(Сильвестр МакКой) - который не меньше обеспокоен судьбой Средиземья. Они спускаются в царство теней, где их ждут полчища орков и настоящий источник всех бед - Он...
Ричард Армитедж - Торин Дубощит. Чем ближе гора, чем ближе его царство, тем больше растет его надежды вернуть себе право на престол Эребора. Он во что бы то не стало, жаждет дойти туда вовремя. Торин бесстрашный и искусный воин, в каждой схватке доказывает это звание. Но меняется и он - в нем появляются черты его деда, и мы не можем знать, как он поступит дальше.
Великолепный отряд гномов: мудрый Балин(Кен Скотт), воинственный Двалин(Грэм МакТавиш), кузены Бифур(Уильям Кирхер), Бофур(Джеймс Нэсбит) и полный не только еды, но и сюрпризов Бомбур(Стивен Хантер), братья - лучник Кили(Эйдан Тёрнер), и Фили(Дин О’Горман), отважные Дори(Марк Хэдлоу), Нори(Джед Брофи) и Ори(Адам Браун), Оин(Джон Каллин), с помятой слуховой трубкой и Глоин(Питер Хэмблтон), семью которого мы наконец увидели! Они стремятся к своей цели, к своему дому и обязательно достигнут его!
Мы видим здесь совершенно других эльфов. Мы встречаем короля Трандуила(Ли Пейс) - не обладает мудростью и добродушием Элронда, а весьма горд, высокомерен и бывает жесток. Его сын, чьего появления все ожидали, Леголас(Орландо Блум) - еще не тот, каким мы его увидим в ВК. Он пока еще презирает гномов и привык подчиняться приказам, и что-то в нем обязательно изменится... И все же - нельзя не отметить его прекрасную физическую подготовку: его сцена, где он отстреливается от орков на горной реке, прыгая по головам гномов - невероятно классная! Прекрасная Таурель(Эванджелин Лилли), созданная специально для фильма и я знаю причину. Фильму нужна была прекрасная воительница - как во второй части появилась Эовин. Эльфийка Таурель - превосходная лучница, способна ослушаться приказов, а также весьма романтична...
Люк Эванс - Бард Лучник. В последнее время мне нравятся его работы. Он мне очень понравился в этом фильме - несмотря на довольно нищенское положение, Бард смотрится весьма внушительно с луком и стрелами и имеет авторитет среди людей Озера. Очень жду его появления в следующей части!
Если ты вдруг встретишь дракона, не буди его...
А теперь - тот, кого я так долго ждала! Кому посвятили почти треть всего фильма - это Великий и Ужасный Смауг! Когда он пробудился и поднялся в полный рост - я так и осталась сидеть с вытаращенными глазами. Этот огромный, с алмазной чешуей, янтарными глазищами, и умеющий разговаривать дракон полностью поразил мое воображение. Фантастическая работа! Если бы я с ним встретилась, то разговаривала бы как Бильбо - всячески его восхваляя... Я пойду на фильм второй раз смотреть в оригинале с сутитрами, чтобы услышать великолепный голос любимого Бенедикта Камбербетча - причем, в одном кадре, я почти уверена, что узнала его лицо в лице Смауга!
Ох, а какой тут юмор! Массу всего приносит Бомбур, особенно когда, спасаясь от медведя, он бежит быстрее всех. Классная сцена в бочках - я не переставала смеяться, а когда наступил момент Бомбура в бочке - валялся весь зал! Забавный момент, где Леголас рассматривает медальон Глоина... И путешествие гномов в Озерный Городок в бочках, и последующее проникновение в дом Барда - доставляли нам немало веселья!
Саундтрек к каждой части ВК и Хоббита - это работа Говарда Шора. Каждый раз он и удивляет нас новыми красивыми композициями, как Smaug, но и знакомыми старыми - как тема Минас Моргул и тема Кольца... Песня I See Fire Эда Ширана - очень чарующая...
Я - это пламя...
Я - это смерть...
