Мартин Риггс ждет сына от Лорны Коул, а Роджер от своей дочери- внука. Оба уже ощущают возраст, жаждут покоя. Не давно им наконец дали звания капитанов. Жизнь их вроде бы вошла в правильное русло. Но нет, без приключений старые напарники по определению не могут. На этот раз их дорожки случайно пересеклись с китайскими мафиози, печатающими фальшивые деньги. И триада решает убрать назойливых американских копов с дороги...
-'Моя дочь не может быть беременна- она ещё не замужем!
- Ну видимо она считает, что одно с другим не связанно.' (с)
В 1998-ом в прокат вышла четвёртая, и последняя (скорее всего уже окончательно) часть из популярной саги 'Смертельное Оружие'. Предыдущая появилась за 6 лет до этого. За это время Мэл Гибсон и Дэнни Гловер играющие культовых героев-напарников Мартина Риггса и Роджера Мурто заметно постарели. Поэтому сюжет данной картины крутится вокруг того, что уже оба героя стали 'слишком стары для этого дерьма'. И для финала (а так изначально задумывалось) это подходит как нельзя кстати.
-'Лицензия! Права! Анализ мочи!' (с)
Чисто технически фильм снят безупречно. Самый большой бюджет в серии (он рос от картины к картине) сделал своё дело. Тут и погони, и перестрелки и взрывы и драки. И всякие сложные экшен трюки мастерски поставленные каскадёрами. Смотреть фильм не в коем разе не скучно. Оператор опять поменялся. Теперь это Анджей Бартковяк (ныне известный как режиссёр ТВ-боевиков Стивена Сигала), и он сделал фильм более лёгким в визуальном плане, чем предшественник. Но от этого фильм и вовсе выбивается по картинке из серии предыдущих картин. Но если учесть, что композитор прежний -Майкл Кемен, то за атмосферу можно не беспокоится. Она сохранилась. Хотя и слегка 'модернизировалась'. Просто привычный блюз, звучащей время от времени- куда то исчез. Видать к концу 90-ых он вышел из моды...
-'Всего 3 мёртвых китайца? В Китае их ещё целый миллиард.' (с)
Режиссёр тоже прежний. Ричард Доннер решил лично закончить свою франшизу. Все поработали на совесть. И актёры и те кто трудился за кадром. Но фильм от этого не стал тем чем ожидался фанатами. Нет, 'Смертельное Оружие-4' не плох. И как я уже сказал -не скучен. И на вымученный сиквел снятый чисто -'срубить бабла' он не похож. Шейян Блэк -бессменый сценарист сериала, и на сей раз не топчется на месте, а придумывает новый поворот в жизни своих героев. Теперь Риггс без пяти минут папаша, Лорна на сносях, а Мурто вот вот станет дедом. Да и силы у героев уже не те. На спарринге, к примеру Риггс обманом увиливает от продолжения драки, и сдаётся салаге-которого раньше избил бы одной левой! И хитроумный ход с тем, что окружающие начинают подозревать до того честного Мурто во взяточничестве(Роджер вдруг не с того не с сего разбогател-купил дорогие шмотки и яхту)-тоже любопытен, и служит поводом для многих юморных ситуаций. И герой Джо Пеши (не справедливо выдвигавшийся на Золотую Малину) опять смешит своей игрой Лео Гетса. Который теперь подался в частные детективы (видать набравшись у друзей-копов опыта). Да и новички цикла-комик Крис Рок (зять Мурто -детектив Бисквитер) и Джет Ли (противник героев-мастер кунг-фу Ва Синг), играют как надо. Из последнего получился образцовый якудза. Этот персонаж даже выдвигался на жанровую премию Сатурн, как лучший кино-злодей года. Но правда проиграл приз герою Стивена Дорфа, из вышедшего тем же летом первого 'Блэйда'. Но тем не менее- что то не задалось. Картина сильно проигрывает прошлым частям. И её не спасают ни крепкие экшен сцены, ни харизматичный дуэт, ни в конце концов Джет Ли -в коем веке сыгравший злодея (до третий 'Мумии' было ещё 10 лет)...
Не хочу сказать что создатели работали над последним фильмом спустя рукава. Скорее всего они просто устали от этой франшизы. И создание картин про Мартина Риггса и Роджера Мурто, в какой то момент превратилось для всех них в простую работу. Денежную, интересную-но работу. Режиссёр больше не фонтанировал идеями, сценарист исписался и решил поставить в этой истории точку, а актёры почти не импровизировали. Даже Мэл Гибсон тут какой то уставший. Может он так играл постаревшего героя? Вероятно он тоже устал от этого образа (ведь Мартин Риггс для него всё равно что Рокки для Сталлоне, или Терминатор для Швардценнегера), хотя и получил за съёмки в четвёртом фильме самый больший гонорар. Да и финансово- этот фильм хоть и стоил дороже предыдущих, но собрал меньше третий части, и не смог окупится даже в мировом прокате ('отбивая' остальное продажами на видио)...
