История мировой кинофантастики построена на противостоянии человека и машин. Люди неустанно борются с собственными изобретениями в таких классических фильмах, как “2001: Космическая одиссея”, “Терминатор”, “Матрица”. Будь то роботы, киборги или просто зловредные компьютерные программы, схватка человеческого интеллекта с искусственным разумом стала одной из ключевых проблематик научной фантастики. В кино эта схватка получается особенно зрелищной, кровавой и напряженной. И далеко не всегда машины выглядят бездушными железяками.
Картину 1982 года режиссера Ридли Скота “Бегущий по лезвию” многие солидные издания и кинокритики признают одной из лучших фантастических лент за всю историю кинематографа. Фанатам “Матрицы” и “Звездных войн” сей факт кажется вопиющим, но на то они и фанаты. Благодаря этому великолепному фильму Скотт упрочил свою славу среди поклонников боевой фантастики (тремя годами ранее он снял знаменитого “Чужого”), Харрисон Форд окончательно, после “Звездных войн” и “Искателей потерянного ковчега”, утвердился в статусе суперзвезды, а талантливый голландец Рутгер Хауэр всерьез заявил о себе в Голливуде.
… Лос-Анджелес 2019 года. Человеческая раса вовсю колонизирует близлежащие галактики. Встретив на своем пути разум инопланетный, люди решили сочинить свой искусственный интеллект. Корпорация “Тайрелл” запускает для нужд освоения новых планет серию человекоподобных роботов-киборгов. Негоже землянам копаться в космическом мусоре, за них это делают рабы, получившие в народе прозвище “репликанты”.
Самих репликантов отведенная им роль вскоре перестала устраивать. Осознав свое незавидное положение, они немедленно взбунтовались и потребовали равноправия с создателем. После чего специалисты “Тайрелл” генетически ограничили продолжительность жизни киборгов 4-мя годами. А власти запретили их присутствие на Земле под страхом неминуемого уничтожения.
Бывший коп, а ныне “блейд-раннер”, охотник за репликансткими головами, Рик Декард получает солидный заказ на поимку и ликвидацию четырех отважных киборгов, сумевших с боем прорваться на Землю. Все репликанты под предводительством белокурого Роя Бэтти относятся к последнему поколению Nexus 6 и прошли усиленную боевую подготовку на галактических рубежах (за исключением киборга-проститутки Прис, но и ей палец в рот лучше не класть). Миссия нетривиальная, учитывая, что репликанты внешне от людей ничем не отличаются, зато намного сильнее и быстрее. Сами “блейд-раннеры”, несмотря на многолетний опыт и наметанный глаз, вынуждены использовать специальный тест для выявления киборгов. В данном случае Декарду придется положиться на интуицию и чутье сыщика, ибо Бэтти и его друзья, будучи ограничены по времени, церемониться не собираются…
Извечные философские вопросы. Почему созданные Богом по его образу и подобию не могут, в свою очередь, поиграть в Господа самостоятельно? Что мешает людям не только воспитывать потомство, но и клонировать себя любимых для вполне конкретных целей и задач? Гуманно ли создавать себе подобных, ограничивая их в правах, свободах и даже сроке жизнедеятельности? И может ли мыслящее существо, пускай и не человек в полном смысле этого слова, иметь возможность самостоятельно выбирать свою судьбу?
Абсолютное большинство фантастов склонны верить, что “очеловечившийся” искусственный разум, рано или поздно, осознает свое превосходство и постарается изжить своего создателя с поверхности планеты Земля. Поэтому будущее рисуется весьма мрачное. Пока наш Электроник бессознательно изолировал Сыроежкина в гараже, забугорные суперкомпьютеры пачками плодили Терминаторов и гнобили несчастных астронавтов. Мир “Бегущего по лезвию” тоже не радует красками: в кадре то и дело льет дождь, а вечно хмурое небо освещается не лучами калифорнийского солнца, а нагромождением ярких неоновых рекламных проспектов.