Кому-то эта часть может показаться несколько затянутой, либо скучноватой, а кто-то будет сидеть в тишине и страхе, ожидая следующего действа. Такие как я... После конца Пустоши Смауга, мой рот полчаса не желал закрываться. Я была настолько впечатлена и потрясена увиденным, что теперь не знаю как смогу прожить еще один год. Но в одном я уверена точно - в третью среду декабря 2014 года, я по старой традиции отправлюсь в кинотеатр на заключительную часть!
«Хоббит: Пустошь Смауга» (США, Новая Зеландия, 2013). Вторая часть трилогии…
Здравствуйте.
Чтобы вам не показалось слишком простым моё заглавие, скажу, что оно всего лишь навсего написано в сокращённом виде. Полная версия звучит так -
Вторая часть трилогии, поставленная твёрдой рукой проверенного мастера современной и качественной технологии XXI века, с элементами красивого, душевного, приключенческого кино, в виде эпоса-фэнтези, снятой по повести английского писателя, поэта, филолога и профессора Оксфордского университета Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или туда и обратно»… Вот…
Я только что из кинотеатра… Как говорится, «пирожок, что собираюсь съесть, ещё тёпленький, можно смаковать»… Но, прежде чем непосредственно приступить к эмоциям, описанию чувств и давать оценку, хотелось бы кое-что пояснить…
С жанром фэнтези я познакомился благодаря трилогии «Властелин Колец». Посмотрев фильмы, с интересом начал читать книги. Однако «Сильмариллион» и «Хоббит, туда и обратно» изучать не стал, в надежде, что смогу сначала оценить киноверсию. Ждать пришлось очень долго, но это того стоило…
Итак. Вторая часть…
Прежде всего, мне понравилось, что у картины тот же режиссёр (Питер Джексон)... Те, из вас, кто видел все фильмы «Гарри Поттера», поймут меня. В «Хоббите: Пустошь Смауга» не были нарушены ни связь, ни плавность, ни стиль работы, как это было с мальчиком-волшебником и его четырьмя разными режиссёрами... А ведь не стоит забывать, что гармония важна… И, потеряв её – теряется и красота фильма…
Здесь же, создавалось впечатление, что этого года (года между первым и вторым фильмом) просто не было. Всё выглядело плавно, красиво и слаженно! И это было здорово!
Ещё мне понравилось, что вторая часть не показалось мне такой уж жёсткой, как первая. Да простят меня многие любители и ценители фэнтези, но узрел я немного того в «Хоббит: Нежданное путешествие», из-за чего снизил оценку. Мол, даже «Властелин Колец» так жёстко не снимали. А тут? Слава богу, во второй части всё вернулось на свои места…
Кстати! Я спокойно реагировал на повторные ходы и съёмки, так удачно придуманные во время «Властелина». Общую историю они не портили. Да и, как говорится, с мысли не сбивали…
Шутки позабавили и некоторые батальные сцены… Видно было, что сделали их в лучших традициях настоящего приключенческого кино. Того кино, что хочется пересматривать и пересматривать не один десяток раз…
Гэндальф (Иэн Маккеллен) порадовал, Бильбо (Мартин Фримен), несколько уже знакомых гномов. Леголас (Орландо Блум) хорошо выделялся. В отличие от «Властелина» действовал он тут в одиночку и казался более суровым. Психология человека другая. Там – это участник экспедиции (состоящей из самых разных представителей), где у него есть друзья. Здесь – влюблённый воин (поймёте по фильму), защищающий интересы своего народа.
Из новых героев не могу не выделить милую и приятную девушку-эльфийку Тауриэль (Эванджелин Лилли). Зрителям она может быть знакома по сериалу «Остаться в живых» (“Lost”), где играла роль Кейт Остин. Очень хорошее вживание в образ. Плюс очаровательная улыбка…
И самого хозяина по названию фильма – дракона Смауга (образ и голос на озвучивании Бенедикт Камбербэтч). Не ожидал я, что алчного дракона покажут таким мудрым, и, как говорится, начитанным, образованным и опытным… Признаться честно, таких трудно одолеть. Мощь, ум и сила – налицо… Сильно показано и снято…
Музыкальное оформление – работа всё того же Говарда Шора («Властелин Колец»). Яркая, насыщенная и, берущая за душу творение, ещё одного мастера…
Ну и, напоследок: романтическая линия фильма, гигантские пауки, орки, различные баталии с забавными эпизодами, путешествие в пивных бочках (это что-то!), золото, различные сокровища и, наконец - главная отсылка к будущим событиям (по хронологии) связанных с Сауроном.
