Кажется, вы используете блокировщик рекламы. Вместе с рекламой он может отключать постеры, папки с фильмами и другие важные элементы. Добавьте Кинопоиск в исключения, и всё будет в порядке.
Как это сделать
К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Каким бы «правильным» ты ни был, иногда случается играть «за темную сторону». В детстве, играя «в войнушку», выпадает играть «за фрицев». В компьютерной игре играешь за кровожадные силы Мордора. В шахматах играешь черными… А иногда смотришь фильмы о войне, снятые с точки зрения противника – и поневоле начинаешь сопереживать его героям… Таких фильмов немного — всё-таки «историю пишут победители». На память приходит «Железный крест» Сэма Пекинпа, разобранные на анекдоты «Семнадцать мгновений весны», скоро на экранах появится «Валькирия» об «одумавшихся» фашистах. И «Подводная лодка» Вольфганга Петерсена, заслуженно занимающая место в первой сотне лучших фильмов в истории по версии IMDB.

Снять увлекательный трех-с-половиной часовой фильм, действие которого почти полностью проходит в узких стенах подводной лодки – задачи почти невыполнимая. Снять фильм о немецких подводниках, несущих смерть британским судам в водах Атлантики в 1941 году, так, чтобы зритель желал им если не победы, то хотя бы выживания – практически невозможно.

Петерсену удалось и то, и другое. Не на секунду не забывая, кто эти измученные обросшие бородами люди и чьи приказы они выполняют, зритель как будто сам переносится в эту чертову лодку, узкую настолько, что два человека могут с трудом разойтись, слышит глухие разрывы глубинных бомб то справа, то слева, судорожно хватается за переборки, когда лодка содрогается от точного попадания. Вода пропитывает всё вокруг, безумие и страх наполняют воздух, в котором углекислого газа с каждой секундой становится больше, и кислорода – меньше, а стрелка уровня глубины предательски ползет из желтого сектора в красный, а потом еще ниже – глубже 260 метров, туда, где кончается шкала, и эта стрелка ошеломляет больше, чем все возможные компьютерные спецэффекты, которых в этой картине 1981 года еще нет.

Немецкий актер Юрген Прохнов для меня всегда ассоциировался с эпизодическими ролями – далеко не всегда удачными. В роли капитана в «Подводной лодке» он безупречен. Немногословен, суров, он как будто сделан из стали, будучи крепче, чем сама его лодка. Его взгляд выражает все: гордость своим экипажем, выполнившим боевую задачу, ярость и гнев по отношению к «тепло устроившемуся» экипажу немецкого корабля в испанском порту, последнюю надежду, когда загнанная британскими бомбами его лодка неподвижно застывает на морском дне…

Посмотрев этот фильм, понимаешь, почему Вольфганг Петерсен был с распростертыми объятиями принят в Голливуде: «Идеальный шторм», «Троя», «Посейдон» — всё это будет потом. А сразу после «Лодки» будет «Бесконечная история» — на мой взгляд, одна из лучших киносказок в истории, музыка которой удивительно созвучна мелодии из «Подводной лодки», а сказочный полет сквозь облака на драконе удачи Фалькоре удивительно похож на стремительное скольжение лодки по водной глади: как будто сама лодка, утратив свое страшное прошлое, очистившись от проклятия войны и клейма свастики, вырвалась в другое измерение и спасла души тех, кто доверил ей свои жизни…

«К-19», «U-571», «Глубина» — сколько фильмов про подводные лодки разных стран было снято впоследствии, но никому из них не удалось опуститься на те глубины страха, отчаяния и надежды, где проплывала «Подводная лодка» Вольфганга Петерсена.

10 из 10

30 мая 2009 | 21:23
  • тип рецензии:

Потрясающий фильм, один из лучших о второй мировой войне и лучший на тему подводных лодок.

Основан на мемуарах Лотара-Гюнтера Букхайма, который служил в войну военным корреспондентом и совершил один из походов на этой лодке.

Что такое подводная лодка U96? Это узкая железная кишка с практически отсутствующим свободным пространством, где в проходах с трудом могут разойтись два человека, с постоянным запахом масла и пота, равномерным шумом машин и зловещими звуками снаружи, с трудом вмещающая 50 человек экипажа, закупоренных наглухо под водой.