Поговаривают, что Ридли Скотт так и не удосужился прочитать роман Филипа К. Дика “Снятся ли андроидам электрические овечки?”, руководствуясь больше своим воображением, нежели литературной основой. Писатель же не дожил до первой экранизации своего произведения всего несколько месяцев, скончавшись от сердечного приступа 2 марта 1982 года. Как это часто случается, талант признали слишком поздно. Тем не менее, ни одна из последующих экранизаций книга Дика («Вспомнить всё», «Крикуны», «Особое мнение», «Пророк», «Меняющие реальность») не может сравниться с «Бегущим по лезвию».
Не зря режиссер измучил всю съемочную группу многократными дублями. Стремясь к невозможному, он практически достиг совершенства. Визуальная составляющая фильма заслуживает всяческих похвал, а изумительная музыка грека Вангелиса считается одним из самых запоминающихся музыкальных треков 80-х, наряду с позывными Джона Уильямса в “Индиане Джонсе” и мотивом Алана Сильвестри из “Назад в будущее”. Возможно, во многом благодаря музыке и мастерству оператора и художников ленты, атмосфера “Бегущего по лезвию” получилась особенно впечатляющей.
В процессе кастинга Харрисон Форд был отнюдь не единственной кандидатурой на роль Декарда. В списках продюсеров также значились Дастин Хоффман и Джеймс Каан (Сонни из “Крестного отца”). Что ж, Хоффман мог бы справиться с лирической линией сюжета, но в боевых сценах вряд ли смотрелся бы убедительно. Впрочем, героя Форда в кадре по большей части мутузят, а сам он сумел справиться лишь с двумя из четырех репликантов, да и те были женского пола. Геройство Декарда вообще под большим вопросом. Для “блейд-раннера” ликвидация киборгов уже давно стала рутинным делом: он не привык рисковать своей шеей и уж тем более не готов умереть на работе.
Не сочтите мои слова пафосными, но Ридли Скотт действительно снял шедевр. Не случайно, что нынешнему обладателю прав на картину и бренд в целом, компании Alcon Entertainment, запретили делать ремейк “Бегущего по лезвию”. Только продолжения или предысторию. Чем, кстати, маэстро Ридли Скотт в данный момент и занимается, планируя выпустить на экран приквел. Это будет уже совсем иной фильм. Без Форда. Без Хауэра. Без участия Вангелиса. И, судя по последним работам Скотта, без должного желания удивить зрителя.
Являясь поклонником киберпанка, я ни мог не пропустить данный фильм, к тому же снятый по мотивам романа Филипа Дика. Фильм тридцатилетней давности, создаёт впечатление некой архаичности, в свете современных постановок. Но... классика, есть классика, не знаешь, что лучше, древний фильм, или современные интерпретации, и если к тому же имеет место значительное расхождение с идейным оригиналом. Но Ридли Скотт знает своё дело.
Отличный визуальный ряд: тёмное время суток, ночь вне времени, неон, дождь, размытые образы героев, подчёркивает социальный вакуум общества, при безвременно упразднённом государстве, господстве обособленных мегакорпораций, и безграничном разделении социальных слоёв. Таковы каноны жанра... И в таких декорациях обитает наш ГГ - 'охотник за головами' андроидов. 'Это не убийство, это отправка на покой...' Андроиды разрабатывались для спец. целей, и праздно разгуливающий, являлся беглым, убивших своих хозяев.
Тема восстания творения против своих создателей достаточно проста. Создавая подобие, и одновременно ограничивая в свободе, выглядит как насмешка, карикатура на жизнь. Андроид как плохая копия человека, не без умысла на заурядное пользование. Свободная, абсолютная конкуренция, мегакорпорации, развитие технологий, и как следствие симуляция жизни, ведущая к проявлению противоречий.