Скажу сразу – Джексон свою марку держит. Всё было показано с интригой, захватывающей ноткой и глубоким интересом к происходящему… Не утратил ещё своего огня создатель «Властелина». Во время ленты меня неплохо передёргивало… Зачётная работа. И совсем не затянутая…
Рекомендую к просмотру всем любителям и ценителям фэнтези, а также тем, кто только слышал об этой истории. Поверьте, посмотреть качественную работу современных мастеров компьютерных технологий, пустой тратой времени не является… Не так уж и много таких картин на нашей с вами земле…
10 из 10
Благодарю вас за внимание. Всем удачи в различных делах и до новых встреч!
Я всецело разделяю позицию Питера Джексона, который неоднократно заявлял о том, что больше всего ему нравится снимать вторые части трилогий. Дело тут, как мне кажется, не только в том, что от серединных частей ждут не так много (огромный спрос обычно с первых частей, открывающих трилогию, и с заключительных картин, закрывающих масштабный киноальманах), но и в том, что при сотворении вторых частей трилогий режиссеру не нужно зрителя специальным образом готовить, не нужно тратить драгоценное экранное время на такие нужные, но такие скучные пояснения, призванные рассказать стороннему зрителю о том, что за история ему будет поведана, а также о том, почему режиссер всю историю мыслит именно так, а не иначе. Вот и выходит, что вторые части трилогий, не обремененные завышенными ожиданиями и утомительными пояснениями и отступлениями, выходят очень энергичными, драйвовыми, сжатыми, стремительным - экшен так и плещется с экрана в зрительный зал.
Я прекрасно помню ощущения десятилетней давности от созерцания битвы при Хельмовой Пади из второй части 'Властелина колец'. На мой вкус, эта бальная сцена до сих пор остается одной из главных вершин в этой категории. Там есть все - и трагедия, и юмор, и битва - там особая драматургия и режиссура. Возможно, это мой самый любимый момент в предыдущей трилогии Питера Джексона.
Я не зря вспомнил про Хельмову Падь. Она является неким мостиком к тому, что я хочу сказать про узловой, на мой взгляд момент 'Пустоши Смауга'. В книжке эта глава называется 'В бочках - на волю'. С подачи ПиДжея эта история с бегством гномов и мистера Бэггинса из плена лесных эльфов умело трансформируется в баталию, достойную Хельмовой Пади. Не буду обкрадывать зрителя, которому только предстоит насладиться этим фильмом, и пересказывать сюжет, отмечу только, что именно в этой сцене (вот почему я для себя отмечаю ее в качестве узловой) эффект присутствия (вообще свойственный первым двум частям 'Хоббита') достигает небывалого масштаба. Мне постоянно казалось, что Леголас скачет не на экране, а в зале по головам обезумевших от восторга зрителей. Концентрация трюков, экшена, скорости и драйва в этом эпизоде просто зашкаливает. В кровь зрителя впрыскивается такое количество адреналина, словно он сам там в бочках удирает от погони.
Сказав об этой сцене, я неминуемо и сознательно подхожу к довольно острому вопросу, о который с момента премьеры уже было сломано и еще, наверняка, будет немалое количество копий. Я говорю о том, что многие, критически настроенные товарищи, называют 'придумками' и 'фантазиями' Джексона. Я же называю это 'мифотворчеством' высочайшего уровня. Проще говоря, здесь надобно определиться с отношением к тем сегментам, которых нет в книге Толкина или там они присутствуют в зачаточном состоянии, а у Джексона становятся едва ли не ключевыми. Моя позиция не блещет оригинальностью: ПиДжей бессмертной трилогией 'ВК' выслужил себе право на любые эксперименты, на любые авторские прочтения оригинального текста, и даже на такие сложные и опасные шаги, как вкрапление новых персонажей в оригинальную историю. Это, прежде всего, касается Туриэль - рыжей эльфийки.