Капитан корабля в исполнении Юргена Прохнова настоящий профессионал-подводник, уверен в себе, суров, не берет, согласно приказу командования, пленных, но справедлив по отношению к экипажу и не лишен прочих человеческих эмоций. Капитан уважает Черчилля, с презрением и горькой иронией относится к недалекому высшему руководству рейха и ставит выше всего подвиг простых солдат.

Фильм пронизан антифашистским и антивоенным пафосом, здесь нет восхваления немецкой военной машины и преклонения перед культом личности, здесь есть простые немецкие моряки, пушечное мясо, которых отправили сражаться на войну, и они до последнего исполняют свой воинский долг. Несмотря на то, что торпеды, выпущенные с подводной лодки, несут смерть и разрушения, мы понимаем, что это война, и показан взгляд изнутри с немецкой субмарины, со страхами и подвигами обычных людей.

Потрясающе передано все: атмосфера клаустрофобии и первобытного ужаса человека в сражении не только с противником, но и со Стихией, когда лодка под ударами глубинных бомб вынуждена погружаться на большую глубину и корпус трещит по швам.

Все подводные звуки в фильме – это совершенно недостижимая глубина для большинства фильмов на эту тематику, великолепны и надводные съемки в ужасающий шторм.

Смотрел полную режиссерскую версию - 293 мин предельно жесткого и напряженного повествования, и не представляю, что можно выкинуть из этого шедевра. Ничего лишнего.

10 из 10

01 декабря 2009 | 19:03
  • тип рецензии:

Лично я считаю этот фильм лучшим в мире фильмом о второй мировой войне.

Фольфганг Петерсен очень добросовестно отнёсся к воссозданию исторической действительности - чего стоит только подготовленный им 'реквизит ' в виде двух полномасштабных макетов подводной лодки, сделанных по подлинным чертежам военного времени. Они могли по-настоящему плавать и даже погружаться. Один из макетов потом использовал Спилберг в своём 'Индиане Джонсе и потерянном Ковчеге ' (говорят, после этого несчастная посудина развалилась и утонула).

Актёрская игра достойна высших похвал, хотя злые языки болтают, что клаустрофобия, усталость и озлобленность у актёров, заточённых в болтающийся на имитаторе качки 'стальной гроб ', не наигранные, а вполне настоящие.

Настоятельно рекомендую смотреть этот фильм в режиссёрской версии с обновлённым звукорядом и только с субтитрами, без синхронного перевода (сам по себе перевод неплох, но, к сожалению, глушит фоновые звуки).

К сожалению, не могу присоединиться к рекомендации читать литературную основу фильма (одноимённую книгу Лотара-Гюнтера Букхайма), поскольку на русский язык её перевели отвратительно. Ни в коем случае не покупайте эту книгу в переводе Юрия Бема, а если вдруг его встретите, пните его лишний раз - за меня.

04 января 2008 | 03:12
  • тип рецензии:

Один из самых высококлассных фильмов о войне. Тем, кто ожидает увидеть здесь баталии или элементы войны, очень разочаруется. Эта картина будто повесь о мужестве и храбрости людей, несмотря на то, что снимали немцы, нет никакого намека на свою «непобедимость» или неуважение к противнику. Игра актеров просто меня поразила, музыка, работа оператора. И ведь только вдуматься, фильму больше двадцати лет. Вот такое кино сегодня нужно снимать. Браво Вольфганг.

9 из 10.

27 января 2008 | 23:20
  • тип рецензии:

На тему Великой Отечественной Войны было снято очень много лент, одни были интересны и жизненны, вторые, наоборот, были по своей сути глупы и пафосны и не представляли никакой художественной ценности для любителей кино. Но «Подводная лодка», несомненно, относиться к положительной категории этих фильмов.

Что такое субмарина для подводника во время плаванья по просторам океана? Это дом где он ест и спит, общаясь со своими сослуживцами. Это оружие, в котором один человек всего-навсего винтик в большом организме… и это его металлический склеп, в котором он найдёт свое последнее пристанище (при неблагоприятных для него обстоятельствах). Вот об этом этот тяжелый, но очень достоверный фильм.