Подводя итог скажу, что смотреть фильм всё равно стоит. И фильм скорее всего вас не сильно разочарует. Просто он оказался самым слабым во франшизе и всё. Но по своему ценен как финал знаменитой полицейской саги. И ностальгия прощает четвёртой части все недостатки (коих по правде не так уж и много). Тут не получится пересматривать какой то один фильм. Либо все скопом-либо оставить на потом. А уж всем современным экшен-поделкам-'Смертельное Оружие-4' и вовсе даст не малую фору. Во многом по обаянию персонажей и фирменному юмору...
Как я уже говорил-фильм не дотягивает до планки заданной первыми тремя картинами, но всё таки в память о детстве, и в веду того что нынешние боевики не в силах выдать и такого -ставлю ему идентичную предыдущий части оценку:
Со времен нашей первой встречи с Мартином Риггсом и Роджером Мертафом прошло немало лет. За время совместной службы чего им только не пришлось пережить. Сумасшедшие психопаты и алчные чиновники не раз выступали против полицейского дуэта, однако Риггс и Мертаф всегда выходили победителями из схватки, неизменно вызывая бурные аплодисменты у коллег по участку. Но сейчас ставки поднялись как никогда высоко. Лучшим друзьям и напарникам придется столкнуться с незваными гостями из Китая и никто не знает, чем это в конце концов обернется.
К четвертой части 'Смертельного оружия' франшизы уже превратилась в легендарную и было бы удивительно, если бы она не смогла окупить себя в прокате. И тем не менее в отличии от прочих фильмов, данная работа режиссера Ричарда Доннера оказалась не такой успешной. Винить в этом стоит в первую очередь сценаристов, заигравшихся с масштабами и напряжением, выводя в соперники Риггса и Мертафа практически неуязвимого злодея, схожего на киборга.
Но несмотря на частично недоработанный сценарий, у 'Смертельного оружия 4' не отнять главных достоинств - Мэла Гибсона и Дэнни Гловера. Когда они находятся в кадре все остальное перестает быть важным. Приятно, что в отличии от других серий боевиков 'Смертельное оружие' продолжает развивать характеры своих персонажей. Они находятся в постоянном движении и потому не надоедают.
В 'Смертельном оружии 4' можно долго и нудно искать неувязки, однако этот фильм стал отличным завершением долгого пути. Конечно, мало кто из нас отказался бы от полноценного пятого фильма, однако у нас уже есть четыре замечательные картины, которые навсегда забронировали за собой статус классики.
Что может быть лучше старых друзей, над которыми возраст не властен, когда речь идет о защите чести и закона, знакомых с детства, и продолжающих свою славную службу на благо нашего хорошего настроения.
Сержанты полиции Риггс и Мюрто прибавили в годах, но не утратили в храбрости исполнять свой долг на улицах Лос-Анжелеса. На этот раз невинная прогулка на катере превращается в яростную перестрелку с китайскими работорговцами. В городе ощущается присутствие китайской мафии, промышляющей наркотиками и торговлей людьми. Картина обладает всеми достоинствами, которые мы так полюбили в предыдущих частях. Стиль повествования схожий и, конечно, возвращение режиссера Ричарда Доннера сыграло свою роль. Как всегда, плохие парни сменяются, а полюбившиеся нам персонажи остаются - к исполнению своих ролей вернулись не только две звезды: Дэнни Гловер и Мэл Гибсон, а и другие герои, вроде капитана полиции, семьи Мюрто и Лео. Нас ждет хорошая порция юмора, как всегда умело переплетающегося со зрелищным экшеном.
Продолжение любимой серии фильмов, просмотр которого оставляет только приятные впечатления, учитывая промежуток между частями.