Надо отдать должное Джексону или моей лени (я очень давно уже не перечитывал 'Хоббита') но я не сразу догадался о том, что Туриэль нет у Толкина. Настолько Джексон органично вписал, вплел в повествование нового героя или наделил новыми чертами старых героев, что к этой работе очень трудно придраться. Она завораживает, потому что это уже не просто перекладывание культовой книжной истории на киношные рельсы, это уже соавторство с Профессором. Почему-то мне кажется, что Толкин не рассердился бы за это на Джексона.
Стоит отметить еще и, так сказать, техническое оснащение картины. Когда-то 'ВК' взорвал умы фанатов и нейтральных зрителей своими костюмами, своими баталиями, яркостью и сочностью картинки. В 2009 году появился 'Аватар', задавший новые каноны по части картинки. И вот сейчас Джексон с 'Хоббитом' по-хорошему опять выносит всем мозги. Я вспоминаю жуткую битву Сэма со старухой Шелоб. Так вот в 'Пустоши Смауга' битва гномов с пауками в Лихолесье смотрится еще круче, еще страшнее. Экранизируя великую историю Средиземья, Джексон не забывает при этом потрясать воображение изумленного зрителя какими-то техническими новшествами. Это дорогого стоит.
Не могу не сказать я пары слов и о своем любимом персонаже - Леголасе. 'Хоббит: Пустошь Смауга' - это совершенно неожиданный и чертовски приятный подарок фанатам Орландо Блума и Леголаса (к которым я отношусь) от Питера Джексона. Это настоящий расцвет Принца Лихолесья. В этой части Леголас выходит едва ли не на уровень какого-то божества, впрочем, понимая, что уже слишком возносит персонажа, Джексон очень тактично добавляет ему человечности, разбивая нос) А так Леголас здесь - буря, которая сеет смерть врагам. Почти компьютерный герой в лучшем смысле этого слова.
Я с большим нетерпением жду выхода фильма на DVD, чтобы, обзаведясь им, выкроить тихий вечерок, задернуть шторы, расположиться на кожаном диване с чашкой горячего вкусного чая и предаться созерцанию 'Пустоши' на большой плазме. В кинотеатре в воскресенье, которое я нескоро забуду, я получил невероятный заряд вдохновения и бодрости, я наблюдал за всем, как во сне, раскрыв рот. А хочется вдумчиво, внимательно, детально рассмотреть всю эту красоту, выражения лиц чудесных гномов, наряды, эльфов. Пока же меня будут греть мысли о том, как здорово, что на свете есть Толкин и Питер Джексон. Если бы их не было, их нужно было бы придумать.
10 из 10
(более уверенная, чем в случае с первой частью трилогии)
Время не стоит на месте. Тишину огромных подземных залов Эребора постепенно наполняют звуки, сон великого и ужасного Смауга вот вот прервется, тьма возрождается в Дол-Гулдуре, Азог Осквернитель готовится к великой войне, Средиземье неуловимо меняется, как меняется блеск в глазах Торина Дубощита при мыслях об Аркенстоуне... Путешествие ради приключения, приключение ради истории, история как символ доблести и чести. Смачно хрустнув морковкой в самом начале фильма, Питер Джексон отправляет зрителя туда, где алчность и доблесть соединяются, трусость и порыв души скреплены противоречием, свет и тьма теряют свои границы, а до возвращения домой еще далеко. Давно закрыты глаза на сюжетные вольности и дополнения, не ставится в укор масштабность в ущерб эпичности. Только Дорога, Приключение, Король под Горой и его удивительные гномы, маленький хоббит с большим сердцем и страшной тайной в кармане имеют значение...