Немецкий режиссер Вольфганг Петерсен отлично передал атмосферу замкнутого пространства, где капитан и его старшие офицеры это наставники для своих юных подопечных. Где каждый взрыв глубинных бомб это мелодия смерти на нервах подводника. Где единственная связь с внешним миром это только собственные воспоминания о родной земле. Где масса тёмных вод чувствуется на собственной шкуре, и ты содрогаешься всем телом, слыша треск обшивки от давления на многометровой глубине.

Также создателям этой ленты хочется сказать отдельное спасибо за работающий макет немецкой субмарины, который был максимально приближён к оригиналу и по размеру и по внешнему виду (говорят, он даже плавал и опускался под воду). И это радует, ведь без такого точного копирования вещей не было бы и полного погружения в атмосферу подводного ада созданными немецкими кинематографистами. Саундтрек Клауса Дольденгера, вне всякого сомнения, заслуживает отдельного внимания, хотя бы тем, что в начале 90ых годов группа «U-96» создала его «техно-ремикс» который прославился на весь мир.

Актёры отлично передали характеры своих героев. Особенно порадовал Юрген Прохнов, который великолепно исполнил роль опытного немецкого капитана, который то отец своим подопечным, то одержимый морской дьявол, постоянно ходящий по тонкому лезвию судьбы (надо сказать, что характер получился и вправду многогранный и цельный).

Но если подумать и посмотреть на эту киноленту под другим углом, то может придти и другая (печальная) мысль. Ведь фильм про наших врагов, которые топили и наши суда, с нашими людьми (у которых были свои судьбы и жизни). Но есть одно но! Этот фильм не пытается возвысить немецких мореплавателей сделав из них героев на все времена, фильм наоборот (в какой-то степени) показывает всю бессмысленность войны, демонстрируя насколько она страшна и ужасна на самом деле…

Подводя итоги, хочется вот что сказать. Если вам понравился, например «Пёрл-Харбор», или «Враг у ворот» то этот фильм вряд ли подойдёт вам… слишком он тяжёл для восприятия и в нём нет того пафоса и фантастических ситуаций, которые присущи американским лентам сегодняшнего дня… Зато здесь есть жестокая правда жизни, а это многого стоит, поверьте мне.

9 из 10

19 января 2011 | 00:28
  • тип рецензии:

...прокручиваешь в голове куски Das Boot.

Редко бывает так, чтобы лента не оставляла тебя в покое в течение почти недели. Несомненные плюсы фильма Петерсена вроде реалистичности, задевающего за живое сценария, выдающегося командира в исполнении Прохнова и отсутствия перетягивания идеологического одеяла, настолько очевидны, что обсуждать их подробно не стоит. Другое дело, что подобное кино рисует перед глазами весы, на одной чаше которых лежат честь, долг, доблесть и суровая мужская романтика, а на другой - трагедия посланного воевать человека, причем его национальность и идеология не имеют значения.

Можно бесконечно говорить, что убийство - это зло, что война - это борьба за интересы держав, а люди с точки зрения правителей и главнокомандующих - абстрактные массы, которыми можно жертвовать во имя интересов держав. Всё равно, активируя глубинные слои сознания, нас продолжает восхищать выдержка и дисциплина солдат, самоотверженность настоящих мужчин.

Фильм Лодка заставляет зрителя переживать за команду немецких подводников и искренне желать, чтобы их плавание закончилось благополучно. Игра актеров весьма талантлива, лента смотрится на одном дыхании.

После подобного кино еще больше хочется самостоятельно анализировать историю не на основе школьных учебников, а читая заслуживающие большего уважения источники разных сторон конфликта.

10 из 10

02 мая 2011 | 21:59
  • тип рецензии:

Написать отзыв о данной картине прекрасного режиссера Вольфганга Петерсена меня сподвигла не столько прекрасная режиссура немецкого постановщика, сколько неоспоримое отличие этой картины про подводников от любых других в жанре.