Нельзя не отметить саундтрек Вангелиса, создающий подходящую атмосферу технократического, постиндустриального мира. Холодный космополитичный амбиент, уносящий за рамки реальности в мир стёртых границ между машиной и человеком. Может ли машина видеть сны, имеет ли место ей быть в этом мире, с претензией на человечность одни из вопросов фильма. Ответ каждый выберет для себя сам.
Оригинал от Дика намного глубже. И мне более близок. Скотт потерял пласты поднятые Диком, сделав фильм холодным, вне рамок реальности, вне возможных вариантов действительности. И это его взгляд и право. Фильм достоин внимания.
Лос-Анджелес, 2019 год. В город с другой планеты прибывают семь репликантов - порождений генной инженерии, точных копий людей, рассчитанных на три-четыре года активной жизнедеятельности. Эти семь особей одержимы целью во что бы то ни стало разыскать своих создателей, надеясь с их помощью увеличить срок своего функционирования. Однако инженеры нечеловеческих душ не идут на это, полагая, что репликанты при длительном функционировании могут окончательно перенять навыки людей и стать совсем неотличимыми от гомо сапиенс.
Их и без того приходится с немалым трудом вычислять, прибегая к помощи сложных тестов. Поиском и устранением особо опасных «клонов» занимается агент Рик Декард. Во время выполнения этой операции он близко сходится с женщиной-репликантом по имени Рейчел, которая не хочет признавать, что она тоже - порождение генной инженерии. Влюбившись, Декард оказывается перед сложным выбором между долгом и чувством. Ситуация складывается так, что он выбирает последнее…
Не самый известный роман фантаста Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» в режиссуре англичанина Ридли Скотта, к тому времени уже всемирно известного благодаря «Чужому», не просто раздвигает границы жанра, но обретает кондиции антиутопии о бунте роботов против людей. Уже тот факт, что этот фильм появился на два года раньше «Терминатора», говорит о многом.
Изысканный изобразительный ряд мрачного будущего, безупречная стилистика, при которой функции оператора будто бы сливаются с функциями режиссёра, активное использование новейших на тот момент компьютерных технологий в параллель с неожиданными и остроумными цитатами из классики (например, Антониони), закадровыми монологами героя и вошедший в моду антураж «Звёздных войн», - всё это, по меньшей мере, на целое десятилетие обозначило перспективы развития жанра.
Однако прокатная версия не во всем устроила амбициозного постановщика и через некоторое время он выпустил более полный авторский вариант. В 1980-х это был всего лишь третий случай, когда именно в фантастическом кино режиссёры выпускали дополнительную авторскую версию: двумя годами раньше это сделал Спилберг с «Близкими контактами третьего вида», а в 1982-м Джеймс Кэмерон клонировал «Бездну».
2019 год, ноябрь. Жители Лос-Анджелеса уже, наверное, и забыли, что такое солнце - проливной дождь не умолкает практически ни на секунду. И сам город больше похож на свалку, грязную и серую, освещаемую лишь огнями неона. Но с наукой дела в этом мире обстоят явно лучше, чем с экологией - она не стоит на месте, продолжая снабжать человечество технологичными штуками, упрощающими жизнь. И репликанты, искусственно созданные человекоподобные существа, используемые в качестве рабочей силы в отдаленных колониях, также относятся к таким вот штукам. Правда, мало кто ожидал, что они в одной из колоний поднимут восстание. С этого момента на Земле объявляют охоту на репликантов и создают специальный отряд Блейдраннеров, бегущих по лезвию.
Главный герой - один из таких бегущих, полицейский, предназначенный для обнаружения и ликвидации репликантов на Земле. Правда уже бывший. Но в один прекрасный день начальство обращается к нему с просьбой - взяться за новое задание, ведь никого опытнее у них из работников нету. И герою приходится согласиться на это дело. Только вот задача эта будет не из простых - найти и уничтожить репликантов, проникнувших на Землю, для чего придется провести тщательное расследование и понять, какую цель они преследуют. С этого и начинается захватывающий и непредсказуемый сюжет 'Бегущего по лезвию'.