Редко какие фильмы могут похвастаться полноценной тетралогией. Но, как мы определили в разборе всех частей «Ип Мана» (2008-2019) с Донни Йеном, когда у авторов есть чёткое видение, может выйти вполне успешная франшиза. К тому же, некоторые, возможно, из-за огромного количества сомнительных проектов, возможно, из-за специфики самого жанра, где незатейливое развлечение есть и остаётся его основным направлением, по моему мнению, сильно недооценивают боевики, а ведь на них многие из тех, кого принято называть легендами эпохи видеосалонов, сделали себе карьеру. Зачастую именно в боевиках Вы найдёте самые изобретательные экшен-сцены (а порой, и нетривиальные сюжеты) и действительно культовых персонажей и серия, что мы обсуждаем сейчас является ярким тому подтверждением. Давайте поподробнее:
Персонажи:
Мартин Риггс и Роджер Мерта:
Всё начинается с весьма абсурдной сцены, где какой-то псих, вооружённый огнемётом, буйствует на улицах города. Мы не узнаем личности преступника, скрывающегося за пуленепробиваемой бронёй, так как всё это представление устроено с целью показать зрителю обыденный вечер главных героев и рассказать, что поменялось в их жизни за последнее время. Так вот, в этой заварушке выясняется, что Мартин скоро станет отцом, а Роджер дедушкой. Девять месяцев спустя, на ночной рыбалке Мартин, Роджер и Лео случайно замечают корабль, с которого доносятся выстрелы и после перестрелки с бандитами, приехавшая на подмогу нашим друзьям полиция, обнаруживает на судне сотни нелегальных беженцев. Оказывается, что за всем этим стоит китайский генерал, кой за десятки тысяч долларов перевозит своих соотечественников в Америку, где те вынуждены отрабатывать эти деньги, по факту, продавая себя в рабство. Пока идёт расследование, Мартин понимает, что стареет и Роджер, некогда прошедший через то же самое, старается подбодрить напарника и помочь ему осознать, что с возрастом жизнь обретает новые смыслы. Благодаря подобному взаимодействию центральных персонажей, значимые моменты в картине вызывают сильный эмоциональный отклик, ибо Вы наблюдаете за людьми с реальными проблемами и никакая их крутизна и напускной пафос, не дают Вам ни на минуту усомниться в этом. Тут также нет ни одного лишнего второстепенного (из тех, кого можно отнести к ряду протагонистов) героя. Каждый из них прописан и подан таким образом, чтобы детальнее раскрыть Мартина с Роджером и то, чем они рискуют, ввязываясь в очередное безбашенное приключение.
Злодеи:
Ва Синг Ку в исполнении неподражаемого Джета Ли – это тот самый злодей, которого так не хватало данной франшизе. Перед нами настоящая смертоносная машина, чьё каждое появление заставляет трепетать от страха за всех, кто попадается ему на пути. Несмотря на свою немногословность и чётко выстроенную функциональность (да, если судить по количеству поступков и общей роли в фильме, Ва Синг Ку может показаться поверхностным и не очень интересным антагонистом), он имеет толковую мотивацию и выраженный характер, что выгодно выделяет его на фоне тех, с кем Мартин и Роджер сталкивались до него. В финальной битве градус напряжения возрастает до немыслимых пределов, Вы видите, как смерть буквально впивается (без контекста!) в наших бравых полицейских, не оставляя им практически ни единого шанса спастись!
Атмосфера:
Пускай предыдущие части не были лишены юмора и кое-где проскакивали неловкие шутки и идиотские ситуации (особенно это касается сиквела, где впервые появился Лео Гетц), тем не менее упор в них всегда делался на мрачность и приземлённость. Я, конечно, не против эмоциональной разрядки, с помощью юмора, но здесь режиссёр уж больно старается разбавлять серьёзный тон повествования комедийными элементами, уделяя десятки минут бесценного хронометража сценам и персонажам, кои будто созданы для того, чтобы выдавить из нас смешок, однако эти кадры, лишь отвлекают от основного действа, а иногда и раздражают своей вымученностью и неуместностью. Благо, к кульминации мы вновь возвращаемся к старому доброму мордобою, погоням и взрывам. Уже в год выхода ленты не совсем молодые Мэл Гибсон и Дэнни Гловер находятся в прекрасной физической форме и способны дать приличную фору более молодому Джету Ли, и их схватки не ощущаются игрой в поддавки последнего со «старичками». Драки и трюки поставлены столь великолепно, что Вам остаётся только восхищаться всем этим зрелищем на экране. Неудивительно, что с таким подходом бои в этих товарняках спустя аж сорок лет, почти ничем не уступают потасовкам в современных блокбастерах, а местами даже превосходят их.
Итог: «Смертельное оружие 4» Ричарда Доннера – блестящее завершение всей истории, что не нуждается ни в ремейках, ни в прямых продолжениях. Вряд ли сегодня кому-нибудь удастся повторить магию этого кино, наверное, и пытаться не стоит, ибо оно олицетворяет эпоху, когда простота формы не противоречила богатому содержанию, студии не открещивались от потенциальной аудитории и давали ей ровно то, чего она хотела, зрители же со своей стороны ценили такой подход и умели получать удовольствие от просмотра.