Ну, если сюжет, кстати, он является экранизацией романа Лотара-Гюнтера Букхайма, несильно отличается от других представителей жанра. И повествует о судьбе одной немецкой подводной лодки U-96 и ее экипажа, то постановка куда больше разнится с остальными фильмами про подводников. Правда, стоит оговориться, и признать, такой проработанности героев и особенно характера капитана мы не видели и вероятно не увидим не в одном подобном фильме.

Именно в представлении событий 'Подводная лодка' представляет особый интерес. Вольфганг Петерсен не пытается показать патриотизм немецких солдат, в отличие от 'Ю-571', они всего лишь солдаты, обязанные выполнять даже самые непродуманные приказы. Каждый из них не старается быть каким-то героем, в отличие от 'К-19', а остается самими собой, даже не смотря на свои недостатки. И даже капитан волен оценивать, конечно, с некоторой опаской, приказы Фюрера.

Звуковое сопровождение. На эту картину всем фильмам жанра нужно ориентироваться. Любая подводная сцена содержит только те звуки, будь это проникновенный саундтрек Клауса Дольдингера или еле слышимый шум глубинной бомбы, или грохот одной из машин, которые должны и вовлекают зрителя в ту невероятно сложную и напряженную атмосферу, царящую на глубине.

Не могу не отметить отдельно исполнителя главной роли – Юргена Прохнова. Его капитан, пожалуй, самый интересный и харизматичный персонаж картины. Сценаристы уделили огромное внимание этому герою и вместе с Прохновым оживили его. Каждое серьезное решение и каждое ранение его субмарины все больше отнимает у капитана жизненные силы. И если в начале картины, капитан просто опытный подводник, то к ее завершению, он больше похож на измотанного старика.

'Подводная лодка' – уже на протяжении тридцати лет остается лучшим фильмом про подводников и одной из лучших картин о второй мировой войне. Это работа Вольфганга Петерсена просто обязательна к просмотру всем ценителем настоящих серьезных военных драм.

06 июня 2011 | 22:46
  • тип рецензии:

'...лучше фотографируйте на обратном пути, у нас у всех будут бороды...'

Могу себе представить разногласия и идеалогический резонанс, который вызвала картина, выйдя в свет. На моей памяти это единственный фильм о Второй Мировой Войне, в которой немецкие военнослужащие не показаны, как мы привыкли, в виде олицетворения жестокости, аморальности и беспринципности, как ужасные фашисты-националисты, жаждущие испепелить весь мир. Вольфганг Петерсен совершил идейный перелом, показав своей выдающейся картиной простую истину – не важно кто ты – немец, русский, англичанин, американец, кто угодно, война – это ужас, и она ужасна для всех, кто в неё вовлечён. Потому что любой солдат – это человек, со своими желаниями, принципами, страхами, мечтами, слабостями. И перед лицом смерти равны все.

«Подлодка» - очень мощная и серьёзная мужская драма, без всяких соплей и слёзок. Это жёсткая история мужества и дикой отваги, непоколебимой силы духа и стойкости. И, пожалуй, один из самых достоверных и реалистичных, ничем не приукрашенных фильмов. Да, есть другие очень хорошие картины про подводников, говоря о западных, та же «U-571» и другие. Но они уже никогда не сравняться с этим фильмом, поскольку более зрелищны, более увлекательны и красивы, персонажи этих фильмов хороши, да, но порой смахивают на супер героев. Здесь нет ни йоты вымысла или пафоса. Картина очень тяжёлая и мрачная.

Это однозначно картина не для тех, для кого лучшее кино про войну «Пёрл Харбор», т.е. не для того, кто жаждет зрелищ, такой человек вряд ли досмотрит кино до конца. Я решил ознакомиться с картиной, посмотрев расширенную режиссёрскую версию длиною в три с половиной часа, и, признаюсь, при всём восхищении этим фильмом, мне было тяжело, просмотр очень утомил. Но фильм запомнился навсегда…

Фильм рассказывает о экипаже немецкой подводной лодки, отправленной на патрулирование в Атлантику с целью перехвата британских транспортников. Экипаж молодой, капитан недоволен, понимая, что будет трудно. «...крестовый поход детей.» Все ожидали трудностей и испытаний, но никто не мог предположить, что эти испытания окажутся настолько жестокими и страшными, не раз поставив экипаж на грань между поверхностью и бездной, между жизнью и смертью.