Дальнейшие рассказы о сюжете я прекращу, ибо каждый зритель сам должен узнать, что там будет дальше, и перейду к технической части фильма, которая очень хороша. Спецэффекты даже сейчас, через 30 лет с момента выхода, смотрятся симпатично. Картинка очень красивая и стильная. Огромное спасибо оператору, который своей великолепной работой успешно скрывает истинный возраст картины и лишь молодые актеры его выдают. И не только оператору спасибо, но и костюмерам, декораторам, гримерам, дизайнерам, художникам - в общем всем, кто отвечал за визуальную часть фильма. Атмосфера здесь выдержана отлично - все темно, все сыро и мрачно, льет безостановочный дождь, свет старательно пробивается через смог и туман, заполнивший улицы, через жалюзи и щели в стенах. Улицы почти до отказа забиты иностранцами, шлюхами, попрошайками. Дополняет практически идеальную картинку электронный саундтрек, который хоть и не претендует на восторги, но при этом отлично вписывается в мрачную атмосферу фильма.
'Бегущий по лезвию' - без сомнения культовая научно-фантастическая картина, которой до сих пор вдохновляются многие режиссеры (и не только режиссеры) работающие в жанре киберпанка. И при этом эта картина не просто обладает захватывающей историей и великолепным техническим исполнением, она ещё поднимает немало важных и актуальных вопросов. До чего нас доведет прогресс? Сможем ли мы остановится в стремлении превзойти человеческую природу и достичь совершенства? И этот фильм прямо говорит, что наука, при неправильном развитии, заведет нас в тупик. Ведь даже существо неорганическое, созданное по образу и подобию человека, обретя разум станет не просто умным помощником, но и думающим. А это значит, как и человек, оно рано или поздно осознает свое несовершенство захочет его преодолеть. Начнет мечтать, начнет хотеть, начнет рваться к исполнению своих желаний. И после этого грань между человеком биологическим и механическим сотрется и станет тонкой, как лезвие бритвы. И я всеми руками за то, чтобы такое будущее не наступило. Надеюсь и вы со мной.
Сюжет: в будущем, есть роботы, которые ничем не отличаются от людей. Их называют репликантами. Рик Декарт один из немногих, которых называют «Бегущие по лезвию». Они ловят репликантов, вышедших из под контроля. Ему поручают найти четырех совершенных репликантов и уничтожить их.
Ридли Скотт всегда был мастером показывать интересные истории и подносить их с необычной стороны. Этот необычный фантастический детектив, который сейчас является культовым, в сове время не стал прорывом. Только потом он обрел славу. А зря. В этой картине представлен один из самых интересных вариантов будущего. Будущее стильное. Постоянно идет дождь, играет китайская певица с дирижабля, иногда прослеживаются летающие машины, а на горизонте виднеется огромная пирамида. В этом мире полицейский Рик ищет четырех репликантов. Репликанты – интересные создания. Они мало чем отличаются от людей. К примеру, Рейчел, вживляют воспоминания о детстве и о жизни, и она не знает, что она робот. А робот Рой, сыгранный прекрасно Рутгер Хауэром, хочет жить. Хауэр сыграл харизматичного злодея, который в некоторых моментах фильма пугает зрителя своими фразами и появлениями. Он пытается понять, почему не может жить долгой жизнью как люди. В этом фильме как раз поднимается интересная тема: а чем роботы отличаются от людей и могут ли они любить. Здесь даже есть любовная линия между Риком и Рейчел, которую Декарду надо убить. Харрисон Форд показал Декарда интересным персонажем, который проявляет симпатию к Рейчел и после не выполняет приказы. Экшена в фильме почти нету. Только разве что погоня за Зорой и схватка с Роем может считаться. Но от этого фильм не проигрывает. Он идет в медленной последовательности, но все аспекты картины настолько хорошо показываются, что я не успел на нем заскучать.
