Простая мелодрама перестроечных времён, которая, тем не менее, задевает некие струны в душе, заставляя задумываться о вопросах вечных и не очень. В то время в России снимали не так много фильмов, и в основном - откровенная чернуха. Тем ценнее для тех, кто знаком с историей отечественного кинематографа, этот небольшой - пусть не бриллиант - но все таки полудрагоценный камень в куче песка и щебня, так сказать.
Юный спортсмен Женя (Александр Збруев) влюбляется в смешную и искреннюю Наташу (Марина Неёлова), которая переходит в их класс из другой школы. Наташа отвечает взаимностью... в советские времена, наверно, в каждом учебном заведении были вот такие свои Ромео и Джульетта, чья любовь казалась настолько чистой и настоящей, что даже учителя, невзирая на запрет сексуальных тем, приводили их отношения в пример другим школьникам. И есть девочка Аня Колыванова (Светлана Рябова), сестра Жениного друга, приблизительно тремя годами младше, тайно безысходно влюбленная в Женю. Готовая ради него на любые глупости, рыдающая по ночам в подушку. Наверняка тоже знакомо многим.
Годы идут, Женя и Наташа после окончания школы играют скромную свадьбу, Аня с разбитым сердцем уезжает вслед за братом-дипломатом в Америку. Тем временем в СССР перестройка, и у боксера Жени остается не так много перспектив - либо к бандитам охранником, либо прозябать на заводе с крохотной зарплатой инженера. Наш герой выбирает второе. Бесконечные серые дни, дождь и слякоть, днем работа в конструкторском бюро или что-то вроде, по ночам Евгений подрабатывает грузчиком, чтобы семья хоть как-то сводила концы с концами, чтобы не дойти до нищенства, как отец. Единственная светлая нота в жизни Жени - не угасшая с годами любовь к Наташе, по-прежнему смешной и искренней, всё ради неё и подрастающей дочки.
И тут в Ленинград возвращается Аня - вся такая блистательная бизнес-вумен, сделавшая карьеру в Америке (на самом деле, сейчас ее образ смотрится просто таки смешно - она скорее похожа на гостиничную шлюху, чем на деловую женщину, и в Америке даже восьмидесятых годов так не одевались). И, конечно же, прямиком на тот завод, где работает наш герой. Совместное предприятие организовывать (было модно такое в конце восьмидесятых-начале девяностых). 'Ты обязательно должен с ней встретиться, - настаивает Наташа, - она же сестра твоего брата, она должна тебе хоть как-то помочь с карьерой'.
Но истинные цели Ани далеки от тех, которые она позиционирует открыто. За двадцать лет в Штатах ее любовь к Жене не только не забылась, но и превратилась в некую манию, в идею-фикс. Возможно, всё, чего Анна добилась в жизни, было ради того, чтобы однажды появиться перед объектом своей любви в эдаком недоступном виде, пройти мимо, сверкнув, и исчезнуть (как ей кажется, оставив героя сожалеть о неверно сделанном в юности выборе). Но, как и в детстве, мадам Колыванова по-прежнему готова на всё, чтобы заполучить объект своей безумной страсти - вопреки любой логике.
Несмотря на столь простой (и даже местами наивный, чего стоит попытка Анны выброситься из окна) сюжет, фильм покоряет практически сразу - точным ностальгическим отображением времен минувших, великолепной игрой актеров, моральными дилеммами, достойными героев Шекспира. Наступает момент, когда Евгений встает перед серьезным выбором - купиться на уговоры Колывановой, одарившей его всевозможными подарками, и улететь с ней в Америку, предав свою любовь - или остаться в своем кооперативном шалаше, крохотном, нищем, неустроенном, заставленном ненужными вещами - но навсегда вместе с любовью всей своей жизни.
Есть в этой картине еще одна бесподобная актёрская работа - 'мент' Александр Лыков сыграл накрашенного проститутку-гея у отеля 'Астория', некрасивого, но уверенного в себе, манерного, в дорогущей шубке, 'хозяина жизни'. Роль небольшая, но запоминающаяся однозначно - именно этот тип в конечном итоге помогает Жене сделать тот самый непростой выбор.
Удивительно точно подобраны актеры на роли юных героев - если честно, после первого просмотра почему-то была уверена, что роль Наташи-школьницы играет загримированная под девочку Неёлова.
И, конечно же, заглавная песня, лейтмотив всего фильма.
Фильм из ранней юности. Навсегда оставил глубокий след - честностью и искренностью, правдивостью. Один из тех фильмов, которые оказали влияние на формирование личности.