Очень сильная эмоциональная картина. Безусловно сильнейший драматический финал, о котором трудно что-то сказать, это нужно посмотреть. Вообще, если уже вы намерены посмотреть картину, то посмотрите хотя бы режиссёрскую версию. Просто представить себе не могу, что собой представляет 150 минутный вариант. Потому что даже расширенная версия, которую я смотрел выглядела настолько гармоничной и полной, что даже не могу себе представит фильм в другом формате. Этого времени как раз нужно чтобы раскрыть очень глубоко персонажей, показать всю трагичность и тяжесть испытаний, выпавших на их долю, то, как они с ними справляются.

Очень хорошая актёрская игра всех до одного, кто в кадре, хотя из всех я знаю только Юрген Прохнов, исполнившего роль капитана. Очень запомнился в самом начале буйный Томсон. «Я хотел выблевать все мозги. Я так пьян, что не могу трахаться. Зик хайль!»

Стоит так же отметить и визуальную часть фильма. В картине хватает сцен военных сражений, которые смотрятся действительно очень напряжённо и захватывающе, по мимо этого очень красиво и качественно, даже смотря сейчас, тридцать лет спустя, картина и визуальные эффекты просто потрясают, нигде ни на секунду не вызывая ощущения искусственности и дешевизны. Мрачная и тяжёлая атмосфера узких переходов внутри, вода, пробивающаяся сквозь щели после глубинных бомб, всё создаёт невероятное ощущения реалистичности происходящего и вызывает сильные эмоции. Плюс великолепная музыка.

Что могу сказать в итоге. «Подлодку» нельзя сравнивать ни с одним любым фильмом в жанре и роде, это абсолютно уникальное кино. Есть «Подлодка» и есть другие фильмы, только так. Сильнейшая драма, очень тяжёлая и не весёлая. Один из самых реальных и лучших фильмов про Вторую Мировую Войну в истории кинематографа.

10 из 10

18 июня 2011 | 16:52
  • тип рецензии:

По всем пунктам 10 из 10.

1. Абсолютная реалистичность, абсолютная правда. В качестве консультанта на площадке присутствовал настоящий командир U-96. И вообще немцы часто делают крутые реалистичные фильмы.

2. Игра актёров. Мимика и выражения лиц передают гораздо больше, чем любые слова

3. Декорации. Всё воспроизведено с немецкой дотошностью, я вообще изначально думал, что фильм снимали на одной из реально сохранившихся u-boot.

4. Сценарий. В фильме очень много на первый взгляд затянутых моментов, но они сделаны так, что проматывать их не хочется, потому что есть ощущение, что ты тоже там внутри, а реальное время не перематывается. Тем более контрастно и зрелищно смотрятся моменты, когда происходит морской бой.

5. Политика. Здесь нет большого перегиба на политическую составляющую, большая часть фильма происходит вне политики. Фильм говорит нам, что в целом экипаж субмарины и нацисты - это не одно и то же. Тем самым на вопрос 'это ведь про фашистов?' фильм отвечает, что это могло быть про любую подводную лодку - хоть американскую, хоть советскую.

Поразительно, но 5-часовой хронометраж полной режиссёрской версии нисколько не затягивает просмотр, и честно говоря, очень хочется ещё 5-10-15 часов такого фильма.

Это очень сильное антивоенное кино. Очень обидно, что у нас такое не снимают. Жаль, что наши потомки победителей снимают на эту тему только клиповую попсу и картиночную войну, после которой массово появляются стикеры 'можем повторить'. Хочется повторить? Тогда добро пожаловать на u-boot. Фильм о войне должен быть таким, после которого хочется, чтобы такое никогда и нигде не повторялось. Das Boot обязательно стоит посмотреть всем тем, кто хочет повторить.

21 ноября 2021 | 01:17
  • тип рецензии:

Нет, не случайно «Подводная лодка» сделала Вольфганга Петерсена знаменитым и открыла ему дорогу в Голливуд.