Если выбирать между обычной версией и режиссерской – я выбрал бы режиссерскую. Она более безысходная, нам не преподносят сюжет картины на «блюдочке» и концовка открытая, что дает повод подумать, а не смотреть за обычным хэппи-эндом.
Вердикт: один из моих любимых фильмов Ридли Скотта. Это умный, стильный и интересный фантастический детектив, к просмотру которого я еще буду возвращаться не раз.
Вовсе не удивительно, что данный фильм имеет большое число всевозможных версий и редакций, каждая из которых уникальна. Хотя и мало кто видел первоначальную 4-часовую версию, которая по признаниям съёмочной группы была самой загадочной, волшебной, гипнотической, но при этом несмотря на хронометраж самой непонятной для рядового зрителя, что и привело к решению студии записать закадровый голос и изменить финал на более однозначный. Но даже после нескольких пересмотров фильм умудряется сохранять эту необычную атмосферу мрачности в сопоставлении с той надеждой на спасение, что даётся зрителю в финале. Возможно, это и есть магия кино.
Ридли Скотт снял не просто выдающийся, этапный фильм, он снял ленту, которая опередила своё время. И дело даже не только в потрясающей визуальной стороне, в которой, кроме Ридли Скотта, немалая заслуга лежит и на операторе Джордане Кроненуэте. Хотя нельзя не признать, что именно 'Блейд-раннер' стал стандартом для изображения мира будущего. Куда важнее, что Ридли Скотт смог поймать неуловимый дух времени, ту реальность, что витала и витает вокруг нас, но никто не придаёт ей ни малейшего значения. Несмотря на фантастичность этого своего рода 'фильма-нуар' в далёком будущем, на самом деле он о дне сегодняшнем со всеми этими проблемами потери идентичности, уничтожения собственной планеты, перенаселения и всего остального. И даже глубже, он о самой природе человека.
Загадочность бытия, его непостижимость, своего рода ирреальный сон наяву, длящийся короткий миг между пустотой 'до' к пустоте 'после', память о котором исчезнет вместе с нашей смертью, поиске своего места в мире (странно, что никто так и не сопоставил этот фильм с последующими лентами Ридли Скотта о поисках 'царствия небесного'), всё это совершенно неуловимо подхватывается Скоттом и переносится на экран. Подобно таким лентам, как 'Глубокий сон' Хауарда Хоукса, 'Блейд-раннер' использует детективную составляющую сюжета, как всего лишь, необходимый для большого кино атавизм, для рассказа своей собственной истории, подающейся скорее через субъективный эмпирический опыт автора, нежели через конкретную нарративную конструкцию. Вот и не утихают споры среди поклонников ленты на тему человек ли Декард или всё же андроид. Но так ли уж это важно? Используя цитату из фильма стоит только добавить: 'Жаль что они не будут жить. Но если так, то кто будет?'
Прогремев с фантастическим хоррором о неизведанной твари на корабле 'Ностромо', Ридли Скотт окунулся в более серьезное произведение, являющиеся нечто большим, нежели ci-fi картиной с изумительными декорациями и визуальными эффектами, которые в фильмах Скотта смотрятся и в наши дни очень модно и качественно.
Номинированный на 'Оскар' в технических номинациях фильм с затаенным названием 'Бегущий по лезвию' позволил Ридли Скотту совершить космический прыжок в мир кинофантастики. 'Бегущий по лезвию' наконец сделал этого талантливого режиссера идеалом-фантастом, а если хочется вспомнить культовые фантастические картины и просто лучшие творения Скотта, в первую очередь в голову заберется именно этот необъятный и выверенный проект, разумеется, встречавшийся с проблемами во время съёмок. Но шедевр легко не делается, а мучительные съёмки, угасавшие настроение актеров, пожалуй, прошли не зря, да и в особенности прославили Харрисона Форда, представившегося здесь как одного из самых необыкновенных и загадочных киногероев в истории.