Больше всего понравилось, как главный герой сумел пронести со школьной скамьи любовь к своей жене. А ведь перед ним неожиданно стал выбор... Как много нового, странного, непонятного появилось вдруг в жизни!
'Наташка, ты у меня одна!'... Этим всё сказано. Мы видим абсолютно счастливого человека. Пускай многого не хватает, зато есть самое главное - любимая семья!
Очень жалко Аню, маленькую девочку из прошлого. Какая она беззащитная (но и сильная)! В который раз соглашаешься с мыслью - не в деньгах счастье...
Фильм поднимает одну из вечных как в кино, так и в жизни: что важнее деньги или любовь.
Обычная семья начала 90-х годов: низкая зарплата, маленькая квартира, стареющая жена и глупышка-дочка – вот что окружает Женю Тимошина. И вдруг в его жизни появляется Аня - молодая, красивая, богатая. И герой становится перед выбором: сможет ли он оставить семью и уйти к другой. И поначалу его одурманивает вкус денег, американский лоск и заграничная жизнь. Очень символична сцена у гостиницы «голубого» и швейцара. Герой осознает, что он просто себя продает, за деньги, но не за любовь.
Второй кульминационной сценой можно назвать попытку самоубийства Ани. Считаю, что именно она самое трагическое лицо в этом фильме. Ее сила воли вызывает всякое восхищение и в то же время сострадание.
Фильм снят блестяще: ни единого лишнего слова, герои раскрываются здесь скорее через поступки, нежели слова, поэтому многое остается недосказанным.
Низкий уровень жизни всегда побуждает нас мечтать о лучшей жизни, но стремится к ней каждый по-своему.
Этот крик души мог бы быть отличным финалом. Например, для тех, кто любит недвусмысленные сюжетные развязки. Размышлять оставалось бы лишь о том, как же так, почему и т.д.
Однако Д. Астрахан пошел дальше. В результате финалом истинным (я полагаю, ни для кого уже не секрет, чем заканчивается кино?) являются (на мой взгляд, по крайней мере) являются те несколько секунд, что разделяют вышеприведенное эмоциональное утверждение Евгения Павловича Тимошина, казалось бы, определившегося с выбором, и заключительные титры. Перефразируя популярнейшую песню: «Сомнения, сомнения, сомнения…»
Я убежден, что эти несколько секунд переворачивают всё. Повторюсь, и без того было бы, над чем задуматься. Мотивы, причины принятого решения (а оно таки было принято, «это есть факт»), возможные последствия и, конечно же, «упущенная выгода» (только прошу не воспринимать сугубо в материальном смысле слова). Но эти кадры!.. Они не оставляют шансов на правильный ответ.
Мне думается, что «Ты у меня одна» – это логический парадокс, не имеющий решения. Этакая современная (что такое двадцать лет!) апория, заставляющая мозг буквально кипеть от напряжения в попытке объяснить необъяснимое. Напрасной попытке. Ибо кажется, что спорить об этом фильме – всё равно, что спорить о любви в целом. Что это такое, кому это дано, и можно ли это вообще понять? Вопросы без ответов? Возможно.
Тем не менее третий десяток лет зрители спорят, а главное – пытаются разобраться, кем же на самом деле является «дядя Женя»: «ничтожеством» и «дурачком» или «героем нашего времени»? Любящим мужем и отцом, ответственным человеком, готовым принести себя в жертву, или трусом, не решившимся «жизнь на карту бросить»? Виданное ли дело: я сам успел поменять свою точку зрения на прямо противоположную только для того, как выяснилось, чтобы теперь отказаться и от нее – в пользу совершенно, как мне кажется, иной – третьей по счету. Нонсенс!
Одно не меняется все эти годы: отношение к таланту режиссера, исполнительскому мастерству актеров, потрясающей музыке, идеально передавшей степень эмоционального напряжения. К фильму в целом как произведению искусства. Тут всё по-прежнему: это «Избранное» и это
Сюжет фильма близок мне. Я вместе с Аней смеялась, радовалась, плакала. Её судьба многим покажется очень знакомой.
Безответная любовь - это невыносимо больно. Только тот человек, который хоть раз в жизни слышал в свой адрес слова: 'Я не люблю тебя!', может прочувствовать все переживания героини и понять, что происходит в душе.
Спустя 20 лет её любовь к дяде Жене стала крепче и он, подарив ей кусочек счастья, дал надежду.
Сцена с попыткой суицида Ани настолько сильно передает её эмоциональное состояние. После фразы: 'Ну не люблю я тебя! Не люблю!' действительно хочется просто разбить себе голову, чтобы эти пронзающие до боли слова больше в ней не задерживались...
Считаю, что фильм достоин просмотра. Это классика - никогда не выйдет из моды.