Если в 'Нежданном путешествии' Бильбо только спешил на встречу приключениям, то в 'Пустоши Смауга', он окружен ими с ног до головы! Ловкий Взломщик главный спаситель и великолепный провокатор. Почти во всех сложных, порой тупиковых ситуациях мистер Бэггинс оказывается победителем. Во многом благодаря своему зловещему секрету, который незаметно начинает разъедать его личность.
В 'Пустоши Смауга' Средиземье блестит всеми красками и гранями, обрастает новыми персонажами и встречами со старыми знакомыми, жесткие схватки эльфов с нечистью напоминают танец смерти, а гнездо пауков заставляет вспомнить о незабвенной Шелоб.
Этот мир существует в совершенно другой плоскости и реальности, он выверен и отточен рукой опытнейшего режиссера и вдумчивого мечтателя. Главное, что за всем этим визуальным пиршеством присутствуют нравственные составляющие и непростые решения, а не просто один большой мост к грандиозному финалу. Джексон и его команда стараются разбавить безупречный стиль не менее оправданным смыслом.
И дело тут не только в желании угодить или не ударить в грязь лицом. Ответственный подход и полная самоотдача чувствуются в каждом кадре, в волшебной музыке Говарда Шора, фантазии художников и декораторов, в самоотверженной работе актеров, которые вообще срослись со своими персонажами.
Остается только гадать, что же еще сотворит это 'большой ребенок' Питер Джексон? Что нас будет ждать через год в 'Туда и Обратно'?
Его главная игрушка, как настоящая большая Легенда! Она гремит огненным басом невероятно реалистичного Смауга, светится в чудесных глазах Эванджелин Лилли, таится сомнениями и решимостью в душе Бильбо, отражается тревогой Гэндальфа Серого, эхом разносится в подземных тропах. Впервые режиссер заканчивает повествование резким и гнетущим моментом без величественных панорам с намеком. Запятая здесь больше смахивает на точку, которая уже видится еще одним грандиознейшим финалом в истории кино. И на отчаянный вопрос Бильбо 'Что же мы наделали?' отвечать придется по всей строгости.
Эмоции переполняют, уже успел сходить в кино 2 раза. Поражает, насколько красиво, зрелищно и с какой любовью снят фильм. И мне все равно, что маленькую книжку растянули на три части, главное - это остаться подольше в этом удивительном мире.
'Пустошь Смауга' нисколько не уступает первой части трилогии, а в некоторых аспектах даже превосходит ее. По сравнению с 'Нежданным путешествием', здесь в разы больше действия, события развиваются стремительно и не дают заскучать. То мы находимся у Бьорна, вот уже наших героев схватили эльфы, а через некоторое зритель может насладиться Озерным городом, который переживает не самые лучшие времена. Помимо этого нам показывают сцены и с другими персонажами фильма, дав передохнуть зрителю от приключений гномов. И если в ВК, мне местами было скучно, когда сюжет переключался на Фродо, то здесь наблюдать за похождениями Гендальфа было одно удовольствие.
Воплощение потрясающих визуальных эффектов, проработка каждого элемента - всё это вы найдете в этом фильме. Я уже и не представляю Средиземье без Питера Джексона - человека, благодаря которому оно ожило на экранах кинотеатров. Я конечно могу ошибаться, но думаю, что Джону Толкину бы понравились отступы, сделанные режиссером. Не могу согласиться с теми, кто считает, что Джексон сильно отошел от книги. Повторюсь, что для меня, добавление новых-старых героев пошло только на пользу фильма.
Хотелось бы поговорить отдельно о Смауге. Он буквально сошел со страниц книги. Такой же гордый, самонадеянный и величественный. А как он готовился к извержению пламени из своего тела, когда каждая чешуя на груди накалялась до красна. Питер Джексон не обманул, показав нам самого жуткого дракона в кино. Последняя сцена с ним и его слова, леденящие душу, заставили меня поверить в могущество Смауга - безмерно богатейшего. Отдельное спасибо - Бенедикту Камбербэтчу, отвечавшего за движение и голос дракона.