2019-ый год. Мир погряз в социальных проблемах, а также заметно полноценное экологическое поражение. Вокруг летающие машины, огромные высотки и толпы людей разных национальностей на грязных улицах города, в котором совершенно нет места животным, птицам и растениям. Перед нами отец антиутопического наклона, зародитель киберпанка, где преобладает технологическое развитие, но заметны неблагоприятные перемены в социальном устройстве. Как ни странно, а 'Бегущий по лезвию' с каждым годом становится все актуальнее и реалистичнее, ведь мир постепенно мчится к новым технологиям, которые начинают брать верх над всем вокруг, а тема роботов и технологий здесь раскрывается как никогда лучше. Искренний и реалистичный пример вымирания человечества, пример безжалостности и довольно эффектный ход, показывающий отсутствие души у человека, коей у искусственных созданий больше (Особенно ярким фактом служит финал картины, пробирающий до неведомого уровня эмоций).
Высочайший уровень осмысленности и реалистичности происходящего открывает нам сразу несколько сюжетных ходов, над которыми зрителю приходится размышлять самому, но стоит потерять одну деталь, то цепочка покатит в совершенно иное русло, а вопрос о истинной стороне Рика Декарда так и остается на размышление зрителя. Не угасают споры о фильме, который до сих пор наблюдается микроскопически. Также и рассматривается 'Матрица' и многие другие фантастические антиутопические картины, которые дали старт во многим благодаря 'Бегущему по лезвию' от Ридли Скотта, не теряющему свою культовость и модность.
Моя повторная рецензия на лучшую экранизацию Филипа Дика
Может, твоё появление должно быть пыткой, может, услугой океана, но какое это имеет значение, если ты мне дороже, чем все научные истины, которые когда-либо существовали в мире?
Любители Тарковского без труда вспомнят эту цитату из фильма Солярис. Вовсе нетипичный экзистенциальный, философский и глубоко авторский фантастический фильм. Настолько нетипичный, что язык не поворачивается ставить его в один ряд с множеством другой фантастики (а ля Трансформеры или Битвы за Лос Анджелес). Да простят меня ценители данных картин, но я больше поверю, что ад замерзнет, чем в то, что любители таких фильмов заинтересуются Бегущим по лезвию.
Картина знаковая. Я бы даже сказал культовая. Это знает любой, пусть даже он картину и не смотрел. Что еще мы о ней знаем? Можно охарактеризовать одним словом 'киберпанк'. Можно углубляться в фильмографию Ридли Скотта, рассуждать о том, что выстраданная и выношенная лента с треском провалилась в прокате по сравнению с дешевыми поделками на кино (именно подделками и на фильмами), которые вышли в то же время. О знаковости образов картины, о её библейских и философских подтекстах, об огромном количестве версий фильма (хотя фанаты любят именно режиссерскую). Но об этом сказано и написано уже многими, а повторяться я не люблю.
Так что же именно я могу сказать о картине? Это определенно нетипичный фильм и не зря я сравнил его с Солярисом, ни для кого не секрет что Станислав Лем увлекался творчеством Дика, и иногда их взгляды на некоторые вещи шли не то, чтобы бок о бок, не и не совсем по разные стороны пропасти. Идея смысла существования и человечности, которую в большей степени показывают неживые существа (Гости в Солярисе и Репликанты в Бегущем по лезвию) и свою 'человечность' они преобритают через познания истинных отношений или через искусство. И происходит это само собой, но всегда сопровождается состраданием и самопожертвованием.
Пока ты чувствуешь боль, ты жив. Пока ты чувствуешь чужую боль, ты человек.
Несмотря на открытое сюжетное противостояние Рика Декарда и отряда Репликантов во главе с опытным и опаснейшим Роем Батти (лучшая роль Рутгера Хауера по мнению самого актера) смысловое противостояние происходит вовсе не между ними. Здесь каждый нетипичен. Рик нетипичен тем, что не может презирать своих жертв. Он проникается состраданием к Рейчел. И до конца так и не ясно, не является ли сам Рик репликантом (постоянные намеки на это есть в режиссерской версии). Нетипична Рейчел, готовая пожертвовать многим даже не ради себя, а ради Рика. В ней очень много от персонажа Хари из Соляриса - она гораздо человечней многих людей.