Я советский инженер Евгений Тимошин, в перестройку мне приходится несладко. Никому не нужен сейчас честный и работящий человек, настоящий профессионал своего дела. Мне уже сорок лет, каждое утро я иду на некогда любимую работу, за которую уже давно не платят вовремя, а что платят - сущие копейки. По ночам мне приходится разгружать фуры, благо, спортивное прошлое позволяет. Не унижение ли это для меня? Унижение, а что делать? Надо кормить жену, дочку, капитализм настаёт. Ещё и это слияние с американцами, совместное предприятие, мать его. Возьмут двоих из всего коллектива, ещё и начальник придурок ёрничает. Отец совсем одурел, бродяжничает, пьянствует, поёт с пьянчужками в переходах, как будто никакой чести совсем не осталось.
День рождения на днях, а что со мной случилось? Мог ли я подумать я, двадцатилетний влюблённый, что такое будет со мной? Были же победы на соревнованиях, женился же на любви всей жизни. А где-то друг детства в Америке, сестра его младшая, помню, влюблена в меня была. И дочь моя вот собирается тоже в эту Америку. Дай бог бы все сложилось у неё, раз у нас не вышло.
А вот, пусть эта Аня, некогда влюблённая в меня девочка. Пусть она будет этим представителем из Америки. Молодая красивая успешная все ещё любит меня, обязательно возьмёт меня в совместное предприятие. Да, а, может, вообще возьмёт меня к себе да увезёт в эту Америку, страну счастливого капитализма, где живут как люди, а не выживают. Хотя разве это для меня? Вот так прогибаться, забыть про любимую семью и принципы...
Вот такой фильм-гипотетическая мечта в традициях Астрахана. Смешная и грустная, с великолепным сценарием, отличными актёрами и душещипательной музыкой Визбора. Смешная и грустная, такая как жизнь.
Об этом фильме я всегда всем рассказываю только одной фразой: 'Это моя любимая мелодрама'. Вообще само понятие 'Качественная мелодрама', и особенно уж 'Качественная российская мелодрама' на первый неискушённый взгляд звучит как оксюморон. И в самом деле, у кого нынче повернётся язык обвинить в предвзятом отношении человека, сказавшего: 'Я не люблю мелодрамы (особенно российские) '? А причина очень простая: как самостоятельный жанр в искусстве с самоцелью в виде любовной интриги, мелодрама много десятилетий назад потеряла художественную ценность. И только те из них любят зрители по сей день, которые были сделаны ради чего угодно, только не ради любовной интриги!
Так вот что касается российского кино, на мой субъективный взгляд, Астраханом сразу же была задана такая высокая планка, достигнуть которой до сих пор не удаётся решительно никому. И даже не стоит пытаться. Как и в любой классической мелодраме, сюжетная интрига фильма - читай аннотацию - кажется примитивной и предсказуемой до безобразия. Но стоит посмотреть фильм и попытаться хотя бы немного осмыслить происходящее - меж диалогами, эпизодами, кадрами отчётливо проступает глубокий и мудрый посыл Создателя.
Ключ к его разгадке - заглавная песня, в честь которой фильм назван. Ключ к его разгадке - сцена у гостиницы с эпизодическим появлением Александа Лыкова. Ключ к его разгадке в образах жены и отца. Ключ к его разгадке в срывающемся на истерику крике самого героя главного в сцене развязки 'Ну не люблю я тебя!!!' Всмотритесь, вслушайтесь повнимательнее, и сразу же станет ясно: это фильм не о семейных проблемах бывшего боксёра, не о любовном треугольнике. Это вообще фильм не о любви. Вернее, он о любви, но не той, которая всегда находится в центре сюжета любой мелодрамы.
В какой вселенной и в какое время живёт герой Александра Збруева? Кто его близкие и родные, что за общество они представляют (символизируют)? А какой мир представляет героиня Светланы Рябовой? Как вообще складывались отношения между двумя этими параллельными мирами в тот исторический период? Ответьте на эти вопросы, и вы поймёте, к чему я клоню.
И вот теперь наконец пришло время обратиться к сюжету - к истории, рассказанной авторами. Риторическим кажется вопрос, почему главный герой в финале делает именно такой выбор, однако даже этот поворот в рамках фильма имеет обоснование. Шумный наглый сосед, которого сыграл молодой Артур Ваха - он-то в фильме зачем, его-то роль какова? На этот вопрос отвечаю сам: эта линия показывает, что все проблемы решаемы! Да и не только она - крохотный эпизод, где главный герой подрабатывает грузчиком в магазине, на эту же самую тему. И вообще. Можно вспомнить фильм 'Интердевочка', можно вспомнить песню 'Гуд бай, Америка' (которая уже была) и даже фильм 'Брат-2' (которого ещё не было).