Эванджелин Лилли в образе эльфийки Тауриэль, была просто неотразима. Как только ее назначили на эту роль, я не мог дождаться когда же увижу ее. Мимика и улыбка заставляли меня восхищаться ей еще в Лост. Кстати, здесь, у нее проскакивали те же эмоции на лице, которые запали мне в душу во время просмотра сериала. Сейчас, я могу точно сказать, что Эванджелин, лично для меня - одна из самых красивых и талантливых актрис моего времени!
Стоит отметить две сцены, запомнившиеся мне больше всего:
Первая - это обыск гномов эльфами, в которой Леголас, обыскивая отца своего будущего лучшего друга находит его фото. Эта сцена навеила огромное количество теплых воспоминаний, невольно начинаешь улыбаеться после таких моментов.
Вторая - пожалуй самая сильная сцена. Я говорю о встрече Гендальфа с Некромантом. Не буду подробно описывать данный эпизод, посмотрите сами, скажу только, что оба раза во время просмотра у меня были огромные мурашки по коже. Весь эпизод сопровождался саундтреком из оригинальной трилогии, который пробирал с головы до пяток!
Теперь остается только ждать последней части, которая положит конец великим приключениям людей, гномов, эльфов и многих других созданий, живущих в Средиземье - мире, ожившему на страницах книги, благодаря Джону Рональду Руэлу Толкину и Питеру Джексону, который с огромнейшей отдачей перенес всё это на экраны кино. Уверен, что 'Туда и Обратно' превысит все мои ожидания и выплеснет из меня бурю эмоций. Уже сейчас, предчувствую свои слезы, которые начнутся через год.
Ах да, саундтрек во время титров, так же, как и 'Нежданном путешествии - 'БЕСПОДОБЕН'
There and Back Again... Now I see fire, inside the mountain
I see fire, burning the trees
And I see fire, hollowing souls
I see fire, blood in the breeze
And I hope that you'll remember me
Я думала что после первой части Хоббита Питер Джексон уже не сможет удивить. Но вот, уже спустя целый день, после похода в кино, я не могу прийти в себя. Лично для самой себя я охарактеризовала фильм очень кратко, хватило восхищенного «Вау!». Я пол ночи уснуть не могла, все прокручивала весь фильм в голове. Он произвел неизгладимое впечатление на меня.
Сюжет. Когда то давным-давно я осилила всего «Властелина колец» Толкиена, чем по сей день и горжусь, так как книги эти не для легкого чтения. А вот до Хоббита я так и не добралась. Так что в кой-то веки не буду сравнивать кино с книжным оригиналом. Прочитав несколько рецензий, я поняла, что сценарий далек от книги. Как известно, фильм снят по мотивам книги, и это не дословная экранизация. Это совершенно разные вещи. Да и будем честны, разве испортило это фильм? Абсолютно точно нет. Это два часа сорок минут отменного зрелища. Фильм в основном берет именно своей зрелищностью, собственно говоря, он был и создан именно с такой целью. Ни минуты послабления, весь фильм с героями что-то случается. Вспоминается известное выражение, использованное в первой части: «Из огня, да в полымя». Бедные гномы, ну и хоббит конечно, спокойная размеренная жизнь это точно не о них. И вот вроде бы столько событий, резко сменяющихся друг за другом, но нет ничего лишнего. Ни одно событие, ни одна сцена не выбивается из общей картины. Просто фантастика, сценаристы – браво! А в особенности хвала Питеру Джексону. Никто на свете не смог бы так красочно показать нам Толкиеновский мир, воплотить Средиземье в жизнь, со страниц книг.