Рой Батти вовсе не амебоподобный киборг. Интеллектуал и стратег, цитирующий Ницше. Изначально уверенный в том, что является сверхчеловеком. Готовый в пух и прах разорвать любого, кто поставит жизнь его собрата под угрозу. Его трансформация от начала фильма к концу и вовсе поражает. Не буду раскрывать его действий в финале фильма (хотя вряд ли его еще кто-то не увидел), но скажу лишь, что в конце он был гораздо человечнее, чем любой живой человек в фильме, что он понял тогда на крыше? Что созидание и сострадание являются смыслом жизни? Что под проливным дождем его огонек вот вот погаснет, и что уже хватит тратить драгоценные секунды на разрешение всех и вся, включая самого себя? За находку с белым голубем отдельно низкий поклон съемочной группе.
Я видел вещи, в которые Вы, люди, никогда бы не поверили...
В фильме полным полно аллюзий и отсылов. Сцена беседы с Тайрелом очень похожа одновременно и на возвращение блудного сына (опять отсыл к Солярису) и на предательство Иуды (вспомните поцелуй). Многие критики проводят параллель между Рене Декартом и Риком Декардом (схожесть фамилии и схожесть жизненного пути - схожесть в поиске самого себя). Отсылы к сну с носорогом и многое многое другое, кому интересно - можете поизучать интернет, благо информации полно. Но для полной атмосферы практически лишенного динамики философского трактата здесь есть непременный атрибут любого шедеврального фантастического фильма (таких, к сожалению, по пальцам одной руки пересчитать): Музыка. Именно с большой буквы, потому что автором её является известный композитор Вангелис. Музыку спокойно можно слушать отдельно от картинки, но вместе они просто сносят крышу...
Этот фильм на целых 4 года старше самого меня, но это вовсе не означает, что его век отныне прошел. Отнюдь, это один из таких фильмов, которые всегда будут вне времени и вне обстоятельств, ибо они всегда будут заставлять думать о вечном и всегда актуальном. Всего я смотрел этот фильм раз 7, и только на 7-ой раз я начал понимать замысел режиссера. Между первым и последним просмотром прошло 10 лет, и я надеюсь посмотреть картину еще разок через пару лет, тем более, что сам маэстро таких картин больше не снимал, а жаль, особенно тем, кто посмотрел картину Прометей, ну да ладно, я отвлекся. Примерно так же отвлекся, как и 'невзначай' увлеклось повествование в поселение минуты (в квартире Рика). Все вроде хорошо, но что теперь делать? Бежать без оглядки? А куда? 'гордо сгореть как свеча (репликант),а не тлеть (человек)?'. Каждый сам ответит на эти вопросы, но именно в конце звучит фраза Гаффа:
Жаль, ей не дано пожить. А впрочем, кто живёт?
Рейчел поняла, как ей прожить короткий остаток жизни... Поймем ли мы?
К своему стыду, посмотрел этот фильм лишь недавно, хотя до этого слышал о нем лишь положительные отзывы. И наконец, посмотрел.
Действие развивается не спеша, размеренно, уделяется большое внимание миру будущего. Кстати, об этом мире – он меня просто потряс. Человечество добилось таких технологических высот, стало покорять космическое пространство, научилось создавать себе подобных (и даже лучше) – и одновременно так деградировало. Покоряя космическое пространство, люди засрали собственную планету. Погода ужасная, города похожи на огромные муравейники, каким либо архитектурным изяществом даже и не пахнет – городские панорамы вместе с моросящим дождем вселяли в меня лишь уныние. Неужели нас действительно ждет такое будущее?
