Читала книгу когда-то... Красивая, сексуальная, женственная, непосредственная, пламенная Габриэлла... А как её безумно любили мужчины, как хотели, как с ума сходили от еле уловимого аромата её волос, аромата корицы и гвоздики. Посмотрела фильм. Я в восторге! Огорчает только одно: такой отличный фильм и даже не переведён у нас... Получила огромное эстетическое наслаждение. Начну с того, что фильм снимали в Бразилии и главную роль играла бразильянка Соня Брага. А это важно, потому как актриса другого менталитета не подошла бы так на эту роль (моё мнение). Её манера говорить, двигаться (посмотрите какая у бразильских женщин походка!), наконец, о-о-о, этот бразильский темперамент...Марчелло Мастрояни вписался и очень органично сыграл араба-итальянца.
И ещё, это касается всех мужчин. Насиб был покорен этой женщиной, её чувственностью, непосредственностью, бескорыстием, но потом, вольно или невольно, начал подавлять то, за что полюбил. Шедевр!
Жизнь прекрасна, она довольна тем, что живет. Она любит греться на солнце, принимать холодную ванну, жевать гуяву, есть манго, грызть перец. Она любит ходить по улицам, распевать песни, спать с одним молодым мужчиной, а мечтать о другом. Знакомьтесь - это Габриэла, - темпераментная мулатка, истинная дочь Бразилии, соткана из песен и танцев, из солнца и луны, с кожей цвета корицы и ароматом гвоздики. Габриэла (Соня Брага) попала в Ильеус с другими беженцами с северо-востока Бразилии, спасаясь от засухи. Устроившись кухаркой к Насибу (Марчелло Мастроянни) - хозяину местного бара 'Везувий', она стала сперва его любовницей, а затем и законной супругой. На этом ее прекрасная жизнь и закончилась. На первый же план выходит вопрос о нелегкой судьбе бразильской женщины, который волнует режиссера Бруно Баретту не меньше, чем 'женский вопрос' в свое время не давал покоя Николаю Чернышевскому, революционные идеи которого (в особенности о свободной любви и семье с правом каждого на измены), в полной мере разделяет создатель 'Габриэллы'.
Не удивительно, что эмансипация женщины в стране какао начинается в первую очередь с сексуального раскрепощения. Вот Глория - похотливая, пышногрудая наложница полковника-латифундиста, - идет навстречу запретной любви и отдается местному учителю. Вот Мальвина - ученица монашеской школы, - сбегает из родительского дома с мужчиной, обрекая свое имя на скандальную известность, становясь для всех примером безнравственности. А вот и сама Габриэла, угнетенная семейной жизнью, не желая быть светской дамой, вырывается из скучной среды под названием 'семья' и начинает милосердно отдаваться страждущим, таким незаурядным способом, якобы, отстаивая свое достоинство и свои права на свободную жизнь и свободную любовь.
Авторская мораль, его взгляды на любовь, счастье и женское равноправие остаются не совсем понятными, а местами и отталкивающими. Конечно, женщина - тоже человек, у нее тоже должны быть определенные права и свободы. И можно понять возмущение автора бесправным положением женщины в обществе в начале прошлого столетия в стране, где всем правят мужчины, одержимые тотальным контролем над женщинами (будь то жена, наложница или содержанка). В стране, где женщина - это бесправное, безропотное существо, путем закона приравненное к гражданке второй категории, у которой прав не больше, чем у ребенка или сумасшедшего. В стране, где муж, заставший жену с любовником, может запросто всадить пулю в обоих, и правосудие будет на его стороне. Эта авторская позиция нареканий не вызывает. Но преподносить зрителю все прелести человеческой измены как вполне нормальное явление с таким апломбом и уверенностью... По сути, Габриэла - типичная особа легкого поведения (такая себе девушка-Робин Гуд из анекдота, которая у богатых берет, бедным дает). Нам же пытаются представить ее как угнетенное дитя природы, воплощение свободной жизни, как раскованную, свободную от предрассудков женщину, которую едва ли не силой посадили в семейную клетку. При этом инфантильность, чудаковатость мыслей главной героини, довольно странная система ценностей, отсутствие ответственности за свои поступки, ее ребяческое поведение (показанное, видимо, для придания сюжету еще большего оптимизма) кроме мыслей о недалёкости героини, никаких позитивных эмоций не вызывает.
Для придания фильму большей значимости и серьезности, все перипетии включены в политическую, экономическую и социальную панораму, дабы привлечь зрителя не только отдельными событиями и страстями, но и раскрыть общий исторический процесс происходивший в Бразилии в начале ХХ века. Для придания фильму несерьезности - происходящее разбавлено веселой музыкой и эротическими сценами. Юмора замечено не было, что для фильма, в жанре которого значится слово 'комедия' - совсем не похвально. Тем не менее, фильм наверняка найдет (или скорее уже нашел) своего поклонника. Многие (особенно женщины), уверен, были и будут от него даже в восторге.
Год 1925-й... Пыльный, захолустно-провинциальный бразильский городишко с размеренно-сонным течением жизни. Единственным развлечением публики является промывание косточек всем и вся в местном баре. Хозяин заведения (Марчелло Мастроянни), человек известный и уважаемый, берет на работу в качестве кухарки смазливую девчонку. Никто не знает откуда она появилась в городе, да и она сама о себе может рассказать очень немного. Впрочем это мало кого волнует. Таким пустякам здесь никто не придает значения. Главное, что она пришлась по вкусу мужской части населения и хозяину бара в первую очередь. Тем более, что он уже в возрасте и пора подумать о тихой семейной гавани.
Напрасно он опасался, что человеку с его положением не пристало связывать себя брачными узами с девушкой без рода и племени. Близкое окружение отнеслось к этому более чем снисходительно. Да и проблема с документами, которых у бедной девушки отродя не водилось, решилась сама-собой без особых усилий. Формальности соблюдены, но душевного спокойствия новоиспеченный жених не приобрел. И причиной тому крайняя непосредственность и очевидная импульсивность молодой жены.
Жизнь Габриэллы (Соня Брага) до появления в городе вдали от цивилизации наложила неизбежный отпечаток на ее поведение. При всей привлекательности девушка была незнакома с элентарным 'что такое хорошо и что такое плохо'. Своевольство и необузданность проявлялись порой самым неожиданным образом, не говоря уже об отсутствии великосветских норм приличия. Да и другие мужчины, как выясняется, глядя на лакомый персик не просто облизывались, глотая слюну...
Ну что ж... Разочарованием супружеской жизни никого не удивишь. Труднее совладать с другим. С тем, что называется любовью. И взаимное притяжение оказывается сильнее всех прегрешений. Страсть финальной сцены звучит жизнеутверждающим победным аккордом повествования.
Фильм щедро пересыпан эротикой и сладко-приятной музыкой. Смотреть можно, скучать не придется.