Актеры. Черт подери, я теперь сомневаюсь что Мартин Фриман человек! Нет, я серьезно, он точно человек? Моментами создавалось впечатление, что он самый что ни на есть настоящий хоббит из Шира! Он был рожден для этой роли. Для меня он в фильме сродни наркотику – хочется наслаждаться им на экране все больше и больше! Когда на экране появился Леголас, я чуть не запищала. Знаете ли, встреча с любовью далекого детства очень значимый момент. Даже учитывая что как актер Орландо Блум меня не вдохновляет, спустя 10 лет, я все в таком же девичьем восторге от его героя. Единственное что меня напрягло, нереально голубые глаза. Раньше они не были такими пустыми и пугающими. А вот с персонажем Люка Эванса, такое ощущение, что мы знакомы уже очень давно. С его появлением все как будто встает на свои места, и впечатление такое, что именно его мы и ждали с начала всей истории. Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Эванджелин Лилли, Ли Пейс, Стивен Фрай, все-все-все гномы (устану из перечислять)… Чтобы описать игру всех актеров фильма, можно написать отдельную хвалебную книгу, они все как один невероятно талантливы.
Музыка. Не представляю, что бы Питер Джексон делал без Говарда Шора! Грандиозная, эпохальная работа. Нет, у меня не хватает слов, чтобы объяснить то, что чувствую. Начиная с самого первого Властелина колец и по нынешний день, он создал всю музыку Средиземья. Невероятно! Не важно где, не важно когда я бы не услышала любую мелодию из саундтреков, у меня перед глазами четко воссоздается картинка из фильма, в момент которой и прозвучала данная композиция. Уму непостижимо, как точно надо было прочувствовать всю франшизу, чтобы создать этот шедевр. Обычно после любого фильма, мне запоминается одна композиция, которая и будет ассоциироваться со всем фильмом. В данном случае, это «Trice Welcome».
Спецэффекты. Знаете, после просмотра мне вспомнился фильм 1984 года «Охотники за привидениями». Я его впервые увидела в возрасте лет 5, в середине 90х. В каком я была восторге от тех спецэффектов. Мне казалось что они такие реальные! Включи этот фильм сейчас, они показались бы смехотворными. Вот и чтобы со мной стало, увидь я тогда фильм «Пустошь Смауга»?! Немыслимо, до чего дошли технологии за последние годы. Питер Джексон просто пастырь, ведущий визуальные технологии в народ. Произведение искусства, иначе не скажешь. А в особенности, лучший дракон которого когда либо я видела – Смауг! Это нечто… Как только он явился во всем величии, я забыла как дышать. Все время, что он был на экране, я от ужаса вцеплялась в подлокотник кресла, настолько он был страшен. В прошлом году, посмотрев «Нежданное путешествие» в своем городе, просто в формате 3D IMAX, я поняла, что обязана попробовать на вкус HFR. И ради такого дела поехала на новогодние праздники в Казань. Сравнив эффект HFR и IMAX, могу сказать что в принципе разница есть, но не такая уж и большая. Картинка при быстром движении более четкая, что собственно и все. В этот раз я решила что и IMAX'а мне хватит вполне. Красивейшая картинка, незабываемые впечатления.
Претензия к фильму у меня только одна, и абсолютно такая же, как и в прошлом году - дубляж. Просто безобразие. Дубляжного дела мастера опять озвучивали эльфийскую и орочью речь! Елки-палки… Вот знаете, когда человек начинает учить иностранный язык, повторяет слова за аудиозаписью? Вот, прям тоже самое. Как слышу, так и повторяю. Известный факт, что при подготовке к фильму, актеры проходят обучение эльфийскому языку. А наши от балды налялякуют и отлично. И все равно же эти моменты с субтитрами, ну зачем их переозвучивать? Хотя в этом фильме они не все дублировали, к примеру я услышала голос Иэна МакКеллена, или Эванджелин Лилли говорила на эльфийском языке то своим голосом, то голосом актера дубляжа. Зачем так надо было делать, мне просто не понятно.
Собрав все свои мысли воедино, скажу что «Хоббит:Пустошь Смауга», если это возможно, стал лучше своего предшественника «Нежданного путешествия». Если тот выглядел больше как сказка, то этот фильм стал намного взрослее. По духу он приблизился к Властелину колец, но нет той мрачности, ощущается более оптимистичная атмосфера, что объясняется красочностью картинки. Невероятно, уже год прошел с предыдущего фильма, а будто просто миг. Но вот будущий год до премьеры 'Туда и обратно' уже кажется мне неимоверно долгим!