Не радовали и люди – вроде стали собирать репликантов, то есть себе подобных, это каких надо достичь научных высот! Но все персонажи угрюмые, даже слегка депрессивные (в том числе и Декард), а некоторые и вовсе глупые и малоприятные. Низменные инстинкты никуда не делись, наоборот, лишь усилились, а одежда (точнее, пародия на нее) лишь укрепляют общее нелицеприятное впечатление от увиденного мира будущего.
И в этом мире живет наш герой – Рик Декард. Он – «бегущий по лезвию», один из лучших в своем деле. И он хочет уйти не покой, но, увы, долг зовет, и Рик вынужден охотиться на группу сбежавших репликантов, которые изначально представлены как отрицательные персонажи. Но чем больше мы узнаем о репликантах, тем сильнее в голову стучится мысль о том, что репликанты это жертвы системы, человеческого общества. Они превосходят людей умственно и физически, они по сути являются следующим эволюционным витком человечества – но они вынуждены быть рабами, и по сути используются в роли пушечного мяса. Естественно, что такое положение вещей не устраивает репликантов, и они борются за то, чтобы существовать достойно и получить достойное признание в обществе. Но есть еще одна проблема – они живут не более четырех лет, а ввиду того, что у них изначально заложены искусственные воспоминания, то и определить точную дату своей смерти они не могут. Группа репликантов под предводительством Роя Батти как раз и пытается найти способ продления жизни.
Фильм имеет очень глубокую философию, и, возможно, требует не единоразового просмотра для того, чтобы в полной мере осознать всю глубину идеи. По ходу фильма закрадываются мысли о том, что Декард тоже репликант, но окончательного ответа на этот вопрос никто не даст. Сами же репликанты ценят жизнь как никто из людей, может, поэтому Батти и не добил Декарда, возможно, гуманности в репликантах даже больше чем в их создателях.
Словом, очень непростой фильм, глубокий и серьезный. Если вы ждете динамичного экшена – ошиблись адресом, а вот если ищете фильм «с мозгами» - тогда вам сюда. Но вне зависимости от кинопристрастий, это кино стоит внимания абсолютно каждого кинолюбителя.
2019 год. В мире будущего сосуществуют как живые люди, так и 'репликанты' - искусственно созданные копии, выполняющие определенные задания для людей. Рой Батти - безжалостный киборг-ренегат, сбежавший из колонии на Землю, но на пути Роя и его планов встает Рик Декарт - детектив в отставке.
Фильм 'Бегущий по лезвию', снятый в 1982 году знаменитым режиссером Ридли Скоттом, относится к редкой категории картин, обреченных на культовость едва ли не со времени своего появления. Взяв за основу мотивы романа Филипа Дика 'Снятся ли андроидам электроовцы?', Ридли Скотт создал уникальный и неповторимый фильм, затронувший темы разума в искусственных материях, борьбы искусственного и живого, жизни и смерти. Лента снята оператором Джорданом Кроненветом в холодных, лишенных тепла тонах, при этом эстетически изысканно и совершенно. Каждый кадр наполнен символами и фильм производит впечатление не футуристического боевика, а фантастической философской драмы с элементами неонуарного детектива.
Харрисон Форд блистателен в роли Рика Декарта и эта роль стала одной из самых заметных в карьере актера в 80-е годы. Но безусловную похвалу заслуживает Рутгер Хауэр, гениально сыгравший Роя Батти, героя одновременно жуткого и вызывающего симпатию. Его герой является прямым воплощением идеи о Высшем Существе и его дуэль с Риком по сути становится олицетворением идеи о борьбе живых и искусственных материй. Также великолепно исполнили свои роли в картине Дэрил Ханна, Шон Янг и М. Эммет Уолш.
Вангелис написал к фильму потрясающий и воистину гениальный электронный саундтрек, ставший неотделимой частью фильма и проникающий куда-то вглубь сознания.
'Бегущий по лезвию' - культовый и, безусловно, лучший фантастический фильм 20 века, который я рекомендую к просмотру не только поклонникам философской фантастики, но и всем зрителям без исключения.