Именно такой смысл несёт фильм, его название и песня Юрия Визбора как лейтмотив. Только вдумайтесь, какой режиссёрский ход сильный! Песня о любви к женщине в фильме, где в центре сюжетной интриги лежит любовь к женщине, намекает зрителю, что на самом деле картина совсем не об этом.
О чем можно сказать после просмотра данного фильма? Сказать что фильм восхитительный - сказать ничего! Фильм действительно очень потрясающий и врезающийся в память. После просмотра складывается двоякое ощущение, что бывает крайне редко после просмотров фильмов российского кинематографа!
Игра актеров заслуживает похвалы. Александр Збруев сыграл эту роль что ни на есть хорошо. Меня впечатлили сцены, когда он встретился с глазу на глаз с подружкой из Америки, он искренне улыбаясь протянул ей руку, а она в ответ то ли от обиды, то ли от чего, не сказала 'здравствуйте' и в конце его торжественная радость с криком к своей жене Наташке. Кто бы что ни говорил, а второстепенные роли тоже были сыграны хорошо, особенно роли жены и дочери, они будто вжились в эти роли.
По началу фильма сразу и не разберешь что к чему. Лишь к концу фильма улавливаешь главную идею этого фильма - семейная ценность. Фильм повествует нам о преданности, любви, жизни того времени постсоветского. На протяжении всего фильма присутствует атмосфера некой тоски и не покидает до самого финала!
Этот фильм я буду просматривать еще ни один раз. Этот фильм я буду рекомендовать к просмотру. Этому фильму непременно найдется место у меня в коллекции.
Это именно тот фильм, который не надоедает пересматривать снова и снова, и даже в сотый раз натыкаясь случайно на него на каком-нибудь канале, не переключаешь и досматриваешь до конца. Просто пронзительная история даже, главным образом, не о том самом времени 'лихих девяностых', а о человеческих взаимоотношениях внутри семьи, о несбывшихся юношеских надеждах, о разбившейся мечте...
Несколько слов о главных героях. Мне кажется, очень хорошо передан быт главных героев, что соответствует времени действия и их социальному положению. Что может измениться в их жизни? Да ничего! Скука, обыденность! Изменит ли их жизнь появление Ани? Тоже вряд ли. По -настоящему жаль Аню, стоило ли ворошить прошлое и искать свою юношескую любовь? Возможно и стоило, чтобы убедиться, что на чужом несчастье счастья не построишь, но сделать себе только больнее, услышав такую горькую, как ножом по сердцу, фразу 'я не люблю тебя'!
Думаю, вывод после просмотра этого фильма можно сделать такой: не нужно жить иллюзиями и призрачными мечтами, а жить настоящим, искать свою любовь в реальной жизни, не жить детскими влюбленностями.
Несмотря на то, что от всех советских фильмов здорово попахивает соответствующим колоритом, почему-то именно эти киноленты оставляют след в сердце и душе. Мелодрама «Ты у меня одна» получилась невыносимо пронзительной, душевной, душещипательной и на надрыве. Лучшая работа режиссёра Дмитрия Астрахана.
Время прошло. Вместо нереализованных надежд и мечтаний юности — голая правда действительности. Жизнь инженера Евгения Тимошина ничем не выделяется на фоне других. Серые будни, по ночам подработка, маленькая квартирка и нет никакого просвета и иллюзий. Но тут в жизнь мужчины впорхает «шанс»… и ставит его перед выбором. С одной стороны нищета, безнадёжность и жена, которую Тимошин любит всю жизнь. С другой, новые возможности и женщина, которая любит его с детства…
Прекрасно подобранные актёры, как главные, так и второстепенные. Великолепный Александр Збруев, который умеет «говорить» глазами. Он очень точно передал ощущение того, что его герой чужой на этом празднике жизни. Сколько у него печали, обречённости и усталости в глазах. Эмоциональная Марина Неелова, которая осознаёт, что жизнь прошла мимо… Половина жизни прожита…, а что будет дальше? Мучительное существование? Особо хотелось бы отметить Марка Горонока и Светлану Рябову, очень запомнились их персонажи.
И конечно же, идеально вписавшееся музыкальное сопровождение, а именно, легендарная композиция Юрия Визбора — «Ты у меня одна…»
Классика российского кинематографа. Достойное и поразительное кино, одно из немногих постсоветских. В этой киноленте нет правых и не правых. Каждый имеет право быть счастливым. И как сказала главная героиня: «Просто жизнь у нас такая собачья...»