Теперь и в России можно увидеть вторую часть приключений Бильбо Беггинса под названием 'Пустошь Смауга'. Выход картины во всем мире опередил премьеру в России, что приносило небольшое разочарование, которое лишь усиливалось ранними рецензиями на Кинопоиске. Благо ожидание оказалось недолгим, и уже сейчас можно вдоволь наслаждаться одной из самых ожидаемых премьер этого года.
Вторая часть трилогии продолжает события нежданного путешествия, которое, насколько мы помним, объединило в команду отважных гномов, мудрого волшебника Гендальфа и совсем не воина, но очень ценного персонажа -хоббита Бильбо. Большой путь пройден, и гора, которую охраняет дракон, становится близко. Это подогревает еще большее желание для гномов вернуть свой дом и уничтожить грозного Смауга. Но остаток пути по-прежнему опасен, как и весь предшествующий путь, поэтому сражаться предстоит всё так же отчаянно, к чему героям не привыкать. Здесь всё будто бы весит на волоске, начиная от жизни и заканчивая надеждой, которая может вмиг разбиться о скалы горы, к которой так отчаянно шли. Но Хоббиты со времен 'Властелина Колец', как известно, не сдаются. Поэтому встреча с драконом состоится, и Смауг предстанет во всей своей красе.
Основная составляющая фильма 'добро и зло' делает трилогию не просто интересным и захватывающим кино, но еще и мудрым. Чувствуется серьезность, с которой подается история. Музыкальное сопровождение уже в начале настраивает на нужный лад, оставляя всё где-то позади, сразу же погружает в историю. Развитие событий происходит в атмосфере холода и мрака. Здесь не до веселья, но оно по-прежнему присутствует в определенные моменты, которые дарит зрителю Бильбо. Не чувствуется длительность картины, она здесь пролетает, как один миг. Но ощущается всё тот же достойный уровень подачи, вызывая определенную гордость, заставляя пробегать мурашки. Сюжет картины несет в себе гораздо большее, чем просто сказка с красивыми пейзажами, интересными персонажами, захватывающими битвами, победами и разочарованием, что относится и ко всей трилогии. Поднимая на поверхность главные ценности жизни, история объединяет в себе разные поколения, которые впоследствии объединяют разные поколения зрителей.
Толкин заложил интересную и мудрую основу, но благодаря создателям картины она обрела жизнь. Его герои становятся реальными. Порой кажется, а иногда приходит убеждение, что они действительно существуют. Да, в невероятной красоты мире Средиземья, в котором очень хочется побывать. Герой Мартина Фримана во второй части трилогии обретает еще большую яркость. Бильбо Беггинс изменился. И если в первой части он только заявляет о себе, являясь неуклюжим хоббитом, то здесь он уже воин. Его значимость сильно возрастает не только личной выгодой гномов, но и взрослением самого героя. С появлением новых для Хоббита персонажей в картине появляется любовная линия. На фоне общего развития событий она не настолько сильна, скорее разбавляет атмосферу сражений и отчаяния. Реальность героев подкрепляется образом дракона Смауга. Он отличается от злых орков, троллей и гоблинов. Его речи делают его гораздо умнее их, от чего персонаж привлекает внимание. Он живой, и на него интересно смотреть. Последние слова Смауга звучат сильно, принося правильный финал картине. Вторую часть достойно завершили. Это чувствуется.
В общем и целом, картина 'Хоббит: Пустошь Смауга' - достойное продолжение интересной, зрелищной и захватывающей истории. Картину определенно стоит в первый раз увидеть только на большом экране. Ну, а пересмотреть можно будет и дома. Поэтому идите в кино.
9 из 10
P.S. Замечательная композиция играет с наступлением титров Ed Sheeran ' I see fire', послушайте еще раз.