3,5 часа (режиссёрская версия фильма), залпом просмотренные мною спустя 38 лет после того, как картина вышла на экраны, и могу сказать одно: едва ли я вспомню другие фильмы о войне, действие которых почти 80 % времени происходит в узком замкнутом пространстве, но при этом твои эмоции регулярно зашкаливают до предела. И достигается это не яркими спецэффектами или красивой компьютерной картинкой (как часто бывает в современных военных фильмах, в т. ч. российских), но в первую очередь, совершенно невероятной по силе психологического воздействия актёрской игрой и интересной сюжетной линией.

Неважно, любите вы военные картины или нет. У Петерсена получился не столько фильм про немцев и их подлодку. Это фильм про человеческое выживание и борьбу. Про мужество и страх, веру и отчаяние, разум и безумие, которые могут существовать рядом не только в разных людях, оказавшихся вместе на глубине нескольких десятков метров под водой, но даже внутри одного человека.

Замкнутое пространство, в котором связь с внешним миром кажется нереальной, зато близость смерти всегда явная и постоянная, заставляет людей, некоторые из которых в обычной жизни вряд ли подали бы друг другу руку, выживать вместе, надеяться друг на друга и действовать сообща.

Если хотите выжить – все должны работать заодно, как чётко отлаженный механизм. Кто-то «истинный ариец», а кто-то презирает Гитлера, кто-то ненавидит англичан, а кто-то испытывает к ним жалость, но если поступит военный приказ, он не подлежит обсуждению. Потому внутри лодки нет чётко выраженных «хороших» и «плохих», своих и чужих. Здесь все должны постоянно помогать друг другу и действовать согласно поставленной задаче.

Это фильм про войну, которая сводит с ума, перекручивая человека не только физически, но психологически. Кого-то медленнее, кого-то быстрее, но происходит так почти с каждым. Начальные кадры фильма для многих покажутся отвратительными, аморальными, но это обратная сторона войны. Почти любой большой войны. Чтобы забыться, приходится много пить, а порой – делать ещё более худшие вещи.

В фильме почти нет показа эпических военных баталий, но все сцены боестолкновений, которые большей частью демонстрируются изнутри лодки, заставляют неотрывно смотреть на экран. Каждое сражение – словно отдельная кульминация фильма, в которой эмоции разных людей, оказавшихся вместе на глубине нескольких десятков метров под водой, переданы с невероятной остротой. Актёры не играют, они живут в этом фильме. Оператор с камерой, кажется, тоже там, с ними – настолько аутентична съёмка и вся обстановка в лодке.

Но тем зрителям, кто думает, что самая страшная опасность на глубине, Петерсен легко показывает, что это не так. На войне нет безопасных мест. Ни на море, ни под водой, ни в воздухе, ни на суше – смерть найдёт тебя там, где тебе будет уготовано, и чаще всего, когда ты этого вовсе не ждёшь.

Говорят, что автор книги, по которой был снят фильм, критиковал картину за излишнюю зрелищность, повышенный драматизм и эмоциональное переигрывание актёров. В результате, по его мнению, картина утратила значительную долю своей антивоенной направленности, вобрав в себе черты типичного американского боевика и став негативным примером прославления немецкого подводного флота Второй мировой войны.

С моей точки зрения, фильм как раз доступно и ярко показывает большинству зрителей, почему война чаще всего – это безумие и преступление против человечества. Каким бы совершенным не было ваше оружие, какими бы идеями вы не руководствовались, начиная войну, её последствия всегда одинаковы – оборванные человеческие жизни, искалеченные души, потерявшие своих сыновей и отцов семьи и многие годы страшных воспоминаний тех, кому удалось выжить.

Можно легко сойти с ума, находясь день за днём в душном замкнутом пространстве металлической посудины на глубине моря. Но отчего сходят с ума те, кто, обладая силой и властью, отправляют эту лодку, тысячи таких лодок, чтобы нести смерть своим и чужим?

Сможет ли когда-нибудь человечество ответить на этот вопрос? Очень хочется верить, что да. Не пожалейте времени на этот фильм, если вы его ещё не видели (смотреть рекомендую именно режиссёрскую версию). Это действительно кино с большой буквы, которое способно заставить вас по-новому ценить каждый прожитый день вашей мирной жизни.

10 из 10

27 октября 2019 | 21:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: